Здесь же мученическое отсечение своей воли, назначенное служение и, сверх того, случающиеся епитимии наилучшим образом готовят к смертному приговору. Поэтому блаженный апостол, говоря: по вся дни умираю, тако ми ваша похвала, юже имам о Христе Иисусе Господе нашем ( 1Кор.15:31 ), сказал это, не в покое пребывая, но мучимый бесчисленными испытаниями. Увещание . Поэтому и мы будем заботиться о том, чего ищем, никогда, ни днем ни ночью, не переставая помнить о смерти. Ибо таким образом, по милосердию Божию, мы отгоним от себя и злую похоть, и пренебрежение служением, и уныние, и беспечность, и злую клевету, и всякое другое зло. Затем, приходя и к концу своей жизни, как предупредившие его своей заботой о смерти, не будем бояться и смущаться, но спокойно будем взирать на святых Ангелов, с большой радостью изыдем из тела и достигнем жизни вечной во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Оглашение 29. О благодарении и наставление о поклонении иконе Христовой и об исповедничестве брата нашего Фаддея 87 Благодарение как способ спасения. Братия и отцы. Бог даровал нам много способов для совершения нашего спасения. Один из них и первый – благодарение. Ибо апостол говорит: первое убо благодарю Бога моего Иисусом Христом о всех вас, яко вера ваша возвещается во всем мире ( Рим.1:8 ). И всюду приветствует, благодаря Бога. И в «Лествице» говорится, что благодарение должно предшествовать молитве 88 . Итак, будем благодарить Бога прежде всего за то, что Он от небытия привел нас к бытию, создав нас на благие дела, которые Он уготовал для того, чтобы мы жили в них. Будем благодарить Его за то, что Он привел нас к усыновлению чрез Святое Крещение. Ибо сказано: елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, иже не от крове, ни от похоти плотская, ни от похоти мужеским, но от Бога родишася ( Ин.1:12–13 ). Будем благодарить Его за то, что Он привел нас к монашескому совершенству, ибо сказано: аще хочеши совершен быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небеси, и гряди вслед Мене ( Мф.19:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

и восплачемся пред благим Богом нашим; предварим лице Его во исповедании ( Пс.94:6,2 ), в прошении, в сокрушении, в слезах, в молитвах, в постах, в чистоте, во всем добром поведении. И Той очищение есть о гресех наших ( 1Ин.2:2 ); и Он еще не затворил от нас [дверей Своего милосердия], но [милостиво] принимает, как блудницу, как распутного [сына], как разбойника ( Ин.8:3–11 ; Лк.15:11–32; 23:42–43 ). Увещание. В самом деле, прошу вас братия, восстанем, пробудимся, будем подвизаться, чтобы, как хорошо учащиеся дети, отпущенные из школы, радостно отправляются домой, так и нам, как искренним ученикам Евангелия, отрешившись от этой жизни, радостно переселиться в жизнь вечную во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Оглашение 104. Об искренней и истинной любви и послушании по отношению к игумену и о страшном испытании праведного Судии Братия и отцы. То, что я говорил в прежнем оглашении ради присутствовавших тогда, я говорил с трудом и скорбию; теперь же я имею говорить о вас лучшее и относящееся ко спасению, потому что по благодати всеблагого Бога вы повинуетесь и подчиняетесь моему смирению, ничего не делая помимо заповеданного вам. Это – радость и венец не для меня только, но и для вас, которые [еще] до меня предпочтительно избрали добродетель. И что может быть сладостнее, приятнее и прекраснее того, чтобы послушник жил по заповеди и ничего не делал по свой воле? Истинное послушание – многопечальный и беспечальный подвиг. В этом и состоит истинное послушание; это и есть блаженная жизнь; это, можно сказать, многопечальный и [вместе] беспечальный подвиг: многопечальный для того, кто еще управляется своими желаниями; беспечальный же для того, кто успел отсечь свою волю, который имеет дерзновение сказать вместе с апостолом: живу же не ктому аз, но живет во мне Христос ( Гал.2:20 ). Ибо, не живя по своей воле, он, чрез посредство игумена, живет для Бога и, откровенным лицем славу Господню взирающе, в тойже образ преобразуется от славы в славу, якоже от Господня Духа, как написано ( 2Кор.3:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

