Они собирались по примеру св. апостолов, «ко­торые держали Собор в Иерусалиме» ( Деян.15:6 ). Мы придаем такое важное значение решениям соборов Церкви на основании слов Госпо­да Иисуса Христа: « если церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь» ( Мф.18:18-17 ). Вселенских Соборов в наше время насчитывается семь ; 1й – Никейский ( 325 г.); 2й – Константинопольский ( 381 г.); 3й – Ефесский ( 431 г.); 4й – Халкидонский ( 451 г.); 5й – Константинопольский второй ( 553 г.); 6й – Константинопольский третий ( 680 г.); 7й – Никейский второй ( 787 г.). До середины XV века православные не ограничивали число Вселенских Соборов семью. Св. Марк Эфесский называет Собор 880 года Восьмым Вселенским, а последующие отцы придавали вселенское значение и другим поместным Соборам – 1156–1157, 1341, 1348, 1351 гг. и пр. Тема 12: О Никео-Цареградском Символе веры В основе Никео-Цареградского Символа веры лежат древние крещальные символы , которые восходят к учению апостолов. Отцы I Вселенского Собора в Никее составили первые семь членов (пунктов) Сим­вола веры. На II Вселенском Соборе они были пере­работаны, и добавлены еще пять членов . Первый Вселенский Собор был созван против ложного учения александрийского священника А рия . Называется также собором 318 отцов, составивших 20 правил (или канонов); Второй Вселенский Собор был созван для утверждения учения о Боге Духе Святом против ложного учения константинопольского епископа Макед о ния; называется также собором 150 отцов, составивших 7 правил. Тема 13. О первом члене Символа веры Определение веры Веровать в Бога – значит быть уверенным в том, что Бог существует и заботится о спасении сотворенного им мира. Апостол Павел пишет, что «без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает». ( Евр.11:6 ). Христианин всегда должен быть готов дать исчерпывающий ответ на вопрос «как веруешь?» «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пт.3:15).

http://azbyka.ru/kratchajshij-katihizis

Основополагающие истины Православного вероучения (главные догматы ) отражены в Никео-Цареградском Символе Веры , текст которого начинается с выражения: «верую в...». Будучи истинами вероучительного характера, догматы являют учение о Боге и Его отношении к миру, раскрывают смысл и предназначение творения, высвечивают ориентиры и цели, в направлении которых должен двигаться христианин, чтобы спастись. Свойством «вероучительность» догматы отличаются от всех прочих положений христианской религии, таких как нравственные, дисциплинарные, исторические и др. Скажем, во фразе Евангелия от Луки – «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте» ( Лк. 9:35 ) – первая часть («Сей есть Сын... Возлюбленный») – догмат, а вторая («Его слушайте») – заповедь. Свойство «богооткровенность» указывает на то, что догматы не являются плодом деятельности человеческого разума, а суть истины, провозглашённые и раскрытые Богом. По этому признаку догматы обозначались Святыми Отцами и учителями Вселенской Церкви: «Божьими» «Божественными», «Господними», «Христовыми», «евангельскими», «апостольскими». Об Божественном происхождении догматов свидетельствовал Сам Господь Иисус Христос : «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» ( Ин.14:6 ). А апостол Павел сказал: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» ( Гал.1:11–12 ). Признаком «богооткровенность» церковные догматы отличаются от постулатов науки и философии. По чистоте, глубине и возвышенности религиозного гносиса Божественное Откровение превосходит всё то, что умы всех философов и учёных, живших во все времена, во всех странах, могли поведать о высших тайнах бытия. Философская и научная мысль пребывает лишь в поисках истины, а христианство уже владеет ей. Философские умозаключения имеют обязательную силу лишь для ограниченного круга людей; зачастую их «истинность» подтверждается только согласием уважаемых лиц. Наука доказывает доводы теорией и практикой, однако многие религиозные истины затрагивают такие аспекты бытия, которые в принципе не могут быть выявлены и раскрыты естественно-научными средствами. А христианские истины открыты и подтверждены Самим Богом, Который никогда не лжет. «Откровения Твои, которые Ты заповедал, – взывает псалмопевец к Творцу, – правда и совершенная истина» ( Пс.118: 138 ). Вот почему философия и наука могут ошибаться, а церковные догматы непогрешимы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

