ЖИТИЕ Св. Благоверных Князей: преподобного отца ФЕОДОРА и чад его ДАВИДА И КОНСТАНТИНА, Ярославских Чудотворцев 15 . Святый Благоверный Князь Феодор, сын Великого Князя Ростислава Мстиславича Смоленского, правнук Великого Мстислава и потомок Равноапостольного Князя Владимира, в благочестии от юных лет воспитываем был и научаем всякому доброму учению. Но вотще посевались семена сии. Отроком бывши, он уклонялся уже от детских забав, чуждался самых невинных развлечений. Чтение же Богомудрых писаний было пищею и услаждением непорочной души его. Радость родителей возрастала по мере преспеяния дитяти возрастом. Ибо глас народа был, что отрок Княжий не лишися ни во едином даровании духовном и телесном. По разделении Княжества, после смерти Ростислава, между тремя братьями – Феодором, Глебом и Михаилом, первому достался самый малый уезд. Он ограничивался одним Можайском. Однакож это не смутило Феодора. Он принял удел безропотно, помышляя паче всего о стяжании сокровища некрадомого, нетленного, вечного. К тому же и других располагал, как словом, так и житием своим. Народ благоговел пред Князем, радуясь покорствовал воле его, и любил его, как отца и общего благодетеля, и сам Господь возвеличил избранного от людей своих, приложил к державе его славный град Ярославль. Вот обстоятельства события сего. Наследником Великого Князя Константина Всеволодовича Ростовского был сын его Василий, скончавшийся 1245 года, по кратковременном правлении, в престольном граде Владимире. После него Великокняжеская власть перешла к вдове его Княгине Ксении, оставшейся с малолетнею дочерью Мариею. Когда же Княжна достигла совершеннолетия, Ксения пожелала сочетать ее с Феодором, укрепила за ним отчинное наследие, и потом имела утешение видеть Божие на брак сей благословение в рождении сына Михаила. Но годы, к которым относятся событии сии, не радость несли с собою в Рус Православную. Для отечества нашего это была година испытаний, година унижения для наших Державцев Татарский ярем лежал на всех, все бременил и крушил собою. Владетельные Князья принуждены были ходить в Золотую Орду, и там, у державствующих Ханов, рабски испрашивали грамот на утверждение за собою родовых своих отчин,

