В грамоте в сольвычегодский Введенский мон-рь, написанной в янв. 1605 г., И. вместе с освященным Собором извещал о Лжедмитрии и благословлял молиться о царе Борисе (ААЭ. Т. 2. С. 78-81, 28). Аналогичные грамоты, по-видимому, были посланы и в др. места. На послание патриарха ссылался Новгородский митр. Исидор в письме о самозванце в Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь (Там же. С. 81-84, 29). Соборные грамоты с известием о том, что самозванец - это беглый мон. Григорий Отрепьев, были отправлены польск. королю, сенату, западнорус. духовенству и кн. Константину Константиновичу Острожскому, а также «по городом на Украину к воеводам». Однако послания не возымели действия. Перед кончиной Бориса Феодоровича 13 апр. 1605 г. И. причастил царя и постриг в монашество с именем Боголеп ( Арсений Элассонский, архиеп. Мемуары из русской истории//Хроники Смутного времени. М., 1998. С. 176). После смерти Годунова на престол вступил его 16-летний сын Феодор Борисович . Царица-вдова Мария Григорьевна просила И. «и весь Собор и боляр великих» о поддержке сына (РИБ. Т. 13. Стб. 574). Патриарх с Собором «благословили великого государя царя и великого князя Федора Борисовича… на Московское государство и на все государьства всея Великия Росии» (ААЭ. Т. 2. С. 87, 32). И. послал окружную грамоту о воцарении Феодора Борисовича (СГГД. Т. 2. С. 189). Патриарх направил в войско под Кромы Новгородского митр. Исидора, для того чтобы тот принял присягу новому царю. Часть войска принесла присягу, но большинство полков 7 мая перешли на сторону самозванца. 1 июня 1605 г., когда войска Лжедмитрия приближались к Москве, посланники самозванца на Лобном месте зачитали грамоту Лжедмитрия москвичам, в которой была описана история «спасения царевича Дмитрия», москвичам обещались всевозможные льготы. В тот же день самозванец отправил в Москву послание, видимо являвшееся ответом на рассылавшиеся по стране соборные грамоты. Называя И. «изменником», Лжедмитрий порицал одновременно и весь «богоненавистный» освященный Собор (ПСРЛ. Т. 34. С. 242). В Москве началось восстание в пользу Лжедмитрия, восставшие арестовали Феодора вместе с матерью и сестрой. 10 июня юный царь и царица Мария Григорьевна были убиты. Вскоре после их гибели подвергся поруганию патриарх, служивший литургию в Успенском соборе, был разграблен патриарший двор. И. так описал эти события: «Множество народа царьствующаго града Москвы внидоша во святую соборную и апостольскую церковь со оружием и дреколием во время святого и Божественного пения... и внидоша во святый олтарь, и меня, Иева патриарха, из олтаря взяша во церкви, и по площади таская, позориша многими позоры» (ААЭ. Т. 2. С. 154, 67).

