Вячеслав Пономарев Скачать epub pdf Основные праздники церковного года (кроме пасхального цикла) Сентябрь 1 (14) сентября. Начало индикта – церковное новолетие. Преподобного Симеона Столпника (около 390–459 гг.) и матери его Марфы. 2 (15) сентября. Святителя Иоанна Постника , патриарха Цареградского (595 г.). Преподобного Антония (1073 г.) и Феодосия (1074 г.) Печерских. 4 (17) сентября. Пророка Боговидца Моисея (около 1531 г. до P. X.). Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Обретение мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского (1911 г.). Собор Воронежских святых. 5 (18) сентября. Пророка Захарии и праведной Елизаветы (I в.), родителей Иоанна Крестителя. Убиение благоверного князя Глеба, во святом крещении Давида (1015 г.). 6 (19) сентября. Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах). 8 (21) сентября. Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 48 . 9 (22) сентября. Святых праведных Богоотец 49 Иоакима и Анны. 11 (24) сентября. Преподобного Силуана Афонского (1938 г.). 14 (27) сентября. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. 16 (29) сентября. Святителя Киприана, митрополита Московского, всея России чудотворца (1406 г.). 17 (30) сентября. Мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (около 137 г.). 18 сентября (1 октября). Молченской иконы Божией Матери, именуемой «Целительница». 19 сентября (2 октября). Благоверных князей Феодора Смоленского (1299 г.) и чад его Давида (1321 г.) и Константина, Ярославских чудотворцев. 20 сентября (3 октября). Мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и его болярина Феодора, чудотворцев (1245 г.). Собор Брянских святых. 21 сентября (4 октября). Обретение мощей святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1752 г.). 23 сентября (6 октября). Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Прославление святителя Иннокентия, митрополита Московского (1977 г.). 25 сентября (8 октября). Преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1392 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Месяцеслов Месяц сентябрь 1. Начало индикта, сиречь новаго лета. Преподобнаго отца нашего Симеона Столпника и архимандрита (459) и матери его Марфы (ок. 428). Святаго мученика Аифала диакона (380). Святых мучениц 40 дев постниц и мученика Аммуна диакона, учителя их (IV). Святых мученик Каллисты и братий ея Евода и Ермогена (309). Праведнаго Иисуса Навина (XVI в. до Р. X.). Собор Пресвятыя Богородицы в Миасинстей обители (обретение Ея иконы, 864). Икон Божия Матери: Черниговския-Гефсиманския (1869), Александрийския и именуемыя «Всеблаженная» (в Казани). 2. Святаго мученика Маманта, отца его Феодота и матери Руфины (III). Преподобнаго Иоанна постника , патриарха Цареградскаго (595). Преподобных Антония (1073) и Феодосия (1074) Печерских. Святых мучеников 3628 в Никомидии (III–IV). Иконы Божия Матери Калужския (1748). 3. Святаго священномученика Анфима, епископа Никомидийскаго, и с ним мучеников Феофила диакона, Дорофея, Мардония, Мигдония, Петра, Индиса, Горгония, Зинона, Домны девы и Евфимия (302). Преподобнаго Феоктиста, спостника Великаго Евфимия (467). Блаженнаго Иоанна Власатаго, Ростовскаго чудотворца (1580). Святыя Фивы диаконисы (I). Святыя мученицы Василиссы Никомидийския (309). Священномученика Аристиона, епископа Александрийскаго. Святителя Иоанникия, патриарха Сербскаго (1349). Иконы Божия Матери Писидийския. 4. Святаго священномученика Вавилы, епископа Великия Антиохии, и с ним трех отроков мучеников: Урвана, Прилидиана, Епполония и матери их Христодулы (251). Святаго пророка и Боговидца Моисея (1531 до Р. X.). Святителя Иоасафа, епископа Белгородскаго (обретение мощей, 1911). Мученицы Ермионии, дщери апостола Филиппа диакона (ок. 117). Мученика Вавилы Никомидийскаго и с ним 84 отроков (IV). Мучеников Феодора, Миана, Иулиана и Киона (305–311). Иконы Божия Матери, именуемыя «Неопалимая Купина» (1680). 5. Святаго пророка Захарии и праведныя Елисаветы, родителей святаго Иоанна Предтечи (I). Преподобномученика Афанасия Брестскаго (1648). Убиение благовернаго князя Глеба, во святем крещении Давида (1015). Мучеников Фифаила и сестры его Фивеи (или Вивеи) (98–138). Мученика Сарвила. Мученицы Раисы (или Ираиды) (ок. 308). Мучеников Иувентина и Максима воинов (361–363). Мучеников Урвана, Феодора, Медимна и с ними 77 мужей от церковнаго чина, в Никомидии пострадавших (370). Мученика Авдия (или Авида, в Персии, V).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

