Андрея Христа ради юродивого. 20 . Памятник Юстиниана. 21 . Ипподром. 22 . Обелиск Египетский. 23 . Змеиная колонная. 24 . Колосс. На II холме 25 . Колонна Феодосия. 25 . Колонна Константина. 26 . Церковь Св. Великомуч. Феодора Тирона. 27 . Колонна Феодосия. На IV холме: 28 . Храм Св. Апостолов. 29 . Монастырь Пантократора (Вседержителя). 30 . Монастырь Св. Константина. 31 . Монастырь Липеси. 32 . Монастырь Аноликанти Панахранту(Пренепорочная). 33 . Монастырь Пантепонта (Всевидца) по Константию. На V холме: 34 . Монастырь Святой Богородицы (Паммакариста). 35 . Монастырь Св. Евфимии. 36 . Монастырь Кир Марта. 37 . Монастырь Повасилиас (Понвасилевс). 38 . Монастырь Св. Мученицы Феодосии. 39 . Монастырь Евергетис. На VI холме: 40 . Монастырь Св. Иоанна Дамаскина а по другим – Кехоритоментес. 41 . Монастырь Продром (с Иоанном Предтечей) по Константию. 42 . Монастырь Спасителя, по Константию а по Русским паломникам – Продром. 43 . Церковь Влахернская Пресвятой Богородицы. 44 . Монастырь Св. Козьмы и Дамиана. На VII холме: 45 . Монастырь Студийский. 46 . Пигия (Живоносный источник). 47 . Перивлепта (Славной имя Прекрасной Богородицы). 48 . Монастырь преподобного Андрея Критского . 49 . Монастырь Патриарха Тарасия. 50 . Колонна Аркадия. 51 . Церковь Св. Константина. 2 Касательно Стефана Новгородца и Иеродиакона Зосимы время посещения их известно определённо: Диакон Игнатий пишет, что он выехал из Москвы в 1389 г., в Апреле месяце, а осматривал Царьград по прибытии туда в Июле месяце. Время посещения Царьграда Дьяком Александром определяется, согласно его указаниям, между 1391–1395 г., от коронации Императора Мануила (при котором он был там) до оставления сим последним Царьграда, по междоусобной распре с Калоианном, сыном Андроника, с 1395 г., о чём также упоминается у Дьяка Александра: «приходил Царь Калачан, Андроников сын, с Турки к Царьграду...». 3 Один подножник этого памятника, выложенный бронзой, возвышался на 30 метров. Лабарт, «Императорский Дворец», стр. 35–36. 4 «Император (Юстиниан), – говорит Прокопий, – изображён в одежде Ахиллеса; его полусапожки не закрывают пяток; броня – его броня Ахиллесова, голова покрыта шлемом, лицо обращено на восток, аки будто он собирается идти против Персов.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Обращаясь к так называемым «ученым» жанрам, Феодор Продром написал философские комментарии ко второй Аналитике Аристотеля, религиозно-богословские комментарии к сочинениям Косьмы и Иоанна Дамаскина , многочисленные эпиграммы, посвященные святым, иконам и различным церковным реликвиям. Его перу принадлежат стихотворные и прозаические диалоги, дидактические поэмы, роман в стихах «Родамна и Досикл», пародия «Война кошек и мышей» («Катамиомахия»), поэма-исповедь, направленная против безнравственного, необразованного Вариса, который обвинил поэта в безбожии за увлечение античной культурой. В романе «Родамна и Досикл»» написанном ямбическим триметром (4614 стихов) есть много точек соприкосновения с позднегреческими романами Гелиодора («Эфиопика») и Ахилла Татия («Левкиппа и Клитофонт»): интерес к частной человеческой судьбе, эротическое повествование о самоотверженной любви героев, невероятные приключения и испытания, выпавшие на их долю. Воссоздавая черты византийской реальности, Продром перенасыщает свое произведение заимствованиями из Библии, сентенциями и реминисценциями из античных памятников (11 трагедий Еврипида, 25 сочинений Лукиана и других авторов). «Война кошек и мышей» по своему названию напоминает «Батрахомиомахию» («Война мышей и лягушек»), но ее композиция, пролог в форме диалога, пять актов-эпизодов, коммос с участием хора, еврипидовский прием «бога из машины», появление вестников являются мастерской пародией на классическую трагедию. В этом произведении исследователи ( С.