ЦВ 6 (403) март 2009 /  27 марта 2009 г. Проблема достоверности средневекового агиографического материала на примере житий святых Кольского Севера В конце XX века в истории российского Крайнего Севера произошло важное событие — в декабре 1996 года была образована Мурманская епархия. Впервые на территории Кольского полуострова появился самостоятельный правящий архиерей, инициировавший и благословивший работу по научным исследованиям древней истории края. Основным направлением в работе Комиссии по канонизации святых, созданной в 2000 году, стало установление имен подвижников веры и благочестия, подвизавшихся на нынешней канонической территории епархии, а также изучение возможности их церковного прославления. В первую очередь следует назвать имя блаженного Феодорита Кольского, просветителя лопарей (XVI в.). Что касается тех святых Крайнего Севера, которые уже прославлены общецерковно, то проводилась работа по установлению степени соответствия жития подвижника историческим свидетельствам современников, летописным записям и сказаниям. Среди таких святых первоочередное внимание комиссии было обращено на жития прпп. Трифона Печенгского и Варлаама Керетского. Интерес к житию прп. Трифона был обусловлен как степенью прославленности самого подвижника, так и широкой известностью созданного им Печенгского монастыря — самой северной обители в России. В то же время среди исследователей конца XIX — начала XX вв. высказывались определенные сомнения в правдивости современной редакции жития, отмечалось искажение самой сути его духовного подвига, замалчивание серьезных проблем и трагических ситуаций в жизни прп. Трифона и созданной им обители. Относительно Варлаама Керетского комиссию заинтересовало странное несоответствие высокой степени почитания этого подвижника, издревле укоренившееся среди поморов, и чрезвычайной краткости и невразумительности его жития. Что же касается прп. Феодорита Кольского, первопроходца христианского освоения Крайнего Севера, то он за прошедшие четыре с лишним столетия так и не был прославлен и в Святцах не упоминался. Причина забвения славных деяний великого подвижника сегодня очевидна: Феодорит, как и другие «заволжские старцы», последователи Нила Сорского и Паисия Ярославова, был осужден на Соборах 1553–1554 гг. Вот почему, несмотря на очевидную высоту духовной жизни старца, титла святости он так и не сподобился, хотя к концу XIX века уже упоминался как «блаженный».

http://e-vestnik.ru/science/problema_dos...

Кандалакша. Церковь Рождества Иоанна Предтечи. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Кандалакша – южные рубежи Мурманской епархии, рубежи, просвещённые святым крещением около 500 лет назад. Произошло это в районе устья реки Нивы. Именно здесь, в местах зимовок Лешей Лопи, на месте нынешнего города Кандалакши, в 1526 году видим мы первые плоды просветительских трудов преподобного Феодорита Кольского, крестителя лопарей. Таким образом, история прихода храма Рождества Иоанна Предтечи ведется с 1526 года. 29-го мая 1589 года храм разделил участь монастыря и волости, когда «на петрово заговейно в ночи приходили немецкие люди к морю в Кандалашскую волость и на монастырь на Кандалашской. И в монастыре братию и в волости всех людей присекли, а иные в реце тонули, и монастырь, и церковь и волость пожгли и животы поимали все, а людей побили 450 человек». Грамотой преосвященного Варсонофия от 23 октября 1751 года было разрешено ремонтировать церковь Иоанна Предтечи, а в 1768 году началось строительство новой церкви. Работа шла медленно, и лишь в 1801 году церковь открылась. Новый храм стоял до 1940-го года, пережив нападения англичан в Крымскую войну 1855-56 гг. Ныне действующая деревянная, шатровая, вместительная церковь была заложена 28 января 2000 года и строилась всем миром. 26 марта 2005 года её освятил Высокопреосвященнейший Симон, архиепископ Мурманский и Мончегорский. По материалам Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Кандалакше (старая) Деревянная ярусная церковь, обшитая тесом, построенная в 1786-1801 гг. Основной объем представлял собой четверик, завершенный восьмериком, несшим малые четверик и восьмерик. К нему примыкали прямоугольные алтарь и трапезная, отдельно стояла шатровая колокольня. Закрыта в 1940 г., перестроена, венчания сломаны, окончательно сломана в 1990-х гг. Место храма в 2004 г. отмечено памятной часовней. http://svyatayarus.su/church/detail/50316/ Кандалакшский приход появился около 500 лет назад, в начале XVI века, на правом берегу устья реки Нивы. Именно здесь, в местах зимовок Лешей Лопи, на месте нынешнего города Кандалакши, в 1526 году видим мы первые плоды просветительских трудов преподобного Феодорита Кольского, крестителя лопарей: «Приехаше к Москве Поморцы и Лопляне с моря Окияна, и с Кандолакжской губы, усть Нивы реки, из дикой Лопи, и били челом Государю и просили Антиминса и Священников, церковь свящати и просветити их святым Крещением. И Государь велел архиепископу Макарию послати из Нова-града от соборныя церкви священника и диакона, и они ехавше свящали церковь Рождества Иоанна Предтечи и многих лоплян крестиша во имя Отца и Сына и в нашу Православную веру христианскую».

