А нам вестники смерти – седые власы. О! смертный, беспечный, посмотри в зерцало:   Ты сед, как пятьдесят лет тебе миновало, Как же ты собрался в смертную дорогу?   С чем ты предстанешь правосудному богу? Путь смертный безвестен и полон разбоя:   Искусного, храброго требует конвоя. Кто ж тебя поведет и за тебя сразится?   Друг, проводив тебя к гробу, в дом возвратится. Изнеможешь, пеший таща грехов ношу!   Ах! тут-то нужно иметь подмогу хорошу. Подмогу, какая дана Сикеоту 6 :   Но – та дана слезам, кровавому поту. А ты много ли плакал за грехи? Считайся.   Не весь ли век твой есть цепь грехов? Признайся. Ах! вижу, ты нагиш, как родила мати:   Ни лоскутка на душе твоей не сыскати! Поверь же, не внидешь в небесны чертоги:   В ад тебя низринут, связав руки, ноги. Без масла дел благих гаснет свеча веры;   Затворятся брачные буим девам двери. Может быть, при смерти, «помяни мя» скажешь   И тем уста свои навсегда завяжешь. И так, доколе древа топор не коснется,   Плод добрых дел тебе принесть остается. Но главное произведение Кониского 7 остается до сих пор неизданным: «История Малороссии» известна только в рукописи. Георгий написал ее с целию государственною. Когда императрица Екатерина учредила Комиссию о составлении нового уложения, тогда депутат малороссийского шляхетства, Андрей Григорьевич Полетика, обратился к Георгию, как к человеку, сведущему в старинных правах и постановлениях сего края. Кониский, справедливо полагая, что одна только история народа может объяснить истинные требования оного, принялся за свой важный труд и совершил его с удивительным успехом. Он сочетал поэтическую свежесть летописи с критикой, необходимой в истории. Не говорю здесь о некоторых этнографических и этимологических объяснениях, помещенных им в начале его книги, которые перенес он в историю из хроники, не видя в них никакой существенной важности и не находя нужным противоречить общепринятым в то время понятиям. Под словом критики я разумею глубокое изучение достоверных событий и ясное, остроумное изложение их истинных причин и последствий.

http://predanie.ru/book/221015-kritika-i...

И за подвиги ваши по плоти Подвигоположник наш, Владыка, воздаст вам неоценимые награды. Пребудьте же, пребудьте, мои господа и владыки, в любви Божией (см. Ин. 15:9 ). И как Он возлюбил нас и за нас предал Себя на осуждение смерти, и смерти крестной (см. Флп. 2:8 ), так и мы совершенно отдадим себя ради Него, принося дар Человеколюбцу – Владыке, так нас удостоившему ради Его имени отречься – [безразлично,] горожане ли мы или сельчане, – от родителей, родственников, знакомых, близких, друзей, товарищей, сверстников и оставить вскормившую и воспитавшую нас родину, города, поля, театры, конские зрелища, игры, мирские зрелища, привычки, смех, высокое положение, свою местность, палаты, дворы, села, деревни, занятия, действия, плотскую дружбу и свойственное веку сему. Теперь все мы составляем одно во Христе Иисусе, а духовно я родил вас (см. 1Кор. 4:15 ). И за все это чем мы воздадим (см. Пс. 67:29; 115:3 ) укрепившему нас Богу? Чем же другим, как не тем, чтобы достигнутого не погубить нерадением и бесчувственностью, не пренебречь настоящим, не прекращать дальнейшей борьбы в будущем, но, если окажется нужным, пострадать до крови. Да будет это нам приятно и наиболее желательно! Таким образом, я пытаюсь вразумить, сохранить, оградить в благочестивых привычках вас, мою честь и славу и мою гордость. Таково содержание [моего] напоминания. Будьте тверды, чада мои, и укрепляйтесь еще и еще, больше и больше, сильно и напряженно, богоподобно и непрерывно отныне и до века (см. Пс. 112:2 ). Ввиду того что мы послали двух братий в один из здешних монастырей, узнав об уходе туда бедного брата Фалассия, выслушайте и это [слово], могущее принести вам не малую пользу, а, наоборот, сильно укрепить и утвердить вас, так как оно удивительно и вполне приемлемо. Этот монах предстал старцу Сикеоту, прося о разрешении неразрешимых его уз. Когда старец отклонил [просьбу], так как ни ему, ни кому-либо иному не можно разрешить [их], кроме моего смирения, тот продолжал настаивать, выражался дерзко и говорил: «А если не получу от него разрешения, то я останусь совершенно вне общения». Тот привел ему следующее повествование, как он сам сказал этим братиям при их уходе. История о запрещении вкушения хлеба

