Как можно уже уидеть из представленной истории канонизации каждого святого в отдельности, сведений о существовании правила проверки высшею церковною властию чудес и о постоянном применении его при совершении ее сохранилось очень мало. В до-монгольский период такую проверку можно предполагать относительно чудес, совершавшихся при мощах Бориса и Глеба. Основанием для такого предположения может служить замечание летописца, указанное нами уже при изложении истории канонизации преп. Феодосия Печерского , что некоторые митрополиты Греки не верили святости Русских угодников. Такое неверие митрополита Грека в святость наших угодников естественно должно было заставить его с особенною осторожностью отнестись к чудесам свв. Бориса и Глеба и проверить их. Из последующего времени этого периода мы имеем два факта подобного рода проверки чудес высшею духовною властью. Первый факт такой проверки чудес высшею церковною властью мы встречаем в истории канонизации Ярославских чудотворцев. Мы видели уже, что когдаот открывшихся мощей стали совершаться многие чудеса, то игумен с братией сочли нужным донести как о мощах, так и об этих чудесах Ростовскому епископу Трифону, к епархии которого принадлежал Ярославль. Этот епископ, как читаем в Степенной книге и Софийском Временнике, «слышав, яко многа чудеса и исцеления у гроба святых бывают во граде Ярославли от мощей новоявленных чудотворец благовернаго великаго князя Феодора Ростиславича Смоленскаго и Ярославскаго и сынов его Давида и Константина, и бысть неверием одержим о чудесех святых, и непшевая, яко ложь есть, и посла во град Ярославль видети и известно испытати Ростовскаго протопопа, Константина именем», чтобы, как последний сам высказал игумену цель своего прибытия в монастырь Спаса, «дозрети ваших чудотворцев, како будут в телеси лежать, и како исцеления многа творить, истина ли то будет или лжа на прелесть человеком» 360 . Другой факт, хотя и не такой решительный и ясный, как вышеприведенный, – это чтение записи чудес при канонизации св. Петра, митрополита Московского 361 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Смоленское княжество переходит к Федору как вотчина, т. е. как наследство от отца. Такой переход был, вероятно, неожиданным и, во всяком случае, неприятным для племянников Федора, сыновей его братьев, проведших детство и юность в Смоленске и смотревших на него как на свой город, забывших, вероятно, и думать о том, что где-то далеко есть у них еще дядя. В особенности недовольны должны были быть сыны старшего брата Роман Глебович и Александр Глебович. За дальностью расстояния и множеством дел Федору трудно было управлять Смоленском лично, потому он ставил наместников, выбирая их из числа своих племянников. По-видимому, неплохо получилось у Федора с младшим племянником Андреем Михайловичем, но другой племянник Роман Глебович в 1285 году напал на Смоленск, намереваясь отобрать его у дяди, но не смог, а только пожег пригород и воротился назад4. С этим племянником Федору удалось заключить мир, сделав его смоленским наместником. Однако третий племянник, Александр Глебович, в 1297 году “взял лестью княжение смоленское под дядей своим”4. В 1298 году Федор с большим войском крепко бился под Смоленском, но не мог взять город и возвратился в Ярославль. Это было за год до смерти Федора. За Смоленск стоило биться. Дело было не только в приобретении нового владения, но и в том, что Федор, со свойственным ему талантом, налаживал к лучшему жизнь в тех владениях, которыми ему довелось княжить. Так и в Смоленске, который он посетил сам только в 1284 году, он совершил два ставших нам