«Помяни, Господи, инокиню Параскеву и родителей ея – Сампсона и Марию... инокиню Марфу и родителей ея – Полиевкта и Феодосию... инокинь Ксению, Анну, Параскеву и Наталью... протоиереев Николая, Владимира, Феодора, Сергия... диаконов Димитрия, Константина, Николая, протодьякона Петра... инокиню Елизавету, чтецов Романа, Константина, Александра... послушника Иоанна. Помяни, Господи, монахиню Вассу, девицу Лидию, Елизавету, монахиню Ермионию, инокиню Александру...» Длинен и таинственен этот помянник, и только некоторые имена вырисовываются более или менее отчетливо. «Послушник Иоанн» – не Иван ли Борисович Заварин, родом из деревни Харино, что пришел в Мологский Афанасьевский монастырь еще маленьким мальчиком при игумений Антонии, т. е. в начале 90-х годов прошлого века? Ему дали послушание на конюшне, где он делал без исключения всё и конюшню содержал в образцовом порядке, овес лошадям давал сортированный, а кнута на конюшне сроду не бывало. Вот только «топора в руки не умел взять, – пишет о. Павел, – ох, и доставалось ему за это от Ириши немой!» Ириша-то немая, по прозвищу Орина-Сорокоум, всё умела делать, заведовала всем сельхозинвентарем, потому и командовала. «Когда ликвидировали монастырь, то Ивану Борисовичу деваться было некуда, – продолжает о. Павел. – Да он и не думал оставлять стены обители, так и остался в своей келье. Так же и работал в колхозе на конюшне, так же и ласкал свою любимую лошадку Громика, да и члены колхоза его не обижали. Да и за что обижать? Еще нальют и молока с хлебушком дадут, а чего больше и надо? И Иван Борисович был очень доволен своей участью. Но вот спокойная жизнь его нарушилась. Колхоз ликвидировали, а в зданиях колхоза разместилось научное предприятие, поселились профессора, агрономы и другой научный персонал, а Борисовича как неспособного к работе за старостью лет поместили в дом престарелых в деревню Рожново, и больше я его живым не видал. Но вот однажды мы хоронили одну монахиню, был на кладбище и монастырский священник о. Николай, и в это время привезли покойника, мы спросили, а кого хоронят? Оказалось, что хоронят из дома престарелых нашего Ивана Борисовича. Отец Николай отслужил чин погребения, а инокини пели, закрыли гроб и опустили в могилу на кладбище г. Мологи. Таков был Иван Борисович!»

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

Ярослав-Фёдор Всеволодович, рождение 1190 † 1246; Великий Князь Владимирский, родоначальник угасших Великих Князей Московских и Тверских, князей Суздальских и Галицких, и угасших князей: Боровских, Можайских,Верейских, Углицких, Волоцких и Шемякиных; женат: 1. на княжне Ростислав Мстиславовне, дочери князя Новгородского Мстислава Мстиславовича; 2. на княгине Федосие (во инокинях Евфросиние) 34. Князь Глеб Всеволодович 35. Князь Владимир Всеволодович 36. Князь Иоанн Всеволодович Стародубский, родоначальник князей Стародубских 37. Князь Святослав-Гавриил Всеволодович Княжна Всеслава Всеволодовна, за князем Ростиславом Ярославичем Черниговским Княжна Верхуслава-Анастасия Всеволодовна, за князем Ростиславом Рюриковичем Смоленским Княжна Елена Всеволодовна † 1204 Княжна Сбыслава-Пелагея Всеволодовна КОЛЕНО XI: Святый Князь Василий Константинович Ростовский, рождение 7 декабря 1209 † 1238; замучен татарами за веру православную и за отечество, и причтён православною Церковию к лику Святых Князь Всеволод-Иоанн Константинович Ярославский, рождение 1210 † 1238 Князь Владимир Константинович Углицкий, рождение 1217 † 1249 Князь Всеволод Юрьевич † 1238 Князь Мстислав Юрьевич † 1238 Княжна Дубрава-Елена Юрьевна, за князем Василием Романовичем Галицким Княжна Феодора Юрьевна † 1238 Князь Дмитрий Святославович КОЛЕНО XII: 39. Князь Борис Васильевич Ростовский † 16 сентября 1278 40. Князь Глеб Васильевич Белозерский, родоначальник князей Белозерских † 13 декабря 1278 Князь Василий Всеволодович Ярославский Князь Андрей Владимирович Углицкий † 1261 Князь Роман Владимирович Углицкий † 1285 КОЛЕНО XIII: Князь Дмитрий Борисович Ростовский † 1294 Князь Василий Борисович † в молодых летах Князь Константин Борисович Ростовский † 1307 Княжна Мария Васильевна Ярославская, за князем Фёдором Ростиславичем Смоленским-Можайским (см. статью о князьях Вяземских) КОЛЕНО XIV: Князь Александр Дмитриевич Ростовский Княжна Василиса Дмитриевна, за Великим Князем Владимирским Андреем Александровичем Князь Михайло Константинович Ростовский