4. Жизнь святых Святые отроки и отроковицы Благоверный царевич Димитрий Угличский Память 15 (28) мая (по старому и новому стилю) Царевич Димитрий был сыном царя Иоанна Грозного от его седьмого брака – с Марией Нагой. После смерти Иоанна Грозного в Государстве Российском многие, начиная с царя Феодора Иоанновича, признавали царевича Димитрия наследником престола, и имя его поминалось в церквах. Искони ненавидящий доброе в человеке диавол, видя сирых братьев, царя Феодора и царевича Димитрия, ни о чем земном не радеющих, ибо ни славы мира сего, ни богатств не желали, вложил в сердца преступников, обольщаемых мечтами о власти, истребить царский род. Сначала были распущены слухи о том, что царевич Димитрий – незаконнорожденный, и имя его запретили поминать в церкви. Затем распространились новые вымыслы: будто бы царевич Димитрий с юных лет уже проявляет в себе наследственную жестокость отца. Попытка отравить царственного отрока не увенчалась успехом: смертоносное зелье не нанесло ему вреда. И тогда было решено его заколоть. Утром 15 мая 1591 года кормилица вывела девятилетнего отрока во двор, где уже поджидали его убийцы. Осип Волхов, взяв Димитрия за руку, сказал: «Сие у тебя новое ожерелье, Государь?» Он же, кроткий ангел, подняв голову, тихим голосом отвечал: «Сие есть старое ожерелье». И Волхов кольнул его ножом в шею, но не до смерти. Тогда Данило Битяговский и Никита Качалов дорезали его и сбросили вниз с лестницы. Царевич Димитрий был погребен в Угличе, и уже в царствование Бориса Годунова у его гробницы стали совершаться исцеления больных. Молитва О преславный и дивный в чудесех, красото мучеников, страстотерпче царевичу княже Димитрие! Скоро предстани Небесному Царю и мученические твои руце о нас, грешных, молебне к Нему простри, яко имеяй дерзновение велико; сохрани же твоими молитвами град сей, и вся грады и веси православныя, и Святейшаго Патриарха (имя) и преосвященныя митрополиты, архиепископы, епископы и весь священный чин церковный, и вся православныя христианы; всех нас приими во твое заступление, и от всех бед и зол избавляя, и от нашествия видимых и невидимых борющих нас врагов свобождая, и тех всяк навет и злодейство погубляя и отгоняя; таже прегрешений наших прощение испроси, и в век будущий Небеснаго Царствия нас сподоби, и спасенных Богу представи, благодатию и человеколюбием Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже честь и поклонение подобает, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Праведный Артемий Веркольский

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij-Shestu...