И еще: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день ( Ин.12:48 ). Благой Бог уже всё совершил для нас, возлюбленный: явился на земле, принял образ раба, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ( Флп.2:7–8 ); и это сделал Господь славы, держа все словом силы Своей ( Евр.1:3 ), восстановив нас от тления, перешедшего к нам от первозданного [Адама], и не только это, но и обожив нас чрез святую плоть Свою, так что мы удостоились называться и братьями Его (ср. Евр.2:17 ), и сотелесными Ему ( Еф.3:6 ), и сопричастниками и сонаследниками Его. Поэтому нам должно блюсти себя со всею внимательностью. Среди сетей ходишь ты, обращаясь в городе; смотри, чтобы не попасть в них. В страхе Господнем пусть будет обращение с добрыми мужами; избегай живущих неосмотрительно, избегай юношеских шуток и забав; избегай душепагубных пиршеств и пьянства. Никакое гнилое слово да не исходит из уст твоих, а только доброе для назидания слушающих ( Еф.4:29 ). Не старайся обогатиться, ибо наг пришел ты в этот мир, наг и отыдеши ( Иов.1:21 ). Не люби славы здешнего мира, ибо она проходит, как дым. Одно только люби благо, чтобы иметь сердце, чистое от скверного греха, чтобы получить Царство Небесное и избегнуть вечного осуждения. Соблюдай данные тебе заповеди; преклоняй ухо свое к бедному, когда рука твоя имеет, чем помочь, подавай нуждающемуся. Две лепты бедной вдовы превзошли всё, что бросали в сокровищницу ( Мк.12:43 ). Клятва пусть не бывает в устах твоих, ибо клянущийся не спасется, хотя бы по-видимому он исполнил все заповеди. (655) Посещай человека в темнице ( Мф.25:36 ), чтобы и тебя посетил Господь. Молись непрестанно и пой в сердце, чтобы в тебе обитал Дух Святый. К чему нужно стремиться Вот немногие из многих выражений любви, заповеди благие, которые да сподобимся оба мы соблюсти и спастись во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава во веки веков. Аминь. 460. К игумении Евфросинии (II, 115) 1362 Как прекрасно письмо твоего почтения, выражающее скорбь о кончине преподобной матери и вместе не забывающее о надежде! Подлинно, как оставаться совершенно без скорби и без слез при разлуке с умершими предосудительно (ибо это знак бесчувственности), так, с другой стороны, чрез меру сокрушаться печалью свойственно не имеющим надежды Воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

И как бедная душа перенесет свою вечную погибель? Ибо [Писание] говорит: аще суд прежде от вас, кая кончина противящимся Божию Евангелию? И аще праведник едва спасется, нечестивый и грешный где явится? ( 1Пет.4:17–18 ). Темже, братие моя возлюбленная, всегда будем исполнены страха [Божия] 252 и обеспокоены [близостью смерти] 253 , избыточествующе в деле Господни всегда, ведяще, яко труд ваш несть тощ пред Господем ( 1Кор.15:58 ). О брате же Сократе знаете, что он пришел с востока, исполняя свое послушание и извиняясь в запоздании. Его мы хотели удержать здесь, как брата искусного. Но так как написано: [блажен], иже имеет племя в Сионе, и южики во Иерусалиме ( Ис.31:9 ), то мы рассудили опять обратить его туда же, чтобы чрез него получить милость. И мы, братия, должны радоваться, что из числа нашего братства во святом Сионе, матери Церквей 254 , тамошним святейшим патриархом поставлен один во иереи и экономы. Впрочем, благий Бог да сохранит и его, и нас и исполнит всяко благоволение благости и дело веры в силе, яко да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа ( 2Фес.1:11–12 ), Которому слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Оглашение 122. О том, чтобы терпеливо и благодушно служить Господу и ревностно совершать поприще нашего подвижничества 255 Братия и отцы. Хорошее это занятие, что мы после бдения становимся слушать слово Божие, восходя от силы в силу ( Пс.83:8 ). Если у нас и не достает слова, чтобы беседовать, однако то, что совершается по подражанию святым отцам, не бесполезно, а, напротив, даже и весьма полезно. Ибо отцы наши трудились в слове и учении, подражая блаженному апостолу, который говорит в Деяниях: три лета нощь и день не престаях уча со слезами единого когождо вас ( Деян.20:31 ). Равным образом и в другом месте он говорит: прилежащии же добре пресвитери сугубыя чести да сподобляются: паче же труждающиися в слове и учении. Глаголет бо Писание: вола молотяща не обротиши; и: достоин делатель мзды своея ( 1Тим.5:17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

