Монофизитские движения, однако, не закончились с осуждением ереси. Из него выродилось монофелитство. Монофелиты утверждали, что во Христе одна воля и одно действие божеское; человеческой же воли и человеческой деятельности они не признавали в Богочеловеке. Как только монофелиты выступили открыто с своим лжеучением, оно, как еретическое, осуждено было на поместном Римском соборе (648 г.), а затем на VI Вселенском (680 г.). Отцы VI-ro Всел. Собора определили, что должно исповедывать во Христе «две естественные воли и действия ( δο φσικα θελσεις και ενεργαι), согласно сочетавшиеся между собой для спасения рода человеческого». Они существуют одна в другой и одна возле другой, не уничтожая друг друга и однакоже не противореча и не разноглася между собой, так как «человеческая Его воля уступает, не противоречит или противоборствует, а подчиняется Его божественной и всемогущей воле», – существуют «нераздельно, неизменно, неразлучно, неслитно». Этим и закончилось так долго продолжавшееся в церкви раскрытие и определение догмата о лице И. Христа. Свод святоотеческих разъяснений этого догмата, на основании вероопределений Вселенской Церкви, представил св. И. Дамаскин. в своем «Точном изложении православной веры» (III и IV кн.). 3 . Появление лжеучений о лице И. Христа, однако, не прекратилось и после раскрытия церковью этого догмата. Так, в Западной Церкви (в Испании) в конце VIII в. возникло лжеучение, известное под именем адопцианизма (adoptianismus). Происхождение его объясняют так. В испанской литургии принятие Сыном Божиим человеческой природы названо было «усыновлением» (adoptio). Отсюда стали различать истинного и усыновленного Сына Божия и пришли к мысли (Феликс, архиеп. Толедский, еп. Элипанд), что Христос по человечеству есть только усыновленный (adoptivus), тогда как по божеству – истинный Сын Божий. В лжеучении заключался скрытый несторианизм. Поэтому оно единодушно было осуждено на многих поместных соборах (в Галлии, Германии и Италии) и было недолговечным. Особенно умножились лжеучения о лице Богочеловека с появлением протестантства и новейшей философии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Данное учение было осуждено Собором как продолжение несторианства , а Феликс отправлен к папе Адриану I (772-795) в Рим, где оказался под стражей. В результате епископ Уржельский отрекся от своих взглядов и принял правосл. учение об Иисусе Христе как истинном Сыне Божием по природе, однако, вернувшись на кафедру, заявил, что сделал это под давлением. В 792/3 г. архиеп. Толедский Элипанд и ряд др. испан. епископов составили послания к кор. Карлу Великому, а также франк. собратьям, в посланиях они отстаивали т. зр. адопциан (MGH. Leg. Conc. T. 2. Pars 2. P. 111-121). Созванный в 794 г. Франкфуртский Собор, в котором принял участие П., повторно рассмотрел данный вопрос, вновь осудил ересь и принял ряд решений, касавшихся церковной дисциплины (Ibid. P. 165-171). Кроме того, в Испанию были направлены 3 послания: от Карла Великого (Ibid. P. 157-164), от франкских (Ibid. P. 142-157) и итальянских епископов, причем автором последнего, именуемого также «Книжицей против Элипанда», являлся П. (Libellus sacrosyllabus contra Elipandum//PL. 99. Col. 151-166; MGH. Leg. Conc. T. 2. Pars 2. P. 130-142). В 796 г. П. сопровождал Пипина, сына Карла Великого, в походе против аваров. После того как авары были разгромлены, на берегах Дуная прошел Собор под председательством патриарха Аквилейского. Совместно с епископами Зальцбурга и Пассау П. определил принципы миссионерской деятельности на аварских и слав. территориях (Ibid. P. 172-176). Вернувшись в Форум Юлия, П. созвал Собор Аквилейской Церкви (796/7), на котором вновь была осуждена ересь адопцианства, и официально было принято учение о двойном исхождении Св. Духа (см. Filioque). Участники Собора также одобрили 14 канонов дисциплинарного характера (Ibid. P. 177-195). Кроме «Книжицы против Элипанда» П. принадлежит еще одно сочинение, в к-ром он подвергает критике богословскую позицию адопциан,- «Три книги против Феликса» (Contra Felicem libri tres; изд.: PL. 99. Col. 343-468; Paulini Aquileiensis Opera omnia. 1990). Приводя многочисленные цитаты из Свящ.

