С 1790–1793 г. священник, – а с 1793 до 1800 г. протопоп Василий Никонов. С 1800–1812 г. Илья Разумовский. С 1812–1817 г. Борис Иванов Рыбинский, умерший 9 июля сего года. С 1817–1830 г. Лазарь Афанасьев Добросмыслов. С 1830–1837 г. Михаил Григорьев Лебедев. С 1837–1869 г. Андрей Павлов Сперанский. С февраля до декабря 1869 г. Иоанн Чудовичев. С 1869 до 1875 г. Александр Владимиров Пузановский, после которого вакансия второго священника упразднена. Диаконы С 1780 до 1800 г. Феодор Яковлев. С 1800–1812 г. Борис Иванов Рыбинский. С 1812–1814 г. вакансия. С 1814–1817 г. Лазарь Афанасьев Добросмыслов. С 1817–1821 г. Семен Кабанский. С 1821–1842 г. Павел Петров. С 1842–1869 г. Константин Игнатьев Голубев. С 1870 г. вакансия. С 1871–1873 г. Арсений Александров Скворцов. С 1873–1877 г. вакансия. С 1877–1882 г. Александр Артизанов. С 1883–1887 г. Василий Семенов Ляпидовский. С 1887–1890 г. Иван Александров Минеев. С апреля 1891 г. до сего времени Сергей Леонтьев Толпегин. Дьячки С 1780 до 1790-го г. Феодор Якимов и Григорий Иванов. С 1790–1800 г. Игнатий Алексеев и Борис Иванов. С 1800–1801 г. Иван Феодоров и Борис Ананьев. С 1801–1806 г. Феодор Феодоров. С 1802–1811 г. Матвей Андреев. С 1811–1816 г. Сергей Соловьев . С 1812–1816 Кузьма Феодоров. С 1816–1821 г. Василий Иванов и Сергей Андреев. С 1821–1830 г. Павел Буевский. С 1828–1836 г. Иоасаф Григорьев. С 1830–1847 г. Павел Тимофеев. С 1836–1845 г. Порфирий Сокольников. С 1845–1847 Николай Сперанский, после коего вакансия второго дьячка закрыта. С 1847–1854 г. вакансия. С 1854–1858 г. Александр Цветков. С 1858–1869 г. Иван Фиалковский. С 1869–1871 г. Арсений Скворцов. С 1871–1882 г. вакансия. С 1882–1883 г. Илья Лебедев. С 1883–1884 г. Николай Голубев. С 1884–1885 г. Евгений Чернышев. С 1885–1889 г. Петр Вишневский, умерший в январе сего года. С февр. 1889 г. до настоящего времени Яков Иванов Титов. Пономари С 1800 до 1805 г. Николай Григорьев. С 1801–1814 г. Александр Гурьев. С 1812–1815 г. Степан Горьковский. С 1814–1817 г. Семен Кабанский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Семен Поспелов – вифанской. Андрей Беляев – владимирской. Иван Сладкопевцев – тамбовской. Александр Милованов – костромской. 10 Капитон Невоструев – вифанской. Иеромонах Макарий Малиновский – костромской. Иеромонах Авраамий Казанский – пензенской. Кандидат Михаил Лебедев – московской. Василий Щапков – пермской. 15 Андрей Адамович – с.-петербургской. Павел, в монаш. Палладий, Пьянков – пермской. Сергий Писарев – московской. Иеромонах Ювеналий Знаменский – калужской. Василий Покровский – той же. 20 Ипполит Световидов – нижегородской. Василий Нечаев – вифанской. Николай Смирнов – тульской. Алексей Соколов – вифанской. Иван Извольский – владимирской. С правом на получение степени магистра, если представит вновь сочинение. Кандидаты: 25 Петр Успенский – ярославской. Николай Андроников – костромской. Иван Гангесов – астраханской. Илья Сахаров – тульской. Платон Любимцев – нижегородской. 30 Иеромонах Евангел Дилигенский – костромской. Михаил Нечаев – тамбовской. Феофилакт Громов – калужской. Семен Успенский – тульской. Порфирий Владимирский – нижегородской. 35 Николай Сементовский – ярославской. Иеромонах Иона Оболенский – вятской. Иеромонах Агапит Лебедев – курской. Иван Аменицкий – владимирской. Иван Надеждин – с.