архим. Агапит Глава XI. Старец Макарий – продолжатель литературных трудов молдавского старца Паисия Величковского по изданию в свет святоотеческих писаний Упомянув в предыдущей главе о некоторых скитских монахах, получивших в свое время хорошее школьное образование, которые под непосредственным надзором блаженной памяти старца Макария занимались изготовлением к печати рукописей известного великого старца Паисия Величковского , не неуместно здесь будет поговорить и о самих этих книжных занятиях; так как они имеют свою небезынтересную историю. Выше мы видели, что старец Макарий, живши еще в Площанской пустыни около своего старца схимника о. Афанасия, ученика Паисиева, нашел у него верные копии со всех переводов святоотеческих книг старца Паисия, как вновь сделанных, так и исправленных сим последним, и что списывание их долго было любимым его келейным занятием. Таким образом, в келейной библиотеке старца Макария давно уже обретались верные копии: а) с исправленных старцем Паисием древних славянских переводов писаний преподобных отцов – Макария Великого , Иоанна Лествичника и Варсануфия и Иоанна и б) с переведенных им самим книг преподобных – Максима Исповедника слово по вопросу и ответу, Феодора Студита с новогреческого языка, житие Григория Синаита , слова Григория Па-ламы и некоторые другие творения св. отцов-подвижников. Всеми этими сокровищами духовного разума старец Макарий всегда как сам пользовался, так и независтно делился ими со всеми, искренно желавшими и искавшими духовного назидания и спасения, вовсе не смея, по собственному его признанию, помышлять об издании их в свет. Он был доволен и всегда благодарил Бога и за то, что удостоил его стяжать такие сокровища – одни собственными трудами, то есть перепискою, а другие – как воздаяние за сыновнюю его любовь к старцу Афанасию по кончине сего последнего. Прилежное чтение и изучение о. Макарием этих святоотеческих писаний, а также и собеседования о духовной жизни с духовно опытными мужами при строго внимательной, смиренной жизни были причиною того, что всеблагий Господь, видя его благую ревность ко спасению и чистоту сердца, просветил ум его к ведению Божественных и святоотеческих писаний. Когда же о. Макарий перешел в Оптинский скит и подвизался в сообществе со старцем Леонидом, который был учеником схимонаха Феодора, также близкого ученика Паисиева, он еще более преуспел в этом ведении. И таким образом Господь приуготовил его быть продолжателем начатых старцем Паисием книжных трудов.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

В связи с именем этого гимнографа и его творчеством встает многолетняя проблема авторской и редакторской атрибуции Постной триоди. Традиционно считается, что в создании этой богослужебной книги самое активное участие принял Иосиф Студит, брат Феодора, тогда как Иосифу Сицилийцу нужно приписать минейные и октоишные каноны . Так, например, А.А. Дмитриевский безапелляционно заявляет: «Появление на страницах нашей Постной триоди произведений указанных песнотворцев, несомненно, оказало влияние на исчезновение в надписании названия главных авторов, святых братьев Студитов Феодора и Иосифа, но позднейшие редакторы этой книги сохранили, однако же, незабвенные для потомства имена в надписаниях при самих творениях их, содержащихся в Триоди. И достаточно просмотреть внимательно эту книгу, чтобы убедиться со всей очевидностью, во-первых, в громадном численном превосходстве здесь песнопений святых братьев Студитов пред произведениями прочих песнотворцев и, во-вторых, что древние рукописи, следовательно, не без основательных причин всю книгу надписывали их именами». Более того, он говорит: «Творения святых Иоанна Дамаскина, Андрея Критского, Феофана Начертанного, митрополита Никейского (каноны в неделю Православия на утрени и повечерии и в среду четвертой седмицы), Георгия Писидийского (акафист Богоматери в субботу пятой седмицы), Иоанна, митрополита Евхаитского (два канона святому мученику Феодору Тирону), Филофея, патриарха Константинопольского (служба святителю Григорию Паламе, архиепископу Солунскому, во вторую седмицу поста), Георгия, архиепископа Никомидийского (канон в неделю мытаря и фарисея) и некоторых других песнописцев хотя и входят в состав нашей современной Триоди постной, но составляют сравнительно незначительную часть ее содержания. К тому же, большинство этих произведений появилось на страницах данной книги уже в сравнительно позднее время, в XIV–XV веках, после того как Постная триодь окончательно сформировалась в особую церковно-богослужебную книгу и уже имела широкое применение в богослужебной практике Византийской Церкви» . Надо признать, что один только приведенный перечень авторов и их произведений несколько противоречит тезисам литургиста. Ср. следующее, более осторожное, высказывание: «Весь… строй этой богослужебной книги (Триоди постной. – Г.Б.) продуман преподобным Феодором, для нее им написаны стихиры, каноны и трипеснцы, и вместе со своим братом Иосифом, епископом Солунским, он признается составителем Триоди» .