http://pravenc.ru/text/578144.html

145. «А князи издавиша, подкладше под дскы, а сами верху седоша обедати», (там же прим. 304). 419 У Кальнофойского (Teraturgima) некоторые из Домбровицких князей, равно как и св. Иулиания, именуются не Домбровицкими, но Дубровскими. Но это ничто иное, как замена главного корня этой фамилии, вместо Домброва (роща), тождественным и едва ли не древнейшим Славянским наименованием «Дуброва». (Волынск. губерн. Ведом. 1855 г., 39, часть неоффиц., стр. 116). 423 Коялович: Histor Lithwan. pars II, Antverpiae, 1669 ап., стр. 297. Teramurgima Кальнофойского, стр. 63. 425 Пр. Филарета Черниговск. Русск. Свят. мес. Июль; 1864 г., 42. Надобно заметить, что князь Иван Домбровицкий, воевода Киевский, обыкновенно именуемый только князем Домбровицким, в тоже время подписывался и Гольшанским или Ольшанским, как пишется и именуется св. Иулиания и отец ее Юрий. Волын. губ. 1855 г., 39, часть неоффиц., стр. 118. 426 Кояловича: Histor. Lithwan., стр. 391. Юевлянин 1840 г., стр. 248. – Это известное Пересопницкое Евангелие, которое с 1556 по 1561 г, было переведено Ар- химандритом Пересопницкаго монастыря Григорием из языка Болгарсваго, на Русскую иову. (Журн. Минист. Народн. ПросвФщ. 1858 г. 5), и с 1561 по 1566 г. предписано в Пересопницком Рождество-Богородичном монастырф, часпю же в дфвичеем Заславсвом монастырф, гдф Настасея Юреевна, по смерти мужа, была Игумешей. (Истор. Руссв. Ц. пр. Филарета, перюд 3, стр. 175) 427 Это тот самый Юрий Острожский, который получил Заславль от отца своего Василия Острожского и Заславского, и первый из рода князей Острожских начал писаться Заславсвским. (Волынск. Губ. Вед. 1868 г., 81. Часте неоффиц., стр. 323).        428 Там же. В половине XV в. известен был на Волыни тоже князь Юрий, сын Симеона Гольшанского, который в 1440 г. способствовал в возведению на престол Великого князя Литовского Казимира; но он не мог быть отцом Анастаса, жившей еще 1561 г., иначе последней пришлось бы назначить свыше сотни лет, – обстоятельство, которое не могло быть пройдено историей.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Несколько далее лежат мощи Феофила, епископа Новгородского, Григория чудотворца , Игнатия целебника, Феодора, князя Острожского, защитника православия, окончившего жизнь свою в схиме, в обители Печерской. Несколько далее встречаем мощи схимника Илариона, преподобного Нестора некнижного, так названного в отличие от мудрого и книжного Нестора летописца, и затем следует церковь , самая древняя из церквей пещерных; она ископана руками первых подвижников. Вокруг церкви покоятся преподобные: Павел послушливый, Тит воинъ отроки Леонтий и Геронтий, канонархи Печерские, игуменья Евфросиния, в мире княжна Полоцкая, и многие другие. Подвигаясь далее, богомольцы приходят к келии, где трудился и молился Феодосий во время пещерного уединения своего и куда впоследствии, будучи уже игуменом и устроителем обители, он часто приходил для уединенной молитвы. Около келии находится церковь имени преподобного Феодосия. Поклонившись еще нескольким угодникам, богомольцы доходят до третьей подземной церкви – Рождества Христова. У входа в неё лежит преподобный Логин, вратарь печерский. Им заканчивается ряд преподобных, почивающих в дальних пещерах. Тут богомольцы, окончив своё благочестивое странствование, подымаются по ступеням к выходу через туже башню, через которую они прошли в пещеры. Неподалеку от Зачатиевской церкви, к югу, крутая лестница ведёт в самую глубину оврага, отделяющая ближние пещеры от дальних. Лестница приводит к колодцу, называемому Феодосиевым кладезем. Преподобный носил на себе воду из этого колодца на вершину горы для потребы братии. По другую сторону оврага, при подошве холма ближних пещер, находится другой колодезь, ископанный, но преданию, руками старейшего из подвижников этих благословенных мест, преподобного Антония. По левую сторону лаврской ограды, у самого крепостного вала стоит небольшая церковь с 5-ю зелеными главами. Эта церковь Спаса на Берестове. Она построена раньше всех других церквей лаврских; со времени её основания прошло девять сот лет. Эта церковь была первая после введения христианства, в которой жил священник Иларион, выкопавший себе малую пещерку, на месте которой соорудилась теперь такая богатая и обширная Киево-Печерская лавра.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

