Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНДРЕЙ СТРАТИЛАТ [греч. Ανδρας Στρατηλτης] († ок. 300) и др., мученики Киликийские (пам. 19 авг.). Согласно житию, А. С. командовал большим отрядом рим. войска под началом некоего Антиоха, направленного имп. Максимином для ведения военных действий против персов. Отряд столкнулся с численно превосходившим его противником, и А. С., тогда еще не крещенный, но уже уверовавший во Христа, приказал своим солдатам призывать на помощь Бога христиан, и рим. войско одержало блестящую победу. Извещенный об этом Антиох велел тотчас арестовать А. С. и предать его пыткам, однако не смог заставить его отречься от Христа. Опасаясь казнить военачальника, Антиох доложил о нем императору. Максимин предложил найти к.-н. предлог для его казни. А. С. вместе со своими 2593 подчиненными отправился в г. Тарс к еп. Петру, где все они приняли св. Крещение. Командующий рим. войсками в Киликии Селевк, извещенный Антиохом о бегстве А. С., решил догнать и уничтожить отряд, укрывшийся в горах Тавра в Киликии. Застигнутые во время молитвы в узком горном проходе, воины легко могли отразить натиск Селевка, однако предпочли добровольно предаться в руки убийц. Еп. Петр и еп. Веррийский Нонн, захоронив их останки, стали свидетелями чуда - на месте гибели воинов возник целебный источник. Возможно, еп. Петр был автором их жития, к-рое позже было переработано Симеоном Метафрастом (кон. X в.). Память А. С. внесена в вост. календари и зап. мартирологи под 19 авг. Наиболее широкое распространение память А. С. получила в визант. памятниках: Типиконе Великой ц. IX-X вв. ( Mateos. Typicon. P. 378-379), Минологии Василия II (PG. 117. Col. 591-592; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 585), Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 907-909), Императорском Минологии 1034-1041 гг. ( ev. Menol. T. 2. P. 295-299), Стишных синаксарях Христофора Митилинского XI в. ( Cristoforo Mitileneo. Calendari. P. 468, 476) и Феодора Продрома нач. XII в. ( Teodoro Prodromo. Calendario. P. 135).

http://pravenc.ru/text/115324.html

[Марк Гидрунтский; греч. Μρκος Σαββατης] (IX-X вв.), визант. гимнограф. М. С. был монахом лавры прп. Саввы Освященного, затем экономом ц. св. Мокия в К-поле, позже епископом Отрантским (Гидрунтским). Византийские хронисты рассказывают, что 11 мая 903 г. в ц. св. Мокия на имп. Льва VI Мудрого было совершено покушение. После этого Лев исключил церковь из имп. процессии, но вскоре «мудрейший монах Марк» убедил императора восстановить прежнюю церемонию, объяснив покушение Промыслом Божиим и предсказав, что царство Льва продлится еще 10 лет. По словам хронистов, этот монах «дополнил» четверопеснец прп. Космы Маюмского в Великую субботу. Эти сведения находят подтверждение в источниках XII в. По словам Феодора Продрома, М. С., к-рый назван «епископом Гидрунтским», принадлежат песни 1-5 канона в Великую субботу, а Косме Маюмскому - песни 6-9. Продром пишет, что, как гласит «устное предание», песни 1-5 принадлежат визант. поэтессе Кассии (IX в.), но затем сочли «недостойным примешивать» к творению прославленного гимнографа Космы «женские речи» и М. С. поручили переработать тропари, но оставить ирмосы неизменными, поэтому акростих Κα σμερον δ в этой части канона проходит только через тропари. Сходные сведения приводятся в совр. Постной Триоди. Свт. Евстафий , митр. Фессалоникийский, цитировал 3-й тропарь 5-й песни канона, называя его автора «блаженнейшим песнописцем», но не связывал его ни с лаврой прп. Саввы, ни с ц. св. Мокия, ни с кафедрой Отранто ( Eustathii Thessalonicensis. 2014. P. 241). Большинство исследователей доверяют сведениям, к-рые сообщает Продром. Дж. Скиро, напротив, полагает, что канон принадлежит Косме Маюмскому целиком, а сообщения об авторстве Кассии и М. С. носят легендарный характер ( Schir ò . 1979). Хронологические данные не позволяют отождествить М. С. с Марком, еп. Отрантским, участвовавшим в К-польском Соборе 879-880 гг. ( Mansi. T. 17. Col. 373). Не ранее XVI в. М. С. были приписаны богослужебные Марковы главы . В действительности их автор неизвестен.