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Кимры. Часовня Феодора, Михаила и Анании новомучеников Кимрских. Часовня. Действует.   Освящена в честь: Феодора, Михаила и Анании новомучеников Кимрских Год постройки:не ранее 2002. Адрес: 171510, Тверская область, Кимрский район, г. Кимры, Каляевский пер. Координаты: 56.867962, 37.352628 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью 8 января 2012 года в г. Кимры была освящена часовня, построенная возле храма Вознесения Господня в честь кимрских святых – священномученика Феодора Колерова и мучеников Анания и Михаила. Появилась эта часовня благодаря известному кимрскому предпринимателю Марату Юмагулову. Именно он в середине 90-х годов прошлого века обратился с идеей к настоятелю (ныне бывшему) Вознесенского храма протоиерею Алексию Шевчуку. Любопытно, что в то время будущие небесные покровители города еще не были причислены к лику святых, а о возведении в их честь часовни уже шли разговоры. Некоторые кимряки искренне недоумевали - какое отношение кимрские святые имеют к Вознесенскому храму, ведь служили они в Преображенской церкви? Понимание пришло чуть позже. И оказалось очень простым: священномученик Феодор, мученики Ананий и Михаил являются покровителями всего города, в том числе и Зареченской его части. В 1998 году Архиерейским собором было принято решение о канонизации вышеуказанных святых. Первый этап – проектные работы. Здесь большую помощь оказал известный художник и архитектор Сергей Бессараб. Его эскизы и легли в основу будущего проекта. Затем началось строительство. Одновременно заказали икону с изображением кимрских новомучеников. Она была написана в Москве профессиональным иконописцем по личной просьбе известного российского актера театра и кино Александра Панкратова-Черного, не раз бывавшего в нашем городе и лично знакомого с Маратом Юмагуловым. Марат Борисович, в свою очередь, вкладывал свои деньги, а также средства, собранные некоторыми другими предпринимателями, откликнувшимися на благое дело. Оно шло с переменным успехом – то понемногу ускоряясь, то значительно замедляясь. В то время Марат Борисович принял окончательное решение стать православным и крестился с именем Мартин.