-петербургской. 40 Иван Моисеев – тульской. Вукол Ундольский – владимирской. Николай Руднев – астраханской. Михаил Смирнов – вифанской. Николай Суворов – вологодской. 45 Евгений Чертков – калужской. Александр Гумилевский – астраханской. Николай Чудинский – тверской. Феодор Сперанский – владимирской. Василий Субботин – оренбургской. 50 Димитрий Тихомиров – тульской. Феодор Скворцев – рязанской. Аристарх Соколов – вологодской. Павел Шаламов – той же. Гавриил Морев – ярославской. 55 Александр Метаниев – саратовской. Иван Остроумов – тульской. Андрей Сокольский – московской. Феодор Богословский – тульской. Иван Знаменский – московской. Тринадцатого курса (1838– 1842). Магистры: 1 Иван Аничков-Платонов – из московской Семинарии. Владимир, в монаш. Иоанн, Соколов – той же.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

II. Николай Ситницкий. Пантелеймон Луговенко. 5. Василий Кондратович. Василий Брюховский. 1880 I. Дармостук Александр. Кандиларов Георгий. Ростовский Михаил. Клопотовский Антоний. 5. Павлович Виталий. II. Курлов Александр. Лебедев Платон. 1881 I. Крыжановский Григорий. Сикорский Иван. Федоровский Михаил. Костецкий Валериан. 5. Клеоповский Яков. Бринкин Петр. Костинский Авраамий. Зафиров Григорий–диакон. Колчев Анфим–диакон. II. 10.Ульянов Константин. Дымов Георгий. Синькевич Владимир. Зельницкий Иван. Медведский Семен. Грущенко Петр. Иваницкий Василий –диакон. 1882 I. Леонид Кириаков. Александр Чебалдов. Михаил Вишневецкий. Иван Чебалдов. 5. Григорий Постриганев. Леонид Лобачевский. Елеазар Речпер. Михаил Стеблина. II. Петр Примоленный. 10. Петр Ширяев. Петр Викул. Григорий Телегинский. Александр Жержерумов – диакон. Давид Шпотаковский. 1883 I. Левицкий Нифонт. Самборский Михаил. Лебедев Мануил. Тузенко Николай. 5. Ярошенко Дионисий. Шургаевич Евгений. Трехбратский Антоний. Лебедев Автоном. Дубневич Александр. 10. Балуца Димитрий. II. Демкович Филарет. Шевцов Николай. Крысин Феодор. Франкевич Орест. 15. Евницкий Николай. Клеоповский Иван. Иванов Василий. Курлов Александр. Чухнов Иван. 20. Стефанович Иван. Демьяновский Георгий. Торубаев Михаил. 1884 I. Базилевич Сергий. Новицкий Владимир. Новаков Митрофан. Дармостук Иван. II. 5. Стоянов Антоний. Флоров Василий. Левицкий Михаил. Голятовский Василий. Синицкий Михаил. 10. Тищенко Андрей. Сергеев Александр. Пенчев Иларион–диакон. Попруженко Георгий. Стратонович Александр. 15. Богданов Андрей. Спевачевский Анатолий. Красницкий Агафангел. Сахневич Николай. Турчановский Николай. 20. Лопатинский Семен. Крыжановский Василий. Лисецкий Константин. Апостолов Иван. Вербанов Анфим–диакон. III. 25.Панкеев Димитрий. Слушавшие курс V н VI кл. Мажара Андрей. Гончаров Феодор–диакон. Кондратович Максим–диакон. Емельянов Павел. 1885 I. Чемена Климент. Руденко Константин. Перелогов Павел. Шамановский Николай. 5.Иващенко Алексей. Воронковский Михаил. Панкеев Семен

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

