«Выслушай, чадо, – сказал он, – что я слышал от своего отца: это правда, так как это событие случилось с ним в действительности и известно многим. Несколько лет тому назад в одном месте жил один старец с очень знаменитым учеником. Так как рабочий монастырский скот портил нивы соседних поселян, то до отца дошли жалобы на это, и он с силою обрушился на ученика, пригрозил ему и даже запретил ему вкушать хлеб, если он поскорее не пойдет и не пригонит ослов и впредь не примет мер предосторожности. И вот, когда брат отправился исполнить приказание, старец по Божией воле скончался. Затем, возвратившись и застав его умершим, [ученик,] как и должно было, обнаружил великую скорбь; огорченный, [он] говорил жалобные слова, рыдал и приговаривал, что он утратил отца, что погас его свет, что он осиротел на самом деле сильнее, чем по плоти, что для него осталось запрещенным вкушение хлеба. После погребения он сообщает достойным о событии, испрашивает у них излечения и разрешения наказания, но никто не нашелся излечить рану и разрешить узы, каждый уклонялся и отсылал этого человека к старшему. Так как он не получил помощи ни от одного из тамошних, то, по совету большинства, уезжает оттуда, направляясь в царствующий град, и обращается к предстоятелю Церкви (им был тогда иже во святых отец наш Герман 314 ); [монах] излагает дело, просит помощи от него, как от главы архиерейства; но и здесь [не находит] разрешения и врачевства. Что же далее? Собирается собор, обсуждается главный вопрос, призывают ученика. И при всем этом [произошла] удивительная и достойная замечания вещь, конечно, хорошо обдуманная таким архиереем и исповедником: ни он, ни созванный собор не постановили отменить наложенных на ученика уз, раз связавший умер неожиданно, хотя бы даже он и не хотел сохранить в силе [епитимию]; но, как связанного им на земле и на небе (см. Мф. 16:19 ), отпустили [ученика], не коснувшись его и не разрешив, не осмелившись, даже будучи иереями, архиереями и главою Церкви, [отменять сделанное] одним человеком, даже, может быть, и не иереем, решившим наказать своего ученика. Так тот брат про должал до самой смерти не вкушать хлеба. Вот что я слышал, бедный, и удивился, и пришел в восторг, и ублажил и истинного архиерея, и мудрого ученика и проникся уважением к отеческим законам, как они незыблемы 315 и неприкосновенны вообще для благочестивых». Почтите их и вы, чада, и удивитесь и соблюдите слово это до самой смерти в сокровищнице души вашей. Ибо оно есть крепость и ограждение твердейшее для вашего подчинения и послушания, ожидающего пятикратной награды во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Оглашение 66

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Говоря это, Он давал мир не тем только и не на один день, но произносит это пожелание мира для всех и навсегда, в равной мере и для нас, смиренных. Поэтому будем иметь мир и жить в мире между собою. С одной стороны, по внешнему человеку, это значит не иметь вражды к кому-либо из братьев, но быть любовно (γαπητικς) расположенным ко всем. О сем разумеют вси, – говорит Он, – яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою ( Ин.13:35 ). Мир по внешнему человеку и мир по внутреннему человеку. С другой стороны, по внутреннему человеку, это значит, чтобы мы имели мир и спокойствие от пагубных страстей. Ибо тогда мы можем сказать вместе с апостолом: мир имамы к Богу Господем нашим Иисус Христом, Имже и приведение обретохом верою во благодать сию, в нейже стоим и хвалимся упованием славы Божия ( Рим.5:1–2 ). Так как мы изменчивы по самой природе и с нами может случиться ужасное потрясение – ибо всякое бывает, – то и тогда будем тотчас возвращаться к прежнему состоянию, мир имея с Богом. Той бо есть мир наш, сотворивый обоя едино и средостение ограды разоривый, вражду плотию Своею, закон заповедей ученми упразднив, да оба созиждет Собою во единаго новаго человека, творя мир, и примирит обоих во единем теле Богови крестом, убив вражду на нем ( Еф.2:14–16 ). Это говорит апостол. Об этом [свидетельствует] и то дело, которое совершил Господь, как Он Сам говорит Своему Отцу: дело соверших, еже дал еси Мне, да сотворю ( Ин.17:4 ), то есть примирив небесное и земное 41 , сделав нас самих сынами мира и любви. Если же кто-нибудь скажет: как можно согласиться, чтобы мы не пребывали всегда в борьбе, когда апостол говорит: несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным ( Еф.6:12 ), – мы можем ответить ему, что апостол объясняет, какого рода и как велика