известными акта, о которых я уже упоминал. Заботясь о развитии торговли, он заключил в 1284 году с Рижским епископом Мейстером и немецкими ратманами договор о свободной торговле и беспрепятственном сношении между Смоленском и Ригой7. Вероятно, князь Федор Ростиславич заключил не один договор с соседственными городами и князьями, но они не дошли до нас. Этот договор, помещенный в первом томе Собрания Государственных грамот и договоров, был заключен в мае 1284 года. Вот его содержание: “Поклон от князя Феодора к Пискупу и к мастеру и к ратманам. Што будет нам с Пискупом или с мастером, то ведаемся мы сами; а вашему гостеви семо буду пусть чист; а рубежа не деяти, ни нам себе в Ризе, ни на Гоцком березе купцом. Сиже грамота писана бысть и шло было от Рождества Господня до сего лета тысяча лет и двести лет и семьдесят лет и три лета, в четвертое лето на Вознесенье Господне; а ту был в Смоленске на месте на княжи на Феодоре, Андрей Михайлович князь, Артемий наместник, Остафий Дядко, Микула Дядкович, Лаврентий наместник Владычнь, Мирослав Олекса черный, Терентий таможник ветхий, Андрей поп. А ту был при докончании грамоты сее Любрахт, посол от Мастера; а от города Петр Бяртольд, а в торговцах Феодор Волховник из Брюнжвика, Гельвик из Миштеря; а Моисей печатник Княжь Феодоров печатал, а Федорко писец Князь Феодоров писал”24.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЛАДИМИР И АГРИППИНА (до 1178 - ок. 1226), святые благоверные кн. и кнг. ржевские (пам. 15 июля, 23 июня, в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых). Идентификация В. и А. с известными историческими лицами возможна лишь предположительно; достоверно известно, что в XVII - 1-й пол. XVIII в. они местно почитались в Ржеве. Святые кн. Владимир и кнг. Агриппина ржевские. Прорись с иконы XVII в. (ГРМ, ПМ-4209) Святые кн. Владимир и кнг. Агриппина ржевские. Прорись с иконы XVII в. (ГРМ, ПМ-4209) Начиная по крайней мере с 30-х гг. XIV в., возможно и несколько ранее, Ржева находилась под властью Литовского великого княжества ; о сидевших здесь в это время князьях имеются отрывочные сведения, и Владимиры среди них неизвестны. С 80-х гг. XIV в. область принадлежала Московскому княжеству, в 1389 г. на короткое время она вошла в удел боровско-серпуховского кн. Владимира Андреевича Храброго († 1410), однако к моменту своей кончины он Ржевой уже не владел. Среди ржевских князей долитов. периода, происходивших из смоленской ветви древнерус. княжеского семейства (потомков блгв. кн. Ростислава (Михаила) Мстиславича ), действительно находим одного Владимира, к-рый был, судя по всему, 1-м ржевским князем, родоначальником ржевской линии смоленских князей. Это Владимир Мстиславич, 2-й сын торопецкого блгв. кн. Мстислава (Георгия) Ростиславича Храброго (1178-1180), умершего на новгородском столе. Св. кн. Владимира Ржевского с кн. Владимиром Мстиславичем отождествляли Е. Е. Голубинский и архиеп. Димитрий (Самбикин) . В летописях Владимир Мстиславич впервые упоминается в 1180 г., когда умирающий отец поручил его братьям Рюрику и Давыду Ростиславичам (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 609). В Крещении князь, возможно, имел имя Флор или Лавр (если верна предположительная атрибуция В. Л. Яниным буллы с изображением св. Феодора на одной стороне и святых Флора и Лавра на другой как печати Владимира Мстиславича). В 1208 г., будучи князем псковским, Владимир Мстиславич участвовал в отражении литов. набега на Новгород. В 1209 г. был посажен своим старшим братом - новгородским кн. Мстиславом (Феодором) Мстиславичем Удатным в Вел. Луках, сохранив за собой Псков.

