2) Иван Успенский, сын Феодора Успенского, окончил курс со званием студента, с отличными успехами в науках, при отличном поведении. Рукоположенный во священника, он будет проходить своё служение под руководством своего опытного родителя, который, при телесной болезни, вполне сохранил душевные силы. 3) Возведение в священный сан ранее 20-ти лет – явление не беспримерное в истории Христианской Церкви. Бывали случаи, что ранее двадцатилетнего возраста рукополагаемы были не только пресвитеры, как например, препод. Феодор Сикеот († 613 г.), но и епископы, напр. священномученик Елевферий, 2-го века, и св. Климент, епископ Анкирский († 312 г.), и даже патриархи, например Стефан (886 г.), и Феофилакт (с 993 г.) – константинопольские: тот и другой из них возведены были на эту высочайшую иерархическую степень в шестнадцатилетнем возрасте. Сообщая о сем Вашему Высокопревосходительству, не могу не обратить вашего внимания на то, что из всех прихожан Алексеевского прихода один только крестьянин Косьма Иванов, никем неуполномоченный, решился обременять Вас своею жалобою, хотя и он в своей просьбе на имя Вашего Высокопревосходительства, от 1-го прошедшего августа, указывал на Ивана Успенского, как на преем- —550— вика его отца; между тем, прочие прихожане, узнавши об этом поступке крестьянина Иванова (по фамилии Ястребова), обратились ко мне с просьбою, чтобы я определил к ним во священника, на место больного Феодора Успенского, сына его, студента Ивана Успенского, как известного им с самой лучшей стороны и по образованию и по поведению. Чем-же объясняется единичное недовольство крестьянина Ястребова на определение во священника студента Успенского? Не иным чем, как личным неудовольствием на отца его, священника Феодора Успенского за то, что вследствие донесения сего последнего, родной дядя Ястребова, Гавриил Ястребов (ныне умерший) удален был от должности церковного старосты, по причине открыто развратной жизни». 9-го числа писал я в Москву профессору Университета А. Ст. Павлову: «Препровождаемый при сем экземпляр собранных и изданных мною Писем блаженной памяти митрополита Московского Филарета к Высочайшим Особам и разным другим лицам прошу Вас благосклонно принять от меня в дар. Извольте читать сию книгу и назидаться, а по прочтении прошу сообщить, что найдете в ней интересного по отношению к вашей специальности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Святой же сказал им: – Господь дал нам, Своим рабам, власть попирать льва и змия, которые страшнее всех зверей, а вы боитесь медведицы? Он повелел бросить ей кусок хлеба , взяв который, она ушла в пустыню» с. 71]. Преподобный Феодор Сикеот (22 апреля) «Бог покорил ему диких зверей, бывших в пустыне; так, например, страшный медведь три года приходил к нему и брал из его рук пищу , так же и волк питался от него . Приходившие и уходившие от Святого звери не делали никакого зла ни людям, ни животным, если бы и случалось кому–либо встретиться с ними. Было это по чудесному действию Божию, Который прославлял угодника Своего, Его прославляющего» с. 334]. Преподобный Сергий Радонежский (25 сентября) «Однажды преподобный Сергий заметил перед своей келией медведя; видя, что он очень голоден, подвижник сжалился над зверем, вынес ему кусок хлеба и положил на пень. С тех пор медведь стал часто приходить к келии Сергия, ожидал обычного подаяния и не отходил до тех пор, пока не получал его; Преподобный радостно делился с ним хлебом , часто даже отдавал ему последний кусок. И дикий зверь в продолжение целого года каждодневно навещал пустынника» с. 518]. «Преподобный Сергий Радонежский кормит медведя». Фрагмент иконы «Преподобный Сергий Радонежский, с житием». Конец XVII в. Поволжье. ЦМиАР Преподобные Павел Обнорский и Сергий Нуромский «Услышав о подвигах Павла, Сергий (Нуромский) пошел к нему и увидел в лесу, что стая птиц вилась около чудного подвижника; мелкие пташки сидели на голове и на плечах старца, и он кормил их из рук . Тут же стоял медведь, ожидая себе пищи от пустынника ; лисы, зайцы и другие звери бегали вокруг, не враждуя между собою и не боясь медведя» с. 45]. Преподобный Макарий Римлянин (15 августа) «Питался отшельник лесными ягодами, травами и кореньями. К нему приходили медведи , и он ласкал и кормил их » с. 463]. Преподобный Серафим Саровский (2 января) «В начале своей пустынной, отшельнической жизни он питался черствым и сухим хлебом, который брал с собою из обители по воскресеньям на целую неделю, но и из этого количества хлеба он уделял добрую долю пустынным животным и птицам , которые очень любили его и часто посещали место его молитвенных подвигов. Даже диким зверям старец внушал благоговение. Так, к нему часто приходил громадный медведь, которого он кормил ; по его слову, медведь уходил в лес и потом приходил снова, и старец кормил его и давал иногда кормить его своим посетителям» с. 72

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Гимнографическую деятельность Андрея Критского продолжил епископ Кизический, затем – патриарх Константинопольский (715–730) Герман (ум. до 754), лишенный кафедры в 730 г. императором–иконоборцем Львом III. В жанре канона работали Косма, епископ Маиумский (ум. ок. 787), некоторое время живший в лавре Св. Саввы (ему принадлежат каноны, трипеснцы и четверопеснцы на все дни Страстной седмицы и на некоторые двунадесятые праздники); Иоанн Дамаскин (ум. 780), сначала министр Дамасского халифа, потом монах лавры Св. Саввы и исповедник за иконы (воскресные каноны Октоиха на 8 гласов и каноны на некоторые двунадесятые праздники). По несколько стихир, канонов и иных последований оставили после себя иерусалимский патриарх Илия II (770–797), Стефан Савваит (ум. ок. 807), Феодор Сикеот, епископ Анастасиопольский (6–7 вв.), Георгий, епископ Сиракузский (ум. ок. 669), друг константинопольского патриарха Игнатия Киприан Студит (9 в.), Василий Пагариот, епископ Кесарии Каппадокийской (10 в.) и др. Широкое употребление в Константинопольской Церкви канон находит благодаря литургической деятельности Феодора и Иосифа Студитов; окончательно этот жанр утверждается в богослужебной системе после 1204 г. В середине 8 в. в Константинополе была осуществлена литургическая реформа, в результате которой используемый за богослужением гимнографический материал подвергся систематизации и сокращению. Новая традиция отразилась в Синаксаре (Типиконе) Великой церкви, в котором зафиксированы в основном тропари (или ипакои), используемые как припевы к стихам псалмов, и почти нет произведений древних гимнографических жанров, в т.ч. кондаков. Церковные песнописцы использовали в своем творчестве различные технические приемы. Греческая церковная песнь всех указанных видов (тропарь, кондак, канон, стихира) основана, по преимуществу, на особой стихотворной системе, – не на древней метрической, базировавшейся на долготе и краткости слогов (различие между буквами по долготе и краткости в разговорной речи к тому времени уже исчезло), а на ритмической, основанной на количестве слогов в стихе и месте ударений в них 1057 . Однако некоторые каноны Иоанна Дамаскина написаны классическим размером – ямбом, а акростихи к ним – гекзаметром.