Ишаеву, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Г.А. Рапоте, президенту республики Саха (Якутия) Е.А. Борисову, губернатору Ярославской области С.А. Вахрукову, губернатору Липецкой области О.П. Королеву, губернатору Камчатского края А.А. Кузьмицкому, губернатору Псковской области А.А. Турчаку, губернатору Сахалинской области А.В. Хорошавину, губернатору Калининградской области Н.Н. Цуканову и губернатору Нижегородской области В.П. Шанцеву за внимание и теплый прием, оказанные Святейшему Патриарху Кириллу и сопровождавшим его лицам. 5. Считать необходимым дальнейшее усиление пастырской, миссионерской и просветительской деятельности в дальневосточных епархиях, скорейшее решение кадровых вопросов, открытие новых приходов и строительство храмов. 6. Обратить особое внимание на духовное окормление коренных народов Севера и Дальнего Востока и признать полезным обсуждение этой темы на предстоящем Архиерейском Соборе.   ЖУРНАЛ 92 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о пребывании в России Блаженнейшего Патриарха Александрийского и всей Африки Феодора. Справка: С 23 августа по 6 сентября 2010 года по согласованию со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом Россию посетил Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор. С 23 августа по 4 сентября Его Блаженство находился на отдыхе в районе Кавказских минеральных вод. 5 сентября Блаженнейший Патриарх Феодор и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершили Божественную литургию в Храме Христа Спасителя. После богослужения состоялась встреча Предстоятелей Александрийской и Русской Православных Церквей. На следующий день Блаженнейший Патриарх Феодор поклонился святыням града Москвы и отбыл в Каир. ПОСТАНОВИЛИ: Выразить удовлетворение в связи с состоявшимися сослужением и встречей Предстоятелей Александрийской и Русской Православных Церквей.   ЖУРНАЛ 93 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о пребывании в Москве Блаженнейшего Архиепископа Пражского, Митрополита Чешских земель и Словакии Христофора.

http://patriarchia.ru/db/text/1292007.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОРИСОВ Андрей (1734, Москва - 19.02.1791, Выговское общежительство), киновиарх Выголексинского общежительства (1780-1791), писатель. Из семьи московского откупщика, после смерти отца возглавил дело. Отказавшись от женитьбы, Б. заинтересовался старообрядчеством, однако московские старообрядцы приняли его крайне осторожно, поскольку он ходил в «немецком платье». Деловые поездки по России Б. совмещал с изучением старообрядчества. В одну из таких поездок, в 1754 г., он посетил Выголексинское общежительство и беседовал с наставниками Мануилом Петровым, Трифоном Петровым и Даниилом Матвеевым. Это посещение имело решающее влияние на дальнейшую судьбу молодого человека; вернувшись домой, он окончательно решил присоединиться к старообрядчеству. После паломничества в Киево-Печерскую лавру Б. год прожил тайно у московских беспоповцев. При старообрядческом перекрещивании принял имя Феодор. В 1756 г. переселился в Выговское общежительство, духовным отцом и лит. наставником Б. стал Мануил Петров. В 1756 г. перевез на Выг мать Пелагею Михайловну и отдал на нужды общежительства все свое состояние. В последующие годы Б., уже как представитель выговской общины, ездил по России и вел беседы о древнем благочестии; часто бывая в Москве и С.-Петербурге, завел полезные знакомства, в т. ч. с петербургским ген.-губернатором У. С. Потаповым, кн. Г. А. Потёмкиным . В 1780 г. (несмотря на преследовавшие Б. наговоры) был выбран настоятелем. Согласно старообрядческому преданию, во многом благодаря хлопотам Б. состоялись указы имп. Екатерины II 1782 и 1783 гг. об отмене двойного налога на старообрядцев и запрещении употреблять в офиц. документах слово «раскольник». С именем Б. связан период возрождения духовной и материальной жизни Выговского общежительства. Киновиарх разработал проект создания на р. Выг «старообрядческой академии», осуществлению к-рого помешали 3 сильнейших пожара 1787 г. в муж. и жен. общежительствах и смерть Б.