http://pravoslavie.ru/34131.html

[греч. Κωνσταντνος Ακροπολτης] (между 1250 и 1255 - до мая 1324), визант. гос. деятель, писатель. К. А., старший сын историка Георгия Акрополита , получил блестящее образование у ритора Мануила Оловола и патриарха К-польского Григория II Кипрского . В 1275/76 г. женился на представительнице знатного рода Торников Марии Комнине Торникине, имел с ней в браке 3 дочерей и 2 сыновей. Одна из дочерей К. А., Феодора, вышла замуж за полководца Алексея Филантропена, другая - за Михаила Комнина, сына трапезундского имп. Иоанна II Великого Комнина . В отличие от отца К. А. в 1274 г., после заключения Лионской унии, занял антиуниат. позицию и был отдален от двора, хотя прежде имп. Михаил VIII Палеолог благоволил к нему. Об осуждении К. А. унии Церквей можно судить по ремаркам в Житии Иоанна Дамаскина (BHG, N 885), в к-рых автор уподобляет униатов иконоборцам VIII в. (PG. 140. Col. 837). Однако через неск. лет положение К. А. упрочилось, в 1282-1294 гг. он был логофетом геникона. Вторая опала К. А.- в сер. 90-х гг. XIII в.- связана с поддержкой восстания Алексея Филантропена. В 1305/06-1321 гг. К. А. был великим логофетом. Как и отец, он был ктитором монастыря Воскресения Христова в К-поле, пришедшего в упадок в годы латинского владычества. Важный источник для реконструкции биографии К. А.- коллекция писем, к-рая включает 196 посланий (письма 195 и 196 добавлены к основному корпусу позднее: Costantino Acropolita. Epistole. 1991. P. 101). Среди корреспондентов К. А.- патриарх Григорий II Кипрский, ученые Никифор Хумн, Георгий Пахимер, Иосиф Ракендит, Феодор Иртакин, Мануил Мосхопул, Мануил Оловол, Феодора Раулена. Письма К. А. содержат ценные сведения о лит. вкусах эпохи: в 90-м послании он жестко критиковал сатирический диалог XII в. «Тимарион» за неподобающий стиль и богохульное содержание (Ibid. P. 180-182). Изображение К. А. и его жены сохранилось на иконе Богородицы «Одигитрия», созданной по их заказу и хранящейся ныне в Гос. Третьяковской галерее в Москве ( Nicol. 1965. P. 252. Fig. 1-3).

