Феодосий, архиепископ Новгородский (Великоновгородский) и Великолуцкий (Яновский Федор Михайлович) Феодосий родился в шляхетской семье на Смоленщине. По мнению П. Петрова, Феодосий обучался в Московской Заиконоспасской академии, а по мнению историка В. Аскоченского – в Киево-Могилянской академии. Периодом его обучения считаются 80-е годы XVII столетия. Насколько обширно было образование Феодосия, неизвестно; неизвестно также, продолжал ли он образование за границей по примеру своих сверстников. Он не обнаруживал особой учёности, но считался человеком образованным. По словам архиепископа Новгородского Феофана (Прокоповича ; † 1736), Феодосий, любя учёных, предпочитал простых, и от него не осталось ни одного литературного труда. Был рясофорным послушником Московского Симонова монастыря. Неизвестно также, как попал он в Симонов монастырь и по каким побуждениям принял монашество. За клевету на архимандрита Симонова монастыря Варфоломея (это была простая жалоба на суровость Варфоломея) Феодосий попал в число нарушителей монашеской дисциплины и был сослан в оковах в Троице-Сергиев монастырь. Архимандрит Троице Сергиева монастыря Иов (впоследствии митрополит Новгородский; † 1716) принял в нём участие и освободил от оков. В 1697 году архимандрит Иов, получив назначение на Новгородскую кафедру, взял с собой Феодосия. В 1701 году митрополит Иов рукоположил Феодосия в игумены, а в 1704 году назначил его архимандритом Новгородского Спасо-Варлаамиева Хутынского монастыря. Митрополит Иов умел ценить людей образованных, отличавшихся деловыми качествами. Архимандрит Феодосий не проявил себя как писатель, не был он заметен и как проповедник, зато обладал недюжинными способностями как администратор, и потому стал ближайшим помощником Новгородского архиерея. Вскоре он стал известен царю Петру I. Между архимандритом Феодосием и царём установились дружеские отношения. 27 октября 1704 года архимандрит Феодосий, минуя митрополита Иова, писал прямо царю, жалуясь на келаря Венедикта. С этого времени архимандрит Феодосий стал всё больше опираться на высшую государственную власть, игнорируя своего непосредственного духовного руководителя. Особенно это проявилось в 1708 году, когда митрополит Иов послал архимандрита Феодосия в Москву за типографией Симеона Полоцкого . В Москве архимандрит Феодосий встретился с царём и был назначен духовным судьёй в Санкт-Петербург для заведования церковными делами вновь завоёванных городов: Ямбурга, Нарвы, Копорья. Шлиссельбурга. Митрополит Иов был только уведомлен о новом назначении своего архимандрита и должен был благословить его на новое служение. Митрополит Иов дал ему инструкцию относительно его практической деятельности. По-видимому, и митрополит Иов, и царь Пётр I ценили в Феодосии административные таланты, любовь к просвещению. Феодосий был человеком энергичным, обладавшим практическим умом и умевшим приспосабливаться к требованиям времени. Такие люди нужны были Петру I.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Воскресенский собор (Почеп) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Воскресения Христова возведен в 1765-71 годах вместо прежней, деревянной церкви, построенной приблизительно в 1715 году. Нынешний храм, вместе с трапезной и колокольней возведен по проекту известного петербургского зодчего Ж.-Б. Вален-Деламота архитектором А.Г. Яновским на средства последнего малороссийского гетмана, графа и сенатора К.Г. Разумовского. Первоначально здание входило в ансамбль обширной дворцовой усадьбы, возведенной здесь гетманом в 1770-80-х годах. Содержание История [ править править код ] Расположенный в центре города храм в честь Воскресения Христова, возведен в 1765-71 годах вместо прежней, деревянной церкви, построенной приблизительно в 1715 году. Нынешний храм, вместе с трапезной и колокольней возведен по проекту известного петербургского зодчего Ж.-Б. Вален-Деламота архитектором А.Г. Яновским на средства последнего малороссийского гетмана, графа и сенатора К.Г. Разумовского. Первоначально здание входило в ансамбль обширной дворцовой усадьбы, возведенной здесь гетманом в 1770-80-х годах. Дворец и парк погибли во время Великой Отечественной войны. Двухъярусный храм с колокольней, достигающей 60-ти метровой высоты, построен в форме Креста. На первом ярусе – Престол во имя Праведных Захария и Елисаветы (зимний храм), на втором – Престол в честь Воскресения Христова. Резной двухъярусный иконостас работы середины XVIII века выполнен предположительно по рисунку архитектора В. Растрелли, а иконы написаны Г. Стеценко, придворным художником К.Г. Разумовского. На иконостасе выделяются скульптурные изображения сидящих ангелов, верх венчает скульптурное Распятие. Сегодня в Соборе имеется икона святителя Феодосия Черниговского, дарственная надпись на которой гласит: «Икона сия и киот для нея сооружены усердием графа Константина, графини Екатерины Клейнмихель с детьми, прихожанами и настоятелем Воскресенской церкви священником Александром Померанцевым в 1898 году». После переворота 1917 г. храм был разграблен красноармейцами.