И надо только посмотреть на состязание в употреблении мяса и вина, какое у них бывает, и на зрелище тех пошлых празднеств, о которых стыдно и говорить. Должно умеренно пользоваться [пищей и питием], возблагодарить Господа за то, что прежде было, и достойно приготовиться к предстоящему празднеству. Они же, наоборот, увлекаемые кознями диавола, делают совершенно иное, показывая тем, что приняли одно вместо другого. Что же сказать мне об этом? А то, чтобы мы, смиренные монахи, не обращали своего ума туда и не увлекались их желаниями, достойными не пожелания, но рыдания. Напротив, обратимся к Евангелию, которое должны выслушать сегодня и о котором пелось в каноне, размышляя о том великом и славном дне (ср. Деян.2:20 ) пришествия Господа нашего Иисуса Христа, когда Судья поставит овцы одесную себе, а козлища ошуюю ( Мф.25:33 ). И Он произнесет, обращаясь к стоящим направо, этот блаженный и многожеланный призыв: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира ( Мф.25:34 ). Стоящим же налево Он скажет этот самый ужасный и самый печальный приговор: идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его ( Мф.25:41 ). Увещание. Эти слова наполняют ужасом, страхом и исступлением. Об этом размышляя, и нам, и тем должно с мольбою припадать, плакать и тем умилостивить Бога, прежде чем на деле подвергнемся тому, о чем слышали. Но тогда как те остаются в таком состоянии, мы, прошу вас, будем радостно слушать евангельскую проповедь , служа Господу со страхом и трепетом (ср. Флп.2:12 ), удаляя из души всякое зло, а вместо того приобретая всякое познание доброго дела, сострадание, благорасположение, скромность, кротость, терпение и все иное прекрасное и похвальное, чтобы, живя достойно Евангелия Христова, нам сделаться наследниками Царства Небесного во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Оглашение 51. О том, что нам должно быть смелыми и мужественными во время настоящего гонения 145

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

И не войдет в него ничто нечистое и никто, преданный мерзости или лжи не вступит в него, а только те будут обитать в нем, кто записан у Агнца в книге жизни. Среди этого вечного города будет протекать река воды живой, светлая, как кристалл, исходящая от престола Бога и Агнца... И увидят люди лицо Божие, и имя Бога будет начертано на челах их... И Господь Бог , освещающий их, будет царствовать над ними во веки веков» ( Откр. 21:1–4, 22–27 ). А насколько это важно, можно пояснить примером. Если бы кто-нибудь тебя, состарившегося и живущего в бедности, обещал сделать молодым и прекрасным больше всех и дать тебе власть над всей землей на тысячи лет владычества, сопровождаемые глубочайшим миром, – чего бы ты не решился за исполнение такого обещания сделать и перенести!? Но вот Христос обещает не это, а гораздо больше того. Ибо не такова разность между старостью и молодостью, как между тлением и нетлением; не такова между царственным положением и бедностью, между славой настоящей – земной и будущей – небесной, но какова между сном и действительностью. Или лучше: я еще не сказал ничего, так как на человеческом языке нет слов, которые бы могли, как следует, выразить разницу между благами вечными и временными. Если бы я даже сравнил красоту воскресших тел с светом солнечных лучей, или с блеском ослепительной молнии, я еще не сказал бы ничего, что давало бы понятие о блеске и сиянии тел воскресших»... «Велика и радостна наша Пасха, – говорит в 58 своем поучении св. Феодор Студит , – но она продолжается один день, приходит и проходит: будущее же блаженство будет вечная, непрерывная, бесконечная пасха, и тот, кто удостоится ее, будет ее праздновать в непрестанной радости и веселии бесконечном. Там не прекращающееся, восторженное псалмопение; там богатая трапеза, исполненная вечных благ; там новое питие, о котором сказал на тайной вечере Христос: «яко не имам пити отныне от сего плода лозного, до дне того, егда е пию с вами ново во царствии Отца Моего» ( Мф.26:29 ). Об этом царском наслаждении вечными благами Он, когда хотел вознестись на небеса, сказал Своим ученикам: «иду уготовати место вам и покой, и снова приду и возьму вас к Себе, чтобы вы были там, где нахожусь Я» ( Ин.14:2–3 ). И еще говорит: «Отче, хочу, чтобы те, которых Ты Мне дал, были со Мною там, где нахожусь Я, чтобы они видели славу Мою, которую Ты Мне дал, так как Ты возлюбил Меня прежде сложения мира» ( Ин.17:24 ). Слова эти Господь сказал не об одних только апостолах, но и о всех христианах: «Отче, не об учениках только молю, но и о всех тех, – говорил Он – которые уверуют в Меня чрез их учение». Может ли что-нибудь быть более утешительно, чем эти слова Спасителя нашего, определяющие Его любовь к нам!»