462 2 . Что же остается делать нам после этого? Что воздадим Господеви о всех, яже воздаде нам? Неужели так и ограничимся только одним простым ознакомлением с историей жизни родных своих и близких к нам св. угодников, без всякого приложения этого знакомства к делу, к своей жизни и деятельности? Нет, все сказанное нами поневоле налагает на нас свои особые обязанности, и обязанности, надо сказать, самые высокие и безусловные. Желательно было бы, во-первых, дабы все православные священники Волынской епархии вменили себе в непременную обязанность поминать не одного только преподобного Иова игумена Почаевского, как это делается в настоящее время, но и всех вообще святых угодников волынских, особенно на литиях, в отпустах, и вообще, где таковое поминовение полагается по уставу. Для этого, применяясь к подобным поминовениям киевских угодников в киевских богослужебных книгах, можно бы поминовение это совершать следующим образом: «Спаси Боже люди твоя.... и проч. Святых славных и всехвальных апостол, святого равноапостольного князя Владимира и блаженные российские княгини Ольги; Иже во святых отец наших равноапостольных Кирилла и Мефодия первоучителей славянских; иже во святых отец наших и вселенских учителей.... иже во святых отец наших всея России чудотворцев: Михаила, Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, Макария, Димитрия, Митрофана и Тихона, и преподобных отец наших Стефана и Амфилохия Печерских епископов Волынских, святых славных и добропобедных мученик... и святого преподобномученика Макария, архимандрита Овручского: преподобных и Богоносных отец наших... и преподобных отец Иова Игумена Почаевского и Феодора князя Острожского; святых праведных Богоотфц Иоакима и Анны, и святого праведного Ярополка князя Владимиро-Волынского, блаженные Иулиании девы, княжны Домбровицкие-Ольшанские (и святого, егоже есть день) и прочее. Если бы означенные цели были достигнуты, тогда можно бы обратиться к епархиальному начальству с просьбою об открытии на Волыни особых братств с специальною целью для распространения сведений о родных угодниках и совершения их памяти в Волынской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

стр. 3, примечание 1-е. 261 Желающих ближе познакомиться с этим съездом отсылаем к книге Крашевского: Wspomnenia Wolynia, poliesia i Litwy, – Wilno 1840 г. стр. 51–87. 262 После утрени Фотий лег отдохнуть. В это время в его комнате вдруг воссиял необыкновенный свет, и святитель увидел пред собою Ангела Божия, который сказал ему, что Господь «дал ему седмицу на рассмотрение его жизни и на распоряжение о пастве». Русские святые, июль, стр. 24. 263 Стебельский, Przydatek do Chronologii, т. III; Максимович, «Письмо о князьях Острожских к графине А.Д. Блудовой». Киев, 1866 г. стр. 3. Сравни Кромер т. IX, стр. 239; Крушинский «Исторический очерк Волыни», Житомир. 1867 г. стр. 61. 264 Максимович. О князьях Острожских, стр. 4. По представлению польских писателей родословие князей Острожских начинается собственно с Ярослава Святополковича, внука святого Владимира, князя Владимирского на Волыни, убитого в 1113, году под Киевом, во время войны с Владимиром Мономахом . Этот Ярослав был дед Давида Игоревича, и, как предполагают, родоначальник князей Острожских. Напроцкого. Herby 1099. Сравни Стебельский, Przydatek do Chronologii, t. III, стр. 4, 9. 265 См. родословную таблицу князей удельной системы в любой Русской Истории, например, Иловайский Краткие очерки русской Истории, отд. II, стр. 25; Максимович, о князьях Острожских, стр. 4. 269 В конце Волынской летописи между прочим читаем следующее: «В лето 6800 (1292) преставися Пинский князь Юрий, сын Владимиров, кроткий смиренный. И плакася по нем княгиня его, и сынове его и вси людие плакахуся по нем плачем великим». «Из сыновей этого-то Юрия, говорит Максим, с князя Димитрия и начинаются князья Острожские». Максимович, о князьях Острожских, стр. 6. 