http://sobory.ru/article/?object=04862

Он достиг 55 или 56 года, и если бы всё шло по его желанию, то он совершил бы много великих дел. Во время своего правления он очень украсил Москву и издал много полезных законов и привилегий, приказал на всех перекрёстках учредить караульни и большие рогатки, которыми загораживали улицы так, что каждая из них представляла собой как бы отдельный город; он также приказал по вечерам ходить с фонарём под страхом пени за ослушание. Вообще Борис был искусен в управлении. Любя постройки, он ещё в царствование Феодора велел построить кругом Москвы высокую стену из плитняка; обвёл стеной Смоленск; на границе с Татарией велел основать хорошо укреплённый город, названный в честь Бориса Борисо-городом. Борис, по свидетельству того же иностранца, имел больше доверия к попам и монахам, чем к своим самым преданным боярам. Слишком много доверяя льстецам и клеветникам, он под влиянием их сделался тираном и стал изводить все знатнейшие роды. Главная причина жестокого правления Бориса заключалась именно в том, что он находился под влиянием негодяев и своей жестокосердной жены; если бы он действовал самостоятельно он не был бы тираном. Характеризуя царя Бориса, иностранцы отличают и похвальное желание его бороться с общественными пороками своего времени. Так, Борис жестоко преследовал тех, которые брали взятки и подарки, и многих вельмож и дьяков предавал за то публичной казни. К сожалению, по свидетельству современников, это не помогало. Таким образом кончина царя Бориса, по-видимому, не вызвала единодушного соболезнования современников. Тем не менее, как засвидетельствовал очевидец, весь народ при погребении, по обычаю, громко вопил и плакал. В осиротелой семье царя Бориса Годунова остались его вдова, царица Мария Григорьевна, шестнадцатилетний сын Феодор Борисович и юная дочь Ксения Борисовна. На престол московский вступил царь Феодор Борисович Годунов. Все современники единодушно свидетельствуют о цветущей, красивой наружности юного царя, о природном уме и добром сердце, о необыкновенной любви его к книжному учению и к приобретению познаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Видимо, Борис стремился уничтожить всех бояр, которые страшны были ему знатностью рода и любовью народной. Особенно боялся он именитых бояр Романовых-Юрьевых, которые казались наиболее опасными по своей близости к последним царям Владимирова дома и по народному к ним расположению. Наконец, царь Борис добрался и до них. Романовых в это время было пять братьев, и в народе их просто называли „Никитичи». И вот приспешники Годунова подговорили дворового человека и казначея Александра Никитича Романова, Бартенева, сделать донос на своего господина. Летописец рассказывает, что Бартенев тайно пришёл к дворецкому Семёну Годунову и объявил, что готов исполнить волю царскую над господами своими. Семён, по приказу царя, наложил в мешки всяких кореньев и велел Бартеневу положить их в кладовую Александра Никитича. Бартенев исполнил всё это и потом явился с доносом, что у господина его припасено отравное зелье. Царь послал обыскать кладовую, и, конечно, в ней нашли те мешки с кореньями. „Иного ничего не искаху, замечает летописец, ведаху бо, что у них в дому ничего неправедного нет». Делу постарались придать самую широкую огласку: мешки привезли на двор к патриарху Иову, царь велел собрать „всех людей», и в присутствии множества народа высыпали коренья из мешков. Привели Романовых, Фёдора Никитича с братьями, и они не могли отвечать от многонародного шума. Тогда Романовых отдали под стражу, а вместе с ними и всех родственников их и приятелей, князей Черкасских, Шестуновых, Репниных, Сицких, Карповых. Феодора Никитича с братьями и племянника их, князя Ивана Борисовича Черкасского, приводили не раз к пытке. Людей их, мужчин и женщин, подвергли пыткам разным и научали их, чтоб они сказали что-нибудь на господ своих, но верные рабы ничего не сказали, умирали в муках, но господ своих не оклеветали. Царь Борис долго держал обвиняемых в Москве под стражей, умышляя разослать их на постоянное житьё из Москвы по городам и монастырям. Наконец, в июне 1601 года состоялся жестокий, несправедливый приговор: Феодора Никитича Романова постригли, назвали Филаретом и сослали в Антониев Сийский монастырь; жену его, Ксению Ивановну, также постригли, назвали Марфою и сослали в один из Заонежских погостов, посадили в тюрьму и морили голодом; тёщу Феодорову, дворянку Шестову, в Чебоксары, в Никольский девичий монастырь; Александра Никитича „к студёному морю», в Усолье-Луда, к Белому морю; Михаила Никитича в Пермь, в Ныробскую волость; Ивана Никитича в Пелым; Василия Никитича в Яренск; зятя их, князя Бориса Черкасского, с женой и с племянниками её, детьми её брата Феодора Никитича, с малолетним Михаилом и сестрой его, с тёткой их Анастасией Никитичной и с семьёй Александра Никитича, на Белоозеро, и посадили их в тюрьму; князя Ивана Борисовича Черкасского в Малмыж на Вятку; князя Ивана Васильевича Сицкого в Кожеозерский монастырь, а жену его в пустыню Сумского острога; других Сицких, Шестуновых, Карповых и Репниных разослали по темницам дальних городов.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