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Молитва иноков за мир, по свидетельству св. Иоанна Златоустог о, привлекает к нам милосердие и благословение Божие и служит самым живым и величайшим свидетельством их любви к братиями их о Христе – мирянам (на Иоан. бесед. 77). Отцы Церкви представляли молитвы иноков столь важными, что почитали их необходимыми для Церкви и для благосостояния обществ. «Пусть все это слышат и иноки, говорит св. Иоанн Златоуст , которые всячески распялись миру; пусть и они посильно помогают предстоятелям Церкви и облегчают их заботу своими молитвами, единодушием, любовью (Бес. к народу Антиох. 31). Послушай тех, говорит он в другом месте, которые живут в пустынях; ибо велика у них молитва, которую мы должны усвоить себе, дабы пользуясь их молитвами, мы получили милость от Господа». Каждый инок, жил ли он в обители или подвизался в отшельничестве, почитал необходимостью, непременным для себя правилом возносить молитвы и за живущих в мире. Они во время молитвы возносились и телом от земли (см. житие Онуфр. Велик., Марии Егип. и др.). Св. Иоанн Златоуст свидетельствует, что молитвы иноков покрывают грехи людей (на Быт. бесед. 42 на конце). В самой внешней жизни мирян нельзя почти найти такого случая, когда бы молитва иноков не была спасительна для тех, кто прибегал к ней. Самые тяжкие болезни, где оставались напрасными все человеческие пособия, исцелялись молитвой св. отцов пустыни (см. наприм. житие Антония Великого , Симеона Столпника, Феодора Сикеота и других. Сказан, о св. отцах Спб. 1871). Целые области империи, даже вся империя греческая иногда находила помощь в молитвах иноков. Поражал ли голод, язва или другое общественное бедствие, – миряне просят нночествующих помолиться за них Господу: иноки молятся, и Господь милует тяготимых несчастиями. Наприм. Симеон Столпник своими молитвами избавляет от чрезвычайного множества зверей, Иоанникий Великий от змей и саранчи, Феодор Сикеот от засухи, Симеон юродивый от землетрясения и мн. др. (см. жит. их в Чет. Мин.). Поражает ли империю нашествие варваров, когда ни полководцы, ни императоры не находят средств и мужества противостоять иноплеменникам, они обращаются к инокам за советом и молитвой, и иноки воодушевляют малодушных, прорекают им счастливое окончание войны, а сами, между тем, день и ночь с коленопреклонением, слезами, в посте молятся Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

    Именем Симеона дивногорца ( 596 г.) надписывается стихира на землетрясение 26 окт., но оно было при Льве Исавре (716—741), след. надпись не верна. Предполагают, что он прежде составил сие песнопение на подобный случай. Это возможно, ибо Антиохияне раз подвергалась землетрясениям. Ему приписываются стихиры великомуч. Димитрию 26 окт., ныне замененные другими в печатных минеях. Другие известные древнейшие писатели стихир суть: Феодор сикеот ( 622), Софроний, патриарх иерусалимский ( 644 г. по Р. Хр.), Георгий Сиракузский ( 669), далее Андрей иерусалимский ( 713), патриарх Герман ( 740). Может быть, есть в минеях стихиры и древнейшие — неизвестных нам писателей, так как многияиз стихир не имеют надписей; но так как многие стихиры носят имена писателей VIII-X веков, так как и прочие стихиры безымянные подобны им, так как в VIII-X веках все вообще песнопения слагались вновь и многие службы написаны святым позднейшим (VIII-X в.), или таким, коим в древности не было празднования, так как в рукописных минеях греческих над стихирами, не надписанными в печатных минеях, открываются более и более имена писателей VIII-X веков; то естественно заключать, что от V-VII веков в наших минеях сохранилась ничтожная доля сих песнопений. Достойна внимания статья или сочинение епископа Порфирия Успенского (Труды