По толкованию свв. отцов последние строки псалма – это пророчество о Жертве Христовой, Христианской Церкви и Евхаристии. Символ веры1 Ве€рую во еди€наго 2 Бо€га Отца€, Вседержи€теля 3 , Творца€ не€бу и земли€, ви€димым же всем и неви€димым 4 . И во еди€наго Го€спода Иису€са Христа€, Сы€на Бо€жия, Единоро€днаго 5 , Иже от Отца€ рожде€ннаго пре€жде всех век 6 ; Све€та от Све€та 7 , Бо€га и€стинна от Бо€га и€стинна, рожде€нна, несотворе€нна 8 , единосу€щна Отцу€ 9 , Имже вся бы€ша 10 . Нас ра€ди челове€к 11 и на€шего ра€ди спасе€ния сше€дшаго с небе€с 12, и воплоти€вшагося 13 от Ду€ха Свя€та и Мари€и Де€вы 14 , и вочелове€чшася 15 . Распя€таго же за ны 16 при Понти€йстем Пила€те, и страда€вша 17 , и погребе€нна. И воскре€сшаго в тре€тий день по Писа€нием 18 . И возше€дшаго на небеса€, и седя€ща одесну€ю Отца€ 19 . И па€ки гряду€щаго 20 со сла€вою суди€ти живы€м и ме€ртвым, Его€же Ца€рствию не бу€дет конца€ 21 . И в Ду€ха Свята€го, Го€спода, Животворя€щаго, Иже от Отца€ исходя€щаго 22 , Иже со Отце€м и Сы€ном спокланя€ема и ссла€вима, глаго€лавшаго проро€ки 23 . Во еди€ну Святу€ю, Собо€рную и Апо€стольскую Це€рковь. Испове€дую еди€но креще€ние 24 во оставле€ние грехо€в. Ча€ю 25 воскресе€ния ме€ртвых, и жи€зни бу€дущаго ве€ка 26 . Ами€нь. 1 Символ веры является кратким изложением основных догматов Православной веры. Принят на Никейском Соборе 325 года (I часть) и дополнен на Константинопольском (Цареградском) Соборе 381 года. Имеет охранительную функцию в защите от еретических учений. 2 Единаго – одного единственного; ср. Ин. 17, 3: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. 3 Вседержителя – все творение содержащего в Своей власти; ср. Откр. 1, 8: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель. 4 Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым – см. Кол. 1, 16: Ибо Им (Богом) создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое... 5 Единороднаго – ср. Ин. 3, 16: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Подобные идеи были бы неприемлемы для ранней Церкви, которая старалась сохранить Евангелие в том самом виде, как его проповедовали апостолы. Например, Ириней предупреждал, что очень важно отличать истину от заблуждения («Против ересей», 1.10.2), а в Халкидонское вероопределение включено классическое «правило истины». Некоторые из мыслителей осознавали противоречие между преемственностью и новизной. Так, в 434 г. Винцент Леренский в своей работе «Commonitorium» писал, что суть христианского учения неизменна, но ясность и точность изложения непрерывно возрастают, и этой точки зрения придерживались многие. Исключение составляет Григорий Назианзин, который считал, что развитие догмы предполагает добавление новых истин, например догмата о божестве Святого Духа. В основном же все ведущие конфессии (православие, католичество, протестантизм) признавали неизменность христианского учения, пока в XIX веке не появилась историческая текстология. Библейские истоки христианского учения Чтобы понять, как простые новозаветные исповедания переросли в сложнейшие вероопределения об Ипостасях, естествах и единосущных Лицах, начнем с библейских текстов. Смысл некоторых из них совсем не так очевиден, как кажется на первый взгляд, а многие можно справедливо назвать «парадоксальными». Например, простое исповедание первохристиан «Иисус есть Господь» (см. 1 Кор. 12:3; Рим. 10:9) сопровождается оговоркой, что «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым». Кроме того, тот же Дух открывает верующим Отца, ибо они «приняли Дух усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче»!» (Рим. 8:15). Значит, называя Бога Отцом, как в молитве «Отче наш», верующий сравнивается с Иисусом Христом, будучи усыновлен. Одно из самых ранних свидетельств о троичности Бога говорит о том же: «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» (Гал. 4:6). Бог прославлен в Сыне и с Сыном, и всякий язык исповедует, что Иисус Христос есть Господь во славу Бога Отца (Фил. 2:11). Не только в поздних богословских трактатах, но и в самом Новом Завете Иисус Христос, распятый и воскресший, предстает как Тот, Кто творит все дела Божий и достоин хвалы и славы наравне с Отцом. «У нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (1 Кор. 8:6). Эти слова легли в основу символов веры (например, Никео–Цареградский символ частично включает их), и не только сами слова, а важнейшая концепция о том, что Бог творит Свои дела в жизни верующих через Иисуса Христа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

