Монофизитские движения, однако, не закончились с осуждением ереси. Из него выродилось монофелитство. Монофелиты утверждали, что во Христе одна воля и одно действие божеское; человеческой же воли и человеческой деятельности они не признавали в Богочеловеке. Как только монофелиты выступили открыто с своим лжеучением, оно, как еретическое, осуждено было на поместном Римском соборе (648 г.), а затем на VI Вселенском (680 г.). Отцы VI-ro Всел. Собора определили, что должно исповедывать во Христе «две естественные воли и действия ( δο φσικα θελσεις και ενεργαι), согласно сочетавшиеся между собой для спасения рода человеческого». Они существуют одна в другой и одна возле другой, не уничтожая друг друга и однакоже не противореча и не разноглася между собой, так как «человеческая Его воля уступает, не противоречит или противоборствует, а подчиняется Его божественной и всемогущей воле», – существуют «нераздельно, неизменно, неразлучно, неслитно». Этим и закончилось так долго продолжавшееся в церкви раскрытие и определение догмата о лице И. Христа. Свод святоотеческих разъяснений этого догмата, на основании вероопределений Вселенской Церкви, представил св. И. Дамаскин. в своем «Точном изложении православной веры» (III и IV кн.). 3 . Появление лжеучений о лице И. Христа, однако, не прекратилось и после раскрытия церковью этого догмата. Так, в Западной Церкви (в Испании) в конце VIII в. возникло лжеучение, известное под именем адопцианизма (adoptianismus). Происхождение его объясняют так. В испанской литургии принятие Сыном Божиим человеческой природы названо было «усыновлением» (adoptio). Отсюда стали различать истинного и усыновленного Сына Божия и пришли к мысли (Феликс, архиеп. Толедский, еп. Элипанд), что Христос по человечеству есть только усыновленный (adoptivus), тогда как по божеству – истинный Сын Божий. В лжеучении заключался скрытый несторианизм. Поэтому оно единодушно было осуждено на многих поместных соборах (в Галлии, Германии и Италии) и было недолговечным. Особенно умножились лжеучения о лице Богочеловека с появлением протестантства и новейшей философии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Обличителем заблуждений примаса Испании архиепископа Элипанда и его последователей выступил аббат Лиебанского монастыря из христианской Астурии Беатус. Север Каталонии находился тогда во владениях Карла Великого, и Беатусу удалось привлечь обеспокоенное внимание короля к распространению адопционизма в его государстве. На Соборе, состоявшемся в Регенсбурге по воле короля Карла в 792-м г., адопционизм, названный отцами Собора «фелицианской» ересью, признан был продолжением несторианства. Вызванный на этот Собор епископ Феликс отрекся от ереси, затем уже в Риме, перед папой Адрианом, он повторил свое отречение, но, вернувшись в Урхель, снова стал проповедовать адопционизм, после чего, страшась за свою участь, бежал в исламские владения – в Аль-Андалус. В 793-м году архиепископ Элипанд созвал в Толедо собор испанских епископов, на котором Феликс был оправдан, по результатам собора Элипанд направил послание Карлу Великому, в котором просил короля франков позволить Феликсу вернуться в Урхель на свою кафедру. Франкфуртский Собор, состоявшийся в 794-м г., подтвердил осуждение адопционизма. Вызванный на Собор, Феликс не прибыл во Франкфурт. В дискуссию с ним вступил тогда самый просвещенный богослов королевства франков – Алкуин, он убедил его приехать на Собор, созванный в Аахене в 799-м г. На этом Соборе Феликс снова отрекся от адопционистских заблуждений, и ему указан был местом пребывания город Лион, где он и прожил до своей смерти в 816-м г. Элипанд отверг постановления Франкфуртского Собора. В своих посланиях, составленных после него, он клеймил Алкуина как «сына Люцифера» и обвинял его в том, что тот владеет двадцатью тысячами рабов, подразумевая, вероятно, крестьян, живших во владениях монастыря Святого Мартина Турского, аббатом которого был поставлен Алкуин. В 799-м г. папа Лев III созвал в Риме Собор, который вновь осудил адопцианизм и анафематствовал приверженцев этого учения, ошибочно обвинив их в том, что они отрицают божественную природу Христа. Но архиепископ Элипанд, не отрекаясь от своего учения, оставался примасом Испании до самой смерти, а скончался он в 808-м г., в глубокой старости, прожив 89 лет. После его смерти число приверженцев адопционизма стало уменьшаться, и столетие спустя учение это вовсе утратило сторонников.

