798. Письма Афродисию Пресвитеру, Знаменитейшему Дорофею, Зосиме Пресвитеру, Аффонию, Архонтию Правителю, Петру, Аполлонию Епископу, Авзопию Соправителю, Исидору Диакону, Аполлонию Епископу, Евтонию Диакону, Евдемону, Ермину Начальнику, Феопемпту Епископу, Ему же, ученикам некоего Пресвитера. 1835. III. 31. 799. Письма Палладию Диакону, Ему же, Кассиану Диакону, Антонию Схоластику, Феодосию Пресвитеру. 1837. I. 39. 800. Письма Ерминию, Дорофею, Иераку, Стратегию монаху, Иераку Пресвитеру, Авзонию Соправителю, Кассию Пресвитеру, Тимофею Схоластику, Зосиме и Марону. 1836. I. 52. 801. Письма Илие Диакону, Иераку Пресвитеру, Епимаху Чтецу, Ниламмону, Нилу, Анатолию Диакону, Ему же, Исаии, Феодору Схоластику, Евтонию Диакону, Петру Схоластику, Авзопию Соправителю, Тимофею Чтецу, Палладию. 1834. III. 40. 802. Письма Леонтию Епископу, Ему же, Палладию Диакону, Петру, Полихронию, Архонтию Пресвитеру, Алфину Иподиакону, Исидору Диакону, Ему же, Исаии воину, Силиниху, Иераку Диакону, Дионисию, Арпокре Софисту, Павлу. 1834. IV. 144. 803. Письма Дометию, Даниилу Пресвитеру, Епифанию Диакону. Дорофею знаменитому мужу, Ермину начальнику, Аполлонию земледельцу. 1836. IV. 158. 804. Письма Павлу, Кассиану Правителю, Герману Начальнику, Петру, Евангеллу, Петру, Аполлонию Епископу, Игнатию Градоправителю, Иераху Диакону, Павлу, Тимофею, Дорофею, Емилиану, Просихию Схоластику врачу, Серену, Евлогию, Евтонию Диакону, Приму, Луке знаменитому мужу. 1837. II. 141. 805. Письма Петру, Чтецу Киру, Пресвитеру Каллистию, Херемону, Евтонию, Пресвитеру Герону. 1837. III. 267. 806. Письма Диакону Иераку, Пресвитеру Зосиме, Пресвитеру Даниилу, Феогносту, Схоластику Киру, Геннадию, Пресвитеру Евстафию, Схоластику Феодору, Грамматику Офелию, Диакону Палладию, Олимпию и Исидору. 1837. IV. 151. Св. Прокла, Архиепископа Константинопольского †446 I. Слова: 807. На Рождество Господа нашего Иисуса Христа. 1838. IV. 265. 808. На Св. Богоявление. 1839. I. 34. 809. В неделю Ваий. 1839. I. 295. 810. Во Святый и Великий Четверток. 1840. II. 48.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мавриан открыл ему, что это будет бывший силенциарий. Подозрение Зенона пало на Пелагия. В этом звании Пелагий был в 479 году и оказал существенную услугу Зенону в сношениях с Теодорихом Косым. Теперь он достиг уже звания патриция. То был человек весьма почтенный, пользовавшийся безупречной репутацией. Зенон арестовал его, а экскувиты, вероятно сочувствовавшие кандидатуре Лонгина как своего соплеменника, задушили его. 1239 Когда об этом узнал префект претория Аркадий, он резко упрекал Зенона за его злое дело. Зенон приказал убить Аркадия, когда тот явится во дворец. Аркадий узнал об этом и, когда получил приказание явиться во дворец, сошел по дороге с экипажа (καροχα), в каком обыкновенно ездили префекты по городу, под предлогом, что он желает помолиться в Софийском храме. Он скрылся оттуда, не будучи никем замечен, и таким образом остался жив. Имущество Аркадия было конфисковано. Казнен был также протосаикрит Патрикий. Зенон скончался 9 апреля 491 года. 1240 Предсказание о силенциарии как о его преемнике было, вероятно, темным слухом, доходившим до него, так как оно сбылось и престол Зенона занял силенциарий Анастасий. 1124 Theod. Led.1, 27; Malala. 379; Chron. Pasch. 399; Theoph. 121, 1–5. To обстоятельство, что провозглашение императором случилось на ипподроме, было нарушением старых традиций. Vict. Tonnen (Chron. min. II, 188) – отмечает это, хотя в дошедшем до нас тексте читается так: Zenon a Leone Aug. filio in Septimo contra consu- etiidinem coronatur. Очевидно, следует читать: in Hippodromo, как отметил еще Валезий в замечаниях к Феодору Чтецу . 1125 В хронику африканца Виктора Тонненского под 475 годом занесено известие, будто Зенон хотел убить сына, чтобы достигнуть верховной власти; но Ариадна подменила Льва чужим мальчиком, а Лев вырос, стал членом клира и жил до времени Юстиниана (Chron. min. II, 188). Зложелательная к Зенону позднейшая традиция приписывала ему отравление сына. – У Зенона был сын от первого брака, носивший имя Зенона. Он был втянут в дурную компанию и умер на 17 году от противоестественных пороков (Malchi frg.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

