«Если мы будем с осторожностью располагать своими поступками, то получим и от Господа великую милость, и избегнем козней дьявольских. Когда дьявол видит, что мы бдительны и осторожны, то, зная, что его покушения (на нас, для соблазна нашего) будут бесполезны, удаляется со стыдом» 154 . Преподобный Исихий, пресвитер Иерусалимский , говорит: «Дьявол, как рыкающий лев, ходит своими полчищами, ища, кого поглотить» ( 1Пет.5:8 ). «Да не пресекаются же у нас никогда сердечное внимание, трезвение, прекословие помыслам, нагоняемым на нас дьяволом, и молитва к Христу Иисусу, Богу нашему, ибо лучшей помощи, кроме Иисусовой, не найти тебе во всю жизнь твою» 155 . Преподобный Нил Синайский говорит: «Если хочешь успешно вести брань с полчищами демонов, то врага души твоей (чувства) заграждай уединенным безмолвием и ухо свое прилагай словесам отеческим, чтобы научившись, таким образом, распознавать терния помыслов, пожигать их гневом (на зло промыслов) и отвержением» 156 . Св. Феодор Студит говорит: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных ( Еф.6:12 ) и против начала злобного супостата нашего, дьявола, который в самом начале миробытия, прокравшись в рай, прельстил праотца нашего к преступному вкушению от запрещенного плода и чрез это был причиною изгнания его из рая сладости на землю сию. С тех пор, из рода в род, преследует он род человеческий, научая его всякому злу. Он ныне и нам всячески наветует, чтобы удобнее прельстить, воровски входить и выходить, и уловляет душе не утвержденныя и себе невнемлющия. Вот почему нам против него нужны большое трезвение, большая бдительность, большая осмотрительность и тщание, чтобы он не напал на нас и не уронил. Зная его замыслы и козни, вооружимся всячески и станем противовоевать и отражать его, не ленясь и не послабляя ни себе, ни ему, подобно тому, как и он не отступает и не делает послаблений, ища гибели нашей. Хотя бы многократно нападал он в день и терпел неудачу, все стоит на своем, как бы не начинал еще борения, и снова нападает еще сильнее, взяв с собою и других духов злобы; так и нам не должно отступать или послаблять себе при таких ежедневных и ежечасных на нас нападениях.

http://azbyka.ru/zlye-duxi-i-ix-vliyanie...