http://pravoslavie.ru/129348.html

Учение Феодота Кожевника во 2-й пол. III в. воспринял и систематически развил Павел Самосатский . В таком виде А. гл. обр. и распространилось на востоке Римской империи. Павел, так же как Феодот, полагал, что Христос был, подобно нам, обыкновенным человеком (κοινο τν φσιν νθρπου γενομνου - Евсевий. Церк. ист. VII 27), в к-ром обитало Слово (Λγος ν νθρπ - Epiph. Panarion. 45). Этот человек Христос, будучи соединен с Богом и обожен «по преуспеянию» (κ προκοπς), был назван Сыном Божиим. Оба еретика были осуждены Антиохийскими Соборами 268-269 гг. Влияние А. сказалось на антиохийской богословско-экзегетической школе, начиная с ее основателя Лукиана Антиохийского, и подготовило почву для возникновения в V в. несторианства (см. Несториане ). Ересь, распространившаяся в Испании и Франкском королевстве в VIII в. представляет собой разновидность А. Ее возникновение в Испании связано с учением архиеп. Элипанда Толедского († 802). Он отделял Божественную природу Иисуса Христа от Его человеческой природы и полагал, что, как Бог, Христос является Сыном Божиим по природе; но, как Человек, Он Сын Божий уже не по природе, а по благодати, через усыновление (Filius adoptus - отсюда название последователей этой ереси - adoptiani или adoptivi). Ибо, утверждал Элипанд, нельзя одновременно быть сыном двух отцов по природе, но можно быть сыном одного отца по природе, а другого по усыновлению - Сын Марии и Иосифа был Сыном Божиим не по природе, а в результате усыновления. Для подтверждения этого тезиса Элипанд использовал отдельные места Свящ. Писания, по-своему истолковывая их: по существу Христос является Сыном «Единородным от Отца» (Ин 1. 14), а по усыновлению он - «Первородный между многими братьями» (Рим 8. 29). Элипанд т. о. считал, что двум рождениям Господа Иисуса Христа соответствуют два Его сыновства: первое - природное Рождение превечного Слова Божия, второе - благодатное рождение человека Иисуса. Так он хотел опровергнуть противоположную ересь Мигеция, к-рый признавал только одно рождение Сына Божия и учил, что Второе Лицо Пресв. Троицы не является Сыном Божиим по природе, разве только как сын Давида по плоти (Ep. Elipandi ad Migetium//PL. 96. Col. 863 CD). Учение Элипанда было осуждено папой Адрианом I .

