Закрыть itemscope itemtype="" > Критский собор 23.01.2017 1300 Время на чтение 13 минут Незаконный плод внебрачных отношений Совершая паломничество на Святой Горе Афон в междулетие 2016-17 годов в одном из монастырей познакомился с работой греческого богослова протопресвитера Феодора Зисиса, посвященной животрепещущей теме прошедшего Критского собора. Труды автора переводились в России, они пользуются определенным интересом и благодаря занимаемой им позиции защитника Православной веры, и в виду авторитета о. Феодора Зисиса на его родине. Протопресвитер Феодор Зисис родился в 1941 году на острове Tacoc в селении Панагия в семье священника. В 1965 году окончил богословский факультет Фессалоникского университета . Аспирантуру окончил также в Салониках , на кафедре исторического богословия, под руководством известного патролога П. Христу. В 1971 году за диссертацию «Человек и Вселенная в домостроительства Божием по учению святителя Иоанна Златоуста» ему была присвоена докторская степень, а в 1973 году за исследование «Искусство девства. Святые отцы Церкви в защиту безбрачия» его назначили доцентом богословского факультета. В 1972-1973 и 1979-1980 годах отец Феодор находился на повышении квалификации в Западной Германии (г. Бонн). Представив на кафедру вместе с другими публикациями большую монографию « Геннадий II Схоларий . Житие - Писания - Учение», в 1980 году он был избран штатным преподавателем патрологии. В 1982 году после разделения богословского факультета ФУА на два отделения, перешёл на отделение пастырского и социального богословия. Дважды был деканом этого отделения. Сразу после основания патриаршего Института патристических исследований при монастыре Влатадон, о. Феодор стал его научным сотрудником, затем выполнял обязанности директора Института (1977 - 1986), а также редактора и учёного секретаря (1968 - 1970) журнала «Наследие», издаваемого патриаршим Институтом. В 1970 году стал научным сотрудником Центра византийских исследований ФУА, затем заведующим отделом богословия (1988-1998), а впоследствии - директором самого Центра (1991-1995). Отец Феодор - член редакционной коллегии журнала «Византийское наследие» и других изданий Центра. В течение ряда лет был председателем Союза богословов Северной Греции и издавал журнал Союза «Богослов». Неоднократно был организатором и активным участником различных международных научных конференций.

http://ruskline.ru/analitika/2017/01/24/...

Кобрин. Спасский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты Основан в XV веке князьями кобринскими. После принятия Брестской церковной унии 1569 года монастырь стал униатским, принадлежал ордену базилиан. После Полоцкого церковного собора 1839 года закрыт. Единственной постройкой, сохранившейся от исторического Спасского монастыря, является жилой корпус в стиле барокко, построенный, вероятно, во второй половине XVIII века. Двухэтажный прямоугольный в плане корпус накрыт высокой крышей с изломами и достигает 30-и метров в длину и 10 в ширину. Главный фасад симметричен, центральный ризалит выделен аттиковым фронтоном с лучковым завершением, насыщен лепными декоративными элементами. Перекрытия над этажами балочные, свод подвала — цилиндрический. Изначальная внутренняя планировка не сохранилась. Ранее центральную часть корпуса занимала монастырская церковь. В северо-западном углу первого этажа находилась трапезная. Другие помещения были жилыми и служебными. 20 ноября 2010 года синод Белорусской православной церкви благословил открытие здесь женского монастыря во имя Всемилостивого Спаса. 22 ноября 2011 года в монастырь был доставлен список с иконы Божией Матери «Скоропослушница».  Кобринский женский монастырь во имя Всемилостивого Спаса - одна из древнейших обителей республики Беларусь. Первое упоминание о монастыре в местечке Кобрин датируется 1497 годом. При этом известно, что ещё в 1465 году кобринская княжна Ульяна (Иулиания) со своим сыном Иваном Семёновичем из потомков князя Ольгерда Гедиминовича, из своих владений передали церкви Святого Спаса Кобринского монастыря мельницу на реке Шевни (приток Мухавца) с прудом и землёй и некоторое движимое имущество. О количестве насельников того периода сведений не сохранилось. Со смертью князя Иоанна Семёновича прервалась мужская линия князей Кобринских. Позднее княжеством некоторое время владели его жена Феодора Ивановна (до 1512 г.) и сестра Анна Семёновна. После смерти последней, в 1519 году местечко Кобрин перешёл в королевские столовые имения, а вместе с ним королю перешло и право патроната над монастырём. Стоит сказать, что в 1492 году княжна Феодора Ивановна добавила к монастырским землям село Корчицы, передала во владение две корчмы, а также часть прибыли со " всякого хлеба " и мельницы на реке Кобринка.