В фундаментальной статье рассматривается деятельность императора Феодосия Великого, последнего правителя, сохранившего на короткий промежуток времени контроль над полнотой Римской империей. Его внук Феодосий II за свое долгое правление достиг значительно меньших успехов. Из иных правителей государств, статьи о которых вошли в том, отметим создателя и императора Никейского государства Феодора Ласкаря, его внука Феодора II Дуку Ласкаря, бывшего первым византийским писателем, подготовившим многотомное издание своих трудов. В томе рассказывается о деятельности современных деятелей Русской Православной Церкви с именем Феодор, а также про первого новгородского архиерея Феодора (11 век); первого епископа города Владимир-на-Клязьме Феодора, сподвижника князя Андрея Боголюбского; волоколамского архиепископа Феодора (Поздеевского), ректора МДА, расстрелянного в 1937 г. Любителям русской истории будет интересно ознакомиться со статьями о тверском княжиче Феодоре Алексеевиче, умученном вместе со своим отцом Александром Михайловичем в Орде в 1339 г.; русском царе Феодоре Алексеевиче (правление 1676-82), старшем братом Петра Великого, активно способствовавшим развитию образования в стране; царе Феодоре Борисовиче Годунове (вторым и последним представителем этой династии в русской истории), удавленном вместе со своей матерью Марией Григорьевной; благоверном царе Феодоре Иоанновиче (правление 1584-98 гг.), последнем представителе династии Рюриковичей. В последней статье рассказывается в частности об истории его почитания, как местночтимого московского святого. Петровская эпоха предстанет перед читателем в статьях об архиепископе Новгородском и Великолуцком Феодосии (Феодоре Яновском) и особенно первенствующем члене Святейшего Синода Феофане (Прокоповиче). Читатель сможет прочитать статьи о митрополите всея Руси Феодосии (1461-64 гг.); архиепископе Черниговском и Новгород-Северском Феодосии (Полоницком-Углицком); святителе Феодосии (Харитонове), архиепископе Астраханском; преподобном Феодосии, игумене Успенского Киево-Печерского монастыря; преподобном Феодосии, основателе череповецкого Воскресенского монастыря; преподобном Феодосии (Федоре Лебедеве), игумене Антониева Сийского Троицкого монастыря; русском вольнодумце и еретике Феодосии Косом.

http://sedmitza.ru/text/10358846.html

О смутном времени. «Разрешительная грамота» двух святых патриархов 16 октября 1604 года войска самозванца Лжедимитрия перешли рубеж Польши и Московского государства, вторглись в Россию и начали боевые действия против войск Царя Бориса Годунова. Началось Смутное время… 3 ноября, 2012 16 октября 1604 года войска самозванца Лжедимитрия перешли рубеж Польши и Московского государства, вторглись в Россию и начали боевые действия против войск Царя Бориса Годунова. Началось Смутное время… К 400-летию Смутного времени и убиения Царя Феодора Борисовича Годунова и его матери Царицы Марии Григорьевны Истоки Смутного времени, Московский Архиерейский Собор 1607 года и судьба династии Годуновых «Разрешительная грамота» 1607 года заслуживает пристального внимания уже потому, что исходит от двух великих людей России — двух Святых нашей Церкви, исповедника патриарха Иова и священномученика патриарха Гермогена. Документ этот известен давно, но в контексте церковной и общероссийской истории своего времени должным образом не освоен, не изучен и не введен в круг источников по истории Смутного времени. Предыстория появления «Разрешительной грамоты» такова. 1606 год. Первый Самозванец убит. На престол взошел князь Василий Шуйский (венчание на царство 1 июня 1606 года). Первые его деяния: открытие и перенесение из Углича в Москву (3 июля) мощей невинно убиенного царевича Димитрия, его канонизация. Самосудом царя Василия и бояр, без каких-либо расследований ответственность за убийство полностью возложена на Бориса Годунова. Но вскоре останки царя Бориса и также, как и царевич Димитрий невинно, убиенных царицы Марии и царя Феодора Борисовича почтительно переносят из Варсонофьевского монастыря (здесь они находились после того, как останки царя Бориса были удалены при Самозванце из Кремлевского Архангельского собора) к Троице и погребаются в склепе у Успенского собора. Здесь, слева от соборной паперти, они пребывают и по сей день. Через двести лет проницательный митрополит Московский Платон (Левшин) напишет: «В сем поступке была некоторая странность: ибо царь почтил святого царевича Димитрия, но в то же время некоторое сделал уважение останкам убийцы его» (2. С. 181).

