Закрыть itemscope itemtype="" > Архиепископ Феодор (Поздееевский) «Значение искушений Господа от диавола для пастырей Церкви» 10.04.2021 775 Время на чтение 11 минут Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству РПЦ 21 марта/2 апреля исполняется 145 лет со дня рождения архиепископа Феодора (Поздеевского) О смысле и трудностях пастырского служения Архиепископ Феодор (Поздеевский), последний до закрытия Данилова настоятель монастыря, расстрелянный 23 октября 1937 года, в 1909 – 1917 годы был ректором Московской духовной академии. В это время им был прочитан на кафедре Пастырского богословия курс лекций по Аскетике, в которых он изложил основы православной Аскетики как современной богословской дисциплины, опираясь на аскетическую систему преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, дополненную духовным наследием и других святых отцов. Лекции курса Аскетики владыки Феодора были изданы книгой «Из чтений по Пастырскому богословию (Аскетика)», выпущенной в 1911 году в типографии Свято-Троицкой Сегиевой Лавры. По сути, эта книга является введением в курс Аскетики. Владыка Феодор неоднократно писал о недостатках в изучении и преподавании богословия в современной ему духовной школе. По его мнению, в духовной академии вся научная работа сводилась «только к критике текста Писания, к исследованию внешней стороны памятников, к разбору и сочинению разных теорий, как это делается на Западе». В результате это привело к тому, что была парализована выработка православного богословского мировоззрения и «дух жизни, дышащий со страниц Откровения и творений святых отцов и вводящий душу в светлую атмосферу истинного богословия, минует… изучающего, и он питается только суррогатом богословия». Такое положение дел владыка пытался исправить своей деятельностью и преподавателя, и ректора академии. Ранее Пастырское богословие, по мнению владыки Феодора, сводилось к изучению «формальной стороны пастырства, не касаясь его внутренней идейно-психологической стороны, и потому было абстрактно, мертво». И только при «раскрытии существа внутренней психологии пастырства» рассматриваемые вопросы пастырства сразу получили «особенный, глубокий, жизненный смысл».

http://ruskline.ru/opp/2021/04/10/arhiep...

иеромонах Агапит (Юрков) Скачать epub pdf Глава 2. Образ старчествования преподобного Феодора, его прижизненное и посмертное почитание и прославление в лике святых В подавляющем большинстве случаев святые почитаются хорошо знавшими их или же только слышавшими о них людьми еще при своей жизни. Не явилось исключением и благоговейное отношение к имени преподобного Феодора большинства его современников. Еще до начала своей старческой деятельности он обращал на себя внимание приходящих помолиться в Александро–Невскую обитель петербуржцев самим своим аскетическим видом. Необычность пройденного им до этого подвижнического пути: настоящее бегство от мира, суровое отшельничество и милостивый суд над ним набожной императрицы Елисаветы, вместе с запечатленной на его лице духовностью располагали людей просить у святого молитвенной помощи и совета. Отец Феодор не искал себе учеников и учениц. Бывшего отшельника, поневоле оказавшегося в столице и постриженного в знатном придворном монастыре, больше привлекали аскетические упражнения, направленные на очищение своей греховности и спасение собственной души. Внимание мирян и глубина тревожащих их духовных проблем явились для него полной неожиданностью. Попытка переадресовать их к ученой Александро–Невской собратии не помогла. Люди искали не просто начитанного, а богодухновенного руководителя. И тогда в строгом подвижнике с необычайной силой стали действовать Богом данные любовь к ближним и ревность об их спасении. Впервые встретившись с этим совершенно новым для себя внутренним чувством, преподобный Феодор обратился к Богу с молитвой о вразумлении. Он не исключал вероятности того, что все эти события и переживания могут быть вражеским наваждением, и просил у Господа, чтобы Он открыл ему Свою совершенную волю и в случае богоугодности этого дела научил, что отвечать вопрошающим и как правильно руководить ими на тесном пути спасения в непогрешительном духе Священного Писания. Бог внушил ему благую мысль руководствоваться в толковании Священной истории и Святого Писания трудами святителя Иоанна Златоуста , что будущий великий старец и начал успешно делать.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

