Еженедельным было причастие и в лавре преп. Евфимия Великого; соответственно и в лавре его ученика преп. Саввы Освященного († 532); и у Синайских отцов VI века, а так же среди других пустынников. Кто-то скажет, так то монахи! Миряне же дескать так часто вряд ли причащались. Однако известно, что св. Алексий, Человек Божий († 411) каждое воскресенье причащался святых таин Христовых, и простая мирянка прав. Марфа Антиохийская († 551) «часто причащалась Божественных таин», а св. Феодор Сикеот († 613), еще ребенком имел обыкновение в Четыредесятницу причащаться ежедневно. И в более поздние времена мы встречаем свидетельства о ежедневном или хотя бы еженедельном причащении. Например, преп. Симеон Новый Богослов († 1021) писал, кто «в воздыханиях и в слезах совершает течение жизни своей, тот достоин быть причастником Божественных таин, и не только в праздник, но и каждодневно» 13 . А свят. Симеон Фессалоникийский († 1428) говорил: «У кого довольно силы и внимания, такой пусть приступает к причастию Христову каждую неделю, особенно же люди престарелые и немощные». Таковой же была мера причащения и в домонгольской Руси. Так, отвечая на вопрос своего священника о причащении бесноватых, св. Нифонт Новогородский (XII век) говорит: «Если не хулит тайны, пусть принимает, но не каждый день, а раз в неделю». О частом причащении в Древней Руси свидетельствуют даже сторонние наблюдатели. Например, католик Альберт Кампензе в 1523 году писал папе Клименту VII о вере и нравах московитян: «Они лучше нас следуют учению Евангельскому… Причащаются весьма часто (почти всякий раз, когда собираются в церковь)…». Общей нормой для большинства древнерусских мирян и монахов было еженедельное причащение. Так «каждое воскресенье причащались Божественных таин» благ. князья - Ростислав Мстиславич († 1168), Димитрий Донской († 1389), Андрей Вологодский († 1453). И даже живший в Синодальный период († 1867) и будучи еще курсантом Инженерного училища св. Игнатий (Брянчанинов) , имел обыкновение причащаться каждое воскресенье. Правда за это он получил выговор от начальства, руководствовавшееся воинскими артикулами 1715 года, в которых оговаривалось причащение от 1 до 4 раз в год.

http://azbyka.ru/video/131-evharistiches...

Правило 9. Вопрос. Что значит, когда Василий Великий говорит в малых епитимиях: Пусть будет удален от благословения в меру падения? Ответ. Значит, лишить кого либо того благословения, которое преподается в церкви. Церковные благословения (κκλησιαστικαι εολογιαι), упоминаемые здесь, это благословения, даваемые епископами и пресвитерами, для молитвы или для подкрепления верных Божией помощью; а потому этих благословений более или менее лишается тот или другой грешник в меру греха, в который впал Малыми же епитимьями называются те, которые Василий предписал для небольших грехов и которые находятся в числе прочих общих епитимий Василия Великого под номерами с 11 по 60 (по изданию Migne) Примечания 43. Толкование Вальсамона в Аф. Синт., IV,425. 44. [Migne, s.g., t.31].  Правило 10. Вопрос. Может ли вкушать от принесенных на жертвенник просфор тот, кому воспрещено причащаться? Ответ. В житии св. Феодора Сикеота говорится, что таковым это возбранено. (Ап. 3, 4, 38, 41; Гангр. 7, 8; Лаод. 14; Карф. 37). Св. Феодор Сикеот, в житии которого говорится, что не может получать антидора в церкви тот, кто недостоин св. причастия, - был архимандритом нескольких монастырей в Галатии и епископом анастасиопольским. Прославился он многими чудесами и умер в 613 году Примечания 45. В книге Житий святых находится житие этого святого под 22 апреля (Изд. Москва, 1815, II,82-93) [Ср. Архиеп. Сергий, Полный месяцеслов Востока, 2-е изд. Владимир 1901, m.II, стр.152].  Правило 11. Вопрос. Нужно ли подлежащих лиц подвергать епитимии по Каноникону Постника? Ответ. Означенный Каноникон, своим чрезмерным снисхождением, многих погубил; а посему те, которые знают, что добро и от добра удаляются, да исправляются. Об этом правиле мы упоминали в толковании 3-го правила св. Иоанна Постника и видели, что, несмотря на столь беспощадное осуждение, Каноникон Постника все же вошел во всеобщее употребление в восточной церкви, и на основании этого Каноникона, главным образом, составлен Номоканон при нашем Б. требнике.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1335...

