Возможно, тогда же пострадал насельник мон-ря прп. Иларион. Вскоре обитель возродилась под руководством нового игумена, прп. Макария, сосланного, однако, после 820 г. на Босфор. Здесь он основал новый мон-рь, оставшись при этом духовным отцом насельников Пелекитского мон-ря. В гонение имп. Феофила прп. Макарий был сослан со своими учениками - Дорофеем и Саввой на о-в Афусия (ныне Авша), где и скончался. В 820/1 г. игуменом обители был избран Сергий - сторонник прп. Феодора Студита. В 1658 г. мон-рь был восстановлен неким Арсением, а в 1788 г. стал ставропигиальным. От храма кон. VIII - нач. IX в. сохранилась лишь вост. часть ( Mango, Š ev enko. 1973. P. 242-248. Fig. 40-56; Kaya E. Trigleia Ioannes Theologos Pelekete (Aya Yani) Manastiri: Tarihi, Mevcut Mimarisi ve. Gelecei//Zschr. für die Welt der Türken. Münch., 2015. Bd. 7. N 1. S. 305-329), к-рая обнаруживает родство с храмом Св. Софии (Фатих-джами) в соседней Триглии. В архитектуре вост. части отразились черты столичного стиля: сложный вариант типа вписанного креста, мраморные колонны с резными капителями, украшенные резьбой мраморные карнизы на уровне пят больших и малых подпружных арок, большие тройные окна, мраморные сполии, кладка opus mixtum. Возможно, неподалеку находился «монастырь в Димитриаде», который упомянут в послании прп. Феодора Студита к игумену Пелекитского мон-ря прп. Макарию ( Theod. Stud. Ep. 294). III. Мидикийский мон-рь. Между 780 и 787 гг. прп. Никифор Мидикийский, ушедший из Ираклийского мон-ря, основал храм Пресв. Богородицы близ Триглии, в 7,5 стадии к востоку от основанного им позже Мидикия. Общежительный Мидикийский монастырь находился в горах чуть южнее Триглии, вероятно в урочище Чакалджалар ( Auz é py et al. 2005). Предложенная Жаненом ( Janin. Grands centres. P. 168) локализация в Сиге (ныне Кумияка) признана в наст. время ошибочной. В последние годы жизни прп. Никифора управлять обителью начал ученик местного отшельника Стефана прп. Никита, происходивший из Кесарии Вифинской. В 813 г., незадолго до начала 2-го периода иконоборчества, свт.

http://pravenc.ru/text/2578317.html

1901. S. 69-73), содержащих комментарий Петра Лаодикийского, дополненный фрагментами сочинений немногих авторов, большинство из к-рых заимствованы из расширенного варианта комментария, приписываемого еп. Титу Бострийскому (тип B), и катены типа E (см. ниже). V. Тип E (CPG. C. 134; тип D по Ройсу; тип Р по Зикенбергеру; тип III по Каро-Лицману) представлен кодексом Vat. Palat. gr. 20, XIII-XIV вв., и его апографом Vat. gr. 1933, XVII-XVIII вв., в к-рых содержится вторичная катена на Евангелие от Луки, состоящая из фрагментов комментариев, приписываемых Титу, еп. Бострийскому (тип A), и Петру Лаодикийскому (тип C), дополненных толкованиями ок. 18 авторов, отсутствующими в 2 названных компиляциях и заимствованными из расширенного варианта комментария, атрибутируемого Титу, еп. Бострийскому (тип B). Некоторые фрагменты указанных рукописей - Феодора Мопсуестийского, свт. Кирилла Александрийского, Аммония, патриарха Фотия и др.- не имеют параллелей с другими К. На полях первых 33 листов Vat. Palat. gr. 20 приводятся фрагменты катены Никиты Ираклийского (5 фрагментов Феодора Мопсуестийского из Vat. Palat. gr. 20 (изд.: M ü nter F. Fragmenta patrum graecorum. Hafniae, 1788. Fasc. 1. P. 78-146 (PG. 66. Col. 716-728). Очень близкой к этому типу является катена кодекса Ath. Laur. 174, XIII в., содержащая фрагменты сочинений более 25 авторов, среди которых преобладают свт. Кирилл Александрийский, свт. Иоанн Златоуст и автор комментария, приписываемого Титу, еп. Бострийскому (изд.: Vayanos. 2002). VI. Тип F (Συναγωγ ξηγσεων ες τ κατ Λουκν γιον Εαγγλιον κ διαφρων ρμηνευτν παρ Νικτα διακνου τς το Θεο μεγλης κκλησας κα διδασκλου γεγονυα; «Свод толкований на св. Евангелие от Луки из разных толкователей, составленный Никитой, диаконом и учителем Великой Божией Церкви», катена Никиты Ираклийского; CPG. C. 135; тип C по Ройсу; тип IV по Каро-Лицману) - самая обширная катена на Евангелие от Луки, содержит ок. 3,3 тыс. фрагментов сочинений 70 авторов (полный перечень и анализ источников см.: Κρικνης.

