Очень сложно было перейти из монастыря в монастырь, одновременно многие монастыри вовсе не были идеальными. И дальше апостол говорит: «Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» ( 1Кор.7:9 ). Понимаете принцип апостола Павла? Если уж никаким образом не могут удержаться, пускай тогда женятся, потому что лучше жениться, чем разжигаться похотью, впадать в грехи, заниматься блудными фантазиями, тем паче блудными грехами. Здесь Златоуст говорит: «Выражает, как велика сила похоти. А смысл слов его следующий: если ты чувствуешь сильное влечение и разжение, то избавь себя от ига воздержания, чтобы тебе не развратиться». А Феодорит добавляет: «…и вам, не причастным брачного общения, и вам, сочетавшимся, но потом разрешенным от брачных уз смертию, лучше предпочесть воздержание. Но если не можете сносить приражений похоти, и душа наша немощна для сего подвига, потому что нет в ней пламенного усердия к доброму, то никакой закон не возбраняет вам вступать в брак» Апостол Павел здесь опять подчеркивает сравнительные достоинства брака и безбрачия: «А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, и мужу не оставлять жены своей» ( 1Кор.7:10-11 ). Апостол переходит к прямой заповеди Господа: если уж вступил в брак, то не разводиться, а если развелся оставаться одному. Здесь от имени Господа дается два варианта поведения для женатых или замужних людей: или не разводиться (что лучше), или, если ты разошелся, то оставайся один или примирись с мужем. Апостол воспроизводит слова Господа, который говорил, что нельзя разводиться, кроме как в случае вины прелюбодеяния. «А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» ( Мф.5:32 ). Блаженный Феодорит пишет: «Апостол старается сохранить брачные узы нерасторгаемыми. Ибо, предписывая разлучающемуся воздержание, тем самым удерживает от расторжения брака. Воспрещая сочетаваться с другим, понуждает ту и другую сторону возвратиться к прежнему браку. Ограничивает их свободу, чтоб они, хотя бы и были причины к разлучению, охотнее употребляли все средства к примирению, нежели спешили разводом. Тут не исключается и слово любодейное, разумеется под условием искреннего раскаяния со стороны согрешившей»

http://azbyka.ru/semya/zhenitsja-ili-ne-...

Послание 221(409). К Навкратию сыну Я сильно трепетал за братьев, что с ними будет. И когда из твоего письма узнал, что они в целости и среди них также и Ипатий, нужно ли говорить, как я просиял, возблагодарил, возликовал? Подобно тому, как блаженная кончина моего святого Фаддея обратилась в победу не только для меня, смиренного, но и для вас, его братьев, и для всей Церкви, такое же значение имеет мужество и твердость подвизающихся, тогда как в противном случае было бы наоборот. Итак, Бог им помощник и на дальнейшие их прекрасные подвиги, а вместе с ними и для нас. Они уже совершили течение и победили, хотя и не на веки, так как неизвестно, что принесет будущее, а мы пока еще готовимся, не начав бега. Поэтому напоминаю, прошу, умоляю всех через тебя быть готовыми и предрасположенными к внезапному заключению. Кто стоит на самом месте сражения, тот не нерадив, не спорит, не развлекается, не смеется, не борется с коварными, не расстраивает рядов. А что же? Бодрствует, молится, окапывается, схватывается и до начала битвы отгоняет пожелания, питается в меру, прощается с миром, жизнью, собственным телом, по апостольскому выражению, «все почитая за сор» ради Христа ( Флп.3:8 ). Разве вы не знаете, что случилось с несчастным Лукианом, чтобы не говорить о прочих? Как он пал, как, стыдно сказать, стал слугой царя, правильнее – дьявола. Прошу вас, молитесь обо мне, чтобы меня, блудного, бездеятельного, бесполезного, осенила сила Христова, дарующая победу, ибо Он сказал: «без Меня не можете делать ничего» ( Ин.15:5 ). О том же и я ежедневно со слезами молюсь за вас. Да, прошу вас, готовьтесь, наденьте панцирь, станьте в ряд, имея пред собой предводителем и защитником Господа, Который, конечно, спасает верующего. «Веруете ли, что Я могу это сделать?» – говорит Он. «Они говорят Ему: да, Господи!» А Он: «Идите и по вере вашей да будет вам». И они получили просимое ( Мф.9:28–29 ). То же и в отношении нас, смиренных. Покажи, брат, мое письмо выдающимся. А прежде всего будьте более тверды, когда из темницы вас препроводят к царю. И да будет с вами Господь. Аминь. Читать далее Источник: Послания/Преподобный Феодор Студит. - М. : Приход храма Святаго Духа сошествия : Изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского, 2003. (Святоотеческое наследие). Кн. 1. - 474, с.; Кн. 2. - 503 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

