Сын князя ростовского Константина Всеволодовича Всеволод, владевший Ярославлем, оставил по себе наследником князя Василия, который по кратковременном княжении в Ярославле скончался в 1261 году 4 в престольном городе Владимире, куда он зимой отправился (в феврале) для свидания с великим князем Александром Невским. Отсюда тело его, в сопровождении двоюродных его братьев Бориса и Глеба Ростовских и самого князя Александра, было перенесено в Ярославль и Кириллом, епископом Ростовским, погребено в соборной Успенской церкви на северной стороне. Василий Всеволодович не оставил после себя сыновей: вследствие этого обстоятельства дочь Василия Мария как единственная наследница Ярославского княжества начала княжить в Ярославле вместе с матерью, княгиней Ксенией, к которой за малолетством Марии и перешла великокняжеская власть. Несколько лет Ксения властвовала в Ярославле; между тем княжна достигла совершеннолетия и мать ее стала искать ей жениха. В это время в Смоленской волости княжили трое сыновей Ростислава Мстиславича: Глеб, Михаил и Феодор, которому достался один только Можайск. Этого-то Феодора Можайского Ксения, по совету своих родичей Бориса и Глеба Васильковичей Ростовских, избрала супругом своей дочери – это было около 1267 года 5 – и таким образом один из Ростиславичей смоленских получил в приданое за женой волость суздальских Юрьевичей. Можайский князь Феодор вскоре переехал в город Ярославль, наследие своей супруги, и княжил в нем вместе с тещей. Казалось, что этот союз брачный был счастливый; но теща Феодора любила быть первой, была женщина надменная, с характером жестким и причиняла много неприятностей в семейной жизни молодой четы. Несмотря на это, благопокорный своей судьбе, в уповании на помощь Божию и вследствие продолжавшихся неудовольствий со стороны братьев, князь Феодор продолжал жить и княжить в Ярославле, где имел утешение видеть Божие на брак свой благословение в рождении от Марии сына Михаила. «Сам же князь [по словам древней летописи – И.Б.] 6 живяще благочестно и богоугодно, измлада бо Христа возлюби и Пречистую Его Матерь; повелику чтяще священники, яко слуги Божия, и мнишеский чин вельми любляше и нищих миловаше, еще же от всякия неправды отгребашеся и якоже изящен воин во всем угождая своему Владыце, и бысть око слепым и нога хромым, отец сирым и вдовицам заступник, алчущим кормитель, нагим одежда, всем комуждо в нужде и беде помогая».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

По совершении погребального чина в Спасо-Преображенском монастыре (построен Константином Всеволодовичем) вблизи его, под сводами Входоиерусалимской церкви, и положено было тело почившего князя-инока и схимника 26 . Достойным преемником князя Феодора был старший сын его Давид, который вместе с престолом своего отца наследовал и добродетели его. Он был много озабочен делами правления по своему уделу, вступил в благословенное супружество, от которого родился сын и наследник Василий, прозванный «Грозные очи», ибо был мужественного вида, строгого взора, твердого характера и страшен был врагам своими победами. Родился у них и другой сын Михаил, который получил в удел город Мологу с принадлежащими ему землями. Между детьми своими Давид 27 пред смертью разделил свою отчину, вручивши скипетр княжения старшему Василию (умер [в] 1345 году), и в мире преставился в 1321 году – после двадцатидвухлетнего княжения, в продолжение которого города и веси Ярославского княжества наслаждались правдой и милостью, миром и благоденствием. О младшем брате Константине в летописях сохранилось краткое известие, что он, не будучи правителем, был для всех высоким образцом благопокорности и совершеннейшей любви христианской. До конца жизни благочестивый Константин пребыл девственником и с миром почил о Господе. Оба брата при жизни своей выражали желание быть положенными по смерти там же, где покоился блаженный их отец Феодор, именно в монастыре Спасо-Преображенском. Здесь же Господу благоугодно было прославить тела этих праведников еще на земле. Открыто это прославление совершилось в 1463 году при архиепископе Ростовском Трифоне во времена последнего князя ярославского Александра Феодоровича (умер [в] 1471 году), о котором биограф говорит: «Блаженному Феодору бе правнук» 28 . Обстоятельства прославления угодников Божиих были таковы 29 . Честные тела блаженного Феодора и детей его Давида и Константина оставались более столетия в склепе под церковью Входа Господня в Иерусалим, не быв преданы земле. Летопись под 1463 годом говорит: «В Ярославле в монастыре святого Спаса лежали поверх земли три князя: князь Феодор Ростиславич Смоленский и Ярославский, сыновья его Давид и Константин; князь Феодор – человек большого роста, и те у него под мышками».