Коротко излагаем его здесь. Рассказ о мытарствах преподобной Феодоры Цареградской Преподобная Феодора жила в Константинополе в первой половине X века. Она была замужем, но овдовела и вела благочестивую жизнь, служа бедным и странникам, затем приняла монашество и жила под руководством преподобного Василия Нового (память 26 марта). Скончалась она в преклонном возрасте. Ученик же святого Василия, Григорий, с мольбой стал просить старца открыть ему загробную жизнь святой старицы Феодоры. И вот ради его неотступных просьб, по молитве старца, во сне открылось Григорию чудное видение: он оказался в святом, прекрасном саду, где встретил Феодору и мог расспросить ее о том, как она рассталась с телом и как пришла в эту святую обитель. Преподобная отвечала: «Как я могу, дорогое чадо Григорий, рассказать тебе все? После того, что я в страхе и трепете испытала, я многое забыла, тем более что видела такие лица и слышала такие голоса, каких не приходилось никогда видеть и слышать в течение всей своей жизни. Что я могу сказать, так это то, что лютая мне встретилась бы смерть за мои неправые дела, совершенные на земле, если бы не молитвы отца нашего Василия. Одни молитвы его сделали мою смерть легкой». После этого преподобная Феодора рассказала, как устрашили ее при кончине множество вдруг явившихся злых духов. Они принесли большие книги, в которых были записаны грехи всей ее жизни, и пересматривали их в нетерпении, как будто ожидая с минуты на минуту прихода какого-то судьи. Видя это, она пришла в такой трепет и ужас, что совершенно изнемогла, и, в страдании оглядываясь по сторонам, желала увидеть кого-нибудь, кто смог бы отогнать бесов. Находясь в таком мучительном состоянии, преподобная увидела двух ангелов, ставших рядом с ней, злые духи тут же отошли подальше. «Зачем вы, мрачные враги рода человеческого, смущаете и мучите душу умирающей? Не радуйтесь, здесь вашего ничего нет», – проговорил один ангел. Тогда бесстыдные духи начали вспоминать все, что святая сделала от юности словом ли, делом ли или помышлением.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Житие Преподобных Марка Пещерника И Феофила Плачливого Память Преподобного Фаддея Исповедника Память 30 Декабря Страдание Святой Мученицы Анисии Девицы Память Святого Мученика Филетера Память Преподобного Зотика Сиротопитателя Память Преподобной Феодоры Кесарийской Память Преподобной Феодоры Цареградской Память 31 Декабря Житие Преподобной Матери Нашей Мелании Римляныни   Жития Святых — месяц декабрь Димитрий Ростовский ЖИТИЯ СВЯТЫХ   по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского   Месяц декабрь Память 1 декабря Память святого пророка Наума Святой пророк Наум, — один из двенадцати, так называемых, малых пророков, — происходил из Галилеи, из селения Елкоша [ 1 ]. Главное содержание книги Наума есть пророчество о падении и погибели Ниневии [ 2 ], предсказание бедствий, какие праведный Господь наведет на сей город, и самое живое изображение окончательного и совершенного разрушения этого великого и сильно укрепленного города. Пророк Наум предсказывает разрушение Ниневии, как наказание за ее беззакония и особенно за разрушение Израильского царства и за хулу Сеннахирима [ 3 ] на Иегову [ 4 ]. Таким образом, Наум повторяет то грозное пророчество, которое было изречено на Ниневию пророком Ионою; пророчество Ионы о погибели Ниневии (Иона 2:2) не было отменено, но лишь отстрочено. Ниневитяне, покаявшись на малое время после проповеди пророка Ионы, видя, что на них не сбылось его пророчество, снова обратились к прежним своим злым делам; этим они снова прогневали Бога и оскорбили Его долготерпение. Поводом к пророчеству послужило следующее: когда войско Сеннахирима было чудесным образом истреблено под стенами Иерусалима, и Сеннахирим с угрозою удалился, Евреи, хотя и рады были этому освобождению, но боялись, что Сеннахирим, разгневанный неудачею, снова соберет войско, даже больше прежнего, и снова явится, как угрожал, под стенами Иерусалима. Чтобы успокоить и ободрить народ Еврейский, пророк Наум и выступил с своей речью, в которой предсказал уже окончательную погибель Ниневии, которая будет разрушена сильным разливом вод, а сокровища города будут разграблены и истреблены огнем [ 5 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