http://pravenc.ru/text/2562272.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФРИКАН, ТЕРЕНТИЙ, МАКСИМ, ПОМПИЙ [ПУПЛИЙ], ЗИНОН, АЛЕКСАНДР, ФЕОДОР И 33 мученика Африканских († 251), (пам. 13 марта, 10 апр., 28 окт.), пострадали в гонение имп. Деция . Игемон Фортуниан принуждал жителей Карфагена принести жертвы языческим богам, за отказ сделать это З., А., Ф. и др. мученики (общим числом 40) были подвергнуты пыткам. Во время испытаний и нечеловеческих мук они непрестанно взывали к Богу, и по их молитве рухнул языческий храм вместе с идолами. После этого мученики были усечены мечом. На А., Т., М. и П. надели колодки, А. положили на железные трезубцы. Ангел, явившийся святым, освободил и накормил их, так что мучители нашли их здоровыми и веселыми. Тогда пытки продолжились и мученики оказались в темнице, куда волхвы и чародеи поместили ядовитых змей. Но те не тронули узников, а набросились на заклинателей. Убедившись, что вера А., Т., М. и П. непоколебима, мучители приказали обезглавить их. Христиане похоронили их тела в 2 милях от Карфагена. По сообщению Феодора Чтеца , мощи Африканских мучеников перенесли в К-поль в ц. вмц. Евфимии в Петрии при имп. Феодосии I Великом . Пространное житие мучеников, приписываемое Симеону Метафрасту, составлено на основе древних мученических актов. Основная дата памяти Африканских мучеников, 10 апр., указывается и в зап. мартирологах (напр., Римский Мартиролог), и в большинстве визант. календарей: Минологии Василия II (PG. 117. Col. 396); Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 595-596); Типиконе Великой ц. IX-X вв. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 264), в разных редакциях Студийского устава и в Иерусалимских Типиконах, во мн. синаксарях ( Христофора Митилинского XI в. ( Cristoforo Mitileneo. Calendari. P. 418, 422), Феодора Продрома нач. XII в. ( Teodoro Prodromo. Calendario. P. 120) и др.), а также в печатной греч. Минее (Венеция, 1603). Кроме того, память Африканских мучеников отмечается в греч. календарях 13 марта, 5 апр. и 28 окт., а в слав. и рус.- также 20 и 21 марта.

http://pravenc.ru/text/77120.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВЛАЛИЙ визант. худож. Известен по текстам Николая Месарита (1163/64 - после 1217), содержащим описание мозаичного убранства Апостолов святых церкви в Константинополе , как исполнитель образа Пантократора («τς χερας χοντι μλλον ελλους» (имеющим воистину сладкоречивые руки), по отзыву Никифора Каллиста Ксанфопула) в куполе и композиции «Св. жены-мироносицы у Гроба Господня». В последней Е. изобразил себя в виде недремлющего стража у отверстой могилы. Поскольку источники не препятствуют видеть Е. причастным к работе над всей серией цикла, Н. В. Малицкий ( Malickij. P. 151) приписывал Е. сцены, соседствующие с композицией «Св. жены-мироносицы у Гроба Господня» (отметил связь изображений плачущего ангела у Гроба Господня и ангела у ног Христа), и финальные эпизоды цикла - «Явление Христа у Тивериадского озера», «Чудесный улов», сравниваемые Г. Милле ( Millet. 1915) с аналогичными композициями росписи Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове (рубеж 30-х и 40-х гг. XII в.). Обширный евангельский цикл храма святых Апостолов начал формироваться еще в эпоху имп. Юстина II (565-578). Согласно иконографическому анализу, большинство изображений возводят к IX-XII вв. (напр., «Крещение», «Преображение», «Предательство Иуды», «Подкуп стражей», «Распятие»), когда, возможно, получили дополнение отдельные сцены VI в. (А. Гейзенберг , Малицкий, В. Н. Лазарев; Н. Беес отрицал наличие в храме мозаик VI в.) и был изменен порядок композиций (напр., сцены «Воскрешение сына вдовы» - Р. Баумштарк, Й. Стржиговский, О. Вульф). Е. как автору изображения арх. Михаила, находившегося, по предположению Бееса ( Bees. 1917), в основанном Мануилом Комнином (1143-1180) в К-поле мон-ре арх. Михаила (Кефели-джами), адресованы восхваления Никифора Каллиста Ксанфопула. Первым среди знаменитых художников Е. назван в эпиграмме Феодора Продрома, который также оставил свидетельство о выполненной Е. композиции «Благовещение» (икона?) для монастыря Богородицы Евергетиды в К-поле ( Heisenberg. 1908; Bees. 1917).