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

Его сын Андрей, впоследствии прозванный Боголюбским, не захотел бороться за Киевский престол со Смоленскими и Черниговскими князьями, но ушел в Суздаль и провозгласил обширную Ростово-Суздальскую землю великим княжеством, тем самым показав, что не признает старого порядка замещения княжеских столов и создает «новую Русь», которая в отличие от Киевской Руси стала называться Залесской. Нелюбивших Юрия Долгорукого киевляне призвали в столицу черниговского князя Изяслава Давыдовича, однако, большинство русских князей не признали его старшинства. Через два года изгнанный в свое время Юрием Долгоруким из Киева Ростислав Мстиславич при поддержке племянника Мстислава Изяславича, князя Волынского, овладел в 1159г. Киевом и вернул себе звание великого князя. Изяслав Давыдович бежал в Чернигов. Вместе с ним бежал из Киева митрополит Константин. Вскоре между великим князем Ростиславом и его племянником Мстиславом Изяславичем Волынским возник спор о том, кого считать законным главой Русской Церкви. Хотя Ростислав во время своего первого пребывания на великом княжении признал митрополита Климента, теперь он, под влиянием смоленского епископа Мануила, отказался считать его первоиерархом, как находящегося под анафемой. Мстислав Изяславич, в свою очередь, заявил: «Не останется и Константин на митрополии, потому что он проклял моего отца». После долгих пререканий князья, наконец, в марте 1159 года приняли решение: чтобы не усугублять раскола в Церкви, не признавать ни одного, ни другого из митрополитов, но просить патриарха поставить на Киевскую кафедру нового первосвятителя. Вскоре митрополит Константин I скончался в Чернигове, что упростило решение вопроса о постановлении патриархом нового митрополита Киевского. Новый митрополит Феодор прибыл в Киев в августе 1160г. Еще в 1157г. князь суздальский Андрей Юрьевич изгнал из Ростова епископа Нестора за то, что тот требовал соблюдения поста в дни Господских и Богородичных праздников, если они приходились в среду и пяток, исключая лишь Рождество и Богоявление.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преставление кн. Михаила Ростиславича Смоленского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 110) († 1279, Смоленск), блгв. князь Смоленский (1277-1279; пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе Всех святых, в земле Российской просиявших, Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 361 (с ошибочной датой кончины - ок. 1248)). Второй сын смоленского кн. Ростислава (Аввакума) Мстиславича († ок. 60-х гг. XIII в.); праправнук блгв. вел. кн. Киевского, кн. Новгородского и Смоленского Ростислава (Михаила) Мстиславича ; старший брат смоленского кн. Глеба Ростиславича и младший брат смоленского и ярославского блгв. кн. Феодора Ростиславича Чёрного (см. ст. Феодор Ростиславич , Давид и Константин ). Основными источниками сведений о жизни и почитании М. Р. являются древнерус. летописи, синодики и Житие блгв. кн. Феодора Ростиславича (3-я четв. XV в.), к-рое известно в неск. редакциях. В крещении М. Р. получил родовое имя, которое было характерно для смоленских Мономашичей ( Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у рус. князей в X-XVI вв.: Династическая история сквозь призму антропонимики. М., 2006. С. 423-424). Согласно Житию блгв. вел. кн. Феодора Ростиславича, при разделе Смоленского княжества старшие братья, князья Глеб и М. Р., выделили ему во владение лишь г. Можайск. В источниках прямо не отмечено, какие при этом города в княжение до 1270 г. получил М. Р. Учитывая, что в 1300 г. его единственный сын кн. Андрей Михайлович (а не кн. Андрей Владимирович, как ошибочно считал О. М. Рапов ( Рапов О. М. Княжеские владения на Руси в X - 1-й пол. XIII в. М., 1977. С. 194)) правил в Вязьме и Дорогобуже, не исключено, что этими городами в 3-й четв. XIII в. первоначально мог владеть М. Р. В 1277 г., после смерти кн. Глеба Ростиславича, он сел на княжение в Смоленске. На время правления старшего брата приходятся известия источников о присутствии ордынского посла в Смоленске и подчинении местных князей политическому и военному влиянию могущественного ордынского темника Ногая, правителя зап. улуса Золотой Орды .

http://pravenc.ru/text/2563762.html

Блгв. кн. Давид Черниговский Мстислав I Владимирович Великий (1125 – 1132) Блгв. кн. Константин Муромский Блгв. кн. Михаил Муромский, сын блгв. кн. Константина и Ирины Муромских Блгв. кн. Феодор Муромский, сын блгв. кн. Константина и Ирины Муромских Преподобный Тимофей, игумен Печерский, в Дальних пещерах Блгв. вел. кн. Мстислав I Киевский Блгв. кн. Всеволод (Гавриил) Псковский Всеволод II Ольгович, внук Святослава Ярославича (1138 – 1146) Преподобный Пимен (постник) игумен Печерский, в Дальних пещерах Преподобный Спиридон (просфорник), Печерский, в Ближних пещерах Ок.1141 Преподобный Никодим (просфорник), Печерский, в Ближних пещерах Ок.1141 Преподобный Никола Святоша (в миру Святослав, кн. Черниговский), Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Антоний Римлянин, Новгородский Изяслав II Мстиславич (1146 – 1154) Блгв. вел. кн. Игорь Черниговский и Киевский, блаженный Преподобный Онисифор (прозорливый), Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Мартин Туровский, блаженный Святитель Нифонт, епископ Новгородский, в Ближних пещерах Юрий (Георгий I) Владимирович Долгорукий (1155–1157) Преподобный Досифей, игумен Печерский, в Дальних пещерах) Преподобный Авраамий Мирожский Во Владимире: св. Андрей Георгиевич Боголюбский (1157–1174) В Киеве: Ростислав Мстиславич (1158–1167), Глеб Георгиевич, брат св. Андрея Боголюбского (1168 – 1172), Роман Ростиславич (1172 – 1177) Святитель Константин, митрополит Киевский и всея Руси Преподобный Еразм черноризец, Печерский, в Ближних пещерах Ок.1160 Преподобный Иоанн Многострадальный, Печерский, в Ближних пещерах Ок.1160 Святитель Аркадий, епископ Новгородский Блгв. вел. кн. Ростислав (Михаил) Киевский Блгв. кн. Глеб Городенский, Киевский После 1168 Преподобный Арефа (затворник), Печерский, в Ближних пещерах Блгв. кн. Мстислав Владимирский Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая Блгв. кн. Глеб-Георгий Владимирский Блгв. вел. кн. Андрей Боголюбский, страстотерпец Преподобный Афанасий (затворник), Печерский, в Ближних пещерах Святослав III Всеволодович (1177 – 1195), в Киеве