Потом уже, в пятом только месте, поставлен подле Григория Богослова святой папа Климент (какое смирение для превозношения римского!); здесь и самая его кафедра уступает Цареградской, коей два иерарха стоят выше. Напротив его, рядом со Златоустом, начертан святитель Григорий Нисский , брат Василия Великого , известный по своим духовным творениям и присутствовавший на Втором Вселенском соборе, на котором окончательно утверждён и дополнен Никейский символ веры , с тех пор неизменно сохраняемый в Церкви Православной. И так лик его служит свидетельством нерушимости её догматов и обличением нововведений римских в символе. Наконец последними начертаны, друг против друга, на стенах алтаря святитель Епифаний Кипрский , написавший обличительную книгу против всех ересей, бывших до него и при нём, и потому глубоко уважаемый Восточной Церковью , и святитель Григорий чудотворец Неокесарийский, прославленный чудесами и составлением первого символа веры ещё до Никейского. Вот какие великие поборники православия собраны в святилище Софийском, во свидетельство векам грядущим, дабы и позднейшие совершители таинств, в священных стенах сего храма, не отступали никогда от завещанного им православия. Все они изображены в белых крещатых фелонях, с Евангелием в руке, как истинные проповедники дома Премудрости Божией, по слову книги Притчей: Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его… заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: «кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума. ( Притч.9:1–6 ). Трапеза и Чаша уготованы горе, пред глазами всех; проповедники сзывают к ней проповедью, и потому у каждого в руке священная книга; другая рука или благоговейно прижата к сердцу, или благословляет, и здесь мы можем видеть всю суету мудрствования мнимых старообрядцев; ибо в уцелевших мозаиках крестное знамение употребляется безразлично, судя по тому, как с большею или меньшею точностью, изобразил благословляющую десницу мозаист, не всегда искусный: у святителя Николая оно ближе к двуперстному, а у Златоуста, и ещё явственнее у святителя Григория Нисского , оно прямо именословное; все же кресты на стенах без изъяна четвероконечные, в обличение суемудрых.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

«Пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его» ( Откр.16:2 ). Первая чаша выливается на землю. Если это понимать символически, то это испытание коснется, вероятно, тех людей, которые носят (или ранее носили) имя христиан. Надо вспомнить слова апостола Петра, который говорит в своем послании, что «время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?» ( 1Пет.4:17 ). Тогда печально будет состояние народов, которые прежде были христианскими. Апостол Павел так рисует состояние их в последние времена: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся» ( 2Тим.3:1–5 ). А вот пророчество святого Нифонта Цареградского о священстве и монашестве последних времен: «Занимающие престолы священства во всем мире будут неискусны и не будут знать художества добродетелей. Таковы же будут и предстоятели монашествующих, ибо все будут низложены чревоугодием и тщеславием и будут служить для людей более соблазном, чем образцом. Многие будут одержимы неведением, падут в пропасть, заблуждаясь в широте широкого и пространного пути». Вот более подробное описание тех душевных (возможно, в дополнение к физическим) жестоких и отвратительных гнойных язв на людях, которые появятся при излиянии на землю первой чаши гнева Божия. Но Откровение говорит, что они появятся лишь «на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его» ( Откр.16:2 ), то есть у ранее христианских народов (вылил на землю), отступившихся от основ истинного богопочитания и богопознания. «Второй Ангел вылил чашу свою в море: и сделалась кровь, как бы мертвеца, и все одушевленное умерло в море» ( Откр.16:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Провидя это, пророк говорит: «И приступил я к пророчице, и она зачала, и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя Магер-шелал-хаш-баз (спешит грабеж, ускоряет добыча); Ибо, прежде нежели дитя будет уметь выговорить: «отец мой», «мать моя», богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским» (Ис.8,3-4). Это значит, что Младенец, еще не