http://pravenc.ru/text/2756991.html

Обоснование идей А. связано также с именами Феликса, еп. Урхельского, еп. Аскарика и аббата Фиделиса из Астурии (Сев. Испания). Они основывались на тех местах Свящ. Писания, к-рые трактовались ими как подтверждающие подчинение Христа Богу Отцу, ссылались на отцов Церкви и на выражения, встречающиеся в литургических текстах вестготов (см. Мосарабы ). Противники А. еп. Этерий Бемский и аббат Беат Лиебанский обвиняли адопциан в несторианстве. На Соборе в Регенсбурге в 792 г., на к-ром Феликс защищал учение адопциан, оно было осуждено как продолжение несторианства, а сам Феликс отправлен в Рим к папе Адриану I, где содержался под стражей, пока не отрекся от А. и не признал Христа настоящим и истинным Сыном Божиим (proprium et verum filium Dei). Однако, возвратившись в Урхель, Феликс заявил, что его отречение от прежних взглядов было сделано по принуждению, и бежал в области, занятые арабами. Элипанд Толедский и неск. др. испан. епископов обратились с посланием к франк. епископам и кор. Карлу Великому - дело еще раз было рассмотрено на Франкфуртском Соборе 794 г. Ученые-богословы во главе с Алкуином выработали в противовес А. церковное учение, согласно к-рому Христос как Бог усыновил (т. е. сделал Своей) человеческую природу, и в ней все человечество было усыновлено Богу. По их мнению, единство личности Христа делает невозможным принятие двух Сынов Божиих и отделение Его человеческой природы от Божественной. В 799 г. на Соборе в Риме папа Лев III осудил А. На Соборе в Ахене в 800 г. произошел шестидневный диспут между Феликсом и Алкуином. В результате Феликс отрекся от своего учения и был помещен под стражу; он умер в 818 г. в заточении в Лионе. Элипанд упорствовал в своей ереси до самой смерти (802) и оставался Толедским архиепископом под защитой арабов, однако после его смерти А. было практически забыто. Сочинения сторонников этого еретического учения не сохранились, но сведения о нем содержатся в трудах выступавших против А. Алкуина (Libellus adv. Felicis Haeres.) и папы Адриана I. Новое А.

http://pravenc.ru/text/82495.html

    Скан Patrologia Latina 95     PL 96: Ильдефонс Толедский; Леодегарий (епископ Отёнский); Лев II (папа римский); Бенедикт II (папа римский); Иоанн V (папа римский); Юлиан Толедский; Лулл Майнцский; Элипанд Толедский; Феликс Урхельский; анонимное «Житие испанских аббатов» (VIII век); Гетерий из Осмы; Рахио (епископ Страсбургский); Ангильрамн Мецский; Адриан I (папа римский); Викбод; «Исидор Бежский»,     Скан Patrologia Latina 96 «Хроника 754 года»; Пётр (архидиакон); Катульф; Констант (священник); анонимные сочинения VIII века: переписка, «Деяния франкских королей», «Хроника епископов Мецских»; пожалования франкских королей (742—778)     PL 97: Карл Великий, капитулярии; Людовик I Благочестивый, капитулярии; Лотарь I; Бенедикт Левит, «Собрание капитуляриев»     Скан Patrologia Latina 97     PL 98: Карл Великий; Лев III (папа римский); Людовик I Благочестивый; император Оттон I; император Генрих I Фландрский; графиня Матильда Тосканская; император Рудольф I; материалы Франкфуртского синода (794); Адриан I (папа римский); Парижский съезд по иконам (824); монах из Санкт-Галлена «О деяниях блаженного Карла Великого» (в 2 кн., около 830); «Старые франкские анналы» (670—813); анонимная «Генеалогия Карла Великого» (около 867)     Скан Patrologia Latina 98     PL 99: Павлин Аквилейский; Саксонский поэт «О деяниях Карла Великого»; Симперт (аббат Мурбахский); Людгер Мюнстерский; Фарнульф из Сен-Дени; Дагульф из Сен-Дени; Ангильберт (аббат Сен-Рикье); Лейдрад (епископ Лионский); Амаларий Фортунат; Теодор Кентерберийский; Иоанн де Део; Аскарий Тусаредо     Скан Patrologia Latina 99     PL 100—101: Алкуин, в т. 101 также письма испанских епископов к епископам Галлии, Аквитании и Австрии     Скан Patrologia Latina 100     PL 102: Смарагд из св. Михиэля; Людовик I Благочестивый; Магн (архиепископ Санса); Лев III (папа римский); Пасхалий I (папа римский); Ремигий (епископ Кура)     Скан Patrologia Latina 102     PL 103: Седулий Скот; переводные сочинения авторов IV века: Антония, Исайи, Серапиона, Макария из Нитры, Пафнутия, Махария, Пахомия, Орсиесия, Василия Великого (с предисловием Руфина), пресвитера Гримлаика, Афанасия Александрийского, а также анонимные монашеские правила; Вигилий (папа римский); Бенедикт Анианский