эта брань, но не то, чтобы мы вели борьбу с собою. Ибо в другом месте он говорит: помышления низлагающе, и всяко возношение взимающееся на разум Божий, и пленяюще всяк разум в послушание Христово, и в готовности имуще отмстити всяко преслушание ( 2Кор.10:4–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Господь Иисус Христос, преподавая Своим слушателям спасительное учение, также призывал их к наблюдению за объектами и явлениями окружающего мира: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!» ( Мф.6:28–30 ). «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» ( Мф.6:26 ). Исходя из таких наблюдений человек может вывести знания о Боге, например, о Его могуществе, премудрости, благости. «Те люди, – утверждал Минуций Феликс , – которые думают, что весь этот благоустроенный мир не божественным разумом создан, а составился из известных частей, соединившихся между собой без всякой цели, – те не имеют, мне кажется, ни разума, ни мысли, ни даже глаз». Другой формой Божественного откровения является Сверхъестественное. Сверхъестественное откровение преподается людям особым, сверхъестественным образом.  «Сверхъестественное знание есть то, которое привходит в ум путем, превышающим его естественные способы и силы, – учит св. Феодор Студит . – Бывает же оно от единого Бога, когда найдет Он ум очищенным от всякого вещественного пристрастия и объятым Божественной любовью». Открываясь человеку сверхъестественным образом, Бог может доносить до него те или иные истины при помощи символических образов ( Иез.1:3-28 ), слов ( Исх.36:1 ) или, положим, в без о бразных видениях (в данном случае мы имеем в виду факты созерцания подвижниками нетварного Божестввенного Света). В процессе Сверхъестественного откровения Бога человеку между ними происходит непосредственное общение. Сверхъестественное откровение воспринимается тем, кто его принимает, при особом воздействии на него Божественной благодати. Апостол Павел утверждает, что: «…никто не может назвать Иисуса Христа Господом, как только Духом Святым» ( 1Кор.12:3 ). Это значит, что исповедать Христа Господом может только тот, на чье ум и сердце воздействовала Божественная благодать.

http://azbyka.ru/otkrovenie-bozhestvenno...

Да будешь сохранен мне, любезный мой сын, как сын света (ср. Ин.12:36 ) в это темное время безумия на Христа. При свидании с χ ты подробно узнаешь, как, подвергшись бичеванию с братом Николаем 888 , я заключен в темницу. Мне хотелось бы, чтобы ты повидался с ним лично, где это будет возможно вам, ибо нужно и устно переговорить. Что ты, брат, так обособился? Прошу, не [делай этого]. Ведь вы сходитесь [двое] в одно место, чтобы приносить пользу друг другу и мне, смиренному. Не ленись постоянно поминать меня в своей молитве, чтобы я благоугодил Господу и избавился от лукавого. Брат Николай приветствует тебя. Отвращение матерей к детям есть нечто временное, ибо тотчас, влекомые природными [склонностями], они опять обращают их к себе, вдвойне усиливая любовь и доставляя им всяческое утешение. Что говорит мне это вступление? А то, что и ты, почтеннейшая, на короткое время вознегодовав на нас, смиренных, опять не удержалась открыть нам о Господе сердце, [полное] привычного сострадания. Поэтому, как и прилично матери, ты одарила нас, объяснилась (429) и оказала милость вдвое большую, чем негодование. Итак, благодарение Богу, и нам, грешным, посредством печали даровавшему радость. Ведь говорится: кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною? ( 2Кор.2:2 ). Хотя мы и недостойны этих слов. Да дарует нам тебя [Господь] на многие [лета], чтобы ты и огорчала, и радовала нас, а также и молилась о моем спасении, как и я о твоей святости. 290. К чаду Игнатию 889 Всякий раз, возлюбленное чадо, как получаю твое письмо и нахожу [в нем выражение] истинной веры и любви, которую ты питаешь к Богу и моему смирению, я радуюсь и прославляю Господа моего, молясь о том, чтобы ты пребывал в этих [чувствах], которыми очищается душа и вырабатывается готовность к подвигам. Видя, как схватывают твоих братьев, вовсе не думай, что ты можешь избежать гонителей. Посему будь готов, не падай духом. С тобою Бог . Это я говорю не для того, чтобы ты вел себя вызывающе, но чтобы старался не быть увлечен и не оказался неподготовленным. Бог да будет с тобою, как бы Он ни устроил твою жизнь. Молю тебя, чадо, прославь Бога в теле и в духе своем (ср. 1Кор.6:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

« Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися… Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их» ,–предупреждает св. ап. Павел (Еф. 4:14, 17-18). Таким образом, трезвение, сопряженное с хранением совести в отношении Бога, самого себя, даров времени, здоровья и в отношении других людей , позволяет наполнить здравый утилитаризм «тайм-менеджмента», «медиааскезы» гораздо более высокими, вечными смыслами и избежать горького справедливого укора: « Кладенцы, душе, предпочла еси хананейских мыслей паче жилы камене, из негоже премудрости река, яко чаша, проливает токи богословия » (Быт. 21:25. Исх. 17:6) . От англ. snack — «легкая закуска», «перекус» - один из определяющих терминов общества потребления. От греч. βος — «бык» и λμς — «голод» - расстройство приема пищи, характеризующееся резким усилением аппетита, наступающим обычно в виде болезненного приступа «волчьего голода». От фp. voir — «видеть» — аномалия поведения, характеризуемая навязчивым побуждением подглядывать за жизнью других людей; шире - пассивное, потребительское мировосприятие. От лam. procrasminamus: pro - «вместо, впереди» и crastinus - «завтрашний» — синдром постоянного откладывания «на потом» важных дел и даже мыслей. См.: Хорунжий С.С.Трезвение//Богословская антропология. Русско-православный/Римско-католический словарь: изд. на русск. и нем. яз./Под научн. ред. прот. А. Лоргуса, Б. Штубенрауха. – М.: Паломник; Никея, 2013. – С. 636-642. Симеон Новый Богослов, преп. О трех образах внимания и молитвы//Добротолюбие в 5 тт. - Т. 5. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. - С. 447. Филофей Синайский преп. 40 глав о трезвении//Добротолюбие в 5 тт. - Т. 3. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. - С. 408. Феодор Студит, преп. Бдите над собою; ибо внезапно может напасть враг и сгубить вас//Добротолюбие 5 тт. - Т. 4. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. - С. 283-284.

http://bogoslov.ru/article/3584719

До меня доходят слухи, что некоторые из братий неразумно отзываются о [живущих у нас в монастыре] детях 414 , будто из-за них мы и сами погибнем и будто они монастырь наш погубят. Какая глупость! Такими речами эти лица жалуются не на кого-либо иного, а на Самого Господа, Который говорит: оставите детей и не возбраняйте им приити ко Мне: таковых бо есть Царство Небесное ( Мф. 19:14 ). Разве Сам Христос не соблаговолил стать дитятей? Разве Он не сосал грудь? Разве Он не был затем младенцем, отроком, – егда бысть, сказано, двоюнадесяти лету ( Лк. 2:42 ), – юношей, наконец, взрослым мужем, когда около тридцати лет от роду начинал творить чудеса ( Лк. 3:23 )? Так зачем же после этого говорить всякую бессмыслицу, почему бы вместо этого не упрекнуть лучше самих себя, ведь погибель приходит к ним от них же самих? Такие лица умнее и дальновиднее игумена, правее правого, ревнуют не по разуму о любви к Богу и в строгости заносятся за пределы правил. Если таких речей не говорил никто, то и слова наши да пролетят подобно ветру, и мы никого не потребуем к ответу, ну а если кто сказал, так тот пусть исправится, дабы не впасть ему в диавольскую сеть. Что сказал известный всем нам святой старец: «Если что мне прикажет дитя, так я считаю, (46) что это мне повелел Сын моего Господа». А вы это читаете и не понимаете. Когда дети нарушают порядок, почему вы не наставляете их, чтобы они чувствовали пред вами страх? Только сами отнюдь не распаляйтесь на них… Ну, не буду затягивать оглашения, вот уже солнце поднимается – прощение всем и Бог мира да будет со всеми вами, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Оглашение 16 О том, чтобы нам переносить жар похоти и бремя подвижничества и не отчаиваться в треволнении искушений Много подвигов, но велики и награды Братия мои, отцы и чада. Для меня нет никакой беды в том, чтобы напоминать вам о спасении. Правда, и это совершенно очевидно, я не в состоянии надлежащим образом питать ваши драгоценные души, ибо я нищ и убог (см. Пс. 85:1 ) и словом, и делом. Но так как все, что человек выполняет по мере силы своей, приятно Богу, то я и сегодня исполню свою обязанность. В чем же она состоит? В напоминании вам о том, чтобы вы, по слову Господню, в терпении вашем стяжали души ваша ( Лк. 21:19 ), чтобы вы переносили труд и зной подвижнического жития, не обнаруживая ни малейшей нетерпеливости, и чтобы вы в законе Господни поучались день и нощь и были яко древо насажденное при исходищих вод ( Пс. 1:2–3 ). Действительно, у вас, много подвигов, но велики зато и награды; много нужно усилий, зато вечно и сокровище за