http://pravenc.ru/text/187152.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мц. Анисия. Минейная икона. Кон. XIX в. (ЦАК МДА). Фрагмент [греч. Ανυσα] († 286-305), мц. Фессалоникийская (пам. 30 дек.). Пострадала при имп. Максимиане . Сохранились 2 греч. жития А.: 1-е предположительно принадлежит Симеону Метафрасту , 2-е - диакону и референдарию Григорию; похвальное слово А. написано Патриархом К-польским Филофеем Коккином (XIV в.). А. родилась в Фессалонике в христ. семье и воспитывалась в благочестии. После смерти богатых родителей А. продала оставшееся ей в наследство имущество и стала помогать нуждающимся: раздавать деньги нищим и служить узникам в темницах. А. вела затворническую жизнь, пребывая в посте и молитве, на пропитание зарабатывала рукоделием. Во время гонений на христиан на пути в церковь она была убита рим. воином, к-рый хотел насильно увлечь ее на языческое празднование. Была похоронена недалеко от Кассандриотийских ворот, впосл. над местом ее погребения построили церковь. Память А. содержится 30 дек. в большинстве греч. календарей, указывается в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 233-234), Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 355-357), Стишных синаксарях Христофора Митилинского XI в. ( Cristoforo Mitileneo. Calendari. P. 367, 379) и Феодора Продрома нач. XII в. ( Teodoro Prodromo. Calendario. P. 108) и др. Наиболее ранним свидетельством почитания А. на Руси является упоминание ее памяти в месяцеслове Остромирова Евангелия 1056-1057 гг. (Л. 256). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод краткого жития А., включенный в рус. нестишной Пролог (древнейший список - РНБ. Соф. 1324, кон. XII - нач. XIII в. ( Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 184)). В 1-й пол. XIV в. житие А. было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В ВМЧ помещены краткие жития из Стишного и нестишного Прологов ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 273-274 (1-я паг.)). Гимнография Память А. (без службы) зафиксирована в Типиконе Великой ц.