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Блгв. кн. Георгий Всеволодович и прп. Олег Брянский. Клеймо иконы «Всех святых Российских великих князей, княгинь и княжон рода царского». 60-е гг. XIX в. (собор равноап. кн. Владимира, С.-Петербург) Блгв. кн. Георгий Всеволодович и прп. Олег Брянский. Клеймо иконы «Всех святых Российских великих князей, княгинь и княжон рода царского». 60-е гг. XIX в. (собор равноап. кн. Владимира, С.-Петербург) Уникальное свидетельство синодика ц. Введения Пресв. Богородицы позволяет предположительно реконструировать судьбу О. Р. в кон. XIII - нач. XIV в. Известно, что Брянское княжество через некоторое время после гибели в Орде св. блгв. вел. кн. Романа Михайловича Старого († после 1288) перешло в руки претендовавших на него еще в 1285 г. св. блгв. вел. кн. Смоленского и Ярославского Феодора Ростиславича Чёрного и его племянников (см. ст. Феодор Ростиславич , Давид и Константин ) (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 482). В связи с данными синодика ц. Введения Пресв. Богородицы можно предполагать, что в обмен на Брянское княжество дети вел. кн. Романа Михайловича Старого получили военную и политическую поддержку св. блгв. вел. кн. Феодора Ростиславича Чёрного в борьбе за старшие княжеские столы в Чернигово-Северской земле. Это событие хронологически должно было совпадать с периодом правления в Орде хана Тохты, когда он вел борьбу с темником Ногаем. Т. о., вероятно, между 1293 и 1299 гг. взамен Брянского княжества О. Р. вопреки лествичному праву и традиции получил старейший стол в Черниговском княжестве, а его младший брат кн. Иоанн Романович - вымороченное Путивльское княжество. В период усобиц, закончившихся в Юж. Руси лишь в 1299 г. в связи с гибелью во время сражения в Подонье Ногая, О. Р. сумел проявить себя как опытный правитель, собравший на Руси за время княжения в своих черниговских владениях ок. 120 тыс. чел. (НКПИКЗ. 907. Л. 9 об.; Зотов. 1892. С. 26; Кузьмук. 2007. С. 17). Судя по хронологии событий, согласно Житию митрополита Киевского свт. Алексия , именно в период этих усобиц из Чернигова на службу в Москву переехали его родители - Федор Бяконт и Мария.

http://pravenc.ru/text/2578293.html

В Халкидоне около 450 года существовала церковь во имя муч. Вассы, по свидетельству Феодора чтеца . (Четьи-Минеи. Месяц. Вост. А. Сергия, т. 2, замет. стр. 252). Пр. Аврамия смоленского Пр. Аврамий родился в Смоленске от богатых и благочестивых родителей. Они имели двенадцать дочерей, но у них не было ни одного сына; усердно молили они Бога, чтобы Он даровал наследника их роду и всему имению. Наконец молитва их была услышана: у них родился сын, при рождении которого было чудное видение матери: ей в сонном видении предстала светлая жена в белой одежде и вручила ей детище. Уже в самом отроческом возрасте видно было духовное направление отрока, который чуждался детских игр и любил более проводить время в молитве, часто посещая храм Божий. Когда Аврамий достиг возмужалости, родители хотели сочетать его браком, как единственного своего наследника, но юноша уклонился от брачных уз, чувствуя в себе влечение к иноческой жизни. Вскоре умерли родители Аврамия, он, раздав все оставшееся после них имущество по монастырям, церквам и бедным, ходил в рубище, моля Бога указать ему путь спасения. Наконец оставил свой родной город Смоленск и за пять верст от него постригся в обители Богоматери, на месте, называемом Селище. Здесь молодой инок проходил разные подвиги послушания и трудился от всей души. В 1177 году в Смоленске совершилось чудо, которое имело сильное влияние на душу Аврамия. Ослепленные владимирцами князья – Мстислав и Ярополк Ростиславичи, братья владетельного князя смоленского, на пути в Южную Россию, усердно молились свв. мученикам Борису и Глебу в их Смядынском монастыре и в день убиения св. Глеба прозрели. Пораженный этим чудом, св. Аврамий стал еще более благоугождать Богу. Мысленно он обходил все святые места, на которых пострадал за нас Господь, и те дальние пустыни Египта и Палестины, где спасались великие подвижники: Антоний и Савва, Иларион и Евфимий. Любя чтение, Аврамий ревностно читал отеческие сочинения, особенно Златоустого и Ефрема Сирина , также жития святых: Феодосия великого, Феодосия печерского и других.