http://pravenc.ru/text/1681377.html

C. 140), подобно аналогичному типу К. на Евангелие от Матфея, включает 4 разновидности, отражающие различные этапы развития полной катены на Евангелие от Иоанна: основную (лат. catena prima, нем. Grundform); основную расширенную; основную сокращенную и полную. Основная катена (CPG. C. 140. 1) состоит из фрагментов гомилий на Евангелие от Иоанна свт. Иоанна Златоуста и 2 схолий прп. Исихия Иерусалимского на Ин 19. 14 и 19. 17 (изд.: PG. 93. Col. 1429-1432). По составу источников она представляет собой скорее экзегетический сборник одного автора, чем полноценную катену (о рукописях этого типа см.: Reuss. 1941. S. 148-154). Основная расширенная катена (CPG. C. 140. 2) отличается от 1-й наличием дополнительных фрагментов комментария на Евангелие от Иоанна патриарха Фотия (о рукописях см.: Reuss. 1941. S. 156-158; Idem. 1954). Основная сокращенная катена (CPG. C. 140. 3) предположительно была составлена Львом Патрикием (кон. IX - нач. X в.), содержит ок. 410 анонимных толкований, большая часть к-рых принадлежит свт. Иоанну Златоусту. В «Патрологии» Миня воспроизведено издание Маи (PG. 106. Col. 1217-1289). Оно базируется на рукописи Vat. Palat. gr. 220, X в. Этот же кодекс лег в основу издания Л. Тома ( Thomas. 1912). Полная катена на Евангелие от Иоанна (CPG. C. 140. 4; тип I по Каро-Лицману) включает фрагменты из произведений ок. 20 авторов. Самое заметное место среди них занимают толкования пресвитера Аммония, свт. Кирилла Александрийского, Аполлинария Лаодикийского, Феодора Ираклийского, Феодора Мопсуестийского и Оригена. Ок. 515 анонимных фрагментов принадлежат свт. Иоанну Златоусту и представляют собой выдержки из основной катены (CPG. C. 140. 1). Издание Крамера основано на 2 рукописях: Paris. Coislin. gr. 23, XI в., и Bodl. Auct. T.I.4, X в. ( Cramer. 1844. T. 2. P. 175-413, 431-450), и содержит много ошибок, в особенности в разделении фрагментов и интерпретации лемм. Выдержки из катены типа A послужили главным источником комментариев на Евангелие от Иоанна Феофилакта Болгарского и Евфимия Зигабена.

