«Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Ин. 3:18). «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1:12). Все искупительное странствие Иисуса Христа по земле является откровением имени Божьего: «Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил, и еще прославлю» (Ин. 12:28); «Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира» (Ин. 17:6); «Отче Святый! соблюди их во имя Твое; тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое» (Ин. 17:11:12). Искупление людям придет только лишь через имя Божие. «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деян. 2:21); «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12); «но омылись, но осветились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (I Кор. 6:11). Именем Бога совершается таинство (Мф. 28:19; Иак. 5:14). Только имя Божие прощает долги и только оно одно достойно поклонения (Флп. 2:10–11); все добрые дела, чудеса святости совершаются лишь во имя Бога (Кол. 3:17; Деян. 3:6; 4:29–30 и т. д.). Деяния Апостолов вообще – книга о победоносном шествии имени Бога, после преславного восшествия на небо Иисуса Христа (4:16–18, 29–30; 5:28, 40:41; 8:12–16; 9:13–16; 9:21, 27, 28; 10:43, 48; 14:10; 15:17, 25–26; 16:18; 19:5, 13–17; 21:13; 22:16; 26:9). Само греческое выражение «именем» (eis onoma или en onomati) доказывает, что имя является определенным местопребыванием Божественных энергий и что погружение в него и пребывание в нем всякого тварного бытия приводит к просветлению и спасению последнего. b) Это мистическое обоснование имяславия остается в Церкви непоколебленным в течение столетий. Представителями этого учения были составлены тысячи трактатов, начиная с апостола Ермы («имя Сына Божьего велико и невыразимо и неизмеримо, Оно содержит в себе целый мир»), а затем – Юстином Мучеником, Василием Великим , Григорием Богословом , Иоанном Златоустом , Афанасием Великим , Григорием Нисским , Кириллом Александрийским , Исихием Иерусалимским , Феодором Студитом , Максимом Исповедником , Григорием Синаитом и т.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Взглянем на гробы и увидим конец похотей. Допустим, что мы приобрели имущества и деньги. Что же? Не нагими ли мы пришли в мир? Ясно, что нагими и уйдем (ср. Иов.1:21 ; Еккл.5:14 ), ничего не унося с собой, кроме деятельности (το πρακτικν) нашей – правой или худой. Поэтому и святой Давид взывает: едино просих от Господа, то взыщу, еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню, и посещати храм Его ( Пс.26:4 ). Увещание. Это блаженная жизнь, это благой удел (ср. Лк.10:42 ), который избрали святые отцы наши, как и ныне воспоминаемый Павел, блаженный исповедник 92 . Сколько и как велики его труды и подвиги, мы немного слыхали. Им подражая, и мы, братия, будем продолжать наше подвижничество, будем переносить гонение, которого мы удостоились, будем соблюдать и остальной порядок жизни, ревностно совершая течение. Если же поскользнемся, то поспешим подняться, побеждая врага нашего диавола, чтобы и нам получить венец правды со всеми святыми во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Оглашение 31. О грядущем Суде и о том, что настоящее гонение дало повод одним для добродетели, другим же для нечестия 93 Гонение для одних – повод к добродетели, для некоторых – к нечестию. Братия и отцы. Я был болен и снова по молитвам вашим выздоровел. Но до каких пор мы будем возвращаться к этому «снова»? Без сомнения, придет смертный день, когда не будет иметь места это «снова» (πλιν), придет смертный день, который отделит меня от вас и отошлет отсюда. Однако из-за этого не должно помышлять о сиротстве, ибо верен Тот, Кто сказал: не оставлю вас сиры ( Ин.14:18 ); и се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века ( Мф.28:20 ), и особенно потому, что мы увидим друг друга в тот день – о, если бы можно было сказать! – в радости неизреченной и в жизни бесконечной. Что выстрадал я во время болезни, вы знаете; вы знаете, как я, мучимый ознобом, подвергся нестерпимому трясению, как скоро затем в течение целого дня был объят палящим жаром. И так страдая, сам в себе я подумал: в грядущем Суде несчастный человек не будет ли переходить от муки тартара в геенну огненную и не будет ли он, быть может, подвержен двум или более наказаниям? Однако одному или двум [наказаниям подвергается человек], из здешних страданий можно заключать, что нестерпим гнев Божий на грешников (см. 2Пар.36:23 б). Поэтому со многим страхом и трепетом должно удерживать себя, чтобы не впасть в эти нестерпимые муки.