К числу достопримечательнейших церквей того времени можно отнести: Устроенные при св. Владимире: а) церковь во имя св. мученика Турова (вероятно Феодора Тирона), которая была воздвигнута на месте крещения Киевлян, называвшемся в то время местом святым, и которую Степенная книга называет первою в России после крещения Владимира; б) церковь , построенную просветителем нашего отечества во имя Ангела своего, св. Василия, на холме Киевском, где прежде стоял перун и где ныне, как думают, стоит церковь Тресвятительская; в) церковь Десятинную каменную во имя Пресвят. Богородицы, заложенную в 989 г., на месте, где был двор первых христианских мучеников на Руси, и сооруженную художниками Греческими, и г) церковь Преображения Господня, воздвигнутую св. Владимиром в 996 г. в городе Василеве, по обету за спасение от Печенегов 178 . Устроенные после св. Владимира при других князьях: а) церковь во имя пресвятой Богородицы в Тмутаракани, воздвигнутую удельным Князем Мстиславом, в память особенной помощи ему от преч. Девы, во время единоборства его с Черкесским Князем Редедею; б) собор Св. Спаса в Чернигове, заложенный там же Князем, древнейший из всех храмов, ныне существующих в России; в) знаменитый собор Софийский в Киеве, созданный Ярославом, по образцу собора Константинопольского, в память великой победы над Печенегами, на месте самого сражения, второй по древности между существующими ныне; г) Софийский же собор в Новгороде, заложенный сыном Ярослава, Владимиром, ныне по древности третий в нашем отечестве; д) собор Михайловский в Переяславле, построенный Митрополитом Ефремом; е) Софийский собор в Смоленске, воздвигнутый в 1101 г. Владимиром Мономахом ; ж) соборный храм каменный во имя св. Михаила с золотым куплом, построенный (в 1108 г.) в Киево-Михайловском монастыре вел. Князем Святополком; з) богатейший собор Владимирский во имя Пресв. Девы, построенный Андреем Боголюбским (около 1158 г.), который вызывал для сооружения его мастеров Немецких; и) также богатейший собор Смоленский во имя св. Михаила, построенный (в конце XII века) тамошним князем Давидом Ростиславичем, и и) еще столько же богатый собор Ростовский – во имя пресв. Богородицы, обновленный и украшенный в 1231 году тамошним Епископом Кириллом 179 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Сергия (Житие святого написано еще раньше, в 1418 г., прп. Епифанием Премудрым). В 1427 г., спустя 5 лет после обретения мощей, на родине преподобного был основан Варницкий во имя Св. Троицы Сергиев муж. мон-рь . Сохранились 2 княжеские грамоты, написанные до 1448 г., в к-рых прп. Сергий называется «преподобным старцем». Возможно, в них он указан пока как местночтимый святой (ПСРЛ. Т. 8. С. 21). Свидетельством причисления прп. Сергия к лику святых для общецерковного почитания, по мнению Голубинского, служит грамота митр. Московского Ионы к кн. Дмитрию Георгиевичу Шемяке , датируемая 1449 или 1450 г. В ней предстоятель Русской Церкви называет Сергия преподобным и ставит его рядом с др. чудотворцами ( Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. М., 1909 2. С. 71-72). Прп. Кирилл Белозерский. Икона. XVI в. (ЧерМО) Прп. Кирилл Белозерский. Икона. XVI в. (ЧерМО) Вопрос о почитании и К. святых в XV в. остается малоизученным. К., совершенные в этот период, носили, как правило, местный характер. Почитание нек-рых святых могло выходить за рамки одной епархии и приобретать характер общерусского как в силу постановления высшей церковной или светской власти, так и вслед. большой известности того или иного подвижника. Общерус. почитание прп. Кирилла Белозерского († 1427) началось не позднее 1447-1448 гг. Его Житие было написано по поручению митр. Феодосия и вел. кн. Василия Васильевича иером. Пахомием Логофетом , к-рый прибыл в Кирилло-Белозерский монастырь в 1462 г. и застал мн. знавших прп. Кирилла, а также его учеников. В 1467 г. по благословению митр. Московского и всея Руси Филиппа I было установлено празднование в честь блгв. кн. Феодора Ростиславича Чёрного († 1299) и его чад Давида († 1321) и Константина Ярославских. В 1474 г. архиеп. Ростовским Вассианом I (Рыло) было установлено празднование в честь свт. Исаии († после 1089) и свт. Игнатия († 1288; служба ему была составлена вскоре после кончины), епископов Ростовских. В кон. XIV - сер.