Если уничтожить одно свойство в какой-нибудь природе, то вместе по необходимости [Col. 1604] уничтожаются и все однородные свойства, а по уничтожении свойств, очевидно, уничтожаются и самые природы, которым они принадлежат. Свидетель этому слову священномученик Иустин, который в одном месте говорит: «Ничто из существующего не останется тем, что оно есть, если не достанет одного и только одного из существенных свойств его» 1445 . И следовательно, по этому новому предположению, было бы тщетно учение нашей веры. Согласно с евангелистом и апостол говорит следующее: он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба ( Флп.2:6–7 ). Если же Он, будучи образом Божиим, принял образ раба, то, без сомнения, будучи образом Божиим, Он не изображается, потому что Божество непостижимо; а как принявший образ раба, Он изображается. Потому что образ раба подлежит постижению и чрез прикосновение, и по цвету. Как же веровать, что Он стал подобным человекам, если Он не может изображаться, подобно людям? Как сказать, что Он по виду стал как человек, если Он не будет усматриваться написанным в образе человеческом? Видите, тишайшие, как Тому, которому надлежало во всем уподобиться братиям ( Евр.2:17 ), подобно которым Он и принял плоть и кровь, необходимо и изображаться подобно им; а если нет, то Он не уподобился им, и лжет сказавший это, и естество Его неодинаково 1446 . Между тем Сам Бог и Слово в одном месте говорит: а теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога ( Ин.8:40 ). Неизображаемый никогда не назвал бы себя человеком; и тот, кто может быть убитым, не может быть неизображаемым, ибо одно следует из другого и подтверждается другим. Он есть умерщвленный по плоти, оживший же духом, как сказал блаженный Петр ( 1Пет.3:18 ). Что значит это, как не сказать, что изображается по плоти изображенный Духом? Он сказал: ядущий Меня жить будет Мною ( Ин.6:57 ). А (799) неописуемый не мог бы сказать, что Он вкушается, если только Он не есть призрак.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Жизнь по обетам есть жизнь равноангельская, есть постоянная жертва, в которой мы посвящаем Богу и душу, и тело, и все принадлежащее нам, этой жертвой благоугождаем Богу, привлекаем благоволение Божие, и Бог ниспосылает сугубую благодать, которая очищает грехи, освящает и вспомоществует в трудных подвигах самоотвержения. Потому пострижение в монашество некоторые называют вторым крещением (например, в последовании пострижения в мантию, в Четиях Минеях на 21 июля, в огласительном слове святого Феодора Студита ). А Спаситель за такие подвиги самоотвержения обещал сторичную награду. «Истинно говорю вам, – говорит Он, – нет никого, кто оставил бы дом, или братьев… или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев… и отцов, и земель, а в веке грядущем жизни вечной» ( Мк. 10:29–30 ). Жизнь мирская, как сказано выше, справедливо уподобляется морю, колеблемому бурей, которая грозит кораблю разрушением и потоплением, а монастыри можно уподобить островам среди бурного моря с тихой пристанью. Как мореплавателям, потерпевшим кораблекрушение, нет ничего радостнее, как добраться как-нибудь до пристани острова, чтобы избавиться от опасности потопления и укрыться от непогоды, так и христианину, в житейском море застигнутому бурей искушений, бед, утомленному борьбой с волнами тяжелых нужд, забот, лишений, скорбей, с вихрями страстей, соблазнов, грехов и находящемуся в опасности погибели, нет ничего вожделеннее, как вступить в тихую пристань безмятежной жизни в монастыре, где нет таких тяжелых нужд, мучительных забот, сует, развлечений, соблазнов, поводов к грехам, как в мире, напротив, все благоприятствует преуспеянию в благочестии и спасению. Здесь поражаемый бедствиями, скорбями, убитый горем может найти отраду и успокоение; подавленный тяжестью грехов – облегчение, примирение со своей совестью и Богом и надежду на спасение; желающий служить и благоугождать Богу подвигами благочестия здесь только может найти все удобства и пособия к этому и удовлетворить своей жажде постоянно входить в общение с Богом в молитве и Святых Таинствах; престарелый и больной, для которых мир уже опротивел и шумом своей суеты только беспокоит и тяготит, вернее всего в монастыре находит успокоение души и тела и благонадежное напутствие к вечному покою. Хотя монахи мирскому обществу и не приносят материальных выгод, но зато доставляют ему много духовной пользы, что гораздо важнее, – столько, сколько душа важнее тела и вечное спасение важнее временных, земных удобств и счастия. Именно монахи доставляют пользу своими наставлениями, благими советами нуждающимся в них, назидательными примерами добродетелей, ежедневным совершением церковного богослужения для удовлетворения духовных нужд, молитвой о мире всего мира и спасении душ, разными услугами, которые оказывают больным, бесприютным, старым и детям в книжном учении и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