апостолов учит о Церкви и иерархии: «нужно убо есть, елика аще творите, без епископа ничтоже творити вам. Повинуйтеся и презвитерству, яко апостолам И. Христа... Подобает же и диаконам сущим служителям таинств Иисус Христовых, во всем угождати: не бо брашну и питию суть служители,: но Церкви Божией служебницы». «Без них Церковь несть избранная ниже собрание святое, ниже сонм преподобных». «Без епископов и презвитеров и без диаконов что-либо творяй, таковый оскверняется совестию и невернаго горший есть». «Иже убо сих не слушает, безбожен всячески есть и злочестив, и отметается Христа и Его установление умаляет» (посл. I к Трал.). «Священство есть всех благ в человецех верх: на неже аще кто неистово возстает не человека безчестит, но Бога И. Христа» (Посл. 4 к Смирн.). Потщитеся, возлюблении, повиноватися епископу «презвитерам и диаконам: иже бо сим повинуется, слушает Христа учредившаго их; а иже противится им, противится Христу Иисусу; противляйся же Сыну не узрит жизни, но гнев Божий пребывает в нем» ... 21 . Мч. Иулиании, иже в Никомидии. Преставление свт. Петра, митр. всея России; муч. Фемистоклея. 22 . Вкмц. Анастасии узорешительницы и Хрисогена, учителя ее, Феодотии, Евода, Евтихиана и проч. 120 мчч. 23 . Свв. 10 мчч. иже в Крите: Феодула, Саторнина, Евнора, Геласия, Евникиана, Зотика, Помпия, Агафонуса, Василида и Евареста; прп. Павла, еп. Неокесарийского; прп. Нифонта, еп. Кипрского. 24 . Прпмц. Евгении и с нею Прота, Иакинфа и Клавдии; прп. Николая монаха. Навечерие Рождества Христова . 25. Рождество Христово . 26 . Собор Пресвятой Богородицы. Сщмч. Евфимия, еп. Сардийского; прп. Евареста, постника и подвижника Студийской обители; прп. Константина Синадского. 27 . Св. ап. первомуч. и архидиакона Стефана; прп. Феодора Начертанного, исповедника и брата Феофана творца; прп. Феодора, архиеп. Константиноп. 28 . Свв. дву тму (20000) мученик, в Никомидии сожженных; мчч.: Индиса, Горгония, Петра, Зинона, Дорофея, Мардония, Мигдония, Гликерия, Феофила, Евфимия и девиц: Домны, Агафии и Феофилы, св. ап. Никанора (от 70-ти). 29 . Свв. младенец 14000, Христа ради избиенных от Ирода; прпп.; Маркелла, игумена обители неусыпаемых; Фаддея исповедника, ученика и слуги свт. Феодора Студита . Марка пещерника, Феофила плачливого и Иоанна Печерских. 30 . Мц. Анисии девы, мч. Филарета Никомидийского; прпп.: Феодоры Кесарийской и Феодоры Цареградской; св. ап. Тимона (от 70-ти), мч. Зотика сиропитателя. 31 . Отдание праздника Рождества Христова. Прп. Мелании Римляныни. Читать далее Источник: Миссионерский спутник : Настольн. справ. книжка по расколосектоведению и миссионерству/Под ред. В.М. Скворцова. - 2-е изд., доп. - Санкт-Петербург : типо-лит. В.В. Комарова, 1904. - XXXII, 738, 220 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Очень полезно перед исповедью прочитать подробное житие преподобной Феодоры Цареградской (память 30 декабря по ст. ст.). Она приняла монашество и проходила свой подвиг под руководством прп. Василия Нового (память 26 марта). Скончалась в 940 году. Ученик св. Василия, Григорий, по смерти Феодоры с мольбой просил старца открыть ему загробную участь старицы. И вот по святым молитвам святого отца было его ученику чудесное видение: он беседовал с преподобной Феодорой, и она поведала Григорию о том, что происходило с ней в момент смерти и после, когда душа ее проходила страшные испытания. Она подробно описала, как к ней придирались злые духи, как разбирали все стороны ее жизни на земле, как даже делятся враги наши на группы, каждая из которых специализируется на определенный вид греха – или, как их называют, мытарства. Итак; на каждом мытарстве душу встречают бесы, которые в жизни сей искушают людей определенным грехом: например, на мытарстве блуда – те духи, которые соблазняли людей в грех блуда, на мытарстве осуждения и клеветы – которые соблазняли человека этим грехом. По роду греха бесы имеют и вид свой, т.