http://pravenc.ru/text/82495.html

Таковому наказанию подвергались, напр., иподиаконы по 22 новелле Юстиниана (см. стр. 192–193) и все церковнослужители, по распоряжению пап Сириция (385) и Иннокентия I (405). Затем следует низведение на низшую должность, например, иподиакона в чтецы или остиария (Толедск. соб. 400, Турский соб. 401). Еще более снисходительным наказанием было запрещение, оставаясь в должности, выполнить некоторые обязанности или постоянное, напр., для чтеца – чтения Св. Писания (св. Никифор, 818), для иподиакона – чтение Апостола и Евангелия (Толедск., 400) пли временное, например, для чтеца чтение Апостола во время епитимии за второбрачие (св. Феодор Студить , 800). Наконец, самым легким наказанием следует признать воспрещение возвышения второбрачным церковнослужителям на высшую должность (см. выше, стр. 196–197), при чем это запрещение иногда касалось церковно-служительских должностей, а иногда лишь священнослужительских, так что двигаться далее в пределах церковнослужения второбрачный клирик мог и впредь. Строго наказывались за второбрачие церковнослужительницы вдовы и диакониссы. Причина большой строгости лежит в том, что брачная жизнь их, запрещенная в св. Писании, была несовместима с их церковным служением 1125 . Но предписание (I новеллы о наказании диаконисс за брак смертию, как видно и из самого текста закона, приводимого и в номоканонах XIV титулов, конечно, совершенно не имеет для себя основание в принципах церковного права. Особого внимания заслуживает вопрос о следствиях второго брака вдов священнослужителей. В настоящее время в русской Церкви вдовы священнослужителей и разведенные с ними жены пользуются теми же правами, что и все вдовы и разведенные. Однако современные греческие канонисты, например, бывший архивист Константинопольской церкви, а ныне епископ Перы Христофор Книтис в своем исследовании «Рукоположение и брак в восточной Церкви» говорит, что «хиротония, как препятствие к браку простирает свое действие на обе стороны, мужа и жену. Таким образом вдова священника не может снова выйти за муж 1126 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

  Св. Феликс, апостол Восточной Англии Святитель Феликс, день памяти 8/21 марта. Феликс родился в конце VI века в Бургундии, на востоке нынешней Франции. Еще юношей он был пострижен в монахи и затем рукоположен в священники, вероятно, под влиянием монахов ирландского монастыря св. Колумбана в Бургундии. Именно здесь он познакомился с Сигибертом, царственным изгнанником из Земли Восточных Англов, которого он огласил и крестил. Когда в 630 году Сигиберт вернулся на Землю Восточных Англов, он попросил Феликса последовать за ним и проповедать благую весть в своем королевстве. С этой целью Феликс был посвящен в сан епископа, вероятно Онорием, архиепископом Кентерберийским, известным своим особым благочестием. Согласно местному преданию, епископ Феликс, отплыв из Кента, проследовал в северном направлении и высадился на берег у развалин бывшей римской крепости, на том месте, где сегодня находится Феликсстов. Хотя некоторые считают, что в качестве своей резиденции святитель избрал нынешний город Феликсстов, по мнению большинства историков, она находилась в процветающем в то время портовом городе Дунвич (Данвич), расположенном севернее. По прибытии на место, епископ Феликс развернул энергичную миссионерскую деятельность по всей Земле Восточных Англов. Согласно суффолкскому преданию, именно он научил местное население строить церкви из кремня, коим изобилуют поля Суффолка. Местом своей деятельности Феликс избрал не только основанные им собор и церковную школу, которые, как мы полагаем, находились в Дунвиче, равно как и полуостров вокруг города Феликсстов с близлежащими землями (например, Халлоутри и окрестности Саттон Ху), но и север нынешнего графства. Здесь, в городке Бекклс и в селе Фликстон (которое, согласно поверью, как и Феликсстов, было названо в честь св. Феликса), он проповедовал святую православную веру. Существует также предположение, что он совершил плавание вверх по течению реки Стур (Стауер) и подвизался как на юге графства, в Судбери, так и в средней части его, основаы совместно со святым Сигибертом монастырь на том самом месте, где ныне находится город Бери Сэйнт Эдмундс.