http://azbyka.ru/palomnik/Воскресенский_...

Фекла Иконийская, II в., равноапостольная святая первомученица. По преданию, увлекшись проповедями апостола Павла, решила посвятить себя служению Богу, за что была арестована и подвергнута мучениям. Позже была освобождена, получила напутствие апостола Павла на обучение людей слову Божию, после чего долгие годы жила в Селев- кии (Сирия) и в возрасте 90 лет, когда ее преследовали языческие жрецы, была скрыта от них горой 125 Феодор Стратилат, + 319, святой великомученик, почитаемый Православной и Католической Церквами, покровитель православного воинства. Согласно житию, избавил родной город Евхаит от змея. Принял мученическую кончину во времена гонения христиан в правление императора Лициния (соправителя Константина) за неверие в языческих богов и исповедание веры Христовой. По преданию, святой был подвергнут многодневным пыткам, затем ослеплен и распят, но благодаря Божию заступничеству остался невредим. После его чудесного спасения жители Евхаита уверовали во Христа и пытались заступиться за своего стратилата. Однако он добровольно пошел на казнь и был усечен мечом 154 Феодосий I Великий, 347–395, римский император в 379–395 гг. В 380 г. принял христианское крещение. В том же году Феодосий издал эдикт, запрещающий ереси и обязывающий «все народы», подвластные ему, исповедовать христианство с никейским Символом веры . По его инициативе в 381 г. в Константинополе был созван Второй Вселенский Собор, где был дополнен христианский Символ веры (никео-константинопольский Символ веры ). В 392 г. Феодосий издал закон, запретивший язычество в любых его проявлениях. Отныне христианство стало единственной официальной религией Римской империи. Последний удар язычеству он нанес в 394 г., разгромив узурпатора Евгения, покровительствовавшего старой римской религии. В церковной традиции Феодосий титулуется «Великим» 79,80,88,98 Феодосий II, 408–460, император Восточной Римской империи в 408–450 гг. При нем был создан «Кодекс Феодосия» (свод римского права), Константинополь был обнесен мощными укреплениями. Его жена Евдокия была ревностной христианкой, в 438 г. совершила паломничество в Святую землю, последние 17 лет своей жизни провела в Иерусалиме, усердно заботясь об обустойстве святынь города 137

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Феодосий Яновский, родом был из малороссийской шляхты. Что-то темное тяготеет под первыми годами его монашества. Он оклеветал пред патриархом Симоновского архимандрита, его постригавшего, и был в цепях отправлен под начал в Троицкий монастырь, где настоятельствовал тогда известный Иов, впоследствии архиепископ Новгородский. Иов не только принял в нем участие, освободил его из оков, но, назначенный в Новгород, взял его с собой и определил архимандритом знаменитого Варлаамо-Хутынского монастыря. При проезде чрез Новгород Петра Великого Феодосию удалось обратить на себя его внимание. На это внимание Государя надломило его мало как видно, благородную душу, и гордость его выразилась в том, что он стал презрительно обращаться с Иовом, своим архипастырем и благодетелем. Он даже стал подавать доносы Государю на такого просвещенного и доброго иерарха, каким был Иов. Чтоб исправить возникшие вследствие такого поведения Феодосия натянутые между ними отношения, Иов решился сделать ему пастырское вразумление. Для Государя Феодосий казался настолько подходящим человеком, что в 1707 году Государь отличил его – послал осмотреть церкви и духовенство вновь завоеванных городов: Ямбурга, Нарвы, Копорья и Шлиссельбурга. Он стоял уже тогда так высоко, что первенствовал в некоторых важных духовных церемониях в Петербурге; так, он венчал великую княжну Анну Иоанновну (впоследствии Императрицу) с герцогом Курляндским. Перенося церковное управление в Петербург, Петр нуждался в