Так, непреложным свидетельством Вознесения Богородицы является похищение Ее из рук Апостолов, хотя они сами положили Ее во гроб. Апостолы свидетельствуют: «погребенную во гроб мы увидели вознесенную и восхищенную . Бесспорно, прежде чем быть закрытой камнем гроба, Она стала невидимой для того, чтобы, не охраняемая... не стать удачно представившимся поводом для кражи неверными...» 180 . О Вознесении Богородицы после Ее Успения свидетельствует все церковное Предание , как Федор Студит , Лев VI Мудрый, Епифаний Монах, Исидор Фессалоникийский, Никифор Хумн и т.д. Все православное Предание свидетельствует об Успении – смерти Богородицы, а затем о Вознесении Ее . Ясно и категорично свидетельство об Успении и Вознесении Богородицы Никодима Агиорита . »... Восхищение и Вознесение Богородицы есть таинственная догма ... Так называемое перемещение Ее и воскресение составляют и восхищение Ее... Некоторые, размышляющие так, будто Она не восстала, т.е. не соединилась святейшая душа Ее с непорочным телом, значит, тело Ее не пребывает на небесах, но мертво как отделившееся от жизнь дающей Ее души, – не правильно размышляют и не должное говорят о матери Бога» 181 . Итак, мы привели достаточно цитат из святых Отцов для доказательства Ее восхищения на небо и заставили замолчать тех православных, которые пренебрегают этими фактами, главным образом же католиков, которые делают из этого заблуждения их догмат, говоря, что Вознесение свершилось без смерти Богородицы. Папа Пий XII объявил как догмат и учение следующее : «Непорочная Богородица, вечно девственная Мария, после прохождения земной жизни Ее, вознеслась вместе с телом и душой во славу небесную» 182 . Другими словами этот догмат поддерживает тех, кто говорит, что «Богоматерь не умерла, но живая вознеслась» 183 . Естественно, папский догмат о «непорочном зачатии» требует Ее перенесения без факта физической смерти, без изменения в теле, и таким мнит вознесение Ее. 3) Другие заблуждения папства относительно учения о Деве Марии Папство воздает исключительную почесть и славу Богородице. Она называется ими «соискупительницей» 184 , отождествляется с Церковью, а также называется «Матерью Церкви» 185 , став независимым посредником. Еще чуть-чуть, и Богоматерь будет ими названа «Богиней».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/osuz...

Против таких действий высказывались и целые соборы, и отдельные авторитетные лица. Так, например, карфагенский собор обязывал епископов употреблять лишь меры кроткого и любвеобильного убеждения по отношению к донатистам и к другим заблуждающимся. «Истинной религии свойственно, говорит св. Афанасий александрийский , не принуждать, а убеждать, потому что Господь не принуждал, но оставлял всякому свободу и обыкновенно говорил, обращаясь ко всех: если кто хочет идти за Мною, последуйте, а, обращаясь к непосредственных учениках, когда некоторые из слушателей удалялись от Него, спрашивал: не хотите ли и вы уйти?... Не оковами, не мечем и не вооруженною рукою проповедуется и защищается истина, но убеждениех и советом». В ИХ веке, с которого православные пастыри, будто бы, особенно стали отстаивать и практиковать преследование иноверующих, вот что писал св. Федор Студит ефесскому епископу Феофилу: «нам непозволительно не только убивать еретиков, но и желать их зла... Нужно молиться о них, как показал Сам Господь во время страдания, сказав к Отцу Своему: Отче, отпусти им грех, ибо не знают, что делают. Начальствующие над телами, т. е светские власти, имеют право наказывать виновных в преступлениях, касающихся тела, а не тех, которые виновны в делах душевных, ибо это принадлежит управляющим душами, т. е. пастырям церкви, которым свойственно наказывают отлучениями и другими эпитимиями». Высказанное св. Феодором Студитом повторялось иерархахи православной церкви до самого падения Византийской империи. Так, блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский, живший в XI веке, говорит следующее: «Богу не угодно, чтобы еретики были истребляемы оружием, а то вместе с ними пострадали бы и были бы истреблены и праведные». Обращаясь к отечественной церкви, мы видим, что даже в то самое время, когда в католическом мире свирепствовала инквизиция, обязанная своим происхождением папе Иннокентию III, наши архипастыри, как наприм. митрополит Фотий, настаивают на том, чтобы. стригольников и других еретиков отнюдь не подвергали не только смертной казни, но и каким бы то ни было телесным истязаниям.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