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Видишь ли, что, по обетованию, все будет изменено в нетление и тварь из рабства будет переведена в свободу (ср. Рим.8:21 )? Сколь велик, впрочем, тот день, о котором говорит святой Давид: лучше день един во дворех Твоих паче тысяч ( Пс.83:11 )! И верховный из апостолов, в свою очередь, говорит: у Господа один день как тысяча лет ( 2Пет.3:8 ). Также апостол Павел говорит: сообразуяся смерти Его, аще како достигну в воскресение мертвых ( Флп.3:10–11 ). Поэтому, братия мои, туда и мы будем направлять свой ум и сердце; туда перенесем свое влечение; туда переведем наши размышления и намерения; там подкрепим наши желания и наши просьбы, чтобы, занятые такими предметами, мы остались недостижимыми для 241 начальника этого века (ср. Еф.2:2 ), имеющего власть искушать нас, но не имеющего силы ниспровергнуть уже огражденных оружиями подвижничества. Я, смиренный, молюсь, чтобы вы не только избежали его, но и победили и получили венец правды во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Оглашение 110. О нашей жизни, производящей радость, и о том, чтобы не унывать в борьбе с противником Радуются только истинные монахи. Братия и отцы. Апостол предписывает всем и всегда радоваться в Господе ( Флп.4:4 ); радуются же, кажется, только истинные монахи, которые не заботятся ни о жене, ни о детях, ни о рабах, ни о деньгах, ни об имуществах, ни о чем другом, чем ревностно занимаются любящие плоть. Одна у них забота – как бы угодить Господу. Заботиться об этом и означает всегда радоваться в Господе. Ибо где брак, и рабство, и рождающиеся из этого беспокойства, это попечение лукаво, [еже] даде Бог сыном человеческим, еже упражднятися в нем ( Еккл.1:13 ), как сказано у Соломона; там неудобно радоваться в Господе, когда вышеназванное отвлекает ум от священной памяти о Боге, при которой [только] и возможно радоваться. Подвиг девства – величайший и превышающий природу. Так как и мы находимся в числе радующихся о Господе, то, братия, будем радоваться и сорадоваться друг другу, ожидая за девство и нестяжательность нашу вознаграждения от Бога Мздовоздаятеля, Который обещал дать награду даже за чашу холодной воды ( Мф.10:42 ), а не то что за такие великие и превышающие природу подвиги.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Вникните же, братия, в эти слова, и если вы оба имеете три монеты, то не исключаетесь из числа монахов, по примеру отцов; а если имеете более десяти монет, как я слышу, или еще более, то знайте, что вы отпали от монашеского чина и стали служителями не Христа, но врага и сынами не меня, смиренного, а корыстолюбца. Может быть, вы скажете: «Ты сам имеешь»; да, и Христос имел в ковчежце, который был носим, и всякий игумен и предстоятель церквей. Но это для братской экономии. Господь в Евангелии говорит Иуде: что делаешь, делай скорее. Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, [Col. 1560] что говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим ( Ин.13:27–29 ). Так, по примеру Христа у всех истинных предстоятелей, конечно, есть ковчежец, но не чего-либо иного, нет, это было бы противно Богу. Итак, если и вы предстоятели и кто-нибудь подаст вам, как и Самому Христу служили имением своим следовавшие за Ним жены, как написано ( Лк.8:3 ), также и святым то одни, то другие, то хорошо; и да будет у вас не десять монет, а тысячи, ибо это не ваше, (765) а Христово, и вы распорядители благами Христовыми, как и Павел, ничего не имевший, а всё содержавший (ср. 2Кор.6:10 ), и всякий другой доселе богобоязненно предстоятельствующий. Если же вы не предстоятели и правители душ, то прошу и умоляю: немедленно раздайте превышающее определенную меру, чтобы вам, заразившись страстью сребролюбия от диавола, не перестать быть учениками Христовыми. Это сказал я не вам одним, но чрез вас и всем братиям, не по ненависти, но по великой любви, и желая не стеснить вас, а сделать совершенно свободными. Ибо в такой тесноте широта и в скорби о Христе радость духа. Послушайте, чада, меня, грешника, подающего хороший совет, повелевающего согласно с законом, чтобы нам, по всему и во всем благоугождая Христу, сделаться наследниками вечных благ. 514. К императрице Марии (II, 181) 1388 Какие и кто мы, ничтожные, что удостоились защиты при совершающихся бедствиях и, кроме того, слишком превознесены похвалами от весьма почтенной твоей власти? Впрочем, как приняли мы снисходительность твоего благочестия, это действительно покажут дела; в случае же нужды ты избавишь многих от ложного подозрения, которое обыкновенно допускается при таких обстоятельствах, и не удивительно, потому что произнесенное слово распространяется между многими, не удерживая у каждого совершенной истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Во всяком случае, и изображение Христа – [изображение] не души невидимой, а тем более [не изображение] божества, но очертание (χαρακτρ) Ero тела, как и у всякого человека. Тело же Его святое бездыханным и безгласным сделалось на кресте, почему и названо у божественного Григория Армянского мертвым образом (νεκρ εκν). Поэтому, естественно, Христос изображается в виде безгласном и лишенном дыхания: подобное [изображается] подобно. И ты, конечно, поступил нелепо, [так] пустословя. Но снова вернемся к рассмотрению. [Col. 464] Чтобы в виде безгласном и лишенном дыхания Христа изображали, император, сего не вынося, На веществе земном, которое презирают Писания... 