В 1658-1666 гг. диаконом придельной ц. в честь Собора Пресв. Богородицы был один из учителей старообрядчества Федор Иванов . С началом петровских реформ произошли изменения и в статусе придворного духовенства: протопоп Феофан Феофилактович первым из царских духовников получил сан протопресвитера. После переноса столицы в С.-Петербург царские духовники покинули Москву и приезжали в прежнюю столицу для участия в коронационных торжествах. Оставаясь настоятелями Б. с., они одновременно стали протопресвитерами Петропавловского собора, в 1826-1887 гг. также исполняли обязанности главного священника гвардии и гренадер. С 1774 г. духовники императоров являлись членами Святейшего Синода. Среди протопресвитеров - настоятелей Б. с. в XVIII-XIX вв. были выдающиеся церковно-общественные деятели, ученые: Феодор Дубянский , Иоанн Памфилов , Василий Бажанов , Иоанн Янышев . После смерти в 1910 г. протопр. Иоанна Янышева настоятели Б. с. лишились должности царских духовников. Протопр. Иоанн Янышев. Гравюра Ю. Барановского с фотографии Левицкого. 1884 г. О материальном обеспечении Б. с. до XVI в. нет систематических сведений. Известны поминальные вклады в собор: в духовных грамотах рузского кн. Ивана Борисовича 1503 г., волоцкого кн. Феодора Борисовича 1506 г., кн. М. В. Горбатого-Шуйского 1534/35 г., вклады эти были небольшие - 5-10 р. В 1592/93 г. боярин и дворецкий С. В. Годунов дал «в вечный поминок» 100 р. В духовной грамоте протопопа Василия Кузьмича сообщается, что вел. кн. Василий Иоаннович пожаловал ему поместье и что протопоп покупал земли в вотчину. Протопоп просил своих душеприказчиков ходатайствовать перед вел. князем не отбирать после смерти его поместье и передать земли наследникам. Ок. 50-х гг. XVI в. царь Иоанн IV пожаловал Б. с. «по отце своем великом князе Василии Иоанновиче... и по матери своей великои княгине Елене в вечной поминок, а о своем многолетном здравии Бога молить» с. Кувекино, или Кувякино, с деревнями и пустошами в Московском у. В описи соборного архива кон.

http://pravenc.ru/text/149295.html

Из летописи Татищева видно, что этот Феодор был тот самый, который прежде клеветал пред Андреем Боголюбским на епископа Ростовского Нестора, теперь является игуменом суздальским, потом сделался Ростовским епископом, совершил разные злодейства и наконец казнен. Он был брат киевского боярина Петра Борисовича (Татищ. 3. 160, 161, 167, 168 Но в Никоновой летописи показания о Феодоре не совсем ясны: в послании патриарха к Боголюбскому Феодор назван сестричичем (племянником по сестре) епископа Мануила, а далее в самой летописи назван сестричичем Петра Бориславича и постриженником Киево-Печерской обители (2. 184, 206 П. собр. р. лет. 1. 152; 2. 102–103; 4. 12 Никон. лет. 2. 206–208 Татищ. 3. 167–168 У Татищева прибавлено, будто труп Феодора наконец сожгли на торгу пред народом. А Никонова летопись говорит, будто казнь Феодора состояла в том, что его с камнем на шее бросили в море (откуда оно взялось в Киеве?). Замечательно выражение Новгородской летописи: «Изгна Бог... злаго врага Феодора, белого клобучка» (4. 12 Не носил ли Феодор самовольно белого клобука вместо черного для отличия от других епископов? В Новгородской епархии были владыками: Нифонт (1130–1156), Аркадий (1156–1163), Илия, в схиме Иоанн (1163–1186), Григорий, в мире Гавриил (1186–1193), Мартирий (1193–1199), Митрофан (1199–1212), Антоний (1212–1220), опять тот же Митрофан (1220–1223), Арсений (1223–1225), опять тот же Антоний (1225–1229), Спиридон (1229–1249). (П. собр. лет. 1. 148, 177; 2. 79, 84, 93, 121; 3. 6, 12, 13, 19, 21, 22, 25, 31, 37, 39, 42, 44, 45, 54 Известны Ростовские епископы: Нестор (ок. 1156–1158), Леон (1158–1162), Феодор II, или Феодорец (1169–1171) , Лука (1185–1189), Иоанн I (1190–1214), Пахомий (1214–1216), Кирилл I (1216–1229), Кирилл II (1231–1262). (П. собр. р. лет. 1. 148, 149, 151, 165, 171, 172, 185, 186, 191, 192, 194; 2. 82, 91, 102, 127, 136 Известны Черниговские епископы: Онуфрий (1143–1147), Антоний (упом. 1159–1168), Порфирий I (упом. 1187), Порфирий II (упом. 1230–1239) . (П. собр. р. лет. 1. 149, 151, 170, 194, 200; 2. 19, 30, 92