С. Аверинцев ) улавливают также сходство с христианской драмой «Христос-Страстотерпец»: центральным эпизодом является плач матери (царицы мышей) над телом сына (царевича Креилла). В пародии «Схеда о мыши» обыгрываются псалмы и отдельные мотивы Священного писания, вложенные в уста кошки и попавшего в ее когти «мышиного игумена». Феодору Продрому приписывается астрологическая поэма, посвященная севастократиссе Ирине, о знаках зодиака, о положении звезд и планет. Его имя называют среди возможных авторов «Продромики» и диалога «Тимарион». Современники высоко оценивали творчество Феодора Продрома. Никита Евгениан восхищался риторическим мастерством своего учителя. Евстафий Солунский называл его «славным среди мудрых». Многочисленные последователи и подражатели поэта составили обширную «продромическую» литературу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Феодор Дафнопат (сер. Х в.), византийский историк – 476 Феодор Мопсуестийский (Мопсуестский, ок. 350–428), сирийский богослов и экзегет, представитель антиохийской богословской школы – 217 Феодор Продром (XII в.), византийский поэт – 485 Феодор Студит (759–826), византийский богослов, автор догматико-полемических и морально-аскетических сочинений, оппонент иконоборчества, игумен Студийского монастыря – 378, 381, 382, 386, 391, 393 Феодора , дочь имп. Константина VII, сестра имп. Романа II, жена имп. Иоанна Цимисхия – 401 Феодора , жена имп. Юстиниана Великого – 194, 195, 216, 218, 221, 238, 252,256,264 Феодора, мать имп. Михаила II – 366 Феодора , жена имп. Феофила, мать имп. Михаила III – 342, 366, 383, 393, 394,396 Феодора , младшая сестра имп. Зои, соправительница сестры в 1042 г., самодержавная императрица в 1054–1056 гг. – 399, 402 Феодорит Киррский (ок. 393 – ок. 466), блаженный, епископ города Кирра или Кира, близ Антиохии, сирийский богослов, экзегет и историк Церкви, автор апологетического сочинения «Врачевание эллинских недугов», «Церковной истории», агиографического сочинения «История боголюбцев» и др. – 181, 217, 254 Феодосии I Великий (ок. 345–395), римский император в 379–395 гг. – 63, 93, 120, 121, 133–138, 143, 144, 151, 233, 263, 332, 358 Феодосии II, византийский император в 408–450 гг. – 64, 120, 121, 154–161, 187, 207, 215, 259, 317, 360 Феодосии III , византийский император в 715–717 гг. – 267, 310 Феодосии Мелитинский (X в.), византийский хронист – 479 Феодот Касситер , патриарх Константинопольский в 815–821 гг. – 380 Феоктист , фаворит Феодоры, матери имп. Михаила III – 366 Феофан Византийский , историк VI в. – 253 Феофан Исповедник (ок. 758–817), византийский хронист – 284, 316, 346, 388,389 Феофано, жена имп. Романа II и позднее имп. Никифора Фоки – 401, 440 Феофано (Феофана, ок. 950–991), византийская принцесса, германская императрица, жена имп. Оттона II – 410, 432 Феофил († 412), патриарх Александрийский в 385–412 гг., добивался верховенства александрийской кафедры, враг Иоанна Златоуста – 152

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Феодор Дука Ангел Комнин – деспот Эпира (1215–1230) 304–306, 312 Феодор из Мисфии – византийский военачальник 225, 226, 231 Феодор Лалакон – византийский воин 207 Феодор Продром – византийский писатель 255 Феодор Стратилат – святой великомученик 210, 211, 213, 232 Феодор Студит – византийский богослов, исповедник иконопочитания, преподобный 107 Феодора – жена императора Феофила 184 Феодора – жена Юстиниана II 119, 120 Феодора – сестра императрицы Зои 235 Феодора Комнина – жена Генриха Австрийского 269 Феодосий I Великий – византийский император (379–395) 21, 31, 32, 42, 58–61 Феодосий II – византийский император (408–450) 42 Феодосий – сын Атаульфа 62 Феодосий Месоникт – византийский воин 202 Феотим – епископ Скифии 39 Феофан – византийский полководец, патрикий 179–181 Феофан Готский – епископ, участник I Вселенского Собора 17 Феофан Исповедник – византийский хронист, исповедник иконопочитания (ок. 760–818) 107, 108, 155, 176, 182, 216 Феофил – византийский император (829–842) 144, 184, 218 Феофил – епископ александрийский 39 Феофил, епископ евхаитский – см. Филофей Феофил – митрополит готский, участник I Вселенского Собора 32 Феофил – приближенный Юстиниана II 119 Феофилакт – кувикулярий 120 Феофилакт Симокатта – византийский историк (ок. 580-х гг. – после 641 г.) 97, 98, 112 Фивадий – участник свадебной церемонии Атаульфа 62 Филемут – предводитель герулов 69 Филипп – римский император (244–249) 18 Филиппик (Вардан) – византийский император (711–713) 121, 122 Филоксен – посланник 53 Филон – еврейский философ-платоник 15 Филосторгий – церковный историк, арианин (ок. 368–440) 21, 22, 24 Филофей (Феофил) – епископ евхантский, дипломат 192 Фока – византийский император (602–610) 95 Фома – один из двенадцати апостолов 16 Фома – евнух, приближенный императора Мануила I 272, 273 Фома Славянин – мятежник 176 Фотий – патриарх константинопольский (858–867, 877–886) 21, 26, 46, 58, 60,129, 131, 132, 177, 178, 182 Фраат, сын Фраата – парфянин, заложник 65 Фравиф – византийский полководец 33–35

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1587 Константин Великий в 306 году; в 312 году объявил христианскую веру господствующею в Римской империи; в 325 году созвал I Вселенский Собор; скончался в 337 году. Святая Елена ревностно к распространению Христовой веры и благолепию храмов Божьих, в 326 г. она путешествовала в Иерусалим, обрела там Крест Господень, и украсила св. храмами места в Палестине, прославленные во время земной жизни Спасителя; скончалась в 327 году. Память святых равноапостольных Константина и Елены празднуется 21 мая. 1588 Емеса – город в Сирии на восток от реки Оронта, впадающей на северо-западе Сирии в Средиземное море. 1590 Средопостная седмица – так называется в Церковном Уставе средняя (четвертая) неделя Великого поста; эта же седмица называется и крестопоклонной. 1591 Диаконник – южное отделение алтаря, в котором устрояется место для хранения священных вещей, состоящих под ведением диакона, как-то: риз, священных сосудов, напрестольных евангелий и крестов, дарохранительницы и проч. 1592 Второе обретение главы святого Иоанна Предтечи произошло в 452 году. По показанию архимандрита Маркелла, св. глава открылась ему 18 февраля, изнесена епископом Уранием в диаконик церковный 24 февраля, а 26 октября того же 452 г. перенесена в церковь в честь его имени созданную. 1595 Феодора – супруга Византийского императора Феофила иконоборца. По смерти последнего она правила государством совместно с сыном своим Михаилом. Император Михаил III царствовал с 842 по 867 год; вступил на престол 4-х лет, а потому государством до 855 г. управляла мать его, царица Феодора соборе 842 г. при царице Феодоре было восстановлено иконопочитание и установлено торжество православия, совершаемое в первую неделю св. четыредесятницы. 1596 Это третье обретение главы Крестителя было около 850 года; празднуется Церковью 25 мая. Честная глава Предтечи, вторично перенесенная в Царьград, сначала положена была в царских палатах, а потом часть ее в Студийском Предтечевом монастыре; в этой обители верх главы видел паломник Антоний в 1200 г.; другая часть главы была в Петре в монастыре Продром, крестоносцами она перенесена в Амиень во Франции, часть ее перенесена в Рим и находится в церкви папы Сильвестра. Другие части находятся в Афонском монастыре Дионисия и Угровлахийском монастыре Калуи.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