П.П. Соколов Архимандрит Иларион М.М. Тареев А.М. Туберовский Н.В. Попов В.Н. Виноградов Свящ. В Н. Страхов Н.В. Лысогорский Свящ. Е.А. Воронцов Свящ. И.В. Гумилевский А.И. Алмазов С.И. Соболевский Свящ. Н.А. Преображенский Иеромонах Игнатий Иеромонах Иоасаф Иеромонах Варфоломей С.И. Смирнов Н.И. Сомов К.М. Попов Диакон Виноградов Н.Д. Всехсвятский Свящ. Ф.П. Делекторский Свящ. П.А. Флоренский А.П. Шостьин Иеромонах Пантелеимон От корпорации Архангельской духовной семинарии: Ректор семин. прот. А.Е. Орлов A. Грандилевский От корпорации Вифанской духовной семинарии: В.А. Цветков А.А. Сперанский C. А. Федченков И.И. Николин Игумен Симеон С. Лебедев А.П. Соколов Н.А. Кочанов От корпорации Воронежской духовной семинарии: Иеромонах Нектарий Романов И.Н. От корпорации Вятской духовной семинарии: Протоиерей В. Гагинский Лебедев А.А. Бурмакин Н.А. Устинов П.С. От корпорации Донской духовной семинарии: Протоиерей Д. A. Никонов Д. Грацианский От корпорации Казанской духовной семинарии: В.К. Юрасов От корпорации. Костромской Дух. Семинарии: В.А. Ильинский М. Сперанский От корпорации Красноярской Дух. Семинарии: Архимандрит Кирилл От Корпорации Московской Дух. Семинарии Архимандрит Сергий С. Никитский П. Минин С. Световидов B. Цветков Н. Варжанский Протоиерей И. Полянский М. Аристов Д. Смирнов C. Голощапов C. Ястребцов A. Розанов П. Нечаев B. Протопопов A. Величкин М. Струженцов Виноградский Иеромонах Венедикт Дружинин Петропавловский В.С. Марков Лебедев От корпорации Новгородской Дух. Семинарии: Архимандрит Тихон Н. Громцев М. Кедринский Н. Соколов А. Вещезерский От корпорации Пензенской Дух. Семинарии: П. Яснев Рождественский К. Соколов Свящ. Н. Миловский П. Знаменский А. Загулин От корпорации Полтавской Дух. Семинарии: Архимандрит Памфил М. Новицкий М. Голобородько И. Авраменко От корпорации Саратовской Дух. Семинарии: В.Д. Сергеев Протоиерей В. Воробьёв Д. Яхонтов А. Кряжимский От корпорации Симбирской Дух. Семинарий: Н. Замовский A. Яхонтов Д. Павловский От корпорации Тамбовской Дух. Семинарии:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1898 г. он окончил Духовную семинарию и стал готовиться к вступительным экзаменам в Московскую Духовную академию. По благословению отца Александр поступил в послушники в Рождественский Бобренев мужской монастырь, где участвовал в чтении и пении во время всех богослужений. Во время вступительных экзаменов в Московскую Духовную академию он выполнил задание, но, считая себя недостаточно подготовленным, прервал испытания и вернулся в Коломну. Вскоре он уехал в Казань и поступил послушником в Спасо-Преображенский мужской монастырь. Александр Лебедев был принят вольнослушателем в Казанскую Духовную академию. В 1899 он успешно выдержал вступительные экзамены и стал студентом Академии, которую окончил в 1903 г., по первому разряду. Священный Синод назначил его преподавателем гомилетики и литургики в Симбирскую Духовную семинарию. Здесь он трудился четыре года, обучая будущих пастырей уставному богослужению и проповеди. С переездом в Москву продолжилась его педагогическая деятельность. Он работал в Кадетском корпусе и в 3-й Московской гимназии, а позже – в Николаевском Сиротском институте. В 1918 г. Сиротский институт был преобразован в 165 Московскую трудовую школу, которую Александр Алексеевич одно время возглавлял. В 1919 г. он заведовал почтовым сектором в Главном лесном комитете. Чувствуя иное призвание, Александр Лебедев покидает Москву. Рождественским постом, незадолго до великого праздника Рождества Христова, он был пострижен в монахи с именем Григорий епископом Варфоломеем (Ремовым) в Зосимовской пустыни Владимирской епархии. Первые месяцы послушания прошли под руководством старца Митрофана. С переходом монаха Григория в Свято-Даниловский Московский монастырь, его наставником стал епископ (впоследствии – архиепископ) Феодор (Поздневский), управлявший в те годы монастырем. Здесь он прошел путь от иеродиакона до архимандрита. 