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Во время этих междоусобий отважный князь ярославский Феодор приобрел для себя достаточную по тому времени независимость, так что мог не признавать над собой власти великого князя Андрея – чего тщетно домогались Даниил Московский и сын Димитрия Иоанн Переяславский и Михаил Тверской, которые в 1296 году и заключили между собой союз против великого князя. Князь ярославский Феодор и прежде был в союзе с Андреем, союз этот остался ненарушимым и теперь. Вот снова открылась распря, дошедшая до верховного суда ханского. Посол Тохты, избранный быть миротворцем, собрал князей во Владимир для окончания споров между князьями. В открывшемся сильном споре князья ярославский и ростовский стояли за Андрея; дело доходило до мечей; лишь владыка Симеон смог отвратить кровопролитие, хотя и ненадолго (до 1301 года) 20 . Из обозрения этих междоусобиц между братьями-князьями мы видим, что князь Феодор брал сторону князя Андрея против Димитрия. Он оскорблялся преимущественно тем, что князь Димитрий искал и находил себе помощь у Ногая, который коварно и неприязненно действовал против сына Менгу-Темирова и подвергал Россию произволу двух жестоких владык. Терпеливо сносил ярославский князь изменчивость князя Андрея, которая тем более была тяжела для князя Феодора, что когда в 1297 году племянник его Александр Глебович объявил себя владетельным князем Смоленска, Андрей, сделавшийся теперь уже великим князем, нисколько не хотел помочь Феодору против племянника, обидчика и нарушителя прав его и детей его. Чтобы защитить и утвердить свои законные права на наследственное Смоленское княжество, князь ярославский в 1298 году с большим войском пошел на Александра, долго стоял под Смоленском, много дней бился у города, но взять его не мог, ибо город был весьма крепок, и возвратился без успеха в Ярославль 21 . Принимая деятельное участие в важнейших событиях своего времени, могучий и честный витязь Феодор Ростиславич особенно заботился о мире и благоденствии в Ярославле, забывая, что жители его не раз обнаруживали свое преступное поведение и даже измену в отношениях к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Дискуссия велась и по поводу источников Пахомиевской редакции (редакций) Жития. Ключевский и Яблонский полагали, что в основу была положена 2-я редакция Жития, автором к-рой является некий о. Андрей или еп. Иоанн. П. Л. стилистически переработал и распространил эту редакцию, добавив к ней Повесть «Об убиении... Батыя» в Венгрии, основанную на народной южнослав. песне о Батые. Это было сделано, по-видимому, до 1473 г., т. к. в Житии блгв. кн. Феодора Ростиславича Чёрного, созданном в 1473 г., прослеживается знакомство с Повестью «Об убиении... Батыя». Серебрянский полагал, что П. Л. создал свою редакцию на основе Распространенной редакции о. Андрея (старшие списки последней датируются XIV в.); Соловецкая редакция стала стилистической переделкой Минейной; Архивская редакция дополнена по летописи и по Проложной редакции. По мнению Н. И. Пак, П. Л. пользовался и Проложной редакцией (ПП), и редакцией о. Иоанна (И). При этом Клосс без специальной аргументации высказал мнение о том, что П. Л. привлекал в качестве источника текст Софийской I летописи ( Клосс Б. М. Житие кн. Михаила Черниговского//Письменные памятники истории Др. Руси. СПб., 2003. С. 210). Это предположение было обосновано Карбасовой и Милютенко, отметившими целый ряд общих чтений (фактических, формульных, лексических и др.) Пахомиевской редакции Жития и Проложной редакции Жития, помещенного под 6753 (1245) г. в Софийской I летописи, а также обращение П. Л. к этой летописи при составлении своей редакции Жития свт. Алексия. Дополнительными источниками послужили статья за 1240 г. из той же летописи, Проложное Житие и генеалогические сведения о черниговских князьях, бытовавшие в кругу московских летописцев в кон. 70-х - нач. 80-х гг. XV в. Яблонский охарактеризовал Пахомиевскую редакцию как «церковную гомилию» ( Яблонский. 