http://pravenc.ru/text/159124.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2011-11-12 11:17:54 Владелец: fray2011 Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: Добрый день! Икону берегу с 1979 года, как память о моей бабушке. С ее слов, икону она привезла из деревни в Вологодской области в середине прошлого века. Знаю только, что перед ней она молилась о здоровье, так как сильно болела. Попытки опознаний [ 2011-11-12 13:06:34 ] tol : Скорее неправ, чем прав, но выскажу предположение, что по краям могут быть князья Борис и Глеб. Но их обычно в шапочках изображают, хотя есть иконы и без шапочек. Подобные сюжеты были очень распространены, например http://pravicon.com/images/sv/s0450/s0450024.jpg. В центре обычно изображался князь Владимир, но здесь монах... с виду очень похожий на Владимира, но Владимира принято изображать в княжеском одеянии, в монашеском же одеянии я его на иконах ни разу не видел. В общем, это не столько опознание, сколько повод подумать еще... [ 2011-11-13 00:35:59 ] Tasha : «Благоверные князья Феодор Черный, Смоленский и Ярославский с сыновьями Давидом и Константином " . Князья Федор, Давид и Константин — первые ярославские святые князья. Согласно Житию, Федор Ростиславич по прозвищу Черный был третьим сыном смоленского князя Ростислава Мстиславича. Женившись в 1259 г. на ярославской княжне Марии, он стал править в Ярославле. Чтобы оградить Ярославль от набегов татар, неоднократно ездил в Орду. От второго брака с ханской дочерью (в крещении Анна) у него родились сыновья Давид и Константин. В 1299 г. князь скончался, перед смертью приняв схиму и был похоронен в Спасском монастыре в подклете церкви Входа Господня в Иерусалим, расположенной рядом со Спасо-Преображенским собором. После кончины сыновей князя их тела были положены рядом с Федором. В 1463 г. при перенесении останков в новую гробницу произошло несколько чудесных исцелений. Официально они были канонизированы на соборе 1547 года, который проводил митрополит Макарий с Иваном Грозным. В семье Ивана Грозного эти святые пользовались особой любовью, так как по молитвам князя Феодора была исцелена от смертной болезни царица Анастасия. [ 2011-11-13 06:38:52 ] tol : Благоверные князья Феодор Черный, Смоленский и Ярославский с сыновьями Давидом и Константином. Раздел на сайте: http://pravicon.com/sv-2078. Действительно, есть подобные изображения, хоть и с незначительными отличиями (опять же, шапочек нет, в руках появился свиток). Но согласен, что опознание выполнено верно. Если несогласных мнений не будет, надо бы добавить это изображение на сайт.

http://pravicon.com/unknown-6

Князь Феодор Ростиславич выступил тогда посредником, употребив личные связи для того, чтобы было достигнуто дипломатическое соглашение. А князь Даниил, в свою очередь, нашел в себе силы покрыть любовью то, что, казалось бы, невозможно было ни простить, ни забыть. Святой – это человек, как правило, нарушающий устоявшийся порядок вещей, имеющий мужество противостоять обычаям века; и в том, что на Руси, раздираемой княжескими схватками, явили благое расположение «сыновья мира», был особый Промысл. Оба князя оставили пример духовного усилия, в определенном смысле даже перелома, определившего и исход их жизни. Князю Даниилу пришлось в этом случае выдержать урок посложнее. Миролюбие его было известно всем, оно проявлялось и в том, как смиренно довольствовался он незавидным по тем временам уделом – Москвой, и в том, как избегал тяжб и сам нередко выступал посредником в отношениях враждующих сторон. За долгие годы правления это высокое качество усвоилось и стало определяющей чертой его нравственного облика. Однако и столь явная добродетель была подвергнута испытанию: сможет или не сможет он превозмочь себя тогда, когда вины за ним нет, распространится ли его сердце дальше обычной справедливости? И князь Даниил, действительно, вышел из этой истории с честью, добросердечно согласившись на примирение с жестоко оскорбившим его братом. Но и князь Феодор, очевидно, извлек для себя из событий 1295–1296 годов духовную пользу. Из искушенного дипломата, привыкшего выстраивать отношения с Ордой, он превратился в миротворца в своем Отечестве. Благополучная развязка «земного узла» имела не только политическое, но и духовное значение: и Феодору Ростиславичу, и Даниилу Александровичу жить на земле оставалось уже немного. Перед уходом можно было вмиг потерять все, но каждый из них повел себя как христианин, и обоих ожидала награда. Исходы их из жизни временной оказались подобными. Святой князь Даниил Московский Явным знаком благоволения Господня к Даниилу Александровичу за его долготерпение и христианскую уступчивость становится укрепление Московского княжества не силой меча, а за счет добровольных даяний. В 1302 году племянник князя переяславльский князь Иван Дмитриевич, не имевший прямого наследника, умирая, завещал ему свою вотчину. Так Москва, разоренная, униженная Андреем Александровичем и татарским войском, поднялась, воспрянула, а через год обрела и своего молитвенника в Церкви Небесной. Венцом жизни благоверного князя Даниила (как и прежде, в 1299 году, для князя Феодора Смоленского) стало принятие ангельского образа в основанном им монастыре.