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Муроме правление князя Давида было справедливым и милостивым. Благочестивая и разумная княгиня весьма помогала князю своими советами и делами благотворительности. Своей добротой и обходительностью она решительно покорила сердца муромских бояр и подчинила их своему влиянию. Оба супруга жили по заповедям Господним. Покоили странников и облегчали участь всяких несчастных. Чтили священнический и иноческий чин, ограждая их от нужды. Вели жизнь постническую, чистую. Были у них дети, которых они воспитывали в страхе Господнем. Такая благочестивая супружеская жизнь и управление Муромским княжеством без перерыва продолжались у них четверть века. Достигши преклонной старости и чувствуя приближение кончины, они облеклись в иноческие одеяния и приняли монашеские обеты: Давид с именем Петра, Евфросиния с именем Февронии. На пасхальной неделе 1228 года скончался сначала младший из их сыновей, Святослав, а потом они оба почили в один день: сначала Петр, потом Феврония. Согласно их завещанию, они положены были в один гроб. После разных чудес торжественное прославление их последовало в XVI веке. Святые мощи их почивают в муромском соборе. Являя собой образец доброго христианского супружества, они на месте почитаются покровителями христианских супругов. Прекрасные иконно-художественные изображения святых Петра и Февронии кисти известного художника П. Сведомского имеются в киево-владимирском соборе на столбах с правой стороны. Весьма интересна в своей многосложности жизнь святого Феодора Ростиславича, князя Смоленского и Ярославского, по прозванию Черный. Он жил во второй половине XIII века, в первое время татарского ига. Он был сын смоленского князя Ростислава Мстиславича, имел двух братьев. Воспитанный в страхе Божием, он издетства был боголюбив, но вместе с тем отличался воинской отвагой и мужеством. После смерти отца при разделе наследного удела братья обидели его, предоставив ему один незначительный город Можайск. Однако он не гневался на несправедливых братьев. Умный и добрый князь Можайский сумел так устроить городок свой, что он скоро стал и людным, и небедным.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Иоасаф Каменский, или Спасокубенский, Вологодский чудотворец (+ 1457) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 10 сент. в день преставления На берегу Кубенского озера находился небольшой и бедный удел князей заозерских, прямых потомков св. князя ярославского Феодора Ростиславича (+ 1299, память его 19 сент.). Состоял он из нескольких деревень, а столицей его была убогая усадьба. Удельные князья заозерские жили в бедности, но князь Димитрий и супруга его Мария отличались высоким благочестием, добротой и милосердием и много делали добра как подданным своим, так и находившимся в их владениях монастырям и отшельникам. У них было три сына и дочь, и они заботились об их христианском воспитании. Но в 1429 г. князь Димитрий был убит при защите Ярославля от татарского набега. В том же году родился младший его сын Андрей. Старший же сын женился, а дочь вышла замуж за двоюродного брата вел. князя Василия II, князя галицкого Димитрия Юрьевича, прозванного Шемякой. Брак этот и был причиной всех несчастий семьи князей заозерских. В 1447 г. князь Димитрий Шемяка восстал против великого князя, низложил и ослепил его, но восстание его было усмирено, великий князь вернул себе престол, а ни в чем не повинные князья заозерские попали в немилость и были лишены своего бедного удела. Князь Андрей увидел в этом руку Божию. В бывшем уделе его семьи находился, на острове уединенного Кубенского озера, Спасо-Каменный монастырь, водой, как бы стенами, огражденный от мира. Князь Андрей всегда его любил. Туда он и решил поступить. Не без труда удалось ему умолить игумена принять его в число братии — так боялся игумен принять к себе опального молодого князя. При постриге дали ему имя Иоасаф, и братия прозвала его «Иоасаф-царевич». Ему было тогда 23 года.