Киев. Академии 1878 г. Т. I и II). К стихирарным пиитам, кроме вышеупомянутых, он относит Иоанна Дамаскина VIII века, Илию патриарха Иерусалимского, современника 7 вселенского собора 787 г., современника обоих Косму Маюмского, Стефана Савваита VIII века, Сергия святоградца, иерусалимского инока и исповедника при Феофиле иконоборце (829—841); все это иерусалимские. В Антиохийск. патриархате приводит Симеона Дивногорца V в., в Константинопол. патриархате в Малой Азии, кроме Феодора Синеота, еще Феофана исповедника, митрополита никейского, ок. 847 г., Игнатия, митрополита никейского, ок. 860 г., Георгия, еп. никомидийского, Ефрема, епископа города Карии IX в., современника Фотия, Василия Пагуриота монаха и архиепископа кесарийского, современника Константина Багрянородного в половине X века, и других более поздних, в Фессалии Анатолия, архиепископа Солунского, конца VIII века и других позднейших, на острове Корфу Арсения, современника Фотия IX века, на о. Сицилии Георгия, епископа Сиракузского VII века, в Константинополе патриархов, кроме Анатолия и Германа, еще Тарасия VIII в., Мефодия и Фотия IX века, Касию или Икасию IX в. Некоторых же известных етихирарных пиитов, как Студитов Николая, Климента и Феостирикта, опускает, ибо нет стихир их в Ватопедских стихирарях; упоминает еще древних пиитов: Византия, Андрея Пирра, Вавилу, студита Киприана.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

• Мч. Неофит • Прп. Никита исп., еп. Халкидонский • Святитель Николай Чудотворец • Равноап. Нина, просветительница Грузии • Равноап. княгиня Ольга • Прп. Паисий Великий • Вмч. и целитель Пантелеимон • Мч. Параскева, нареченная Пятницею • Преподобная Пелагия • Первоверховные апостолы Петр и Павел • Мч. Порфирий • Семь отроков Эфесских • Прп. Сергий Радонежский • Сорок свв. мучеников Севастийских • Прп. Серафим Саровский Чудотворец • Прав. Симеон Богоприимец и Анна пророчица • Прп. Симеон Столпник • Свт. Спиридон Тримифунтский • Первомученик и архидиакон Стефан • Св. муч. Татиана • Прп. Тит, пресвитер Печерский • Преподобный Феодор Сикеот • Преподобный Феодосий, игумен Печерский • Апостол Филипп • Свт. Филипп, митр. Московский • Мчч. Флор и Лавр • Апостол Фома Благоверный князь Александр Невский Память его празднуется 23 мая/5 июня (Ростов), 30 августа/12 сентября, 23 ноября/6 декабря Святой князь Александр Невский родился в семье благочестивых русских князей Ярослава и Феодосии. Господь с детских дней готовил в нем духовный светильник, горящий верою и добродетелями. Никогда святой князь не предавался детским играм и развлечениям. Его любимым занятием было чтение священных книг и пламенная молитва к Богу. Пением церковных песнопений он услаждал свою душу, постом и воздержанием укреплял и развивал телесные силы. Сделавшись взрослым, Александр стал княжить в Великом Новгороде. Он княжил мудро и справедливо и заслужил всеобщую любовь и уважение. Приближенных он поучал такими словами: “От Бога мы получили власть над людьми Божиими и в страшный день Суда должны будем дать отчет в пользовании этой властью. Наказывая виновных, не будьте жестоки, соразмеряйте милостью наказание. Ничего не делайте под влиянием гнева, раздражения и зависти. Не забывайте нуждающихся, помогайте всем, творите милостыню, чтобы и себе заслужить милость Божию”. В то время началось великое нашествие татар на Русь. Они разрушали города и села, убивши жителей или уводили их в плен, а тех, кто оставался, заставляли платить огромную дань. До Новгорода татары не дошли, но, пользуясь бедственным положением Руси, на нее напали немцы и шведы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4276...