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Они старательно доказывали на текстах Священного Писания человечество Спасителя и Его зависимость от Божественного Естества. Родоначальником этой секты стал некто Феликс Ургельский, а его близким помощником – епископ Толедский и примат Испании Элипанд 253 . Первыми противниками адопционистов стали аббат Беат и епископ Осмский Этерий. Они так горячо противостояли сектантам, что обратили внимание папы Адриана, который посоветовал епископам Испании принять меры против этого лжеучения. Дело дошло до Карла Великого, потребовавшего в 792 г. от Феликса Ургельского явиться лично и публично отречься от ереси. Тот послушался короля, но затем вновь вернулся к проповеди дорогого ему учения. Тогда король приказал рассмотреть этот вопрос на Франкфуртском Соборе. Учение адопционистов рассматривали первым вопросом на этом собрании, и Алкуин, блистая эрудицией, внятно доказал заблуждение Феликса и его единомышленников 254 . Карл увлекся идеей Filioque и на Франкфуртском Соборе 794 г. резко выразился против того, что на VII Вселенском Соборе добавление «от Сына» отсутствовало в тексте Символа Веры . И его возражения, равно как и иные, касающиеся последнего Вселенского Собора, были включены в книгу «Капитулярий против Собора». Позднее на основе «Капитулярия» Орлеанский епископ Теодульф, близкий друг и помощник Карла Великого, составит «Карловы книги» или «Творения короля Карла против Собора» 255 . А сразу по окончании Собора король поручил епископу Теодульфу Орлеанскому подготовить свод святоотеческих высказываний в защиту Filioque, что тот и сделал в 809 г. Затем Карл приказал ввести Filioque в Символ Веры , читаемый во время мессы в своей часовне, а в 809 г. даже созвал Собор, чтобы утвердить Filioque в противовес Востоку. Нововведение с подачи Карла вошло в широкую практику, причем не только на Западе. Через несколько лет монахи из монастыря на Масличной горе в Палестине обратились с письмом к Франкскому королю, в котором просили богословской помощи епископов в обосновании Filioque.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5) тут же постановления, касающиеся дел гражданских, судопроизводства» . Libri Carolini. Codex Vaticanus Latinus 7207. Ватиканская апостольская библиотека Но в основном он созван был для рассмотрения двух богословских тем: адопционистского учения, которое проповедовали архиепископ Толедский Элипанд и епископ Урхельский Феликс, и решений VII Вселенского Собора. Адопционизм был осужден как ересь, а относительно догматического ороса Вселенского Собора епископы, собравшиеся во Франкфурте, издали постановление, воспроизводившее основные положения, содержащиеся в «Карловых книгах». Относительно почитания икон Собор во Франкфурте сформулировал основанное на положениях «Карловых книг» учение, которое принципиально отличалось как от иконоборческого ороса еретического «вселенского собора» 754 г., так и от православного ороса VII Вселенского Собора 787 г., и предвосхищало отношение к священным изображениям со стороны умеренных протестантов – англикан или лютеран. Франкфуртский Собор постановил: «1. Оба собора (754 г., 787 г.), бесславные и неудачнейшие (infames et ineptissimi), вышли из границ истины, ибо: а) хотя иконы и не идолы, но б) поклоняться им не следует. 2. Одного только Бога следует чтить и поклоняться Ему (adorandus et colendus). 3. Почитать (venerare) следует только святых. 4. Бывает и «поклонение» (adoratio) людям, но это только из вежливости и особой любви. 5. Иконы нельзя ни adorare, ни colere, ибо они мертвы и дело рук человеческих. Они лишь для украшения церквей и для священных воспоминаний. 6. Иконы можно иметь и не иметь. Собор 787 г. не прав, анафематствуя не имеющих икон. 7. Иконы нельзя уравнивать со священными сосудами, Евангелием, крестом, останками святых. У святых даже тела и одежды мы veneramus. 8. Безумно возжигать свечи и курить фимиам. 9. Но, с другой стороны, как предметы священные, иконы не следует ставить в местах нечистых, например, при дорогах» . 2-й канон Франкфуртского Собора недвусмысленно отвергает и осуждает VII Вселенский Собор: «Предложен был для обсуждения вопрос о новом Соборе греков, который они составили в Константинополе для установления почитания икон и в котором написано, что те, кто не чествуют святых икон служением или поклонением (servicio – adoratio) так же, как Божественную Троицу, предаются анафеме. Святые отцы наши всячески отвергли и презрели и поклонение и служение (servicio – adoratio) и согласно осудили самый Собор» .

