иером. Арсений Рукописи на бумаге Отдел I. Священное Писание 44. (1550.) Пятокнижие Моисеево с прибавлениями, полууст. четкий, XV века, в лист, 251 лист, заставки киноварные. л. 7. Си книги Бытия небеси и земли и всякой твари, иже сотвори Бог вься дела своя испрьва. л. 53. Исход сынов Израиилевых книги вторые. л. 87. Левитские книги третия. л. 114 об. Книги четвертые Числа сынов Израилевых. л. 150. Книги пятые Девтерономия, еже есть Второзаконие. Текст Пятокнижия тот же самый, какой в полных списках Библии Синод. библ. 1–3, однако ж разделения на главы и части нет. Песни Моисеевы Исх. 15, 1–19 . Втор. 32, 2–13 опущены, а в пергам. ркп. 1 читаются обе, первая со ст. 20 и 21, коих нет и в Острожском издании Библии 1581 года. Впереди Моисеевых книг приложено писанное отличным, но современным полууставом, одинаким с послед. статями: Слово (Злат.) о мытари и фарисеи под общим заглавием учит. Евангелия, см. 99. А по окончании сих книг: л. 179 об. Никона черногорца Слово 42. О Божиих судьбах и яко никтоже сих убегнути может, якоже и Господь отрече, глаголя: имже судом судите, судимы будете, и проч. См. 210. л. 186. Иоанна, патриарха антиохийскаго, послание к иже в святых отцу нашему Никону о приятии книгы великие Тлькованиа Заповедем Господним, како прията бысть от сборные Церкве и от всего причта. Там же л. 445. л. 187. Синаксарь, сиречь собраниа, в нарочитые Триодью праздники, един когождо поведующа, како и когда еже в начаткы бысть и коея ради вины иже от св. Отец наших ныне учинишася с некыми свидетельствы честными, начинаема убо от мытаря и фарисея и оканчивающа даже и до всех Святых (числом 31). См. Оп. рукоп. Царск. 612 л. 586–627. л. 236. Мучение св. великомученика Феодора Стратилата. Нач. Якоже сияет солнце зрящим, сице же и о мученикох слово слышащим. л. 241. Мучение святых и славных апостол Петра и Павла. Нач. И в художествах не точью иже из начала отца приемлем и тех единех красимся труды. В конце на белом листе нарисован лабиринт, состоящий из кружков, а на другом иным почерком подпись: Серапионовьская.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Состоялся VI Всероссийский фестиваль культуры и искусства имени праведного воина Феодора Ушакова 5 августа 2019 г. 13:24 4 августа 2019 года в селе Хопылево Ярославской области прошел VI Всероссийский фестиваль культуры и искусства имени святого праведного воина Феодора Ушакова. Праздник начался с Божественной литургии в храме Богоявления на Острову, где был крещен будущий флотоводец. Богослужение в день памяти праведного воина Феодора Ушакова совершил митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон в сослужении епископа Пакрацко-Славонского Иоанна ( Сербская Православная Церковь ), епископа Рыбинского и Даниловского Вениамина , епископа Некрасовского Бориса и клириков Ярославской и Рыбинской епархий Ярославской митрополии . В храм был принесен ковчег с мощами апостола Андрея Первозванного. Эта святыня вместе с другими святыми мощами была доставлена в Спасо-Преображенский собор г. Рыбинска 2 августа. Весь день мощи находились в Богоявленском хопылевском храме. Пребывать в Рыбинской епархии святыня будет до 10 августа. В праздничный день храм посетили председатель правительства Ярославской области Д.А. Степаненко и члены Попечительского совета по возрождению храма, представители правительства области и администрации г. Ярославля, мэр г. Рыбинска Д. В. Добряков и гости праздничного фестиваля. По завершении Литургии состоялся крестный ход к берегу Волги, где находится памятник юному Федору Ушакову и его дяде — преподобному Феодору Санаксарскому. Рядом с памятником митрополит Пантелеимон освятил поклонный крест, который впоследствии будет установлен на Богоявленском острове — месте, где стоял древний Богоявленский монастырь. Остров располагается на середине Волги, напротив хопылевского берега. «Освященный крест будет стоять на острове и напоминать всем, что это монастырская земля, которую видел в детстве и на которой неоднократно бывал и сам святой праведный воин Феодор Ушаков», — сказал епископ Рыбинский Вениамин. Традиционный гость Рыбинской епархии в дни празднования памяти праведного воина Феодора Ушакова — епископ Пакрацко-Славонский Иоанн передал в дар митрополиту Пантелеимону икону святителя Василия Острожского, чьи мощи пребывают в Черногории.

http://patriarchia.ru/db/text/5481825.ht...