человеке, который бы действовал в его видах. Стефан Яворский расходился с ним во взглядах; Иов был стар и хил и Феодосий назначен был „администратором дел духовных“ – то было временное управление церковное, в ожидании Синода. Тут, постоянно находясь в сношениях с Государем (Государь и Императрица брали его даже с собой в путешествие заграничное 1716 – 1718 гг.), понял все его взгляды, и стал весьма влиятельным лицом. Русская партия, неодобрявшая взглядов Феодосия, неуважавшая его нетвердую жизнь, была недовольна возвышением Феодосия. Царевич Алексей Петрович выражался: „Разве-де за то его батюшка любит, что он вносит в народ лютерские обычаи и разрешает на вся“. Вот, этот именно легкий взгляд Феодосия на религиозные обязанности, кажется, и был, к сожалению, удобен для Петра. Единомышленники Алексея Петровича певали в лицо Феодосию стих, начинающийся словами: „Враг Креста Христова“ и говорили, что, когда будут его ставить в архиереи, то пригоже будет эти слова петь при облачении. Учитель царевича, Вяземский, написал даже ноты к этому стиху и отзывался, что с радостью бы дал певчим, чтоб они пропели этот стих, пять рублей, „для того, что Феодосий икон не почитает“.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Леонид, архиепископ крутицкий; архимандриты: Петр симоновский, Афанасий спасо-ярославскаго монастыря, Дионисий андрониковский, Иоаким донской, Серий петровский, Киприан воскресенский, Антоний златоустовский, Гедеон спасский, Макарий игумен воздвиженский, казначей иеромонах Филагрий, ассессор Анастасий Наусий, Гг. Топильский, Чичерин, Кафтырев, Илья Никифоров, прокурор (монастырскаго приказа) капитан Раевский, Алексей Владыкин, Иван Заруднев. Вице-президент преосвященный Феодосий»... «А ежели кто и обедом трактовать изволит, о том не воспрещется. И по вышеозначенному расположению, преосв. Феодосий, Леонид и прочие были в донском монастыре 29 декабря, В монастыре для этого ассамблету был изготовлен обед». Отеч. Зап. 1857 г., 9, стр. 21–22. 153 Протест бывшего казанского митрополита Сильвестра Холмского, против Феодосия, в Приложениях, II. 156 Письмо Феодосия к Государыне от 21 апреля 1724 года. «Всемилостивейшая и благочестивейшая великая Государыня императрица. Всенижайше доношу вашему императорскому величеству. Вчерашняго числа, в Покровском селе, безумием моим, не выразумев благопотребной воли всемилостивейшаго Государя, прогневал я, окаянный, его императорское величество так много, как никто больше. Того ради пребывая в великом страхе и отчаянии, я не имею в таком моем бедствии никакого способу; только дерзаю утруждать ваше величество: умилосердися великая Государыня и благоволи вручить его величеству приложенное здесь мое рабское приношение, чтобы мне невозбранно было прийти и просить в моей великой вине милостиваго прощения и помилования. Вашего величества всенижайший и непотребный раб, виноватый Феодосий архиепископ новгородский». 157 Во время коронования «архиепископ новгородский, как знатнейшее духовное лицо, обратился к Императрице с благословением, которое она приняла, преклонив колена на положенную перед ней подушку. За тем он взял императорскую корону и передали ее Императору, который сам возложил ее на главу стоявшей на коленях Императрицы. После того архиепископ вручил ея величеству державу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Довольно через шестьдесят и четыре лета Видех непостоянство и суету света. За дружбу и за жизнь, бывшую со мною, Целую, мати земле, чад твоих с moбoюcimamacimama 709 citata. Завещание Стефана было читано Петром 710 . Однако, оставленный Нежинскому монастырю капитал в 3,000 рублей, оказавшийся там «остаточным», был вытребован из монастыря, по докладу Синода, высочайше утвержденному, и употреблен на достройку нового Синодального дома 711 . Оставшееся после Митрополита «келейное