http://sobory.ru/article/?object=45368

Кола. Церковь Троицы Живоначальной. Свято-Троицкая церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:не позже 1757. Год утраты:1931 (разобрана) Адрес: Россия, Мурманская область, Кольский район, г. Кола, кладбище Координаты: 68.883837, 33.026964 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Троицкая церковь в Коле, (во имя Пресвятой Троицы), православная церковь в г. Кола, на о. Монастырский в устье р. Кола. Коляне считали, что первоначальную церковь на острове поставил преподобный Трифон Печенгский (по другому преданию, преподобный Феодорит Кольский). О существовании ее свидетельствует надпись на потире (литургическом сосуде), пожертвованном 01.08.1683 стольником Василием Эверлаковым «в вечное поминовение рода своего». Сведения о новой одноименной церкви относятся к 1727: деревянная, холодная, о пяти главах, две придельные церкви (теплая Успенская и холодная Петропавловская). Отдельно стояла ветхая колокольня с 7 колоколами. В 1757 монахи КольскоПеченгского Троицкого монастыря частично обновили главную церковь, пристроили к ней трапезу и возвели над папертью «колокольню рубленую, шатровую». В храме появилась икона, изображающая «преподобного Трифона в молении святой Троице». После упразднения КольскоПеченгского монастыря в 1764 обращена в кладбищенскую. По уничтожению в 1854 Воскресенского собора англичанами богослужение происходило в этой церкви. Городской голова Григорий Харчев в одном из писем указывал, что церковь эта особая: она «по Провидению Божию уцелела при сожжении города Колы в 1854 году». В 1856 обветшавшее здание церкви обновлено силами кольских прихожан. До возобновления кольской Благовещенской церкви Т. ц. была приходской, в ней находилась (до 1880, когда богослужение было прекращено изза ветхости здания) чудотворная икона Божией Матери Иверской (утрачена). Ныне обе Т. ц. не существуют.