1908. С. 101). Как отметили Карбасова и Милютенко, писатель превратил «простое по стилю и содержанию сказание о мучении в изысканный агиографический текст» ( Карбасова, Милютенко. 2019. С. 216), т. е. фактически составил текст Жития, и потому следует говорить о Первой, Второй и Третьей редакциях Жития, автором к-рого был П. Л. Он дал произведению типичное для мученического жития название - «Страсть» (Первая редакция) и затем «Страдание» (Вторая и Третья редакции). Писатель изменил композицию: развернул вступление и заключение, перестроил повествование в центральной части, чтобы акцентировать подвиг мучеников. В Пахомиевской редакции Жития появляются и др. акценты, общие с памятниками Куликовского цикла, что отражает изменения общественного сознания на рубеже 70-х и 80-х гг. XV в. и объясняет причины составления новой редакции Жития. Нек-рые фрагменты текста были оформлены как посмертные Чудеса, что присуще работе П. Л.

http://pravenc.ru/text/2579870.html

Ярослав-Фёдор Всеволодович, рождение 1190 † 1246; Великий Князь Владимирский, родоначальник угасших Великих Князей Московских и Тверских, князей Суздальских и Галицких, и угасших князей: Боровских, Можайских,Верейских, Углицких, Волоцких и Шемякиных; женат: 1. на княжне Ростислав Мстиславовне, дочери князя Новгородского Мстислава Мстиславовича; 2. на княгине Федосие (во инокинях Евфросиние) 34. Князь Глеб Всеволодович 35. Князь Владимир Всеволодович 36. Князь Иоанн Всеволодович Стародубский, родоначальник князей Стародубских 37. Князь Святослав-Гавриил Всеволодович Княжна Всеслава Всеволодовна, за князем Ростиславом Ярославичем Черниговским Княжна Верхуслава-Анастасия Всеволодовна, за князем Ростиславом Рюриковичем Смоленским Княжна Елена Всеволодовна † 1204 Княжна Сбыслава-Пелагея Всеволодовна КОЛЕНО XI: Святый Князь Василий Константинович Ростовский, рождение 7 декабря 1209 † 1238; замучен татарами за веру православную и за отечество, и причтён православною Церковию к лику Святых Князь Всеволод-Иоанн Константинович Ярославский, рождение 1210 † 1238 Князь Владимир Константинович Углицкий, рождение 1217 † 1249 Князь Всеволод Юрьевич † 1238 Князь Мстислав Юрьевич † 1238 Княжна Дубрава-Елена Юрьевна, за князем Василием Романовичем Галицким Княжна Феодора Юрьевна † 1238 Князь Дмитрий Святославович КОЛЕНО XII: 39. Князь Борис Васильевич Ростовский † 16 сентября 1278 40. Князь Глеб Васильевич Белозерский, родоначальник князей Белозерских † 13 декабря 1278 Князь Василий Всеволодович Ярославский Князь Андрей Владимирович Углицкий † 1261 Князь Роман Владимирович Углицкий † 1285 КОЛЕНО XIII: Князь Дмитрий Борисович Ростовский † 1294 Князь Василий Борисович † в молодых летах Князь Константин Борисович Ростовский † 1307 Княжна Мария Васильевна Ярославская, за князем Фёдором Ростиславичем Смоленским-Можайским (см. статью о князьях Вяземских) КОЛЕНО XIV: Князь Александр Дмитриевич Ростовский Княжна Василиса Дмитриевна, за Великим Князем Владимирским Андреем Александровичем Князь Михайло Константинович Ростовский

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