них. Вы, я знаю, боретесь, сражаетесь, мучаетесь, получаете раны, распинаетесь отсечением своей воли, но радуйтесь также, ибо вам уготовляется за все это Царство Небесное, бессмертие, усыновление, наследие, изобильная всем жизнь, блаженство, ликование, успокоение без конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Добро не может скрываться И из письма, недавно написанного тобою, возлюбленное чадо, узнал я доверенность и любовь твою к нам, смиренным, что служит признаком истинного послушания, хотя мы и грешны, и ничтожны. Да пребываешь ты в этом и впредь, благоугождая Господу и сияя добродетелью в братстве своем и между другими многими. Ибо добро по природе своей не может скрываться, но когда кажется наиболее сокрытым, тогда и делает явным того, кто совершает его, так что он становится как бы градом Божиим, по Писанию ( Пс.47:9 ). Хлеб еретический не есть Тело Христово. Впрочем, об этом довольно. О том же предмете, о котором ты упомянул, то есть о поминовении такого-то, ты должен сам по себе знать, что если имевший прежде общение с ересью по страху человеческому покается при смерти, (795) приняв, например, епитимию [Col. 1597] от кого-нибудь и таким образов вступив в общение с православными 1432 , и в этом состоянии скончается, то естественно поместить его в помянниках православных, так как Благой Бог наш, по великому человеколюбию, принимает кающегося и в самый последний час и там судит его. Поэтому, если так было, то не запрещается совершать литургию по нем пред Богом. Если же не было ничего такого, но, находясь в общении с ересью, он не успел причаститься Тела и Крови Господней (тот же хлеб еретический и не есть Тело Христово), то нельзя дерзнуть сказать, чтобы можно было делать [Евхаристическое] собрание (σναξιν) по нем (ибо божественное не может быть обращаемо в шутку), дабы молящийся о нем не услышал: просите, и не получаете, потому что просите не на добро ( Иак.4:3 ). Другого ничего не имею сказать, сколько могу понимать истину. Что общего у света с тьмою? ( 2Кор.6:14 ). Не может быть помещаем между православными не имевший общения с Православием, по крайней мере, в последний час. Ибо где он застигнут, там и будет судим 1433 , и с каким напутствием отошел в жизнь вечную, так и будет считаться. Важность Причастия в последний час Молись же обо мне. Приветствует тебя господин архиепископ и братия твои.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Другое 20. Если, как вы говорите, Христос обозначает не отдельного человека, но вообще человека, то как же Он говорит иудеям: кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я ( Ин. 18:4–5 )? Итак, кто есть Христос, это видно из собственного Его имени – Иисус Назорей. Если же Он есть некто (τς), то Он и описуем, так как характеризуется личными свойствами. Иное 21. Предметы одного и того же вида в отношении сущности составляют одно, ипостасно (ποστατικς) 11 они отличаются друг от друга, то есть существует такой-то предмет и такой-то. Поэтому если бы Христос не был отдельным лицом (ο τν τιν), но обозначал бы, как вы говорите, человека вообще, то он не отличался бы от другой личности. Как же, однако, Он говорит Петру: итак сыны свободны; но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя ( Мф. 17:26–27 )? Итак, Христос отличается от Петра и, одинаково платя дидрахму, одинаково же может быть и описуем, как обозначающий отдельного, особого человека, хотя Он и воспринял общую сущность. Возражение со стороны иконоборцев 22. Если Слово восприняло человеческую природу в собственную Ипостась, Которая невидима и не имеет внешнего образа, то, если бы Она была изображена посредством начертания, в Ипостась Христову было бы введено другое Лицо. Проповедовать же во Христе двойство Лиц – нечестиво и согласно с ересью Нестория. Разрешение этого возражения Если бы мы говорили, что воспринятая Словом плоть имеет собственную ипостась, это возражение было бы правдоподобно. Но так как мы, согласно с церковным учением, исповедуем, что Ипостась Слова была общей Ипостасью обеих природ 12 , в Которой человеческая природа получила свое ипостасное бытие 13 со свойствами (διωμτων), отделяющими ее от прочих [существ] того же рода, то естественно, что ту же самую Ипостась Слова мы можем назвать неописуемою по природе Божества и описуемою в отношении к соответствующей нам 14 сущности, имеющей бытие не в отдельно существующем и не в особо описуемом лице, помимо Ипостаси Слова, но в этой именно Ипостаси, дабы природа [человеческая] не оказалась вне ипостаси (νυπστατος); в ней [то есть в Ипостаси Слова], как в отдельном Лице, она и является созерцаемою и описуемою.