19 ноября (2 декабря) 1923 г. Святейший Патриарх Тихон в Москве рукоположил архимандрита Григория в епископа. В Слове при наречении во епископа будущий архипастырь выразил чувство глубокого благоговения перед предстоящим таинством и покорность Божественной воле: «задача моя одна: неизменно пребывать в русле Божественного Промысла, отдаться Богу безраздельно, всем существом, без рассуждения. Без оглядки назад, с верой в неотвратимость предназначенного, я иду. Я иду, покорный Промыслу, и пусть совершиться таинство Божие в нелицеприятном суде Его. В мысли моей, в настроении моем и на языке моем одно слово – слово молчания». Святейший Патриарх Тихон направил нового Владыку епископом Шлиссельбургским, викарием Петроградской Митрополии. «В памяти современников остались знаменательные слова Патриарха при назначении нового викария: «Посылаю вам жемчужину». Вскоре Владыка Григорий прибыл в Петроград». Одновременно епископ Григорий стал наместником Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. Это было время особой активности врагов Церкви – обновленцев. Епископ Григорий явился стойким защитником Православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Lebed...

Кривошеин, Ал-др Парфен., церковн. стар. церк. III кад. корпуса Крутиков, Ник. Ал-др., свящ. Елецк. Покр. церкви Кудряцев, Арх. Сем., Моск. куп. Кузнецов, Иван Павл., сын Покровского купца Кулюкин, Сергей Львов., преп. Холм. дух. сем. Кукин, Конст. Кириллович пот. поч. гр. Лабзов, Осип Глебович Лапшин, Вас. Тарас. Ласточкин, Мих. Павлинович, свящ. Моск. Лебедев, Ал-ий Ал-др., свящ. Моск. Лепешкин, Сергей Ник., пот. поч. гр. Лебедев, Ник. Конст., свящ. Моск. Лебедев, Иоан. Матф. прот. Моск. Ливанский, Илья Вас., свящ. законоучит. Орловск. реал. училища Липеровский, Ник. Дим., свящ. Моск. Лихачев, Ник. Ник., преп. Волоколам. д. уч. Лихушин, Мих. Ив., Моск. куп. Лучинин, Вас. Петр., лектор М.Д.А. Любимов, Ник. А-др., свящ. Моск. Любецкий, Дим. Ив., смотр. Петрозавод. д. уч. Лямина, Елизав. Сем., вдова действ. стат. советн. Лямин, Сергей Ив., пот. поч. граж. Ленивов, Ник. А-др. Мальярд, Емельян Самойлович, Моск. куп. Малиновский, Ник. Плат., свящ. инсп. Ставроп. дух. сем. Малютина, П. с-вей Т-во. Мамонтов, Савва Ник., пот. поч. гр. Марков, Вас. Мих., свящ. Моск. Марков, Конст. Мих., свящ. Моск. Марков, Петр Мих., св. Моск. Марков, Серг. Мих. св. Моск. Масленников, Ник., Фед. Мелехов, Евг. Петр., священ. г. Рязани Мерцалов, Евг. Ал-др., свящ., препод. Олонец. дух. семин. Металлов, Вас. Мих., свящ. преп. М. Синод. уч. Минервин, Ник. Степ., преп. Лысков. дух. уч. Михайлов, Ал-ей Мих., Моск. куп. Меншин, Мих. Ив., Моск. куп. Модестов, Ал-др Васильев., свящ. Моск. Модестов, Ник. Ал-др., свящ. Моск. Модестов, Серг. Серг., прот. Моск. Молчанов, Ал-др Илар., свящ. Моск. Молчанов, Ник. Иоан., свящ. Моск. Молчанов, Ник. Мат., преп. Том. дух. сем. Муретов, Митроф. Дим., проф. Моск. Дух. Акад. Мышцын, Василий Никанор., проф. М.Д.