могущий говорить, будет уже иметь великую силу и крепость побеждать врагов Своих. Прообразом этого служило само имя Гавриила, которое значит: Муж-Бог, Крепкий Бог. И этот Бог в само время его благовещения наитием Святого Духа зачался в нетленной девственной утробе. Святой Прокл, патриарх Цареградский, так об этом рассуждает: «Само имя ангела чудесно по своему значению, ибо благовестивший Деве Марии называется Гавриилом. Этим именем он предвозвещал и прообразовал Богочеловека, пришедшего в мир. Гавриил значит: Муж Крепкий, или Муж-Бог, происходит от слова Гавир, что означает: крепкий, или Бог, а в совокупности обоих речений это слово означает: Муж-Бог. Издревле еще предвозвестил это Иеремия, говоря: «Господь сотворит на земле нечто новое: жена спасет мужа» (Иер. 31, 22). Итак, весьма высок этот посланник Божий и по значению своего имени, и по роду своего служения, а еще более по той тайне, от века сокровенной и ангелам неведомой, которую ему первому открыл Бог и которую он принес Пречистой Деве. И чем величественнее была эта тайна вочеловечения Божия, чем выше она других тайн, через Гавриила раньше открытых святым пророкам, тем большей чести с этого времени сподобился он в сонме самих ангелов почитаться ими как ближайшего зрителя внутреннейших и безвестнейших тайн Божиих. Церковные учителя, особенно Дионисий Ареопагит, говоря о тех семи высших ангелах, считают, что они всегда неотступно предстоят Богу. Другие ангелы посылаются на различные служения, а эти, как приближеннейшие к Богу, всегда пребывают у престола Божия. Для возвещения высочайших тайн Божиих и для явления большей силы Божией и они также посылаются, как говорит святой апостол Павел: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение» (Евр. 1, 14). Но какое же явление силы Божией больше и какая тайна выше, как не тайна воплощения Христова, неведомого, непостижимого, несказанного.

http://patriarchia.ru/db/text/127500.htm...

Пророк Иезекииль созерцал всеобщее воскресение в рамках одного видения: «произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них... и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои – весьма, весьма великое полчище» ( Иез. 37:7–10 ). Скоротечность акта воскресения обозначена и в ряде свидетельств христианских святых, удостоившихся при жизни стать очевидцами этого события (ср., например, повествование об откровении ученику святого Василия Нового Цареградского, Григорию с. 11–12]). Трудности в разрешении вопроса о составлении тел из первоначально присущих им элементов. Хотя идея о восстановлении тел из собственных им элементов занимает в святоотеческой эсхатологии приоритетное место, едва ли уместно осмысливать её без дополнительных оговорок. При всей обоснованности и фундаментальности, её проработку в церковной литературе нельзя считать исчерпывающей. Сколько бы мы ни снимали вопросов силой своей мысли, всегда найдётся место для новых недоумений. В разуме не укладывается, на что было бы похоже человеческое тело, если бы все его элементы соединились в цельный состав без утрат. Ведь на протяжении жизни в теле периодически что-нибудь отмирает, выводится вовне, но что-то из утраченного восстанавливается. Плоть человека растёт, перестраивается, обновляется. Положим, каждый, по мере взросления, лишается молочных зубов и обретает новые. Неужели у воскресшего будут восстановлены и одни, и другие? А как быть с подстригаемыми и вновь отрастающими ногтями, волосами, ведь их суммарная длина может достичь нескольких метров? А как будет выглядеть кожа, многократно слезающая после солнечных ожогов и формирующаяся вновь? Впрочем, эти недоумения можно было бы объяснить средствами рационального мышления, например: не обязательно, чтобы каждый элемент занял в воссозданном теле то самое место, какое он занимал прежде. В этой связи известна отеческая аналогия с глиной, из которой возможно слепить сначала один предмет, а затем, разрушив его, другой. Казалось бы, такая нехитрая аналогия расставляет все точки над «i». Между тем безупречной её не назовешь. Сиюминутное количество элементов в живом человеческом организме уступает общему, суммарному количеству элементов, составлявших его принадлежность на всём протяжении жизни (по массе, объему и пр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Противоположность, даже враждебность языка юродивых и речи толпы подчеркнуты в одной прекрасной сцене из жития Андрея Цареградского. Вообще