http://azbyka.ru/shemy/hronologia_russki...

Скачать epub pdf Житие святого благоверного князя Александра Невского 81 Александр Ярославич Невский родился 30 мая 1219 года в городе Переславле Суздальском и прожил на свете сорок четыре года и пять с половиной месяцев. Дедом по отцу был знаменитый великий князь владимирский Всеволод Большое Гнездо, или Великий, а отцом Ярослав-Феодор, один из восьми сыновей, которых родила Всеволоду осетинка Мария. Он получил от отца в наследство Переславль Суздальский. Туда к нему в 1214 году была приведена из Великого Новгорода невеста – дочь Мстислава Удалого Феодосия-Ростислава. Она и стала матерью Александра. Житие Александра Невского было написано в XIII веке, некоторое время спустя после его кончины. Автор хвалит его отца, князя Ярослава Всеволодовича, как человека кроткого, «милостилюбца и мужелюбца». В молодости, однако же, тот далеко не всегда бывал кроток и милостив и порой обнаруживал в борьбе за власть с родней и с новгородцами неумеренную жестокость. После неудачной для него битвы с родней на Липице в 1216 году его тесть и один из противников, Мстислав Удалой, забрал у него свою дочь. Новгородцы не раз заставляли Ярослава покидать их город. В 1218 году при очередной размолвке с ними Ярослав вынужден был оставить «во всей воли новгородской» двух своих сыновей. Одним из них был девятилетний Александр, другим его старший брат Феодор. Однажды ночью в том же году братья-княжичи, улучив момент, бежали из Новгорода к своему отцу в Переславль. Два года спустя Ярослава Всеволодовича вновь пригласили княжить в Великий Новгород, но он провел там только две недели и ушел назад, опять оставив там сыновей Феодора и Александра. В 1233 году Феодор должен был жениться, но в момент приготовлений к свадьбе неожиданно умер. Александр остался в Новгороде один. Как раз накануне Батыева нашествия, в 1236 году, отправляясь с новгородцами княжить в недавно разоренный междоусобицами при участии половцев Киев, Ярослав Всеволодович возвел «сына своего Александра Храброго» на новгородский княжеский стол.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Георгия ждет исследовательская работа в Праге, затем в Америке. И слава, прижизненная и посмертная, слава одного из основателей евразийства. А его друг Михаил Шик еще долгие годы будет поддерживать связь с его родителями, дружба с которыми еще более окрепнет после его женитьбы на дочери Дмитрия Ивановича Шаховского, связанного с Владимиром Ивановичем Вернадским узами братства. В 1918 году Михаил Шик крестился, принял Православие. Это произошло в Киеве. Елена Смирнова: Он крестился тоже с именем Михаил, но сознательно, взяв себе в покровители святого мученика Михаила Черниговского, пострадавшего за веру православную в Орде. Елена Старостенкова: Да, он говорил, что именно этот святой ему особенно близок. Я не знаю, насколько я имею право на такой комментарий. Дело в том, что Михаил Черниговский принадлежит к роду Щербатовых, с которым, в свою очередь, в очень близких родственных отношениях состоял род Шаховских. Так что, в некотором смысле, святой Михаил Черниговский был как бы членом семьи. Но, впрочем, это не единственный святой в семье. Как говорила моя покойная тетка Елизавета Михайловна Шик: " В нашей семье двое святых, и совсем необязательно, чтобы был третий». То есть, мы никогда не настаивали на канонизации отца Михаила. Елена Смирнова: Второй святой — это... Елена Старостенкова: Это князь Феодор Черный, князь Ярославский. Феодор Черный — основоположник рода Шаховских. (Святой благоверный князь Феодор Ростиславович Черный, или Чермный; ок. 1240—1299; вместе с сыновьями Давидом и Константином — первые Ярославские святые. — Е.См.) Крещение, принятие Православия для отца Михаила означало возможность его женитьбы на Наталье Дмитриевне Шаховской. И для него это решение было связано с его решением остаться в России и не покинуть ее в трудную минуту. В одном из писем своей уже невесте он пишет: " Мы же не оставим с тобой Россию, Наташа " . Это не семейный выбор, это его личный выбор. Часть его ближайших родственников покидает страну. Так, его дядя Адольф Меерович с сыновьями уезжает во Францию. И один из его сыновей, Александр Адольфович Шик, в последующие годы прославится как пушкинист и исследователь русской литературы XIX века. Его книги и сегодня издаются и переиздаются в нашей стране. Некоторое время Михаил работал в Московском Университете, готовился к занятию профессорской должности на кафедре философии. В голодном 19-м году молодая семья переехала в Сергиев Посад.

