Первым литовским наместником в Киеве был Миндовг, князь Гольшанский, племянник Гедиминов, приняв православную веру. 242 После него был в Киеве какой-то князь Феодор (1331–1362); который княжил в Киеве с татарским баскаком. В 1362 году Ольгерд отдал Киев сыну своему Владимиру. Этим князем начинается род, приобретший почетную известность в западно-русской истории и достопамятный для Киева. Но судьба этого князя послала ему много испытаний. Мы видели, как Витовт добивался и, наконец, достиг литовского великокняжеского престола. В то время, как сыновья Ольгерда заняли один (Ягайло) королевский престол Польши, другой (Скиргайло) – престол Литовского княжества, умный и честолюбивый Витовт видя, что род Кейстута отодвигается на второй план подчиненных князей, отнял великокняжеский престол у Скиргайла; но, чтобы не восстановить против себя короля с другими Ольгердовичами, отдал Скиргайле престол русского великого княжества Киевского, а тамошнему князю Владимиру в вознаграждение дал в 1394 году Слуцко-Копыльское княжество, сделавшееся с тех пор значительным центром православия в Западной Руси. Скиргайло сначала думал о возвращении потерянной власти, но, наконец, совершенно покорился Витовту. Но ему не долго довелось править Киевом. В 1396 г. он умер. Говорят, будто был отравлен. 243 После него Витовт посадил своего сподвижника, Ивана Борисовича, князя Гольшанского (1396). Князь Гольшанский пал в битве с татарами в 1397 году. После него Киев отдан был сыну Владимира, Александру, прозванному в народе Олельком, вследствие чего потомки его звались Олельковичами. При нем Киев страшно опустошен был татарами и множество жителей отведено в плен. В 1411 году Киев отдан был сыну Ивана Борисовича Гольшанского, Андрею; в 1440 – Свидригайлу; но в 1443 году снова возвращен Александру (Олельке), который и управлял им до самой смерти, последовавшей в 1445 году. После него киевским князем был сын его, Симеон Олелькович. Он «великим коштомъ» возобновил разрушенную и лежавшую в развалинах великую церковь печерскую 244 и способствовал восстановлению древней столицы князей русских. Выше мы видели, что тесть его, виленский воевода Гаштольд, старался о возведении его на великокняжеский престол с тем, чтобы оторвать Литву от короны, но не имел успеха.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Коломна. Церковь Илии Пророка в Сандырях. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Деревянная церковь Илии Пророка, построенная в 1789 г. в боль­шом пригородном селе Сандыри, стояла до революции. В Третьяковской галерее эк­спонируется икона «Умиление» 1466 г. из церкви с. Сандыри (по местному пре­данию, икона считалась написанной в XII в.). В 1887 г. священник сандырёвской цер­кви Феодор Борисоглебский рассказывал, что икона была преподнесена графу Сергею Борисовичу Шереметьеву мальтийскими кава­лерами в бла­годарность за покровительство (но он был в небольшом чине и со­мнительно, чтобы мог оказать покровительство, и, вероятно, пожертвовал храму свою фамильную икону). В храме также находилась и 500-летняя ико­на Илии Пророка, которая чествовалась 2 августа (20 июля ст. ст.), в день празднования святого, крестным ходом из Коломенского собора. В 1626-1629 гг. село относилось к приказу Большого дворца, им владела мать царя Михаи­ла Фёдоровича Романова, Ксения Ивановна, «великая инокиня» Марфа. В 1649 г. село получил в поместье думный дворянин Семён Ивано­вич Заборовский. А в 1676 г. Заборовский продал его боярину князю Михаилу Юрьевичу Долгорукову, чей род владел селом до 1755 г. В 1756 г. Сандырёвская вотчина перешла к гвардии ротмистру графу Сергею Борисовичу Шереметеву, и впоследствии передавалась его потомкам вплоть до 1917 г. При Шереметевых в селе значительно увеличивалось число душ: с 262-х крестьянских душ «мужского полу» в середине XVIII века, до 93-х дворов, в которых жили 330 человек мужского пола и 366 женского, к концу века, и 128 дворов, 429-ти «душ мужского» и 574-х «душ женского полу» к 1852 г. Все крес­тьяне находились на оброке, но, по сравнению с другими имениями, он не был обременитель­ным, а если принять во внимание, что сандырёвцы жили не столько земледелием, сколько придорожным извозным промыслом, то и со­всем лёгким. Положение села на старинном пути с юга на Москву пре­вратило его в станцию для ночлега и остановок проезжающих. Дви­гавшиеся с юга обозы предпочитали Сандыри, где чуть не в каждом доме были постоялые дво­ры, а на улице, кроме того, «обжорки» - лавочки или ларьки, кое-где тайные шинки. Днем и но­чью движение конное и пешее было чрезвычай­ное, прогонялись гурты скота, шли обозы с хлебом, солью, железом, нуждавшихся в кровле, от­дыхе и питании было множество. Барского дома в Сандырях не было.

