Слава Тебе, Господи Иисусе Христе, Боже мой, яко паки сподобил мя еси недостойнаго, прешедша поприще святаго поста, поклонитися Божественным Страстем Твоим и видети всерадостный день преславнаго из гроба Воскресения Твоего, воньже свободил еси сущия во аде от век связанныя души праведных. Тоя Божественныя свободы духа и плоти, дражайший Спасителю мой, и аз желаю, да разреши мя, связана суща многими грехи, и да сотвориши возсияти живоносному свету Воскресения Твоего во мрачней души моей: вижду бо безчисленныя щедроты и неизреченное человеколюбие Твое, яко не точию от небытия в бытие мя приведеши, и образа Твоего подобием украсив, всея дольния твари владыку поставил мя еси, но и посем падша с высоты и врагу поработившася, не оставил еси, но, искупив мя безценною Кровию Твоею, благодатию крещения снабдил мя еси, да востеку на первое достояние. Аз же, окаянный, запят быв умом плотским, обратихся вспять и паки раб сотворихся греха и страстей, дондеже един по единому погубих вся дары благодати Твоея. И ныне убо, что сотворю, не вем: обаче помянув глаголы пречистых уст Твоих, яко не пришел еси призвати праведники, но грешники в покаяние, и аз, яко един от сих, с верою и смирением прихожду к Живоносному Гробу Твоему, не ароматы и воню мира носяй (наг бо есмь и пуст благих дел), но паче надежду имый обрести в нем прощение грехом моим и обновление нечистому житию моему. Призри убо на мя, кающася и служити Тебе хотяща, и не отрини от благодати Воскресения Твоего! Живоносною смертию Твоею и погребением умертви моя лютыя страсти, да яко мертв и погребен живу в мире сем. Преславным востанием Твоим воздвигни мою душу, умерщвленную грехи, и оживи совесть, еяже ничтоже в мире нужнейше есть. Вознесением Твоим отторгни мя от суетных и душетленных благ земных, и сотвори мя горняя мудрствовати, яко да не ктому себе живя и угождая, но Тебе, Господу и Богу моему, служа и работая, якоже сподобихся поклонитися Воскресению Твоему на земли, тако сподоблен буду видети Тебе, дражайшаго Искупителя моего, и на Небеси, за приятие смерти крестныя славою и честию венчанна, и став одесную величествия Твоего, со Архангелы и Ангелы, и со всеми искупленными Тобою братиями моими, во веки веков пою Тебе: Аллилуиа. Аминь. преподобному Феодору Сикеоту

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-05-...