270 То, что некоторые и в том числе сам преосвященный Филарет, архиепископ Черниговский в своих Жизнеописаниях русских святых (см. 28 августа) называют преподобного Феодора не Даниловичем, а Васильевичем, есть не более как догадка Несецкого, который в своем Гербарии (т. III) помещает между Феодором и Даниилом еще некоего неизвестного Василия, на том, как объясняет Стебельский, на том основании, что: 1) «помянутый Даниил жил будто бы только до 1349 года», между тем известно, что Феодор процветал даже до 1432 года – для какового продолжения времени Несецкому, по словам Стебельского, «показалось недостаточным, чтобы Феодор был сыном Даниила»; 2) «Он (Несецкий), по словам Стебельского, сам говорит, что он читал в правных памятниках Острожского (иезуитского) коллегиума, будто Федор (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Но особенно богата история Волынской церкви обилием святых мужей, самим Господом прославленных за высокие подвиги веры и благочестия на пользу и спасение России. Таковы прежде всего святые угодники собственно – Волынские: святой благоверный Ярополк, князь Владимиро-Волынский († 1086); преподобный Стефан Печерский, епископ Волынский († 1094); преподобный Феодор, в монашестве Феодосий, князь Острожский († 1460); святая праведная дева Иулиания, княжна из Домбровицы Ольшанская († 1546); преподобный Иов, в схиме Иоанн, игумен Почаевский († 1651); и святой преподобномученик Макарин, архимандрит Овручский († 1678). Правда из этих святых только один преподобный Иов почивает на Волыни в Лавре Почаевской; да кроме сего, по преданию, преподобный Стефан погребен при своей кафедре, во Владимире Волынском. 4 Из остальных святых угодников преподобный Феодор, например, покоится в Киеве в дальних пещерах, 5 там же, как известно, почивают и останки святой и блаженной Иулиании Ольшанской. 6 блаженный Ярополк, как говорит предание, из Владимира-Волынского то же перевезен в Киев для погребения, и там положен в церкви святых апостолов Петра и Павла, которую сам создал. 7 Что касается преподобномученика Макария Овручского, то мощи его еще далее, – именно в Переяславле, Полтавской губернии, где и поныне открыто почивают в каменном храме Вознесенского Переяславского монастыря, благоговейно чтимые соседними обитателями Полтавской, Черниговской и других ближайших губерний. 8 И это обстоятельство, к сожалению, долго было причиною того, что многие из этих святых, особенно в период латино-униатского и польского преобладания в пределах западной России, почти вовсе неизвестны были на Волыни. Но какие пределы пространства и времени в состоянии разрушить то внутреннее, духовное родство, которое находится между этими святыми и землею Волынскою, вследствие их происхождения из Волыни, непосредственного, кровного родства с её обитателями и жизни их, проведенной в пределах Волынских на служении Господу, церкви и родине? Иначе, в самом деле, как, если не угодниками Волынскими, назовете вы преподобного Феодора Острожского, или блаженного Макария Овручского, которые и родились на Волыни, – один от родовитых князей Волынских-Острожских (около 1366 года), другой от здешней Волынской фамилии – Токаревских (около 1620 года), 9 и большую часть своей жизни провели на земле Волынской, и только вследствие особых церковных и политических обстоятельств своего времени удалились из своей родины, чтобы окончить жизнь свою вне её – один в звании инока Печерского, а другой в качестве изгнанника, спасающегося от насилий и преследований латино-униатских, но к несчастию, сделавшегося жертвою других врагов, не менее опасных в его время, т.е. татар, от которых потом положил и живот свой в пределах южной России, в городе Каневе, нынешней Киевской губернии? 10