http://pravoslavie.ru/131116.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЛИН (II) [Лат. Paulinus] († 11.01.802), св. (пам. зап. 11 янв.), патриарх Аквилейский (c 787), богослов, один из деятелей каролингского возрождения . Род. ок. 750 г. близ лангобардского г. Форум Юлия (ныне Чивидале-дель-Фриули, Италия), в к-ром находилась резиденция патриархов Аквилеи . По всей видимости, П. происходил из знатного рим. рода. Учился в Патриаршей школе, где получил хорошие познания в Свящ. Писании, богословии, праве, античной и христ. лит-ре. Был рукоположен во священника и стал преподавать в той же школе. После вхождения Лангобардского королевства в состав Франкской державы и коронации Карла Великого как короля франков и лангобардов (774) П. лояльно отнесся к новой власти. В 776 г. Карл, обеспокоенный отсутствием достаточного количества грамотных клириков на подчиненных ему территориях, пригласил П. в качестве учителя грамматики (magister grammaticus) в придворную школу, находившуюся в Ахене . П. совместно с др. представителями каролингского возрождения, включая Алкуина , внес большой вклад в распространение лат. образованности во Франкском гос-ве. После смерти Аквилейского патриарха Сигвальда (ок. 786) кор. Карл Великий принял решение о назначении П. его преемником. Вскоре П. переехал в г. Форум Юлия. Карл Великий подтвердил право свободного избрания буд. патриархов Аквилеи членами соборного капитула, хотя сохранившаяся до наст. времени королевская грамота (датирована 792 г.), по всей видимости, является подложной. В 792 г. П. принимал участие в Соборе, созванном в Ратисбоне (ныне Регенсбург, Германия), к-рый осудил сторонников адопцианства из числа испан. епископов - Элипанда Толедского и Феликса Уржельского. В этот период ересь адопциан получила распространение не только в Испании, но и на территории державы франков. Феликс и Элипанд отличали второе Лицо Св. Троицы, т. е. Сына Божия по природе (natura), от человека Иисуса, которого они именовали сыном Марии, или сыном Давидовым, и который, по их мнению, стал Сыном Божиим по усыновлению (adoptione).