http://pravenc.ru/text/115522.html

4 декабря Церковь вспоминает Введение во храм Пресвятой Богородицы – событие, связанное с обетом родителей Богородицы – святых Иоакима и Анны. Они привели в трехлетнем возрасте свою дочь Марию в Иерусалимский храм, где Она была введена первосвященником Захарием во Святая Святых и воспитывалась до 12 лет. Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий тропаря этого праздника.      Особенностью данного праздника является то, что он основан на апокрифе – Первоевангелии Иакова. Это предание имеет достаточный авторитет, поскольку его использовали святые отцы: «Древность Первоевангелия Иакова можно видеть из свидетельств древних отцов и учителей церковных. Начиная с IV века находим непрерывный ряд указаний на него у святителя Григория Нисского († 394), святителя Епифания Кипрского († 403), в толковании на Шестоднев, приписываемом Евстафию Антиохийскому, у святого Андрея Критского и других. Святитель Григорий Нисский в Слове на Рождество Христово, упоминая о том, что родители Богоматери были неплодны до старости и по молитвам своим получили дочь, ссылается на то, что он слышал некоторую апокрифическую историю, предлагавшую такие сказания о Ней (Марии)» . В некоторых месяцесловах VIII века можно найти лишь краткие упоминания этого праздника, что говорит об отсутствии особой торжественности при его совершении . Проповеди, посвященные этому празднику, известны с VIII века и приписываются Константинопольскому патриарху Герману († 740). От IX века сохранились проповеди патриарха Тарасия († 806) . Праздник стал активно развиваться с IX столетия. Стихиры на литии и канон праздника написал святитель Георгий Никомидийский. Второй канон составил Василий Пагариот, архиепископ Кесарийский. Праздник, по свидетельству Феодора Продрома (XII в.) и Никифора Каллиста (XIV в.) до XIV века в число двунадесятых праздников не входил . При этом в Студийском и Иерусалимском Типиконах XI–XIV веков Введение во храм Божией Матери отмечалось так же торжественно, как и другие двунадесятые праздники. И вплоть до XVII столетия в Типиконах сохранялись особенности праздника Введения, которые показывали, что он уступает по торжественности другим двунадесятым .

http://pravoslavie.ru/135810.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРЕФА [араб.      , сир.     (  )  , эфиоп.  , греч. Αρθας] († 523), мч. (пам. 24 окт., эфиоп. 26 хэдара (22/23 нояб.), глава христиан Награна , пострадавший вместе с 4299 награнскими мучениками во время гонений химьяритского царя-иудея Йосефа Асара Ясара осенью 523 г. в период химьяро-эфиопских войн . После кончины награнского еп. Павла главой местной общины христиан-монофизитов стал богатый и знатный старец А., не имевший духовного сана. Согласно ряду источников, он был светским правителем города и его округи (этнархом и филархом), причем прежде эту должность занимал его отец. Когда началась война с Аксумом , царь Йосеф Асар Ясар потребовал от А. прислать к нему всех боеспособных жителей Награна. Ополчение было собрано и отправлено, но вернулось с полдороги, узнав о предпринятом по повелению царя истреблении всех находившихся в Химьяре христиан. Йосеф расценил это как мятеж. После осады и взятия города в кон. окт. (или нояб.) 523 г. тяжелобольной А. был схвачен и предстал перед царем. Он отказался отречься от своей веры и смело обличал иудейского владыку, вселяя мужество в своих сограждан. По приказу царя А. вместе с др. награнцами был отведен в одно из вади (пересохшее русло реки), где им отсекли головы мечом. О мученичестве А. повествуется в письме царя Йосефа Асара Ясара к царю Мунзиру III , а также в письме еп. Симеона Бет-Аршамского к авве Мар-Симеону (VI в.). Мч. Арефа. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ) Мч. Арефа. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ) Пространное греч. житие создано на основе актов А., написанных в VI в. В кон. Х в. житие было переработано Симеоном Метафрастом . Краткие жития содержатся в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 123-126) и в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 159-161). Стихи А. содержатся в Стишных Синаксарях Христофора Митилинского XI в. ( Cristoforo Mitileneo. Calendari. P. 340) и Феодора Продрома нач. XII в. ( Teodoro Prodromo. Calendario. P. 99). Память А. 24 окт. отмечается во всех греч. календарях. Согласно памятникам к-польского происхождения: Типикону Великой ц . X в. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 76) и Синаксарю К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 159-161),- синаксис А. совершался в храме Богородицы в Протасиевых.