http://sedmitza.ru/lib/text/435831/

Вслед затем случилось нашествие на Москву татар. Опять разнеслась молва, будто Годунов нарочно привел татар, чтобы отвлечь всеобщее внимание от убиения царевича Димитрия. – Эти слухи сильно раздражали Годунова: начались розыски о говоренных, пытали, резали им языки, морили в темницах. Борис ненавидел людей, свысока смотрел на них и, по-видимому, твердо верил, что силой и страхом можно управлять ими, как угодно, заставлять говорить и молчать по своему желанию. В царствование Феодора Иоанновна ему удалось устранить еще одного, казавшегося ему опасным претендентом на престол, это так называемого «Тверского царя» Симеона Бекбулатовича. Это был крещеный татарский хан, носивший титул царя и великого князя в царствование Грозного; по воле его действительно царствовал в Москве. В начале царствования Феодора Иоанновича Симеон Бекбулатович упоминается еще в разрядах с именем царя Тверского и первенствует перед боярами; но потом летопись говорит, что его свели в село Кушалино Тверской губернии, дворовых людей у него было немного, «и живяще в ску- —571— дости»; наконец, он ослеп, и в этом летописец прямо обвиняет Бориса 853 . Что Семен Бекбулатович действительно оказался опасным в глазах Годуновых, это видно из формы присяги на верность Феодору Борисовичу Годунову, в которой были между прочим следующие слова: «также мне Семиона Бекбулатова и иного кого на Московское государство не хотети и с ним не знаться и не дружиться, и не ссылаться грамотами» и проч. 854 . В 1592 году у царицы Ирины Феодоровны родилась дочь Феодосия, и тотчас же разнеслась молва, что Годунов, вероятно, подменил младенца сына – дочерью. Когда вскоре Феодосия скончалась, стали говорить, что Борис уморил новорожденную царевну; наконец, когда через пять лет на крещеньев вечер 1598 года скончался и царь Феодор Иоаннович, молва народная и тут не пощадила Бориса, обвиняя его в смерти самого царя. По смерти Феодора осталась государыней его супруга Ирина Феодоровна, которой тотчас же весь «царский сигклит» с ее братом, правителем Борисом, во главе принес присягу в присутствии патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В историографии кон. XX в. существовало 2 версии основания Георгиевского монастыря. По первой версии, которой придерживался В.П. Выголов, каменная Георгиевская церковь была возведена между 1456 и 1461 гг., а монастырь возник после смерти Ю. Кошкина, до 1506 г., которым датирована духовная волоцкого кн. Феодора. По второй, представленной в работах В.Д. Назарова, Георгиевская церковь и Георгиевский монастырь появились в кон. XIV - нач. XV в. Впервые Георгиевский храм упоминается в духовной грамоте 1461 г. вел. кн. Василия II Васильевича, который жаловал 4-му сыну волоцкому кн. Борису «дворы» «Марьиньские Федоровы» в Москве на посаде, около «Святого Егорья, каменные церкви». Мария Феодоровна - дочь Феодора Голтяя, 2-го сына Феодора Андреевича Кошки, была выдана замуж за серпуховского кн. Ярослава Владимировича. Дочь Марии Мария Ярославна была женой вел. кн. Василия II. Духовной грамотой 1477 г. волоцкий кн. Борис Васильевич передал старшему сыну Феодору «бабы моее Марьинские» дворы. «Святой Георгий на Дмитровке» упоминался в летописном известии о московском пожаре 1493 г. Впервые Георгиевский монастырь упоминался в грамоте 1503 г. рузского кн. Иоанна Борисовича, который выплачивал заемное «егорьевское серебро», а «рост на те деньги не плачон на пять лет». Поскольку проценты по взятому займу рузский князь не платил 5 лет, он занял денег в 1498 г., что подтверждает существование монастыря к тому времени. В этой же грамоте «Егорий каменный» упоминается в одном ряду с кремлевскими монастырями московскими в честь Вознесения Господня и Чудовым, а также с Новоспасским, Андрониковым, московским в честь Богоявления Господня и Симоновым. Данные грамоты также свидетельствуют о том, что к 1498 г. монастырь уже существовал. В 1506 г. волоцкий кн. Феодор Борисович, отправляясь в Казанский поход, завещал супруге дворы «на посаде у Юрья святаго» и распорядился вернуть свой долг (117,5 р.) «на Москве Юрьевского монастыря». Георгиевский монастырь находился около пересечения Юрьевской ул. (Георгиевский пер.) с улицей, «что идет от города… к Сущову на Дмитровскую дорогу» (Б. Дмитровка).