иером. Иаков (Цветков) Св. преподобному Феодору Сикеоту 200 (Апреля 22-го). Кондак. глас 3-й. Подо б. Дуьва днесь... Добродетелями своими. Феодоре, как бы восшедши на огненную колесницу, ты востек к небесным обителям: как ангел, ты сожительствуешь с человеками; как человек, ты ликуешь вместе с ангелами. Посему ты явился божественным вместилищем чудес, Феодоре преподобие 201 . Икосы: (Θεα) Ныне верным предстоит божественный и радостный пир (πανδισια), полный светлаго веселая, – память богоноснаго мужа. велегласно призывающая: «Приидите», вопиет она, «насладитесь все обильно неисчерпаемаго благоуханнаго брашна моих дарований, и, с чистою совестию, насытив души из чаши целений, возопийте с верою: «Поистине, соделался ты божественным» вместилищем чудес», Феодоре преподобие. (Δρον) Ты, посему, от пелен тотчас показался на земле, как дар Божий, силою Божественной благодати, проявляя благочестивый нрав свой (τος τρπους τος σεβας), всем предпоказуя знамения (σμβολα) духовной силы своей, и еще в юности совершая чудеса, свойственный мужу совершеннейшаго духовнаго возраста ( 2Тим. 3:17 ), всегда имея тщание к божественному, и заповеди Христовы исполняя совершенно (ς ληθς). Посему, вопием к тебе, достойно соделался ты божественным вместилищем чудес, Феодоре преподобие. (´Οντως) Изволением Божиим, ты явился на земле, мудрый отче, поистине, как река благодати, Феодоре, орошая мир потоками чудес, укрощая неисцельныя болезни, очищая согрешения и, силою Божественнаго Духа, отженяя всех духов злобы ( Еф. 6:12 ). Почему окружающие честную раку твою, предстоя с верою, как бы в духовной врачебнице, – все мы непрестанно вопием к тебе: «Ты явился нам от Бога, как божественное вместилище чудес, Феодоре преподобие. 200 Переведено из Anal, sacra к. Питры, которым заимствовано из Таврин. кодекса. Судя по акростиху икосов, хотя неполному, с вероятности» можно приписать сие творение св. Феодору Студиту , который и здесь, в изложении кондака с икосами, явился подражателем св. Романа на Рождество Христово, подобно тому как он же, св. Феод Студит, являлся подражателем св. Романа в изложении кондака на погребение монахов (см. конд. и икосы разя. церк. песнописцев в переводе на русское наречие, стран. 65–67). В Афон. кондакарие помещены: кодак и только первый икос (см. кондакарий архим. Амфилохия стр. 112). Сведете о преподобн. Феодоре Сикеоте было помещено в книге кондаков с икосами разн. церковных песнописцев (см. стрн. 46–47). 201 Сего последнего слова нет ни в «Anal, sacra», ни в древнем Афон. кондакарие; оно заимствовано из следован, псалтири Москов. изд. 1848 г., вероятно с сем же прибавлении читается и в употребляемых богослужебных минеях. Читать далее Источник: Кондаки и икосы разных церковных песнописцев известные под названием безымянных : перевод с древнегреческого в первый раз, на русское наречие, иеромонаха Иакова (Цветкова) – М.: Тип. Л.Ф. Снегирева, 1885. – 193 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мученики прославляются как «звезды сияющие, души верных просвещающие и тьму заблуждения рассеивающие» (I, 1), а также «как нежные цветы на луге мистическом… благоухания исполненные, зловонное заблуждение отгоняющие» (VI, 3). «Тьмой заблуждения» называется исламское учение. Это один из традиционных эпитетов для него в византийской полемической литературе. Как духовно победившие ислам, мученики почитаются небесными заступниками православных христиан в их противостоянии мусульманам. Засвидетельствовав смертью верность Христу, мученики духовно победили врагов: «Подражая божественным трем отрокам, плененным некогда в Вавилоне, как плененные ненавистными [агарянами]… вы, победные мученики, пленили врага, [повергнув его] в великое замешательство» (VII, 2). Вероятно, имеется в виду удивление мусульман тому, что мученики, вместо того чтобы принять ислам, предпочли остаться христианами и умереть. Возможно также, что под врагом здесь имеется в виду сатана, пытавшийся через мусульман соблазнить мучеников. Канон 42-м мученикам Амморейским песнописца Игнатия Кроме канона, написанного преподобным Иосифом, есть еще иной канон Амморейским мученикам, написанный песнописцем Игнатием. Если первый ныне употребляется в греческих Церквах, то второй находится в богослужебном употреблении у славянских Поместных Церквей. В каноне говорится, что мученики своим подвигом «разрушили варварского безбожия мрачное злочестие» (III, 2), «иссушили мутные потоки прелести» и «благочестно отринули скверну нечестия» (VI, 2,3). В икосе мученики ублажаются как те, кто «от [всей] души возненавидели и возгнушались агарянской безбожной веры и прелести лютого беса», а о мусульманах говорится как о врагах, ненавидящих Христа-Бога. «Исмаил пребезумный, отвергнувший Богомудрые учения Христовы, был посрамлен» (VII, 4). В стихирах говорится, что мученики «светлостию страдания просветили всю землю и разрушили тьму заблуждения». Халиф именуется «зверем злоименитым». В стихирах на стиховне мучеников просят: «Молитвами вашими сокрушите свирепство безбожных агарян и от всякого обстояния избавьте людей благочестно думающих». Стихиры надписаны в Минее как «творение Сикеота», но это не может принадлежать известному песнописцу преподобному Феодору Сикеоту (+613).