http://pravoslavie.ru/39438.html

Града Ярославля Святыя 236. Святый и благоверный преподобный князь Феодор Ростиславичь и святыя и благоверныя князи чада его Давид и Константин Ярославския чудотворцы. Преставися Святый Феодор в лето 6807 месяца сентября в 19 день Сын Смоленского князя Ростислава Мстиславича, воспитанный в страхе Божием, Феодоп и в молодых летах был боголюбив, а вместе отличался воинскою отвагою и мужеством. У него были два брата, князья Глеб и Михаил. По смерти отца, братья поступили с Феодором несправедливо: дали ему из княжества один только малый город Можайск. Он вступил в брак с дочерью Ярославского князя Василия Всеволодовича, Мариею, единственною наследницею Ярославского княжества, и стал жить в ЯРославле, где Мария родила ему сына Михаила. В 1277 году он и некоторые другие князья, по воле хана Менгу-Темира, отправились с дружинами в Орду, чтобы вместе с войсками хана воевать против Яссов, не хотевших платить дани Татарам. Князья Русские доходили до Дербента и смирили Яссов, взяв богатую добычу и пленников. Воинские подвиги Феодора доставили ему благосклонность в Орде. Мужественная красота, высокий рост и такой же ум его так пленили царицу, что она предложила ему руку дочери своей. Феодор отвечал, что у него есть супруга, дочь князя, и он, как христианин, не может иметь другой. Но когда он с опасностию для жизни отклонял от себя лестное предложение могущественной ханши, теща его княгиня Ксения не пустила его, по возвращении из Орды в Ярославль и объявила, что есть законный князь Ярославский, Михаил. Даже посредничество ордынского посла не могло преодолеть упрямства тещи. Добрый князь не хотел призывать грозного гнева ханского на отчизну, и Господь послал ему другую помощь: смерть братьев доставила ему в 1280 году Смоленское княжество. Тогда он снова отправился в Орду и женился на ханской дочери, нареченной в крещении Анною. Через несколько лет сын его, юный князь Михаил умер. Тогда отец его отправился в Ярославль с супругою и ыновьями Давидом и Константином, родившимися в Орде. Жители Ярославля и теперь не хотели было принять его: но

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

В наст. время известны 30 О. в рукописях и нотных изданиях с XII по XX в., в певч. книгах Стихирарь месячный, Праздники и Обиход, а также не включенных в певч. книги. По литургической принадлежности это песнопения будничного и воскресного богослужений: «Верую», «Свете тихий», тропарь «Воскресение Христово видевше» , богородичны «Преблагословенна еси» и «Достойно есть» , песнопения чина заздравной чаши «Днесь возгреме» и чина «мефимон» (т. е. великого повечерия (см. ст. Повечерие )) «Бесплотное естество херувимское», а также стихиры на «Слава, и ныне:» и на целование иконы в двунадесятые, великие и средние праздники: Сретение Господне, Успение и Покров Пресв. Богородицы, явление Ее икон Колочской и Владимирской, на памяти вост. святых (Усекновение главы св. Иоанна Предтечи, вмч. Пантелеимона, мучеников Маккавеев, вмч. Артемия) и рус. святых (св. блж. Прокопия Устюжского, преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, блгв. князей Феодора Ростиславича, Давида и Константина Ярославских). Известны и внебогослужебные песнопения: «Трудолюбивый о Бозе песнорачителю…» на текст Тихона Макариевского под заголовком «Поучение учителево ученикам на виршу», а также покаянный стих «Милая моя братия». О. были заимствованы из Византии. В рукописях XII-XIII вв. содержится 3 О.: Успению Пресв. Богородицы «Богоначальным мановением», Усекновению главы св. Иоанна Предтечи «Днесь беззаконообразная мати», вмч. Пантелеимону «Всемилостивыи Господе». К сер. XVII в. их число достигает 17, а затем уменьшается. Наибольшее число О.