16 . С удовольствием я осведомился бы у него: разве не на земном веществе, отвергаемом Писаниями, начертан образ креста? Как же в этом [образе] Господь терпит бесчестие? Ибо вместо [изображения] Христа начертан Ему крест. Следовательно, Он Сам Себе противоречит и, терпя [в одном случае], не терпит [в другом]. Видишь ли, человек разумный, что эти пустые речи [направлены] против Христа? Что же? Разве не из смешения Адама – богоносная плоть и вместе земной Адам, и разве всякая плоть человека – не земное вещество? И разве в тебе не находится что-либо земное? Да и не вообще всякое вещество отвергается Писаниями, пустой человек, но [только] принявшее на себя это [отвержение] 35 . Ибо многие из божественных принадлежностей храма представляют собою изображения (γραφδες) на веществе, и однако они ни в каком случае не отвергнуты [Писанием]. Но, очевидно, у тебя вся цель [заключается в том], чтобы называть изображение Христа идолом, думая следовать [в этом случае] таким словам апостола: Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас ( 1Кор.12:2 ) и отсюда показать, что христиане по-язычески погибают, после того как [уже] нет идола в мире, по слову апостольскому; после того как названо по всей земле имя благословенное [Христово]; после того как исповедуется один Господь, одна вера, одно крещение ( Еф.4:5 ); после того как [совершено] чистое жертвоприношение, противоположное жертвам идолов; после того как от востока до запада во всех почти священных храмах напечатлено изображение Христа; после стольких священных Соборов, имевших пред глазами своими изображенного Христа; после того как мы находимся в преддверии пришествия Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Вообще у лиц, преданных духовным делам, все взаимно переплетается, так что от неисправности одного падает и другой. Ты назначен покупать необходимые для монастыря предметы: смотри же, брат, не делай этого нерассудительно, чтобы тебе не причинить убытка братству. Келарь должен наблюдать за каждым зерном, а повар не должен понапрасну жечь дрова. Равным образом тот, кто занимает второе после меня место, пусть ничего не дает необдуманно, но пусть помнит, что он, как эконом Божий, должен будет отдать отчет Богу и Судии в день воздаяния. И вообще сказать, никто пусть ничем не пренебрегает из того, что имеется в братстве, никто пусть ничего не ищет сверх своего достоинства, будет ли это больной, или намеревающийся отправиться в дорогу, или утомленный трудами, или нуждающийся в обуви, одежде, куколе или в чем-либо другом. Один говорит: «Эта обувь мне не по ноге – она жмет и причиняет мне небольшую боль; дай мне, отец, вот эту». Другой же, проталкиваясь вперед, говорит: «Кир-эконом, башмаки мои тесны, нельзя ли мне переменить их на другие туфли, хотя бы и по принуждению?» Между тем третий, выражающий также нужду в подобном, замечает: «То, что я имею, не совсем для меня удобно». Иной опять говорит: «Если я не буду иметь вот такого войлока, или подушки, или чисто вымытой перемены [белья], то я не перестану [требовать]». И иной говорит: «Вино вызывает оскомину, сваренная пища не посолена» или: «Почему не куплено одно и не выдается другое…». Неужели вы все, так говорящие, не боитесь Бога? Скажите, откуда можно взять золото и серебро, на которые мы можем приобрести все это? Не из отеческого ли вашего наследства? И вы не опечалились, когда я сказал это? Но, быть может, нужно взять все это из того, что вы принесли, когда отказались от мира, или из царских и подобных доходов? Конечно, [вы знаете], как мало получается из этого источника и от всякого другого христолюбивого мужа. Да при том, братия, запасы истощились и на будущее время остается уже немного. И вот сердце у меня сокрушается, а также и у эконома и у всех попечителей [монастыря]. А между тем другие улыбаются, как будто имеют целую меру [модий] золота. Такая наблюдается ошибка в оценке положения, а между тем вы негодуете. О, если бы вы не имели свойственного вам всецелого заблуждения и знали все это, хотя бы некоторые из вас!