http://pravoslavie.ru/3684.html

«Сего ради за нас Господа моли». 7 . Луг твой разнообразными Учениями  (342) благоухает, Всю вселенную Исполняет ароматом ведения, Которого мы все душевно обоняем благоухание, Страстей облака зловонного избегаем, Словно цветы прекрасные, Словеса твои собирая, Из которых венки гимнопесненные Принося тебе, поем: «Сего ради за нас Господа моли». 8 . Более всех преподобных Плачущим в жизни ты явился, Предвозвещая страх Наказания, треблаженнейший; Другой явился из пророков – Иеремия многослезный, Изза пленения страстями плачущий И совершающий Восхождение покаяния, Коего ради мы, уповающие на Христа, Восклицаем, воспевая: «Сего ради за нас Господа молите». 9 . Воспевая в гимнах твое житие, О малом молю тебя: От благодатей твоих, Всеблаженне, и мне даруй Благодать, милость и силу В житейском плавании быть испытанным, Монашеское утверди житие, Супружеское спаси жительство Иерархов и царей и всех совместно воспевающих: «Сего ради за нас Господа молите». 4. Святому Феодору Сикеоту 8 1 . Познался от пеленок освященным И явился благодати Исполненным, Чудесами мир осиявши И демонов множество прогнавши; Священнодействователь Феодор; Сего ради за нас Господа моли. 2 . Звезду чистоты, Из ночи  (343) греха На подвижничества тверди  [небесной] восходящую, Придите да увидим, братия, Феодора преподобнейшего, Чудес лучами Превыше солнца просиявшего И тех, что на земле, Исцелением просвещающего, К которому возглашаем неустанно: «Сего ради за нас Господа молите». 3 . Не достанет всяк язык Земной описать словами Ангелоподобное Жительство твое, Треблаженне; Зришься словно солнце добродетелей, И невозможно выдержать зрения лица твоего. Ты дай же мне и свет, И словеса для пения Воспевать твои Подвижничества знамения, О которых услышавши, народы Прославляют, воспевая: «Сего ради за нас Господа молите». 4 . Явившись от утробы Священно возлюбившим воздержания блаженство, Богонаученный Дух принял еси, Возгревающий душу твою ко всему святому, Материнской любви став выше, От всей души расположившись к Создателю своему,

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Тропарь преподобному Феодору Сикеоту Познан быв от пелен освящен/и явлься благодатей исполнен,/чудесы мир озарил еси/и демонов множество отгнал еси,/священнодетелю Феодоре,//темже о нас молися Господеви. Кондак преподобному Феодору Сикеоту Яко на огненную колесницу добродетельми, Богоносе, возшед,/востекл еси на Небесная жилища,/яко Ангел, с человеки пожил еси/и, яко человек, со Ангелы окрест ликовствуеши./Сего ради показался еси//чудес Божественное приятелище, Феодоре преподобне. благоверному князю Всеволоду, в Крещении Гавриилу, Псковскому Тропарь благоверному князю Всеволоду, в Крещении Гавриилу, Псковскому, глас 4 Измлада явился еси, Богомудре княже Гаврииле,/Божественный сосуд, избран Богови,/благочестием воспитан, веру непорочну соблюд/и многи святыя церкви устроив,/изгнание претерпел еси от своих,/якоже и целомудрии прародители твои, от брата убиение./С нимиже предстоя Святей Троице,/молися державе Российстей сохраненной быти//и всем нам спастися. Ин тропарь благоверному князю Всеволоду, в Крещении Гавриилу, Псковскому, глас 4 Наста днесь всечестный новый праздник,/обретение честных мощей/блаженнаго князя Гавриила,/веселящи изрядно всех благочестивых множества,/темже вси вернии,/сошедшеся во святый храм Живоначальныя Троицы, возопием:/блаженне княже Гаврииле,/имея дерзновение ко Христу Богу,//моли спастися празднующим любовию память твою. Кондак благоверному князю Всеволоду, в Крещении Гавриилу, Псковскому, глас 8 Многомудренно преселився во град Псков, блаженне княже Гаврииле,/плод благий Богови в жизни сей был еси, присноцветущ добродетельми, и якоже Давид незлобием:/того ради получил еси жизнь вечную на Небесех,/всегда зря Святую Троицу./Моли избавитися нам от всяких бед, да зовем ти://радуйся, утверждение граду нашему. Ин кондак благоверному князю Всеволоду, в Крещении Гавриилу, Псковскому, глас 8 Возвеселися Христова церковь,/имущи в себе источника чудесем обильна./Днесь, любовию сошедшеся в тя, людие твои,/во обретение честных мощей блаженнаго князя Гавриила,/воспоем песнь единому Богу в Троице, радующеся,/сподобльшаго нас видети пречестное сокровище, мощи его,/от мног лет сокровенны, напоследок же нам явлены./Яко да молитвами его к Богу от всех находящих зол избавимся/и радостною душею и веселием сердца/благодарная воспоем, глаголюще://радуйся, утверждение граду нашему. Ино величание благоверному князю Всеволоду, в Крещении Гавриилу, Псковскому