http://pravenc.ru/text/153175.html

Впервые православное богослужение архиерейским чином было полностью совершено на белорусском языке 28 августа 2014 г. 18:04 24 августа 2014 года в домовом храме в честь преподобного Феодора Острожского при доме «Кинония» Братства Виленских мучеников была совершена Литургия на белорусском языке. Богослужение возглавил викарий Минской епархии епископ Борисовский Вениамин . Архиерею сослужили клирики Петропавловского храма города Минска протоиерей Виталий Харитонович и иерей Юрий Залоско. Впервые православное богослужение архиерейским чином было полностью совершено на белорусском языке. Преподобный Феодор, князь Острожский, глубоко почитается на Украине, особенно на Ровенщине. Именно поэтому за Литургией в день его памяти были вознесены сугубые молитвы о мирном разрешении украинского конфликта. Особую атмосферу единения с братским украинским народом создало выступление фольклорного ансамбля «Калыханка» из поселка Михановичи Минского района, в исполнении которого прозвучали канты из репертуара хора братии Почаевского монастыря на украинском языке. За богослужением молились представители Польской Православной Церкви . Директор фонда «Восток», член правления фонда имени князя Константина Острожского Мирослав Матренчик в своем приветственном слове подчеркнул важность активности мирян и, в частности, братчиков в продвижении духовных ценностей Православной Церкви в обществе. Руководитель Братства Виленских мучеников Николай Матрунчик отметил, что одной из приоритетных задач братства в ближайшей перспективе будет развитие связей с белорусской диаспорой. Особую актуальность эта задача приобрела после открытия представительства Белорусской Православной Церкви в Москве при храме великомученицы Ирины , где планируется организация воскресной школы и белорусскоязычных курсов. После богослужения состоялась мультимедийная презентация жизни и творчества белорусского поэта и прозаика Сергея Новика-Пеюна (1906-1994), узника сталинских лагерей. Далее братчики рассказали о подготовке к возведению поклонного креста на въезде в агрогородок Колодищи. В заключение к собравшимся обратился с архипастырским словом епископ Борисовский Вениамин. Викарий Минской епархии акцентировал внимание братчиков на необходимости духовного укрепления белорусского общества, что, в свою очередь, будет содействовать устойчивому развитию и национальной идентичности белорусского народа. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

83) (1670) году дал вкладу Михаил Борисович Мансуров 50 рублей денег; да он же Михаил Борисович 184 (1676) году прислал вкладку коня савраса, за 20 рублей. 84) 185 (1677) году дал вкладу калужанин посадский человек Козьма Юръев кобылу, цена 10 рублей; да дед его Феодор с братьями дали на церковное каменное строение денег 5 рублей, при игумене Ионе и при келаре Авраамии и при прочей братии. 85) Того же году дал вкладу калужанин посадский человек Арсений Иванов, сын Долгой, кандею, ценою 5 рублей, да две лошади цена 17 рублей; да он же Арсений, во иноцех Авраамий, дал на церковное строение денег 5 рублей. 86) 186 (1678) году дал вкладу старец Моисей денег 10 рублей со отцом его Варсанофием, да он же Моисей дал блюдо оловянное, весу 3 фунта, а в 198 (1690) году он же старец Моисей построил местную икону Преображения Господня, и икону Распятия Господня и икону трех святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о, по родителях своих; и им же, старцем Моисеем, построена лампада серебреная пред Распятием Господним, что вверху, весу в ней фунт 10 золотников. Да в нынешнем 200 (1662) году, как его, старца Моисея, не стало, поставлен образ Пречистой Богородицы Одигитрии обложен серебром, оклад белый гладкий и венец с короною и гривна, да псалтырь со восследованием, да 50 рублей денег в колокол дано. 87) Того яге (1678) году дал калужанин посадский человек Михаил Иванов коляску, цена 40 алтын. 88) 188 (1680) году дал вкладу старец Фома Кондратьев денег 3 рубля. 89) Дал вкладу стольника Венидикта Яковлевича Хитрово, человек его Савва Агиев, по отце своем, коня чубара сросла за 6 рублей. 90) Дал вкладу стряпчего Кириона Ивановича Самаринова, человек его Яков Иванов, кобылу пегу за 5 рублей; да он же Яков, во иноцех Иоасаф, дал на церковное строение денег 4 рубля, при игумене Ионе и при келаре Авраамии. 91) 188 (1680) году дал вкладу Ярославецкого уезда Малого, церкви Козьмы и Дамиана, что на Взломе, священник Епифаний Давыдов, по прозванию Сахарь, с детьми своими, коня гнедого ногайского, цена 6 рублей, да полтину денег, да стол, цена 20 алтын, да пчелы, да сын его архангельского собора священник Власий дал в иконостас полтину.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