765. Письмо Северу. 1840. III. 54. Исихия, Пресвитера Иерусалимского †около 433 766. К Феодулу, слово душеполезное и спасительное о трезвении и добродетели. 1827. XXV. 131. Преподобного Кассиана Римлянина †434 I. Собеседованья: 767. О молитве. 1835. IV. 40. 137. 267. 768. О Божественных дарованиях. 1836. I. 234. 769. О совершенстве. 1836. III. 8. 770. О умерщвлении Святых. 1836. IV. 238. 771. К Леонтию Игумену, слово о Св. Отцах, в ските пребывающих, и о различии духовном. 1828. XXIX. 133. 772. К Епископу Кастору, об осьми порочных помыслах. 1827. XXVIII. 241. 773. О правилах общежительных монастырей. 1844. I. 209. 774. Собеседование с Аввою Херемоном о том, как благодать Божия содействует совершению добрых дел. 1844. III . 299. 775. Собеседование с Аввою Пафнутием о времени прекращения покаяния и об удовлетворении за грехи. 1844. III. 333. 776. Собеседование с Аввою Пафнутием о трех отречениях от мира. 1846. IV. 3. 777. Собеседование с Аввою Даниилом о борьбе плоти и духа. 1846. IV. 177. Св. Кирилла Александрийского †444 778. Слово на исход души и на Второе Пришествие. 1841. I. 200. 779. О святой Троице. 1847. III. 3. 780. О вочеловечении Господа. 1847. III. 165. 781. При вступлении во Св. Четыредесятницу. 1842. I. 326. 782. На Св. праздник Ваий. 1842. II. 3. 783. Толкование на Пророка Малахию. 1842. III. 1. 206. IV. 3. 784. Изъяснение Символа Веры , составленного Отцами Никейского Собора. 1841. I. 166. 785. Двенадцать глав. 1841. I. 38. Св. Исидора Пелусиота †445 786. Письма Тимофею Чтецу, Евсевию Пресвитеру, Офелию Грамматику, Диофанту Архонту, Мине Схоластику, Геласию Полководцу, Иоанну монаху, Мартирию, Киринию Игемону, Пелусиотским монахам, Петру Архимандриту, Феоне, Селевку, Мартиниану, Леонтию Епископу, Киринию, Ориону Диакону, Палладию, Евстафию Диакону, Гераклиду Епископу, Филоксену учителю, Феодору Схоластику, Ему же, Зосиме Пресвитеру, Евтонию Диакону, Зосиме Пресвитеру, Ниламмону Диакону, врачу Павлу, Аполлонию Епископу, Марону, Арсенуфию Чтецу, Феоне Епископу, Исакию, Феодосию Епископу, Пампрецию Диакону, Исидору Диакону, Евтонию Диакону, Мартиниану Пресвитеру, Исидору Диакону, Асклипию Епископу, Евстафию Пресвитеру, Зосиме, Пресвитеру, Павлу Пресвитеру, Знаменитейшему Иераксу, Гермогену Епископу, Архонтию Пресвитеру, Лампецию Диакону, Диогену Пресвитеру, Павлу, Урстенуфию Чтецу. 1826. XXXIII. 264.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Это тем более вероятно, что Феофилакт и вообще, подобно Феодору Чтецу , «по недостатку здравомыслия входит в излишние подробности, говоря о фактах ничтожных, и слишком краток при описании фактов самых интересных» 979 . Такое предположение с другой стороны подтверждается и характером самого повествования Феофилакта: нельзя не заметить с первого взгляда, что он хочет сказать похвалу Постнику, уже в то время, конечно, рисовавшемуся в сознании общества в качестве образцового Иерарха и подвижника. «Апостольская ревность», «подражание Павлу» – эти заметки выдают ясно намерение автора. Имея это в виду, мы склонны известие о деятельном участии Постника в осуждении Павлина признать неумелой риторикой Феофилакта, по своим воззрениям, быть может, примыкавшего к толпе, с неуместною ревностью, которой