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

И опять: ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам ( Мф.6:33 ). Если же и бывает иногда недостаток – не удивительно, ибо это – испытание и проба добродетели. Разве не был праведен патриарх Иаков? И, однако, угнетаемый голодом, послал отцов наших в Египет купить пшеницы. Разве не был праведен пророк Илия? И, однако, пришедши в Сарепту Сидонскую, он кричал вслед вдовицы: принеси ми мало воды в сосуде, и испию... и укрух хлеба... да ям ( 3Цар.17:10–11 ), – не другого чего искал, но наскоро приготовленной и необходимой пищи. И кто [делает] это? Илия, словом заключивший небо, чтобы оно не дало дождя, и снова молитвою разрешивший запрещение. Признак учеников Христа. Мы же, ничтожные как по внешнему состоянию, так и по внутреннему, если и потерпим что-либо такое, то [это будет] не вопреки справедливости, и мы не должны тяготиться, но [должны] быть благодарными как при изобилии, так и при недостатке. Ибо это – признак учеников Христа, а не тех, которые ропщут себе на погибель. И, находясь в таком расположении и настроении, мы легко минуем настоящие бедствия и достигнем будущих благ во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Оглашение 99. О том, что страхом Божиим мы должны быть пригвождены так, чтобы избегать гибельных для души нападений демонов Братия и отцы. Когда случилось нападение агарян 225 , мы тотчас испугались и пали духом, опасаясь, как бы не впасть в кровожадные руки безбожных, и не понапрасну. А когда бывает нападение демонов, то мы этого не замечаем и не боимся по невнимательности оказаться удобными для взятия в плен духами злобы. Враги видимые и невидимые. Однако что касается видимых врагов, то нападение [их] бывает в известное время, и слух, доносящийся издалека, дает возможность желающим убежать туда или сюда. Что же касается врагов невидимых, то этого невозможно сказать, потому что и днем и ночью каждый час они заняты тем, что нападают на нас, так что, можно сказать, не позволяют и вздохнуть нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

И просят их обо всем и ищут от них чести» (1, 193). Из последних слов цитаты видно, что Никон не только был сторонником самостоятельности Церкви, но и не одобрял влияния того тлетворного духа придворности, который давал такие отрицательные результаты еще в Византийском белом придворном духовенстве с его духом чрезмерной «экономии», приспособления к обстоятельствам и толкованием канонов, идущим вплоть до их уничтожения, с чем так боролся между прочим Св. Феодор Студит . xii) Царь не компетентен в деле суда над епископами – клириками В той же цитате Никон упоминает о недопустимости для царя судить Епископов. Об этом он говорит много и подробнее в других местах, и мы приведем это место, где он обосновывает свое положение канонами (1, 302, 303): «Тем, которые хотят быть судимы перед светскими судьями, будучи клириками или какого нибудь чина духовного, Апостол говорит: осмеливается ли кто из вас, имея дело против другого идти на суд перед неправедными, а не перед святыми? Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела?» ( 1Kop. VI, 1, 2 ). Видишь ли, ответотворче, что потом они будут судить мир, а ты хочешь, чтобы теперь мир судил их? И как же кто сможет быть судимым теми, кого он сам должен судить? «Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела?» Это, говорит он, приносит вам стыд и несказанное унижение. Не знаете ли вы, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? ( 1Kop. VI, 3 ). Видишь ли ты великое превосходство чести священства? Если Павел говорит, что мы будем судить ангелов, а не только дела этого мира, то как можно для святых принять суд от светских лиц? Поэтому, он говорит ( 1Kop. VI, 4 ): «Когда вы имеете житейские тяжбы, поставьте судьями тех, которые, по крайней мире уважаемы в Церкви ( 1Kop. VI, 5 ). К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы разсудить между братьями своими? Если нет такого, то лучше оставить дело совсемъ…» По IV Вс.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