14 ноября 1918 года в расположенную рядом с Вышегородом деревню Новая Борисовка въехал вооруженный отряд латышей. Сначала был зарублен церковный сторож и казнены крестьяне, заподозренные в убийстве милиционера. Под вечер каратели явились к о.Александру в дом, где он находился со своим четырехлетним сыном, забрали его и повели в сельсовет. По дороге в деревню Новая Борисовка, где остановились каратели, они встретили идущего под конвоем о. Феодора Ремизова и тогда священникам объявили, что они будут сейчас казнены. Священники, приклонив колена, стали молиться Богу. Затем о. Александр сказал: " я готов. Теперь делайте со мной, что хотите, но знайте, что все вы вскоре погибнете " . После этого палачи нанесли два удара шашкой в голову, выстрелили в голову и в шею и трижды проткнули живот штыком. Но священник был силою Божией жив. Страх напал на мучителей. И тогда один из них, подойдя к о.Александру вплотную, ударом в сердце его умертвил. Свидетелями мученической кончины священников явились некие горожане, которые запаслись в деревне продуктами и собирались домой. Завидев отряд карателей, они спрятались и из укрытия наблюдали за происходящим, но как только каратели уехали, опрометью бросились бежать, лишь через некоторое время рассказав, как было дело. На следующий день рано утром один из местных жителей при въезде в Новую Борисовку услыхал стоны. Он слез с лошади и увидел лежащего на снегу отца Феодора. Неподалеку обнаружил тело отца Александра. Он объявил об этом крестьянам, но когда они пришли, отец Феодор уже скончался. На третий день состоялось отпевание и погребение священномучеников. На похороны собралось множество народа. Власти из боязни перед народом признали священников невиновными и приняли участие в погребении. Крестьянам в деревне каратели-латыши рассказали о казни священников, говоря: " ну и поп, этот Александр, никогда еще таких мы не видели " . И далее поведали об участи, которую он им предвозвестил. Слова о.Александра исполнились в точности. Через несколько дней весь отряд карателей был уничтожен под селом Балабановым.

http://drevo-info.ru/articles/13153.html

За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Волоколамский Иларион , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; епископ Минский и Заславский Вениамин, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Воскресенский Дионисий , управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Екатеринодарский и Кубанский Павел ; архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий ; архиепископ Пинский и Лунинецкий Стефан ; архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий ; архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий ; архиепископ Брестский и Кобринский Иоанн ; архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан ; епископ Бобруйский и Быховский Серафим ; епископ Туровский и Мозырский Леонид ; епископ Молодечненский и Столбцовский Павел ; епископ Лидский и Сморгонский Порфирий ; епископ Павлово-Посадский Фома , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Бронницкий Евгений , председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации ; епископ Полоцкий и Глубокский Игнатий ; протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; протоиерей Феодор Повный, настоятель прихода храма Всех Святых города г. Минска, благочинный 4-го Минского городского церковного округа; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха; протоиерей Сергий Точеный, благочинный Богоявленского церковного округа, и.о. благочинного Москворецкого церковного округа, настоятель храма апостола Иакова Заведеева в Казенной Слободе г. Москвы; протоиерей Андрей Волков, ответственный секретарь Управления делами Минской экзархии, секретарь Минской епархии ; протоиерей Анатолий Ненартович, секретарь Гродненской епархии , настоятель храма в честь Всех Белорусских святых г. Гродно; протоиерей Владимир Резанович, секретарь Витебской епархии , настоятель Благовещенского храма г. Витебска; протоиерей Александр Вербило, секретарь Борисовской епархии , настоятель храма Рождества Христова г. Борисова; протоиерей Сергий Башкиров, секретарь Борисовской епархии, настоятель храма святого благоверного князя Димитрия Донского г. Борисова; духовенство Белорусского экзархата и г. Москвы.