Не удивляюсь, что сказания о древних подвижниках кажутся им вымыслами, да многие и не знают их. А между тем стоило бы, если уж не ради подвига подражания им, то хотя бы ради так называемого научного интереса, ради, наконец, собственной пользы, в целях здоровья, заглянуть в жития святых, чтобы так или иначе использовать их опыт в отношении поста. Ведь, и они были такие же, как мы, люди, такую же и плоть носили, хотя, конечно, не столь избалованную, как наша. А все же - не угодно ли вот послушать, как они постились. Раскроем бесценное сокровище назидания - жития святых Божиих и приникнем слухом сердца к тому, что говорят они. Вот преподобный Иларион принимает пищу иногда чрез три, иногда чрез четыре дня. Преподобный Савва вкушает чрез пять дней, а Симеон Дивногорец, еще в самом нежном детском возрасте, шести лет от роду, уже постится по семи дней. Во всю жизнь потом он держится правила: вкушать чрез три дня, иногда чрез семь, иногда же чрез десять. Преподобный Ор вкушал раз в неделю, так же постился и преподобный Макарий Александрийский в святые четыредесятницы. Иоанн Постник, патриарх Константинопольский, во все время своего святительства, в продолжение всей недели не имел стола, и только в воскресенье вкушал немного огородных овощей. Преподобный Паисий пять дней в неделю постился, а в субботу и воскресенье подкреплял себя скудною пищею. Потом, к одной неделе приложил он и другую, и вкушал уже чрез две недели. Преподобный Петр Афинский постился сперва две недели, а после постоянно вкушал чрез сорок дней пищу, которую приносил ему Ангел Божий. Преподобные Виссарион и Симеон юродивый часто проводили без пищи целую неделю, а иногда и сорок дней. Симеон столпник сначала вкушал в неделю раз, потом, желая приучить себя к строжайшему посту, заключился в тесной келье на сорок дней, и хотя у него были хлеб и вода, однако он не прикоснулся к ним. С тех пор он постоянно проводил св. четыредесятницу без пищи и питья. Преподобные: Герасим, Анин, Феодор Сикеот, Антоний и Феодосии Великие, Макарий Египетский, Кириак, Иоанникий Великий, Марк Фраческий, Афанасий Афинский, Арсений Великий, Онуфрий Великий, Мария Египетская, Даниил столпник и множество других подвижников всю жизнь свою проводили в изумительных подвигах поста. А когда принимали пищу, то надобно еще сказать: что это была за пища? Это были смоквы и финики, разные огородные овощи, самым простым образом приготовленные, без всяких приправ, разве только с солью, очень редко - с маслом. Одному подвижнику, в день Пасхи, ученик приготовил пищу с маслом: он посмотрел на нее, залился слезами и, сказав:

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/f...