е. чем отвратительнее грех, тем они гнуснее и наглее. И к какому мытарству душа ближе и сроднее по делам своим, там на нее и нападают с большим остервенением. И если не найдется душе чем покрыть эти обвинения, то она низвергается прямо в ад и там бывает затворена до общего воскресения. Помня все это и несомненно веря этому учению о прохождении душою мытарств, так как это принято всей святой нашей Церковью, и об этих страшных истязаниях можно найти очень много упоминаний у святых отцов, да и в Священном Писании , например, в Псалтири часто св. пророк Давид говорит от лица души, проходящей этот путь посреде сени смертныя, молящейся ко Господу об избавлении от врагов своих, – например, в псалме 26-м: Не предаждь мене в душы стужающих ми: яко восташа на мя свидетеле неправеднии, и солги неправда себе; и многие другие подобные места в Священном Писании и у отцов Церкви напоминают о том, как страшно и трепетно будет нам в момент прохождения этих мытарств. Потому как полезно заранее, пока еще нам даны сроки, приготовиться к смертному часу, внимательно, рассмотреть все свои грехи, руководствуясь, может быть, именно теми пунктами, по которым, как указала мать Феодора, злые духи мытарят душу (подр. см. изложение о мытарствах в приложении к статье). Итак, отнимем заблаговременно у злых демонов все, что в их лапах может послужить орудием наших терзаний и мучений!

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Не можем не вспомнить недавнего «совета невесте»: Что делать, чтоб с миром сколь можно поладить? Идти с упованием Божьим путём, И путь тот любовью и верой угладит. Беды от разбойник, беды и от сродник Апостол святой на себе испытал, И тайну семейную Божий угодник Нам собственным опытом ясно сказал. Разбойники в свете, а сродники дома, Как в мире духовном диавол и плоть. И те и другие причина содома. От тех и других храни нас Господь 377 . Святую невесту Феодору, горячо молившуюся, сохранил Господь. Неожиданно ворвались в империю неприятели. Жених послан был с войском и на сражении был убит 378 . Когда получено было известие о том в столице, блаженная дева благодарила Господа за посланную ей свободу: дело произвола человеческого рушилось, Феодора поспешила сесть на корабль и возвратилась в свою любимую обитель. Отдав брачные наряды и подарки в дар обители, приняла она монашество, надела на себя вериги и стала вести жизнь примерно-строгую. Пищей её был кусок хлеба и то раз в два и три дня; одежда – суровая власяница, постель – камни, покрытые ветошками. Если бы сказали, что насилие, употреблённое Львом для удаления от иноческой жизни, возбудило жаркую ревность к иноческим подвигам в Феодоре, то сказали бы не полную правду. Энергия души раздражается препятствиями; но она же, когда душа не укрепляется благодатью, со временем, в покое слабеет и пропадает. Бдите и молитесь, да не внидете в напасть: дух бо бодр, плоть же немощна, говорит Господь. И с лучшими расположениями не спасёмся мы без благодати Божией, также как не спасёмся, если, надеясь на благодать, сами живём праздно, без труда и подвигов. Горячность души сама по себе до того ненадёжна, что если увлекаются ею без рассуждения, может обратиться в холодность ко всему доброму; она только тогда бывает надёжной, когда, освещаемая рассуждением, поддерживается понуждением себя к добру и усердной молитвой. Духа не угашайте, учил Апостол. Блаженная Феодора, при высокой любви к чистоте девственной, молилась и подвизалась до гроба; молитвы низводили в душу её благодать и с благодатью совершала она свои подвиги; она удаляла от души нечистое, оскорбляющее благодать. Блаженная кончина её последовала не позже 755 года. Св. Феодоры Цареградской