http://pravenc.ru/text/2756991.html

PL90–94: Беда Достопочтенный , в т. 94 также вошли две анонимные хроники 8 и середины 9 в. PL95: Беда Достопочтенный ; Павел Диакон; Ландульф Хитроумный; анонимные гомилии 8 в. «О времени» и «О святых» PL96: Ильдефонс Толедский; Леодегарий (епископ Отёнский); Лев II (папа Римский); Бенедикт II (папа Римский); Иоанн V (папа Римский); Юлиан Толедский; Лулл (епископ Майнцский); Элипанд (епископ Толедский); Феликс (епископ Уржельский); анонимное «Житие испанских аббатов» (8 в.); Гетерий из Осмы; Рахио (епископ Страсбургский); Ангельрам (епископ Мецский); Адриан I (папа Римский); Викбод; «Исидор из Бехи», «Хроника 754 года» (анонимная, ранее ложно приписывалась Исидору из Бехи); Пётр (архидиакон); Катульф; Констант (священник); анонимные сочинения 8 в.: переписка, «Деяния франкских королей», «Хроника епископов Мецских»; пожалования франкских королей (742–778) PL97: Карл Великий, капитулярии; Людовик I Благочестивый, капитулярии; Лотарь I; Бенедикт (диакон), «Собрание капитуляриев» PL98: Карл Великий; Лев III (папа Римский); Людовик I Благочестивый; император Оттон I; император Генрих I; графиня Матильда Тосканская; император Рудольф I; материалы Франкфуртского синода (794); Адриан I (папа Римский); Парижский собор по иконам (824); монах из Санкт–Галлена «О деяниях блаженного Карла Великого» (в 2–х кн., ок. 830); «Старые франкские анналы» (670–813); анонимная «Генеалогия Карла Великого» (ок. 867) PL99: Павлин Аквилейский; Саксонский поэт «О деяниях Карла Великого»; Симперт (аббат Мурбахский); Лудгер (епископ Мюнстерский); Фарнульф из Сен-Дени; Дагульф из Сен–Дени; Ангильберт (аббат Сен–Рикье); Лейдрад (епископ Лионский); Амаларий Фортунат (архиепископ Трирский); Теодор Кентерберийский; Иоанн де Део; Аскарий Тусаредо PL100–101: Алкуин, в т. 101 также письма испанских епископов к епископам Галлии, Аквитании и Австрии PL102: Смарагд из Св. Михиэля; Людовик I Благочестивый; Магн (архиепископ Сансский); Лев III (папа Римский); Пасхалий I (папа Римский); Ремигий (епископ Кура) PL103: Седулий Скот; переводные сочинения авторов 4 в.: Антония, Исаии, Серапиона, Макария из Нитрии, Пафнутия, Махария, Пахомия, Орсисия, Василия Великого (с предисловием Руфина), пресвитера Гримлаика, Афанасия Александрийского , а также анонимные монашеские правила; Вигилий (папа Римский); Бенедикт Анианский