http://pravenc.ru/text/1681377.html

    Кариона и Тириона мучч. в Никомидии. Иерон.     Домнина и Меролы мучч. в Антиохии. Иерон. Декабрь.     1. Исидора муч. Копт. 1286 и 1338 (у Калькас. Севера).     Аристакеса и Вртанеса детей св. Григория Просветителя, муч. Армян.     Иоанна ираклийского. Копт. у Порфир. и Люд.     2. Силвана еп. в Филиппополи во Фригии, известного своими чудесами. М. Р.     Юсика, внука Григория Просветителя. Армян.     Анатолия пресв. муч. Копт. 1425. (Абаталия пресвит. муч. близ Мемфиса 1338).     3. Агриколы муч. в Паннонии. М. Р.     Амбика, Виктора, Иулия мучч. в Никомидии. Иерон. Р.     Меровия, Клавдика, Феликса на Востоке. Иерон. Р. (Иеронимов втор. 4 дек. Меровий может быть Миропия у нас, по догадке Флорентиния).     Матфея нищего игумена горы Есван в провинции Хус. Копт. 1338 и 1425.     Дионтира. Абис. у Люд.     4. Св. Трофана и дружины его, замученных Львом армянином иноноборцем в 780 г. в Константинополе. М. Р.     Папия муч. в Царьграде ок. 780 г. за св. иконы умершего в темнице.     Самуила игумена горы Халмона, предсказавшего явление Магомета и сжегшего буллу папы Льва. Копт. 1425.     Мучч. Исаии, сестры его Феклы, друга Павла и Палладия, сына Феклы при Диоклитиане в городе Абусире на Западе Асмонеев. Копт. 1338 и 1425.     Иеракла. патр. алекс. 4 дек. 246 г. Абис. у Люд. (еще 15 окт.). Успение Варилана. Копт. у Порфир. (Варвары?).     5. Домнина и 12 других мучч. в Кесарии каппадокийской. Мюллер.     Иамина при Константине Великом из горы Мениа асмонейской. Копт. 1425 (у Порфир. Пимена испов.).     6. Николая, епископа Мирликийского, дяди Николая Чудотворца с матерней стороны. Мюллер.     Фалассия и Елеазара. Абис. у Люд.     Сурситы константинопольской. Абис. у Люд.     7. Агафона воина муч. в Александрии при Декии. М. Р.     Поликарпа и Феодора мучч. в Антиохии. М. Р. Иерон.     Аввы Бигамма современника Санудию. Копт. 1338 и у Порфир.     Аввы Пахомия и муч. Птоломея. Порфир. (Пахомия и Феодора у Люд. у нас 15 и 16 мая).     8. Евтихиана монахав Аполлонии. Мюллер.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