В то время, когда предаёмся мы разгулу и веселию, Святая Церковь даёт нам образы тех, кого «честное пощение спасло есть» 104 . Постився древле Иосиф, смешения избеже беззаконныя жены, и царство улучи 105 . Она говорит об Иовлевом мужестве, о Иаковлем незлобии и т. д.: «Сохраним и мы добродетели их, Иовлево мужество, Иаковле незлобие, веру Авраамову, целомудрие Иосифово и Давидову доблесть» 106 – и этим напоминанием Церковь показывает нам, что мы не первые, кого зовёт Христос. В Ветхом Завете уже шли путём борьбы с грехом, путём желания жить в Боге, путём покаяния. Церковь говорит о покаянии ниневитян, Ионы и других: «Иону в ките честное пощение некогда спасло есть», «ниневитяне же паки гнев Божий претвориша теплым покаянием и любовию» 107 . А затем в субботу Церковь даёт уже нам образы из Нового Завета, образы тех, кому святоотеческий опыт учит нас подражать. В субботу сырную, когда безобразие жизни мирской достигает своего предела, она воспевает: «Приидите, вси вернии, преподобных отец лики воспоим, Антония верховнаго, светлаго Евфимия» 108 , «Радуйся, Египте верный, радуйся, Ливие преподобная, радуйся Фиваидо избранная» 109 . И дальше она указывает нам образы, которые даже нам, мало знающим, говорят много: «Вси в песнех духовных, в подвизех просиявшия, божественныя отцы наша воспоим согласно, яже изнесе Египет, Фиваида, и Ливия, всякое место, и град, и страна»; «Радуйся, монахов первонаставниче, Антоние преславне, Аммуне богоносне, нитрийская славо, Арсение ангеле, державо безмолвия и Аммоне духоносне». Всякий, кто хоть немного читал «Древний патерик», знает эти имена. А вот и «Аполлос Великий, послушания же светы Афре и Акакий, с сими и Аввакир спросияет, якоже некая денница», «Песньми восхвалим священными Великаго Афанасия, в горе Афонстей светло постившагося, светильника превеликаго всея вселенныя, егоже молитвами вси спасаемся» 110 . Те, кто оставил нам пример смирения и покаяния: «Хвалимь буди, Феоктист, всеизрядный пастырь, и высокий Фалассий великий, Феодор, нареченный Сикеот, знаменьми и чудесы явлейся на земли высокий» 111 , «Леонтия пою глубину богословия Максима же воспеваю пучину учений» 112 (того Максима, которого память мы недавно совершали, Максима Исповедника ), Маркиана и Марка» (который известен, как писатель поучений и наставлений Марк Подвижник ). « Макария Великого , и Макария Градского» 113 , и Пимена Великого , о котором мы много знаем: «Пимена же кто достойно словит от земных» 114 . Вот Павел Препростый – ученик Антония Великого .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

207. К прихожанам, живущим среди раскольников (Из жизни святого Фомы – патриарха Царьграда. Чет. Мин. марта 21) Известно, что живущие между вами раскольники часто жалуются на то, что правительство не дает им воли открыто совращать вас в раскол. «Вот, – говорят они, – ваши священники и архиереи и к нам и везде ходят, уча вашей вере; а почему нам это воспрещено? Разве мы хуже их? Разве не умеем учить?» Что, братие, ответить раскольникам на подобные их бредни? То нужно ответить, что правительство потому запрещает им распространять раскол, что, в случае, если бы позволило и раскол бы распространился, тогда бы Бог простер гнев Свой и на всю страну нашу, и вся страна подверглась бы бедствиям. Неужели, скажете, это правда? Да, сущая правда, братие, и сомневаться в этом никак не должно. Когда, при святом патриархе Константинопольском Фоме, умножились в Греции ереси и расколы, тогда святой Феодор Сикеот сказал: «За ереси и расколы будут многие беды и разорения на Церковь Божию и на греческое царство частью от внешних, частью от внутренних врагов. Извне придут варвары, а внутри – христиане, разделившись в вере, станут друг друга гнать, сокрушать и истреблять; и