И хорошо сказал авва Нистерой: “если кто увлекается страстию, то он будет рабом страсти.” Благий Бог да избавит нас от злого навыка, чтобы и нам не было сказано: “что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу?” (Пс. 29:10). А каким образом, кто-либо впадает в навык, о сем я уже неоднократно говорил вам… Поверьте, братия, что если у кого-нибудь хотя одна страсть обратилась в навыки, то он подлежит муке, и случается, что иной совершает десять добрых дел и имеет один злой навык, и это одно, происходящее от злого навыка, превозмогает десять добрых дел. Орел, если весь будет вне сети, но запутается в ней одним когтем, то через эту малость низлагается вся сила его; ибо не в сети ли он уже, хотя и весь находится вне ея, когда удерживается в ней одним когтем? Не может ли ловец схватить его, лишь только захочет? Так и душа: если хотя одну только страсть обратить себе в навык, то враг, когда ни вздумает, низлагает ее, ибо она находится в его руках, по причине той страсти. Посему-то я говорю вам всегда: не допускайте, чтобы какая-либо страсть обратилась вам в навык, но подвизайтесь и молитесь Богу день и ночь, чтобы не впасть в искушение. Если же мы и будем побеждены как человеки, и впадем в согрешение, то постараемся тотчас восстать, покаемся в нем, восплачемся пред благостию Божиею, будем бодрствовать и подвизаться. И Бог, видя наше доброе произволение, смирение и сокрушение наше, подаст нам руку помощи, и сотворит с нами милость. Ибо Ему подобает всякая слава, честь и поклонение. Аминь. 23. Преподобный Феодор Студит 1. Наставление 166. 1) Будьте тверды в жизни и все терпите: ибо за это вечное блаженство, которого когда сподобитесь, еще пожалеете, что не потерпели больше. 2) Поминайте и в чувстве имейте день суда и воздаяние; — и никогда не впадете в разленение и ропотливость. 3) Кто иначе себя имеет, тот порабощен страстям и зверонравен; а кто таков, тот Ангел есть. 1) К вам не надо ныне говорить так, как говорится у древних Пророков: “слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-prop...

Ибо все, что делается для братьев, то Божие и делается ради Бога. Все, что делается для братьев, то Божие и ради Бога Глупый же, неразумный и гордый человек не понимает ни важности своего послушания, ни высоты и святости высшего послушания, ни также своего недостоинства для него и ищет этого нового служения: если он только будильщик, то стремится стать надзирателем, если он наставник, то хочет быть благочинным, а благочинный хочет стать иереем или игуменом; то же самое проделывается в других послушаниях. Важность всякого монастырского служения Вот я разъяснил вам значение послушаний. Прошу вас, не ведите себя глупцами в этом, но помните каждый важность своего служения и не считайте себя даже достойными для другого, высшего. Если вы так поведете себя, то каждый с радостью и рвением будет исполнять свое послушание, находить в нем Бога и не будет искать другого, (330) пока не решит и не переведет его тот, кто имеет на то власть. Если же дело пойдет иначе, то поднимутся смуты, бесчинства, послушания не будут исполняться и воцарится беспорядок. Но да никоим образом, прошу вас, этого да не будет – не будем так делать! Но будем делать все благочинно и боголепно, как это и делают некоторые среди вас сообразно с тем, что я сейчас сказал, ибо я по внутренним и по внешним признакам вижу и понимаю состояние ваших душ. Если кто хочет, таким образом, занять более высокое положение и получить более важное послушание, тот пусть почтит, освятит и прославит свое настоящее послушание путем его усердного исполнения. В таком случае, даже если бы у тебя и не было никакого желания менять свое послушание, наступит время, когда ты не по своей личной воле займешь высшее послушание, но сама истина заставит дать его тебе. Ибо Господь гордым противится ( Притч. 3:34 ) и Ему мерзок всякий высокомерный человек ( Притч. 16:5 ). Но вам всем Бог да подаст в страхе Божием и с дарованием смирения проводить успешно жизнь в настоящем и становиться совершеннее во всем дальше во Христе Иисусе, Господе нашем, Ему слава и держава вовеки. Аминь. Оглашение 103 О том, что нам на своей духовной войне нужно бороться и сражаться против нападающих на нас враждебных помыслов, дабы получить от Подвигоположника Христа награду за победу

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010