http://sobory.ru/article/?object=34972

В историографии кон. XX в. существовало 2 версии основания Г. м. По первой версии, к-рой придерживался В. П. Выголов, каменная Георгиевская ц. была возведена между 1456 и 1461 гг., а мон-рь возник после смерти Ю. Кошкина ( 1503/04), до 1506 г., к-рым датирована духовная волоцкого кн. Феодора. По второй, представленной в работах В. Д. Назарова, Георгиевская ц. и Г. м. появились в кон. XIV - нач. XV в. Впервые Георгиевский храм упоминается в духовной грамоте 1461 г. вел. кн. Василия II Васильевича , к-рый жаловал 4-му сыну волоцкому кн. Борису «дворы» «Марьиньские Федоровы» в Москве на посаде, около «Святого Егорья, каменные церкви» (Там же. С. 195). Мария Феодоровна - дочь Феодора Голтяя, 2-го сына Феодора Андреевича Кошки (внука Андрея Ивановича Кобылы), была выдана замуж за серпуховского кн. Ярослава Владимировича. Дочь Марии Мария Ярославна была женой вел. кн. Василия II. Духовной грамотой 1477 г. волоцкий кн. Борис Васильевич передал старшему сыну Феодору «бабы моее Марьинские» дворы (Там же. 71. С. 250). «Святой Георгий на Дмитровке» (неизвестно, храм или мон-рь) упоминался в летописном известии о московском пожаре 1493 г. Впервые Г. м. упоминался в грамоте 1503 г. рузского кн. Иоанна Борисовича, к-рый выплачивал заемное «егорьевское серебро», а «рост на те деньги не плачон на пять лет» (Там же. 88. С. 351). Поскольку проценты по взятому займу рузский князь не платил 5 лет, следов., он занял денег в 1498 г., что подтверждает существование мон-ря к тому времени. В этой же грамоте «Егорий каменный» упоминается в одном ряду с кремлевскими мон-рями московскими в честь Вознесения Господня и Чудовым , а также с Новоспасским , Андрониковым , московским в честь Богоявления Господня и Симоновым мон-рями (Там же. 88. С. 351-352). Данные грамоты также свидетельствуют о том, что к 1498 г. мон-рь уже существовал. В 1506 г. волоцкий кн. Феодор Борисович, отправляясь в Казанский поход, завещал супруге дворы «на посаде у Юрья святаго» и распорядился вернуть свой долг (117,5 р.) «на Москве Юрьевского монастыря» (Там же. 98. С. 407). Г. м. находился около пересечения Юрьевской ул. (Георгиевский пер.) с улицей, «что идет от города… к Сущову на Дмитровскую дорогу» (Б. Дмитровка) (Там же. 92. С. 371).