В Ярославле, в монастыре Спасопреображенском, прославились чудотворениями (1463 г.) нетленные мощи св. Феодора Ростиславича Черного, князя Смоленского и Ярославского, и чад его Константина и Давида 21 . Но особенно примечательным событием для Церкви Русской было единственное в летописях наших поставление митрополита во Св. Земле, на кафедру Кесарии Филипповы. В начале 1464 г. прибыл в Москву Иосиф, брат и протосинкелл патриарха Иерусалимского Иоакима, который еще Великому князю Василию Васильевичу прислал разрешительную и благословенную грамоту. «Знаем о тебе, – писал патриарх, – что ты человек благочестивый и православный, наследник и преемник православных и христолюбивых родителей, и ближний сын и друг Церкви Христовой. И поскольку всегда являлся ей послушным верою, покорностью и почтением: то мы и имеем тебя благословенна от Бога и прощенна " 22 . – Теперь, при В. князе Иоанне Васильевиче, тот же патриарх Иоаким сам отправился в Россию для исходатайствования пособия к восстановлению Церкви Гроба Господня, потерпевшей много от землетрясения, бывшего в Иерусалиме. Верх сего храма пал. Султан Египетский, под властью которого состояла тогда Палестина, воспользовавшись сим несчастием, требовал с христиан большого окупа за дозволение возобновить Св. храм, и наконец, едва согласился на сумму в 5500 венецианских золотых. В залог уплаты сей суммы он взял у патриарха многие священные вещи. – Но дошедши до Кафы, патриарх Иоаким заболел здесь и скончался, и только успел послать просительные грамоты к В. князю Московскому и к митрополиту, как о вспомоществовании гробу Господню, так и о поставлении нареченного на митрополию Кесарийскую Иосифа. «Тьма беззаконных, – писал патриарх, – насильно объяла веру благочестивую и св. места, начиная от града Иерусалима и до св. града Константинова. С ними покрылись мглою 6езверия и многие другие страны, которые прежде помогали св. Христову Гробу, как то: земля Болгарская, Сербская, Трапезонтская и другие. Но мы слышали, что святая наша истинная вера блюдется ненарушимо в земле Русской, и от времен Богопросвященного Владимира сияет благочестием, как свет солнечный».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

В 1801 г. Владимирский и Суздальский еп. Ксенофонт (Троепольский) запретил служение молебнов И. и ее супругу, иконы святых были изъяты из Лазаревского храма. В 1811 г. мощи святой пострадали при пожаре в Лазаревской ц. В том же году вместо сгоревшего храма был выстроен каменный с главным престолом во имя арх. Михаила, в котором поместили мощи И. В 1867-1868 гг. служение молебнов И. и прав. Георгию возобновилось. В 1888 г. в церкви была устроена рака из кипариса, обложенная позолоченной и посеребренной медью, внутри которой стоял дубовый гроб с мощами И. В 1861 и 1865 гг. Черниговский архиеп. Филарет (Гумилевский) включил жизнеописание И. в свой труд «Русские святые, чтимые общецерковно и местно». В 1893 г. при церкви с. Сергиевского Калужского у. по инициативе потомков святой было основано братство во имя И. Позже в Томской губ. было организовано такое же братство в память подвижницы. Среди учредителей обоих братств был св. Иоанн Кронштадтский . 24 февр. 1924 г. мощи И. были впервые вскрыты (см. Вскрытие мощей ). По рассказам прихожан Михаило-Архангельской ц. в с. Лазареве, свящ. Михаил Георгиевский тяжело переживал свое участие в этом событии. По преданию, ему неск. раз являлась И., плачущая и произносящая: «Господи, что сделали!» Священик уехал из села и 4 года не мог служить ( Епанчин. 2002. С. 40). После 2-го обследования мощей, состоявшегося 14 дек. 1930 г., гробница И. была передана в атеистический отдел Муромского краеведческого музея, где уже были выставлены раки с мощами святых Константина, Михаила и Феодора (см. Феодор Ростиславич, Давид и Константин ), Петра (Давида) Георгиевича и Февронии (Евфросинии) Муромских. Верующие шли в музей на поклонение святыням, поэтому мощи через некоторое время были скрыты в запасниках музея. 20 янв. 1989 г. рака с мощами И. была передана в муромский Благовещенский собор (см. в ст. Муромский в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-рь ), 9 июля 1993 г. перенесена в Николо-Набережную ц. в Муроме, где ведется запись чудес, совершающихся по молитвам к И.