http://sobory.ru/article/?object=47873

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; янв. 1550, сел. Калориана (совр. Калогриана) близ г. Трикала (Фессалия, Греция) - 29.04. 1625, Суздаль), свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), архиеп. Суздальский и Тарусский. Основные сведения об А. Э. содержатся в его сочинениях и греч. житии святителя, написанном человеком, хорошо знавшим А. Э. (житие было найдено А. А. Дмитриевским в мон-ре Сумела под Трапезундом). А. Э. род. в семье священника Феодора, мать Хрисанфи была сестрой Ларисского митр. Неофита и племянницей св. Виссариона Ларисского, ктитора св. Виссариона мон-ря (Дусику), после смерти мужа она приняла постриг с именем Христодула. Старшими братьями А. Э. были Иоасаф, еп. Стагонский, Марк, еп. Димитриады, иеромонахи Афанасий (посетил Москву в 1591 вместе с Тырновским митр. Дионисием, доставившим в Россию акт К-польского Собора 1590 г. об учреждении Московского Патриархата) и Пахомий (в миру Панайотис) - «слава иеромонахов», по выражению А. Э. После смерти отца (ок. 1560) А. Э. воспитывался в доме брата еп. Иоасафа, под рук. к-рого получил первоначальное образование. В 1568-1572 гг. А. Э. учился в Трикале в школе известного дидаскала мон. Матфея, основанной Ларисским митр. Иеремией (см. Иеремия II , Патриарх К-польский), а также у выдающегося церковного деятеля Дамаскина Студита . В 1572 г. Арсением, митр. Патр, А. Э. был пострижен в монашество, через неск. дней митр. Иеремия рукоположил его во иеродиакона. В 1572-1575 гг. А. Э. вновь жил у еп. Иоасафа, после смерти последнего поселился в мон-ре Дусику, где в 1579 г. Фанарским еп. Митрофаном был рукоположен во иеромонаха. В кон. 1579 г. Иеремия, ставший к тому времени Патриархом, вызвал А. Э. в К-поль и поставил чередным священником Патриаршего храма Паммакаристос. Живя в 1579 - нач. 1584 г. в К-поле, А. Э. посещал лекции дидаскалов. 21 февр. 1584 г. он был избран архиепископом Димоника и Элассона, в XVI в. входивших в Ларисскую митрополию, и с февр. 1584 г. до марта - апр. 1585 г. жил в Элассоне. В мае 1585 г. Патриарх Феолипт II вызвал А. Э. в К-поль. Здесь в это время находился посол царя Феодора Иоанновича Б. Благово, к-рый привез Патриарху богатую милостыню на помин души почившего царя Иоанна IV Васильевича Грозного . В благодарность Патриарх Феолипт отправил посольство в Москву, в состав к-рого был включен А. Э. В Москве участники посольства были приняты царем и, получив значительную милостыню, покинули рус. столицу.