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-05-...

Ист.: BHL, N 133-140; ActaSS. Febr. T. 1. P. 595-656; ЖСв. Февр. С. 68-77. Лит.: Dufourq A. Agathe (1)//DHGE. T. 1. Sp. 909-910; LTK. Bd. 1. Sp. 183-184; Mioni E. L " Encomio di S. Agatha di Metodio Patriarca//AnBoll. T. 68. 1950. 58-93; Janin. Églises et monastèries. P. 6-7. А. И. Макаров Гимнография Канон А. (2-го гласа) сочинен прп. Феофаном Начертанным († 845) и имеет акростих «Благую благими воспоим песньми», вписанный в тропари и богородичны. Этот канон, изначально составленный со 2-й песнью, усеченной в печатных Минеях, содержится в рукописных студийских греч. и слав. Минеях (напр., кон. XI в. ГИМ. Син. Греч. 181. Л. 24-30об.; XII в. ГИМ. Син. 164. Л. 36-41об.). В греч. также помещен вышедший из употребления канон Иосифа († 883) со 2-й песнью и алфавитным акростихом, вписанным в тропари и богородичны. Состав службы в греч. рукописи более распространен по сравнению с текстами печатных Миней. Минея иерусалимского типа (Син. Греч. 153. Л. 40об.- 50об. 2-я четв. XIV в.) отражает следующую стадию развития службы А., более близкую к совр. практике: под 5 февр. объединяются отдание праздника Сретения, память А. и память св. Вукола (в Син. Греч. 181, 6 февр.), поэтому гимнография А. сокращается - остаются канон Феофана и 3 стихиры. В целом служба, соединенная со службой попразднства Сретения и выписанная в Минее (Минея (МП). Февр. С. 192-199), употребляемой в богослужебной практике РПЦ, совпадает (стихиры на вечерне, канон) с последованием совр. греч. афинской Минеи (Μηναον. Θεβρουριος. Σ. 54-62). Славник на вечерне в печатных греч. и слав. Минеях атрибутируется Феодору Сикеоту . В Типиконе Великой ц. (Х в.) и в Стишном Прологе Христофора Митилинского (XI в.) отмечена память А., совершавшаяся в ее мартириуме, расположенном в Триконхе, и служба ей (Mateos. Typicon. T. 1. P. 226-227) с общим тропарем мученице, сохранившимся и в совр. литургической практике. Студийский устав и служебные Минеи к нему содержат память А. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 450, 480) и последование (каноны Феофана и Иосифа, седален, стихиры). Мессинский Типикон (1131) предписывает соединение службы святой с попразднством Сретения (Arranz. Typicon. Р. 120), указано на утрене петь тропарь, читать житие А. и совершать поклонение ее мощам; на литургии петь тропари 6-й песни канона А. и кондак. Согласно древним спискам Иерусалимского устава (напр., XII в. Sin. Gr. 1096 - см. Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 39), по рус. первопечатному Типикону 1610 г., по совр. Типикону РПЦ А. полагается служба без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова ), а по греч.- со славником на вечерне.