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

– «... Вот вам и осязательное удостоверение, что дух хулы есть в вас вражий: с какой неприязнью он относится к Господу Спасителю?! Ему это натурально, ибо Господь разрушил власть их, так что одно имя Его страшно для них. А нам чего ради внимать этим насеяниям зелий вражеских! Молитесь, да исторгнет Господь из сердца вашего самую возможность таких помышлений. Причаститься св. Таин – очень хорошо! Помоги вам, Господи! – Исповедаться надо полно... Расскажите духовнику все и просите молитв» 89 . – «…Пишут старцы, что, когда нападает искушение, надо отбивать его от сердца неприязненностью к нему, – и затем, или вместе с тем, обратиться к Господу с молитвой. Это сильное, неприятное врагу средство. – К нему надо готовиться в мирном состоянии. Надо настоящую возбудить в себе ненависть против врага и приражений его» 90 . Неделя 7-я по Пятидесятнице Еванг. от Матф. зач. ЗЗ-е, гл. IX, 27–35 ст. 1. Исцеление двух слепых Во время Своего путешествия из Иерусалима в Галилею, Иисус вероятно приходил в Капернаум. В один день за Ним следовали по пути два слепые, не переставая кричать: «помилуй нас, Иисусе, сын Давидов!» Молва о Нем дошла до них, и они были убеждены, что Он есть обещанный Сын Давидов. Поэтому они с верою взывали к Нему, чтоб Он помиловал и исцелил их. На улице они однако не могли остановить Его. Когда же Он пришел в дом, слепые опять приступили к Нему с просьбою, чтоб Он помог им и исцелил их от болезни. Иисус спросил их: «веруете ли, что Я могу это сделать?» Они отвечали ему: «ей, Господи!» Иисус видел исповедание их, видел, что оно исходит у них из сердца, и потому подтвердил и прославил их веру. Он сказал им, прикоснувшись к глазам их: «по вере вашей да будет вам!» И глаза их открылись, и они стали видеть. После этого Иисус строго запретил им, говоря: «смотрите, чтобы никто не узнал!» 2. Утешительное послание преподобного Феодора Студита к некоему Евдокиму спафарию, лишенному зрения Итак, ты лишился зрения. Приключение скорбное! Ибо как не прискорбно потерять светильник тела:? Но, с другой стороны, есть за что и благодарить, когда не видим сует мирских, коими обыкновенно увлекаются умы всех против воли.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Впрочем, обратим речь к нужному. Некоторые опечалились, говоришь ты, по поводу второго Ирода 1226 , потому что он был православным и его поминает Церковь . Но, во-первых, обычное дело называть властителей Иродами; так, [Григорий] Богослов говорит: «...если предстанешь Ироду, то молчи» 1227 . Затем пусть осуждающие обратят внимание, не справедливо ли это сравнение. Первый Ирод, имев женою своей дочь царя Арефы и (624) отвергнув ее, взял себе жену брата своего Филиппа для второго сожительства, а так как это было противозаконно, то он обличается Предтечей и, не перенося обличения, умерщвляет пророка (см. Мф.14:3–12 ). Потом спустя немного, быв изгнан собственным народом, он убивается по судьбам правосудного Бога, воздавшего убийце достойное наказание жалкую смерть за смерть праведника. Обратимся же к тому, о котором идет речь. И этот, имев женою Марию, законно сочетавшуюся с ним от юности, и отвергнув ее, прелюбодейным образом, как говорит Господь (см. Лк.16:18 ), взял себе в жену Феодоту кубикуларию для второго сожительства, а так как это вопреки Евангелию, то он лично обличается [игуменом] Платоном и, не перенося обличения, заключает преподобного как бы в могилу; потом спустя немного, быв изгнан подданным, ослепляется по судьбам Праведного Бога, воздавшего виновнику заключения подобающее наказание лишение зрения за заключение преподобного. Пусть же всякий здравомыслящий вникнет, не справедливо ли [император] Константин, хотя бы он не сделал ничего другого с тогдашнего времени доселе, назван вторым Иродом, сам доставив себе своими делами это название. Относительно этого пусть они и не возражают нам. Христос истина, не может лгать; прелюбодей и тот, кто не противится им, и даже враг Божий. И не перестанут говорить об этом деле прелюбодея до скончания века. Но так как опечалившиеся способствовали прелюбодеянию, то они и негодуют при напоминании о нем, между тем как им следовало бы признать истину, повергаться и плакать пред Богом о гонении, за которое