http://pravenc.ru/text/76326.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ ДАВИДОВИЧ ГРОЗНЫЙ [Грозные Очи] (кон. XIII - нач. XIV в., Ярославль? - 1345, там же?), св. блгв. кн. ярославский (пам. 13 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), старший сын блгв. кн. Давида Феодоровича , внук блгв. вел. кн. Феодора Ростиславича Чёрного и кнг. Анны. О первых годах самостоятельной жизни В. Д. известно благодаря родословным книгам XVI-XVII вв. В одной из наиболее ранних и авторитетных родословных росписей потомков ярославских князей, входящей в состав Летописной редакции родословных книг 40-х гг. XVI в., отмечено, что «у князя Давыда были два сына: князь Василей, прозвище ему Грозной, да князь Михайло. А князь Василей служил в Орде, а был на большом княжении на Ярославском» (Новые родословные книги XVI в. С. 101). Успешной карьере В. Д. при дворе хана Узбека (1313-1342) в кон. 10-х - нач. 20-х гг. XIV в., очевидно, способствовали его родственные связи - бабка В. Д. кнг. Анна, 2-я супруга вел. кн. Феодора Ростиславича, происходила из правившей в Орде династии Чингизидов. Время вокняжения В. Д. в Ярославле неизвестно, по-видимому, это произошло в 20-х гг. XIV в., после кончины кн. Давида Феодоровича († 1321). Ярославское княжество было в то время весьма обширным, что давало возможность князю вести независимую политику. В. Д. был женат на Евдокии, дочери московского вел. кн. Иоанна Даниловича Калиты . В. Д. впервые упоминается в летописях под 1339 г., когда он, как один из наиболее влиятельных рус. князей, был вызван в Орду. Ярославский князь отправился туда вместе со своим двоюродным братом белозерским кн. Романчуком Михайловичем и правителем Твери блгв. вел. кн. Александром Михайловичем , соперником московского князя. Новгородская I летопись сообщает о том, что Иоанн Калита, не желая видеть своего влиятельного зятя в Орде, выслал навстречу В. Д. отряд в 500 чел. Однако перехватить ярославского князя им не удалось, и он благополучно прибыл ко двору хана Узбека.

http://pravenc.ru/text/150797.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИПРИАН гимнограф, мелод, автор стихир и канонов. Исторических сведений о жизни К. не сохранилось. О происхождении и времени творчества К. высказывались различные предположения. Г. Пападопулос считал, что К. жил в IX в., был насельником Студийского монастыря , учеником прп. Феодора Студита и состоял в дружеских отношениях с К-польским патриархом Игнатием ( Παπαδπουλος. 1890. Σ. 248). Этой т. зр. придерживался архиеп. Филарет (Гумилевский) (см.: Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. С. 259-260). И. А. Карабинов (см.: Карабинов. 1910. С. 168) разделял его мнение, хотя считал К. учеником не Феодора, а прп. Николая Студита . Др. исследователи допускали, что К. происходил из лавры прп. Саввы Освященного и расцвет его творчества пришелся на сер. VIII в. (см.: Θωκυλδης Ι. Η ερ Λαρα Σββα το Ηγιασμνου. Αλεξνδρεια, 1927. Σ. 401). Аргументацию в поддержку этой т. зр. предоставил Софроний (Евстратиадис) , митр. Леонтопольский ( Σωφρνιος (Εστρατιδης) . 1935; Idem. 1936). В ее основе лежит атрибуция К. древней самогласной стихиры Οκος το Εφραθ («Доме Евфрафов» - см.: Μηναον. Δεκμβριος. Σ. 281): авторство было установлено по данным из рукописи Vat. gr. 1531 XV-XVI вв. Эта стихира является прототипом мн. др. стихир (т. н. подобнов - см. ст. Стихира ), к-рые построены на ее мелодии и метрике. Митр. Софронию удалось найти в савваитских рукописях 2 стихиры, написанные на подобен «Доме Евфрафов». На основании акростихов (ΙΩΑΝΝΟΥ (Иоанново) и ΓΕΡΜΑΝΟΥ (Германово)) он атрибутировал их прп. Иоанну Дамаскину и свт. Герману I К-польскому . Т. о., эти гимнографы были знакомы с песнопением К. Учитывая, что все трое писали гимнографические каноны, а К. в своих песнопениях демонстрирует хорошее знакомство с географией Св. земли, митр. Софроний пришел к выводу, что К., как и прп. Иоанн Дамаскин, был монахом лавры прп. Саввы Освященного, современником свт. Германа I К-польского и прп. Иоанна Дамаскина и, возможно, учеником последнего (см.