http://radonezh.ru/text/nepridumannye-su...

Вел. кн. Юрий просил патриарха прислать митрополита. Таковым поставлен был Св. Константин, который прибыл в Киев в 1156 г. Св. Нифонт, ждавший с радостью его приезда, скончался в Киеве, не дождавшись такового. Епископы Мануил и Косьма сначала убедили м. Константина запретить священников, поставленных Климентом. Но вскоре они были разрешены, дав митрополиту рукописание против Климента. Но эти временные преследования духовенства вызвали неудовольствие против Константина. Когда в 1158 г. – через год после смерти Юрия – киевским престолом овладели сыновья покойного Изяслава, они призвали занять его дядю, Св. Ростислава Мстиславича Смоленского. При первом вступлении в Киев Изяславичей, м. Константин ушел в Чернигов, где умер в 1159 г. Изяславичи хотели вернуть Климента, но против этого решительно был Св. Ростислав, считавший незаконным его поставление. Когда племянники звали его на киевский престол, он поспешил высказаться так относительно Климента: «се выявляю, не хочу Клима у митропольи видети, зане не взял благословения от святые Софии и от патриарха». Изяславичи же ни под каким видом не хотели Константина. Решено было, по общему сговору, просить нового митрополита. Прибывший из Константинополя в 1161 г. м. Феодор прожил год и 10 месяцев. К этому времени племянники сумели, видимо, расположить Ростислава в пользу Климента, после смерти Феодора. Он просил патриарха признать Климента законным митрополитом. Но посол Ростиславов встретился в пути с митрополитом Иоанном IV, которого патриарх поставил во главе русской Церкви. Ростислав сначала не хотел его принимать, но затем согласился. Климент скончался после 1164 года (в этом году имеются еще упоминания о нем). Митрополит Константин, не по своей воле оказавшийся в водовороте княжеских удельных смут, ушел в Чернигов. Об его кончине так повествует Лаврентьевская летопись: «Бысть же смерть его сица: яко умирающу ему призва к собе епископа Черниговьского Антонья (преемника Онуфриева, родом грека), заклят и, глаголя сице: яко по умертвии моем не погребешь тела моего, но ужемь поверзше (повязавше?) за нозе мои извлечете мя из града и поверзете мя псом на разхытанье; по умертвии же его епископ то все створи повеленая ему имь, народи же вси дивишася о смерти его; на утрий же день Святослав князь, здумав с мужи своими и с епископом, вземше тело его, и похорониша в церкви у Святого Спаса». У гроба смиренного Святителя, пожелавшего унижением тела своего, искупить грех невольного участия в церковной смуте, совершались чудеса, и он был причислен к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