- в 4-м томе Стихираря «Дьячее око» (РГБ. Ф. 379. 63-66). Одни О. присутствуют практически в каждой певч. книге Стихирарь или Праздники (напр., песнопения двунадесятым праздникам - Успению Богородицы и Сретению Господню), другие известны только по одному списку (О. сщмч. Ипатию, еп. Гангрскому - РНБ. ППК. С. 40. Л. 492 об.). Вместе с др. песнопениями знаменного распева О. пережили смену редакций в 3-й четв. XV в. и в 1669 г. На протяжении 3 веков постепенно происходило становление формы О. Первоначально О. не отличались от многогласников: терминология еще отсутствовала, гласовые обозначения проставлялись мелко, черными чернилами в крюковой строке. Чередование гласов может быть как регулярным, так и нерегулярным, притом что муз. текст имеет не больше разночтений, чем любые списки песнопений этого периода.

http://pravenc.ru/text/2581629.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Календарь Великого поста 2024 по дням 29 мин., 14.03.2024 Содержание Календарь Великого поста 2024: особенности богослужения, дни памяти и о том, как соблюдается пост в эти дни. Седмица первая 18 марта, понедельник Первый день Великого поста. Народное название Чистый понедельник отражает стремление верующих избавиться от всех следов разгульной и сытной Масленицы и вступить на очистительный путь Четыредесятницы. Особенности богослужения: Литургии нет. Вечером в храмах совершается повечерие с Великим покаянным каноном Андрея Критского. Для чтения на первой седмице поста он разделен на четыре части. Посещение богослужения или домашнее чтение канона в эти дни дает возможность верующим осознать весь ужас греха и почувствовать надежду на прощение. Дни памяти: Иконы Божьей Матери « Воспитание ». До 1917 года чудотворный образ хранился в Казанском соборе на Красной площади, затем был утерян и теперь там находится список. Перед этим образом родители молятся о своих детях. Обретение мощей блгвв. кнн. Феодора Ростиславича Черного Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Князь Феодор прославился своей праведной жизнью и трудами на благо Церкви и ради распространения христианства в тяжелые времена татаро-монгольского ига. В середине XV века в ярославском Спасо-Преображенском монастыре были обретены нетленные чудотворные мощи князя и двоих его сыновей. Обретение мощей святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Пост: Монастырский устав предписывает полный отказ от еды в первый день поста, а для мирян рекомендовано сухоядение (т. е. отказ от пищи, прошедшей термическую обработку, и от растительного масла). Меру поста каждый верующий должен определять сам, посоветовавшись со священником. В Чистый понедельник держать пост следует максимально строго, но обязательно учитывая свои возможности. 19 марта, вторник Особенности богослужения: Литургии нет. На великом повечерии читается вторая часть Великого покаянного канона Андрея Критского. Тем, кто по той или иной причине не может посетить богослужение, следует помолиться дома самостоятельно.

http://foma.ru/kalendar-velikogo-posta-2...