вследствие этого многие храмы Божии опустеют и разорятся. Все это имеет быть вскоре». Что же, исполнились ли эти слова Сикеота? Да, исполнились. Когда, после смерти св. Фомы, сделался патриархом Сергий и стал начальником ереси монофелитской, признававшей одну волю в Иисусе Христе, тогда настали и беды на Церковь , разделения, разорения, мучительства и гонения от еретиков на православных; затем начались и «тяжкие, сказано, брани с персами, за умножение ересей попущенные». И персы стали опустошать огнем и мечом области греческие, и Иерусалим был взят ими, и Животворящее Древо Креста Господня было унесено в Персию. Так от слова до слова и сбылось пророчество св. Феодора. Итак, Бог попустил на Грецию тяжкие бедствия, как сейчас слышали, за умножившиеся ереси и расколы. А отсюда что выходит? То, что мы правду сказали, что правительство потому запрещает раскольникам распространять раскол, что знает, что если бы позволило и раскол распространился; то всю страну из-за него мог бы постигнуть гнев Божий. Но и кроме сего, подумаем: что было бы и помимо гнева Божия, если бы дать волю раскольникам совращать всех? Вот они и сами разделились на толки; вот и у них самих появились всякие секты; вот они и друг друга, и своих же староверов клянут. А что же бы вышло, если бы допустить их ко всем? Тогда бы поистине ссорам и смятениям у нас не было бы и конца; тогда бы подлинно восстал отец на сына, сын на отца, брат на брата и мы жили бы как в аду. Вспомните, сколько бед произвели первые вожаки раскольнические, хотя бы например Лазарь, Аввакум, Никита Пустосвят и многие другие? Ведь из-за них наше Отечество даже в самых основах своих было поколебалось. Значит, что же? То же и следует, что не должно волка пускать в стадо овец. Иначе же волк расхитит их и распудит овцы. Аминь. 22-й день

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

21 янв. Св. Стефан Савваит т.е. инок монастыря Саввы, † ок 807 г., написал каноны Обрезанию, Кириаку Отшельнику 29 с., преп. отцами избиенным в обители св. Саввы 20 мр., св. Варваре и Иоанну Дамаскину 4 дек. – Все эти авторы канонов писали и стихиры на некоторые памяти. От этого же периода известны и другие песнописцы, например, Феодор Сикеот еп. Анастасиопольский VIII в., Георгий, еп. Сиракузский † ок. 669 г., и др., оставившие после себя по несколько стихир и канонов. Размер церковной песни Греческая церковная песнь всех указанных видов (тропарь, кондак, канон, стихира) этой эпохи, как и последующей, построена по (с. 370) особой стихотворной системе, – не древней метрической, основанной на долготе и краткости слогов, а на так называемой ритмической, основанной на количестве слогов в стихе и месте ударений в них это потому что различие между буквами по долготе и краткости из к тому времени уже исчезло в разговорной речи. Один греческий грамматик (Феодосий Александрийский) говорит, что желающий составить канон, должен написать тропари, которые имели бы одинаковое число слогов и одинаковое ударение с ирмосом. Таким образом, ударение играет главную роль в построении греческих песнопений. Напр. в кондаке Рождество Христово: παρθνος σμερον Τòν περοσιον τκτει Καì γη τò σπλαιον Τω @ προστ προσγει... в 1 и 3 стихах по 7 слогов, во 2 и 4 по 8; в 1 и 3 стихе ударения на 3 и 5 слоге, во 2 и 4 на 4 и 7-м слоге. (В переводе на славянский язык, понятно, ритм не сохраняется). В целях этого ритма допускаются и грамматические вольности: так в двухсложных частицах, предлогах, местоимениях ( λλà, παρà, γ) допускается перенос ударения на первый слог; трехсложные слова с ударениями на первом или последнем слоге в случае надобности признаются имеющими два ударения и на первом, и на последнем слоге (как делается и в русском стихосложении): πλεμς, τπεινς. Стихотворный