Феодорит, блаженный



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

блаженный Феодорит КирскийИскать в Источникеazbyka.ru
... родители были людьми верующими, состоятельными, уважаемыми и благочестивыми. Имя Феодорит дарованный Богом — было дано будущему Кирскому епископу в связи с тем, что он появился на свет после длительных ожиданий, благодаря молитвам двух преподобных подвижников, Македония и Петра: мать Феодорита долго не могла забеременеть. Кроме того, это имя связано с предварительным родительским обещанием, впоследствии исполненном, посвятить своего будущего сына на служение Богу. На восьмом году жизни Феодорит, во исполнение священного обета, был отдан на воспитание в одну из обителей, располагавшихся в окрестностях Антиохии. Под наставничеством опытных сирийских богомольцев он возрос возрастом духовным, а затем сделал свой главный жизненный выбор: отрешился от суеты мира и вступил на монашеский путь. Приблизительно в двадцатилетнем возрасте Феодорит был посвящен в должность чтеца при одной из Антиохийских церквей. Некоторое время спустя (к тому времени его родители уже умерли) удалился в монастырь, расположенный в окрестностях Апомеи и предался монашеским подвигам. Дальнейшие подробности биографии блаженного Феодорита, вплоть до времени его поставления на епископскую кафедру Кира, нам ... текст полностью ...
Византийские Отцы V-VIII веков, Часть 3 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... до самого его избрания на Кирскую кафедру нам не известна. Мы знаем, что он был чтецом в Антиохии, что после смерти матери роздал все свое наследство и, по-видимому, удалился в одну из Ницертских обителей, «училище любомудрия», по его выражению. Нужно думать, что он как-то проявил себя, и привлек к себе внимание. Этим только и можно объяснить его избрание во епископы города Кира в 423 г. Кир был маленьким и почти пустынным городком неподалеку от Антиохии, но Феодорит полюбил его и называл «лучшим всякого другого славного города». Он заботился о своей пастве не только в духовном, но и в житейском отношении; по собственному признанию, был «занят бесчисленными заботами, городскими и сельскими, военными и гражданскими, церковными и общественными». В тоже время он не прерывал своих связей с отшельниками и подвижниками, и сам проводил жизнь воздержанную и нестяжательную. «Я не приобрел ничего, кроме рубищ, в которые одет», – говорил он о себе под старость. И в своей области, и в других городах Востока ему приходилось сталкиваться и с язычниками, и с иудеями, и с различными еретиками, и борьба с ними не всегда оказывалась безопасной: «часто проливалась моя кровь, – и я ... текст полностью ...
Иеромонах Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... Митрофан (Баданин) . Блаженный Феодорит Кольский Приводится по изданию: Иеромонах Митрофан (Баданин) . Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей. Исторические материалы к прославлению и написанию жития. Мурманск. Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002 г. Предисловие Данное исследование – одно из нескольких, проводимых в рамках работы Комиссии по канонизации святых Мурманской и Мончегорской епархии. Исходя из традиций прославления подвижников Православной Церкви и в соответствии с решениями Поместного Собора 1988 года по данному вопросу, одним из важнейших этапов работы при канонизации является сбор и исследование фактов биографии, а также исторических документов, могущих помочь в написании полноценного жития и правдивом раскрытии сути жизненного подвига прославляемого святого. В то же время необходимо признать, что эта предваряющая написание жития работа подчас либо вообще опускается, либо проводится весьма поверхностно. Следствием такого нерадения является, увы, весьма распространенное в агиографии явление, когда отсутствие исторического материала и фактов из жизни святого компенсируется пространными и порою не имеющими отношения к жизни ... текст полностью ...