Поставление в Никеи Кирилла, еп. Холмского, в митрополита. Путешествие Воишелка, сына Миндовга и Тверской княжны, на Афон и в Иерусалим. Греческие пурпурные (оловорные) ткани на Руси: Волынск Усвоение Аланами, Готфами и Русскими Татарских обычаев: Pachym. Занятие Константинополя Византийским имп. Михаилом Палеологом: Густ. Союз Татар с Русскими: Pach. Благословение патр. Иосифом брака крестившейся дочери хана Кипчакского (Анны) и князя Феодора Ростиславича Черного, удельного князя Можайского: Степен. кн. Владимирский Собор; его определения: Р. И. Б. VI. Ответы Константинопольского Синода на вопросы Сарайского епископа Феогноста: Р. И. Б. VI. Посольство Кириллом Феогноста к патр. Иоанну Векку и имп. Михаилу Палеологу. Возвращение Феогноста из Византии: Троицк. Перенесение митрополии в Москву: Новг. 2 и 3. Русские пастбища: Man. Philes. Исповедание Ясами или Аланами Греческой веры; многие из них говорили по Гречески: Рубруквис. Около Казани в местечке – Греческая палата. Синагрип (сказка). Перевод Устава Великой Церкви св. Софии при Новгородском архиеп. Клименте (1274 – 1299). Иерархическое место России 71-е: Expos. Andr., Codinus. ?1300? Перевод Прения Панагиота с Азимитом. Варлаам, 1-й еп. Крутитский (Грек). Греческая надпись на печати в Русской транскрипции. Русские князья считались стольниками Византийских императоров: Niceph. Greg. Кончина митр. Максима: Густ. Поставление Петра в митрополиты: Новгор. 2 и 3; Ж. Петра. “Готфский источник” и Харадры – на южном побережье Крыма: Phil. Посольство папы Климента в Россию: Dlug. Прибытие Греческого клирика от патриарха для суда над еп. Андреем и митр. Петром. Хрисовул Андроника Палеолога о владениях Русского монастыря. Документ о Русском Афонском монастрыре. Послание патр. Нифонта к вел. кн. Михаилу Ярославичу Тверскому: Р. И. Б. VI. Переяславский Собор. Греческие надписи на печатях в Русской транскрипции. География Персидская Абу Сулеймана Дауда Бенакетского: “Русск. Истор. Сборник”. 1317–18. Дела митрополии Сурожской: Act.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Косма Косинсий. См. Константин и Косма. 598 Ксения, княгиня Ярославская, супруга кн. Василия Всеволодовича, теща князя Феодора Ростиславича Черного, погребенная в церкви Петро-Павловского монастыря, ныне приходской (Гр. Толстой в Книге глаголемой, 239, Карамз. т. IV, col. 69). Ксенофонт Робейский, основатель упраздненной Ксенофонтовой Робейской пустыни, которая находилась в Новгородском уезде Новгородской губернии, скончавшийся 28-го Июня 1262-го года (Ист. Uep. IV, 878 ). Ксенофонт Тутанский, игумен упраздненного Тутанского монастыря, который находился в Тверском уезде Тверской губернии, живший в конце XVI – начале XVII века (см. мою книгу: Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра, стр. 101, ипреосв. Димитрия Месяцеслов, 26-го Января, 1-го изд. вып. II, стр. 165). Лаврентий Комельский, ученик преп. Корнилия Комельского и второй преемник его на игуменстве в его монастыре, скончавшийся 16-го Мая 1548-го года. В первом издании книги мы поместили его в числе святых, но о. Верюжский своим молчанием о праздновании ему (стр. 447 fin.) дает нам знать, что он принадлежит к числу лишь почитаемых усопших. Лазарь Муромский (Мурманский), основатель упраздненного Муромского (Мурманского) Успенского монастыря, который находился в Пудожском уезде Олонецкой губернии, скончавшийся (как принимают) 8-го Марта 1391-го года (Ист. Uep. V, 114 ). 599 Лазарь-Назарий. См. Елеазар (Афанасий) и Назарий (Лазарь). Левкий Волоколамский, основатель упраздненной Успенской Левкиевой (по его имени) пустыни, которая находилась в Волоколамском уезде Московской губернии, живший (какпринимается) в конце XV – начале XVI века (Ист. Uep. V, 10 ; Ратшин, стр. 284; Строева Списки иерархов и настоятелей мohacmыpeй, col. 251). Леонид Островский. См. Афанасий. Леонид Пошехонский, ученик и сподвижник преп. Адриана Пошехонского, скончавшийся в 1549-м году. В первом издании книги, на основании весьма ненадежного, как оказывается, каталога о. К. Ярославского, мы поставили его в числе святых; но на самом деле он со всею вероятностью должен быть относим к числу лишь почитаемых усопших.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010