http://pravenc.ru/text/2057058.html

Двенадцатый день. Свв. первомученики земли русской: Феодор варяг и сын его Иоанн. (Имеем ли мы веру?) I. Вслед за празднованием в честь первой русской княгини-христианки Ольги, русская церковь воспоминает и страдание христианских «первомучеников русских» Феодора и сына его Иоанна. Князь Владимир, впоследствии просветитель русских св. крещением, одержал победу над ятвягами. Киевляне, в благодарность за эту победу богам своим, решились принести им в жертву человека и для этого избрали отрока Иоанна, сына Феодора, – который с отцом своим исповедывал христианскую веру. Так как Феодор не отдавал сына на безбожное заколение, и заперся в своем доме, который стоял на столбах, то рассвирепевшие язычники подрубили столбы: здание пало и раздавило невинных рабов Христовых. Святая кровь их, как семя, посеянное на ниве, возрастила обильный плод; в непродолжительном времени и сам князь Владимир и все русские приняли христианство. II. Братия христиане! Свв. первомученики земли русские Феодор и Иоанн имели крепкую веру и были христианами не по имени только, но и по жизни. Спросим себя: имеем ли мы веру, подобную им? – даже еще менее: имеем ли вообще веру? а) Мы веруем, что единородный Сын Божий – Бог пришел на землю для нашего спасения . Мы веруем правильно; но в самом ли деле веруем? – Ежели мы этому веруем в самом деле, то наше сердце должно радостно восторгаться к Сыну Божию. Как радуются голодныя, совершенно обносившиеся и брошенные без призрения дети, когда является к ним их богатый отец! Не тысячекратно ли более нам должно радоваться пришествию к нам на землю единородного Сына Божия, когда, по слову Божию, мы имеем всякий питающий нас хлеб только от Него ( Иоан. 6, 35 ), когда без Него мы наги, – срамны ( Апок. 16, 15 ), и бродим, как заблудшие овцы без пастыря ( Мф. 9, 36 ). Наше сердце непременно должно исполняться величайшею радостию! Итак ежели кто-нибудь из нас остается в своем сердце холоден, нерадостен и безчувствен, то того вера не-вера, а больше или меньше неверие. б) Мы веруем, что Сын Божий – Бог, приняв наше человеческое естество, сделался Сыном человеческим , следственно нашим братом. – Наша вера правильна; но в самом ли деле мы этому веруем? Ежели мы этому в самом деле веруем, то всякий раз, когда где-нибудь слышим или вспоминаем об этом событии, нам естественно должно чувствовать живейшую любовь и благодарность к Сыну Божию. Св. апостол ясно сказывает, что цель, для которой Бог благоволил соделать Своего Сына Сыном человеческим, есть та, чтобы нас – сынов человеческих – усыновить Себе: «посла Бог Сына Своего, раждаемого от жены, да всыновление восприимем», говорит св. апостол ( Гал. 4, 4–5 ). Итак ежели кто-нибудь из нас, при вере, не чувствует самой живой любви и благодарности к великому Усыновителю: то того вера не есть вера действительная, а больше или меньше неверие; тому только думается, что он верует, но в нем нет веры действительной!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЕЛ (1317, Москва - 10 янв. 1429, Павлов Обнорский мон-рь), прп. (память 10 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), основатель Павлова Обнорского во имя Святой Троицы мужского монастыря . Основным источником сведений о П. является его Житие. По мнению В. О. Ключевского, различные тексты о святом существовали до появления Жития, древнейшая из редакций, Пространная, была составлена незадолго до 1538 г. ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 271-272). Житие сохранилось в списках XVI-XVIII вв., однако его лит. история до конца не изучена. По мнению М. Д. Каган и М. В. Захаровой, существовали 4 редакции. Пространная редакция изначально не имела описаний чудес, при ее подготовке для включения в ВМЧ были составлены первые 19 чудес. В связи с канонизацией святого на Соборе 1547 г. их число увеличили до 26. На основе Пространной редакции составлены Краткая и Первая Проложная редакции. Вторая Проложная редакция, вошедшая в состав печатного Пролога 1642 г., в значительной мере является самостоятельным произведением. В ней имеются сведения, отсутствующие в Пространной редакции ( Каган. 1988. С. 316; Захарова. 2005). В наст. время известны более 30 списков Жития. М. С. Егорова показала, что Пространная редакция Жития в значительной мере основана на Житиях из «Соборника» прп. Нила Сорского: в тексте имеются скрытые цитаты из Житий святых Евфимия Великого, Феодосия Великого, Иоанникия Великого, Паисия Великого, Кириака Отшельника, Петра Афонского, Симеона Дивногорца, Иоанна Безмолвника, Арсения Великого, Феодора Сикеота, Иоанна Дамаскина, Феодора Студита. Кроме того, цитируется Житие Кирилла Белозерского ( Егорова. 2016). По наблюдениям А. В. Пигина, чудеса 20-26 в 3-м варианте Пространной редакции составлены под влиянием Волоколамского патерика ( Пигин. 2001). С. П. Розанов, изучая Житие Авраамия Галичского, заметил, что в нем есть сведения из Жития П.: а именно, рассказ о жизни подвижника близ обителей преподобных Авраамия Галичского и Дионисия Глушицкого. Поскольку настоятель Павлова Обнорского мон-ря Протасий впосл. стал игуменом Авраамиева Городецкого в честь Покрова Пресвятой Богородицы мужского монастыря , где и написал Житие прп. Авраамия, исследователь предположил, что Протасий, собирая сведения о жизни Авраамия, нашел новые факты о жизни П. Но поскольку «Житие Павла уже было составлено и пущено в ход, то он и помещает эти сведения в Житии Авраамия... а отсюда потом эти сведения попали в третью редакцию Жития Павла» ( Розанов. 1912. С. 234). Сведения о П. содержатся также в Житиях преподобных Сергия Нуромского и Дионисия Глушицкого.