http://pravenc.ru/text/75906.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНАНИЯ [греч. Ανανας от древнеевр.  ,  ], ап. от 70, сщмч. (пам. 4 янв., 1 окт., пам. зап. 25 янв.), еп. Дамасский. В апостольском списке, к-рый приписывается св. Ипполиту Римскому , А. упоминается на 5-м месте. Обращенный в христианство еврей, А. был призван Господом, чтобы ввести в Церковь буд. апостола язычников Павла. А.- «муж благочестивый по закону, одобряемый всеми Иудеями» (Деян 22. 12-16) - находился в Дамаске, когда туда привели ослепшего Савла. Господь в видении приказал А. идти на улицу Прямую, в дом Иуды, найти там Савла и исцелить его. Сначала А. испугался, что Савл, обретя зрение, вновь станет гонителем христиан, но затем, положившись на Господа, открывшего ему перемену, к-рая произошла с Савлом, вернул ему зрение и крестил его (Деян 9. 10-18). Симеон Метафраст , составивший «Страсти» А., сообщает, что он проповедовал Евангелие в Дамаске и в Элевтерополе и претерпел мученическую кончину: был побит камнями. Католич. Церковь не почитает его как мученика. Сохранились 2 греч. жития А.: 1-е, известное в 3 редакциях (BHG, N 75х - 75z), приписывается некоему Варсафте; 2-е составлено Симеоном Метафрастом в Х в. (BHG, N 76). Память А. 1 окт. обязательно указывается во всех видах календарей, она отмечается в Типиконе Великой ц . X в. (Mateos. Typicon. P. 56-57), редакциях Студийского устава - Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. (РНБ. Соф. 1136. Л. 61об., XII в.; ГИМ. Син. 330. Л. 82об., XII в.), Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 34-35), Евергетидском Типиконе 1-й пол. XII в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 287-288). По Мессинскому и Евергетидскому Типиконам на утрене полагалось чтение жития А. Симеона Метафраста (PG. 114. Col. 1001-1009). В Иерусалимский Типикон память А. включается начиная с древнейших списков (Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Т. 3. Ч. 2. С. 31). Память А. зафиксирована в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 79-80), Синаксаре К-польской ц. (SynCP. Col. 75), Императорском Минологии 1034-1041 гг. (BHG, N 76а), Стишных синаксарях Христофора Митилинского XI в. (Cristoforo Mitileneo. Calendari. P. 339, 342) и Феодора Продрома нач. XII в. (Teodoro Prodromo. Calendario. P. 97). Согласно Иерусалимскому Типикону память А. совершается также 4 янв. в составе Собора 70 апостолов.

http://pravenc.ru/text/114726.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНАСТАСИЯ РИМЛЯНЫНЯ Прмц. Анастасия Римляныня. Миниатюра из греко-груз. рукописи XV в. (РНБ). Фрагмент Прмц. Анастасия Римляныня. Миниатюра из греко-груз. рукописи XV в. (РНБ). Фрагмент († ок. 250 или 256), прмц. (пам. 29 или 30 окт., пам. греч. 12 окт.). А. Р. родилась в знатной рим. семье; осиротев в 3 года, воспитывалась в христ. жен. общине, к-рую возглавляла старица София. В возрасте 20 лет А. Р. привели к градоправителю («игемону») Пробу, он много слышал о ее красоте и хотел выдать ее замуж. Исповедав Христа, святая отказалась поклониться языческим богам; в наказание ее нагую выставили перед толпой, затем пытали огнем, растянув между 4 столбами и нанося побои, потом подвергли колесованию. Чудесным образом святая осталась невредимой. Некий христианин Кирилл во время пыток напоил мученицу водой, за что был казнен. Проб приказал подвесить А. Р. и рвать железными крючьями, затем ей отрезали сосцы, вырвали ногти, выбили зубы, отрубили руки и ноги, вырвали язык. А. Р. была усечена мечом, тело ее погребено Софией и 2 неизвестными христианами. Пространные греч. жития А. Р., одно из к-рых написано Симеоном Метафрастом , относят ее мученическую кончину ко времени имп. Диоклетиана (BHG, N 76х-77). Однако краткие жития в составе Минология Василия II и Синаксаря К-польской ц. Х в. говорят о том, что это произошло в правление имп. Деция и Валериана . В царствование имп. Диоклетиана пострадала также вмц. Анастасия Узорешительница , и уже в ряде древних агиографических произведений отсутствует четкое разделение сведений об А. Р. и Анастасии Узорешительнице (называемых соответственно Старшей и Младшей), поэтому возникают трудности с идентификацией их мощей, изображений и посвященных им храмов. В ряде источников к-польского происхождения память А. Р. отмечается 12 окт.: в Типиконе Великой ц. X в. (Mateos. Typicon. P. 68-69), Минологии Василия II (PG. 117. Col. 105-106), Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 133-134). В большинстве визант. календарей память А. Р. содержится под 29 окт.: в поздних списках Типикона Великой ц. 1063 и 1329 гг. (Mateos. Typicon. P. 83); в разных редакциях Студийского устава - Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 45) и Евергетидском Типиконе 1-й пол. XII в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 302), а также в Иерусалимском уставе , начиная с древнейших списков: Sinait. gr. 1096, XII в. (Дмитриевский. Т. 3. Ч. 2. С. 32), ГИМ. Син. греч. 272, 1297 г. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 335). Под 29 окт. память А. Р. зафиксирована в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 171-173), Петровом Прологе XI в. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 335), Стишных синаксарях Христофора Митилинского XI в. (Cristoforo Mitileneo. Calendari. P. 341, 350) и Феодора Продрома нач. XII в. (Teodoro Prodromo. Calendario. P. 110).