Святая Троица с избраными святыми Пелена. Мастерская Анны Ивановны Строгановой. Первая половина 1650-х гг. vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Пелена. Мастерская Анны Ивановны Строгановой. vk fb tw ok @ g+ lj Ладаница. Сольвычегодск. 1606 г. vk fb tw ok @ g+ lj Похвала Пресвятой Богородице. vk fb tw ok @ g+ lj Вознесение Господне с избранными святыми. Пелена. Нач. 1650-х гг. Мастерская Анны Ивановны Строгановой. Вклад Дмитрия Андреевича Строганова в сольвычегодский Благовещенский собор. vk fb tw ok @ g+ lj Деисус. Складень трехстворчатый. Россия. XIX в. vk fb tw ok @ g+ lj Успение Богоматери. Пелена. vk fb tw ok @ g+ lj Ковш церковный. Сольвычегодск. 1607 г. vk fb tw ok @ g+ lj Свт. Василий Великий vk fb tw ok @ g+ lj Феодор Сикеот и Георгий Победоносец с избранными святыми. Пелена. Мастерская Матроны Ивановны и Анны Никитичны Строгановых. К. 1650 - нач.1660-х гг. vk fb tw ok @ g+ lj Троица ветхозаветная. vk fb tw ok @ g+ lj Троица ветхозаветная. Икона vk fb tw ok @ g+ lj Чарка. Россия. Последняя треть XIX в. vk fb tw ok @ g+ lj Митрополит Алексий с житием. vk fb tw ok @ g+ lj Иоанн Лествичник и Савва Стратилат предстояшие Спасу Икона из сольвычегодского Благовещенского собора. Нач. XVII в. 8 октября 2023 г. Рейтинг: 10 Голосов: 166 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Тамара 11 октября 2023, 01:20 Сколько было раньше до революции среди наших дворян, купцов меценатов и благотворителей,попечителей ,жертвователей!! И одними из них и были Строгановы!!! Вот и до сих пор жива о них память через столетия!! Слава Богу за всё. Марина Анатольевна 10 октября 2023, 16:24 Товарищи-граждане! Ну пожалуйста, подписывайте ваши фото! Ваш преданный читатель 10 октября 2023, 00:06 Какая необыкновенная и тонкая красота и какой прекрасный вдохновляющий пример для мужей и их жен, спасибо! Русь Святая, храни веру Православную, в ней же тебе утверждение! Елена Большакова 9 октября 2023, 16:44 Какая красота! Спасибо большое! Какие прекрасные традиции были у русских меценатов. Нужно их обязательно возрождать.

http://pravoslavie.ru/156519.html

151 . Пение неосмогласное. Кроме уставного осмогласного пения в Греко-Восточной церкви допускались и неосмогласные напевы, а также напевы местные, не только греческие, но и иноземные. Те и другие, конечно, составлены также на основании общеизвестных в древности восьми ладов, но отступают от установленных византийской теорией гласовых формул и в мелодическом движении самобытны от известных образцов греческого осмогласного пения. Так в 7 веке песнотворцы анатолийские (малоазийские) Георгий Писидийский и Феодор Сикеот составленным им песнотворениям дали тот самый напев, который был общеупотребителен и любим в Анатолии, отчего и самые эти песнопения названы анатолийскими или восточными. У христиан сирийских, времен преп. Ефрема, число гласов восходило до 257, и только во время св. Иоанна Дамаскина сирские песнопения расположены на восемь гласов. 153 Хотя такое громадное количество гласов представляется невероятным и предполагает понятие о гласе как о напеве, но при употреблении разных родов пения, разных звуковых областей и примет, и действительных гласовых видов могло быть не мало. – Затем, по свидетельству архим. Порфирия Успенского , 154 в многочисленных крюковых греческих книгах Синайского монастыря, из коих древнейшия писаны в 999, 1177, 1236, 1321, 1332, 1365, 1437 годах, содержатся, кроме теории церковного пения, музыкальные сочинения разных творцов и церковные распевы разных народов, как-то: персидский, франкский, болгарский, родосский, солунский. В них есть священные песнопения по подражанию соловью, стуку колеса, катящегося по мостовой, и звукам высушенного дерева. „Видно, говорит этот ученый путешественник, что греки при византийских царях умели разнообразным пением своим выражать все чувствования и восторги христианские. Видно, что христиане в Персии, Франкии, Болгарии и в других странах пели в церквах по-своему. Видно, что в св. Софии Константинопольской, куда стекались верующие