http://sobory.ru/article/?object=22986

Русская Православная Церковь всегда будет молиться о воинстве Москва, 24 февраля 2005 г . «Министру обороны Российской Федерации С.Б.Иванову Многоуважаемый Сергей Борисович! Сердечно поздравляю Вас, командование и весь личный состав Вооруженных Сил России с Днем защитника Отечества. Вот уже более тысячи лет прошло с тех пор, как Русь приняла христианство и тем самым приобщилась к великому духовному наследию, включающему в себя вместе с Евангельскими заповедями Христа Спасителя и особое отношение Церкви к воинам и их ратному подвигу. Защитники родной земли всегда были готовы, по слову Иисуса Христа, " положить жизнь свою за други своя " (Ин.15,13). И не случайно на протяжении всей истории Государства Российского тесный союз между служителями Церкви и Отечества был видимым знаком духовной и нравственной силы России, символом воинской доблести и чести. Церковь всегда благословляла ратное служение, молилась о даровании побед, в скорбные дни разделяла с народом боль утраты по погибшим на поле брани. Среди святых, почитаемых Церковью, немало воинов: святой великомученик и Победоносец Георгий, благоверные князья Дмитрий Донской и Александр Невский, креститель Руси святой равноапостольный князь Владимир и сыновья его – страстотерпцы Борис и Глеб, князья Михаил и Всеволод Черниговские, адмирал Феодор Ушаков... Этот далеко не полный перечень святых воинов – яркий пример самоотверженного служения защитников Отечества и благодарной памяти потомков к их ратному подвигу. Несокрушимая сила духа нашего народа с особой убедительностью проявилась в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В этом году мы будем праздновать знаменательную дату – 60-летие великой Победы. Миллионы достойных сынов и дочерей нашей Родины отдали самое дорогое – свои жизни, защищая священные рубежи нашего Отечества, являя примеры героизма и жертвенной любви к ближним. Вечная память павшим защитникам Отечества, низкий поклон ветеранам. Сегодня Церковь и Армия, как и прежде, вновь объединены в служении народу. Вооруженные Силы России – незыблемая основа государственной обороноспособности. Нынешние воины призваны быть достойными высокого звания российского воина, хранить и преумножать славу наших предков. Русская Православная Церковь молится и всегда будет молиться о воинстве, надеясь на помощь Божию в нелегком служении, веря в духовную стойкость и умение Вооруженных Сил России с честью преодолевать все трудности и испытания. Желаю Вам, многоуважаемый Сергей Борисович, сотрудникам Министерства обороны, командованию и всем военнослужащим России мужества, крепости душевных и телесных сил и успехов в благородном служении Отечеству. Да хранит вас Бог на всех путях жизни и служения вашего! +Алексий, Патриарх Московский и всея Руси» Седмица.Ru 24 февраля 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/12800.html

Arhiva Exarhul Patriarhal al întregii Belarus mitropolitul Pavel a sosit la Minsk 4 ianuarie 2014 21:12 4 января 2014 года Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Павел прибыл в столицу Белоруссии. В Национальном аэропорту «Минск» митрополита Павла встречали управляющий делами Белорусской Православной Церкви архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий , викарий Минской епархии епископ Борисовский Вениамин , секретарь Минского епархиального управления протоиерей Николай Коржич, настоятель минского храма-памятника в честь Всех святых протоиерей Феодор Повный. От лица белорусского государства Патриаршего экзарха приветствовал уполномоченный по делам религий и национальностей Леонид Гуляко. Митрополит Павел пообщался с журналистами и направился в Свято-Духов кафедральный собор, где совершил благодарственный молебен. Его Высокопреосвященству сослужили ключарь собора протоиерей Георгий Дзичковский и соборное