http://pravenc.ru/text/63220.html

апостолу Варфоломею Св. пророку Исаии Св. Льву, епископу Катанскому Преподобному Даниилу Столпнику Св. преподобному Патапию Св. Иоанну Златоустому Св. Евтихию, патриарху Цареградсткому Св. апостолу Анании Тому же св. апостолу Св. Священномученику Игнатию Богоносцу епископу Антиохийскому Тому же святому Св. мученикам: Конону и Арестею Священномученнику Клименту, епископу Анкирскому, и св. мученику Агафангеллу Преподобному Савве Освященному Св. великомученику Феодору Тирону Тому же святому Св. мученику Виту Св. священномученику Пакаратию Тому же святому Св. Священномученику Дометию Св. Священномученику Власию Св. Мученику Емилиану Св. Мученику Акакию Св. Мученику Евплу, диакону Св. Преподобномученику Анастасию Персянину (Января 22-го). Св. Мученику Полиевкту Св. Великомученику Георгию В Афонском кондакарие помещены еще следующие кондак и икосы тому же святому: Св. Преподобным Ксенофонту и Марии, и чадам Их: Иоанну и Аркадию Святым четыредесяти мученикам Севастийским (Марта 9-го). Святым четыредесяти двум мученикам Амморийским Святым мученикам: Терентию, Африкану, Максиму и прочим с ними Святым преподобным отцам, в Синае и Раифе избиенным Св. преподобным отцам, в Раифе избиенным Св. преподобным отцам, во обителе св. Саввы Избиенным Св. Григорию Чудотворцу, Епископу Неовесасийскому (17-го ноября). Св преподобному Феодосию Великому, общих житий начальнику Тому же святому Святителю и чудотворцу Николаю, архиепископу Мирликийскому Св. преподобному Илариону Великому Св. преподобному Феодору Сикеоту Преподобному Иоанну Феристе Преподобному Семиону Столпнику, на Дивной горе подвязавшемуся Св. Священномученику Афиногену Св. Андрею, архиепископу Критскому Св. Феодору Студиту Св. Мефодию, патриарху Цереградскому Св. мученику Леониду и седми девам (Апреля 16-го). Св. Мученникам Тимофею и Мавре Св. Мученицы Марине Св. первомученице Фекле Св. великомученице Анастосии узорешительнице Св. великомученице Екатерине Той же св. великомученице Св. мученице Агафии Той же св. мученице Св. преподобномученице Евдокии Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Случалось и так, что над одним и тем же кондаком в одном греческом списке стоит διομλον, а в другом указывается его подобен (например, кондак Успению, стр. 17). Наконец, кондаки позднейших составителей также исполнялись самогласно (например, Феодору Сикеоту VII в.), что видно из надписаний, а другие из них помещаются без указания подобна; например, кондаки Св. Маркиану с акростихом Григория (из собр. Питра, стр. 31), на Введение Богородицы, Георгия (ibid 32); многия песни с именем Студита (40–41, 47–48). Усвоив на таком, по нашему мнению, шатком основании многие из ненадписанных кондаков Роману Сладкопевцу , составитель сборника относит к этому же писателю и составление известного акафиста Богородицы. Мнение это, сколько нам известно, новое и никем до сих пор не высказанное, положительно заслуживает полного внимания и по своей новости, и по характеру доводов, на которых основывается. Сходство акафиста со стороны внешней его структуры с полными кондакарными произведениями Романа стоит вне всякого сомнения. Во главе цельных пьес этого рода, как и во главе акафиста, помещается обыкновенно кондак, за которым следуют 24 отделения или строфы (в кондакарях иногда больше, иногда меньше), расположенные то по порядку букв алфавита, то по образцу готовой леммы с именем составителя. К довершению сходства, по справедливому замечанию о. Амфилохия, древние рукописи не знают названия „акафистъ“, а называют этот род песнопений собранием икосов. Так читается в синодальном и типографском кондакаре, так, добавим и в типографском уставе (л. 3), где говорится, что по шестой песни канона, в субботу 5-й недели Великого поста, поют кондак глас 8 „взбранной воеводе и 24 икоса неседающе“. Даже в позднейших рукописях XIV-XV вв., например, нашей Академии общая минея, читается: „икосы подобны акафисту“. Итак, мы имеем в форме акафиста ничто иное, как полную кондакарную пьесу в составе одного кондака и двадцати четырех икосов. Основываясь на этом внешнем сходстве, и на отсутствии в главе акафиста подобна, автор приходит к заключению, что составитель его есть никто иной, как тот же Роман Сладкопевец .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Тропарь преподобному Феодору Сикеоту Познан быв от пелен освящен/и явлься благодатей исполнен,/чудесы мир озарил еси/и демонов множество отгнал еси,/священнодетелю Феодоре,//темже о нас молися Господеви. Кондак преподобному Феодору Сикеоту Яко на огненную колесницу добродетельми, Богоносе, возшед,/востекл еси на Небесная жилища,/яко Ангел, с человеки пожил еси/и, яко человек, со Ангелы окрест ликовствуеши./Сего ради показался еси//чудес Божественное приятелище, Феодоре преподобне. святителю Ефрему II, патриарху Сербскому Тропарь святителю Ефрему II, патриарху Сербскому, глас 8 Патриархов великое удобрение,/святителем красото, монахом правило,/пустынником славу, милости подателя,/разсуждения светильника,/сошедшеся, вернии, восхвалим,/кротости учителя, Божественнаго рачителя,/премудраго архипастыря, великаго святителя и отца,/Ефрема, Патриарха Сербскаго,/звезду, темныя люди просвещающую/и вся верныя озаряющую./Темже, притекающе к раце мощей его,/любовию целуем я и вопием:/святе святый, не престай молити Христа Бога//спастися душам нашим. Кондак святителю Ефрему II, патриарху Сербскому, глас 8 Яко благочестия учителя прекраснаго/и архиереом первопрестольника премудраго,/иночествующим наставника и правило,/церковная чада, сошедшеся, почтим память его песньми, глаголюще://радуйся, отче, деяний и видений уме совершенный. Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Воронинской» Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Воронинской», глас 2 Скорую помощницу и ходатаицу теплую,/Тя, Пречистую Богородицу песнословим,/прославляюще явление пречудныя иконы Твоея Воронинския,/пределы Череповецкия озарившую,/людем с верою притекающим к Ти помощь скоро дарующую./Моли, Владычице Премилостивая,/Сына Твоего, Иисуса Сладчайшаго//спастися душам нашим. Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Воронинской», глас 5 Богатую в милости Тя почитающе,/зовем Ти, Пречистая Владычице:/не забуди, Благосердая, люди Твоя,/к иконе Твоея чудотворныя Воронинския с верою прибегающих,/и велегласно вопиющих Ти:/Радуйся, Благодатная Дево,//нас сирых попечением Своим не оставляющая.