После этого Святой Апостол и Евангелист Лука своими руками создал подобие Матери Господа и оставил последующим поколениям. Также дивные и многие чудеса сотворил явившийся в Финикии нерукотворный образ Сампсона. Чудеса, бывающие и от других святых образов, не ярче ли солнца показывают, какова должна быть честь, которую им следует воздавать!» Царь, же не внимая словам преподобного, говорит: «Не хочу я невидимое и непостижимое Божество изображать в красках». Отвечал Феодор: «О, царь, мы не описываем Божество, но неописуемо в него верим и исповедуем его, принятую же от нас Плоть Сына Божия изображаем иконописью, и поклоняемся иконе, и почитаем ее». Блаженный Феодор выступил против разгневанного царя с духовным мечом, говоря ему: «Пойми же, царю, и знай, что это не твое дело – рассматривать и изменять Церковные постановления. Твоей власти подобает рассуждать о мирских делах и управлять ими, церковные же дела должны вести святители и учители церковные, тебе же велено только следовать за ними и повиноваться им. Поскольку так говорит Апостол: Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями ( 1Кор. 12, 28 ). В других текстах Писания также подчеркивается, что церковными делами должны управлять не царь, а церковные учители». Царь же обращается к преподобному: «Ты, что ли, прогонишь меня из Церкви?» Преподобный отвечал: «Не я, но Предания Божественных и святых Отцов изгонят. Если же и Ангел с Небес благовестит нам, что ты поступаешь противно святой вере, да будет анафема. Хочешь ли быть внутри Церкви Христовой вместе с нами, поклоняющимися иконе Христа? Тогда следуй во всем Патриарху и решениям славного Собора». Услышав это, царь сильно разгневался и прогнал от себя всех с бесчестием. Исправление претыкающымся пятое Снова из святого Дамаскина, в Слове третьем о святых иконах: «Святой Дух через Апостола Павла говорит: Бог, многократно и многообразно говоривший издревле Отцам в Пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне ( Евр. 1, 1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Пс.145:3.   Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения. Если они не властны в своем собственном спасении, если не могут покровительствовать даже самим себе, и в сколь многих великих опасностях и смертоносных болезнях находятся — то как можно «надеяться» на них? (Златоуст). Пс.145:4.   Изыдет дух его, и возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его. «Духом» называет душу. В день смерти душа разлучается с телом, которое возвращается в «землю свою» , из которой взято, по слову Праведного Судии: «яко земля еси, и в землю отыдеши» (Быт. 3:19). Души, как говорят святые отцы, все помнят из того, что было содеяно: и слова, и дела, и помышления, и ничего из этого не могут тогда забыть. А «погибнут» помышления века сего: о строениях, имуществе, родителях, детях и всяком даянии и получении. Но то, что она сделала относительно добродетели или страсти, все то помнит, и ничего из этого для нее не погибает. Но если и пользовал кто кого, или тот получил пользу от кого, то всегда помнит и пользовавшегося, и пользовавшего. Точно так же если и вред потерпел от кого, и сам сделал вред кому — то помнит и вред содеявшего и принявшего вред. И ничего душа не забывает из содеянного в мире, но помнит по смерти еще яснее и очевиднее... И даже тот самый вид греха душа помнит, и то самое место, и то самое лицо, с которым согрешила (Дорофей). Пс.145:5.   Блажен, ему же Бог Иаковль Помощник, упование его на Господа Бога своего: «Блаженным» называет надеющегося на «Бога» , а не на «князи» и «сыны человеческие» ; на Него и патриарх «Иаков» надеялся и получал многократно великую помощь: не без причины поэтому упомянул об «Иакове» (Феодорит). Пс.145:6.   Сотворшаго небо и землю, море, и вся, яже в них: хранящаго истину в век: Этими словами священнопевец объемлет всю видимую тварь, показывая силу Творца. Из этого можешь заключить, сколь великое различие между тленными начальниками и Творцом всего (Феодорит). Пс.145:7.   