духовенство. За богослужением молились архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий, епископ Борисовский Вениамин и клирики Минской епархии . В храме находились уполномоченный по делам религий и национальностей Республики Беларусь Леонид Гуляко и начальник отдела религий Аппарата уполномоченного по делам религий и национальностей РБ Елена Радченко. По окончании богослужения Леонид Гуляко зачитал обращенное к митрополиту Павлу поздравление Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко . Елена Радченко преподнесла Патриаршему экзарху от лица главы государства букет белых роз. От имени почетного Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Филарета , епископата и духовенства Белорусской Церкви митрополита Павла приветствовал архиепископ Гурий. Митрополит Павел поблагодарил за поздравления и обратился к клиру и пастве с архипастырским словом. Затем владыка Павел посетил Духовно-образовательный центр Белорусской Православной Церкви. Экскурсию провел помощник ректора Минских духовных школ по Духовно-образовательному центру архимандрит Антоний (Доронин). По материалам официального сайта БПЦ Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/3496282...

Arhiva A avut loc edina consiliului coordonator pentru colaborarea dintre Ministerul învmântului Republicii Belarus i Exarhatul Belarus 27 aprilie 2018 10:53 25 апреля 2018 года в рамках Республиканских педагогических чтений «Свет нести» в Белом зале храма-памятника в честь Всех святых города Минска состоялось заседание Координационного совета по разработке и реализации совместных программ сотрудничества между органами государственного управления и Белорусской Православной Церковью в сфере образования. В работе заседания приняли участие: митрополит Минский и Заславский Павел , Патриарший экзарх всея Беларуси; И.В. Карпенко, министр образования Республики Беларусь; епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин , председатель Синодального отдела образования и катехизации Белорусской Православной Церкви; Т.Р. Якубович, заместитель председателя Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, а также священнослужители, несущие послушание в сфере духовного образования, воспитания и просвещения. Вел заседание Координационного совета министр образования РБ Игорь Карпенко. В приветственном слове глава образовательного ведомства рассказал о работе проходивших педагогических чтений и сделал обзор мероприятий, реализованных после решений предыдущего заседания. Владыка экзарх в приветственном слове обратил внимание на то, что не все направления в полной мере затронуты совместными программами сотрудничества. В частности, митрополит Павел указал на пробел, связанный с непризнанием дипломов духовных учебных заведений, в результате чего их выпускники не имеют равных прав с выпускниками светских учебных заведений, что существенно ограничивает возможности молодых людей на трудоустройство и их дальнейшую общественную деятельность. С докладами выступили: епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин; Ю.В. Емельяненко, начальник центра научно-методического обеспечения воспитательной работы учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования»; протоиерей Феодор Повный, настоятель Всехсвятского прихода города Минска; Е.В. Журавлева, директор учреждения образования «Несвижский государственный колледж имени Якуба Коласа»; протоиерей Димитрий Пасечник, помощник Петриковского благочинного Туровской епархии по религиозному образованию; В.В. Денинис, директор учреждения образования «Минский государственный профессионально-технический колледж кулинарии»; Р.С. Мотульский, директор Национальной библиотеки Беларуси. В завершение работы Координационного совета состоялся концерт хора Всехсвятского прихода. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5186492...