547 Житию Исаии Ростовского, по которому Исаия поставлен в епископы митрополитом Иоанном в 1077г. (см. выше). В 1078г. был в Киеве митрополит, ибо в этом году поставлен Новгородский епископ Герман. 548 Митрополит Иоанн в надписании его Правила Иакову черноризцу, о котором ниже, называется пророком Христа или пророком Христовым: „ Ιω(анна), митрополита Русского, наречённого пророком Христа (Христовым)... Правило... Иакову черноризцу”. Это весьма загадочное прозвание объясняет нам племянник нашего митрополита, греческий писатель первой половины XII века, Феодор Птохопродром, который говорит: πππου γρ εμορηκα Προδρομωνμου κα θεον σχον Χριστν νομασμνον, γς ωσικς πρεδρον, βρν ν λγοις (у Миня в Патрологии t. CXXXIII col. 1412), т. е. мне выпало счастье иметь деда, который был соименен Предтече (имел прозвание предтечи, Продрома), и я имел дядю, который назван был Христом, – предстоятеля Русской церкви, изящного в слове”. Из этого оказывается, что наше русское „наречение” митрополита „пророк Христов” есть перевод его греческого прозвания Христопродром (собственно бы нужно: предтеча Христов, но так перевести, вероятно, нашли неудобным и не сообразным). [См. «Дополнения и поправки " ] . 550 В 1096г. был в Киеве митрополит, ибо в этом году поставлен Новгородский епископ св. Никита. Что касается до Ефрема, которого ставит Никоновская летопись (и за нею все каталоги) между Иоанном 3 и этим Николаем, то он был не митрополит Русский, а епископ Переяславский, и носил имя митрополита только титулярно (см. о нём ниже). 551 У Татищева, – II, 169 fin., неизвестно откуда взятое баснословие, что он избран великим князем из епископов Полоцких и что по приказанию великого князя он поставлен самими русскими епископами. 552 По Татищеву, – II, 225, также из епископов русских, назначенный великим князем, но ходивший для поставления в Константинополь. 553 В Ноябре-Декабре 1129г. поставлен Новгородский архиепископ Нифонт и предполагать, чтобы между Никитой и Михаилом был ещё митрополит и чтобы Михаил явился после него так скоро, не представляется вероятным. По житию великого князя Мстислава (Феодора) митрополит Михаил освящал построенную им в Киеве церковь св. Феодора (у Востокова в Описании Румянцевского Музея стр. 452 col. I fin.), а церковь , заложенная в 1128г. (Лаврентьевская летопись), едва ли была строена более года.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Блаженная Кассия, пережив случившееся, нашла в себе силы стать выше своих мирских ожиданий. Она оставила мир, построила на имевшееся состояние монастырь, в котором приняла монашеское пострижение, и всю жизнь посвятила составлению церковных песней, стихир и канонов. Профессор И. А. Карабинов указывает, что Кассия была игуменией своего монастыря 389 . Не имеется точных данных о том, дожила ли блаженная до 842 года, когда после смерти Феофила, последнего иконоборца, в царствование сына его Михаила было восстановлено иконопочитание. Во всяком случае, имеются указания, что при императоре Феофиле и его сыне Михаиле блаженная Кассия писала каноны, стихиры и другие духовные произведения. В статье С. С. Аверинцева и А. Я. Сыркина свидетельствуется, что «творчество поэтессы Кассии» – интересное историко-культурное явление эпохи. Авторы указывают, что Кассия выступала в литературе с одностишными и двустишными ямбическими сентенциями, признают также, что Кассия, будучи светски образованной женщиной, все?