http://pravenc.ru/text/1684744.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ IV АВТОРИАН [Греч. Μιχαλ Ατωρειανς] († 13.11.1213 или 26.08.1214, Никея), патриарх К-польский в изгнании в Никее (с 20 марта 1208). М. А. начал службу в ведомстве Великой ц., стал протонотарием, затем хартофилаксом патриарха Иоанна X Каматира (1198-1206). В этом качестве в марте 1200 г. он составил соборный документ об осуждении ереси Михаила (Мирона) Сикидита о тленности евхаристических Даров (RegPatr, N 1195). Между 1200 и 1206 гг. М. А. стал великим сакелларием. В похвале М. А., произнесенной диаконом собора Св. Софии Сергием, сказано, что М. А. удалился на Вифинский Олимп, чтобы посвятить себя монашеской жизни, но по повелению имп. Феодора I Ласкаря он был выведен из уединения и избран патриархом ( Loukaki. 1994. P. 165). Патриарший престол на этот момент пустовал уже ок. 2 лет, поскольку Иоанн X Каматир ответил отказом на предложение Феодора и не переехал в Никею из Дидимотиха, где скрывался после взятия К-поля крестоносцами, и письменно отрекся от Патриаршества. К-польский клир через богослова и церковного деятеля Николая Месарита обратился к Феодору с просьбой созвать церковный Собор и избрать нового патриарха. Феодор собрал к-польский клир в Никее в 3-ю неделю Великого поста 1208 г., попросив всех не имевших возможности присутствовать лично отправить послание с указанием кандидатуры на престол ( Heisenberg. 1923. Bd. 2. S. 25-25; RegImp, N 1679). Церковный историк Никифор Каллист Ксанфопул указывает в качестве даты избрания М. А. правильные число и месяц - 20 марта, но ошибается в индикте (называет 9-й вместо 11-го), что привело к появлению в научной лит-ре неверной датировки начала Патриаршества М. А. 1206 годом ( Heisenberg. 1923. Bd. 2. S. 5-12; Laurent. 1969. P. 129-133). Попытка датировать начало Патриаршества М. А. 1207 годом ( Γουναρδης. 1985. Σ. 65-70) неубедительна ( Georg. Acrop. 2007. P. 83). Став 1-м К-польским патриархом в изгнании, М. А. сразу предпринял шаги для укрепления авторитета имп.

http://pravenc.ru/text/2563670.html

Небесное воинство. Образ и почитание Фотогалерея На исходе X столетия Русь открыла для себя новую веру, даровавшую восточному славянству письменность, каменное зодчество, мир изобразительного искусства и книжной премудрости. Окончательным разрывом с язычеством русские земли обязаны святому равноапостольному князю Владимиру, принявшему крещение вместе со своей дружиной в крымском Херсонесе в 988 году. С самого начала христианская вера была неразрывно связана с примерами благочестия воинов-мучеников и благоверных правителей. Для русских людей, вместе с новыми именами прославленных общехристианских воинов-мучеников Георгия и Димитрия, Феодора Стратилата и Феодора Тирона, Меркурия и Мины, Андрея Стратилата и Никиты Бесогона, Иоанна Воина и Уара открывались новая история и новая образность. Особым ореолом почитания был окружен архистратиг (глава) всего Небесного воинства – архангел Михаил. К плеяде святых воинов вскоре присоединились и русские праведники: благоверные князья, стяжавшие бессмертную славу ценой собственного мученичества (сыновья Крестителя Руси – Борис и Глеб, павший в битве с монголами великий князь Владимирский Юрий Всеволодович, погибший в Орде князь Михаил Черниговский) или защитой православного народа (великие князья Александр Невский и Дмитрий Донской). Имена архангела Михаила, святых воинов-мучеников и русских благоверных князей давали младенцам при крещении, к их заступничеству обращались в дни войн и бедствий, в их честь строили приходские храмы и величественные соборы. Образы святых воинов заняли выдающееся место в русском искусстве: они возникали на фресках и иконах, в нагрудных образках и в скульптуре, на оружии и создаваемом женскими руками лицевом шитье. Выставка, рассказывающая о святых воинах в русском искусстве на протяжении тысячелетнего периода – от домонгольского времени до XX столетия, – объединяет более ста тридцати произведений иконописи, скульптуры, светской живописи, нумизматики, фалеристики, оружейного дела и ювелирного искусства. Экспозиция в Одностолпной палате Патриаршего дворца включает семь тематических разделов, посвященных архангелу Михаилу, наиболее известным воинам-мученикам – святым Георгию, Димитрию Солунскому и Феодору Стратилату, а также русской княжеской святости и благочестию.