Житие преподобного пустынника Македония ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Житие преподобного пустынника Македония Сирийского Феодорит Кирский, блаженный Пустынник 1. Македония, по прозвищу «Критофаг» [1] (его он получил от рода своей пищи) , знают все: и финикийцы, и сирийцы, и киликийцы; известен он и сопредельным с ними народам. Одни из них сами были очевидцами его чудес, другие же слышали распространившуюся о них громкую молву. Впрочем, не все знают о нем все, но одни знают одно, другие — другое, и каждый справедливо восхищается тем, что знает. Я же, зная точнее других то, что касается этого Божественного моего наставника (потому что многое побуждало меня часто посещать его) , расскажу, как сумею, о разных событиях жития его. В своих повествованиях я излагаю его историю только сейчас не потому, что он был ниже других по добродетели (по ним он равен тем, о которых я рассказывал вначале) , но потому, что он, прожив долго, скончался после тех, о которых я упомянул. 2. Местом и поприщем своих подвигов Македоний избрал вершины гор, не оставаясь на одном месте, но переходя от одного обиталища к другому. Делал он это не потому, что ему не нравились избранные им места, но чтобы избежать множества народа, собиравшегося и стекавшегося отовсюду к ... текст полностью ...
Кротчайший из людей / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... как велел ему Бог, а ударил по скале жезлом, и истекла вода. Поэтому Бог и сказал Моисею с Аароном: «За то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему» ( Чис. 20: 8-12 ) . Какое суровое наказание для Моисея! Недаром пророк перед своей смертью молил Господа: «Владыко Господи, дай мне перейти и увидеть ту добрую землю, которая за Иорданом, и ту прекрасную гору и Ливан» ( Втор. 3: 24-25 ) . Но Бог желал, чтобы в новые мехи вливали новое вино, чтобы в землю обетованную вошли мужи совершенной веры. Блаженный Феодорит Киррский еще указывает, что земля обетованная – это символ благодати Нового Завета, а поэтому закон в лице Моисея и окончился до перехода израильтянами через Иордан. Поэтому-то Моисей и назвал своего самого верного служителя – Осию, сына Навина, – Иисусом, то есть спасителем ( Чис. 13: 17 ) . Именно Иисус Навин ввел иудеев в землю обетованную, прообразуя то, как Иисус Христос введет свой народ в Царство Благодати. И как закон являлся «детоводителем» ко Христу ( Гал. 3: 24 ) , издали открывал человеку благодатные заповеди блаженства, так и Моисей удостоился ... текст полностью ...
Как правильно общаться с Ангелом Хранителем? / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего» ( Дан. 10: 13, 21 ) . Святые отцы – толкователи Библии – неоднократно писали о том, что под словом «князья» в вышеупомянутой книге подразумеваются Ангелы Хранители целых народов. И святой Архистратиг Михаил издревле почитался у евреев как хранитель именно иудейского народа, исповедующего веру в истинного Бога. Приведем цитаты… Святой Дионисий Ареопагит: «Богословие вверяет священноначальство над нами ангелам, когда называет Михаила князем иудейского народа, равно как и других ангелов князьями других народов…» Блаженный Феодорит: «Божественный пророк Даниил говорит, что некоторым из них вверено начальство над народами: князь царства Персидского стоял против меня ( 10: 13 ) . Упоминает также о князе еллинском и присовокупляет, что не было никого, кто помог бы ему ходатайствовать пред Богом о свободе Иудеев, кроме Михаила князя их ( Дан. 10: 20–21 ) ... некоторые из ангелов начальствуют над целыми народами, а некоторым из них вверено попечение о каждом, в частности, человеке... » О приставлении к человеку святого Ангела Хранителя прямо говорится в Священном Писании и молитвах Православной Церкви… ... текст полностью ...
Ангел Гефсимании / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... кто, по слову евангелиста, укреплял Его, то есть ангел, тот этими словами придавал Ему мужества и убеждал Его стать выше природной слабости и, укрепляя Его мысли, делал Его мужественнее» Но не только Феодора осудил святой Собор – он также осудил и сочинения блаженного Феодорита Кирского, написанные против святителя Кирилла Александрийского. И среди этих осужденных произведений мы находим такой отрывок: «Итак, кому мы припишем следующее… Кому неведение и страх, кто нуждался в помощи ангелов? Если это свойства Бога Слова, то таким образом мудрость обнаруживает неведение» [12]. И хотя сам блаженный Феодорит не был осужден, но эти произведения были преданы анафеме. Итак, в рассматриваемом вопросе мы обнаруживаем, что святые отцы отвергают суждение, будто Создатель получал помощь от твари. Но архангел Гавриил воздавал славословие Творцу, воспевая не только Его Божественную крепость, но и крепость, которую Он явил в человеческом естестве. И в этом пении сам ангел укреплялся, подавая нам пример в прославлении Творца. Мозаики собора святого Марка, Италия. Венеция, XIII в. Византийская традиция Моление о Чаше, фрагмент фрески. Монастырь Высокие Дечаны, Сербия, Косово. Неф. XIV ... текст полностью ...