иеромонах Никон (Скарга) «Откровение сокровенного»: обзор цитат Феодора Мопсуестийского в первом собрании прп. Исаака Сирина по сирийским источникам. Часть 2 Источник В заглавии использованы слова Иоанна Апамейского (см. в 5-м примере настоящей статьи). Содержание Введение Издание Беджана: подступы к критике Цитаты или интерполяции? Пример 1 Пример 2 Пример 3 Пример 4 Пример 5 Пример 7 Подведение итогов Источники и литература     Аннотация: Статья является вторым этапом исследования, в котором при помощи текстологического, филологического и экзегетического анализа выявляются фрагменты, интерполированные в рукописи восточно-сирийской редакции. В научный оборот вводятся рукописи мелькитской (православной) редакции, которые не все были доступны Полю Беджану, но которые рассматривались им как содержащие интерполяции монофизитских переписчиков, причем характерно, что особого комментария по поводу разночтения имен П. Бежданом не было оставлено. Тем не менее, имена святых отцов, которые находятся в рукописях мелькитской редакции, идентифицируются без особого затруднения. В конце статьи в очередной раз приводятся примеры присутствия полемики с Феодором Мопсуестийским в текстах прп. Исаака Сирина . Этот факт является дополнительным аргументом в пользу того мнения, что восточно-сирийские переписчики подвергали определенной правке писания прп. Исаака для более приемлемой адаптации их в своей традиции. Об авторе: Иеромонах Никон (Скарга Денис Сергеевич) Насельник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь. E-mail: ptr@optina.ru ORCID: http://orcid.org/0000–0002–4213–9903 Для цитирования: Никон (Скарга), иером. «Откровение сокровенного»: обзор цитат Феодора Мопсуестийского в Первом собрании прп. Исаака Сирина по сирийским источникам//Христианское чтение. 2022. 2. С. 25–51. Введение Настоящая статья является продолжением исследования, связанного с систематическим изучением корпуса творений прп. Исаака Сирина . Согласно православной методологии [Епифанович, 2010, 55–70; Ларше, 2019, 137–150], после того как установлен объем сочинений того или иного автора, эти сочинения подвергаются определенной критической обработке.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/ot...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ II ХОМАТИАН [греч. ημτριος Χωματηνς, Χωματιανς] († после 1236, Охрид?), архиеп. Охридский (с 1216/17), визант. ученый, писатель, канонист, церковный и политический деятель Эпирского царства. Место и время рождения Д. Х. не установлены. По одной из версий, он или его предки происходили из г. Хома в обл. Фригия (М. Азия), откуда его прозвище (Хоматиан или Хоматин); по другой - он род. в К-поле, где получил юридическое образование и начал церковную карьеру, достигнув должности апокрисиария автокефальной Охридской архиепископии , а после 1200 г. стал хартофилаксом этой архиепископии. В 1216/17 г. Д. Х. по рекомендации своего друга митр. Навпактского Иоанна Апокавка и при поддержке правителя Эпира Феодора Ангела Комнина Дуки был избран на архиепископскую кафедру Охрида. В тот период, после образования Второго Болгарского царства (1186), нек-рые епархии Охридской архиепископии были переведены болгарами под юрисдикцию Тырновского архиепископа, греч. архиереи были заменены болгарскими. Когда в 1215 г. войска Феодора Эпирского заняли эти территории, встал вопрос о возвращении изгнанных греч. архиереев. Д. Х. предложил удалить болг. епископат как незаконно занимающий чужие кафедры, но рукоположенных им священников и диаконов оставить на местах их служения с наложением на них епитимии. В 1219 г. с согласия пребывавшего в Никее патриарха Мануила I Сарантина и его синода Сербская Церковь получила автокефального архиепископа, независимого от Охрида. Д. Х. не признал каноничность этого решения и в письме к св. Савве Сербскому (1220) писал, что самопровозглашенная власть в Никее нелегитимна и не имеет канонического права изменять границы епархий. При поддержке Феодора Ангела Д. Х. проводил политику достижения полной самостоятельности Охридской кафедры, ссылаясь на отсутствие общепризнанного патриарха и императора после захвата К-поля крестоносцами (1204) и указывая на привилегии существовавшей в VI в. архиепископии Первой Юстинианы.