2114. Книга письмо Греческое, в четверть, в белой коже. 2115. Книга правило Ивана постника, жуки и застежки медные, литые в десть. С Волоколамского Иосифова МОНАСТЫРЯ. Выписано из отписных книг 160 года. 2116. Книга Апостол в полдесть. 2117. Книга Триодь постная, в десть, письмо самого чудотворца Иосифа, оболочена кожею красною, жуки медные 2118. Книга его же руки письмо, Саборник Скитский, в четверть. 2119. Книга его же руки письмо, толкование Никиты Ираклийского на Богословли словеса. 2120. Книга в полдесть, на Новгороцкую ересь, письмо Феодосия архиепископа Новгородного. 2121. Книга толковый Апостол, старый, толкованы Деяния и Послания апостольские. 2122–2123. Два Апостола, письмо инока Ферапонта, толковано на Послания апостольские. 2124–2127. Четыре Устава, письменные, в десть, оболочены в кожу, застежки медные. 2128–2130. Три Пролога, письменные, годовые. 2131–2136. Шесть книг Псалтырей Толковых, неполные письменные, в полдесть. 2137. Псалтырь следованием, письменная, в полдесть, Ростовского владыки Вассияна, брата чудотворца Иосифа. 2138. Псалтырь, письмо инока Досифея, Иосифова братанича. 2139. Псалтырь следованием, Киприянов перевод, Ионы Пушечникова. 2140. Книга Григория Богослова , в десть, жуки и застежки медные, 2141. Книга Главник, в десть. 2142. Книга о шести днях, в десть. 2143. Книга Григория Беседовника. 2144–2145. Две книги Иоанна Дамаскина , одна в десть, другая в полдесть. 2146. Книга Царственная. 2147–2148. Две книги Григория Селунского, одна дача Макария митрополита, другая письмо старца Евфимия Туркова, обе в десть. 2149. Книга Антиох, в конце книги чудеса Архангела Михаила. 2150. Книга Зерцало Беседовника. 2151. Книга Иякова Жидовина. 2152. Книга Семеона Метофраста. 2153. Книга Зонора. 2154. Книга Григория Беседовника, письмо Симеона Стремоухова, Суздальского епископа. 2155. Книга Мефодия Патрского. 2156. Книга Заповеди Григория Акраганского, и Устинияна царя. 2157. Книга четырех царств Иудейских да пророк Самуил. 2158. Книга Феодора Едесского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Трактат О вопрошаниях магов не сохранился, за исключением нескольких цитат из него в других сочинениях бл. Феодорита (Церк. ист. 5, 39; Письма 85 и 113; Толкование на Левит, 1). В нем автор опровергал обвинения персидских магов против христианской религии, осуждал их за поклонение стихиям и за жестокие гонения против христиан при персидских царях Вараме V и Издигерде II. Трактат Против иудеев также утрачен. Он был составлен предположительно до Ефесского Собора 431 г., и в нем бл. Фесдорит доказывал, «что пророки предсказывали Христа» (Письмо 145). Догматико-полемические Сокращенное изложение божественных догматов составляет 5-ю книгу из сочинения бл. Феодорита «Сокращение еретического баснословия» (см. о нем ниже) и является уникальной в истории христианского богословия попыткой систематического изложения христианской догматики; в этом смысле его можно сравнить только с такими сочинениями, как О началах Оригена и Большое огласительное слово св. Григория Нисского . Написанное по просьбе Иоанна Антиохийского в период между ноябрем 430 и январем 451 г. Опровержение двенадцати анафематизмов Кирилла Александрийского против Нестория сохранилось в изложении Кирилла Александрийского (см. его послание Евоптию). В Опровержении 6л. Феодорит излагал антиохийскую христологию, защищал православие Нестория и обвинял Кирилла в монофизитстве. Сочинение осуждено на V Вселенском Соборе. Пять слов о Вочеловечении (против Кирилла и Ефесского Собора), также осужденные V Вселенским Собором, были написаны в 431 г. и посвящены той же теме, что и Опровержение. Это сочинение было известно патриарху Фотию («Библиотека», 46). Фрагменты сохранились в «Катенах на Луку» Никиты Ираклийского. Сохранились фрагменты из двух сочинений бл. Феодорита: О Святой и Животворящей Троице и О Богословии и вочеловечении Господнем, из которых второе упомянуто им самим (Письмо 113). Утрачены упомянутые им сочинения К арианам и евномианам (см.: Письмо 113), К недугующим ересью Македония и О Святом Духе (см.: Письма 82 и 116), К объятым неистовством Аполлинария (Письма 145, 82), К одержимым гнилым учением Маркиона (Письма 145, 82, 116) и Книга таинственная в 12 томах (Письмо 82). Из трактата В защиту Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуестийского против Кирилла сохранились фрагменты. На это сочинение, написанное после 438 г., указывает сам бл. Феодорит (Письмо 16); на него ссылались также на «разбойничьем соборе» 449 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«Нет сомнения, что Зонара и Вальсамон в своих толкованиях уже пользовались готовыми схолиями, нередко повторяя их вполне и буквально» 183 . 15. Комментарии или толкования. – Из больших комментариев известны пять: три на каноны и два на номоканон Фотия. Из толкований на каноны одно принадлежит Аристину и написано на сокращение или синопсис канонов, а не на полный их текст. К полному тексту (Фотиевской синтагмы) толкования написаны Зонарой и Вальсамоном. К номоканону Фотия толкования написаны неизвестным автором и Вальсамоном. За исключением толкований неизвестного 184 , которое относится ко временам довольно близком к Фотию, все другие толкования написаны в XII в. Это сведение, основанное на приведенных в примечании источниках, требует подтверждения и разъяснения. 16. Монографии. – Следует наконец упомянуть о многочисленных монографиях по церковному праву, представляющих из себя небольшие трактаты, иногда в форме вопросо-ответов. В Синтагме Ралли и Потли изданы монографии осьмнадцати авторов: Евстафия – Патриция Римского, Димитрия Синкелла митрополита Кизического, Петра Хартофилакса, Илии митрополита Критского, Нила Доксопатра (XI в), Никиты архиепископа Солунского, Василия Архидинского епископа Солунского, Неизвестного, Михаила Хумна архиепископа Солунского, Иоанна Зонары, монаха, Феодора Вальсамона (XII в.), Иоанна Китрского епископа, Димитрия Хоматена архиепископа Болгарского, Никиты митрополита Ираклийского, Никиты архиепископа Солунского (XIII в.), Арменопула и Кодина Ку- рополата (XIV в.) 185 . Все эти монографии важны для нас тем, что они пользовались на православном Востоке большим уважением, так что в сборниках церковного права обыкновенно помещались рядом с действующими узаконениями. Так было и в славянских Кормчих. Вследствие этого уважения они не оставались и без большого практического значения, ибо с мнениями, в них выраженными, обыкновенно сообразовались в разрешении разных вопросов и практических затруднений. Это надо сказать особенно о монографиях, касающихся брачного права.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