11. Суббота. Попразднство Преображения Господня. Мч. архидиакона Евпла. Прмчч. Феодора и Василия Печерских, в Ближних пещерах. Прп. Феодора, кн. Острожского, Печерского, в Дальних пещерах. Свт. Нифонта, патриарха Константинопольского. Служба мч. Евпла не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Преображения. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 1-й – 3, и мученика, глас 4-й – 3. «Слава» – праздника, глас тот же: «Гора, яже иногда мрачна и дымна...» , «И ныне» – догматик, глас 7-й: «Мати убо...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 4-й: «На горе высоце...». По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 7-й. Отпуст: «Иже на горе Фаворстей...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 7-й (дважды). «Слава» – тропарь мученика, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 7-й. Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мученика на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (мученика). По 3-й песни – кондак мученика, глас 1-й; седален мученика, глас тот же: «Оружием Креста...». «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 4-й: «Неприступною Твоею, Христе, славою...». Примечание. Типикон умалчивает о седальне мученика, глас 4-й: «Христовых таин...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Август. Киев, 1893. Л. 115 об.) этот седален также отсутствует. По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 7-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава, и ныне» – тот же светилен. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Глас же Отеч...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-08-24/

Свято-Троицкий Межирицкий мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Межирицкий Свято-Троицкий монастырь комплекс монастырских строений XVI—XVII веков в селе Межирич на Волыни. При обители имеется гостиница для паломников. По своей планировке, композиции, соединению светских, культовых и оборонительных особенностей, ренессансному декору принадлежит к выдающимся архитектурным памятникам Украины. Содержание История [ править править код ] Давние предания утверждают, что когда-то на месте нынешней обители стоял окруженный лесом деревянный монастырь, разоренный монголами в 1241 г. Однако документальная история Межирича начинается с 3 июля 1396 г.: в тот день князь Литовский Витовт подтвердил право св. князя Феодора Даниловича Острожского на владение отцовским имением Острог и прибавил к нему ряд сел, включая Межирич (в конце земной жизни св. Феодор стал иноком Киево-Печерской Лавры). Трехъярусные башни монастырского корпуса, первая половина ХХ ст. Со временем в Межириче возвели каменный храм Св. Троицы, во многом сходную с Богоявленским собором Острога; исследователи относят оба сооружения к XV в. или 1520-м гг.: на стене собора начертана дата «1521», которая принимается за время перестройки или первоначального строительства. При храме Св. Троицы был учрежден монастырь: 12 марта 1523 г. правнук св. Феодора князь Константин Иванович Острожский (†1530) выдал обители грамоту на угодья. Монастырь упоминается также в завещании Ильи Константиновича Острожского под 1539 г. В 1609-1612 гг. князь Януш Константинович Острожский (племянник Ильи), принявший католичество, передал обитель францисканцам, пристроил к храму Св. Троицы (переименованному в честь св. Архангела Михаила) каменные корпуса келий и обвел монастырь каменной оборонительной стеной. В 1866 г. католический монастырь был упразднен, его храм обращен в православный приход, в корпусах поселился священник. В 1991 г. при храме возрождена православная монашеская обитель. Описание [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