таки «чуждается классических реминисценций» 390 . В настоящее время в богослужебных книгах (Триоди и Минеях) сохранилось относительно небольшое количество творений инокини Кассии. Имеются, между прочим, указания Феодора Продрома, что в каноне Великой Субботы блаженной Кассией первоначально были написаны не только ирмосы, но и тропари первых пяти песней. Однако позднейшие составители служб сочли неудобным оставить в церковном употреблении канон, написанный женщиной, поэтому Марку, епископу Идрунтскому (или Отрантскому), было поручено составить тропари указанных песней канона; в этом произведении оставлены были только ирмосы блаженной инокини Кассии (см. цитированный труд архиепископа Филарета). Не исключено, что подобное же могло произойти и с другими гимнографическими произведениями Кассии, почему в настоящее время имеется относительно малое число ее творений. Это соображение тем более достоверно, что преосвященный Филарет, ссылаясь на мнение Кодина, указывает, что в свое время блаженной Кассией было написано много канонов, стихир и других сочинений 391 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

В современном богослужебном обиходе используются следующие песнопения Кассии: ирмосы 1–6 песней канона Великой субботы: стихира на Рождество Христово «Августу единоначальствующу»; стихира в Великую среду «Господи, яже во многия прегрешения впадшая жена»; стихиры на дни: мчч. Гурия, Самона и Авива («Эдес веселится»): рождество Иоанна Крестителя («Исаии ныне пророка глас»); мчч. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста («Паче еллинских наказаний»). По ряду источников Кассии приписаны стихиры (на греческом) на память апостолов Петра и Павла («Светильники великия Церкви») и две стихиры в Неделю о мытаре и фарисее («Вседержителю Господи, вем, колико могут слезы» и «От дел похваленьми фарисеа оправдающа себе»); а также (по другим греческим спискам) еще стихиры: на Благовещение и Успение Божией Матери, на память вмц. Варвары, мчч. Маккавейских, мчч. Адриана и Наталии, преп. Симеона Столпника, святителя Василия Великого и др. Современники высоко оценивали произведения Кассии. Никифор Каллист Ксанфопул включил ее имя в свой рифмованный перечень знаменитых поэтов-гимнографов, наряду с именами преподобного Феодора Студита , святых Космы Маиумского , Андрея Критского , Феофана и других. В современных богослужениях нет канонов, приписываемых Кассии, кроме единственного – Канона Великой субботы, который, однако, был переделан Марком, епископом Идрунтским. По словам Феодора Продрома, «до 5-й песни этот канон – работа Марка, епископа Идрунтского; но песни с 6-й по 9-ю составлены великим гимнографом Космой [Маиумским]; кроме того, как нам известно из неписаного предания, намного ранее (Марка Идрунтского] некоторая мудрая и целомудренная дева Кассия была составительницей этих песен, песен с 1-й по 5-ю, то есть она составила канон [раньше этот канон был четверопеснцем, и святая Кассия дополнила составленный святым Космой четверопеснец до полного канона]. Позднее редакторы канонов сочли неуместным присоединение к песням, составленным женщиной, песней, сочиненных отшельником Космой, и поручили Марку составить тропари, сохранив имевшиеся ирмосы».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Великомученику Георгию посвящен ряд Похвальных слов византийских писателей: Аркадия, архиепископа Кипрского, святителя Андрея Критского, Феодора Квестора, Иоанна, митрополита Евхаитского, Григория II (Георгия) Кипрского, Патриарха Константинопольского, Константина Акрополита, Антония, епископа Ларисского, Нила, архиепископе Родосского, и других, а также стихи Феодора Продрома. В Константинополе 23 апреля служба великомученику совершалась в церкви во имя великомученика Георгия в Девтероне, ей предшествовал крестный ход из храма Святой Софии на Форум, о чем говорится в Типиконе Великой церкви X века и Синаксаре Константинопольской церкви Х века. В календарях палестинского происхождения 3 ноября отмечается также праздник освящения церкви во имя великомученика Георгия в Лидде, который получил повсеместное распространение