http://sobory.ru/article/?object=57061

Плач среди ледяных волн, или Когда мы убиваем любовь Впервые читающему это житие оно кажется сюжетом для триллера 19 ноября, 2016 Впервые читающему это житие оно кажется сюжетом для триллера «Впервые читающему это житие кажется, что это какой-то сюжет для триллера – мрачное низкое небо, камни, пар над водой, и в нескольких десятках метрах от берега, еле заметная, движется долбленая лодка со стоящим в ней человеком – а в лодке лежит его убитая любовь». Мария Стрельцова – о святом Варламии Керетском, память которого совершается сегодня. Когда-то, помню, эта история поразила меня. Я услышала ее на Севере, в Кольском крае, с которым была связана часть моей жизни. Поразила и долго не отпускала своей многосмысленностью. Жития святых… при этих словах человеку несведущему представляется светлая и кроткая жизнь, с младенчества посты, молитвы и смирение. А начни читать житийные жизнеописания – померкнут сюжеты самых невероятных литературных измышлений. Такие страсти, скорби и такая борьба порой приводила человека на «пути Господни», что иной раз трудно в это поверить. Такова история Варламия Керетского , священника, жившего в Кольском крае в местечке Кереть во времена Ивана Грозного. Как безо всяких разночтений гласит предание, Варламий, тогда еще молодой священник по имени Василий, в приступе гнева убил свою молодую и красивую жену. Была ли это ревность, помутнение ли рассудка, диавольское ли наущение – тут описания спорят друг с другом, сходясь в одном: отец Василий был человеком порывистым и страстным, в нем пылал порой «ярости и напрасньства [вспыльчивости] пламень». Совершив это страшное злодеяние и скоро осознав весь ужас произошедшего, священник Василий бежит в Колу в тамошний монастырь к его настоятелю Феодориту, от которого получает весьма удивительную, на первый взгляд, епитимью – выкопать свежепохороненное тело жены из земли, положить его в лодку и ходить вдоль всего Кольского берега с этим трупом в лодке, молясь и каясь, пока тело жены не истлеет. Итак, молодой священник-убийца кладет тело жены в лодку и отправляется вплавь вдоль берега Кольского полуострова от устья залива в Баренцевом море до беломорских берегов.

http://pravmir.ru/plach-sredi-ledyanyih-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАНДАЛАКШСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Кольском у. Архангелогородской пров. и губ., на сев.-зап. побережье Белого м., у морского залива, названного по имени р. Канды. Местные народности, лопари и корела, называли залив Кандалахти («Кандский залив»), рус. поселенцы - Кандалакшская губа. По церковному преданию, монастырь основан прп. Феодоритом Кольским , вероятно, в сер. XVI в. (см.: Житие прп. Феодорита. Мурманск, 2006). Христианское просвещение жителей сев.-зап. побережья Белого м. связано с миссией, организованной архиеп. Новгородским свт. Макарием , в составе «священника с сеней от Рождества Христова инока Илии» и просветителя лопарей прп. Феодорита. Под 1526 г. Софийская летопись сообщает: «Приехаше к Москве лопляне с моря Окияна, из Кандалакшской губы, усть Нивы реки, из дикой лопи и били челом государю и просили антиминса и священников церковь свящати, и просветити их святым крещением, и государь велел архиепископу Макарию послати из Новагорода от соборныя церкви священника и диакона, и они ехавши свящали церковь Рождества Иоанна Предтечи и многих лоплян крестиша» (ПСРЛ. Т. 6. С. 289). Возведение храма близ устья р. Нивы стимулировало рус. крестьян и промышленников основать поселение, что привело к возникновению рус. «волости» (села) Кандалакша. Место Кандалакша известно с давних времен как поселение корелы; в период новгородского владычества они собирали дань «мягкой рухлядью» с аборигенов края - саамов (лопарей). Кандалакша на западе Белого м. и вост. поселение Варзуга являлись «отчинами родов корельских» и центрами сбора дани с зап. и вост. части Кольского п-ова соответственно. В 1517 г. этот порядок был подтвержден грамотой вел. кн. Василия III Иоанновича . В писцовой книге («Васильевой книге Агалина») в 1574 г. Иоанно-Предтеченская ц. уже не упоминалась, говорилось лишь о монастырском дворе, который в кон. XVI в. пребывал в запустении. Но на карте голл. купца С. ван Салингена 70-х гг. XVI в. храм на левой стороне р. Нивы присутствует ( Харузин. 1890. С. 460; Utsnitt av Simon v. Salingen kart over det nordligste Europa. [S. l.], 1601).