Андрей, как и подобает юродивому, не беседует с людьми, он вещает нечто загадочное, что не всякому и не сразу дано уразуметь. Но однажды он нарушил свое обыкновение, снизошел до беседы — при следующих примечательных обстоятельствах. Некий юноша, пожелавший принять на себя тяготы юродства, на людях просил Андрея наставить его. Конечно, Андрей считал это делом чрезвычайной важности и не хотел уклониться. Но выкриками и «непонятным разговором» трудно вразумить человека, необходима внятная беседа. И тогда Андрей сделал так, что юноша нежданно–негаданно заговорил по–сирийски. Учитель и ученик общались посредством «сирской речи», и слушатели–греки ничего не могли понять. Таким способом и особность языка юродивого была сохранена, и собеседник вразумлен. Но почему Андрей Цареградский выбрал именно «сирскую речь»? Размышляя на тему истории народов и языков, средневековые книжники находили в Библии два опорных пункта.  Первый — миф о вавилонском столпотворении, когда «смешал господь язык всей земли», «так, чтобы один не понимал речи другого, и рассеял их… по всей земле». Второй—чудо в день Пятидесятницы, когда апостолы «были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба… и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них… И начали говорить на иных языках;.. Когда сделался этот шум, собрался народ и пришел в смятение: ибо каждый слышал их, говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились?». Оба текста составляют мировоззренческую оппозицию. Из ветхозаветного мифа следует, что разнообразие языков на земле есть кара господня, наказание за людскую гордыню. Новозаветное чудо, напротив, реабилитирует национальные языки. В зависимости от конкретной культурной ситуации средневековье могло принять ту или иную точку зрения — и соответственно пользоваться языками либо «священными» (lingua sacra), либо «народными» (lingua vulgaris).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=919...

Да о всем славится святое и великолепое его имя. При сем же желаем твоему преблаженству от тогож де Советеля десницы насыщатися благ присных. Описание наружной отделки грамот, подписи на оного царя Алексея Михайловича и сведения о червонных, посланных к патриархам с Мелетием У сих грамот богословия и великого государя именование и патриарши имяна писаны золотом. У грамот припись государева: К Цареградскому: Царь Алексей, желая от вас, преблаженнейшего и прелюбезнейшего о дусе отца и благодетеля благословения и прощения и с любовью поклоняется. К александрийскому, к антиохийскому, к иерусалимскому и к цареградскому старому: Царь Алексей, желая от вас преблаженнешего благословения и прощения: и с любовью поклоняется. 171-го Декабря в 26 день. Сии великого государя грамоты ко вселенским патриархам писаны на александрийской большой бумаге с каймами и с строками и с травами и с фигурами, у обрезу обведены золотом и серебром. И из них цареградцкому писана однем золотом, а достальным всем золотом и серебром. А прежде бывшему Цареградскому с каймою и с травами без фигур. А к тем великого государя грамотам положена тафта белая, кустодеи камка кизылбашская, золото с серебром по вишневой земле в травах шолки разных цветов, снуры золото с серебром в длину осьми аршин, а кустодея к грамоте привязана снуром в пяти местех, а от кустодеи до ковчега по 2 узла 562 … … в ковчеге под воском … … а у иных и прибавлено по большому узлу. А ковчеги к цареградскому – чеканной, к прочим же гладкие серебряные золочены. А воск в ковчеги под печати кладен с киноварем и с смолою. И положены те грамоты в тафтяные красные мешочки порознь и запечатаны государевою меньшею печатью на красном же воске с ярлыки, а ковчеги с печатями на свободе. Мешечки в длину по аршину, поперег по шти вершков. И положены все в сундучок деревянный, а тот сундучок сверху оклеен кожею красною, а в нем камкою красною травчетою кармазиновою, меж грамот перекладываны бумагою хлопчатою. Посланы те великого государя грамоты ко вселенским 563 (патриархам) с черн(ым дьяконом) Мелетием, греком, а на дорогу ему дано шестьсот ефимков из Приказу Тайных дел. Да к патриархам же послано великого государя жалованье с ним же из Посольского (П). 564 К Цареградскому Дионисию 400, ко Александрийскому Паисию, к Антиохийскому Макарию, к Иерусалимскому Нектарию, к Цареградскому прежде бывшему Паисию по 300 золотых червонных.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010