Разделы портала «Азбука веры» Православные молитвы Кондак 1 Избранному и Духа Святаго исполненному угоднику Божиему, преподобному Феодору, князю Острожскому, составим похвалу; яко вся земная Христа ради презревшему; славу же княжения в пещерное затворение преложившему: Ты же, святе, яко имеяй велие дерзновение ко Господу; молитву сотвори Христу Богу; во еже за веру стояти нам безстрашно и о спасении своем попечение имети непрестанно; да в слезном умилении зовем ти: Радуйся, Феодоре, Острожская Похвало и молитвенниче о нас Богу теплейший. Икос 1 Ангельстии чини возрадовашася, о всецелом пременении души твоея, преподобне, где от подвигов бранных к подвигам духовным пришел еси разсудне, и мечь духовный подъем на враги невидимый, силою Божиею крепко сия побеждаше, темже и нас ангельския ревности исполни похвальная воспевати тебе сицевая: Радуйся, от святаго крещения приявый имя Феодора, яко дар Божий и даяние еже от Отца светов в странах отечествия твоего имевый явитися. Радуйся, яко о тебе свыше являемую Божию силу и заступление небесное познахом. Радуйся, во иночестве Феодосием тя нарекоша, яко в дар Христу Богу самого себя принесл еси всецело. Радуйся, яко из млада услышал еси внутренний глас призвавшаго тя Господа. Радуйся, славу княжения своего презрев, во убогий образ последуя Христу, нас ради обнищавшему, облеклся еси. Радуйся, земли Волынския в православии утверждение и украшение. Радуйся, плоды веры Божественныя и светоносныя от корене равноапостольнаго Владимира в себе показал еси изрядно. Радуйся, из детства во благочестии и смирении от родителей своих наставленный. Радуйся, от юности Христа всем сердцем и всею душею возлюбивый. Радуйся, все житие свое на служение Богу даже до последняго издыхания предавый. Радуйся, Феодоре, Острожская похвало и молитвенниче о нас к Богу теплейший. Кондак 2 Ведяще, яко не леть есть надеятися на князи и сыны человеческия, и воочию видящи коварство и зависть соратников Твоих в ратоборстве за православную Церковь и единоверныя люди твоя, княже блаженне, отринул еси великодержавное и отечественное себялюбие, и возревновал еси о стяжании ведения духовнаго, немолчно воспевая Богу: Аллилуиа. Икос 2

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

преподобный Иов Почаевский (Железо) Нравственно-аскетические труды преподобный Иов Почаевский (Железо) Игумен Почаевского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, аскет, подвижник, защитник Православия, духовный писатель.      В миру Иоанн Железо, родился около 1551 года в Покутье в Галиции. В возрасте 10 лет он пришел в Угорницкий Преображенский монастырь, а на 12-м году жизни принял монашество с именем Иова, по достижении совершенного возраста, то есть тридцати лет, возведен в священнический сан, и через малое время удостоен великой схимы, причем ему было возвращено имя Иоанн. Он особенно любил это имя и всегда им подписывался, хотя к лику святых он был причислен с именем Иова.       Вскоре, по просьбе князя Острожского, был переведен в находившийся в его владениях Дубенский Крестовоздвиженский монастырь, где сталнастоятелем и управлял монастырем более 20 лет в обстановке нараставших гонений на Православие со стороны римо-католиков и униатов. Много писал в защиту Православия.     В haчaлe XVII beka преподобный удалился на Почаевскую гору и поселился в пещере неподалеку от древней Успенской обители. Полюбив святого отшельника, иноки избрали его своим игуменом. Однажды, придя ночью на гумно монастырское, он увидел вора, который хотел взвалить себе на спину куль зерна. Преподобный помог ему поднять этот куль, но напомнил ему об ответе на страшном Суде Христовом. Потрясенный кратким словом святого, грешник упал ему в ноги с мольбой о прощении.      В обители преп. Иов ввел общежительный устав. Обитель он окружил оградой с помощью благочестивых помещиков Феодора и Евы Домашевских и воздвиг Свято-Троицкий собор, а потом и еще шесть меньших церквей. Ревностно исполняя должность настоятеля, он был кроток и ласков с братьями, сам много работал, сажал в саду деревья, укреплял плотины близ монастыря.       Он создал Почаевскую типографию и продолжал писать в защиту православия. Сохранилась одна из его книг под заглавием «Книга Иова Железа, игумена Почаевскаго, властною его рукою написанная». В 1889 году она была издана под заглавием «Почаевская Пчела». Типография преп. Иова, возобновленная в начале ХХ века архимандритом Виталием (Максименко), была им вывезена после русской революции за границу и ныне продолжает существовать в Америке, в Джорданвилльском Троицком монастыре, обслуживая духовные нужды русской эмиграции.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОВ (Княгиницкий Иван, в постриге в малую схиму Иезекииль; ок. 1550, Тысменица (совр. Ивано-Франковская обл., Украина) - 29.12. 1621, Манявский Крестовоздвиженский мон-рь (совр. Ивано-Франковская обл.)), прп. (пам. 29 дек., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Галицких святых), Манявский. Биография Основным источником сведений об И. является соч. «Житие и жизнь преподобного отца нашего Иова, и о сконьчании его, и о составлении святыя обители Скитския, вкратце списано», составленное современником и почитателем святого иером. Угорницкого Михайловского мон-ря Игнатием из Любартова (по-видимому, из мест. Любар (Любартов), ныне поселок городского типа в Житомирской обл., Украина). Некоторые исследователи отождествляют автора жизнеописания И. с игум. тригорского в честь Преображения Господня монастыря Игнатием (Симоновичем), участвовавшим в Киевском Соборе 13-16 авг. 1628 г., на к-ром разбирались униат. воззрения Мелетия (Смотрицкого) . Сочинение Игнатия из Любартова (вместе со списками «Завета духовного» и «Регулы», в создании к-рых, по всей видимости, принимал участие И.) было обнаружено А. С. Петрушевичем в кон. 50-х гг. XIX в. в архиве базилианского Подгорецкого Благовещенского мон-ря. А. А. Титову были известны еще 2 списка Жития И.: в собраниях И. А. Вахромеева и С. Т. Большакова (История Манявского скита с его основания до закрытия: (1611-1785 гг.)/Пер., авт. вступ. ст.: А. А. Титов. М., 1907 [оттиск из: ДЧ. 1907. 6-9]). Собор Галицких святых. Икона. 2001 г. (Георгиевская ц. во Львове) Собор Галицких святых. Икона. 2001 г. (Георгиевская ц. во Львове) В Житии И. сообщается, что он род. «от благородных родителей, в богатстве доволних суще». Род земян Княгиницких (земяне - мелкопоместные землевладельцы, владевшие землей при условии несения воинской службы), как считается, происходил из с. Княгинин близ Тысменицы. По мнению прот. Феодора Титова , родственниками И. были влиятельные галицкие шляхтичи Балабаны ( Титов. 1906. Т. 7. Стб. 220). Святой получил начальное образование в школе при Уневском Успенском муж. мон-ре (в совр. с. Унев Перемышлянского р-на Львовской обл.), позже учился в Острожском коллегиуме (с 1580 академия), куда поступил «для совершеннейших наук». По окончании коллегиума преподавал в нем и одновременно проходил службу при дворе старосты Петра Смединского, одного из близких сподвижников кн. Константина Константиновича Острожского. И. Княгиницкий пользовался благосклонностью Смединского и кн. Константина, для сына последнего - Александра - Княгиницкий переписал Псалтирь.