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Другое – из примера 12. Если от тела не может быть отделена тень, всегда ему соприсутствующая, хотя бы она и не обнаруживалась, точно таким же образом и от Христа не может быть отделен Его собственный образ. Но как тень от действия солнечного луча становится яснее, видимою, так и образ Христа становится всем явным тогда, когда он является отпечатленным на [разнообразных] веществах. Возражение – как бы от лица иконоборцев 13. Так как Спаситель наш теперь пребывает на небесах, то не должно воздвигать Его подобие; ибо священный апостол говорит: верою ходим, а не видением (ο δι εδους) ( 2Кор. 5:7 ). Разрешение этого Видом (τ εδος) называется и то, что отличается от рода 71 , как, например, человек вообще; видом (εδος) же называется и образ (μορφ) каждого, которым мы отличаемся друг от друга; относительно этого здесь нет никакой речи у апостола. Но под видением здесь следует разуметь непосредственное видение (ατοψα) будущих вещей, превосходящее настоящие представления (παρντα νδλματα). Ибо, сказавши: мы ходим верою, а не видением, он прибавляет: желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа ( 2Кор. 5:7–8 ). И в другом месте снова: Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь ( 1Кор. 13:12–13 ). Итак, он говорит, что мы ходим верою, в которой, как бы в зеркале, лицом к лицу видим без заблуждения истину будущих [благ]. Затем, его цель была направлена не к уничтожению изображения телесного вида Христа – об этом послушай, что он говорит в другом месте, и притом после вознесения: О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос , как бы у васраспятый? ( Гал. 3:1 ). [Col. 436] Если же мы так веровали, что как бы видели Самого распятого Христа, то естественно, что мы не заблуждаемся, коль скоро и всегда станем изображать Его. Ведь то, что вследствие отсутствия созерцается разумом, перестало бы разумом и восприниматься, если бы вместе с тем не могло быть видимо и чувственно – посредством описания 72 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Другое – по евангельскому сравнению 14. Если Бога не видел никто никогда, как Единородный Сын Отца, Сам, будучи Богом, открыл ( Ин. 1:18 ), то как же Он говорит прозревшему слепому: и видел ты Его, и Он говорит с тобою ( Ин. 9:37 )?Итак, Один и Тот же и видим и невидим, но невидим Он по неописуемой природе, так как невидимо то, что неописуемо, а видим по описуемому человечеству, ибо видимо то, что описуемо, – это истинно. Возражение со стороны иконоборцев 15. Если Христос чудесно воспринял плоть в собственной Ипостаси, то она неизобразима, как обозначающая не какого-либо [отдельного человека], но человека вообще. Как же возможно, чтобы она оказывалась осязаемою и изображалась различными красками? Пустая речь и выдумка ложная. Разрешение этого Если Христос чудесно воспринял плоть в Своей собственной Ипостаси и она в Нем, как вы говорите, неизобразима, как обозначающая не какого-либо отдельного, но вообще человека (τν καθλου νθρωπον), то как она в Нем существовала? Ведь общие свойства (τ καθλου) имеют существование в отдельных лицах (ν τμοις), как, например, человечество существует в Петре и Павле и в остальных [представителях] того же рода 7 . А коль же скоро не существуют отдельные личности, то уничтожается и человек вообще. [Col. 397] Поэтому и человечества не было бы во Христе, Человечество если бы оно не существовало в Нем, как бы в некотором (ς ν τιν) [отдельном человеке]. Остается [вам] говорить, что Он и воплотился в представлении. Но в силу этого Он не мог бы ни быть осязаемым, ни быть изображаемым различными красками. Но это – рассуждение [еретиков] манихеев. Другое 16. Общие свойства (τ καθλου) созерцаются умом и мышлением, а частное (τ καθ’ καστα) – глазами, которые видят воспринимаемое чувствами. Итак, если бы Христос воспринял общую нашу природу, которая не созерцается в отдельном лице (ν τμ), то Он был бы видим только умом и осязаем только мышлением. Но Он говорит Фоме: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие ( Ин. 20:29 ). И снова: подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим ( Ин. 20:27 ); подлежащее чувствам Он сопоставил с тем, что чувством и воспринимается. Итак, Христос доступен восприятию внешними чувствами – осязаем и видим телесными очами, а следовательно, Он и описуем.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010