http://patriarchia.ru/db/text/5688087.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 РЕМИЗОВ ФЕДОР НИКОЛАЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Священномученик Феодор (Ремизов). Иконописец Петр Нефёдов. Ремизов Федор Николаевич (+ 1918 ), священник , священномученик Память 25 сентября на обретение мощей, 1 ноября , в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Московских святых Родился в семье священника. Был рукоположен во священника к Ризоположенской церкви села Вышегород Верейского уезда Московской губернии. Домов для священника и псаломщика не было, и они жили в наемных сырых и холодных крестьянских избушках. Помещения эти, как сообщают об этом клировые ведомости, были ниже всякой критики, но «за неимением других свободных, приходилось причту с семействами ютиться в таких». До 1917 года в Ризоположенском храме служил брат отца Феодора, священник Александр Ремизов . У них с женой Александрой Емельяновной было шестеро детей; жить семье было негде, и отец Александр перевелся на другой приход, а на его место пришел служить его брат, у которого детей не было. В Верейском районе особой жестокостью отличался милиционер Мужеров. Возмущенные его злодействами крестьяне, не найдя на него управы у местных начальников, убили его. В отместку из Москвы был послан отряд карателей-латышей числом в пятьдесят всадников, которые должны были самой жестокостью казней устрашить крестьян. Однако не только крестьян они собирались казнить, но и всех священников, которых удастся захватить. И только отречение от Бога могло спасти жизнь. 14 ноября 1918 года в расположенную рядом с Вышегородом деревню Новая Борисовка въехал вооруженный отряд латышей. Сначала был зарублен церковный сторож и казнены крестьяне, заподозренные в убийстве милиционера. Под вечер каратели явились к о.Феодору в дом, забрали его и повели в сельсовет. По дороге в деревню Новая Борисовка, где остановились каратели, они встретили идущего под конвоем о. Александра Смирнова и тогда священникам объявили, что они будут сейчас казнены. Священники, приклонив колена, стали молиться Богу.

http://drevo-info.ru/articles/13154.html

Церковные документы хранились в целости: копии метрических ведомостей с 1802 г. и исповедные росписи с 1823 г. Опись церковного имущества составлена в 1894 г. Земли при церкви: усадебной 2 десятины, сенокосной 3 десят., пахатной 23 дес. и неудобной 7 десятин. Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание причт получал: за требоисправления 500 руб., от хлебных и других сборов 30 руб., от земли 80 руб. и процентов с причтового капитала 30 руб. 40 коп., а всего в год 640 руб. Дома у причта собственные, построенные на церковной земле. Приход: село и деревни: Арефино, Вакурино, Ступино и Балнышево; расстоянием эти деревни от церкви не далее 2 ½ верст. Всех дворов в приходе 165, душ мужского пола 619 и женского пола 738 душ. Из них Арефино и Вакурино входили в состав имения Алалыкиных, причем первая из них была прежде крупнейшим селением великовской вотчины (в 1923 г. население Арефина достигало 547 человек). Церковно-приходская школа открыта в 1887 году. По данным 1897 года, церкви принадлежал деревянный двухэтажный дом, построенный в 1887 году фабрикантом И.Н. Дербеневым (ктитор Великовского храма), крытый железом, на каменном фундаменте; в верхнем этаже его помещалась школа с квартирой для учителя, а в нижнем – церковная сторожка и ночлежный приют. С 16 по 17 сентября 1906 г. Высокопреосвященнейший Николай выезжал из Владимира в с. Великово, что на Тальше, Ковр. уезда, для освящения обновленного храма. Федор Петрович Борисовский в 1913 г. уступил Николаю Александровичу Цветкову приходское место при женитьбе на его дочери Марии. 29 июня 1913 года скончался на 50 году жизни священник с. Великова на Тальше о. Феодор Петрович Борисовский. Николай Александрович Цветков был репрессирован как «служитель религиозного культа» в 1930-е гг. Последним священником в Великове стал Иван Алексеевич Алякринский, служивший там в середине 1930-х гг. и также репрессированный. Церковь иконы Грузинской Божьей Матери еще в 1930-е годы была закрыта, в алтаре устроили электроотдел, в остальных помещениях - склад. Над ликами святых началось настоящее святотатство. Даже мясом торговали в храме. А в 1980-х мальчишки устроили здесь пожар. Под струями воды и от дыма фрески пришли в полную негодность. Ничего не осталось от барской усадьбы, как после бомбежки высятся руины бывшей церковноприходской школы. В поисках клада, который якобы закопал Иван Дербенев в революцию, перерыли не только территорию бывшего имения, но и старое кладбище у церкви. Разор был во всем полный.