http://pravoslavie.ru/153039.html

Озерянская икона Божией Матери: история и чудеса (Празднование 30 октября/12 ноября и в Неделю Антипасхи) Одна из наиболее почитаемых в Слобожанском крае икон Богородицы – Озерянская. Имя это дано чудотворному образу по месту его явления – на берегу речки Озерянки. В настоящее время это село Нижняя Озеряна, расположенное в 30 километрах на юго-запад от Харькова и в 3 километрах от Мерефы. «Твоего, о Богомати, Лика Пречистаго благословение» В далеком прошлом здесь была изрытая оврагами пустынно-лесистая местность, через которую текла речка Озерянка. Ее берега покрывали луга, поросшие буйным разнотравьем. Здесь в XVII столетии, когда этот край еще страдал от захватнических татарских набегов, и произошло чудесное обретение иконы Божией Матери. В те времена эти земли находились во владении мерефянского священника Феодора. Он обустроил здесь хутор Озерянку и содержал пасеку. По преданию, однажды местный крестьянин косил на лугу траву. После очередного взмаха косы услышал человеческий стон. Наклонившись, увидел в густой траве рассеченную косой икону Божией Матери. Опечаленный случившимся, он принес пострадавшую икону домой. А утром не обнаружил образа в своем доме – нашли его на лугу, там, где он был обретен. Рассеченные косой части иконы плотно срослись, оставив на месте разреза едва заметный шрам. Перед иконой горела свеча, а рядом бил родник ключевой воды. Иерей Феодор, духовно обрадованный явлением в его владениях иконы Богородицы, сообщил об этом владыке Белгородскому и Обоянскому Феодосию и по его благословению построил деревянную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В этом храме и был установлен обретенный святой образ. Многим верующим икона, поименованная Озерянской, приносила утешение и исцеление. Видя знамения благодати Божией, исходящей от чудотворной иконы, иерей Феодор пожелал, чтобы в его пустынно-уединенном хуторе устроилась иноческая обитель. В то время хутор Озерянку посетил наместник Святогорского Успенского монастыря архимандрит Севастиан (Юхновский), известный своей благочестиво-подвижнической жизнью. По преданию, архимандрит Севастиан тяжело болел и по обету пешком прошел неблизкий путь от Святогорского монастыря до Озерянки, чтобы поклониться новоявленной чудотворной иконе. И по молитвам своим получил совершенное исцеление. Узнав о желании иерея Феодора основать монастырь, архимандрит Севастиан вызвался помочь этому благому делу. В 1711 году в Озерянке была основана Богородичная пустынь. Стараниями архимандрита Севастиана расширили и украсили храм Рождества Богородицы, позже возвели церковь Рождества Иоанна Предтечи с трапезной при ней, братские кельи и обнесли обитель изгородью.