со всех концов греческого царства, патриархи благословляли употреблять напевы разных народов, и тем выражали кафоличество церкви православной“. Так как напевы эти составлены вне системы византийского осмогласия, то, хотя бы по составу текста песнопений и имели надписания гласов, по мелодии должны быть причислены к напевам неосмогласным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Стихирами (στιχηρ) в Ветхозаветной церкви назывались стихотворные произведения: псалмы, песни, притчи, певшиеся и читавшиеся метрически, по стихам. Св. Анатолий, натр. Константинопольский († 458 г.), первый стал писать новозаветные стихиры, которые суть не что иное как подражания древним псалмам, взамен их употребляемые, или же в них вплетаемые. Каждый ряд стихир составляет одно цельное словесное произведение, содержащее хвалу Господу, Богоматери и святым, разделенное на неравные (самогласны) или равные (подобны) взаимно соответственные большие и меньшие части, т. е. на строфы – стихиры, строки – стихи, полустишия – колена, без однообразной последовательности стоп. Стихиры канонархаются. т. е. поются по стихам и полустишиям, отделяемым известными знаками: точками, крестиками, звездочками. Количество этого рода песнопений, составленных главн. образ, в века 510, громадно, так что они в Греческой церкви составляли особые сборники, называемые стихирарями, и далеко не все известны в русском переводе. 345 Ирмологийные последования в первый раз появились в Анатолии в начале 8 в. Первыми песнописцами их были: Георгий Писида и Феодор Сикеот. Вскоре явились им и подражатели на Синае, в Сицилии, Иерусалиме и Константинополе, так как последования эти, не устраняя древних гимнов, были их сокращенными повторениями, примененными к событиям церкви Новозаветной, и потому особенно приличными христианскому богослужению. 346 В начале VII века до введения в церковное употребление Ирмолога Синайские отшельники говорили св. Софронию, патр. Иерусалимскому, что они читают ветхозаветные песни без тропарей, потому что тропари указано петь клирикам, а не простым не посвященным лицам. 347 Кановы в первоначальном своем виде не имели ирмосов в их начале. Таков, наприм., канон св. Андрея Критского († 713 г.). 348 Поставление ирмосов при канонах, как образцов стихосложения и пения тропарей, и приведение тропарей в стройное целое принадлежит св. Иоанну Дамаскину . Каждый канон, как и ряд стихир, представляет собой одно цельное пространное произведение, содержащее в себе несколько од или песней (от 2-х до 9-ти), разделенных на строфы или тропари, соответствующие по своей конструкции образцу своего ирмоса.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Скачать epub pdf Житие преподобного отца нашего Феодора Сикеота, епископа Анастасиупольского Память 22 апреля В стране Галатийской 2694 есть селение именуемое Сикея, в 12 стадиях 2695 от Анастасиополя, главного города Анкирской области (в Малой Азии). В этом селении родился преподобный Феодор Сикеот, от матери своей Марии и мужа известного, по имени Космы, служившего в то время у царя Юстиниана Великого 2696 скороходом 2697 . Когда совершилось зачатие Феодора, то матери его Марии в ту ночь во время сна явилось чудное знамение: она увидела сошедшую в ее утробу большую, яркую звезду. Проснувшись она сообщила о том своей матери Елпидии и сестре Диспении, жившим с ней, потом пошла к одному прозорливому старцу, спасавшемуся в отшельническом безмолвии, в 6 стадиях от того селения, и рассказала ему о своем странном видении. Старец тот, преподав ей духовные наставления о богоугодной жизни, сказал: – Зачавшийся в тебе отрок воистину будет великий муж, не только среди людей, но и у Бога, звезда же светлая знаменует собой царскую славу, как это объясняют мудрые толкователи снов; но для тебя виденное тобою не должно иметь значение царской власти на земле, а звезда, которую ты видела, предвещает ту славу добродетелей и благодати Божией, которою Бог одарит твое чадо. Ибо Господь обыкновенно рабов Своих освящает во утробе матерней прежде их рождения. Так