Царь Феодор Борисович с матерью, царицей Марией Григориевной, и сестрой, царевной Ксенией Борисовной, проживали в это время под стражей в старом годуновском доме. Царь и царевна в это время были в самом цветущем возрасте и своими внешними и душевными достоинствами вызывали восторг у знавших и видевших их. Один из современников, князь Иван Михайлович Катырев-Ростовский, так описывает юных брата и сестру: „Царевич Феодор, сын царя Бориса, отроча зело чудно, благолепием цветуще, яко цвет дивный на селе, от Бога преукрашен, яко крин в поле цветущи; очи имея велики черны, лице же ему бело, млечною белостию блистаяся, возрастом среду имея, телом изобилен. Научен же бе от отца своего книжному почитанию и во ответех дивен и сладкоречив велми; пустошное же и гнило слово никогда же изо уст его исхоясдаше; о вере же и поучении книжном со усердием прилежа. Царевна же Ксения, дщерь царя Бориса, девица сущи, отроковица чуднаго домышления, зелною красотою лепа, бела велми, ягодами румяна, червлена губами, очи имея черны велики, светлостию блистаяся; когда же в жалобе слезы изо очию испущаше, тогда наипаче светлостию блистаху зелною; бровми союзна, телом изообилна, млечною белостию облиянна; возрастом ни высока, ни ниска; власы имея черны, велики, аки трубы, по плещам лежаху. Во всех женах благочиннийша и писанию книжному навычна, многим цветяше благоречием, воистинну во всех своих делах чредима; гласы воспеваемыя любляше и песни духовные любезне желаше“. Самозванец не пощадил цветущей молодости и зверски замучил всю царскую семью. В дом её явились Молчанов и Шерефединов с тремя стрельцами и разбойнически напали на неповинных. Царицу Марию скоро и без труда задушили. Но молодой Феодор отчаянно боролся, пока и его не предали отвратительной смерти. Красавицу Ксению оставили в живых не на радость, для гнусной потехи самозванца. Народу объявили, что царица Мария с сыном Феодором сами отравили себя, а царевна Ксения так мало приняла яда, что ей не угрожает смерть. Тогда же вынули прах царя Бориса из Архангельского собора и вместе с женою его и сыном похоронили в убогом Варсонофьевском монастыре, за Неглинной, на Сретенке.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Целуйте крест законному владыке; Смиритеся, немедленно пошлите К Димитрию во стан митрополита, Бояр, дьяков и выборных людей, Да бьют челом отцу и государю. (Сходит.) Шум народный. НАРОД Что толковать? Боярин правду молвил. Да здравствует Димитрий, наш отец! МУЖИК НА АМВОНЕ Народ, народ! в Кремль! в царские палаты! Ступай! вязать Борисова щенка! НАРОД (несется толпою) Вязать! Топить! Да здравствует Димитрий! Да гибнет род Бориса Годунова! Кремль. Дом Борисов. Стража у крыльца ФЕОДОР под окном. НИЩИЙ Дайте милостыню, Христа ради! СТРАЖА Поди прочь, не велено говорить с заключенными. ФЕОДОР Поди, старик, я беднее тебя, ты на воле. КСЕНИЯ под покрывалом подходит также к окну. ОДИН ИЗ НАРОДА Брат да сестра! бедные дети, что пташки в клетке. ДРУГОЙ Есть о ком жалеть? Проклятое племя! ПЕРВЫЙ Отец был злодей, а детки невинны. ДРУГОЙ Яблоко от яблони недалеко падает. КСЕНИЯ Братец, братец, кажется, к нам бояре идут. ФЕОДОР Это Голицын, Мосальский. Другие мне незнакомы. КСЕНИЯ Ах, братец, сердце замирает. ГОЛИЦЫН, МОСАЛЬСКИЙ, МОЛЧАНОВ и ШЕРЕФЕДИНОВ. За ними трое СТРЕЛЬЦОВ. НАРОД Расступитесь, расступитесь. Бояре идут. Они входят в дом. ОДИН ИЗ НАРОДА Зачем они пришли? ДРУГОЙ А верно, приводить к присяге Феодора Годунова. ТРЕТИЙ В самом деле? – слышишь, какой в доме шум! Тревога, дерутся… НАРОД Слышишь? визг! – это женский голос – взойдем! – Двери заперты – крики замолкли. Отворяются двери. Мосальский является на крыльце. МОСАЛЬСКИЙ Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. Народ в ужасе молчит. Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович! Народ безмолвствует. Конец Примечания Земский собор 1598 года с большим, чем в предшествующих соборах, числом выборных. Муза венчает славу, а слава – музу (лат.). Ну… (фр.) Что? что? (фр.) Что значит православные?.. Рвань окаянная, проклятая сволочь! Черт возьми, мейн repp (сударь), я прямо взбешен: можно подумать, что у них нет рук, чтобы драться, а только ноги, чтобы удирать (фр.).