http://pravenc.ru/text/1237859.html

Между прочими иконами Успенского собора, замечателен древний образ, вероятно XV века, Смоленского князя Феодора Ростиславича Чермного и детей его Давида и Константина. В богатой соборной ризнице, хранится железный шлем и такая же военная обувь, весьма древней и грубой работы, приписываемая преданием св. мученику Меркурио, спасшему в 1237 году Смоленск от нападения татар. Тут же находятся вклады царя Иоанна Васильевича, как-то: большая золотом, серебром и шелками шитая плащаница, и серебряное водосвятное блюдо, с надписями; сосуды царя Алексия Михайловича, и проч. БОГОЯВЛЕНИЯ ГОСПОДНЯ, собор в Смоленске. В иконостасе этого храма (о времени построения коего неизвестно) Царские врата сделаны серебряные литые, весом более 3 пуд; а в ризнице хранятся золотые сосуды, (в 9 ф. 10 золотн.), осыпанные алмазами и другими драгоценными каменьями, и Евангелие, украшенное богатым окладом с изумрудами, сапфирами, рубинами и алмазами. ПЕТРА и ПАВЛА, церковь , в Смоленске; построена в 1146 году В. К. Ростиславом I Мстиславичем, княжившим тогда в Смоленске, и с тех пор этот древний храм существует и поныне невредимо. К сожалению, наружный вид его утрачен чрез пристройку в 1757 году двухэтажной церкви, во имя Варвары Великомученицы, и чрезъ закладку древних икон, и дверей. – Во время владычества поляков над Смоленском, католические епископы имели жительство при сем храме. КОЗЬМЫ и ДАМИАНА Церкви, в Смоленске построенные, также в 1146 году Ростиславом Мстиславичем. ИЛИИ ПРОРОКА ИОАННА БОГОСЛОВА, церковь , в Смоленске, в предместии; построена каменная между 1160 и 1180 годов Смоленским князем Романом Ростиславичем и, по словам летописи, украшена была великолепно златом и финифтью. Нападения неприятелей обнажили ее от украшений, так, что теперь в этой церкви ничего древнего не осталось; да и самые стены перестроены в 1796 году. Против церкви заметны следы бывшей при ней старинной колокольни. Читать далее Источник: Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России/Сост. из достовер. источников Александром Ратшиным. - Москва: Унив. тип., 1852. - 566, 45 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Календарь Материалы 1 октября 2010 г. [Встреча с Православием/Святые и святыни] Мария Дегтярева Когда в преклонные годы смоленский князь Феодор Ростиславич пожелал завершить свой жизненный путь принятием ангельского образа в Ярославском Спасо-Преображенском монастыре, он поразил горожан добровольным принесением покаяния перед всем миром: «И исповедался князь пред всем народом, если согрешил пред кем или нелюбие держал на кого». Память благоверного князя Феодора и чад его Давида и Константина – 19 сентября/2 октября. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Человече Божий, да ты самый настоящий господин, ибо в христианском смысле настоящий господин тот, кто сохранил господскую душу во всех испытаниях и страданиях. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Скажешь: я исповедаю Христа великим, премудрым, всемирным Учителем. Нет, исповедуй Его так, как Он Сам говорит о Себе, что Он и Отец едино суть, Единого Божеского естества Лица, раздельные, но единочестные и сопрестольные. Кто не исповедует так, тот, как бы ни величал Господа, все одно что не исповедует Его. [Встреча с Православием/Святые и святыни] Антон Поспелов 27 сентября 2010 года студенты Сретенской духовной семинарии вместе с братией монастыря посетили два замечательных города Золотого кольца России – Суздаль и Владимир. Фотоотчёт об этой поездке мы предлагаем нашим читателям. [Поместные Православные Церкви/Антиохийская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия] В сонме древних святых Антиохийской Церкви особое место занимает святой мученик