http://pravoslavie.ru/2338.html

Изумляясь власти повелевающего, Феликс сослался на то, что он не может выйти, ибо его удерживают и оковы, и засовы темницы, и усердие стражей. Ангел заговорил снова и приказал Феликсу быстро подняться, так как оковы ни в чем его не стесняют. Как только ангел произнес эти слова, тут же упали цепи с рук и шеи Феликса и путы с его ног. Ангел вывел Феликса вон чудесным образом; дверь темницы была открыта только ему, а для прочих закрыта; среди самих стражей, охранявших темницу, они прошли так, что те и не знали о происходящем. Ангел был подобен огненному столпу Моисееву, и шел впереди Феликса, освещая ему дорогу, как молния, когда тот спасался из рук врагов. И вот, приходит блаженный исповедник Феликс в пустынное место, куда удалился епископ, и находит его, едва дышащего и испускающего болезненные стоны. Феликс порадовался, что обрел Максима живым, но и опечалился, что увидел его на пороге смерти. Он обнял и поцеловал своего духовного отца и попытался чистым дыханием своих уст и теплом своего тела немного согреть его, холодного, как лед. Долго Феликс не мог пробудить признаков жизни в душе или теле Максима, как ни звал или обнимал его. У святого не было поблизости ни огня, ни пищи, которыми он мог бы восстановить силы застывшего и умирающего епископа. Наконец, придя к разумному решению, Феликс преклонил колени в молитве к Отцу Господа нашего Иисуса Христа  и смиренно просил, чтобы Он с неба помог ему. С Божией помощью он мог бы выполнить то, что ему велел ангел, а именно: служение любви по отношению к своему духовному отцу. И вот, без промедления услышанный, Феликс видит висящую в соседних кустах терновника виноградную кисть. Святой понял, что это Дар Того, Кто есть Создатель Природ и Творец Всяческих, Который и воду из сухого камня произвел, и самую воду, когда пожелал, обратил в вино  . Весьма радуясь этому дару Божественного Милосердия, Феликс принес виноград и приблизил ягоды к устам умирающего епископа; но тот, плотно сжав зубы, был подобен мертвецу, ибо, лишаясь всякого ощущения, мысли и души, он не знал, как принять принесенную ему пищу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Несомненно, что Феликс Юсупов унаследовал многие добрые черты своих предков, которые оказались тесно переплетёнными с особыми свойствами его натуры, составлявшими исключительное своеобразие князя Феликса Юсупова младшего. Неподражаемый тип характера Феликса формировался с детства. До 15-ти лет он страдал лунатизмом. В юности имел пристрастие переодеваться в женское платье. В связи с чем участвовал во множестве развлекательных мероприятий в компании своего старшего брата Николая. По признанию Феликса, он ввёл в заблуждение многих мужчин, включая короля Эдуарда VII. Так продолжалось, пока увлечения сына не стали известны отцу, назвавшего сына «негодяем и позором семьи, которому не протянет руки ни один порядочный человек», после чего с переодеваниями было покончено. Но любовь к перевоплощениям в виде налёта театральности и безудержного полёта фантазии сохранилась у Феликса на всю жизнь. Феликс с молодых лет дружил с Вел. князем Дмитрием Павловичем Романовым, который среди современников слыл «повесой и гулякой». На этой почве и сошлись молодые люди. Удивительно, но в дальнейшем, обвиняя Распутина во всех тяжких и, в конечном итоге, в дискредитации Царской Семьи, друзья, видимо, не считали, что сами они дискредитируют и царскую фамилию, и Царскую Семью, и русских аристократов тем же поведением, которое приписывали Распутину. Ещё одно страстное увлечение Феликса - спиритизм. Подробное описание случаев с вызыванием духов, «наблюдением вещей удивительных», падением мраморных статуй во время сеансов, явлением призраков приведено в мемуарах князя Феликса Юсупова. В 1908-1909 гг. Феликс Юсупов младший несколько раз встречался с Царской семьей. В своих мемуарах, без обиняков, что отличает его стиль повествования, не стеснённый самооценкой, он счёл необходимым рассказать о том, что Государыня Императрица Александра Феодоровна «строго сделала ему замечание», указав на то, что «всякий уважающий себя мужчина должен быть военным или придворным». Феликс дерзнул ответить Государыне: - Военным быть не могу, потому что война мне отвратительна, а в придворные не гожусь, потому что люблю независимость и говорю то, что думаю. Я вижу свое призвание в разумном управлении имениями и многочисленными землями, заводами. Правильное управление всем - тоже своего рода служба Отечеству. А служу Отечеству - служу Царю!

http://ruskline.ru/analitika/2018/06/09/...