языке из них сохр. книги 1, 2, 6, 10, 13, 19, 20, 28, 32, а фрагменты 2-й и 5-й книг - в Филокалии; изд.: Origenes Werke/Hrsg. E. Preuschen. Lpz., 1903. Bd. 4. (GCS; 10); рус. пер.: Ориген. Коммент. на Евангелие от Иоанна/Пер., предисл.: А. Г. Дунаев//БТ. 2003. Сб. 38. С. 97-119; цитаты из толкования на Евангелие от Иоанна, приписываемые Оригену в катенах, вероятно, ему не принадлежат). В IV в. Евангелие от Иоанна стало одним из ключевых текстов в тринитарных и христологических спорах. Поэтому практически у каждого христ. автора эпохи Вселенских Соборов можно встретить толкование того или иного отрывка из этого Евангелия. Из систематических комментариев на четвертое Евангелие, составленных в IV в. как правосл., так и неправосл. авторами, в катенах сохранились фрагменты толкований Астерия Софиста , свт. Евстафия Антиохийского , Феодора Ираклийского , Аполлинария Лаодикийского (изд.: Reuss. 1966. S. 177-186). В 1941 г. в г. Тура (Египет) были обнаружены фрагменты толкования Дидима Слепца на Евангелие от Иоанна (принадлежность найденного текста Дидиму была доказана Л. Дутрело: Doutreleau L., Aucagne J. Que savons-nous aujourd " hui des papyrus de Toura?//RechSR. 1955. Vol. 43. P. 167-168). Толкование Дидима на это Евангелие упоминал блж. Иероним ( Hieron. De vir. illustr. 109), а фрагменты сохранились у прп. Иоанна Дамаскина в «Sacra parallela» (PG. 96. Col. 484A; Reuss. 1966). В кодексе VIII из Туры содержится фрагмент толкования на Ин 6. 3-33 (изд.: Did. Alex. Kommentar zum Johannes-evangelium, Kap. 6, 3-33/Hrsg., übers. u. erkl. von B. Kramer//Kleine Texte aus dem Tura-Fund. Bonn, 1985. S. 58-103). Хотя фрагмент сильно поврежден и имеет лакуны, он явно представляет собой отрывок последовательного толкования новозаветного текста. Еще в XIX в. П. А. де Лагард обнаружил 2 фрагмента толкования Дидима на Ин 3. 25-29 в катенах на бохайрском диалекте копт. языка (ркп. IX в.) (изд.: Lagarde P., de. Catenae in Evangelia Aegypticae quae supersunt. Gött., 1886. Osnabrück, 1971r.