http://pravenc.ru/text/178183.html

Новый священномученик архиепископ Феодор Волоколамский, в миру Александр Васильевич Поздеевский, родился 21 марта 1876 года в с. Макарьевское Нижегородской губернии в семье священника о. Василия Поздеевского. Нам мало известно о годах детства и юности владыки. В 1896 году он закончил Костромскую духовную семинарию, в 1900 году – Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Его наставниками в Академии оказались люди высокой духовной жизни. Старцем, окормляющим будущих монахов, был выдающийся подвижник, настоятель Седмиезерной Казанской Богородичной пустыни схиархимандрит Гавриил (Зырянов) ; другим наставником был ректор Казанской духовной академии архимандрит, а с 1897 года епископ Антоний (Храповицкий) , будущий блаженнейший митрополит и предстоятель Русской Православной Церкви Заграницей. В том же году Александр был пострижен в мантию с именем Феодор, пред этим пройдя послушнический искус на Валааме. 24 июля 1900 года о. Феодор был рукоположен в иеромонаха. В 1901–1902 годах он был назначен преподавателем Калужской духовной семинарии, а с 3 июля 1902 года – ее инспектором. 13 октября 1903 года о. Феодору была присвоена ученая степень магистра богословия за работу «Аскетические воззрения преподобного Иоанна Кассиана ». 4 февраля 1904 года он был назначен ректором Тамбовской духовной семинарии в сан архимандрита (про тамбовский период жизни архиеп. Феодора см. статью Р. Ю. Просветова в начале книги. – Издатели). Тамбов в те годы был одним из самых революционных городов. У местной подпольной организации террористов был составлен список лиц, которые должны были быть уничтожены. Среди них был и ректор семинарии. В 1905 году один из студентов стрелял в о. Феодора, которого защитил своим телом инспектор той же семинарии архимандрит Симеон, в схиме Даниил (в миру Михаил Холмогоров). Пуля попала о. Симеону в позвоночник и он был парализован до конца жизни. С того времени о. Феодор не расставался со своим спасителем, каждый день посещал его, позже поселив в келлии Данилова монастыря. Здесь в 1934 году о. Симеон был арестован и умер в тюрьме.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Ответы схимонаха Феодора Скачать epub pdf Ответы схимонаха Феодора, данные им пред кончиною своею в Александро-Свирском монастыре на вопросы предложенные учениками его 1 Вопрос: Что, когда Господь восхощет и живы будем, а вам, по воли Господни, воспоследует смерть; то полезно ль тогда нам без вас в здешнем монастыре продолжать жительство ежели и поступит благономеренный настоятель? Ответ: Мы, по своему скудоумию, разсмотряем, что без нас вам не полезно на сем месте жить: потому что село многолюдное близко, и много в нем находится из народа склонных к слабостям; к тому же монастырь штатный и настоятели часто переменяются, купно же с ними и обряды и чин монастырский; а вам непременно должно жительствовать во утвержденном общежительстве, где полезнее будет душам вашим; и во свидетельство от книги Св. Иоанна Лествичника от слова 15 толкованиë не лепо убо единою от мира избегшим с женами беседовати, или любити всяко беседы женския и мужеска пола миловидных: но от всех сих отвращатися зельне: мнози бо от неустроенных братий сею хитростию от сопротивнаго погибоша, и оставиша сильным убо страх, немощным же соблазн. Аще ли же за еже оскудни потреб есмы, беседовати с ними понуждаемся; да изволим гладом паче умрети, нежели от жен питатися. Хощем к Богу умерщвлени быти: сущии бо, рече, во плоти Богу угодити не могут. Той Сам тесный и прискорбный путь заповеда, ведущий в Царствие небесное. Хотя же жити в мире сем, погубит себе от жизни истинныя. Иже бо хощет друг быти миру, – враг Божий бывает, и пагубник души своей: понеже всяк покой мерзок есть от Бога, сего ради не питай тела своего, да не супостат ти будет. Елико бо покоиши плоть свою, толико множиши страсти вне страстей, и прочее душа, отягчавши от плотского мудрования и похотения, безплодна будет от благих дел, не вселитбося Дух Святый Божий в человеце плотяне и роскошно живущем, и любяй свое тело Божия благодати не получит. Тем же хотяй со истиною спастися, должен есть отметати мирское попечение и покой телесный, и вся расплевав оттрясти и пещися о спасении души своей, томя и стесняя плоть свою, да своея души не погубит. Потщимся, о братие, вседушне, донележе время имамы, да не каятися имамы во веки безконечныя: и кто тогда представь поможет? Се бо настоящее тебе сладкое, в горек приидет тебе конец; восприял бо еси, рече, благая твоя в животе твоем, и того ради страдати имаши злолютне.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Svirski...