патриарх боролся в свое время 980 . Повторим: не отрицая факта казни Павлина, мы заподозриваем сообщение, что она была исключительно или только главным образом делом Постника. Несообразность разбираемого сообщения настолько велика, что еще Феодору Студиту оно «не казалось истинным» 981 . Как и все истинные подвижники, Иоанн все свои подвиги вменял ни во что и был образцовым учителем смирения для своей паствы 982 . Слухи о его суровом аскетизме успели еще при его жизни распространиться далеко вокруг и стали создавать ему славу чудотворца. Но сам Иоанн смущался такими воззрениями на него. Одна женщина, имея мужа, который был одержим демоном, водила его в разные святые места и к разным подвижникам, желая получить от них облегчение его болезни. После долгих скитаний один пустынник, наконец, посоветовал ей отправиться к Иоанну. Встретивший ее экдик-пресвитер Фотин отправился к патриарху и начал рассказывать ему обстоятельства дела. «Я, говорит сам Фотин, радовался, надеясь, что он одобрит меня за то, что я берусь за такие святые дела. Во время моего рассказа о том, что, по внушению Божию, пустынник сказал, что именно вы, смиренный владыко, имеете изгнать лукавого, патриарх с гневом прервал мою речь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

Hist. VI, 4). Авторы посылали списки со своих произведений друзьям, знакомым и таким образом давали возможность распространиться этим сочинениям в публике. Так Григорий Богослов посылает Феодору епископу Тианскому «книжку Оригенова Добролюбия», которую он составил вместе с другом своим Василием Великим (Григория Богосл. Твор. VI, 245. Письмо к Феодору). Иероним лучшим своим друзьям обыкновенно посылал по экземпляру всех своих новых и прежних сочинений и для этой цели держал переписчиков (II, 17. Пис. к. Дезидерию). Иногда христианские писатели просят о распространении своих сочинений. Киприант Карфагенский при одном случае послал некоторым лицам списки с нескольких своих писем и при этом внушал им: «постарайтесь со свойственным вам усердием эту переписку нашу сделать известной нашим братьям. Также, если кто находится у вас или нечаянно прибудет к вам из иноземных епископов, пресвитеров и диаконов, пусть и они услышат от вас обо всем, и если бы они захотели иметь списки с тех писем и переслать к своим, то дозвольте им это. Я и Сатурну чтецу поручил давать списывать их каждому желающему» (св. Киприана. Твор. 25 I, 83–84. Письмо к Карфагенск. клиру). Случалось, что лица авторитетные к церкви, если им нравилось сочинение какого-либо христианского автора, то они употребляли зависящие от них средства к распространению достойного произведения. Так папа Феликс настолько был доволен книгой Цезария Арелатского: «О благодати и свободном произволении», что посредством своего послания рекомендовал его другим и доставил ему широкое распространение в церкви (Gennadii. De script. с.86). И вообще почитатели и ценители того или другого христианского писателя были самыми усердными распространителями в публике лучших произведений лучших церковных авторов. Таким путем достигли большой известности между образованными христианами сочинения Оригена , Евсевия, Иеронима, Афанасия Великого и т.д. Любители богословской науки нередко не жалели даже значительных издержек, сопряженных с приобретением многочисленных литературных трудов известного любимого автора.