http://sedmitza.ru/lib/text/437633/

В Муроме правление князя Давида было справедливым и милостивым. Благочестивая и разумная княгиня весьма помогала князю своими советами и делами благотворительности. Своею добротою и обходительностью она решительно покорила сердца муромских бояр и подчинила их своему влиянию. Оба супруга жили по заповедям Господним. Покоили странников и облегчали участь всяких несчастных. Чтили священнический и иноческий чин, ограждая их от нужды. Вели жизнь постническую, чистую. Были у них дети, которых они воспитывали в страхе Господнем. Такая благочестивая супружеская жизнь и управление Муромским княжеством без перерыва продолжались у них четверть века. Достигши преклонной старости и чувствуя приближение кончины, они оба облеклись в иноческие одеяния и приняли монашеские обеты: Давид – с именем Петра, Евфросиния – с именем Февронии. На пасхальной неделе 1228 года скончался сначала младший из их сыновей Святослав, а потом они оба. Почили оба в один день: сначала Петр, потом Феврония. Согласно их завещанию, они положены были в один гроб. После разных чудес, торжественное прославление их последовало в XVI веке. Св. мощи их почивают в Муромском соборе. Являя собою образец доброго христианского супружества, они на месте почитаются покровителями христианских супругов. Прекрасные иконно-художественные изображения свв. Петра и Февронии, кисти известного художника П. Сведомского имеются в Киево-Владимирском соборе на столбах с правой стороны. Весьма интересна и поучительна в своей многосложности жизнь св. Феодора Ростиславича, князя Смоленского и Ярославского, по прозванию Черного. Он жил во второй половине XIII века, в первое время татарского ига. Он был сын Смоленского князя Ростислава Мстиславича, имел двух братьев. Воспитанный в страхе Божием, он из детства был боголюбив, но вместе с тем отличался воинскою отвагою и мужеством. После смерти отца при разделе наследного удела братья обидели его, предоставивши ему один незначительный город Можайск. Однако он не гневался на несправедливых братьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Вот текст находящихся в чине литии статей о поминовении великих князей и княгинь и новгородских архиепископов: а) «Помяни Господи душа усопших раб своих благоверных великых князей и княгинь: великого князя Владимера, великого князя Ярослава, великого князя Володимера Ярославича иж созда Святую Софию и матере его благоверныа княгини Анны и княгини его и благоверного князя Мстислава Ростиславичя и другаго Мстислава и князя Василиа Мстиславича, великого князя Всеволода, великого князя Володимера Монамаха, великого князя Георгия, великого князя Андрея Боголюбивого, великого князя Дмитреа, Всеволода, великого князя Ярослава, великого князя Александра Невского, великого князя Данила, великого князя Юрия, великого князя Ивана, великого князя Симиона, великого князя Иоанна, великого князя Димитриа, великого князя Василиа, великого князя Василиа, великого князя Иоанна, князя Юрия, князя Андрея, князя Андрея, князя Михаила, князя Иоанна, князя Бориса, князя Михаила, княгиню великую Александру, княгиню великую иноку Ефросинию, княгиню великую иноку Софию, княгиню великую иноку Марфу, царицу Анну, княгиню великую Марию, княжну великую Феодосию»; б) «Пресвященных архиепископов Новгородскых: Иоакыма, Луку, Стефана, Феодора, Германа, Никиты, Иоанна, Нифонта, Аркадия, Иоанна, Григориа, Мантириа, Митрофана, Антониа, Спиридона, Далмата, Климента, Феоктиста, Давида, Василиа, Моисея, Алексеа, Иоанна, Семиона, Еуфимиа, Еуфимиа, Ионы, Феофила, Сергиа, Генадиа, Серапиона»; 14) молитва прощальнаа глаголема от архиереа или от духовного отца хотящему причаститися Божественых и животворящих Тайн (42–44 об.)· Начало: «Господи Иисусе Христе Боже наш, Сыне и Слове Бога живого, пастырю и ангеле, вземляй грехы миру»; 15) молитва вторая тому же (44 об.): «Господь Бог премилостявый да ущедрит тя», без конца; 16) молитвы входныя священнослужащих пред совершением литургии, без начала (45–46); 17) чин литургии Иоанна Златоустаг о, неполный (47–70); молитвы: 18) над кутьею в честь (святых) (70), та же, что в 869 на л