91 Пресв. Филарет решительно считает автора слова «современником очевидцем» событий (Обз. р. дух. лит., стр. 62), – преосв. Макарий допускает возможным это (Ист. IV, 140), – Срезневский находит, что оно написано современником, впрочем, по слухам, отчасти не совсем верным (Древ. Пам. р. яз. и пис., стр. 115). Соловьев так излагает историю убиения св. Михаила: «Михаил находился в Киеве... Узнавши, что король Венгерский выдал, наконец, дочь свою за его сына Ростислава, он поехал в Венгрию, но не получил почетного приема ни от свата, ни от сына, и, рассердившись на Ростислава, поехал в Чернигов, а оттуда к Батыю просить себе ярлык на это княжество. Приехавши в Орду, он никак не хотел, обратившись на юг, поклониться изображению умершего Чвингис-Хана, говоря, что охотно поклонится хану и даже рабам его, но христианин никак не должен кланяться изображению умершего человека. Напрасно князь Борис Ростовский уговаривал его со слезами исполнить обряд, а бояре ростовские обещали принять на себя за него епитимью и со всею своею областью, Михаил оставался непреклонным, тем более, что боярин его, Феодор, напомнил ему увещания духовника не губить души идолопоклонством. Михаил умер мучительной смертью »... (Ист. Рос., т. II, стр. 875, изд. 1894 г.). 93 Архим. Леонид, Жит. преп. Сергия, стр. 2–4; Филарет, Жития святых, изд., 1885 г., сентябрь, стр. 306. 94 Оно уже было напечатано в Извест. Ак. Наук, VI, 305; X, 670–671, – ср. Макария, Ист. р. ц, т. I, стр. 65. 96 В Каляз. рукоп. (л. 85 об.): «в т же днь сщение святыя Софии церквы в велицем граде в Киеве. Святая Софня церквы, юже бе»... Так и в Типогр. 155 л. 57 об. 108 Каляз. этих слов нет вовсе, Типогр. 158: «и вздержанье от всякаго греха»..., 155: «въздержанием словес не полезных»... 119 См. некоторые из списков этого перевода XV–XVI в. у Ключевского, Жития, 217–220, – прибавим к указанным им – Новг. Соф. 1196 л. 457-й XVI в. и 1355 (Пролог) конца XVI в. 138 По Типогр. рук. 155, – под строкой поправки по рукописи той же библ. XIII–XIV в. 153. Ср. Петухов, «Материалы и Заметки», К. 1894 г. стр. 20.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

В Томске прошел крестный ход с мощами св. прав. старца Феодора Томск, 6 июля 2014 г.      4-5 июля 2014 года в Томске прошли торжества в честь 150-летия со дня кончины святого праведного старца Феодора Томского, сообщает сайт Томской епархии . Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе Томска возглавили митрополит Томский и Асиновский Ростислав, архиепископ Абаканский и Хакасский Ионафан, епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий, епископ Барнаульский и Алтайский Сергий, епископ Мариинский и Юргинский Иннокентий и епископ Колпашевский и Стрежевской Силуан. В богослужении также принимали участие выпускники и студенты Томской духовной семинарии в священном сане, духовенство Томской митрополии и гости из других епархий.      Под сводами кафедрального собора смогли собраться многочисленные томичи, почитатели памяти святого праведного старца Феодора, а также паломники из различных сибирских епархий, Урала и Казахстана и участники Всекузбасского крестного хода, прибывшие на праздник из Анжеро-Судженска. Ковчег со святыми мощами св. праведного Феодора Томского был специально доставлен в кафедральный храм перед началом богослужения, и все собравшиеся на молитву смогли получить благословение и приложиться к святым мощам угодника Божия.      По окончании Божественной литургии митрополит Томский и Асиновский Ростислав обратился к собравшимся с архипастырским словом: «Не стоит село без праведника, а город без святого. Святые угодники Божии - это тот краеугольный камень, на котором зиждется благополучие жизни народа. Краеугольным камнем нашей сибирской земли являются святые угодники, просиявшие здесь, среди которых и святой праведный старец Феодор, Томский чудотворец.      Сегодня имя старца Феодора привлекает людей не только из Томской епархии, но и из других епархий, которые пришли поклониться его святым мощам. Пусть Господь молитвами святого старца хранит всех нас на всех путях жизни нашей. Аминь». Преосвященные архипастыри также поблагодарили митрополита Ростислава за приглашение к участию в соборном богослужении и преподнесли в дар Томской епархии икону священномученика Александра Дагаева, выпускника Томской духовной семинарии 1884 года, и икону Коробейниковской иконы Божией Матери.