имущество» разошлось по рукам. Вино было перевезено с подворья на Синодальный двор и в июле 1723 года, по решению Синода, отдано в награду Синодальным обер-секретарю, секретарям и канцелярским служителям, каждому соответственно степени занимаемой им должности 712 ; зеркало взято в крестовую Синодальную палату, а из одежды часть отдана почему то Новоспасскому Архимандриту Иерофею в 1724 году, а часть продана с вольного торга 713 . Бот, принадлежавший Стефану, взял себе Феодосий 714 . V Первый вице-президент, Архиепископ Феодосий, в мире Федор Михайлович Яновский, был третьим из четырех сыновей Смоленского «рейтара», владевшего двумя крестьянскими дворами 715 . Впоследствии, в 1719 году, будучи в силе у Петра, Феодосий просил государя пожаловать его сродников «не как от единые крови, но от единые утробы», хоть несколькими дворами в Смоленском уезде, потому что вотчин и поместий за ними, кроме весьма скудных усадеб, не было ни одного двора и жили в крайнем мизерстве. И государь исполнил просьбу Феодосия 716 . Где Феодосий получил образование, точных сведений не имеется. По-видимому, он обучался в Киевской академии. Относительно степени его образования является характерным разногласие ученых, знал он латинский язык, или не знал. Как бы то ни было, он принадлежал к тем немногим талантам, которые и при малой степени школьного обучения способны были стать носителями высоких отличий и участниками великих дел. По-русски писал он очень хорошо. Простота, ясность, ум, светятся в каждой написанной им строке, стиль, за редкими исключениями, чистопетров. Это делается ясным для каждого, кто потрудился бы посмотреть хотя бы резолюции его на различных делах в архиве Александро-Невской лавры. Что он ценил образование, в том не может быть сомнений. Любопытен факт, что отданного ему одним Новгородским бобылем, когда он был Хутынским Архимандритом, мальчика, Андрея Петрова, он «келейным своим иждивением обучил грамоте русской и немецкой» 717 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Так, в 1719 году, Феодосий требовал от известного уже нам священника К. Фёдорова, ямбургского благочинного, чтобы он смотрел, дабы православные христианской веры люди изображали на себе крестное знамение во имя Святой Троицы первыми тремя перстами десной руки. О богохульниках и противниках святой церкви Феодосий требовал доносить в Невский монастырь немедленно. Ф. Яновский предлагал строгие меры против бродячих попов, считая их самыми ревностными распространителями раскола. В духе Петра и Питирима Феодосий требовал употребления строгих карательных мер против раскольников, особенно против пропагандистов, защитников и укрывателей раскола. Сохранилась записка Феодосия о выговских раскольниках, интересная в том отношении (между прочим), что она знакомит нас со взглядами автора её на братьев Денисовых. В записке говорится: «учитель злый и главный раскольщиков, Андрей Денисов, которому в его учении последуют народа многие тысячи, а именно, в городах и уездах Юрьевца-Подольского, в Балахне, в Шуе, в Суздали, в Новгороде, в Пскове, многие и в Москве, который в своём богомерзком учении весьма не исцелён, а водворяется оный в Заонежье и приходит на Олонец ради своих потреб и до коменданта Вилима Геника небоязненно. Да брат того же нрава и учения, Семён Денисов, который был пойман у новгородского митрополита Иова, да ушёл из-за караула, там же живёт и рассеивает своё плевельное учение» 633 . Резолюция на сию записку Феодосия последовала такая: «сие делать тогда, когда его царское величество будет у Геника на заводах». На основании резолюции можно думать, что записка Феодосия представлена была на рассмотрение в Святейший Синод, но надлежащего решения (стеснения деятельности братьев Денисовых и разорения места жительства их) не получила ввиду особенного привилегированного положения выговской пустыни, узаконенного прежними указами Петра. Участвуя в тайной канцелярии по делам духовных лиц, Феодосий предлагал крайние и резкие меры. В 1721 году требовал, чтобы попа Якова Семёнова за совершение в Москве церковных треб раскольническим обычаем сослали в Соловецкий монастырь в земляную тюрьму до конца жизни, неисходно.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