http://pravenc.ru/text/114936.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНТИПА [греч. Αντπας] (I в.), сщмч. (пам. 11 апр.), еп. Пергамский. Сщмч. Антипа, еп. Пергамский. Мозаика мон-ря Паммакаристос (Фетие-джами). Ок. 1315 г. Сщмч. Антипа, еп. Пергамский. Мозаика мон-ря Паммакаристос (Фетие-джами). Ок. 1315 г. Мученичество А., пострадавшего в Пергаме (М. Азия), упоминается в Апокалипсисе (Откр 2. 13), поэтому вопрос о времени его кончины связан с датировкой Апокалипсиса: одна традиция относит мученичество А. ко времени правления императоров Нерона и Веспасиана , др.- ко времени имп. Домициана . А., проповедовавший христ. учение, был обвинен местными жрецами в том, что из-за него языческие боги оставили Пергам без своего покровительства. Правитель города потребовал, чтобы А. отрекся от Христа, обещая ему почет и безбедную старость, но тот остался верен Господу и был брошен внутрь раскаленного медного быка, где после долгих мучений умер с молитвой на устах. Был похоронен в Пергаме, над его могилой в V в. построен храм. Мироточивые мощи А. исцеляли больных, медный бык, в к-ром А. принял мученическую кончину, по свидетельству визант. историка Георгия Кедрина , при имп. Феодосии I Великом был перевезен в К-поль. Там с IX в. существовал храм в честь А., однако синаксари фиксируют почитание памяти святого в ц. св. ап. Иоанна Богослова близ храма Св. Софии. Память А. содержится во всех визант. календарях. В греч. синаксарях говорится об А. как о целителе зубных болезней: Синаксарь К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 595-598), Минологий Василия II ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 572). Память А. указывается также в Стишных синаксарях Христофора Митилинского XI в. ( Cristoforo Mitileneo. Calendari. P. 418, 423) и Феодора Продрома нач. XII в. ( Teodoro Prodromo. Calendario. P. 121). О почитании А. на Руси свидетельствует упоминание его памяти в месяцесловах Остромирова 1056-1057 гг. (Л. 270 об.) и Архангельского 1092 г. (Л. 161) Евангелий. Служба А. содержится в Минее (РГАДА. Син. тип. 110. Л. 36 об.- 40, кон. XI - нач. XII в.). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод краткого жития А., включенный в рус. нестишной Пролог. Это житие является дополненным вариантом перевода из Минология Василия II ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 572). Из греч. источников представление об А. как о святом, молитвы к-рого помогают при зубных болезнях, перешло в рус. богослужебные книги («благодать от Бога имат целити болезнь зубную» - Апостол РГБ. Фад. 56. Л. 267 об., ок. 1417 г.) и впосл. укоренилось в народном религ. сознании. В 1-й пол. XIV в. житие А. было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В ВМЧ помещено пространное житие А. (BHG, N 138) ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 75 (2-я паг.)). Гимнография

http://pravenc.ru/text/115790.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010