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

л. 231. Закона городскаго главы различны, граний 40 числом, в 14 гранех о женитвах. См. 205 л. 459. л. 331 об. О церковных людех, и о судех, и о десятинах, и о мерах городских, без конца. Срав. 205 л. 428. л. 332. Суд Ярославль Володимеричи. Правда русская. л. 338. Устав Володимер Всеволодича. Русская Правда и Устав Владимира Мономаха напечатаны по сему списку г. Калачовым 1846 г. л. 344. Мелкие статьи: О власех. О растящих власы и красящихся ими. О пострижении брады. Почто повелено туго поясатися Апостолом и всем Святым? Вопрос Федору Сикеоту, можно ли мыться после причащения св. Таин? О кресте иже на земли и на леду пишут. Офонасья мниха иерусалимьскаго о наузе и стреле громней. Вселенского Сбора 6-го правило 62. Вселеньскаго 7-го Сбора правило 13, оба с толкованием. О 12 ветрах. Между л. 151 и 152, 154 и 155 по одному листу утрачено. Листа 215 по счету недостает, но по ходу речи и по числу листов в тетради, листы все целы, след., ошибка в пропуске цифры. Помета сделана снизу в прошлом столетии. Отдел V. Богослужебные книги 16 (2009). Часослов, напис. 1423 года, устав. крупный, чистый, в малую четверть, 398 листов, л. 155 и 166 бумажные, после л. 390 одного недостает, заглавная заставка с красками. На обор. первого листа нарисована церковь соборная святых Апостол о пяти главах. л. 2. Часословец, имеяй нощную и дневную службу, по уставу иже в Иерусалиме лавры св. отца Савы. На утреници положен (л. 70) канон радостен преч. Богородици, творение иером. Игнатия, – тропари канона перемешаны с Песнями библейскими. На малой повечерницы (л. 225) канон молебен пресв. Богородицы (Параклисис). В конце вечерни приложены (л. 256 об.) тропари воскресные и инакоие осмым гласовом. Великого повечерия и междочасий нет. Символ веры написан трижды сполна на обб. л. 29, 181 и 222, в первом случае 8-й член нач. И в Духа Святаго Господа животворящаго, иже от Отца исходящего, а в последних двух: И в Духа Святого истиннаго и животворящаго, иже от Отца исходящаго. л. 266. Служба к Господу нашему Ис. Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Изнеможешь, пеший, таща грехов ношу! Ах! тут-то нужно иметь подмогу хорошу, Подмогу, какая дана Сикеоту: Но – та дана слезам, кровавому поту. А ты много ли плакал за грехи? Считайся. Не весь ли век твой есть цепь грехов? Признайся. Ах! вижу, ты нагиш, как родила мать: Ни лоскутка на душе твоей не сыскать! Поверь же, не внидешь в небесны чертоги: В ад тебя низринут, связав руки, ноги. Без масла дел благих гаснет свеча Веры; Затворятся брачные буим девам двери. Может быть, при смерти, «помани мя» скажешь, И тем уста свои навсегда завяжешь. Итак, доколе древа топор не коснется, Плод добрых дел тебе принесть остается! 21. Надпись к Иконе Пресвятые Троицы Троицу Лиц славим в существе едином, Отца Предвечного с Духом и Сыном. Ты Творец, мы тварь Твоея десницы; Ты нас свободил из адской темницы. 22. Надпись к Иконе Св. Марии Магдалины Плачет о Христе, миро Марии принести. Чем же то ей заплатил из мертвых Воскресший? Прежде всех явился ей, и именем властным воззвал ее любезно, как звычай домашним. Жди же такой в другая Мария заплаты, Что льешь миро щедрот на Христовых братий. В общее воскресение, тебе между всеми Познав, позовет к себе Христос твой любимый. 23. Надпись к картине, представляющей осуждение Иудеями блудницы Есть ли должнен быть – безгрешная тварь, Кто первый мог дать блуднице удар: То камней на грешных никто не бросай; Одному Христу безгрешную власть сию отдай. А ты, грешник, Христова камня внуши Легкость: иди прощен, и впредь не греши. 24. Надпись к Иконе св. 40-ти Мучеников Проидосте воду и огненный пламень ························ Дружно страдасте, венчастеся дружно: Пособите ж нам вдруг во время нужно. 25. Надпись к Иконе, изображающей Закон и Евангелие От Синайские горы бегу до Сиона, От суровой Госпожи, до матерня лона. Там Бог гремит, и молнией стреляет; Здесь Он с любовию меня обнимает. Сам страждет, хотя должно было б мне страдать: Как же не буду, грешный, к нему прибегать? 26. Надпись к Иконе Успения Богоматери Не умре, но спит Святая Девица; Душу Ее взяла Сыновня десница:

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Брат опять пришел к старцу и сказал: «Не нахожу покоя и среди людей». Старец отвечал ему: «Если ты ни один, ни с другими не находишь покоя, то зачем пошел ты в монашество? Не для того ли чтобы переносить скорби? Скажи мне, сколько лет ты монахом?» – «Восемь», – отвечал брат. Старец сказал ему: «Я семьдесят лет монахом и ни в один день не находил покоя; а ты через восемь лет хочешь иметь покой?» Услышав это, брат ободрился и пошел. 3 . Брат пришел однажды к авве Феодору и пробыл при нем три дня, прося у него наставления. Но авва не отвечал ему, и брат пошел печальный. Ученик аввы говорит ему: «Авва! Почему не дал ты брату наставления? Он пошел с печалью». Старец отвечал ему: «Правда, я не говорил с ним; ибо он торговец, и хочет прославиться чужими изречениями». 4 . Авва Феодор говорил: «Если ты будешь иметь с кем-нибудь дружбу, и случится ему впасть в искушение блуда, то, если можешь, подай ему руку и подними его; если же он впадет в ересь и, несмотря на твои убеждения, не обратится, то скорей отсекай его от себя, чтобы, если замедлишь, и самому тебе не упасть с ним в яму». 5 . Сказывали об авве Феодоре Фермейском, что многих превосходил он тремя главными добродетелями: нестяжанием, подвижничеством и удалением от людей. 6 . Авве Феодору случилось некогда быть в ските вместе с братиями. Во время обеда братия с благоговением брали чаши молча, и не приговаривали: «Прости!» Авва Феодор сказал: «Монахи потеряли свое благородство – не говорят уже: «Прости! " » 7 . Один старец пришел к авве Феодору и сказал ему: «Вот такой-то брат возвратился в мир!» Авва Феодор отвечал ему: «Ты дивишься этому? Не удивляйся, но подивись лучше, когда услышишь о ком-либо, что сумел он избежать врага». 8 . Один брат, пришедши к авве Феодору, начал говорить и рассуждать о таких делах, которых он еще не делал. Старец говорит ему: «Ты еще не приобрел корабля, не положил на него своих пожитков, и прежде плавания уже прибыл в город. Не так надобно, – а когда сперва сделаешь дело, тогда приходи говорить о том, о чем теперь говоришь».

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Брат же, все это выслушав, пошел в монастырь. А бес снова в образе Василия явился к Феодору: «Лишился ты, брат, жалкого разума. Я не попомнил обиды твоей, что от тебя этой ночью // л. 62 принял, но ты поскорее, в эту же ночь, уходи, взяв найденное». Сказав это, бес ушел от него. Когда же настал день, пришел к Феодору Василий, взяв с собой некоторых из черноризцев, говорит пещернику: «Их привел я в свидетели, что три месяца прошло с тех пор, как с тобою виделся, и только третий день я в монастыре. Ты говоришь, «Вчера и третьего дня», – это какое-то бесовское действо. Когда тот придет к тебе, не позволяй ему беседовать с тобой прежде, чем он молитву сотворит, тогда ты поймешь, что это бес». И сотворил Василий запрещальную молитву, призвав на помощь святых, и пошел в свою келью, утвердив пещерника. Бес же впредь не смел являться, и стало понятно Феодору, что это было обольщение дьявола. И всякого, кто приходил к нему, Феодор заставлял прежде помолиться и только после этого беседовал с ним. И с тех пор укрепился он на врагов и познал пронырство их. Господь избавил его от мысленных зверей и не позволил ему быть рабом их, что со многими случается, пребывающими в пустыне, или в пещерах, или в затворе, живущими в уединении. Необходима великая твердость, чтобы не погибнуть от бесов, тогда как и этого не погубят хотящие сделать это. Выкопав яму глубокую, Феодор положил там найденное сокровище и засыпал землей, так что с того времени и доныне никто не знает, где оно сокрыто. Сам же, по своей воле, предался работе, чтобы снова, будучи праздным, не поддаться // л. 62 об. лености, из-за чего пропадает страх [перед Богом], а бесы опять обретают власть. И поставил он в пещере жернова, и, беря из сусека пшеницу, своими руками молол ее. Всю ночь он пребывал без сна, трудясь на работе и на молитве, а на другой день ссыпал в сусек муку и снова брал жито. И так он делал много лет, облегчая жизнь монастырских рабов; и не стыдился Феодор такой работы, беспрестанно моля Бога о том, чтобы отнял у него память сребролюбия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) К Феодору падшему увещания Феодор, к которому относятся предлагаемые Увещания, написанные около 369 года по Р. Х., был сверстником и другом Св. Иоанна Златоустого и вместе с ним в юности посвятил себя подвигам отшельнической жизни, но вскоре оставил их для занятий и