http://azbyka.ru/fiction/boris-godunov-p...

Новости Отпевание священника Георгия Чистякова состоялось в храме Космы и Дамиана, похороны – на Пятницком кладбище 27.06.2007 10:00 Москва, 27 июня, Благовест-инфо. 20 священнослужителей отпевали о. Георгия Чистякова в храме свв. бессребреников Космы и Дамиана в Шубине, где он служил с 1993 г. В молитвенном поминовении 26 июня приняли участие более тысячи прихожан храма. Проститься с о. Георгием приехали люди из разных городов России, а также из-за рубежа. Телеграммы соболезнования направили настоятелю храма Патриарх Алексий II и митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков). Божественную литургию перед отпеванием возглавил представитель Сретенского благочиния Москвы протоиерей Феодор Рожик. В отпевании приняли участие священники Александр Борисов, Александр Кузин, Иоанн Власов, Владимир Архипов, Владимир Лапшин, Виктор Григоренко, Николай Мартинкевич, Илия Соловьев, Евмений (Перистый), Антоний Лакирев, Олег Батов и другие. Священник Христофор Хилл (англичанин, служащий в Москве) в свою очередь читал Евангелие по-английски. Проститься с о. Георгием пришла группа российских католиков во главе с архиепископом Тадеушем Кондрусевичем. Перед началом отпевания о. Феодор обратился к прихожанам. В своем слове он коснулся сути церковных таинств, особо остановившись на таинстве священства: «Принимает человек таинство священства. На этого человека возлагаются бремена благодатные, великие, непростые – бремена пастырства. Когда он отрекается от самого себя, даже от своей семьи, и ему вверяется паства. И Господь спросит у пастыря за паству. Каждый, дерзнувший на это великое и святое делание, несет великую ответственность перед Богом». Далее о. Феодор призвал воспринимать кончину о. Георгия как новое рождение: «Порой нам трудно объяснить, почему в молодом еще возрасте Господь призывает к себе человека. Один из подвижников благочестия говорит, что если мы хотим подарить что-то дорогому для нас человеку, мы выбираем самый красивый подарок…, а если это цветы, то самые лучшие цветы… Так и лучшие дни жизни -- как цвет неопавший, незавядший, но благоухающий, Господь и призвал сегодня батюшку о. Георгия. Мы, по человечеству, скорбим и плачем. Но сегодня тоже рождение, ибо рождается человек в жизнь вечную, благодатную с Богом, которую он выбирал для себя в своей жизни, хотел быть с Богом служитель Божий».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

9  На иконе «Собор Тверских святых» изображено только 46 святых, подвизавшихся в пределах Тверской земли. Есть и ещё святые, которые подвизались в Тверских пределах или потерпели здесь мученическую кончину, или имели ближайшее отношение к важнейшим делам местной церковной жизни. Представляем сведения и об этих приснопамятных для Тверской страны святых. 10  Микулин, бывший главным городом Микулинского княжества, ныне с. Микулинское Городище в 53 вёрстах от г. Старицы и 50 вёрстах от Волоколамска. Первым Микулинским князем был Александр Михайлович . Ныне оно незначительное село, но в прежнее время был большой и населенный город, в нём было пять монастырей: Никольский в Городище, Димитриевский, Архангело-Михайловский, Александровский и Преображенский на Всполье (Строев. Списки настоятелей, стр. 484). Г. Головин в Описании Микулина говорит, что в 1850 г. были открыты явные следы 18 церквей в Микулине, Микулин был разорён Литвой (в 17 в.). Земляные валы (крепость) и доныне сохранились, и среди вала стоит единственный ныне каменный