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

    Геннадий, патриарх цареградский, и Киприан, еп. карфагенский, писатели. О Геннадий см. Филарета учение об отцах § 228, о Киприане § 57—60. В Деяния св. (Sepm IV, 191—348) обширное исследование о св. Киприане. Сентябрь     Начало индикта. «Неизвестно, говорит Петавий (de doctrina temporum. lib. XI. с. 41), с какого времени начался индикт с 1 сентября и началось ли прежде счисление с VIII календ октября (т. е. с 24 сентября)... Тройственный обыкновенно различается индикт: константинопольский с 1 сентября, цесарский с VIII календ октября (24 сент.), первосвященнический или римский с 1 января. Второй из них называют Константиновым, но в век ли Константина начался индикт с 24 сентября, для нас нет еще достаточных доказательских. Начало слова: индикт, также не известно; известно только, что индикта суть не что иное, как подати, коих мера (канон) ежегодно показывалась». Установление индикта приписывают Августу.     Миасинская икона Божией Матери. Из жития св. Акакия видно, что в 18 поприщах или стадиях от Мелитины армянской была прекрасная равнина, называемая Миасини (Μιασινοι), по которой протекала река Азур, наполнявшая местность озерами; на одном из таких прекрасных мест св. Акакий, разрушив идольские капища, создал церковь и обитель во Имя Богоматери в 5 веке в здесь совершались многие чудеса силою Богоматери. В царствование первого царя иконоборца Льва Исавра (716—741) св. икона Божией Матери, по страху от иконооборцев, повержена была в озеро, но в царствование благоверного Михаила (842—867) и матери его Феодоры она сама явилась из глубины озера совершенно неврежденною и обретена 1 сентября. Это событие праздновалось даже в Константинополе в халкиритийском храме Богоматери (недалеко от Софии). Время обретения иконы в рукописных и печатных славянских святцах XVII в. означено годом 6364 во дни царя Михаила и Феодоры. Так как в исторической летописи печатных святцев XVII в. от С. М. до X. Р. чаще считается 5500, чем 5508 лет; то здесь должно разуметь 864, а не 856 год от Р. X. Феодора царица в сие время (с 855 по 867 г.) вела частную жизнь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Несмотря на то что текст древнейшего перевода Жития Василия Нового известен всего в неск. списках (древнейший из них - РГБ. Егор. 162, кон. XV в.), о его распространении на Руси свидетельствуют извлечения из него и переработки, представленные в древнерус. традиции: напр., рассказ ПВЛ о походе кн. Игоря на К-поль (941). Небольшой отрывок из эсхатологической части древнейшего перевода жития был включен в состав Мерила Праведного (заголовок: «                        ») и уже присутствует в его старейшем списке 2-й пол. XIV в. (РГБ. Троиц. 15. Л. 53-55 об). Особую рукописную традицию имели рассказы из жития, вошедшие в состав Пролога. Краткая версия содержится в древнерус. списках 1-й редакции нестишного Пролога под 26 марта. Источником проложной статьи послужил древнейший перевод Жития Василия Нового. Во 2-й редакции нестишного Пролога это же житие помещено под 22 нояб., причем его перенесение под др. дату не сопровождалось редактированием текста. Под 30 дек. во 2-й редакции появляется краткое Житие прп. Феодоры Цареградской , отсутствующее в 1-й редакции нестишного Пролога (его текст также зависит от древнейшего перевода Жития Василия Нового). В рус. списках стишного Пролога под 26 марта содержится более пространное повествование о В. Н. В его основе лежит краткое житие нестишного Пролога, дополненное новыми эпизодами из полного текста Жития Василия Нового по древнейшему слав. переводу. В южнослав. редакциях стишного Пролога память В. Н. и текст отсутствуют, за исключением особой серб. редакции, в к-рой под 18 нояб. указывается только память преподобного. Появление этой памяти, вероятно, связано с процессом распространения 2-го (южнослав.) перевода Жития Василия Нового, к-рый известен в большом количестве списков как южнослав., так и рус. происхождения (один из ранних рус. списков - РГАДА. Ф. 201. 