http://pravmir.ru/o-smutnom-vremeni-razr...

Так, в 1556 г. боярин М. Я. Морозов вложил в Пантелеимонов мон-рь Книгу 16 пророков с толкованиями (ГИМ. Син. 78), столетие спустя возвращенную в Москву Арсением (Сухановым). В б-ке Хиландара 117) хранится Псалтирь толковая сер. XVI в. (в переводе прп. Максима Грека?), принадлежавшая известному благовещенскому свящ. Сильвестру и его сыну Анфиму. Через посредство Москвы слав. иноки А. в XVI-XVII вв. получили ряд неизвестных в болг. и серб. традиции сочинений: Беседы свт. Иоанна Златоуста на Евангелия от Матфея и Иоанна в переводе прп. Максима Грека и старца Силуана (Славянские рукописи афонских обителей. 62-65), Историю Иудейской войны Иосифа Флавия в древнерус. домонг. переводе (Там же. 267, 268). В царствование Иоанна Грозного новый импульс получил интерес к афонским уставам и образу жизни святогорских монахов. В 1560 г. игум. Пантелеимонова мон-ря Иоаким, проживший в Москве ок. 2 лет, по просьбе митр. Макария написал сочинение, посвященное описанию жизни различных категорий афонских насельников (Сказание о святой Афонской горе игумена русского Пантелеимонова мон-ря Иоакима. СПб., 1882. С. 5-31. (ПДП; Т. 30)). Ковчег-мощевик с частицей мощей вмч. Феодора Стратилата. 1598 г. (ММК) Ковчег-мощевик с частицей мощей вмч. Феодора Стратилата. 1598 г. (ММК) В авг. 1584 г. царь Феодор Иоаннович вместе с посольством Б. Благово разослал во все афонские мон-ри милостыню по царю Иоанну Грозному. В марте 1586 г. в Москву с А. прибыл игум. мон-ря Пантократор Роман с братией. Как священный дар от обители старцы просили принять главу вмч. Феодора Стратилата, обложенную серебром. Летом 1587 г. игум. Паисий с братией афонского Зографского мон-ря привез в дар московскому царю частицу мощей вмч. Феодора. 21 февр.- 31 авг. 1598 г. по повелению царя Бориса Феодоровича Годунова и его сына царевича Феодора Борисовича в мастерских Московского Кремля была изготовлена для мощей святого серебряная рака, к-рая хранилась сначала в царской казне, с 1681 г.- в кремлевском Благовещенском соборе. Ныне рака с частью св.