предсказал Марии прозорливый старец и, дав ей несколько советов, отпустил ее с миром. Стало всё это известно епископу Анастасиопольскому Феодосию, и тот так же понял видение, что рожденный младенец будет служить светом миру. Мария, возвратившись от старца последовала его советам и проводила жизнь богоугодную, в целомудрии, вместе со своею матерью и сестрой. Когда же исполнилось время рождения, Мария родила сына и по христианскому обычаю он был крещен и наречен Феодором (что значит с греческого «Божий дар»), самым своим именем означающим, что отрок будет великим даром миру от Бога. Когда ему исполнилось шесть лет, мать пожелала записать его заранее в военную службу и для этого приготовила ему драгоценные одежды, золотой пояс и другие, нужные для этой службы вещи и хотела отправиться в Константинополь, чтобы там отдать его царю на службу; но в сонном видении явился ей святой великомученик Георгий, говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скорее всего, это действительно были портреты известных подвижников и епископов. О том, что их писали с натуры, свидетельствуют многочисленные источники. Так, например, мы знаем, что в 590-х годах была написана портретная икона с прп. Авраама из Луксорского мон-ря (когда он стал еп-пом Гермонфиса). По смерти Авраама братья монастыря с почтением хранили её у себя. При патриархе Сергии КПльском (610–638 гг.) прп. Феодор Сикеот посетил братию м-ря Ромайон и два искусных монаха, тайно наблюдая за ним через окошечко, написали с него икону! Эти и другие поразительные факты приводит Джудит Херрин. В своей интересной статье «Женщины и иконопочитание в ранней Церкви» она доказывает, что заказчицами и почитательницами подобных портретных икон были, в основном, византийские женщины. Это был для них способ личного общения с праведником. Ведь благочестивая византийская жена редко покидала дом мужа. Но на стене у неё висела икона святого, написанная так, что создавался эффект всевидящего взгляда, от которого ничего не скрыто. Вся жизнь женщины, вплоть до мелких домашних забот, проходила под этим взглядом и возвышалась до служения. Это предполагает глубоко личный характер религиозного чувства. Это не всегда понимали мужчины, склонные к более отвлечённой догматической религиозности. Вот почему иконоборцами будут, в основном, мужчины, а защитницами икон – в основном женщины: императрица Феодора (жена иконоборца Феофила), императрица Ирина и др. (см. сб-к «Восточнохристианский храм. Литургия и искусство», СПб, 1994 г. стр. 94–99). Как это почти всегда бывало в истории Церкви, живой религиозный опыт предшествовал догматическому осмыслению. И мужчины склонны были воспринимать новоявленный культ икон, как модное женское суеверие. Правда, у них были к тому и достаточно веские поводы. Вот что пишет прот. А. Шмеман : «В массах иконопочитание преломлялось иногда грубым и чувственным суеверием... Появился обычай брать иконы в восприемники детей, примешивать соскобленную с икон краску в евхаристическое вино, причастие класть на икону, чтобы получить его из рук святых и т.д. «В массе этих явлений, несомненно, давало себя знать грубое извращение церковного обряда. Чествование икон приближалось к идолослужению и превращалось в чествование самого вещества их» (Болотов). Иными словами, с иконопочитанием происходило то, что раньше происходило часто с культом святых и почитанием мощей. Возникнув на правильной христилогоческой основе, как плод и раскрытие веры Церкви в Христа, – они слишком часто отрываются от этой основы, превращаются в нечто самодавлеющее, а следовательно, ниспадают обратно в язычество» («Исторический путь православия», стр. 248–249).