Творящаго суд обидимым: дающаго пищу алчущым. Господь решит окованныя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Псалом показывает, что Тот, о Ком он пророчествует, древнее солнца и луны. Он сойдет, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю (ст. 6); «сим ясно представил нам пророк человеческое рождение, совершившееся без шума, крайне безмолвно и таинственно: как руно, принимая на себя дождь, не издает никакого шума, и капли росы, падая на землю, не производят никакого ощущения в слухе, так совершилось Владычнее зачатие, неощутимо для жившего с Мариею обрученника» (блж. Феодорит). Он будет обладать от моря до моря и от реки до концев земли (ст. 8), т. е., по толкованию святителя Афанасия Александрийского , «возобладает вселенною до самых ея пределов». Падут пред Ним жители пустынь, и враги Его будут лизать прах; цари Фарсиса и островов поднесут Ему дань, цари Аравии и Савы принесут дары, и поклонятся Ему все цари, все народы будут служить Ему (ст. 9–11), – «о всех их сказал пророк, что припадут пред Ним, воздадут Ему поклонение как Богу и принесут дары как Царю» (блж. Феодорит). И будут давать Ему от золота Аравии (ст. 15); – эти слова, говорит святитель Афанасий Александрийский , «ясно означают дары, принесенные волхвами ( Мф. 2, 11 )». Будет имя Его благословенно вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя Его; и благословятся в Нем все племена земныя, все народы ублажат Его (ст. 17). Последними словами «пророк, – по замечанию блаженного Феодорита , – напоминает обетование, данное Аврааму, Исааку, Иакову, ибо сим трем патриархам Бог обетовал, что благословятся то вси языцы земнии ( Быт. 18, 18 ), то племена земнии (12, 3); различными же сими именованиями означается весь человеческий род». В псалме 109-м Мессия воспевается как славный Царь, Которого Бог поставил могущественным Соправителем Себе; Он вместе Царь и Священник по чину Мелхиседекову, торжествующий над врагами Своими и чрез уничижение достигающий величия. О начале сего псалма упоминает святой апостол Петр в Книге Деяний (2, 34–35), а Господь Иисус Христос в беседе с фарисеями первый стих псалма относит к Себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Равноангельному, блаженнейшему и апостольскому отцу Льву, папе Римскому, Платон, затворник 205 , и Феодор, пресвитер и игумен Студийский Поистине великое для нас, смиренных, и [достойное] высочайшей признательности дело, что мы удостоились получить от вашего апостольского блаженства приветственное обращение 206 и изложение внушенных Духом священных изречений ваших чрез Епифания, сослужителя и возлюбленного нашего сына, и это в то время, когда мы заключены зломысленными (κακδοξοι) 207 , и притом так, что мы лично увиделись с доставителем послания. Поэтому мы возрадовались, возвеселились, восхвалили Господа, дивным образом даровавшего неожиданное нам, недостойным, по божественным твоим молитвам, так что мы чуть не воображали видеть и священные черты твои чрез эти изречения. (95) Ты по примеру Христа воззвал к нам, смиренным, и оживил дух наш, укрепил немощь, утвердил слабость, как бы помазав нас своими превышающими нас утешительными и назидательными речами, увещевая стоять в православной вере непреклонно, до конца, что и да будет с нами по твоим милостивым молитвам. Мы же, ничтожные, опять сочли за благо как прежде чрез этого вернейшего нашего доставителя писем и потом чрез Евстафия, его друга и нашего сына 208 , так и теперь донести тебе то, что необходимо. У нас, блаженнейший, состоялся всенародный собор, на котором заседали и начальствовали сановники, собор к нарушению Евангелия Христа, Которого ключи ты получил от Него чрез верховного апостола и преемников его до предшественника священнейшей главы твоей. И как потерпит богоподобная кротость твоя слышать об этом? Начнем с Закона и Пророков. Так говорит Закон: не прелюбы сотвори, не послушествуй свидетелства ложна, не возмеши имене Господа Бога твоего всуе ( Исх.20:14, 16, 7 ). И Соломон: держай прелюбодейцу безумен и нечестив ( Притч.18:23 ). И Малахия: устне иереовы сохранят разум, и закона взыщут от уст его: яко ангел Господа Вседержителя есть ( Мал. 2:7 ). Перейдем к Евангелию. Кто разведется с женою своею, говорит оно, и женится на другой, тот прелюбодействует ( Мф.19:9 ); и еще: что Бог сочетал, того человек да не разлучает ( Мф.19:6 ). А какое различие между Законом и Благодатью, это мы знаем из слов Самого Господа, Который говорит: [Col. 1024] здесь Тот, Кто больше храма ( Мф.12:6 ), затем и из слов апостола, который говорит: отвергшийся закона Моисеева, без милосердия при двух или трех свидетелях наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета и Духа благодати оскорбляет ( Евр.10:28–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Св. Феодорит Кирский добавляет: «Апостол