http://pravenc.ru/text/1470189.html

27 декабря 1995 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на Кольском полуострове была учреждена Мурманская и Мончегорская епархия. Ее управляющим был назначен епископ Симон (Гетя). История Православия на Кольском полуострове связана с именем преподобного Трифона Печенгского, который до сих пор почитается саамами и лопарями. Он родился в Торжке, в семье священника, в 1485 году, в миру носил имя Митрофан. Однажды, услышав голос Свыше, преподобный направился в полуночные земли к язычникам лопарям, чтобы просвещать их и крестить в православную веру. В 1532-1533 годах на берегу реки Печенги он построил церковь Святой Троицы и основал монастырь, а на левом берегу реки Паз — Борисоглебскую церковь. Преподобный Трифон умер 15 декабря 1583 года в возрасте 98 лет. В 1589 году шведы разрушили древний Печенгский монастырь. Затем по указу царя Феодора Иоанновича обитель перенесли за реку Колу — «против острога на острову». На месте разрушенного монастыря построили церковь во имя преподобного Трифона, «страны северныя просветителя, Печенгского чудотворца», а над могилой святого — храм Сретения Господня. В 1764 году монастырь был закрыт, а в 1885 году восстановлен «для противодействия пропаганде католиков, лютеран и раскольников и для распространения Православия среди лопарей». Большой вклад в дело просвещения саамов внес и монах Соловецкого монастыря преподобный Феодорит Кольский. В Софийской летописи за 1526 год говорится о том, что он успешно проповедовал среди язычников лопарей и построил на берегу реки Нивы, в Кандалакше, первый православный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи. В1548 году на другом берегу реки преподобный основал мужской Богородице-Рождественский (Кокуев) монастырь и стал его настоятелем. Долгие годы эта обитель была центром просветительной и хозяйственной жизни Кандалакшского края. В «Соловецком патерике» говорится, что преподобный Феодорит принял на себя апостольский подвиг, отправившись «на устье Колы, в землю диких лопарей». С их языком он успел познакомиться в Соловецком монастыре, где, по свидетельству жития преподобных Зосимы и Савватия, среди монахов было много инородцев. Образованный человек, замечательный проповедник, он нес свет и добро «темным язычникам Севера».

http://pravmir.ru/murmanskaya-eparhia-15...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава IX. Строй монастырского быта в XVI–XVII вв. И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 10. Миссионерские труды монахов Территориальный рост Московского государства и присоединение языческих народов и племен давало Русской Церкви возможность вести среди этих народов проповедь христианства. Монашество, конечно, должно было занять в этой деятельности подобающее ему место. Но, к сожалению, на этом поприще оно потрудилось меньше, чем нужно. Со стороны церковной иерархии сделано было слишком мало, чтобы направить духовные силы иночества на исполнение этой миссии, хотя московское правительство не раз подчеркивало важность миссионерских задач для епископата и монастырей . Большее значение и на этом поприще имел вольный почин одиночек. Памятники сохранили имена далеко не всех миссионеров в иноческих клобуках, в особенности это относится к удаленным областям, например к Сибири. Уже известный нам настоятель Псково-Печерского монастыря Корнилий был одним из тех миссионеров, чья проповедь возымела большой успех. Он проповедовал среди язычников эстонцев, причем вступал в полемику и с кальвинистами, которые в середине XVI в. проникли в эти места . В северных и северо-западных землях, в местах, расположенных вокруг Ладожского озера, проповедовали христианство язычникам карелам монахи Валаамского монастыря; особого упоминания заслуживает Арсений Коневский († 1447). Среди языческих народов Севера с успехом миссионерствовал прп. Кирилл Челмогорский († 1367) . В Пермской и Вятской земле, где делу христианской проповеди с великим самоотвержением служил св. епископ Стефан († 1396), а епископ Питирим († 1455) с успехом продолжил его дело, в конце XVI в. подвизался св. Трифон Вятский († 1613); многое сделали для проповеди христианства и монахи Пыскорского монастыря. На Крайнем Севере, в Поморье, где в XV–XVI вв. оплотом христианской веры стал Соловецкий монастырь , два имени занимают особое место в истории русской христианской миссии: Феодорит Кольский и Трифон Печенгский.