А. Мячин, Ник. Иван., священ. Моск. Невский, Мих. Георг., прот. Моск. Неокладнов, Ал-др Борис Моск. куп. Недумов, Ник. Сем. священ. Моск. Некрасов, Дим. Петр., прот. Моск. Некрасов, Илья Феодор., прот. Моск. Низовцев, Пав. Иван., препод. Томск, дух. учил. Никитин, Иван Семен.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Быть может, также не мешало бы критику изучить повнимательнее книгу, которую он подвергает своему строгому суду. Это желание мы основываем, между прочим, на следующем факте. Критик заявляет: «автор не пользуется теми фактами, какими можно было бы воспользоваться. Так, г. Лебедев не ссылается на то указание соотношений арианства с учением Павла Самосатского и Лукиана Антиохийского, какое находится в послании Александра Александрийского » (90). Пользуемся ли мы этим посланием или забываем, об этом можно судить по следующим строкам из нашей книги: «замечательно, однако ж, по одному древнему свидетельству, и ересиарх был также учеником все того же Лукиана антиохийского» (стр. 9), и затем цитата: Alexandri epistola et cet 28 . Такие промахи едва ли делают честь строгому критику. В книге о. Иванцова встречается случай такой передачи наших, будто бы, мыслей, что мы затрудняемся понять их. Не могли взять в толк и того, что хочет сказать критик по поводу наших мыслей. Подобный пример можно читать на стр. 232. «Не будь он (Несторий) по воспитанию человеком, – это передаются наши мысли, – который ничего не знал дальше стен монастырских и книг, а будь он человеком опытным, касательно злобы дня; не будь он школьником антиохийским и (в подлиннике: а) александрийским, из него вышел бы совсем другой человек. Но, что говорить о том, чего нет». «К чему здесь обобщения, замечает критик, к чему намеки о нравственных (?) качествах александрийских школьников (?) вообще? Мы находим, продолжает критик, такие намеки, по меньшей мере, излишними и неосновательными. Полагаем, что при следующем издании своей книги г. Лебедев потрудится исключить из нее некоторые из этих строк, вероятно, случайно попавшие в печать» ... Решительно не понимаем замечаний о. Иванцова. Правда, мы причисляем к приверженцам школы александрийской – Афанасия, Василия В., Григория Бог., и Григ. Нисского; но, что худого в том, если станем утверждать, что они были опытны, касательно «злобы дня», хорошо знакомы были с духом времени, с духом общества, с потребностями времени и, сообразно с этим, действовали, не жертвуя убеждениями? С другой стороны, что похвального в том, что некоторые антиохийцы, как Феодор Мопсуетский и Несторий, действительно, не обладали знанием духа времени, каким обладали первые: Феодора и Нестория сгубили книжный буквализм и непонимание религиозных потребностей времени. Впрочем, мы готовы сделать уступку критику – выпустить, при втором издании книги (нужда в котором, кстати заметить, очень ощутительна), слово: «школьник» антиохийский, которое мы употребили однажды в своей книге. Но, что касается каких-либо других выпусков, на основании, сейчас указанных, слов критика, то пусть сначала он напишет комментарий к своим словам, тогда и увидим: нужно ли следовать его совету или же можно и не следовать! 29