http://sobory.ru/article/?object=02494

Рассказывающие эту историю выразили сначала уверенность, что царем будет Феодор Романов, так как за него стоят вельможи, как за царского родственника. Кровная связь была сильнейшим шансом Никитичей. Не мудрено, что о них и о возможном воцарении старшего из них держались такие упорные и для Годунова оскорбительные слухи. О других возможных соперниках правителя Бориса Феодоровича говорили гораздо менее. Особенно мало было шансов у царского оружничего Б.Я. Бельского, последний же из соперников Бориса кн. Ф.И. Мстиславский имел гораздо более данных считаться в числе претендентов. Его бабка была двоюродной сестрой Ивана Грозного, а отец бывал неизменно первым среди бояр этого царя: но бояре невысоко ценили породу Мстиславских. Таким образом, в решительную минуту царского избрания, когда Борису оставалось сделать последний шаг —573— к такой заветной цели, к которой он давно и так обдуманно, приближался, Борис должен быль узнать, что общественное мнение не его одного прочит в цари. Поставленный лицом к лицу со своими противниками, Годунов не мог, не роняя достоинства своей власти и не вредя самому себе, мстить им за то, что они могли быть сами избраны вместо него. Годунов не уронил себя до того, чтобы тотчас решиться на низкую месть, но не был в состоянии и совсем от нее отказаться. Он ждал случая, который бы помог ему предъявить соперникам какое-либо серьезное обвинение, и, дождавшись, не пощадил их. Бельский пострадал по тому поводу, что неосторожно держал себя в построенном им по поручению Бориса городе Цареве-Борисове: он говорил, что царь Борис на Москве царь, а он царь в Цареве-Борисове. Так, по крайней мере, было донесено Борису. Бельского схватили, лишили сана, конфисковали его имущество и, наконец, подвергли позорной казни, какой казнили «по градам» злодеев и разбойников, то есть телесному наказанию. Унизив так «желателя царства», Борис сослал его в низовые города в тюрьму 857 . Такого же рода подозрение погубило семью Романовых. Один из холопов Александра Никитича Романова донес, как говорят, облыжно, что его государь Александр Никитич держит у себя «коренье».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сказание отчасти ложное: мы не странствовали, ибо не имели обычая странствовать, еще не имея любопытства, свойственного уму образованному; купцам не запрещалось торговать вне отечества, и самовластный Иоанн посылал молодых людей учиться в Европе, Иноземцев же действительно пускали к нам с разбором и благоразумно. В 1591 году Посол Рудольфов, Николай Вароч, писал к Борису, что какой-то Италиянский Граф Шкот, призыванный в Москву Иоанном, желает служить Феодору; что сей Граф, достойно уважаемый Императором и многими Венценосцами, знает все языки под солнцем и все науки так, что ни в Италии, ни в Германии нельзя найти ему подобного. Борис ответствовал: «Хвалю намерение Графа, мужа столь благородного и столь ученого. Великий Государь наш, жалуя всех иноземцев, которые к нам приезжают, без сомнения отличит его; но я еще не успел доложить о том Государю». Нет сомнения, что в России знали и не хотели Шкота как лазутчика опасного или ненадежного человека: ибо людей ученых мы не отвергали, но звали к себе: например, славного Математика, Астролога, Алхимика, Джона Ди, коего Елисавета Английская называла своим Философом и который находился тогда в Богемии: Феодор, чрез Лондонских купцев, предлагал ему 2000 фунтов стерлингов ежегодно, а Борис особенно тысячу рублей, стол Царский и всю услугу, для того, как думали, чтобы пользоваться его советами для открытия новых земель на северо-востоке, за Сибирию; но вероятнее не для того ли, чтобы поручить ему воспитание юного Борисова сына, отцовскою тайною мыслию уже готовимого к державству? Слава Алхимика и Звездочета в глазах невежества еще возвышала знаменитость Математика. Но Ди, страстный в воображении только к искусственному золоту философского камня, в гордой бедности отвергнул предложение Царя, изъявив благодарность и как бы угадав, по вычетам своей любимой Астрологии, грядущую судьбу России и Дома Борисова! – Всего ревностнее мы искали тогда в Европе металлургистов, для наших печерских рудников, открытых еще в 1491 году, но едва ли уже не бесполезных, за неимением людей искусных в горном деле: посылая к Императору (в 1597 году) Дворянина Вельяминова, Царь приказывал ему вызвать к нам из Италии, чего бы то ни стоило, мастеров, умеющих находить и плавить руду золотую и серебряную.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010