http://sedmitza.ru/lib/text/436594/

Закрыть itemscope itemtype="" > Игумен Трифон (Михайловский) о проповеди на Русском Севере «Откуда такие замечательные строители?» – «Из тюрьмы» 13.05.2023 542 Время на чтение 12 минут Источник: Православие.ру 3 года назад Свято-Троицкий Феодоритов Кольский мужской монастырь в Мурманске получил статус монастыря – раньше это было Свято-Феодоритовское Архиерейское подворье, образованное в 2014-м году из подворья Трифоно-Печенгского монастыря – самой северной обители в мире. В чем разница служения в городе и в северной снежной пустыне? Каковы потребности людей, обращающихся в монастырь? Есть ли необходимость христианского воспитания самих воспитателей, учителей, педагогов? Почему чудо для христиан не обязательно должно быть «громким», но обязательно личным? Как может сегодняшний разбойник стать благоразумным? – Об этом и о многом другом мы беседуем с наместником монастыря игуменом Трифоном (Михайловским). «Остатки былой роскоши» – Отец Трифон, у вас первое образование педагогическое? – Да, с Божией помощью я окончил Мурманский государственный педагогический университет, а впоследствии, обучаясь в Московской духовной академии, окончил аспирантуру. – Насколько нужно, необходимо христианское просвещение самого педагогического сообщества? Есть ли у учительского сообщества живой интерес к Церкви и Богу? Опираясь на собственный опыт общения с нынешними педагогами, радужных надежд не испытываю, скорее, наоборот: видел много учителей, не только ничего не знающих о Христе, но и не желающих знать о Нем. Отмахиваются от Православия, считая даже упоминание о нем недостойным для приличного образованного общества. С интересом, правда, изучают гороскопы и вникают в предсказания всяких «ванг»… – Есть такая проблема. Время показало, насколько важна не только ( от себя добавлю – и не столько) подача информации по конкретной дисциплине, а роль учителя в воспитании человека. Педагог – «детоводитель», воспитатель христианина, и без воспитательной составляющей говорить о качественной педагогике просто невозможно.

http://ruskline.ru/opp/2023/05/13/igumen...