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Что касается исторических свидетельств, то древнейшее из них, дошедшее до нас, восходит к VI веку. Оно приписывается византийскому историку Феодору Чтецу, жившему в первой половине шестого столетия (+ ок. 530 г.) и бывшему чтецом в константинопольском храме Святой Софии. Феодор говорит об отправке из Иерусалима в Константинополь в 450 г. иконы Божией Матери, писанной святым евангелистом Лукой. Послала икону императрица Евдокия, жена императора Феодосия II, своей сестре святой В VIII веке святой Андрей Критский и святой Герман, Патриарх Константинопольский (715-730) также говорят об иконе Богоматери Одигитрии, приписываемой евангелисту Луке, но находящейся в Риме. Святой Герман добавляет, что икона эта была написана при жизни Богоматери и послана в Рим Феофилу, тому самому , о котором говорится во вступлении к Евангелию от Луки и к Деяниям Апостольским. Другое предание говорит, что икона, написанная евангелистом и благословенная Богоматерью, была отправлена тому же Феофилу, но не в Рим, а в Антиохию. Так или иначе, в IV веке, когда христианство стало государственной религией и не надо было больше опасаться поруганий святынь, икона, принадлежавшая когда-то Феофилу и хранившаяся в частном доме в Риме, приобретает все большую и большую известность. Из частного дома икона (или ее воспроизведение) переносится в храм, а в 590 г. папа святой Григорий Великий (590-604) торжественным крестным ходом с пением молитв переносит почитаемую икону Божией Матери, (quam dicunt a S. Lucas factam), в базилику святого Петра. Кроме икон, писанных евангелистом Лукой, Предание говорит еще о нерукотворенном, явленном образе Божией Матери. Его происхождение вкратце излагается в службе Казанской иконе Божией Матери (8 июля и 22 октября): (седален 3-й песни канона). Предание говорит, что Апостолы эти были Петр и Иоанн и что храм был построен ими в Лидде. (Празднование Лиддской иконе Богоматери - 12 В VIII веке святой Герман, будущий Патриарх Константинопольский, проезжая через Лидду, велел сделать копию с этой иконы, которую впоследствии, во время иконоборчества, послал в Рим. После победы над иконоборчеством образ этот вернулся в Константинополь. С этого времени образ Лиддской Божией Матери называется также Римским (празднуется 26 июня).

http://pravicon.com/text-20

По соображении показаний их дело представляется в следующем виде: нет сомнения, что мощи обретены, по свидетельству обретшего их Лукиана, в декабре 415 года в Палестине и 26 декабря принесены в Иерусалим; нет сомнения, что вскоре, по обретении их, все ли они или только правая рука при Пульхерии ок. 428 года принесены в Царьград, как свидетельствуют многие историки и, по Феодору чтецу, положены в церкви архидиакона Лаврентия в сентябре. Это и естественно. Храм архидиакону Стефану еще не существовал и весьма прилично было положит мощи архидиакона Стефана в церкви Лаврентия также — мученика из диаконов. Пульхерия между тем скоро выстроила храм архидиакону Стефану в Дафне. Несправедливо позднейший историк цареградский неизвестный XI или XII века приписывает построение его самому Константину В., вероятно, на основании неверного мнения, что и самые мощи обретены в Иерусалиме при Константине В., что в X веке выражено в месяцеслове Василия. Если бы существовал в Царьграде храм архидиакону Стефаву; зачем мощи его полагать в церкви диакона Лаврентия. По создании Пульхериею храма аридиакону Стефану мощи его принесены из церкви диакона Лаврентия в новый храм, по всей вероятности, 2 августа. День сей совпал с мучением Стефана архидиакона, а потом римского папы и, может быть, потому и избран для принесения мощей архидиакона Стефана. С сего времени стали более чтить память принесения мощей архидиакона Стефана 2 августа, чем в сентябре, во по свидетельству Феодора чтеца продолжали воспоминать местно и первое положение мощей его в церкви Лаврентия в сентябре. Память этого положения и до ныне осталась в восточных месяцесловах и прологах, в которых в последствии не точно вместо принесения или положения поставлено обретение мощей 15 сентября, а не 27. Вероятно, у Феодора чтеца в списках оказались разности. Бароний читал прежде V календ октябрьских т. е. 27 сентября, а было положение мощей одежде XV календ октябрьских, т. е. 17 сентября, в русском же переводе 21 сентября поставлено ошибочно.