http://pravenc.ru/text/164489.html

В фундаментальной статье рассматривается деятельность императора Феодосия Великого, последнего правителя, сохранившего на короткий промежуток времени контроль над полнотой Римской империей. Его внук Феодосий II за свое долгое правление достиг значительно меньших успехов. Из иных правителей государств, статьи о которых вошли в том, отметим создателя и императора Никейского государства Феодора Ласкаря, его внука Феодора II Дуку Ласкаря, бывшего первым византийским писателем, подготовившим многотомное издание своих трудов. В томе рассказывается о деятельности современных деятелей Русской Православной Церкви с именем Феодор, а также о первом новгородском архиерее Феодора (XI век); первом епископе города Владимир-на-Клязьме Феодоре, сподвижнике князя Андрея Боголюбского; волоколамском архиепископе Феодоре (Поздеевском), ректоре  Московской духовной академии , расстрелянном в 1937 г. Любителям русской истории будет интересно ознакомиться со статьями о тверском княжиче Феодоре Алексеевиче, умученном вместе со своим отцом Александром Михайловичем в Орде в 1339 г.; русском царе Феодоре Алексеевиче (правил в 1676-1682 гг.), старшем брате Петра Великого, активно способствовавшем развитию образования в стране; царе Феодоре Борисовиче Годунове (вторым и последним представителем этой династии в русской истории), удавленном вместе со своей матерью Марией Григорьевной; благоверном царе Феодоре Иоанновиче (правил в 1584-98 гг.), последнем представителе династии Рюриковичей. В последней статье рассказывается, в частности, об истории его почитания как местночтимого московского святого. Петровская эпоха предстанет перед читателем в статьях об архиепископе Новгородском и Великолуцком Феодосии (Феодоре Яновском) и первенствующем члене Святейшего Синода Феофане (Прокоповиче). Читатель сможет ознакомиться со статьями о митрополите всея Руси Феодосии (1461-1464 гг.); архиепископе Черниговском и Новгород-Северском Феодосии (Полоницком-Углицком); святителе Феодосии (Харитонове), архиепископе Астраханском; преподобном Феодосии, игумене Успенского Киево-Печерского монастыря; преподобном Феодосии, основателе череповецкого Воскресенского монастыря; преподобном Феодосии (Федоре Лебедеве), игумене Антониева Сийского Троицкого монастыря; русском вольнодумце и еретике Феодосии Косом.

http://patriarchia.ru/db/text/6101202.ht...

После обычного благословения, посылаемого от всего освященного собора во главе с патриархом, идет извещение о смерти Бориса, низпосланной Божьим праведным судом за грехи. „А после себя государя, продолжает грамота, приказал и благословил (Борис) на царство сына своего Феодора Борисовича животворящим крестом, им же венчаются на царство все великие государи наши прежние цари, да крестом чудотворца Петра“. Нельзя не отметить здесь того, как первосвятитель церкви оттеняет образ благословения царем отцом сына наследника престола. Благословение это совершается крестом животворящим, которым венчались все прежние цари, затем крестом чудотворца Петра. Отмечая это в грамоте в то время, когда наследнику престола грозил самозванец, патриарх Иов хочет как-бы этими деталями утвердить в сознании присягавших неоспоримость прав Феодора Годунова на престол. Поэтому патриарх упоминает, что новому царю уже присягнули он и освященный собор, а так же и все жители Москвы, чтоб иного государя не искать и не хотеть и им Государю не изменить. Последние слова имели в данный момент особый смысл, так как иной государь шел к Москве. Призывая к присяге жителей провинции, напоминает патриарх и о присяге Борису Годунову с его семьей. „И ныне, говорит патриарх, к тому же вас благословляем.... Служите и прямите без всякия хитрости и иного государя не искати и не хотети и ни в чем ни изменити“. Таково содержание грамоты, в которой мы не можем не заметить стараний первосвятителя церкви утвердить власть нового государя, как законного наследника престола. Костомаров говорит об этой грамоте: чтобы придать Феодору Борисовичу право признания со стороны народа, была пущена во все пределы русской земли грамота от патриарха, где представлялось дело так, будто юный царь Феодор Борисович избран на престол земским собором, излагалась небывалая история единодушного всеми моления матери, чтобы благословила сына на царство, и Феодора Борисовича, чтобы принял царство. По силе этого-то вымышленного избрания требовалась присяга на службу царице Марье Григорьевне, царю Феодору Борисовичу и царевне Ксении Борисовне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