Как на небе сияет множество звезд, так в мире православном сияют светом благочестия святых обителей. Одно из первых мест среди них занимает, несомненно, Соловецкий монастырь, основанный трудами Преподобных Зосимы, Савватия и Германа. На далеком севере, среди льдов Белого моря, на безлюдном, пустынном некогда, острове красуется своими белыми церквами, окруженная высокими серо-каменными стенами, эта издревле славная обитель и привлекает к себе тысячи православных паломников. – «Тысячи народа из всех далеких краев России ежегодно притекают сюда, чтобы так или иначе восприять здесь частицу лучезарного света и понести ее в темные уголки, во всех концах обширного нашего отечества». А многие навсегда остаются здесь для иноческих подвигов и трудов на монастырских послушаниях. Здесь всегда были и есть, великие в своем смирении и простоте, подвижники благочестия, жизнь которых может всякому послужить образцом для подражания. Еще при жизни первоначальников обители преп. Зосимы, Савватия и Германа процветало здесь строгое, подвижничество, и среди учеников преподобных было несколько лиц, отличавшихся святостью своей высоко христианской жизни. Таковы были: Иоанн – свещеносец, Стефан – трудник, Зосима – учитель и духовный отец преп. Феодорита-просветителя кольских лопарей, Герасим, удостоенный не раз явлений преподобных Зосимы и Савватия и другие. В XVI и XVII веках духовная жизнь развивается пышным цветком. Четверо учеников св. Филиппа, игумена Соловецкого (1548–1566), а потом митрополита Московского, были прославлены от Бога, за свою святую жизнь, нетлением мощей: это были преподобные Вассиан и Иона Пертоминские, и, Иоанн и Лонгин Яренгские, – утонувшие на Белом море, при исполнении монастырского послушания. Подвизается преподобный Елеазар Анзерский, своими молитвами испросивший царю Михаилу Феодоровичу сына, Алексея Михаиловича. Вместе с ним подвизаются его блаженные ученики Никифор, Никодим и Никон. Последний, однако, через несколько лет, по несогласию с Анзерской братией, оставил остров, но со своим учителем навсегда остался в дружественных отношениях. Будучи сначала Новгородским митрополитом, а затем патриархом, Никон не забывал своего наставника и содействовал устроению его скита. Его любовь сказывалась во всем. До нас сохранилась одна грамота Никона, в которой он пишет, что, посылая на братию рыбы 11 осетров, для строителя старца Елеазара, особо присылает еще «рыбу белужку» 1 , что уже само собой опровергнет то несправедливое мнение, что Никон и Елеазар были во вражде. 2 Другие два ученика преп. Елеазара всю жизнь подвизаются вместе с ним. Никифор умер ранее, и преп. Елеазар, горячо любивший его, просит Бога открыть загробную судьбу своего ученика и был удостоен видения блаженной участи усопшего и назвал его праведным. Никодим же, по смерти преп. Елеазара (1656 г.) занял его должность и скончался уже позже – в 1677 году; но неразлучные при жизни, они все трое и по смерти неразлучны; их гробницы находятся в одной часовне и друг подле друга.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Кандалакша. Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты 28 января 2000 года в городе Кандалакша заложили фундамент новой церкви, которая 26 марта 2005 года была освящена в память Рождества Иоанна Предтечи. Освятил церковь Высокопреосвяшеннейший Симон, архиепископ Мурманский и Мончегорский. В прежние времена в Кандалакше существовали и более ранние постройки храма Рождества Иоанна Предтечи. Об этом в своей статье рассказывает священник о. Ник. Попов. «Основание этого монастыря относят к 1526 г., когда лопари, обитавшие близ устья р. Нивы и Кандалакшской губы, вероятно, по убеждению препод. Феодорита Кольского, сами просили через своих старшин великого князя Василия Ивановича прислать им антиминс и священников, чтобы освятить церковь, а их самих просветить св. крещением. В ответ на эту просьбу митр. Макарий прислал к ним иерея и дьякона, которые освятили церковь Рождества Иоанна Предтечи и многих крестили. По сохранившемуся преданию, монастырь этот был разрушен шведами одновременно с монастырем препод. Трифона Печенгского (1590 г.). Возможно предполагать, что он после пожара был восстановлен, а затем обращен в приходскую церковь во время повсеместного распоряжения Правительства об отобрании от монастырей вотчин, восстановлении монастыря можно судить по ходатайству попа Георгия Алексеева преп. преосвящ, Варсанофием о поправке крыши и потолков Предтеченской церкви. Об обращении его в приходскую церковь в указанную эпоху можно догадаться из того, что хранящиеся в архиве Кандалакшской церкви метрическая книга и духовные росписи не восходят ранее 1779 года, а первый священник Григорий Плотников, по свидетельству памятной книги, служили с 1763 г.». Как же выглядели эти храмы? О внешнем виде одного из них рассказывается в описи церквей Карелии тех времен: Кандалакшский район, Кандалакшская Предтеченская церковь. 1786-1801 гг. (Описание Н. Маковской 1927 г.). Впервые Предтеченская церковь была устроена вскоре после разрешения Кандалакшского-Кокуева монастыря в начале XVII века. К половине XVIII в. здание уже настолько обветшало, что на ее месте разрешено в 1780 г. строить новую. Существующая ныне церковь начата постройкой в 1786 г., но по недостатку средств строилась продолжительное время и освящена была только в 1801 г.

http://sobory.ru/article/?object=05120

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010