128 Там же, стр. 1478. IV, т. XVI, ср. 179; Оп. Док. и Д. Арх. Св. Син. III, 553, II, 1041; XII, 343. 131 Архим. Феодосий, в миру Феодор Михайлович Яновский, сын смоленского рейтара, по-видимому, обучался в Киевской Академии и будто знал латинский язык. Он, по словам С. Г. Рункевича , принадлежал к тем немногим талантам, которые и при малой степени школьного обучения способны были стать носителями высоких отличий и участниками великих дела. В качестве рясофорного послушника Симонова монастыря, он вместе с другими, приносил жалобу п. Адриану на своего архимандрита; после этой жалобы Феодосий выслан был в Троице-Сергиеву лавру «для держания в работе в железах». Здесь обратил вннмание на него архимандрит лавры Иов, освободил от оков, и, когда сделался Новгородским митрополитом, взял Феодосия к себе, дал ему игуменство (28 лет), а через два года, в 1704 г. назначил архимандритом Хутына монастыря. В том же году в переписке с государем Феодосий докладывал, что «архиерей наш, т. е. м. Иов мене убогого проклинает, за то, что по повелению твоему творю». Дело заключалось в том, что Феодосий, помимо м. Иова, нажаловался Петру, в бытность его в Хутыне монастыре 17 сент. 1704 г., на бывшего Хутынского келаря – в роскоши и наживе, за что келарь обращен в братство монастыря. Обход, м. Иова в жалобе на келаря был своеволием со стороны Феодосия и неуважением к м. Иову. Иов не позволял, архим. Феодосию своевольно распоряжаться в. Новгородской епархии, чем и вызвал, жалобу на себя со стороны Феодосия ( С. Г. Рункевич . История Русскви Церкви под управлением Святейшего Синода, т. I, Спб. 1900г., стр. 177–178; 182. 132 С. Г. Рункевич . История русской церкви под управлением Святейшего Синода, т. I. Спб 1900 г., стр. 179–205. Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Спб. 1869 г. вып. I, стр. 58–65. Новгородские Епархиальные Ведомости 1896 г. 6, стр. 400–402. О православных храмах, существовавших в Петербургской области и вновь построенных до учреждения Св. Синода. См. Истор, – статистич. сведения о Петербургской епархии, вып. I, стр. 40–53. Главным храмом в Петербурге до 1714 г. был Петропавловский собор, а с 1714 г. Троицкий. О церквах в Ингрии, Корелии, Эстляндии и Лифляндии со времени учреждения Св. Синода см. Указатель при Описаниях Арх. Св. Синода в отделе «Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Их совместные усилия позволили поднять благотворительность в Новгороде на небывалую высоту. 3 июня 1714 г. вышел указ «О сборе с венечных памятей на пропитание и лечение больных и раненых солдат»; по прошению И. 24 сент. того же года Петр I подтвердил освобождение Новгородской епархии от сдачи этого сбора в казну, поскольку собранные средства митрополит использовал для тех же целей на месте. За полгода до кончины И. все еще заботился о расширении и благоустройстве странноприимниц: запрет каменного строительства вне новой столицы заставил его обратиться к царю. О царском соизволении на строительство 31 авг. 1715 г. сообщила И. царица Екатерина Алексеевна. В устроенных И. приютах к 1716 г. призревалось 468 чел. И. принимал участие в борьбе со старообрядчеством. Он написал «Ответ краткий на подметное письмо о рождении сими временами антихриста» (М., 1707). В митрополичьей тюрьме в 1711 г. умер Феодосий Васильев , основатель беспоповского федосеевского согласия. Митрополит безуспешно увещевал его отказаться от раскольнической деятельности. И. просил об изоляции Д. Викулина . С. Денисов (см. ст. Денисовы ), прибывший в Новгород в нач. 1712 г., был арестован, но после смерти И. ему удалось бежать. Гораздо терпимее И. относился к инославным, в дек. 1709 г. принял в Новгороде дат. посланника Ю. Юля, разрешил ему осмотр Антония Римлянина монастыря и храмов города, выделил монаха-сопровождающего. В 1708 г. началось церковно-адм. обособление С.