http://pravenc.ru/text/2581815.html

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить работу Комиссии по делам монастырей при Священном Синоде Украинской Православной Церкви в 2014 году. 2. Поблагодарить председателя Комиссии по делам монастырей при Священном Синоде УПЦ Преосвященного митрополита Вышгородского и Чернобыльского Павла за понесенные труды. ЖУРНАЛ 62 СЛУШАЛИ: Отчет председателя Церковного Суда Украинской Православной Церкви Преосвященного митрополита Каменец-Подольского и Городокского Феодора о деятельности Церковного Суда в 2014 году. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить работу Церковного Суда Украинской Православной Церкви в 2014 году. 2. Поблагодарить председателя Церковного Суда УПЦ Преосвященного митрополита Каменец-Подольского и Городоцского Феодора за понесенные труды. ЖУРНАЛ 63 СЛУШАЛИ: Отчет председателя Комиссии по канонизации святых при Священном Синоде Украинской Православной Церкви Преосвященного архиепископа Херсонского и Таврического Иоанна о деятельности возглавляемой им Комиссии в 2014 году. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить работу Комиссии по канонизации святых при Священном Синоде Украинской Православной Церкви в 2014 году. 2. Поблагодарить председателя Комиссии по канонизации святых при Священном Синоде УПЦ Преосвященного архиепископа Херсонского и Таврического Иоанна за понесенные труды. ЖУРНАЛ 64 СЛУШАЛИ: Отчет председателя Синодального отдела Украинской Православной Церкви по взаимодействию с Вооруженными Силами и другими военными формированиями Украины Преосвященного митрополита Белоцерковского и Богуславского Августина о деятельности возглавляемого им Отдела в 2014 году. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить работу Синодального отдела Украинской Православной Церкви по взаимодействию с Вооруженными Силами и другими военными формированиями Украины в 2014 году. 2. Поблагодарить председателя Синодального отдела УПЦ по взаимодействию с Вооруженными Силами и другими военными формированиями Украины Преосвященного митрополита Белоцерковского и Богуславского Августина за понесенные труды. ЖУРНАЛ 65 СЛУШАЛИ: Отчет председателя Синодального отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства Украинской Православной Церкви Преосвященного митрополита Полтавского и Миргородского Филиппа о деятельности возглавляемого им Отдела 2014 году.

http://patriarchia.ru/db/text/3890173.ht...

Содержание Содержание истории царствования Михаила Палеолога. Михаил Палеолог. Книга первая. Книга вторая. Книга третья. Книга четвертая. Книга пятая. Книга шестая. Хронологические примечания, касающиеся истории пахимера о царствовании Михаила Палеолога. I. Начало царствования Феодора Ласкариса. II. Время смерти Феодора Ласкариса. Коронование Палеолога и ослепление отрока Иоанна, III. Хронология патриархов Арсения и Никифора. IV. Хронология патриархов – Германа, Иосифа и Иоанна Векка, следовавших за Арсением. V. Хронологическая таблица главнейших событий, описываемых в истории царствования Михаила палеолога. Георгий Пахимер исторические записки suggrafIkwn IstorIkwn     Византийские историки, переведенные с греческого при Санкт-Петербургской Духовной Академии Все, что известно нам о личности Георгия Пахимера, высказано им самим в его истории. Родившись от мирских родителей, Пахимер еще в молодости причислен к клиру и мало-помалу взошел на степень протэкдика, следовательно, занимался делами церковного судопроизводства. Эта среда служебной деятельности необходимо сближала его с должностями гражданскими и придворными, и впоследствии доставила ему почетное имя и значение дикеофилакса. Таким образом Пахимер, по роду своих занятий стоял на точке непрестанных отношений между властями церковными и мирскими, и не мог не быть знаком как с внутренними расположениями византийского патриархата, так и с монархическими стремлениями своего времени. Такое его положение, благоразумно охраняемое уменьем держаться иногда между двух огней, давало ему возможность быть верным наблюдателем, или даже личным свидетелем сокровенных пружин, приводивших в движение дела церкви и империи, следовательно, снабжало его самыми важными условиями для выполнения того, что требуется от историка. И действительно, история Пахимера, если будем смотреть на нее со стороны содержания и духа писателя, есть явление, по тому времени, превосходное, и для составления правильного понятия о тогдашних событиях весьма полезное.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010