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Как сказано во вступительной статье «Никифор Григора и его Римская История», «История» Н. Григоры включает в себя 37 книг. Между тем в издание 1862 г., объявленное как том 1, входит всего 11 книг. Мне, как неспециалисту по византийской истории, неизвестно, был ли издан том 2, включающий в себя книги 12 – 37 (гг. 1342 – 1359) в переводе на русский язык. Ссылки на такое издание мне не встречались. Я думаю, что этого издания и вовсе не было (скорее всего, из-за смерти переводчика 1-го тома П.И. Шалфеева, случившейся как раз в 1862 г., т. е. в год выхода 1-го тома. См. «Полный православный энциклопедический словарь», Т. 2, репр. изд., 1992 г.). Если я неправ, пусть меня поправят.– Ю. Ш В заключение помещаю несколько строк о переводчике «Римской истории» Н. Григоры П. И. Шалфееве. Эти сведения взяты из «Полного православного богословского энциклопедического словаря». Репринтн. изд., М., 1992 г.: Шалфеев, Петр Иванович – магистр богословия и профессор с.-петербургской духовной академии, оставивший много сочинений по вопросам древней церковной письменности, истории церкви, монашества и др. Из его трудов можно указать: «Общий обзор отечественной письменности в IV и V вв.», «О монашестве против протестантов», «Христианство и прогресс», «Мысли о православии» и др. Умер в 1862 году. 335 Григора ошибается. В то время, когда латинские государи, по совету п. Иоаина XXII, согласились действовать соединенными силами против частых нападений турок на владения христиан, т. е. в 1326 г., царствовал в Италии Роберт. Ducang. 337 Николай Санут, который подписывался правителем Наксоса, иногда Эгеопелага. Vid. Hist. Franco-Byzant. I. 7, n. 20. Ducang. 349 Симона Букканегру. Uid. Ioann. Willaneum I. XI, с. 101, I. ХП, с. 26. Petrum Bizart. I. VI. Histor. Genuensis sub an. 1339. Ducang. 354 Безымянный писатель и Кодин говорят, что храм Богоматери Одигитрии построил Михаил Мефист, убитый Василием Македонянином. Но если верить Феодору Чтецу и Никифору Каллисту, он построен не Михаилом, а супругой имп. Маркиана Пульхерией, которая поместила в нем много священных вещей и между прочим образ Богоматери, писанный евангелистом Лукою и называвшийся образом Одигитрии. Он находился у морских стен, неподалеку от ипподрома. Vid. Anonym. Antiqu. СР. р. 22; Anselm. Bandurii p. 463–464.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Символ веры («Кафолическая гимнология») читается всеми, Хлеб и Чаша ставятся на престол покрытыми, Молитва, «Мир» и всеобщее лобзание, Диптихи, Архиерей и иереи умывают руки. Потом стоят посередине алтаря, Анафора (см. Брайтман, 488), Служащий открывает Хлеб и разламывает Его, Приглашение к причащению, Причащение всей церковной полноты (всех присутствующих верующих?). 4–1–3. Литургия Константинополя 4–1–3–1. В конце IV века (По отдельным цитатам св. 1оанна Златоуста. См. книгу Паверд " а): При входе архиерея: «Мир всем», Сидение на горнем месте, Диакон: «Вонмем», Чтение из Ветхого Завета, (Псалмопение), Апостол, Евангелие, «Мир всем». Проповедь (с амвона на середине храма) Отпуст оглашенных, Отпуст кающихся, Ектения и молитва верных: о вселенной, о вселенской церкви, о мире, о бедах, «Мир всем». Лобзание мира, Анафора, «Благодать и мир», " Отче наш», Молитва главопреклонения, «Святая святым», Причащение. 