http://pravoslavie.ru/72033.html

Благоверные князья Всеволод (Гавриил) и Мстислав Ростиславич. Клеймо иконы «Образ всех святых российских великих князей, княгинь и княжон роду царского». 60-е гг. XIX в. (Князь-Владимирский собор в С.-Петербурге) Немногочисленные изображения М. Р. известны в составе композиции «Собор Новгородских святых» не ранее XVIII в. На подобных иконах при отсутствии уточнений в надписи его образ, как правило, не отличается от изображения его сына, блгв. кн. Мстислава Мстиславича. М. Р. представлен, в частности, на иконе Новгородских чудотворцев, предстоящих образу Софии Премудрости Божией, нач. XVIII в. из бывш. собрания А. М. Постникова (ГРМ) и на прориси с нее ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 398-399, 618-619; надпись на нимбе: «кн. Мстиславъ»). По мнению Г. В. Маркелова, на прориси М. Р.- 1-й справа в верхнем 6-м ряду левой группы; изображен оплечно, с непокрытой головой, волосы волнистые, борода окладистая средней величины (на иконе он 1-й в правой группе, волосы русые до плеч; сын Мстислав в том же ряду дальше от центра). На иконах свящ. Георгия Алексеева 1726 г. (ГИМ) и 1728 г. (ГТГ) на побегах «древа» помещены полуфигуры обоих князей с именем Мстислав, М. Р.- ближе к центру, в молении, на плечах княжеская шуба, голова не покрыта, проседь в волосах едва заметна; на образе 1728 г. между Мстиславами изображен блгв. кн. Феодор Ярославич. На иконе «Чудотворные иконы и Новгородские святые» 1721 г. из собрания Успенских (ГЭ) М. Р.- один из князей в верхнем ряду правой группы (средовек с длинной окладистой бородой, в шубе, голова не покрыта). Вероятно, образ одного М. Р. (как наиболее почитаемого с именем Мстислав) включен в число Новгородских святых на иконах: «Новгородские и избранные святые, с ангелом-хранителем» 1-й пол. XIX в. (НГОМЗ; на голове святого зеленая княжеская шапка с золотым узором и меховым околышем, волосы кудрявые, русая борода средней величины на конце раздвоена); на небольшой иконе 1855 г. (РГИАХМЗ; М. Р. в горностаевой шубе и шапке); на эмалевом образе 1866 г. (в оправе мастера К. Рябкова), поднесенном свт. Филарету (Дроздову) в 1867 г. от новгородской паствы (СПГИАХМЗ; надпись «с: кня Моиславъ»); на большой пяднице кон. XIX - нач. XX в. (ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде; традиц. образ князя-средовека) и на идентичной ей хромолитографии Е. И. Фесенко из Одессы (1902, один из экземпляров нач. XX в.- в собрании Ф. Р. Комарова); на иконе 60-х гг. XX в. из местного ряда нижнего иконостаса ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде и др.

http://pravenc.ru/text/2564282.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010