в Византии с введением Иерусалимского устава. Образ великомученика был помещен на монетах при византийском императоре Иоанне II Комнине, и его продолжали чеканить при Палеологах. Никифор Григора в «Ромейской истории» упоминает об изображении Георгия на коне, которое написал «знаменитый в древности живописец Павел» на стене императорского дворца напротив часовни Богородицы Никопеи. В Византии Георгий считался покровителем воинов, землепашцев (имя Георгий происходит от греческого слова georgos – земледелец) и особенно пастухов. Георгий Сфрандзис называет Георгия «освободителем пленников», а в Каппадокии великомученик почитался как защитник путешественников. Известно совместное почитание великомученика Георгия и великомученика Димитрия Солунского, которых в народных преданиях называют братьями или родственниками. Эти представления были заимствованы у греков крестоносцами: согласно хронике Петра Тудебода, эти святые вместе с великомучеником Феодором возглавляли христианское войско во время Антиохийской битвы в 1098 году. Кроме чудес, зафиксированных в византийских агиографических сочинениях, сверхъестественные события, связанные с заступничеством Георгия, были отмечены, например, в 1593 году (явление великомученика Мураду III, после которого султан отказался от своего намерения разрушить церковь во имя великомученика Георгия в башне Фенер-капысы и отправил туда богатые дары), в 1689 году (прекращение эпидемии чумы на острове Закинф, по молитве Георгия).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

По словам византийских интеллектуалов, это была как бы одна из сторон диалога, «средство изобразить беседу». В ранневизантийский период их писали на латыни, греческом, коптском и сирийском, но с VII в. – только на греческом. В VI в. получил распространение жанр выдуманных писем на отвлеченные темы, обращенных к вымышленным персонажам. Сохранились письма от императоров, чиновников, епископов, воинов, монахов, учителей, судей, риторов, знатных женщин. В отличие от западноевропейского средневековья с его «искусством красноречия» (лат. artes dictamines), в ромейских школах не учили искусству писать письма и Византия имела не очень богатую теоретическую традицию Э. Она строилась на трех источниках: кратком руководстве для написания писем – письмовнике Деметрия (I в до н. э. – I в. н. э.), где письмо было названо «образом души»; эпистолярных заповедях и характеристиках эпистолярного стиля, изложенных в письме 51 Григория Назианзина к Никобулу; Типах писем, представленных компиляциями Псевдо-Деметрия «Эпистолярные типы» (II в. до н. э. – III в. н. э.) и Псевдо-Ливания «Эпистолярные стили» (IV в. н. э.). От IV-XV вв. дошло около 15 000 писем и 150 их сборников. Крупные собрания принадлежат Ливанию, Нилу Анкирскому и Исидору Пелусиоту . Наиболее ранними являются письма из пустыни Антония Великого , Аммония и собрание писем Афанасия Великого (Александрийского). Классическая Э. также представлена в письмах трех Каппадокийских отцов, Феодорита Киррского, Иоанна Хрисостома. Собрания писем VII-IX вв. имели более ярко выраженный идейно-политический контекст и отражали церковную борьбу (начиная от борьбы Максима Исповедника против монофелитства и кончая разногласиями при Патриархе Фотии). Особо выделяются собрания писемь Феодора Студита , Николая Мистика , Арефы Кесарийского . Богата Э. Х в., представленная видными фигурами той поры, василевсами, полководцами, дипломатами, епископами, монашескими лидерами. XI-XII вв. отмечены письмами Михаила Пселла , Феофилакта Охридского, Феодора Продрома, Михаила Италика, Иоанна Цеца, Евстафия Фессалоникского, Евфимия Торника, Евфимия Малака, братьев Никифора и Михаила Хониатов .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010