Очерк жизни св. Феодора Студита Св. Феодор, сын высокородных и сановитых родителей (отец его заведовал сбором царских податей), воспитан был в добром наказании христианском, научился всей премудрости Еллинской, явился ритором прекрасным, и философом изрядным, и вместе с тем богословом просвещенным. Когда при Константине Копрониме, особенно усилились гонения иконоборческие, родители его, оставив мip, прияли иноческое житие; а св. Феодор оставался в Константинополе, заканчивать свое образование. После Копронима царил сын его Лев, также еретик, а после него супруга его Ирина с сыном своим Константином. Ирина хранила православие, как и сын ее; и со св. Патриархом Тарасием собрала собор св. отцов, вселенский седьмой, на коем осуждена и проклята иконоборческая ересь. На сем соборе был Платон, дядя Преп. Феодора по матери, который, по окончании собора, взял с собою в пустынь св. Феодора, и братьев его Иосифа и Евфимия, решившихся принять иночество, и поселился с ними в Саккудионе, прекрасном месте, возвышенном, окруженном лесом и богатом водою. Место было уединенно, и вход туда пролегал одной тропою. Оно полюбилось им, и они устроили там монастырь и Церковь святую во имя св. Иоанна Богослова. К ним стали собираться братия, и монашеская жизнь пошла добрым порядком, под руководством мудрого Платона. Св. Феодор, всех превосходивший образованием и дарованиями, по пострижении паче всех преуспевал и в подвижничестве, измождая плоть свою пощениями, бдениями и трудами по монастырю, самыми низкими и тяжелыми: ибо рубил дрова, носил воду, копал землю в саду и огороде и унаваживал ее, обучая себя смирению. Наипаче же заботился он о благоустроении нрава благочестного и Богу любезного. Для того законом имел каждый день исповедовать старцу своему Платону все помышления и движения сердца, и одобренное усовершать старался, а не одобренное исправлять. Каждый также день определял он некое время на богомыслие и умную молитву, да един единому предстоя Богу умом невозмущенным, тайное некое приносит Ему служение. Любил он прочитывать Божественное Писание Ветхого и Нового Завета, и творения св. отцов, особенно св. Василия Великого , и из него, его правила и уставы иноческого жития, которые чтил так высоко, и так почитал необходимыми, что того, кто не исполняет их, монахом не признавал.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Скачать epub pdf Житие святого отца нашего Феодора, архиепископа Ростовского 7804 Память 28 ноября Святой Феодор, первый архиепископ Ростовский, происходил из того знаменитого своим благочестием рода, к которому принадлежал великий подвижник и молитвенник земли русской, преподобный Сергий Радонежский. Святитель Ростовский Феодор был родной племянник преподобного Сергия, сын его старшего брата Стефана. Сей Стефан, выселившись, как и преподобный Сергий, вместе с отцом своим, боярином Кириллом, из Ростовской области в подмосковную область Радонежскую, первую половину жизни своей провел на службе у Радонежского князя Андрея Ивановича, сына московского князя Ивана Даниловича Калиты. Он был в числе главных вельмож Радонежского князя, славился воинскими заслугами, но особенно отличался своим благочестием. Он был женат и от супруги своей Анны имел двух детей, Климента и Иоанна. Благочестивая жена Стефана вскоре скончалась, и Стефан тогда решил отречься от мира и принять иночество. Он постригся в монастыре Покрова Пресвятой Богородицы в Хотькове и предался усердно иноческим подвигам, посту и молитве. Оставив вскоре Хотьковский монастырь, он ушел в Москву, поселился в монастыре святого Богоявления в особой келлии и проводил строгий и суровый образ жизни в посте и молитве, воздерживаясь от вина и пива и одеваясь в ветхие одежды. В то время находились в том монастыре и другие знаменитые подвижники, как святой Алексий, впоследствии митрополит, старец Геронтий и другие. Их любил преосвященный Феогност, тогдашний митрополит всея России 7805 , часто к себе призывал и оказывал им почёт. Узнав о благочестивой подвижнической жизни Стефана, великий князь Симеон Иванович 7806 , сын Ивана Даниловича, повелел митрополиту Феогносту посвятить его в священнический сан, а потом поставить и в игумены Богоявленского монастыря, и избрал его в духовники себе. Духовными детьми Стефана пожелали стать и многие бояре и вельможи. Великий князь Симеон любил Стефана, почитал и часто с ним беседовал. Таков был отец святого Феодора, называвшегося в миру Иоанном. По достижении семилетнего возраста, Иоанн отдан был благочестивыми родителями в научение грамоте и вскоре изучил всё, что было ему преподано.