Архангельский собор, основанный Михаилом Александровичем в 1398 г. В Микулинском храме у западной его стены в склепах погребены Микулинские князья Феодор Михайлович, его сын Александр, князья Феодор Александрович и Михаил Феодорович; княгиня София, супруга Димитрия, Микулинского князя, убитого при взятии Казани, Ирина Андреевна (супруга князя Якова Ивановича Голицына). Эти гробницы (на левой стороне храма) и доселе сохранились; на правой стороне покоятся: знаменитый из Микулинских (г. Твери) князь Борис Александрович, Андрей Борисович, Иван Андреевич , Семён Иванович и его супруга Евдокия, Пётр Иванович, учувствовавший в походе под Казань с царём Иоанном Грозным; Андрей Петрович, Андрей Андреевич, Феодор Андреевич (эти последние 10 гробниц были уничтожены в 1822 г. для простора в храме). В Микулинском храме много замечательных церковных древностей, которые, к сожалению, не описаны; художественно написанные иконы (древние) заменены другими (выдаваемыми за подлинные), а некоторые и совсем утрачены.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Церковь являлась памятником архитектуры классицизма и ретроспективно-русского стиля. В основе композиции строения — мощный кубоподобный объем молитвенного зала, покатая крыша которого завершена куполом на четырёхгранном световом барабане. Через короткую трапезную присоединялся притвор, под которым надстроена шатровая колокольня в стиле московской архитектуры XVII столетия. Апсида была решена низкой и прямоугольной пристройкой под двухскатной крышей с треугольным фронтоном на торце. Настоятелем прихода в то время был протоиерей Иосиф Сосиновский, окончивший курс духовной семинарии, священствовал с 1834 г., а в Велятичах - с 1852 г. Псаломщик Феодор Понятовский в должности с 1842 г. Последним перед революцией священником Свято-Преображенской церкви был отец Феодор Шарковский. На переломе 1920-30-х гг. во время борьбы большевиков с религией, церковь в Велятичах претерпела невероятные издевательства безбожной власти. В церкви сделали склад для хранения зерна, колокольня была использована для учебных занятий начальной школы. Репрессиям были подвергнуты священнослужители и церковнослужители. В 1931-1933 гг. прихода священники Александр Юнацкевич, Феодор Иванович Шарковский, Пётр Тимофеевич Ряжко, староста храма Дмитрий Филимонович Сманцер, псаломщица Ольга Игнатьевна Крук были обвинены в том, что вели агитацию среди крестьян против коллективизации. Они были арестованы и сосланы в Сибирь. Когда церковь приспособили под склад, верующие часть икон перевезли в храм Успения Пресвятой Богородицы д. Сморки (сейчас д. Зоричи). Это одна из немногих церквей Борисовского района, которая чудом сохранилась и выдержала натиск мощных антирелигиозных сил. Именно в эту церковь долгое время верующие ходили на службы, тем более сюда была перевезена и местная реликвия — чудотворная икона Божией Матери. Перед Великой Отечественной войной Спасо-Преображенская церковь находилась в запустении. Во время войны церковь действовала. После войны с храма поснимали колокола, колокольню разрушили, купол сорвали при помощи гусеничного трактора, церковь превратили в клуб. Там, где раньше были царские врата, поместили большие портреты Сталина и Ворошилова. Клуб просуществовал до начала 1950-х гг. Затем в 1953 г. здание церкви разобрали, бревна перевезли на территорию школы, где через некоторое время их них построили спортивный зал.

http://sobory.ru/article/?object=39184

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010