http://pravenc.ru/text/77102.html

л. 6. Поминание по родам разного чина и достоинства за уклад и подаяние зде вписанных. Род князя Алексия Никитича Трубецкого. Род князя Алексия Воротинского. Род князя Димитрия Вишневицкого. Род князя Александра Даниловича Менщикова. Род князя Володимера Черкасского. Род князя Иоанна Дашкова. Род Иакова Дашкова. Род Шереметовых. Род князя Феодора Мещерского. Род князя Юрия Мещерского. Род князя Петра Ромодановского. Род князя Симеона Звиногородского. Род князя Василия Васильевича Мосальского. Род князя Горбатого. Род Курпетев. Род князя Феодора Феодоровича Волхонского. Род князя Володимера Ростовского. Род князя Александра Ивановича Лобанова-Ростовского. Род князя Юрия Шаховского. л. 8 Род болярина Лва Кириловича Наришкина. Род столника князя Афанасиа Осиповича Ингилдеева. Род Ивана Вадбельского князя, (Далее в 1886 г. вписан из Синодика 1666–1661) род княза Николая Борисовича Юсупва и род князя Феодора Феодоровича Волхонского. л. 10. Род Феодора Толочанова. Род Иоанна Михайловича Толочанова. Род Димитрия Михайловича Толочанова. Род Толочановых. Род Комынин. Род другой Комыниных же. Род Панютин. Род Лаврентиа, да Корнилиа Стречневых. Род Димитриа Алымова. Род Феодора Ивановича Стремоухова. Род Алексиа Стремоухова. Род Похвисневых. Родъ Татианы Василиевны Похвинсневой. Род Жюкова и Зеновиева. Род Андреа Ивановича Зеновиева. Род Лодыженской. Род Иоанна Семёновича Лодыженского. Род Бахтиных Род Бахтиных. Род Симеона Боторова одуевца. Род Боланды Неболсина. Афанасиа Неболсина. Род Владимира Васильевича Неболсина. Род Болсиновых Пароскевы и Агрипины. Род Афанасиа Димитриеича Тютчева, Род Порошин, Тютчевых (1772 года, февраля 6 дня). Род Петра Тютчева (1773 года, февраля 9 дня). Род Нехорошего. Род Григориа Верёвкина. Род старца Геласиа Верёвкина. Род Немыров. Род Бориса Сукина. Род Неплюевых. Род Толбузиных. Род Иоанна, да Василиа Василиевича Толбузиных. Род Безобразовых Колошин. Род Безобразовых. Род Петра Безобразова из Башкеева. Род Истомы Иосифовича Безобразова. Род Иоанна, да Петра Матвеевичев Безобразовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

Иосиф говорит, что он от того не бил челом Серапиону, что от великого князя тогда была «заповедь: не велел никому ездити в Новгород поветрея деля». Послать к архиепископу нельзя было, а ждать невозможно: если бы две или три недели они не били челом государю великому князю – всем было «поити розно от княжа Федорова насильства. Да как поволил князь великий ездити к Новгороду и яз послал своего чернеца к архиепископу бити челом о нужных делех да и о том, что была на нас пришла скорби (sic) от князя Феодора Борисовича: всем было разоритися. И архиепископ не велел нашего чернеца на очи пустити». А у Серапиона прежде вражда была с князем Федором, который десятинников его бил. Два года после того, как Иосиф с монастырем отдался в государство великого князя, Серапион жаловал его по обычаю, переменился же только тогда, когда его «уласкали как малое дитя». Он дал грамоту об отлучении по наущению Кривоборского, а Кривоборскому прислал грамоту Алексей Пилиемов, по наущению князя Федора Борисовича. Вслед за этим Иосиф переходит к опровержению слов Серапиона: «волен князь в своем монастыре». – «А когда у нас брань была с князем Феодором, то мы не просто учинили, а поискали есмя о том, от Божественных Писаний свидетельства прочли: нам (ли) поити, монастырь Пречистыя оставя пуст, или бити челом государю православному самодержцу? Ино, господине, священный правила повелевают о церковных и монастырских обидах приходити к православным царем и князем». Во всех странах епископы и игумены приходили от меньших царей и князей к большим и большие вступались. Примеры: Великого Афанасия, Павла Исповедника, Феодора Едесского и, наконец, Феофила, папы Александрйского. На последнего жаловались царю Аркадию великие старцы. Царь же Аркадий написал Августалию, князю египетскому, «яко да незамедлит, но скоро папу Александрийскаго Феофила пришлет, яко осужденника к нему», Феофил был приведен с бесчестием, но на старцев никто не положил отлучения: ни папа Иннокентий, ни Великий Златоуст. Несмотря на то, что Феофил был выше всех патриархов, он не превознесся гордостью и с царем не спорил, подобно Серапиону.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010