За падших молиться, а себя самих охранять. Поэтому прошу [вас] за тех молиться, а себя самих охранять, чтобы не ослабеть в подвижническом постоянстве, ибо постепенным расслаблением и вялостью душа приводится к погибели. Вот почему я жалею и оплакиваю и тех, которые теперь живут обособленно, – так как они находятся на виду, как готовая добыча для диавола. Ибо если из овчарни похищает волк овцу, то тем более он, поймавши ее, погубит, если найдет ее вне стада. Разве вы не знаете, какую неистовую злобу имеет против нас диавол? Диавол особенно радуется погибели монахов. На всех людей нападает он, а не только на смиренных монахов; радуется он погибели многих, но не так [этим] услаждается, как в том случае , если низвергнет одного монаха. Поэтому он и бьется, и сидит возле, и борется, чтобы послушника отвлечь от послушания, безмолвника – от безмолвия, столпника – от столпа, затворника – от затвора, чтобы, прибравши их в свои руки [таким] перемещением, столкнуть их, куда хочет. Равным образом те, которые остаются в собственных границах и местах [совершения] добродетели, бывают неуловимы для диавола, носясь выше его сетей. Увещание. Поэтому и мы, братия, пользуясь дарованною нам от Бога против него силою, будем обращать врага в бегство, ограждаясь божественным страхом, низвергая его небесными помыслами, а его помыслам не позволяя господствовать [над нами], чтобы, приобретши здесь победу, мы получили венец правды во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Оглашение 102. О хитростях коварного змия и о том, что истинным смирением и шествуя царским путем мы избежим его многообразных козней Братия и отцы. Настоящий день требует, чтобы я беседовал со всеми, – однако не в такой степени, как с теми, которые недавно прибыли, так как они некоторое время не были слушателями моего смиренного слова. Какое же слово? Чтобы мы проводили жизнь, достойную гонения за Христа во всяцем благочестии и чистоте ( 1Тим.2:2 ), яко чада послушания, не преобразующеся первыми неведения вашего похотении ( 1Пет.1:14 ) и не ослабляя силы нашей подвижнической настойчивости.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Здесь же мученическое отсечение своей воли, назначенное служение и, сверх того, случающиеся епитимии наилучшим образом готовят к смертному приговору. Поэтому блаженный апостол, говоря: по вся дни умираю, тако ми ваша похвала, юже имам о Христе Иисусе Господе нашем ( 1Кор.15:31 ), сказал это, не в покое пребывая, но мучимый бесчисленными испытаниями. Увещание . Поэтому и мы будем заботиться о том, чего ищем, никогда, ни днем ни ночью, не переставая помнить о смерти. Ибо таким образом, по милосердию Божию, мы отгоним от себя и злую похоть, и пренебрежение служением, и уныние, и беспечность, и злую клевету, и всякое другое зло. Затем, приходя и к концу своей жизни, как предупредившие его своей заботой о смерти, не будем бояться и смущаться, но спокойно будем взирать на святых Ангелов, с большой радостью изыдем из тела и достигнем жизни вечной во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Оглашение 29. О благодарении и наставление о поклонении иконе Христовой и об исповедничестве брата нашего Фаддея 87 Благодарение как способ спасения. Братия и отцы. Бог даровал нам много способов для совершения нашего спасения. Один из них и первый – благодарение. Ибо апостол говорит: первое убо благодарю Бога моего Иисусом Христом о всех вас, яко вера ваша возвещается во всем мире ( Рим.1:8 ). И всюду приветствует, благодаря Бога. И в «Лествице» говорится, что благодарение должно предшествовать молитве 88 . Итак, будем благодарить Бога прежде всего за то, что Он от небытия привел нас к бытию, создав нас на благие дела, которые Он уготовал для того, чтобы мы жили в них. Будем благодарить Его за то, что Он привел нас к усыновлению чрез Святое Крещение. Ибо сказано: елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, иже не от крове, ни от похоти плотская, ни от похоти мужеским, но от Бога родишася ( Ин.1:12–13 ). Будем благодарить Его за то, что Он привел нас к монашескому совершенству, ибо сказано: аще хочеши совершен быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небеси, и гряди вслед Мене ( Мф.19:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

и восплачемся пред благим Богом нашим; предварим лице Его во исповедании ( Пс.94:6,2 ), в прошении, в сокрушении, в слезах, в молитвах, в постах, в чистоте, во всем добром поведении. И Той очищение есть о гресех наших ( 1Ин.2:2 ); и Он еще не затворил от нас [дверей Своего милосердия], но [милостиво] принимает, как блудницу, как распутного [сына], как разбойника ( Ин.8:3–11 ; Лк.15:11–32; 23:42–43 ). Увещание. В самом деле, прошу вас братия, восстанем, пробудимся, будем подвизаться, чтобы, как хорошо учащиеся дети, отпущенные из школы, радостно отправляются домой, так и нам, как искренним ученикам Евангелия, отрешившись от этой жизни, радостно переселиться в жизнь вечную во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Оглашение 104. Об искренней и истинной любви и послушании по отношению к игумену и о страшном испытании праведного Судии Братия и отцы. То, что я говорил в прежнем оглашении ради присутствовавших тогда, я говорил с трудом и скорбию; теперь же я имею говорить о вас лучшее и относящееся ко спасению, потому что по благодати всеблагого Бога вы повинуетесь и подчиняетесь моему смирению, ничего не делая помимо заповеданного вам. Это – радость и венец не для меня только, но и для вас, которые [еще] до меня предпочтительно избрали добродетель. И что может быть сладостнее, приятнее и прекраснее того, чтобы послушник жил по заповеди и ничего не делал по свой воле? Истинное послушание – многопечальный и беспечальный подвиг. В этом и состоит истинное послушание; это и есть блаженная жизнь; это, можно сказать, многопечальный и [вместе] беспечальный подвиг: многопечальный для того, кто еще управляется своими желаниями; беспечальный же для того, кто успел отсечь свою волю, который имеет дерзновение сказать вместе с апостолом: живу же не ктому аз, но живет во мне Христос ( Гал.2:20 ). Ибо, не живя по своей воле, он, чрез посредство игумена, живет для Бога и, откровенным лицем славу Господню взирающе, в тойже образ преобразуется от славы в славу, якоже от Господня Духа, как написано ( 2Кор.3:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