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Он заявил пред собранием, что он не враг иконопочитания, и в доказательство этого достает икону, которую он носил на груди своей, и целует ее 231 . После того как собрание оставило дворец, все монахи отправились в студийский монастырь, при чем Феодор, настоятель монастыря, пламенными речами старался возбудить в них ревность к иконопочитанию. Такие собрания однако были неприятны правительству. Дано было приказание всем архимандритам от имени императора, чтоб они не сходились ни на какие совещания, воздерживались от всяких рассуждений по поводу вопросов веры и не давали никаких ответов, если подобные вопросы будут предлагаемы. В знак своего послушания все настоятели монастырей должны были подписаться под указом. Есть основание полагать, что такой указ был предъявлен и прочему духовенству. Многие по чувству самосохранения исполнили это требование, находя, что молчание не есть отречение от истины. Иначе смотрел на дело ревностный Феодор Студит , который решительно отказался от требуемой подписи, объявляв, что он хочет более слушаться Бога, нежели человеков. Он издает окружное послание к монахам, в котором делает сильные упреки подписавшим указ. Он указывал им, что поступая так, они являются предателями истины и изменяют своим обязанностям; он представлял им в образец св. Апостолов, которым никакое человеческое насилие не в силах было препятствовать в свидетельствовании о Христе, и пример древних монахов. Феодор в подробности разбирает отговорки, по которым настоятели монастырей считали себя правыми, уступая императору. В последнем отношении Феодор писал: «Господа игумены, как слышно, говорят: кто мы такие (чтобы оказывать сопротивление)? Во-первых, – говорит Феодор, – вы христиане, которые теперь непременно должны говорить; потом монашествующие, которым ничем не следует увлекаться, как непривязанным к миру; далее игумены, которые должны отклонять соблазны от других и никому не давать повода к искушению. А какой соблазн и искушение или лучше унижение произвели они собственноручной подпиской, об этом нужно ли говорить? Ибо если молчание есть отчасти согласие, то утверждение этого согласия подписью пред целой церковью как позорно».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

поч. гр. Карякин, Мих. Ив., Моск. куп. (потом пожизненный член) Касицын, Илья Феодор., прот. Моск. Катуар А., вдова с сыновьями Кипарисов, Вас. Феодор., проф. М. Д. Академии Кирилл, иеромонах, инспектор М. Д. Академии Кирилов, Ал-др Григ., Моск. куп. Климент, архим., ректор Моск. дух. сем. Ключарев, Иоанн Петр., свящ. Моск. Ключевский, Вас. Осип., проф. М. Д. Академии Ковганкин, Сим. Афан., свящ. Моск. Козлова, Анна Ал-др., дочь действ. стат. сов. Козлов, Егор Максим., Моск. куп. Колобов, Тим. Егор Колосов, Ник. Ал-др., библиотекарь М. Д. Академии Комаров, Вас. Феодор., преп. Моск. дух. сем. Комаров, Ник. Павл., преп. Моск. дух. сем. Кондратьев, Г. Конопатов, Никан. Петр., инжен.-технол., стат. сов. Корсунский, Иван Никол., проф. М. Д. Академии Косминков, Серг. Павл., свящ., смотр. Холмск. дух. учил. Коссин, Гавр. Яковл., свящ. Моск. Котов, Серг. Никол., пот. поч. гр. Красновский, Вит. Аникит., свящ. Моск. Красновский, Ник. Аникит., свящ. Моск. Крашенинников, Серг. Сем., Моск. куп. Кременский, Евламп. Вас., свящ. Моск. Крестовников, Валент. Конст., мануф.