Антоний-Равах, живший в конце VIII века в Дамаске. Он был знатным арабом-мусульманином из племени курайш, из которого происходил и основатель ислама Мухаммед. Равах стал свидетелем чуда и, потрясенный, принял крещение, а затем и монашество с именем Антоний. Его история стала столь известной, что сам халиф вызвал его к себе. Елена Чудинова Если читающий эти строки является обладателем большой квартиры, автору статьи хотелось бы за него сердечно порадоваться. Но одно соображение радоваться немного мешает. А не придет ли кто-нибудь в ближайшее время в просторную квартиру этого читателя и не скажет ли: что-то у вас, любезный, многовато жилплощади пропадает зряшно! Вот посудите сами: вы с женой да двое детей, а комнат, между тем, целых пять. Помещения-то, можно сказать, пустуют! А разве вы не знаете, что тысячи гастарбайтеров ютятся по нескольку человек в комнатенке?! Так что по всей справедливости завтра мы вас, уважаемый, уплотним. Фантастика? Да как сказать

http://pravoslavie.ru/archive/101001

б) В искреннем усердии и уважении к св. обителям, инокам и вообще ко всему духовенству. Многие Князья и бояре сооружали монастыри на собственное иждивение 269 , смотрели на них, как на свои фамильные, и большею частью погребаемы были в них со всем своим семейством. Так, Ярослав создал в Киеве два монастыря, один мужской во имя Ангела своего, Георгия, другой женский, во имя Ангела супруги своей Ирины (Ингигерды или Анны); Изяслав соорудил в Киеве же монастырь св. Дмитрия; Всеволод – монастырь Андреевский или Яничь, называвшийся так по имени дочери этого Князя Яники, бывшей в нем первой Игуменьей; сыновья Мстислава великого соорудили монастырь при церкви св. Феодора, и назвали его Вотчим, в память отца своего, в нем погребенного (1132 г.) 270 . Самая обыкновенная похвала Князьям того времени, встречающаяся в летописи, та «монастыри набдя и чернце утешивая, и мирския церкви набде, и попы и весь святительский чин достойною честию чтяше» 271 ; или: «чтяше паче меры иерейский и мнишеский чин, подая им еже на потребу, и приимая от них молитвы и благословение»; или: «попы любяше повелику, излиха же черноризцы» 272 . в) В высоком уважении и любви к иноческой жизни. Многие Князья и бояре, забывая знатность своего рода, свои богатства и мирские чести, на всю жизнь заключались в стенах отшельнических келий, а другие считали как бы священною необходимостью, по крайней мере, пред кончиною своею принять на себя Ангельский образ 273 . Этот обычай постригаться в монашество, занятый Князьями нашими, без сомнения, у Императоров Греческих, начался еще с XI века и постепенно усиливался Первые инокини из Княжеской фамилии, упоминаемые в нашей истории, – это супруга Ярославова Ирина и дочь Вел. Князя Всеволода Анна (или Янка), а первые иноки – Князья Черниговские Никола Святоша и Игорь. В последующее время из Княгинь инокинь известны: Евфросиния, Княжна Полоцкая, основавшая два монастыря, и постригшая также родную сестру свою, двоюродную и двух племянниц, Ольгу, Марию и Агафию 274 ; а из Князей: Всеволод Мстиславич, Давид Ростиславич Смоленский 275 , еще какие-то благов. Князья схимонахи, Феодосий, Савва, Стефан и Филипп, упоминаемые в одном древнем синодике Киево-Печерской Лавры, прежде Игоря убиенного 276 . Вообще страсть к пострижению в монашество доходила до того, что благоразумное духовенство иногда принуждено было удерживать от этого Князей своими советами, как поступил Киево-Печерский Игумен Поликарп с В. К. Ростиславом 277 , и разумнейший из Князей того времени Владимир Мономах счел нужным заметить своим детям в последнем поучении, что не одиночеством, не чернетьством и не голодом, как иные добрые люди терпят, заслуживается милость Божия 278 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010