указал на “жертву хваления”, благоугодную Богу, но соединил с нею жертву “благотворения”, которую справедливо назвал “общением”. Ибо и Господь сказал: “Сотворите себе други от мамоны неправды, да егда оскудеете, приимут вы в вечныя их кровы” ( Лк. 16:9 ). И божественный Апостол говорит: “Ваше избыточествие во онех лишение: да и онех избыток будет в ваше лишение, яко да будет равенство” ( 2Кор.8:14 ). Посему общение есть и воздаяние. Один дает деньги, другой воздает благословением; и большее дается нуждающимся» 2 . Также у апостола Павла встречаем: «Богатых… увещевай, …чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни. ( 1Тим.6:18–19 )», а Бл. Феофилакт комментирует: «Это относится к любви. Под общительными разумей разговорчивых, приветливых людей» 3 . Цитаты об общении «Как в искусной музыкальной гармонии каждая струна издает различный звук, одна – высокий, другая – низкий, так и в этом Художник и Творец-Слово, хотя и поставил различных изобретателей различных занятий и искусств, но все дал в распоряжение всех желающих, чтобы соединить нас узами общения и человеколюбия и сделать нашу жизнь более цивилизованной». свт. Григорий Богослов «Бог устроил ещё, что мы имеем нужду друг в друге, чтобы и таким образом соединить нас, так как нужда особенно производит общение». свт. Иоанн Златоуст «Всякое животное любит подобное себе, и всякий человек — ближнего своего. Всякая плоть соединяется по роду своему, и человек прилепляется к подобному себе. Какое общение у волка с ягненком? Так и у грешника — с благочестивым». Сир.13:19-21 Примечания: 1 Феофилакт Болгарский , архиепископ Охридский Толкование на послание к Евреям . 2 Блаженный Феодорит Кирский Толкование на послание к евреям . 3 Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский Толкование на Первое послание к Тимофею святого апостола Павла . Литература по теме Близкие понятия

http://azbyka.ru/obshhenie

у Зигабена и сам Зигабен), а бл. Августин в своём объяснении прямо приводит 1 ст. 2 Пс.(Епагг. II, serm. II, vers 11). Блженъ зыкъ, гдь бгъ же избра въ себ. 12. Блажен народ, у которого Господь есть Бог, – племя, которое Он избрал в наследие Себе. 12 . Пребывающие во век совет Господень, обнимая собою судьбы всего человечества, преимущественно направлен к благо устроению судьбы того народа, который верует в Иегову, как единаго истинного Бога, и которого Сам Бог благоволил избрать Себе как бы в наследственный удел ( въ себ.) и назвать своим народом (ср. Втор.26:17–18 ). Истинно блажен такой народ, хранимый и направляемый к благим целям всемогущею силою Божиею (ср. Втор.33:29 ), и след. при представлении себе всемогущего промысла Божия, сознание своей принадлежности в избранному народу Божию должно служить для верующих новым побуждением в радости о Господе, и к прославлению Его. В прямом буквальном смысле здесь речь о бывшем в ветхом завете избранным Божиим наследием народе еврейском; но в отношении ко временам новозаветным, когда еврейский народ сделался отверженным, под избранным блаженным народом, по изъяснению отцов и учит. церкви, следует разуметь христиан, как «народ по преимуществу избранный из всех народов земных» вместо народа отверженного, «удостоенный множества благодатных даров, и «ожидающий наследия вечных благ» в небесном царствии (св. Василий В. ср. бл. Феодорит и Зигабен). Съ нбс призр Гдь, вид вс сыны 13. С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих; готоваг жилища своег призр на вс живщы на земл: 14. с престола, на котором восседает, Он призирает на всех, живущих на земле: создавый на сердца ихъ, размвай на вс дла ихъ. 15. Он создал сердца всех их и вникает во все дела их. 13–15. По Господь, покровитель и защитник верующих в Него, не только всемогущ, но и всеведущ. Преимущественным жилищем Его мы обыкновенно называем небеса, как высшую часть вселенной и как обиталище ближайших слуг Его, блаженных духов ( Пс.113:24; 102:20–21 ), и представляем себе, что Господь, как царь вселенной, утвердил на небесах престол Свой и царствует оттуда над миром ( Пс.102:19 ; ср. 10:4); но и с высоты небесного престола взирая на мир, Он видит всех людей, где бн они не обитали на земле, и как Создатель самих душ человеческих, читающий в сердцах их самые тайные мысли в намерения (ср. Пс.93:9–11; 138:1–6 ), со всею точностью знает и по достоинству оценивает ( размвай – разумно ведает, как опытный – изрекающий приговор», – Феодорит) все дела их.