16, 1-й четв. XV в.). Т. Н. Пентковская Житие Василия Нового как лит. памятник совмещает в себе традиц. повествование о жизни святого с апокрифическими видениями (в к-рых наиболее полно и ярко представлена тема «малой» и «большой» эсхатологии). Композиционно житие состоит из 2 частей; в 1-й части описаны посмертные мытарства души прп. старицы Феодоры, служившей В. Н. Когда мон. Григорий пожелал узнать о ее загробной участи, то она, по молитве В. Н., явилась Григорию во сне и рассказала ему о своей посмертной судьбе. Видение обрамлено описанием отдельных эпизодов из жизни В. Н.

http://pravenc.ru/text/149757.html

называлась страна, лежащая на северо-востоке и Византии и побережья Понта (Черного моря). преподобной Феодоры последовала во второй половине VIII века. Память преподобной Феодоры Цареградской Poмah I Лакапен царствовал в Византии с 919–944 г. Василий Новый пятьдесят лет подвизался в Константинополе и умер около половины X столетия. Память его — 26-го марта. Житие преподобной матери нашей Мелании Римляныни мученик Лаврентий, архидиакон римской Церкви, претерпел мученическую кончину в 258 году, будучи распростерт на железной решетке. Память его 10-го августа. перемена в жизни Мелании произошла в 401 г. супруга императора Гонория, управлявшего западною половиною Римской империи с 395–423 г. большой остров на Средиземном море близ юго-западной оконечности Апеннинского полуострова (Италии). готфы, народ германского племени, которые осаждали Рим в 408, 409 и 410 годах и, наконец, разграбили его. племянник родоначальника евреев — Авраама. Отделившись от дяди, он поселился с своим семейством в Содоме — городе, находившемся в долине, на месте которой образовалось Мёртвое море. Когда содомляне своими грехами прогневали Бога и Бог осудил Содом на уничтожение, то Лот, предуведомленный о том Ангелом, вместе с женою и дочерьми, бежал из Содома. Нола находился на юге Италии, в Кампании. Св. Павлин был епископом в Ноле с 409–431 г. Память его месяца января в 23-й день, севере Африки, почти против Италии. избран был на епископскую кафедру в Тагасте в 391 г. гора к югу от Александрии, на запад от реки Нила, близ Ливийской пустыни. Названия горы получилось от нитры или селитры в озерах, примыкавших к горе. начальник области, в состав которой входило несколько провинций. Прокл — патриарх Константинопольский с 434–447 г. Евдокия — супруга восточного императора Фeoдocuя II, царствовавшего с 408–450 г. город в южной Палестине, на дороге между Иерусалимом и Газою. В настоящее время здесь расположено селение, лежащее при выходе из равнины Сефельской в Нагорную землю Иудину. Недалеко от этого селения лежат развалины древнего Елевферополя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Скачать epub pdf Неплодство 644. После усердной молитвы Богородица разрешила неплодство жены – матери святого Стефана Нового См. также: Богородица . Усердно молилась Царице Небесной мать святого преподобномученика и исповедника Стефана Нового и была услышана. Во Влахернском храме Пресвятая Богородица Сама явилась ей и прорекла, что она родит сына, и это пророчество исполнилось, У бесчадной до этого жены родился сын, ставший впоследствии великим защитником Православия и сподобившийся мученического венца. (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 325). 