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Согласно т. н. анонимному Житию Д. С., созданному в 718-720 гг., преподобный род. в Фессалонике. Он удалился в мон-рь св. мучеников Феодора и Меркурия, именуемый мон-рем Кукуллотов или Кукуллатов (греч. Κουκουλλτων, Κουκουλατν), в сев. части города близ стены, где предался аскезе и чтению Свящ. Писания. Желая, чтобы Господь открылся ему и дал ему разум и смирение, он воссел на миндальное дерево, стоявшее по правую сторону от церкви. Так он провел 3 года, перенося стужу и зной, до тех пор пока ему не явился ангел, повелевший сойти с дерева, устроить себе келью и жить там. Архиеп. Дорофей с клириками сняли Д. С. с дерева и затворили его в приготовленной келье. Преподобному была дана благодать изгонять бесов и исцелять больных. В Житии подробно описывается 2 чуда - исцеления бесноватого юноши и слепой женщины, причем юноша говорил об огне, исходящем из кельи святого (мотив, присутствующий у Иоанна Мосха, но не упоминаемый прямо в Житии). Далее в тексте излагаются сведения, отражающие отдаленное воспоминание о реальном событии - переносе адм. центра Иллирика из Фессалоники в Юстиниану Первую и обратно в 535-537 гг. (агиограф ошибочно называет Юстиниану Сирмием). Согласно Житию, фессалоникийцы решили обратиться напрямую к имп. Юстиниану I. Архиеп. Аристид и все горожане попросили Д. С. исполнить эту миссию. Когда святой вышел из кельи, он был похож на прав. Авраама: седые волосы длиной до пояса и борода до земли, от его лица исходило солнечное сияние. Взяв с собой учеников, Феодора и Димитрия, преподобный отправился в К-поль. Имп. Феодора послала сановников встретить его и оказала ему радушный прием, поселив во дворце, т. к. Юстиниан в это время отсутствовал. По возвращении император пригласил его в собрание синклита. Д. С., попросив угля, возжег его на своей ладони и вошел, совершая каждение. Император немедленно исполнил просьбу святого и через неск. дней отпустил его домой. На обратном пути, когда корабль приблизился к мысу Эмволос, где Д. С. увидел свой мон-рь, он сотворил молитву, простился с учениками и предал душу Богу. Архиепископ повелел монахам перенести останки в мон-рь и положить их в гробницу. Спустя 150 лет игум. мон-ря Димитрий решил взять часть мощей преподобного и начал копать, но плита раскололась на мн. части, и копавшие, испугавшись, прекратили работу. После кончины игум. Димитрия преемником стал его ученик Сергий (впосл. архиепископ Фессалоникийский). Он чтил святого и молился, надеясь, что ему удастся обрести часть останков Д. С. Получив откровение о согласии святого, Сергий приказал ученикам копать. Когда раскопали и открыли гробницу, архиеп. Сергий, увидев тело целым и невредимым, не дерзнул взять ничего, кроме неск. волос с бороды и головы. В заключение агиограф утверждает, что он был первым, кто записал Житие Д. С., к-рое до этого передавалось только устно.

http://pravenc.ru/text/168586.html

Закрыть itemscope itemtype="" > К 490-летию Царя Иоанна Грозного В творческой мастерской протоиерея Феодора Конюхова состоялось освящение памятной доски, посвященной фактическому основателю государства Российского 08.09.2020 2981 Вчера православная общественность вспоминала знаменательную дату – 490-летие со дня рождения выдающегося русского Государя, первого русского Царя и фактического основателя государства Российского – Иоанна Васильевича Грозного. Царь Иван родился 25 августа по юлианскому календарю 1530 года. В этот день в центре Москвы в творческой мастерской знаменитого русского путешественника и протоиерея Русской Православной Церкви Феодора Конюхова состоялось историческое событие, сообщает наш корреспондент, посетивший памятное мероприятие. Отец Феодор в своей мастерской пристроил часовни, на которых размещается большое количество памятных досок, посвящённых не только выдающимся путешественникам, но и знаменитым общественным деятелям и русским Государям. У входа в творческую мастерскую стоит памятник деду Иоанна Грозного – Царю Иоанну III Великому. Он объединил б ольшую часть русских земель вокруг Москвы и фактически завершил дело воссоединения русских княжеств в единое Московское государство. На стене рядом с памятником появилась мемориальная доска, посвящённая его внуку – первому русскому Царю Иоанну Грозному. 450 лет назад Иоанн Грозный узаконил донское казачество. Инициатива по созданию памятной доски принадлежит депутату Касимовской городской думы, атаману Валерию Васильевичу Камшилову, который изготовил и доставил в Москву памятную доску Царя Иоанна Васильевича. Памятная доска установлена по благословению схиархимандрита Илии (Ноздрина), духовника Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. На памятной доске Царь Иоанн изображён, как на знаменитой картине Великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Фотографий и портретов, достоверно передающих черты Иоанна Васильевича, не сохранилось. Поэтому организаторы решили остановиться на картине Васнецова, которая наилучшим образом передаёт характер первого русского Царя.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/09/08/k_...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010