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Вновь об идее создании униатского патриархата в Речи Посполитой вспомнил в 1588 г. канцлер Ян Замойский, который писал об этом в письме к папскому легату в Польше кардиналу Ипполито Альдобрандинии (будущему Папе Клименту VIII). Однако никакой реакции на высказанные Замойским предложения не последовало. Вероятно, к этому времени католические круги Рима и Речи Посполитой убедились в бесплодности попыток вовлечения Иеремии II в унию и полностью отказались от утопических проектов в отношении Вселенского Патриархата, предпочтя им более реальный план обращения в униатство Киевской митрополии. В то же время, можно предположить, что план переезда Иеремии II на территорию Западной Руси и его вовлечения в унию сыграл определенную роль в деле учреждения православного Патриархата в Москве. Об установлении Патриаршества Московского и всея Руси впервые речь зашла, когда в 1586 г. в Москву приехал за милостыней Антиохийский Патриарх Иоаким. Весьма показательно, что до этого события никто и никогда в Москве не высказывал мысли о возведении Предстоятелей Русской Церкви в Патриаршее достоинство. Вероятно, внезапно возникший у царя Феодора Иоанновича и Бориса Годунова проект Московского Патриархата был превентивной реакцией на получение сведений о плане католиков создать в пределах Западной Руси униатский патриархат. Информация о патриаршем замысле католиков могла попасть в Москву самыми разными путями: контакты между Западной Русью и Московским государством в это время были весьма оживленными. Возможно, сведения такого рода мог сообщить годуновским дипломатам кто-либо из числа русинов Речи Посполитой, прибывших в Москву вместе с Патриархом Иоакимом. Обращает на себя внимание тот факт, что именно в 1586 г. в Москве появляется мастер-книгопечатник Анисим Михайлович Радишевский, уроженец Волыни. Высказывалось мнение, что Радишевский учился книгоиздательскому делу в Остроге, в типографии князя Константина Острожского , следовательно, он вполне мог быть знаком с проектом учреждения униатского патриархата.

http://bogoslov.ru/article/373816

Сам Лютер посвятил издание своей немецкой Библии королю Сигизмунду Августу, а с оной польский перевод издал в Бресте Литовском в 1564 г. князь Николай Радзивил, воевода Виленский, канцлер и гетман Великого Княжества Литовского. Кальвин также посвятил помянутому королю свое толкование послания св. апостола Павла к евреям, а в 1572 г. король обнародовал совершенную всем свободу каждого вероисповедания 115 . От сего, как говорит Бандтке, в Малой Польше большая часть шляхты и мещан сделалась кальвинистами, а в Великой Польше лютеранами; Литву также большая часть кальвинистами, и едва десятая часть литовцев осталась папистами; сверх того везде много было и социниан. 46 . ОНИСИФОР Петрович-Девочий, по сказанию польских писателей, или как называет его Коссов Девоча, а в Киевском каталоге наименован он Девочка, избран и посвящен в Виленской Богородицкой митрополичьей церкви в 1578 г. своими епископами, по благословению Константинопольского патриарха Иеремии II и в первые лета правления своего имел от него благоволение. А потому, когда в 1582 г. Григорий XIII, Папа Римский, переменив леточисление, вводил новый календарь и в Польшу, православные же тем соблазнялись, а Константин Константинович князь Острожский уведомил о сем патриарха; то патриарх писал в Литву три увещательные о непоследовании оному грамоты: 1 в Вильну ко всем благочестивым, с объявлением анафемы не послушающим; 2 совокупно с Александрийским патриархом Сильвестром к Острожскому князю, воеводе Киевскому, Константину Константиновичу, на вопрос его о сей новизне; 3 митрополиту Онисифору и всем подвластным ему епископам от января 1583 г., и послал к нему двух екзархов: иеромонаха Никифора Протосинкелла от имени Константинопольской Церкви, а Дионисия архимандрита от имени Адександрийского патриарха с переводчиком, русским студентом Феодором, для исследования волнений о сем православных. Но сии экзархи тогда за военными от татар обстоятельствами, не могли проехать до Вильны; а из Яссы к Пинскому и Туровскому епископу Кириллу Терлецкому от 28 апреля письмом только через посланного от них студента Феодора дали ему знать о своем уполномочении и просили через него уведомления о смятениях 116 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Особое внимание сестер уральского монастыря привлекли устроенные в некоторых сербских храмах певницы (специальные боковые помещения для хора), а также необычные для России большие живописные изображения ктиторов (благодетелей и устроителей) церквей. Например, в храме Одигитрии монастыря Печка Патриарша изображен пророк Даниил, который ведет за руку архиепископа