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Нила Сорского старец Василий пишет 63 : «Святые отцы, проходившие вышеестественный образ жизни, имели к тому различные и недоведомые нам побуждения, воздвигавшие их на высокое пощение и труды. Некоторые из них удручали плоть свою подвигами из одной только любви ко Христу, желая подражать Его произвольному страданию за нас. Таков был старец Великого Пахомия, никогда не вкушавший ни вареной пищи, ни масла, ни вина, и говоривший: «Христос ради меня был распят и вкусил желчи, а я – осмелюсь ли принять в уста свои масло и вино?» Другие ради грехов своих переносили пост и безмерные труды, как Мария Египетская, Пафнутий и подобные им. Большая часть – постились ради целомудрия и бесстрастия. Некоторые же, родившиеся по обетованию, и от чрева матери посвященные Богу, переносили превышающие природу труды и пост, как великий чудотворец Николай, Феодор Сикеот и другие таковые же. Иных коснулся небесный огнь и воспламенил их души на неизреченные труды и пощение, так что они и не ощущали их: таков был св. Симеон Дивногорец и все святые мученики. В других же одно чувство, коснувшееся сердца памятью геенны и страшного суда Христова, столь сильно действовало, что они не только не ощущали болезни и трудов, но и самих себя забывали как тот старец, который от помышления о смерти приходил в исступление, падая, как бы мертвый 64 и другие многие. Все сии разумно и с добрым намерением, благодатию Христовою, совершили высокие добродетели и пощения, не думая, что они проходят какую-либо добродетель; но каждый из них, нося в себе духовное чувство, в одном и том же разумении оставлял позади себя всякое доброе дело. Ибо не пост и не иные труды считали они за добродетель, но то одно имели в виду и всему предпочитали, чтобы поставить себя пред Христом по естеству, т. е. такими, какими мы и были созданы (в начале). Некоторые же подобострастные (нам) и нерассудительные, не только не имевшие в себе ни одного из вышеупомянутых ощущений, или, точнее сказать, дарований, но и не знающие даже, что они есть, поревновали посту и трудам Святых с неправильным разумением и намерением, – считая, что они проходят добродетель.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Преподобный Савва Освященный († 532) жил сперва один, среди камней в Палестине; хлебом, сыром и финиками снабжали его водимые, конечно, Промысломсарацины. Однажды они обыскали его пещеру – он сам спустил им веревку, по которой можно было подняться – и умилились нищетой и беззащитностью святого. Потом, как известно, он основал Лавру, но, вынужденный покинуть ее по причине дерзостной ропотливости братий, удалился в страну Никопольскую и пребывал там под деревом, стручками которого питался; владелец этого места, узнав о Савве, пришел и построил ему здесь же келлию, которая, при содействии Христа, спустя некоторое время также превратилась в киновию . Подобная история произошла пятью веками позже с Симеоном Новым Богословом , преследуемым синкеллом; автор его жития Никита Стифат приводит и имя сановника, хозяина полуразрушенной часовни, близ которой обретался святой изгнанник, – Христофор Фагура . В Византии, стране наших грез, монашество находилось в положении блистательном и привилегированном; Роджер I, великий граф Калабрии и Сицилии, жаловал игуменов учрежденных им италийских монастырей аж титулом светских баронов. Представители местной знати, как правило, добровольно возлагали на себя обязанности ктиторов, а императоры охотно внимали монашеским увещаниям и прошениям. Преподобный Феодор Сикеот в одно из наставительных писем к прослывшему жадным Маврикию включает ходатайство о даровании своему монастырю кормления, т. е. определенной ежегодной субсидии зерном из государственных имений . Обители строили и содержали цари, патриархи, вельможи, чиновники, крестьяне и сами монахи; бедные изыскивали и объединяли средства. Богатые и знатные граждане приносили в дар рабов, волов, стада верблюдов и овец, табуны лошадей, недвижимость и тысячи десятин земли. В Х веке процветание монастырей сочли угрожающим экономике государства: в киновию вступали крестьяне вместе с землей, юноши, подлежащие воинскому набору и множество иного податного населения; бюджет скудел, лишаясь налогов, и в 964 году император Никифор Фока запретил основание новых обителей.

http://azbyka.ru/fiction/plach-tretej-pt...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010