отдадут отчет в день Суда, если не раскаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Время, лицо и образ речи . Но так как ты просил разрешения, то прими с благоразумием. Изречение Златоуста в похвальном Слове святому Роману «Наш Христос стенами не ограничивается (ο περιγρφεται)» надобно принимать не просто, но узнав, с кем беседуя он сказал это 1081 ; ибо в беседах должно обращать внимание и на время, и на лицо, и на образ речи: время потому что не одно и то же заповедано и древним, и находящимся под благодатью; лицо потому что иное свойственно еретику, а иное православному; образ речи потому что не одно и то же говорить догматически и предлагать простейшую речь. С кем же беседовал Златоуст? С православным ли, выставлявшим икону Христову? Нет, а с язычником, который приписывает превысшей Причине всего свойства самых низших существ, по замечанию божественного Дионисия 1082 , и полагает, что Она нисколько не превышает [Col. 1244] составляемых им безбожных и разнообразных изображений. Поэтому хорошо и совершенно справедливо сказал отец: «Наш Христос стенами не ограничивается»; надобно подразумевать: по Божескому естеству, в противоположность его богам, помещаемым на стенах и там заключаемым, не имеющим в себе ничего иного умопостигаемого, кроме того, что представляется взорам смотрящих. У них есть глаза, но не видят; есть уши, но не слышат; есть руки, но не осязают; есть ноги, но не ходят; есть ноздри, но не обоняют, как они обличаются пророком ( Пс.113:13–15 ). Человечество Христа А наш Христос есть не только человек в собственном смысле и истинно по видимому образу, так как Он сделался подобным нам по всему и по телу, и по душе, и по возрасту, и по всем другим свойствам человеческой природы, кроме одного греха 1083 , но и Бог по естеству и (536) по истине, один и Тот же то и другое. Например, скажу так, как говорит в одном месте сам Златоуст: «Он долу утомляется, а горе управляет стихиями; долу алчет, а горе наводит дожди; долу повинуется, а горе производит громы; долу предстоит пред судилищем, а горе созерцает все» 1084 . Поэтому он и сказал язычнику: «Наш Христос стенами не ограничивается», и не думал, что надобно точнее объяснить это изречение ради ныне свирепствующей ереси.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Всегда озабоченный поражением рабов Божиих, коварный во время мира, жестокий во время гонения, он, когда не может обольстить тайно, грозит открыто и явно» (св. Киприан Карфагенский . Книга о ревности). «Кратко сказать: его дело ночью и днем, – наша погибель» (прп. Феодор Студит . Послание 50(238)). «Он ходит, как лев с великой яростью, но если нападет на имеющих Христа и (знак) креста, и огонь Духа, то не в состоянии будет даже взглянуть на них, но обратившись назад, убежит и не посмеет возвратиться» (св. Иоанн Златоуст . Беседы на Псалмы, Пс.7:3 ). «Христос называется (в Писании) львом (см. Откр.5:5 ) по царственному достоинству и неодолимости, а диавол называется львом по зверству и кровожадности» (прп. Исидор Пелусиот . Письма, 1:675). 9). Противостоите ему твердой верой, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире. «Великое различие между Богом и дьяволом . Если ты сопротивляешься Богу, Он тебя обратит в ничто, если противодействуешь дьяволу, ты его обращаешь в ничто» (св. Иларий Арльский). «Те страдания, от которых вы изнемогаете, являются для вас общими с теми, кто по всему миру принадлежит к Церкви Христовой. И тот факт, что с сотворения мира всегда страдали праведные, да устыдит вас перед всеми, если только вы не можете их вынести» (св. Беда). 10–11). Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. Ему слава и держава во веки веков. Аминь. «И в начале послания (1:2–3) апостол сказал, что Отец помиловал нас чрез Сына и теперь, в конце оного, учит, что тот же Отец призвал нас чрез Сына. Ибо в том и цель апостолов, чтобы проповедовать таинство (спасения), хотя бы и вместе с увещанием» (блж. Феофилакт). 12). Сие кратко написал я вам чрез Силуана, верного, как думаю вашего брата, чтобы уверить вас, утешая и свидетельствуя, что это истинная благодать Божия, в которой вы стоите. «Этот Силуан превосходно верует и усердно подвизается в деле проповеди .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010