удовольствий мира. Св. Иоанн в своих Увещаниях призывал его к раскаянию изображением гибельности состояния грешников, кратковременности и тщетности настоящих благ, изложением грозных и утешительных истин Христианской веры и другими убеждениями, которые подействовали на падшего Феодора, так что он возвратился в общество отшельником и впоследствии был возведен в сан епископа Мопсуестского. К Феодору падшему увещания Феодор, к которому относятся предлагаемые Увещания, написанные около 369 года по Р. Х., был сверстником и другом Св. Иоанна Златоустого и вместе с ним в юности посвятил себя подвигам отшельнической жизни, но вскоре оставил их для занятий и удовольствий мира. Св. Иоанн в своих Увещаниях призывал его к раскаянию изображением гибельности состояния грешников, кратковременности и тщетности настоящих благ, изложением грозных и утешительных истин Христианской веры и другими убеждениями, которые подействовали на падшего Феодора, так что он возвратился в общество отшельником и впоследствии был возведен в сан епископа Мопсуестского. К Феодору падшему увещание 1-е 1. «Кто даст главе моей воду и очесем моим источник слез» ( Иер. IX:1 ), благовременно сказать теперь и мне, и гораздо более, нежели тогда пророку; потому что я намерен оплакивать хотя не множество городов и не целые народы, но душу, которая стоит, а лучше сказать — и дороже множества народов. Если даже один исполняющий волю Божию лучше тысяч беззаконников, то, конечно, и ты прежде был лучше тысяч Иудейских. Посему никто не станет теперь порицать меня, если я изложу больше скорбей и изображу сильнейшие сетования, нежели какие изложены у пророка.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Так велел ему бес, чтобы, отлучивши его от Бога и святого места, от дому Пречистой и преподобных отцов наших, Антония и Феодосия, сделать ему какое-нибудь зло своим кознодейством. Но Бог , не хотящий погибели ни одного человека из этого святого места, спас и Феодора молитвами святых своих. В это время возвратился из путешествия, посланный игуменом, Василий, который прежде уже спас пещерника от злого помышления. И пришёл он в пещеру повидаться с живущим в ней братом и сказал ему: «Феодор, брат мой! как теперь живёшь о Господе»? Удивился Феодор такому вопросу: брат говорил ему так, как будто не видался с ним долгое время. Он отвечал: «вчера и третьего дня ты постоянно был со мной и поучал меня; и вот я уже готов идти, куда ты велишь». Василий же сказал ему: «скажи мне, Феодор, что это за речи ты говоришь: вчера и третьего дня был со мной и поучал меня! Уж это не бесовское ли привидение? Не утаи от меня Бога ради». Феодор же с гневом сказал ему: «что искушаешь меня и зачем смущаешь душу мою! То так говоришь, то эдак»! И которому слову верить»? И так с жестокими словами отогнал его от себя. Василий же перенес всё это и пошёл в монастырь. Тогда бес опять пришёл к Феодору во образе Василия и сказал пещернику: «погубил я, брат, свой ум, окаянный, объявляя тебе иное. Но я не помню оскорблений, какие принял от тебя. Только скорее, в эту же ночь, возьми найденное и выходи отсюда». И с этими словами бес отошёл от него. Когда же настал день, Василий, взявши с собой некоторых из старцев, опять пришёл к Феодору и сказал ему: «вот я привожу их в свидетели, что три месяца прошло с тех пор, как я не видался с тобой, и в монастыре я только третий день; а ты говоришь, что вчера и третьего дня я был у тебя. Это будто какое-то бесовское действие. Когда тот придёт к тебе, не давай ему беседовать с собой, прежде чем он сотворит молитву, и тогда тебе ясно будет, что это бес. Тогда сотвори молитву запрещения и призови святых на помощь». И утвердив пещерника, Василий отошёл в келью свою. Бес же после этого не смел явиться к Феодору, и стал ясен ему обман дьявольский. С тех пор всякого, кто приходил к нему, он заставлял сначала помолиться и тогда уже беседовал с ним. И укрепился он на врагов и узнал пронырство их. И Господь избавил его от мысленных зверей и не допустил его сделаться рабом их, как случается со многими, пребывающими в пустыне, или в пещере и затворе живущими о себе (а не о Господе). Великая твёрдость нужна здесь, чтобы не погибнуть от бесов. Этого Феодора они также хотели погубить, но Господь избавил его. Для найденного же сокровища Феодор вырыл глубокую яму и, положив его туда, закопал. И с того времени и доныне никто не знает, где скрыто оно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