-Петербурга, куда для заведования церковными делами города и присоединенных во время войны территорий был вызван архим. Феодосий (Яновский). И. выдал ему подробную инструкцию, но архим. Феодосий не довольствовался положением временного поверенного. Он добился создания в столице Александро-Невского мон-ря (впосл. лавра) и своего назначения на должность настоятеля. При подготовке царского указа об открытии мон-ря архим. Феодосий не счел нужным согласовать с И. вопрос о передаче мон-рю в качестве приписной валдайской Иверской обители. Митрополит увещевал архимандрита: «Скачеши высоко, бойся, да не поползнешися глубоко».

http://pravenc.ru/text/578172.html

Феодосий Яновский родом был из малороссийской шляхты. Что-то темное тяготеет под первыми годами его монашества. Он оклеветал пред патриархом Симоновского архимандрита, его постригавшего, и был в цепях отправлен под начал в Троицкий монастырь, где настоятельствовал тогда известный Иов, впоследствии архиепископ Новгородский. Иов не только принял в нем участие, освободил его из оков, но, назначенный в Новгород, взял его с собой и определил архимандритом знаменитого Варлаамо-Хутынского монастыря. При проезде чрез Новгород Петра Великого, Феодосию удалось обратить на себя его внимание. Но это внимание государя надмило его, как видно, мало благородную душу, и гордость его выразилась в том, что он сталь презрительно обращаться с Иовом, своим архипастырем и благодетелем. Он даже стал подавать доносы государю на такого просвещенного и доброго иерарха, каким был Иов. Чтоб исправить возникшие вследствие такого поведения Феодосия натянутые между ними отношения, Иов решился сделать ему пастырское вразумление. Для государя Феодосий казался настолько подходящим человеком, что в 1707 году государь отличил его — послал осмотреть церкви и духовенство вновь завоеванных городов: Ямбурга, Нарвы, Копорья и Шлиссельбурга. Он стоял уже тогда так высоко, что первенствовал в некоторых важных духовных церемониях в Петербурге; так, он венчал великую княжну Анну Иоанновну (впоследствии императрицу) с герцогом Курляндским. Перенося церковное управление в Петербург, Петр нуждался в человеке, который бы действовал в его видах. Стефан Яворский расходился с ним во взглядах; Иов был стар и хил, и Феодосий назначен был «администратором дел духовных» — то было временное управление церковное, в ожидании Синода. Тут, постоянно находясь в сношениях с государем (государь и императрица брали его даже с собой в путешествие заграничное 1716–1718 гг.), понял все его взгляды, и стал весьма влиятельным лицом. Русская партия, не одобрявшая взглядов Феодосия, не уважавшая его нетвердую жизнь, была недовольна возвышением Феодосия. Царевич Алексей Петрович выражался: «Разве-де за то его батюшка любит, что он вносит в народ лютерские обычаи и разрешает на вся ». Вот этот именно легкий взгляд Феодосия на религиозные обязанности, кажется, и был, к сожалению, удобен для Петра. Единомышленники Алексея Петровича певали в лицо Феодосию стих, начинающиеся словами: «Враг Креста Христова» и говорили, что, когда будут его ставить в архиереи, то пригоже будет эти слова петь при облачении. Учитель царевича, Вяземский, написал даже ноты к этому стиху и отзывался, что с радостью бы дал певчим, чтоб они пропели этот стих, пять рублей, «для того, что Феодосий икон не почитает».

http://azbyka.ru/fiction/russkaya-cerkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010