Преподобный Максим Исповедник о единовременности ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... 22–25 ) . Эти слова иногда истолковываются (в том числе и христианскими экзегетами) в том смысле, что, в случае если младенец окажется «изображен», то есть сформировавшимся, происшедшее несчастье должно быть приравнено к убийству, а значит, и убийца должен понести соответствующее наказание; в том же случае, если плод окажется «неизображен», то есть не будет иметь характерных человеческих черт, его вообще можно не считать человеком, а потому и случившееся нельзя считать убийством: здесь преступник должен заплатить лишь денежный штраф. Вот как, например, истолковывает этот библейский текст блаженный Феодорит Кирский: «Что значит: младенец изображен ( Исх. 21: 23 ) ? Говорят, что, когда тело совершенно образуется во чреве, тогда уже зародыш делается одушевленным. Ибо и Творец образовал сперва тело Адамово, а потом уже вдунул душу. Посему законодатель повелевает, что если имеющая во чреве жена в драке выкинет и младенец выйдет изображен, то есть совершенно образовавшийся, то называть сие убийством, и кто причиною сего, того подвергать равному с убийцей наказанию; а если выйдет еще не образовавшийся младенец, то не вменять сего в убийство, потому что младенец еще не одушевлен; ... текст полностью ...
Вифлеемская звезда / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... был пасти Израиль, родился не в палатах царских, а в простом хлеву. Ангел Господень указал на это как на особый знак: «радость, которая будет всем людям», будет найдена пастухами в яслях для скота ( см. : Лк. 2: 12 ) . Христос умалил Себя, приняв образ раба ( см. : Флп. 2: 7 ) . По святителю Феофану, Господь пошел путем смирения, истощания. Сознавая Себя равным Богу, Он, «совлекшись видимой славы и величия, свойственных Божеству и Ему, яко Богу, принадлежащих… сокрыл славу Своего Божества». «Бог по естеству, имея равенство со Отцом, сокрыв достоинство, избрал крайнее смирение» (блаженный Феодорит) . Умаление себя, смирение, отсечение своего эгоизма – это путь к небесной славе, который предложил Христос нам. Не в императорских покоях, не в пышности земной славы Он предложил нам великую надежду. Славу и богатство земных царей Он противопоставил небесной славе и сокровищу на небесах. «Не принимаю славы от человеков», – говорил Господь о Себе. «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? » – говорил Он о нас ( Ин. 5: 41, 44 ) . Спаситель упрекал фарисеев не в том, что они соблюдают внешние правила ... текст полностью ...
Бегство от Бога: истолкование Феодором ...Искать в Источникеmospat.ru
... при этом временами споря и не соглашаясь со своим учителем 37. Зная о предлагаемых способах объяснения причин бегства пророка у своих предшественников, Феодорит пытается вкратце резюмировать различные мнения: он специально оговаривает, что его бегство не было вызвано такими человеческими слабостями, как робость и страх. Вместе с тем он приписывает пророку опасение, что в случае покаяния ниневитяне сподобятся человеколюбия Божия, а значит, пророчество о божественном наказании окажется ложным и его самого могут посчитать лжецом. Кроме того, в согласии с предложенной Феодором концепцией, блаженный Феодорит считает, что пророк «…предполагал, что обвинение иудеев превратится в послушание ниневитян, которые поверили неизвестному иноплеменнику, в то время как те не поверили своим многочисленным единокровным пророкам, совершавших пророчество в сопровождении чудес, от которых те не приобрели никакой пользы» 38. Таким образом, Феодорит, как ученик и последователь Феодора, старается следовать экзегетической концепции своего учителя, но при этом пытается пересказать ее таким образом, чтобы включить в свое изложение иные тенденции интерпретации этой проблемы, свойственные представителям ... текст полностью ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Феодорит, блаженный
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"