— Настави меня, Господи, правдою Твоею и вразуми меня научаться словам Твоим. И Человеколюбец Бог услыхал горячее моление смиренного раба Своего: Он открыл Никону ведение Божественного Писания, излил на него благодать Свою, даровал ему дух разума, так что все дивились тому, как скоро и как хорошо Никон изучил Писание. Как огонь очищает золото, так и несчастия очищают и еще более возвышают человека. Древний завистник рода человеческого диавол, не терпя благочестивой жизни преподобного, воздвиг на него некоторых злых людей, но святой Никон, по заповеди Христовой, переносил все нападки с молитвой и благодарением и своим смирением победил восставших на него. Однажды, молясь в церкви, преподобный услышал евангельские слова: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11:28-30). Сии слова поразили Никона, и он решил скорее привести в исполнение свое заветное желание. Давно слышал он об одном каком-то пустынном, удаленном от сел и деревень месте, между Псковом и Порховом 3 ], среди диких лесов и непроходимых болот; но не знал Никон человека, который бы мог точно указать ему то место; желая постоянно исполнить на деле слова, сказанные Духом Святым чрез праведного пророка и царя Давида: «Далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне; поспешил бы укрыться от вихря, от бури» (Пс.54:8-9) смиренный подвижник усердно молил Господа, говоря: — Господи и Владыко живота моего, Иисусе Христе, Сыне Божий, услыши молитву мою, удостой меня видеть пустыню, пошли мне мужа, который бы наставил меня на путь спасения и указал бы мне то уединенное место. Молитва святого была услышана, и, по внушению Духа Святого, из Пскова он отправился в свое родное село Виделебье. Здесь Никон узнал, что одному человеку, по имени Феодору, известно то место. Придя к Феодору, преподобный стал просить его: — С юного возраста слышал я о пустынном месте, но не было человека, кто бы указал мне его. Тебе известно место сие; ради великого имени Божия, укажи мне его; за сие и сам ты получишь награду от Господа и моей грешной душе будешь наставником.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Ангелы обещались подождать, а святые Косма и Дамиан пошли ко всесильному Царю Христу Богу и умолили Его о приложении лет жизни преподобному Феодору, и скоро возвратились, имея посреди себя юношу, подобного ангелам, но гораздо светлейшего их. Этот юноша сказал ангелам: «оставьте Феодора в живых: о нем умолен общий всех Владыка и Царь славы». И тотчас святые ангелы с пресветлым тем юношею отошли на небо, а святые бессребреники Косма и Дамиан сказали Феодору: «встань, брат, и внимай себе и стаду своему, ибо благий и милостивый Владыка наш принял наши молитвы о тебе». Преподобный встал с одра, а святые бессребренники стали невидимы. (Чет. Мин. 22 апр.). Наконец, кто из нас не знает и не чтит св. Николая чудотворца, нашего усердного молитвенника и превеликого в бедах заступника? Сколько раз являлся он к просящим у него помощи то в сонном видении, то наяву. Вот, например, был какой случай. Один греческий воевода, по имени Петр, попал однажды в плен к сарацинам и заключен был в темницу. Здесь он роптал не столько на горькую участь свою, сколько на самого себя. «Был со мною, – говорил он, – подобный случай, и я просил св. Николая избавить меня от врагов, обещаясь принять в Риме иночество. Он исполнил мою просьбу: избавил меня от плена, а я, неблагодарный, забыл свое обещание, – и вот за это страдаю здесь. Но, угодниче Христов! Спаси меня, и я непременно исполню свое обещание». Святитель Николай явился ему во сне и сказал: «я услышал твою молитву, но Бог еще отлагает твое избавление. Впрочем, ты не унывай и не переставай молиться: толцыте, сказано, и отверзется вам». Спустя несколько временя, угодник Божий опять является ему и говорит: «я молил о тебе Бога, но не знаю, как Он благоволит. Впрочем, я укажу тебе достойнейшего молитвенника, это – Симеон Богоприимец. Проси его безпрестанно: он силен пред Богом и вместе с Пресвятою Богородицею и св. Иоанном Крестителем стоит ближе всех к престолу Божию». Наконец, он является ему уже наяву, и не один, а с праведным Симеоном, и оба говорят: «мужайся, Петр, и призывай Господа в скорби».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010