http://pravenc.ru/text/578152.html

Острог. Церковь Феодора Острожского при Острожской Академии. Церковь Кирилла и Мефодия при учреждениях Кирилло-Мефодиевского братства, Костел Троицы Живоначальной монастыря капуцинов. /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В Остроге есть ещё один католический храм — Свято-Троицкий костёл, к которому прилегают здания бывшего монастыря капуцинов (ул. Семинарская, 2). Сегодня здесь находится Острожская академия, сохраняющая традиции знаменитой школы, действовавшей в городе в 1576-1636 годах. Острожская академия, давшая миру не один десяток знаменитых выпускников, действовала относительно недолго. В 1623 году, через 15 лет после смерти основателя академии князя Константина Острожского, его внучка Анна-Алоиза Ходкевич понизила заведение в должности, сделав начальной школой, а в 1636 году — закрыла. Княгиня была ревностной католичкой, здания, принадлежавшие бывшей академии, она передала иезуитам. Одно из зданий раньше принадлежало капуцинам. Монастырь в Остроге они основали во второй половине XVIII века. В монастырский комплекс входили костёл Святой Троицы и пристроенный к нему братский корпус. В 1832 году монастырь закрыли. Сначала комплекс монастыря был передан военному ведомству: какое-то время в кельях находились военные склады, затем его купила попечительница Кирилло-Мефодиевского братства, графиня Антонина Блудова. На её средства монастырь отремонтировали, а костёл перестроили в церковь. В 1923 году в здании монастыря осела польская семинария. В 1931 году церковь закрыли, а через восемь лет — вновь перестроили в костёл. С 1940 года в костёле размещался спортзал, а в кельях — педагогическое училище. Во время Великой Отечественной войны что только ни находилось в бывшем монастыре: госпиталь, гимназия, лагерь отдыха для немецких пилотов, а после неё — снова педагогическое училище, позже — школа-интернат. В середине XX века комплекс монастыря дополнился спальным и учебным корпусами. В 1992 году в комплексе обосновалась средняя школа 4, а через два года — тот самый Острожский коллегиум, который потом повысили до национального университета. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=37102