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Удивившись этому, я прославил Бога, который прославил раба своего и почтил его нетлением прежде общего и всемирного воскресения. Вот что я должен был сказать о его остатках! Что касается его духа, то он получил великий доступ к Богу. Особенность сего доступа я теперь постараюсь показать в немногих словах. Во св. граде есть один серебряных дел мастер, родом из Дамаска, по имени Ромул, первый из диаконов, служащих при св. Гефсимании. Этот Ромул рассказал мне следующее. «Во время кончины блаженного Саввы обокрадена была моя мастерская, и пропало почти 100 литр серебра. Я тотчас пошел во храм св. мученика Феодора, в продолжении 5 дней освещал сей храм и день и ночь пребывал в слезах при решетке алтаря. Около полуночи 5 го дня я заснул и увидел св. мученика Христова Феодора. Он сказал мне: какую нужду имеешь ты во мне? Что ты так печалишься и плачешь? Я ему отвечал, что я лишился и своего и чужого серебра, молился, но не получил никакой пользы. Святой отвечал мне: меня здесь не было. Нам повелено было идти и встретить св. душу аввы Саввы и отвести ее в место упокоения. Теперь ты поди в такое-то место и найдешь там укравших твое серебро! В самом деле, мы нашли серебро точно так, как сказано было в видении». Два брата по плоти, родом из той страны, которая обиловала плодоносными полями, из селения Вурии, имея веру к св. Савве, усердно принимали и угощали всех, приходившйх из его монастырей в их страну по каким-либо делам. Притом они и жили богоугодно. Но по некоторому действию сатаны, во время собирания винограда они оба впали в столь сильную болезнь, что домашние отчаялись в выздоровлении их. Беспокоясь о потере винограда, эти два брата вспомнили о Савве и молились ему о помощи. Святой явился каждому из них особо и сказал: «я молил Бога о вашем здравии, и Бог услышал мою молитву. Во имя Иисуса Христа, истинного Бога, встаньте и идите на свою работу!» Они тотчас укрепились, возвестили домашним об этом чуде и пошли на свою работу. С того времени ежегодно в самый день этого чуда они делают всему своему селению всенародный праздник.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Феодора с смирением говорила себе, что, судя по важности ея преступления, послушания, возложенные на нее, слишком легки и снисходительны. Она сама хотела усилить свои труды и довела ревность свою до того, что принимала пищу только один раз в неделю. Успехи ее в духомных подвигах привлекали на нее милосердие Спасителя, и она приводила в изумление игумена и братию своими подвигами; до того распялась она на кресте умерщвления, беспрестанно припадая, как новая блудница, к ногам Христа, день и ночь омывая их слезами покаяния, что не только грех ее прощен был, но она стала на высокой степени духовного совершенства. Только при кончине Феодоры открылась тайна ее пола. Провидению было угодно привесть и мужа ее в обитель; он узнал только в это время, как о причине удаления жены из дому, так и о подвижничестве ее; глубоко пораженный примером, он оставил свет, продал свое имущество, принял монашество, поселился в келье Феодоры и был погребен в одной с нею могиле. Блаженная Феодора подвизалась при императоре Зеноне (474 – 490 г.) (Из кн. «Св. подвижницы восточной церкви», Филарета, арх. чер. Спб. 1871 г., стр. 45 – 47; 50). 3. Кровосмешение а) Тяжесть греха кровосмешения. Кровосмешение – грех, когда союзом, подобным супружескому, соединяются близкие родственники. Вот что говорить об этом постыдном грехе св. апостол Павел: есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и при том такое блудодеяние, какое не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего... Да будет изъят из среды вашей сделающий такое дело... и я решил предать его сатане в измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа. ( 1Kop. V, 1 – 5 ). б) Голос природы против кровосмешения (или печальные последствия браков, заключенных в близких степенях родства). Одно из оснований запрещения браков в близких степенях родства кроется в существе физической (телесной) природы, которая отнюдь не терпит их. Один и тот же Творец есть виновник и нравственной и физической природы, а потому ничего нет удивительного, если они согласны между собой, и так сказать проникаются взаимно до того, что неуважение или нарушение требований нравственных законов отзывается вредными последствиями на физической природе, влечет за собою соответствующие преступлению наказания: ослабление сил, болезни и т. д. 188 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010