И еще: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день ( Ин.12:48 ). Благой Бог уже всё совершил для нас, возлюбленный: явился на земле, принял образ раба, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ( Флп.2:7–8 ); и это сделал Господь славы, держа все словом силы Своей ( Евр.1:3 ), восстановив нас от тления, перешедшего к нам от первозданного [Адама], и не только это, но и обожив нас чрез святую плоть Свою, так что мы удостоились называться и братьями Его (ср. Евр.2:17 ), и сотелесными Ему ( Еф.3:6 ), и сопричастниками и сонаследниками Его. Поэтому нам должно блюсти себя со всею внимательностью. Среди сетей ходишь ты, обращаясь в городе; смотри, чтобы не попасть в них. В страхе Господнем пусть будет обращение с добрыми мужами; избегай живущих неосмотрительно, избегай юношеских шуток и забав; избегай душепагубных пиршеств и пьянства. Никакое гнилое слово да не исходит из уст твоих, а только доброе для назидания слушающих ( Еф.4:29 ). Не старайся обогатиться, ибо наг пришел ты в этот мир, наг и отыдеши ( Иов.1:21 ). Не люби славы здешнего мира, ибо она проходит, как дым. Одно только люби благо, чтобы иметь сердце, чистое от скверного греха, чтобы получить Царство Небесное и избегнуть вечного осуждения. Соблюдай данные тебе заповеди; преклоняй ухо свое к бедному, когда рука твоя имеет, чем помочь, подавай нуждающемуся. Две лепты бедной вдовы превзошли всё, что бросали в сокровищницу ( Мк.12:43 ). Клятва пусть не бывает в устах твоих, ибо клянущийся не спасется, хотя бы по-видимому он исполнил все заповеди. (655) Посещай человека в темнице ( Мф.25:36 ), чтобы и тебя посетил Господь. Молись непрестанно и пой в сердце, чтобы в тебе обитал Дух Святый. К чему нужно стремиться Вот немногие из многих выражений любви, заповеди благие, которые да сподобимся оба мы соблюсти и спастись во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава во веки веков. Аминь. 460. К игумении Евфросинии (II, 115) 1362 Как прекрасно письмо твоего почтения, выражающее скорбь о кончине преподобной матери и вместе не забывающее о надежде! Подлинно, как оставаться совершенно без скорби и без слез при разлуке с умершими предосудительно (ибо это знак бесчувственности), так, с другой стороны, чрез меру сокрушаться печалью свойственно не имеющим надежды Воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

И как бедная душа перенесет свою вечную погибель? Ибо [Писание] говорит: аще суд прежде от вас, кая кончина противящимся Божию Евангелию? И аще праведник едва спасется, нечестивый и грешный где явится? ( 1Пет.4:17–18 ). Темже, братие моя возлюбленная, всегда будем исполнены страха [Божия] 252 и обеспокоены [близостью смерти] 253 , избыточествующе в деле Господни всегда, ведяще, яко труд ваш несть тощ пред Господем ( 1Кор.15:58 ). О брате же Сократе знаете, что он пришел с востока, исполняя свое послушание и извиняясь в запоздании. Его мы хотели удержать здесь, как брата искусного. Но так как написано: [блажен], иже имеет племя в Сионе, и южики во Иерусалиме ( Ис.31:9 ), то мы рассудили опять обратить его туда же, чтобы чрез него получить милость. И мы, братия, должны радоваться, что из числа нашего братства во святом Сионе, матери Церквей 254 , тамошним святейшим патриархом поставлен один во иереи и экономы. Впрочем, благий Бог да сохранит и его, и нас и исполнит всяко благоволение благости и дело веры в силе, яко да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа ( 2Фес.1:11–12 ), Которому слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Оглашение 122. О том, чтобы терпеливо и благодушно служить Господу и ревностно совершать поприще нашего подвижничества 255 Братия и отцы. Хорошее это занятие, что мы после бдения становимся слушать слово Божие, восходя от силы в силу ( Пс.83:8 ). Если у нас и не достает слова, чтобы беседовать, однако то, что совершается по подражанию святым отцам, не бесполезно, а, напротив, даже и весьма полезно. Ибо отцы наши трудились в слове и учении, подражая блаженному апостолу, который говорит в Деяниях: три лета нощь и день не престаях уча со слезами единого когождо вас ( Деян.20:31 ). Равным образом и в другом месте он говорит: прилежащии же добре пресвитери сугубыя чести да сподобляются: паче же труждающиися в слове и учении. Глаголет бо Писание: вола молотяща не обротиши; и: достоин делатель мзды своея ( 1Тим.5:17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