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-06-...

В Исаврии один епископ получал только 6 золотых номисм в год. Однако в целом, даже если не говорить о крупнейших кафедрах, каждый епископ имел достаточно средств: 365 номисм в год платились Феодору Сикеоту, епископу маленького города Анастасиуполя († 613). Епископское служение, почетное и часто доходное, нередко провоцировало честолюбивые амбиции и конфликты. До VI в. епископы могли избираться из мирян среднего сословия, однако со временем — из клириков и из среды монахов. Епископ, духовный глава своей Церкви, учит, крестит, совершает Таинство Евхаристии, отлучает, примиряет кающихся. Избирает и рукополагает клириков, но может отправить их под запрет. Он получает все больше административных обязанностей. С помощью эконома, присутствие которого становится нерпеменным после Халкидонского собора, он распоряжается церковной собственностью и руководит  благотворительной деятельностью. Его власть опосредованно распространяется на частные учреждения и монастыри, находящиеся в пределах его церковного округа. С эпохи правления святого Константина он обладает судебной властью, главным образом в делах, связанных с клириками. Однако в его суде могут рассматриваться и дела мирян, с согласия двух противоположных сторон, и такого рода судебные процедуры пользовались относительным успехом [Cimma. 1989]. Кроме того, гражданская власть, находившая в лице епископа надежного и удобного посредника, возлагала на него важные государственные функции. Вместе с почетными горожанами (honorati) епископ контролирует городские финансы, выбирает различных муниципальных чиновников, проверяет их деятельность и может выступать против злоупотреблений со стороны имперских чиновников. Его муниципальная деятельность распространяется на общественные здания, акведуки, бани и городские стены [Avramea. 1989]. Он бдительно следит за снабжением города, играет определенную роль в контроле над мерами и весами. В отвоеванных Африке [Durliat. 1982] и Италии это расширение сферы деятельности особо заметно после Прагматической санкции 554 г., отдельные предписания которой позднее будут применяться и в других частях Империи.

http://bogoslov.ru/article/387774

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010