645. После усердной молитвы Богородица разрешила неплодство жены – матери блаженной Феофании См. также: Богородица . Мать блаженной Феофании, царица, супруга льва Мудрого, желая иметь плод своего супружества, каждый день приходила с супругом к храму Царицы Небесной, изливала перед Ней свое сердце в прилежном молении и говорила: “О Госпожа мира, неплодство мое да разрешится Твоим ходатайством и чадородие да приму от Создателя Твоим милосердием.” И поскольку с верой просила, то и получила. И благодатью Той, Которой усердно молилась, приняла неплодства своего разрешение и родила дочь, которая в свое время прославилась великими христианскими подвигами. (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 325). 646. После усердной молитвы Богородица разрешила неплодство жены – матери преподобной Феодоры Цареградской См. также: Богородица . Родители преподобной Феодоры, память которой Святая Церковь совершает 30 декабря, были, сказано, люди рода светлого и преславного. Но горе их было в том, что у них за многие годы супружества не было детей. Что им было делать? Скорбная жена с горячей молитвой обратилась к Пресвятой Богородице и просила Ее со слезами испросить ей у Бога детище. Плакала и молилась, молилась и плакала. И молитва оказалась небесплодной, и у бездетных родителей родилась дочь, которую они назвали Феодорой. Но за одним счастьем, испрошенным Пресвятой Девой, последовало и другое. Новорожденная впоследствии сделалась великой подвижницей, постницей, молитвенницей и была причтена к лику святых. (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 325).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Во-первых, хотя и изображается щит с зубцами раковины, но фигура Феодоры своей головой иногда выступает из круга щита, так что является уже как бы не в щите, а впереди щита; и во-вторых, щит с бордюрами иногда переходит в какую-то неопределенную форму облака, поддерживаемого ангелами. Другое и притом собственно представление души в виде младенца также очень рано было принято у нас, как это явствует из иконы Успения Пресвятой Богородицы, – из иконы, предание о которой в Киево-Печерском монастыре восходит до XI века. В миниатюрах жития Василия Нового душа Феодоры, в виде младенца, принята во второй, позднейшей редакции, и это представление, как более понятное для наших предков, было особенно распространено в лицевых рукописях этого жития в XVIII столетии. Но русская иконография и для изображения души в виде младенца представляет любопытные данные, которые могут обогатить науку о христианской археологии. Для этого я указываю на одну миниатюру, с надписью на ней: Святая душа Христова, в лицевой рукописи жития Андрея Юродивого цареградского, принадлежащей мне, начала XVIII века, но без сомнения – копии с древнейшей редакции. Это одно из самых поздних византийских житий, потому что сам Юродивый цареградский относится ко времени императора Льва Мудрого (886–911). Древнейшие списки этого жития в славянском переводе редки; но от XVII века осталось их очень много, и вообще надобно заметить, что, вместе с житием Василия Нового, житие Андрея Юродивого было одним из любимейших чтений наших предков. Интерес к нему, кроме занимательной личности Юродивого, особенно поддерживался чествованием праздника Покрова Пресвятой богородицы, который в видении был указан Андреем его ученику Епифанию во Влахернском храме (в 909 г.). Так как ради этого видения и прославился особенно Андрей Юродивый в православных святцах, то и память его (октября 2) помещается вслед за празднованием Покрова Пресвятой Богородицы (октября 1-го). Так как помещено это житие в Макарьевских Минеях 124 . Как обыкновенны рукописи жития Андрея Юродивого XVII и XVIII вв., так редки они с миниатюрами.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010