4–1–3–2. Между V и VII вв. (По Созомену, Сократу, Филосторгу, Феодору чтецу , патр. Евтихию, Ioahhy Ефесскому и Евагрию Схоластику . См. Брайтман, 527) Певцы: «Святый Боже...». Народ повторяет, Иерей совершает каждение церкви, Предстоятель: «Мир всем», Диакон (много раз): «Вонмем», Чтец с возвышенного места (амвон?): Ветхий Завет , Чтец: Апостол, Евангелие, «Мир всем». Проповедь (1оанн Златоуст проповедывал с амвона на середине храма; см. VIII письмо: были две проповеди : одна на языке готов, другая – на греческом), Отпуст оглашенных и закрытие дверей, Ектения и молитва верных как в документе 1 , «Мир всем», Народ поет: «Царя славы.», Диаконы приносят на престол уже приготовленные Хлеб и Чашу, »Мир всем», «Святое Поучение» («Верую»), Диакон провозглашает диптихи усопших: мучеников, отцов 4 соборов, архиепископов (по именам), всех усопших и особенно тех «ихже память совершаем.» и Диптихи живых: патриархов (по именам), епископов (по именам), царя (имя), властей (по именам), полноты Церкви и особенно. (имена), Анафора (см. Брайтман, 529), «Благодать и мир.», «Отче наш»,

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Предание о том, что евангелист Лука первый написал иконы Божией Матери, передается нам, между прочим, текстами богослужения в дни празднования некоторых икон Богоматери, например Владимирской иконы (21 мая, 23 июня и 26 августа), принадлежащей к типу Умиления. На вечерне, в стихире литийной шестого гласа говорится следующее: «Первее написавшейся Твоей иконе евангельских таин благовестником, и к Тебе, Царице, принесенней, да усвоиши ту, и сильну соделаеши спасати чествующия Тя, и порадовалася еси, яко сущи милостива, спасения нашего Содетельница, яко уста и глас иконе бывше, якоже и Бога внегда зачинаеши во чреве, песнь воспела еси: се отныне ублажат Мя вси роди. И на ту зрящи глаголала еси со властию: с сим образом благодать Моя и сила. И мы истинно веруем, яко сие рекла еси, Госпоже, сим образом с нами еси...». На утрене, в первой песне канона мы слышим: «Написав Твой всечестный образ, божественный Лука, богодухновенный списатель Христова Евангелия, изобразил Творца всех на руках Твоих». Если второй из этих текстов лишь указывает на самый факт написания иконы Богоматери святым Лукой, то первый текст, кроме того, утверждает, что Сама Богоматерь не только одобрила Свою икону, но и сообщила ей благодать Свою и силу. Церковь употребляет этот текст в службе нескольким иконам Божией Матери разных типов, но которые все восходят к прототипам, написанным евангелистом Лукой. Этим Церковь подчеркивает преемство благодати и силы, присущих всем спискам этих икон, как воспроизводящим (со свойственными им символами) подлинные черты Божией Матери, запечатленные евангелистом Лукой. Что касается исторических свидетельств, то древнейшее из них, дошедшее до нас, восходит к VI веку. Оно приписывается византийскому историку Феодору Чтецу, жившему в первой половине шестого столетия (ок. 530 г.) и бывшему чтецом в константинопольском храме Святой Софии. Феодор говорит об отправке из Иерусалима в Константинополь в 450 г. иконы Божией Матери, писанной святым евангелистом Лукой. Послала икону императрица Евдокия, жена императора Феодосия II, своей сестре святой Пульхерии . В VIII веке святой Андрей Критский и святой Герман, Патриарх Константинопольский (715—730) также говорят об иконе Богоматери Одигитрии, приписываемой евангелисту Луке, но находящейся в Риме. Святой Герман добавляет, что икона эта была написана при жизни Богоматери и послана в Рим Феофилу, тому самому «державному Феофилу», о котором говорится во вступлении к Евангелию от Луки и к Деяниям Апостольским. Другое предание говорит, что икона, написанная евангелистом и благословенная Богоматерью, была отправлена тому же Феофилу, но не в Рим, а в Антиохию.

http://sedmitza.ru/lib/text/440326/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010