http://pravoslavie.ru/57343.html

Переславль-Залесский. Феодоровский монастырь. Собор Феодора Стратилата. Карта и ближайшие объекты Федоровский монастырь был основан после 1304 года, на южной окраине Переславля-Залесского. Место основания выбрано было не случайно: здесь в 1304 году в день памяти великомученика Федора Стратилата произошла кровопролитная битва между войсками московского и тверского князей. В этой битве погибло множество людей, в том числе предводитель тверского войска боярин Акинф. В память о победе московский князь Юрий Данилович устроил здесь монастырь. Древнейшее здание монастыря - Федоровский собор, был построен в 1557 году неподалеку от того места, где супруга царя Иоанна Грозного родила ему сына, при крещении получившего имя Федор. Собор был целиком выстроен на средства царя. Он был возведен в центре монастырской территории. Это массивное четырехстолпное величественное сооружение было выстроено из кирпича. Его с трех сторон окружали паперти, а в северо-западном углу была пристроена небольшая колокольня. Пять глав его были поставлены на широкие мощные световые барабаны. Изначально покрытие четверика было позакомарным, о чем свидетельствуют рисунки заложенных закомар на фасадах. Позднее, как у многих древних зданий, кровля была заменена на более практичную четырехскатную. С востока к четверику собора примыкают три апсиды с узкими прорезями окон. Внутри сохранились росписи итальянского " богомаза " Николая Тончи, отца одной из послушниц монастыря Марии Тончи. В 1704 году в соборе проводилась реставрация: были заменены обветшавшие паперти, взамен сооружены обходные галереи , некоторые окна были заложены, а другие наоборот расширены, так же были уменьшены дверные проемы, была убрана колоколенка, находившаяся в северо-западном углу собора. В 1800 году деревянная обветшавшая кровля была заменена железной. В 1886 году собор вновь решили " обновить " . Обходные галерей 18 века снова перестраивают. К ним пристраивают одноглавые приделы во имя Серафима Саровского и в честь иконы Божией Матери Федоровская.

http://sobory.ru/article/?object=05688

поиск:   разделы   рассылка Священник Михаил Воробьев Праздник народного единства, или чему может научить русская смута? Источник:  Православие и современность Новый праздник нашего гражданского календаря – День народного единства – только на первый взгляд может показаться наспех придуманным поводом для вытеснения из списка памятных дат годовщины революции 1917 года, которую большинству наших соотечественников праздновать стало как-то неприлично. В действительности новый праздник давным-давно известен календарю церковному, в который он вошел еще в начале XVII века под именем " осенней Казанской " . С этой чудотворной иконой Божией Матери, обретенной в 1579 году, соединяется память о завершении одной из самых трагических страниц русской истории – Смутного времени, которое принесло неисчислимые беды и страдания и поставило на грань гибели само Московское царство. С чудесной помощью Божией, заступничеством Богородицы и российских чудотворцев историческая память народа навсегда связала освобождение Отечества от польско-литовских интервентов, преодоление кризиса власти, восстановление единства страны. Очевидно, что события этой далекой эпохи и сейчас, в начале третьего тысячелетия, продолжают служить уроком для всего российского общества, заставляя не забывать о том, что только единство власти и народа, основанное на ответственности перед Богом и будущими поколениями за судьбу страны, является надежной основой государственной жизни. 7 января 1598 года смертью московского царя Феодора Иоанновича пресеклась первая русская династия Рюриковичей, стоявшая во главе государства в течение семи с половиной столетий. Имя преемника было очевидным. Боярин Борис Годунов был фактическим царем Руси на протяжении всего четырнадцатилетнего правления сына Иоанна Грозного. Царствование Феодора рассматривалось современниками как царствование счастливое. Успехи его были несомненными в глазах всего русского народа. Страна, получившая передышку от ужасов опричнины, уверенно восстанавливала свое хозяйство. Мир с Польшей, отвоеванные у шведов города Ям, Иван-город, Копорье и Корелла, победа над крымским ханом Казы-Гиреем, строительство новых городов Цивильска, Уржума, Царева, Кокшайска, Яицка, Самары, Саратова и Царицына, укрепление южной степной границы крепостями в Ливнах, Кромах, Воронеже, Белгороде, Осколе, восстановление утраченного было господства русских в Сибири, прикрепление крестьян к земле, учреждение Патриаршества, уравнявшего Русскую Церковь с древнейшими Восточными Патриархатами, – все это было свидетельством незаурядных способностей Бориса Годунова.

http://religare.ru/2_34215.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010