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К концу VIII века из несторианства выделилось новое учение, так называемых, адопциан, утверждавших, будто, Иисус Христос, по Своей человеческой природе, есть Сын Богу Отцу – не собственный, а благодатный, усыновленный. Виновниками этого лжеучения были два испанских епископаЭлипанд Толедский и Феликс Ургелльский (из Каталонии). Из Испании оно, вскоре, распространилось по всей Западной Церкви и было осуждено многими Поместными Соборами в самой Испании, а также в Галлии, Германии и Италии. Монофизиты же ко времени императора Юстиниана разделились, а, именно, в Александрии, на две партии: строгих и умеренных. Строгие монофизиты учили, что тело Господа Иисуса Христа (притом, по одним – несотворенное, а по другим – сотворенное) было нетленно, как чуждое даже естественных и непредосудительных немощей, что Он чувствовал голод, жажду, утомление и т. п. (а, следовательно, и страдал на кресте) или лишь по видимому, или, единственно, по самопроизвольному желанию, а, отнюдь, не по природе; отсюда их называли афтартодокетами, иначе, еще фантасматиками. Умеренные монофизиты, напротив, признавали тело Иисуса Христа подобосущным нашему и, по природе, подверженным тлению, их называли, поэтому, фтартолатрами. Из первых выделилась, в свою очередь, партия феопасхитов, которые допускали, что не одно Лице Божества, но все Божество, или вся Троица, воплощалась и страдала, и, потому, к Трисвятой песне прибавляли слова: «распныйся за ны»; а из вторых – партия агностов, которые не хотели присвоять Иисусу Христу полного всеведения и пр. Монофизитство, особенно, распространилось по Востоку, при тех же царях – персидских и арабских, умевших пользоваться политической и племенной нерасположенностью туземных народностей к византийскому правительству, и до сих пор, подобно несторианству, гнездится в обществах: коптском – в Египте, яковитском (по имени своего учителя и патриарха Якова Барадея) – в Сирии и армянском (впрочем, более раскольническом, чем еретическом). Из монофизитства более всех выдавалось потом, так называемое, монофелитство, т. е. учение об одном Божеском действовании (νεργεια) в Иисусе Христе, или, собственно, одной Божеской воле, которой было движимо Его человечество, как некое орудие или машина. Монофелитство было осуждено на VI Вселенском Соборе – III Константинопольском (Трулльском) в 680 г.; это осуждение подтверждено еще и, так называемым, пято-шестым Собором в 691 г. Однако же, небольшая партия монофелитов оставалась в Сирии, в конце VII века они сосредоточились в Ливане в монастыре и около монастыря преподобного Марона и, образовав самостоятельное еретическое общество под именем «маронитов», существуют до настоящего времени. Первовиновником этого учения считается Афанасий, епископ Иерапольский и глава сирских монофизитов, успевший внушить его императору Ираклию (611 – 641 г.), который (из соображений государственных) надеялся примирить монофизитов с последователями, столь ненавистного ему, Халкидонского Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Испанская традиция у франков Папа Лев III коронует Карла Великого В 784-785 гг. архиепископ Толедский Элипанд и епископ Урхельский Феликс возродили несторианскую ересь, получившую на Западе именование «адопцианской». В 793 г. собор испанских епископов принимает адопцианство. Противники этого учения бежали на север – под защиту франков. Среди них был епископ Теодульф, за свою образованность и поэтический талант получивший Орлеанскую кафедру. Теодульф Орлеанский стал одним из приближенных к королю Карлу Великому богословов. Во Франкфурте был созван собор франкских епископов во главе с Карлом, который осудил адопциан (в 799 г. это было подтверждено Римом). Однако и сам Теодульф был наследником испанской богословской традиции. Вторым вопросом на соборе было признание VII Вселенского собора 787 г. о почитании икон. Франки неверно перевели с греческого его деяния, но дело было не в этом. Перед королем стояли в первую очередь политические задачи дискредитации Византии – и тут Теодульф оказался как нельзя кстати. По заказу Карла Теодульф на основе взглядов Августина написал знаменитый кодекс «Libri Carolini» с критикой иконопочитания греков. Византийцы обвинялись в идолопоклонстве. Теодульф не считал, что нечто материальное может быть причастно Божественной благодати. Отсутствие представления об обожении и тут давало себя знать. Провозглашение империи на Западе в 800 г. было прямым следствием этих событий, поскольку греки считались недостойными императорского статуса. В 806 г. между двумя империями началась война. Состоявшийся в 809 г. собор в столице Карла Ахене продолжил линию на догматическое противопоставление Запада Востоку. Под влиянием Теодульфа собор рассудил, что Святой Дух исходит «не только от Отца, но и от Сына». Таким образом, греки подлежали новому осуждению. Посольство франков отправилось в Рим с целью официального внесения поправки в Никео-Цареградский Символ веры. Папа Лев III, ранее увенчавший Карла императорской короной и политически от него зависимый, тем не менее, на это не пошел. Он лишь согласился с учением франков лично. В результате вопрос был снят с повестки. Позднее, уже после смерти Карла и Теодульфа, в 825 г. состоялся Парижский собор, на котором постановления VII Вселенского собора были признаны.

http://pravoslavie.ru/55401.html

  001     002