Мне надо сейчас идти в храм. Бог благословит тебя и да даст тебе силы и радости быть честным человеком. Елизавета » [Хрусталёв. Ук. соч. со ссылкой на ГИМ ОПИ, Д. 84, Л. 16-17 об.] . Зная Феликса с детства, имея возможность оказать влияние на его воспитание добрым примером и полезным, ласковым назиданием, Вел. княгиня Елизавета Фёдоровна, всю свою жизнь питала чувства любви и надежды к своему духовному воспитаннику, сохраняя их даже после убийства Феликсом Г.Е. Распутина. Из письма Елизаветы Фёдоровны Императору Николаю II от 29 декабря 1916 г.: «...Десять дней молилась за вас, за твою армию, страну, министров, за болящих душой и телом, и имя этого несчастного [Григория Распутина] было в помяннике, чтобы Бог просветил его и ... Возвращаюсь и узнаю, что Феликс убил его, маленький Феликс, кого я знала ребёнком, кто всю жизнь боялся убить живое существо и не хотел становиться военным, чтобы не пролить крови». [Письма препмч. Вел. кн. Елизаветы Феодоровны] Со своей стороны, Феликс Юсупов проявлял к тёте Элле взаимное чувство симпатии и относился к ней с глубоким уважением. Об этом свидетельствуют мемуары князя, в которых он с любовью и благодарностью рисует святой облик Елизаветы Фёдоровны: «Я не намерен приводить какие-то новые сведения о великой княгине Елизавете Фёдоровне. Об этой святой душе достаточно говорено и писано в хрониках последних лет царской России. Но и умолчать о ней в мемуарах не могу. Слишком важным и нужным оказалось её влияние в жизни моей. Да и сыздетства я любил её, как вторую мать. Народ прозвал её святой. Не сомневаюсь, что однажды признает это и церковь. Навек озарена моя жизнь светом этой замечательной женщины, которую уже в те годы почитал я как святую» [Князь Феликс Юсупов. Ук. соч]. По истине Елизавета Фёдоровна была для Феликса Юсупова ангелом-хранителем. Она буквально боролась за его душу. Вот эпизод, приведённый Феликсом в воспоминаниях: - Однажды, говоря с ней с глазу на глаз, я рассказал ей о своих похожденьях, ей, как казалось мне, неизвестных.

http://ruskline.ru/analitika/2018/06/09/...