м. Вскоре, разорвав отношения с прп. Иосифом, кн. Феодор стал оказывать благоволение настоятелю В. м. архим. Алексию (Пильемову), пожаловал в 1506 г. мон-рю свою вотчину с. Данилково и пустошь Артёмовскую в Ламском стане (ДДГ. 98. С. 407), землю на р. Городне и 2 двора на р. Бесновке (Рус. дипломатарий. Вып. 3. М., 1998. С. 40). Кн. Феодор предлагал инокам Иосифова Волоколамского мон-ря оставить своего игумена и перейти «на Возмище», после чего неск. насельников Иосифова Волоцкого мон-ря бежали в В. м. Прп. Иосиф просил архим. Алексия вернуть хотя бы имущество, к-рое монахи взяли с собой, но получил отказ. Тогда он обвинил архим. Алексия и кн. Феодора в разжигании конфликта с Новгородским архиеп. св. Серапионом . Однако в апр. 1509 г. архиеп. Серапион отлучил от Церкви вместе с прп. Иосифом и архим. Алексия, настоятелем В. м. стал бывш. келарь Андроникова московского мон-ря архим. Геннадий (Синодик. Л. 37). После смерти бездетного кн. Феодора ( 1513) земли Волоцкого княжества перешли вел. кн. Василию III Иоанновичу . В нач. XVI в. покровительство В. м. оказывала также мать кн. Феодора кнг. Иулиания Михайловна, в нояб. 1503 г., перед кончиной, она завещала мон-рю «Пречистой на Возмищо» с. Михайловское «на Волоке» и была похоронена в В. м. В том же году ее сын рузский кн. Иван Борисович пожаловал В. м. Булгаковские деревни, а также дер. Кривошеино и Бучнево на р. «Волцне» (совр. р. Волошня) в Льняниковском стане «со всем тем, что к тем деревням потягло истарины». Первоначально В. м. входил в Новгородскую епархию, с 1613 г.- в Патриаршую область. Вероятно, до сер. XV в. мон-рем управляли игумены, затем архимандриты (в 1724 братия писала в Святейший Синод о том, что мон-рь был «изстари степенной... и архимандриты в нем издревле бывали с шапками»). В 1517 г. настоятелем обители был поставлен архим. св. Акакий , в 1522 г. хиротонисанный во епископа Тверского, ок. 1553-1554 гг.- св. Герман (Садырев-Полев) , с 1564 г. архиеп. Казанский. Архим. В. м. Сильвестр участвовал в Соборе 1580 г., запретившем архиереям и мон-рям приобретать вотчины.