http://pravenc.ru/text/469832.html

По плану церковь близка к вифинскому храму на Юшатепе: аналогичная декорация фасадов (простые глухие арки и полигональные апсиды) и специфическая техника opus mixtum (толстая кирпичная полоса внизу и узкие выше) указывают с большой долей вероятности на работу одной артели. Храм был украшен фресками. V. Ираклийский мон-рь, находился близ Киоса. В VII Вселенском Соборе (787) принимал участие игумен Ираклийского мон-ря Иосиф, носивший титул архимандрита и занимавший высокое (6-е или 8-е) место среди игуменов Византийской империи. В 780 г. он постриг здесь в монахи прп. Никифора Мидикийского. В 797 г. монахи Ираклийской обители встретились в Лампсаке с прп. Феодором Студитом для того, чтобы обсудить обстоятельства михианской схизмы , начало к-рой положили развод и 2-й брак имп. Константина VI (790-797). В 803 г. здесь хотел принять монашеский постриг Вардан Турок, организатор неудачного мятежа против имп. Никифора I. В 815 г. игумен мон-ря перешел на сторону иконоборцев. Обитель неск. раз посетил прп. Антоний Новый: в 30-х гг. IX в., при игум. Игнатии (восстановил мон-рь, но ушел отсюда из-за иконоборцев), и после 842 г., в период игуменства Макария. В то же время насельник обители, мон. Петр, ставший отшельником, был рукоположен во митрополита Силлейского. Ираклийский монастырь владел метохием Всех святых в К-поле. VI. Др. обители. Близ Киоса находился храм св. Фирса, возможно с мон-рем, а также мон-рь, основанный свт. Мефодием - буд. патриархом К-польским (вскоре он был вынужден покинуть обитель из-за преследований со стороны иконоборцев). Восточнее Катавола, в Киризе (одном из пунктов визант. сигнальной системы) близ Киоса, известны храм св. Георгия и мон-рь Пресв. Богородицы, где в кон. XIV в. хранилась рукопись Ambros. Q 42 sup. Вероятно, в Катаволе находился Иполихнийский мон-рь, игумен к-рого не поддержал прп. Феодора Студита в 816 г. Из дарственной записи епископа Аполлониадского Феостирикта в рукописи 1292 г. известен Пасханский мон-рь св. Григория на горе Мегас-Агрос.

http://pravenc.ru/text/2578317.html

И все враждебное будет оплакивать свою судьбу, а послушное будет веселиться; поскольку Я всемогущ, говорит Господь Вседержитель. Подписи собора Феодор, смиренный пресвитер святой церкви Рима и занимающий место Агафона, блаженнейшего и вселенского папы города Рима, сие приветственное слово умоляя подписал. Георгий, смиренный пресвитер святой церкви Рима и занимающий место Агафона, блаженнейшего и вселенского папы города Рима, сие приветственное слово умоляя подписал. Иоанн, смиренный диакон святой церкви в Риме и занимающий место Агафона, блаженнейшего и вселенского папы города Рима, сие приветственное слово умоляя подписал. Георгий, Божиею милостию епископ Константинополя, нового Рима, сие приветственное слово умоляя подписал. Петр, Божиею милостию пресвитер и местоблюститель престола великого города Александрии, сие приветственное слово умоляя подписал. Феофан, Божиею милостию епископ Феополя или Антиохии, также подписал. Иоанн, Божиею милостию епископ Фессалонники и викарий апостольского престола в Риме и легат, также подписал. Феодор, Божиею милостию епископ города Тримифунта на острове Кипре и занимающий место святейшего архиепископа Епифания, также подписал. Феодор, пресвитер святейшей церкви равеннской и занимающий место святейшего архиепископа Феодора, также подписал. Иоанн, недостойный епископ церкви Порта и легат всего собора апостольского престола в Риме, также подписал. Стефан, Божиею милостию епископ коринфский и легат апостольского престола древнего Рима, также подписал. Василий, недостойный епископ митрополии Гортины на острове Крите и легат всего святого собора апостольского престола древнего Рима, также подписал. Абунданций, епископ Темпсаны и апокрисиарий всего собора святого апостольского престола Рима, также подписал. Иоанн, недостойный епископ города Ригия и апокрисиарий всего собора святого апостольского престола, также подписал. Филалет, Божиею милостию епископ Кесарии, митрополии первой каппадокийской провинции, также подписал. Феодор, Божиею милостию епископ митрополии ефесской в азийской провинции, сие приветственное слово также подписал. Сисинний, Божиею милостию епископ ираклийской митрополии в европейской провинции, сие приветственное слово также подписал.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010