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После смерти весной 1340 г. Иоанна Калиты «сопрошася князи русстии о великом княжении». Для избрания вел. князя В. Д., как и др. правители земель Сев.-Вост. Руси, отправился в Орду. Хан Узбек передал ярлык на вел. княжение старшему сыну Иоанна Калиты кн. Симеону Иоанновичу Гордому . В. Д. признал старейшинство брата своей жены и в том же году вместе с др. князьями отправился в поход на Торжок, где новгородцы ранее захватили наместников московского вел. князя. Новгородцы были вынуждены заключить мир на условиях вел. князя, заплатили ему все причитавшиеся дани, а также «черный бор» в Орду. В 1342 г. умерла супруга В. Д., в том же году ярославский князь ходил в Орду к новому хану Джанибеку. В. Д. скончался «в чернцах и в схиме», приняв постриг с именем Варлаам (как записано в синодике ярославского Преображения Господня мон-ря ). Погребен в Спасо-Преображенском соборе Спасского мон-ря - родовой усыпальнице ярославских князей, потомков кн. Феодора Ростиславича. Его имя как близкого родственника великокняжеской династии было внесено для вечного поминания в синодик Успенского собора Московского Кремля . Известна жалованная тарханная и несудимая грамота, данная В. Д., по-видимому, в 20-х гг. XIV в. архимандриту Спасо-Преображенского мон-ря Пимену «по деда своего грамоте» (т. е. повторяя грамоту, данную мон-рю кн. Феодором Ростиславичем, вероятно, в 90-х гг. XIII в.). Грамота предоставляет мон-рю важные привилегии: все налоги и повинности заменяются 2-рублевым оброком, крылошане и иноки освобождаются от уплаты торговых пошлин, устанавливается подсудность всех монастырских людей властям мон-ря. Именование в грамоте В. Д. настоятеля мон-ря архимандритом дает основание предположить, что в конце правления кн. Давида Феодоровича или в начале княжения В. Д. благодаря поддержке свт. Прохора , еп. Ростовского, прежде бывшего игуменом Спасо-Преображенского мон-ря, в обители была введена архимандрития. От брака с кнг. Евдокией В. Д. имел 3 сыновей: старший - Василий - после 1362 г. занял стол в Ярославле; по сообщениям родословных книг, от Василия «пошли» князья «Пенковы, Романовичи, Курбския, Юхотцкие, Кубенские, Шестуновы». От среднего сына В. Д., Глеба, ведут свое происхождение князья «Засекины, Шаховские, Щетинины», от младшего, Романа, «пошли Морткины, Охлебинины, Деевы, Векошкины, Зубатые, Хворостинины».

http://pravenc.ru/text/150797.html

Следы чествования преподобного Варлаама Хутынского († 1193) в Новгороде и вообще в Новгородской епархии находим еще к концу XIII и в начале XIV в., а не позже половины XV в. уважение к памяти преподобного проникло и в Москву. Но церковное празднование в честь его (6 ноября) началось в Москве и затем по всей России только с 1461 г., после того как Новгород посетил великий князь Василий Васильевич и над одним из отроков его совершилось великое чудо у мощей преподобного Варлаама; тогда же сам великий князь соорудил в Москве и первую придельную церковь во имя преподобного Варлаама. А в 1471 и 1480 гг. преподобный Варлаам числится в ряду чудотворцев русских в посланиях самого митрополита и Собора русских иерархов. Канон преподобному известен по рукописи 1462–1490 гг. В 1463 г. совершилось открытие мощей князя ярославского и смоленского Феодора Ростиславича Черного († 1298) и сынов его – Константина и Давида. Все они дотоле покоились вместе поверх земли в склепе под церковию Спасского монастыря в Ярославле. Игумен и священники ярославских церквей по взаимном совещании решили было положить мощи князей с честию в землю на том же месте и дали знать о своем намерении старейшине города князю Александру ярославскому. Князь изъявил свое согласие и хотел устроить каменную гробницу, покрыть ее дорогим покровом и поставить у гробницы свечи. Но когда собрались священники, иноки, миряне и князь и подняли мощи, от них тут же совершилось несколько чудес, которые поразили всех. Велели звонить в колокола, стеклось множество народа, начали поклоняться мощам и лобызать их и уже не опустили их в землю, а оставили в прежнем гробе на поклонение и лобызание всем. Возвестили о случившемся епархиальному владыке Трифону Ростовскому, но он не поверил. А между тем чудеса продолжали совершаться более и более, и, слыша о них, Трифон нашелся наконец вынужденным послать в 1467 г. ростовского протоиерея Константина для обследования дела. Протоиерей также был одержим неверием и с дерзостию приступил к освидетельствованию мощей, но был поражен невидимою силою, повержен на землю и онемел.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010