И надо только посмотреть на состязание в употреблении мяса и вина, какое у них бывает, и на зрелище тех пошлых празднеств, о которых стыдно и говорить. Должно умеренно пользоваться [пищей и питием], возблагодарить Господа за то, что прежде было, и достойно приготовиться к предстоящему празднеству. Они же, наоборот, увлекаемые кознями диавола, делают совершенно иное, показывая тем, что приняли одно вместо другого. Что же сказать мне об этом? А то, чтобы мы, смиренные монахи, не обращали своего ума туда и не увлекались их желаниями, достойными не пожелания, но рыдания. Напротив, обратимся к Евангелию, которое должны выслушать сегодня и о котором пелось в каноне, размышляя о том великом и славном дне (ср. Деян.2:20 ) пришествия Господа нашего Иисуса Христа, когда Судья поставит овцы одесную себе, а козлища ошуюю ( Мф.25:33 ). И Он произнесет, обращаясь к стоящим направо, этот блаженный и многожеланный призыв: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира ( Мф.25:34 ). Стоящим же налево Он скажет этот самый ужасный и самый печальный приговор: идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его ( Мф.25:41 ). Увещание. Эти слова наполняют ужасом, страхом и исступлением. Об этом размышляя, и нам, и тем должно с мольбою припадать, плакать и тем умилостивить Бога, прежде чем на деле подвергнемся тому, о чем слышали. Но тогда как те остаются в таком состоянии, мы, прошу вас, будем радостно слушать евангельскую проповедь , служа Господу со страхом и трепетом (ср. Флп.2:12 ), удаляя из души всякое зло, а вместо того приобретая всякое познание доброго дела, сострадание, благорасположение, скромность, кротость, терпение и все иное прекрасное и похвальное, чтобы, живя достойно Евангелия Христова, нам сделаться наследниками Царства Небесного во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Оглашение 51. О том, что нам должно быть смелыми и мужественными во время настоящего гонения 145

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

И не войдет в него ничто нечистое и никто, преданный мерзости или лжи не вступит в него, а только те будут обитать в нем, кто записан у Агнца в книге жизни. Среди этого вечного города будет протекать река воды живой, светлая, как кристалл, исходящая от престола Бога и Агнца... И увидят люди лицо Божие, и имя Бога будет начертано на челах их... И Господь Бог , освещающий их, будет царствовать над ними во веки веков» ( Откр. 21:1–4, 22–27 ). А насколько это важно, можно пояснить примером. Если бы кто-нибудь тебя, состарившегося и живущего в бедности, обещал сделать молодым и прекрасным больше всех и дать тебе власть над всей землей на тысячи лет владычества, сопровождаемые глубочайшим миром, – чего бы ты не решился за исполнение такого обещания сделать и перенести!? Но вот Христос обещает не это, а гораздо больше того. Ибо не такова разность между старостью и молодостью, как между тлением и нетлением; не такова между царственным положением и бедностью, между славой настоящей – земной и будущей – небесной, но какова между сном и действительностью. Или лучше: я еще не сказал ничего, так как на человеческом языке нет слов, которые бы могли, как следует, выразить разницу между благами вечными и временными. Если бы я даже сравнил красоту воскресших тел с светом солнечных лучей, или с блеском ослепительной молнии, я еще не сказал бы ничего, что давало бы понятие о блеске и сиянии тел воскресших»... «Велика и радостна наша Пасха, – говорит в 58 своем поучении св. Феодор Студит , – но она продолжается один день, приходит и проходит: будущее же блаженство будет вечная, непрерывная, бесконечная пасха, и тот, кто удостоится ее, будет ее праздновать в непрестанной радости и веселии бесконечном. Там не прекращающееся, восторженное псалмопение; там богатая трапеза, исполненная вечных благ; там новое питие, о котором сказал на тайной вечере Христос: «яко не имам пити отныне от сего плода лозного, до дне того, егда е пию с вами ново во царствии Отца Моего» ( Мф.26:29 ). Об этом царском наслаждении вечными благами Он, когда хотел вознестись на небеса, сказал Своим ученикам: «иду уготовати место вам и покой, и снова приду и возьму вас к Себе, чтобы вы были там, где нахожусь Я» ( Ин.14:2–3 ). И еще говорит: «Отче, хочу, чтобы те, которых Ты Мне дал, были со Мною там, где нахожусь Я, чтобы они видели славу Мою, которую Ты Мне дал, так как Ты возлюбил Меня прежде сложения мира» ( Ин.17:24 ). Слова эти Господь сказал не об одних только апостолах, но и о всех христианах: «Отче, не об учениках только молю, но и о всех тех, – говорил Он – которые уверуют в Меня чрез их учение». Может ли что-нибудь быть более утешительно, чем эти слова Спасителя нашего, определяющие Его любовь к нам!»

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010