размер греческих церковных песен подтверждается и тем, что многие из них имеют акростих (слав. «краегранесие») и рифму; например, у св. Романа в кондаке на Рождество Христово σμερον рифмует со σπλαιον, δοξολογου σι с δοιπορου σι (днесь – вертеп, славословят – путешествуют) 1572 . Но надо заметить, что каноны св. Иоанна Дамаскина на Рождество Христово («Спасе люди»), Богоявление («Шествует морскую») и Пятидесятницу («Божественным покровен») написаны древне-классическим метром, именно ямбом, а акростихи к ним гекзаметром (последнее было особенно трудно). (с. 371) Западная гимнография Что касается запада, то здесь ввиду вышеотмеченного недоброжелательного отношения церковной власти к гимнам за богослужение, в эту эпоху появилось лишь несколько новых гимнов; авторы из или неизвестны совсем, или сомнительны (так несколько гимнов приписываются св. Григорию В.). Осмогласие

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Преподобный Герасим и преподобный Кириак, именуемый отшельником, также на весь пост удалялись в глубочайшую пустыню; каждое воскресенье причащались Святых Таин, пребывали в безмолвии пустынном тоже до недели Ваий и возвращались в монастырь со многою для душ своих пользою. Святой Симеон Столпник сначала вкушал пищу однажды в неделю; но после, пожелав навыкнуть строжайшему посту, заключился в тесной келье на сорок дней, и хотя были с ним хлеб и вода, однако не прикоснулся к ним. С тех пор он постоянно Святую Четыредесятницу проводил без пищи и пития. Святой Макарий Александрийский проводил великий пост вкушая только однажды в неделю. Преподобный Герасим ежегодно во всю Четыредесятницу ничего не вкушал и подкреплял себя только причащением Святых Таин. Наконец, преподобные Амин и Феодор Сикеот Великий пост проводили без пищи, а иногда и кроме её постились сорок дней. Что же, после сего, братие, справедливы ли жалобы миролюбцев и плотоугодников на пост? Сами теперь видите, насколько справедливы. Пусть же поймут они наконец, что ведь не всю жизнь им проводить в праздниках и пированиях; нужно же когда-нибудь и плоть свою распять со страстями и похотями, и Богу послужить постом, бдением и молитвами. Они опять, конечно, повторят нам: «Всё-таки трудно это!» Да, ответим им, без благодати Божьей трудно, с благодатью же Божьей весьма легко, ибо она крепче, нежели самая сильная воля. И поэтому, для того чтобы пост и для миролюбцев сделался лёгким и приятным, пусть сначала они призовут на помощь усердною молитвою благодать Божию; навыкнув же молитве, незаметно сами для себя навыкнут и посту. Навыкнув же посту и молитве, они, после, сами удивятся тому, на что они роптали и на что жаловались. Аминь. 30-й день 31. Не губи беззащитных (Из жизни святого священномученика Григория, епископа Армении Великой, и с ним тридесяти и семи девиц. Чет. Мин. сент. 30) Хотя, к счастью, редко, но всё-таки встречаются люди, которые или ради корысти, или по злобе, или ради других каких-либо гнусных видов ни во что ставят не только обольстить или ограбить, но даже и совсем погубить беззащитных. Иной имеет ребёнка в учении; бьёт, бьёт его и побоями доводит, наконец, до могилы. Другой обольстит девицу; а потом не жалеет способов, как бы сбыть её с рук, и девица и душою и телом гибнет навеки. Иной, чтобы воспользоваться деньгами и имуществом сироты, раньше времени отправляет последнюю на тот свет. Как вы думаете, братие, пройдут даром таким людям их жестокость и бесчеловечие или нет? Знайте, что никогда не пройдут и Господь строго с подобных злодеев взыщет. «...Сироты, – говорит Он, – не притесняйте; если же ты притеснишь их, то... воспламенится гнев Мой» ( Исх.22:22–24 ), и слова Свои Господь оправдывает и самым делом.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010