Впервые православное богослужение архиерейским чином было полностью совершено на белорусском языке 28 августа 2014 г. 18:04 24 августа 2014 года в домовом храме в честь преподобного Феодора Острожского при доме «Кинония» Братства Виленских мучеников была совершена Литургия на белорусском языке. Богослужение возглавил викарий Минской епархии епископ Борисовский Вениамин . Архиерею сослужили клирики Петропавловского храма города Минска протоиерей Виталий Харитонович и иерей Юрий Залоско. Впервые православное богослужение архиерейским чином было полностью совершено на белорусском языке. Преподобный Феодор, князь Острожский, глубоко почитается на Украине, особенно на Ровенщине. Именно поэтому за Литургией в день его памяти были вознесены сугубые молитвы о мирном разрешении украинского конфликта. Особую атмосферу единения с братским украинским народом создало выступление фольклорного ансамбля «Калыханка» из поселка Михановичи Минского района, в исполнении которого прозвучали канты из репертуара хора братии Почаевского монастыря на украинском языке. За богослужением молились представители Польской Православной Церкви . Директор фонда «Восток», член правления фонда имени князя Константина Острожского Мирослав Матренчик в своем приветственном слове подчеркнул важность активности мирян и, в частности, братчиков в продвижении духовных ценностей Православной Церкви в обществе. Руководитель Братства Виленских мучеников Николай Матрунчик отметил, что одной из приоритетных задач братства в ближайшей перспективе будет развитие связей с белорусской диаспорой. Особую актуальность эта задача приобрела после открытия представительства Белорусской Православной Церкви в Москве при храме великомученицы Ирины , где планируется организация воскресной школы и белорусскоязычных курсов. После богослужения состоялась мультимедийная презентация жизни и творчества белорусского поэта и прозаика Сергея Новика-Пеюна (1906-1994), узника сталинских лагерей. Далее братчики рассказали о подготовке к возведению поклонного креста на въезде в агрогородок Колодищи. В заключение к собравшимся обратился с архипастырским словом епископ Борисовский Вениамин. Викарий Минской епархии акцентировал внимание братчиков на необходимости духовного укрепления белорусского общества, что, в свою очередь, будет содействовать устойчивому развитию и национальной идентичности белорусского народа. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Украинская Православная Церковь отпраздновала день тезоименитства своего Предстоятеля Киев, 28 июля 2006 г. В день памяти святого равноапостольного князя Владимира Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир совершил на площади перед Свято-Успенским собором Киево-Печерской Лавры Божественную литургию в сослужении митрополитов Одесского и Измаильского Агафангела, Черновицкого и Буковинского Онуфрия, Днепропетровского и Павлоградского Иринея, Воронежского и Борисоглебского Сергия, Луганского и Старобельского Иоанникия, Луцкого и Волынского Нифонта, Донецкого и Мариупольского Илариона; архиепископов: Сумского и Ахтырского Марка, Херсонского и Таврического Ионафана, Ровенского и Острожского Варфоломея, Запорожского и Мелитопольского Василия, Тернопольского и Кременецкого Сергия, Ивано-Франковского и Коломыйского Николая, Хмельницкого и Шепетовского Антония, Овручского и Коростенского Виссариона, Николаевского и Вознесенского Питирима, Львовского и Галицкого Августина, Сарненского и Полесского Анатолия, Владимир-Волынского и Ковельского Симеона, Хустского и Виноградовского Иоанна, Вышгородского Павла, Переяслав-Хмельницкого Митрофана, Криворожского и Никопольского Ефрема, Почаевского Владимира; епископов: Кировоградского и Александрийского Пантелеимона, Каменец-Подольского и Городокского Феодора, Тульчинского и Брацлавского Ипполита, Житомирского и Новоград-Волынского Гурия, Белоцерковского и Богуславского Серафима, Конотопского и Глуховского Иннокентия, Черниговского и Нежинского Амвросия, Мукачевского и Ужгородского Агапита, Изюмского Онуфрия. Перед началом Божественной литургии был оглашен указ о возведении в сан архиепископа епископов Каменец-Подольского и Городокского Феодора и Полтавского и Кременчугского Филиппа. Во время богослужения Блаженнейший Митрополит Владимир рукоположил диакона Александра Драбинко в сан пресвитера. По окончании Божественной литургии митрополит Одесский и Измаилский Агафангел от имени всей полноты УПЦ поздравил Блаженнейшего Митрополита Владимира с днем Его тезоименитства. От имени украинского Парламента Блаженнейшего Митрополита приветствовал Председатель Верховной Рады Украины Александр Мороз. Богослужение окончилось традиционным крестным ходом с мощами Крестителя Руси, в котором приняли участие тысячи киевлян и паломников со всех уголков Украины. Пресс-служба УПЦ 29 июля 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/18161.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010