http://pravenc.ru/text/155102.html

Торжества в честь 200-летия со дня преставления праведного воина Феодора Ушакова прошли в Ярославской митрополии 16 октября 2017 г. 15:05 15 октября 2017 года исполнилось 200 лет со дня преставления святого праведного воина Феодора Ушакова. В Ярославской митрополии это событие было отмечено с особой торжественностью — здесь, в селе Бурнаково Рыбинского района, родился в 1745 году непобедимый адмирал. Божественную литургию в кафедральном Спасо-Преображенском соборе г. Рыбинска возглавил митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон в сослужении епископа Рыбинского и Даниловского Вениамина и клириков епархий Ярославской митрополии. Среди присутствовавших на богослужении были члены епархиального молодежного движения «Преображение». Ребята участвуют в восстановлении храма Богоявления на Острову — церкви, где был крещен Феодор Ушаков и его дядя преподобный Феодор Санаксарский. По окончании Литургии митрополит Пантелеимон и епископ Вениамин благословили участников нового молодежного движения. Руководителю «Преображения» Тихону Чернышеву была вручена хоругвь с ликом Спасителя. Празднование продолжилось у памятника Федору Ушакову. В крестном ходе вместе с военным оркестром от Спасо-Преображенского собора приняли участие прихожане и духовенство во главе с митрополитом Пантелеимоном и епископом Вениамином. У памятника флотоводцу к собравшимся обратились митрополит Пантелеимон, первый заместитель председателя Правительства Ярославской области Виктор Костин, федеральный инспектор по Ярославской области аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЦФО Алексей Володичев, глава г. Рыбинска Денис Добряков, председатель муниципального совета г. Рыбинска Константин Долгов. Почетным гостем праздника стал потомок великого адмирала — академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ, генерал-майор медицинской службы запаса Игорь Борисович Ушаков. В этот же день в Рыбинске состоялось открытие Международного просветительского центра «Адмирал Ушаков». На информационно-выставочной площадке Центра уже в ближайшие дни начнут проводиться уроки для школьников.

http://patriarchia.ru/db/text/5037848.ht...

нему посольство с челобитием; обещал милости и льготы верным своим подданным и объявлял прощение тем, которые по неведению служили Годунову. Во главе посольства должно было стать духовенство. Эти грамоты произвели сильное волнение; одни кричали: «да здравствует царь наш, Димитрий Иоаннович»; но другие сомневались. Народ волновался. Бояре объявили патриарху о мятеж; тот заклинал выйти к народу и образумить его: хотя бояре и послушались – вышли на «Лобное Место», но в пользу Феодора ничего не сделали. Толпы мятежников с криком: «долой Годуновых» устремились в Кремлевские ворота, которые не были заперты; вломились во двор и дерзостной рукой коснулись того, кому недавно присягали: юного Феодора с матерью и сестрой схватили и вывели в прежний Борисов боярский дом, приставив к нему стражу. После низложения Феодора Борисовича, все жители столицы приведены были к присяге Лжедимитрию. Затем, 3 июня, поехали к Самозванцу в Тулу все знатные люди, чтобы от имени Москвы приглашать его на царство. Между ними не было ни патриарха, ни митрополитов, ни епископов, так как духовенство не участвовало в этом деле. Через несколько дней пришло от Лжедимитрия повеление свести с престола патриарха Иова. Самозванец уже готовил на его место архиепископа Рязанского, грека Игнатия, который с самого появления обманщика в пределах Московских; стал на его сторону; встретив Лжедимитрия еще в Туле, Игнатий приводил к присяге тех, которые Самозванца признавали царем. Усердные исполнители воли Лжедимитрия с оружием и дреколием ворвались толпой в храм Успения Богоматери, где патриарх служил литургию; недавши ему докончить священнодействие, они бросились на него и повлекли из алтаря. Тут престарелый и несчастный святитель изъявил и смирение, и твердость: сняв с себя панагию и положив его к образу Владимирскому Богоматери, он воскликнул со слезами: «Здесь, пред сей святой иконой, я был удостоен сана святительского и 19 лет хранил целость веры; ныне вижу бедствие церкви, торжество обмана и ереси. Матерь Божия!.. Спаси и утверди православную веру молитвами твоими». Эти слова еще более озлобили изменников; они позорили,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010