Павла. 501 Прокуратор выбирает «третий путь». Он не принимает никакого решения, а откладывает его на будущее: Выслушав это, Феликс отсрочил дело их, сказав: рассмотрю ваше дело, когда придет тысяченачальник Лисий, и я обстоятельно узнаю об этом учении. А Павла приказал сотнику стеречь, но не стеснять его и не запрещать никому из его близких служить ему или приходить к нему ( Деян. 24:22–23 ). Таким образом, Феликс решил последовать совету иудеев и дождаться прихода Лисия, начавшего разбирательство по делу Павла. Чем здесь мог помочь Лисий? Свою точку зрения на события он изложил в письме Феликсу; с христианским учением Лисий вряд ли был знаком настолько, чтобы обстоятельно изложить его Феликсу. Более того, нигде далее в повествовании Луки о приходе Лисия не упоминается. Может быть, сославшись на необходимость его присутствия, Феликс лишь нашел удобный повод для отсрочки дела? Недоумение отчасти проясняется при сравнении русского Синодального перевода с греческим текстом, в котором читаем: νεβλετο δ ατος φλιξ κριβστερον εδς τ περ τς δο επας ταν Λυσας χιλαρχος κατα­β δια­γνσομαι τ καθ μς. Буквальный перевод этого текста следующий: «Выслушав их, Феликс, более точно знакомый с этим учением, 502 сказал: когда придет тысяченачальник Лисий, рассмотрю ваше дело». Слово κριβστερον («более точно») не уточняет, по сравнению с кем Феликс знал христианское учение более точно. Один из вариантов понимания текста: он знал о христианстве больше, чем кто-либо (включая иудеев во главе с Ананией) мог предполагать. 503 Феликс оставил Павла под стражей, приказав сотнику стеречь его, но при этом максимально ослабил режим его содержания. Близким было позволено «служить» ему, то есть приносить еду, одежду и, возможно, книги и матери алы для письма. 504 Некоторые ученые предполагали, что Послания к Ефесянам и Колоссянам были написаны из кесарийского заключения. 505 В одном из посланий, написанных «из уз», Павел просит Тимофея: «Когда пойдешь, принеси фелонь, 506 который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные» ( 2Тим. 4:13 ). Второе послание к Тимофею обычно относят к последнему, так называемому второму римскому периоду тюремного заключения Павла, 507 однако и в Кесарии условия его содержания были такими, что он имел возможность принимать посетителей и получать через них то, что было необходимо ему для жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Барановке, близ г. Чёрного Яра (жен., основан в 1896 как жен. община, в 1902 преобразован в мон-рь, закрыт в 20-х гг. XX в.). Архиереи: архиеп. свт. Феодосий (Харитонов; 1602 - 19.12.1606), архиеп. Онуфрий (15.02.1615 - 23.07.1628), архиеп. Макарий (13.01.1629 - 28.01.1638), архиеп. Рафаил (17.05.1638 - 20.12.1640), архиеп. Пахомий (17.07.1641 - 31.05.1655), митр. сщмч. Иосиф (4.05.1656 - 11.05.1671), митр. Парфений (25.02.1672 - 5.10.1680), митр. Никифор (26.06.1681 - 28.10.1682), митр. Савватий (4.03.1683 - 1.07.1696), митр. Сампсон (2.02.1697 - 3.04.1714), еп. Иоаким (22.01.1716 - 23.06.1723), еп. Лаврентий (Горка; 8.09.1723 - 22.05.1727), еп. Варлаам (Линицкий; 7.09.1727 - 7.06.1730), еп. Лев (Юрлов; назначен в июне 1730, в епархию не прибыл, 2.10.1730 лишен сана, расстрижен и сослан), еп. Иларион (15.08.1731 - 9.06.1755), еп. Мефодий (10.05.1758 - 29.05.1776), архиеп. Антоний (Румовский; 27.08.1776 - 10.11.1786), архиеп. Никифор (Феотоки; 28.11.1786 - 16.04.1792), архиеп. Тихон (Малинин; 18.05.1792 - 14.11.1793), еп. Феофил (Раев ; 6.02.1794 - 11.03.1794), архиеп. Платон (Любарский ; 11.03.1794 - 18.08.1805), архиеп. Афанасий (Иванов ; назначен 18.08.1805, умер в день назначения), архиеп. Анастасий (Братановский-Романенко; 20.12.1805 - 7.12.1806), архиеп. Сильвестр (Лебединский; 25.01.1807 - 10.01.1808), архиеп. Гаий (Токаов; 10.01.1808 - 20.02.1821), архиеп. Иона (Василевский ; 22.04.1821 - 1.10.1821), архиеп. Авраам (Шумилин ; 29.10.1821 - 7.05.1824), архиеп. Мефодий (Пишнячевский; 27.06.1824 - 30.09.1825), архиеп. Павел (Саббатовский; 26.01.1826 - 7.02.1832), еп. Виталий (Борисов-Жегачёв 12.03.1832 - 4.12.1840), еп. Стефан (Романовский; 1.03.1841 - 4.12.1841), еп. Смарагд (Крыжановский ; 31.12.1841 - 12.11.1844), архиеп. Евгений (Бажанов; 12.11.1844 - 15.04.1856), архиеп. Афанасий (Дроздов; 15.04.1856 - 6.04.1870), еп. Феогност (Лебедев; 27.06.1870 - 7.12.1874), еп. Хрисанф (Ретивцев; 29.12.1874 - 8.12.1877), еп. Герасим (Добросердов; 8.12.1877 - 24.06.1880), еп.

http://pravenc.ru/text/76736.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010