Даниила, благодаря которому и был возведен храм. Некоторые храмы поражали своим великолепием: храм в честь Святой Троицы в монастыре Сопочаны, стены которого выложены сусальным золотом с имитацией рисунка золотой смальты; или храм в честь Святой Троицы в монастыре Манасия, живопись которого отличается необыкновенной роскошью, изобилием золота и драгоценных минералов. Храм в честь Успения Божией Матери в монастыре Любостиня украшен столь изящной и тонкой каменной резьбой, что она похожа больше на рукописные орнаменты, чем на резьбу по камню. По словам сестер, общее впечатление от всех храмов и монастырей самое радостное. В монастыре Дечаны очень запомнились фрески с изображением событий из земной жизни Божией Матери, о которых нет повествования в Евангелии. Во многих храмах особенностью росписи является то, что ангелы и святые в многофигурных композициях имеют свои особенности, разные выражения ликов. Таким образом, " творческая командировка " в Сербию принесла иконописцам Ново-Тихвинского монастыря неоценимую пользу для их трудов. Иконопись выражает единство Православия, объединяет всех православных христиан. Но самое главное - во время поездки сестрам удалось поклониться множеству сербских святынь. В сербских монастырях покоятся мощи святого великомученика Феодора Тирона, святых Василия Острожского, Петра Цетинского, Стефана Дечанского, святителя Иоанникия I и многих других. Чтят в Сербии и память святого Саввы Сербского: в городе Будве до сих пор существует древняя церковь в честь этого угодника Божия, возведенная на месте, откуда святитель отправился в паломничество в Иерусалим. В женском монастыре в Дульево сохраняется появившийся по его молитвам чудотворный источник, рядом с которым растет дуб святого Саввы. К сожалению, сами мощи святителя были в 15-м веке уничтожены турками.

http://pravoslavie.ru/11854.html

Вместе с этим, чтобы еще более увековечить этот приснопамятный день не только в лавре, но и на всей Волыни, его высокопреосвященству благоугодно было утвердить предложение о. протоиерея Андрея Хойнацкого , чтобы каждый год, в десятый день октября, совершаема была память или «собор святых угодников Волынских», яко ближайших представителей и поборников православия на Волыни, а именно: св. благоверного Ярополка князя Владимиро – Волынского († 1086 г.), преп. Стефана Печерского, епископа Волынского († 1094 г.), преп. Амфилохия Печерского, епископа Волынского († 1122 г.), преп. Феодора, в монашестве Феодосия, князя Острожского († 1460 г.), св. праведной Иулиании девы, из Домбровицы, княжны Ольшанской († 1546 г.), преп. Иова, в схиме Иоанна, игумена Почаевского († 1651 г.), святого преподобномученика Макария, архимандрита Овручского, – совместно с известными приснопамятными уроженцами земли Волынской: св. Петром, митрополитом Киево –Московским († 1326 г.) и Иннокентием Иркутским († 1731 г.). А чтобы постановление это имело силу раз навсегда, то тогда же, по благословению высокопреосвященнейшего Димитрия, отпечатана была в Почаеве, нарочито ради праздника пожертвованная прот. Хойнацким брошюра, под заглавием: «В память совершившегося пятидесятилетия со дня возвращения Почаевской обители из унии в православие 10 октября 1851–1881 года, с службой святым угодникам Волынским», и пр. каковая книга и доселе имеется в Почаевской лавре на память о бывшем торжестве и для прославления родных наших угодников. 11. Несколько особых воспоминаний о деятельности и служении высокопреосвященнейшего Димитрия в звании священноархимандрита лавры и на Волыни Вообще, обращаясь к служению высокопреосвященнейшего архиепископа Димитрия на горе Почаевской, равно как и на Волыни, нельзя не заметить, что это был один из тех архипастырей, которых Господь воздвигает не по заслугам нашим для нашего вразумления, утешения и ободрения. Его кроткая любовь к ближним, его всему почти свету известная благотворительность, его сиротолюбие в особенности к несчастным семействам умирающих священников, его готовность на великое благое дело для благоукрашения лавры и благоустроения вверенной ему паствы, его поистине дивное служение в церкви, его вдохновенные проповеди , и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010