-сов. Кривошеин, А-р Парф., церк. стар. 4 кадет. корп. Кротов, Еф. Степ., Моск. куп. Крутиков, Никол. Александр., свящ. г. Ельца Кудрявцев, Арх. Семен., Моск. куп. Кукин, Конст. Кирилл., пот. поч. гр. Кутырин, Мих. Димитр. Куфаев, Ник. Ал-еев., свящ. Воронеж. губ. Ласточкин, Мих. Павлин., свящ. Моск. Ласточкин, Петр Ив. Лебедев, Алексий Иоанн., прот., рект. Псков. дух. сем. Лебедев, Ник. Конст., свящ. Моск. Лепешкина, Любовь Вас., вдова стат. с. Лепешкин, Серг. Никол., пот. поч. гр. Ливанский, Илья Вас., свящ., законоуч. Орлов. реал. уч. Липеровский, Ник. Дим., свящ. Моск. Липятов, Серг. Семен., преп. Вятск. дух. учил. Лобанов, Ал-ей Максим., кр-н Лучинин, Вас. Петров., лектор М. Д. Академии Любецкий, Дим. Ив., смотр. Петрозав. д. учил. Любимов, А-р Иоанн., прот. Моск. Лямин, Серг. Иванович, инжен.-механик Максимов, Ник. Павл., пот. поч. гр. Малиновский, Ник. Плат., свящ., инсп. Ставр. дух. сем. Мальярд, Емел. Самойл., Моск.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

267). Из запутанных рассуждений Аскоченского об этом предмете он выводит такой силлогизм: «Феодор говорит, что Иисус Христос взял на Себя естество человеческое, кроме греха. Но от естества этого, неисправимо поврежденного, отделять его повреждение, греховность, невозможно. Следовательно, если Феодор говорит, что Иисус Христос взял на Себя естество человеческое, то он взял оное не иначе, как в нераздельности с повреждением и грехом, что – нелепо. Стало быть, не такое естество взято и не такое возведено Им до престола славы». Но теперь возникает вопрос: какое же другое естество принято Богочеловеком?.. Продолжая рассуждать в таком направлении, можно прямо дойти до ереси Апполинария или Евтихия... Да и действительно ли природа человеческая так проникнута грехом, что последнего нельзя уже и отделить от нее, так повреждена, что в ней не осталось уже ничего истинно-человеческого, что присвоять ее Богу Слову будет, по выражению Аскоченского, просто кощунством? Особенно решительно восстает о. Лебедев против положения критика относительно крайней поврежденности заложенных в духе человеческом идей, в которых о. Феодор видел светение света Христова даже у язычников. Это светение есть великий дар Божией благодати, который, при всех злоупотреблениях им падшего человечества, влечет человека к бесконечному, служит источником всех стремлений человека к истине, добродетели, блаженству, точкой привития к духу человеческому самого христианства. Неожиданный вывод Аскоченского, будто, по учению о. Феодора, Христос, просвещая всякого человека именно этими идеями, открытыми эстетикой и философией, является только обыкновенным учителем, о. Лебедев объясняет незаконным смешением со стороны критика идей с их продуктами – эстетикой, философией и еще, пожалуй, с естественной религией, и тем, что просвещение от Христа, так сказать, прирожденное (человека грядущаго в мир) критик перетолковывает в смысле учительства Христова во время земной жизни Христа. «У нас, – говорит автор, – развивалось с особенною силою то жидовствующее направление, что все земное, мирское, чувственное (не в смысле греховной чувственности) считают скверным, нечистым само по себе, а не по отношению человека к нему, что благодать понимают как-то отрешенно, чуждую земных наших порядков, что поэтому образуется тот неправильный взгляд, что только тогда можно спастись, когда выйдешь из земных мирских порядков и отрешишься от всех дел житейских.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010