У прп. Федора нет никаких тайн от своей братии, для них он всегда открыт и c ними предельно искренен. Он не давит своим авторитетом, благословляя поступить так или иначе, он разъясняет им свои недоумения, мотивацию своих решений и слов. Глубокое уважение и бережное отношение к братии характеризуют студийского игумена.  Он открывает им свои думы, переживания и опасения. Общение прп. Федора с братией – это прямой и искренний разговор, разговор на равных, а не сверху вниз: «Поэтому, чада возлюбленные, вы все (и вторые после меня, и экономы, и благочинные, наставники, надсмотрщики, будильщики, особенно келари, трапезари, библиотекари, канонархи, а главным образом – рабочая братия) усвойте и соблюдайте во всем заповеди и оправдания Господни. О рабочих я, окаянный, часто слышу не совсем хорошие вести: оказывается, они позволяют себе препираться, прекословить и упрямиться, и это не в отношении к каким-либо простым лицам, а в отношении к самим экономам. Я, с одной стороны, берегусь обличить их, а с другой – боюсь об этом и замолчать, остерегаюсь наказать их сильнее, но опасность, чтобы не расшатать дела, вынуждает меня употребить эти меры. Столкновение этих чувств давит меня.   Вы, я думаю, понимаете, что все это, о чем я говорю, от чего ни самим этим лицам, ни братству нет никакой выгоды и пользы и что отнюдь не может изменить начальственного положения одной и подчиненного положения другой стороны, вызывает у видящих и слышащих лишь скорбь, смуту, ненависть и зависть. Прошу это исправить, так как мне нужно употребить в дело власть, которую Господь даровал мне не для разрушения благочиния и благочестия, а для восстановления их. И вы также, отдающие распоряжения и приказания, и первых из вас, и следующих за ними прошу, чтобы вы давали находящимся на послушаниях братиям свои распоряжения, приказания и повеления не как придется, деспотически, бессердечно и безрассудно, но с лаской, предупредительностью» .  Ошибки прощаются, на них учатся. Св. Федор Студит «умеет» прощать своей братии их грехи и ошибки и обязательно объясняет причины их возникновения и способы исправления.

http://bogoslov.ru/article/4401786

«Вспомни и славного Малха, – пишет он, – который было споткнулся и сделал то же самое, что и ты, и потерпел за свое безрассудство множество невзгод, но потом вернулся и за это получил прежнее достоинство. Все книги полны такими примерами, которые доказывают, как блаженно и похвально раскаяние. Ибо, по св. Иоанну Лествичнику, человеку свойственно падать и потом скоро опять вставать; поэтому с тобой не случилось ничего странного, кроме обыкновенной болезни нашего общего естества. Кроме того, как говорит великий Богослов Григорий, после болезни здоровье становится до некоторой степени крепче, потому что от прежней болезни человек имеет предостереженье, чтобы не захворать опять тем же. Если кто находится в состоянии добра и с ним случится падение, то вторично ему пасть гораздо труднее, чем оставаться добрым с самого начала» . Перед игуменской любовью такой высокой пробы разве могут устоять даже такие сильные искушения?... Брат Тарасий раскаялся в своем падении и вернулся в монастырь к великой общей радости всех. Члены семьи умеют удовлетворять свои потребности. Каждый член семьи имеет свою уникальную ценность, различия между ними высоко ценятся. На протяжении довольно продолжительного времени Студийский монастырь был одним из центров византийской образованности. Филосифия, богословие, догматика преподавались систематически. Монахи принимали активное участие в возрождении церковного искусства – иконописи, гимнографии, тех областей, в которых они потрудились очень плодотворно для всей Церкви Божией. Студийский устав предполагал грамотность всех монахов. Монахи монастыря св. Федора Студита находят радость в своей жизни в монастыре. Все сферы их монастырской жизни удовлетворены. Во-первых, духовная сфера. Есть условия и возможность вести полноценную духовную жизнь – это главное. Есть условия для творческого раскрытия личности монаха. Так, например, поощряя свободу творчества и понимая, что каждый монах имеет свою уникальную ценность, св. Федор Студит говорит: «Ибо я желаю, чтобы Вы были разумными, отличались познаниями и выдавались подвигами, были смиренными и послушными, трудолюбивыми и кроткими.

http://bogoslov.ru/article/4401786

А о.Иоанна в те годы уже не было: он умер в 1908 году. С той поры прошло уже почти 50 лет, но Бог милостив: терпит нас. И у самого о.Иоанна мы встречаем мысли, что Господь отлагает Страшный Суд, дабы наполнился небесный мир, а верующие могли покаяться. И мы сами видим, что в данное время еще много верующих; между тем, Сам Христос Спаситель сказал, что когда Сын Человеческий придет во второй раз, едва ли Он найдет веру в Себя (см.: Лк.18:8 ). Как же понять ожидание близкого конца мира о.Иоанном? Не он один так думал; даже и ныне думают: всегда в моменты упадка или борьбы против религии зарождались эти идеи. Было так во времена Златоуста (умер в 407г.): он даже назначил уже 400-й год годом кончины мира (см.: т. 8-й, 224 с.). То же было при императорах-иконоборцах: св. Федор Студит (VIII век) говорил о приближавшемся конце мира... Подобное было несколько раз и в последующие века. Вот думал также и о.Иоанн. Некоторые спрашивали об этом известного епископа Феофана Затворника , современника о.Иоанн, и вот что он ответил: «Предсказания эти уже несколько раз бывали, – что вот-вот конец лета, – и все невпопад. Спаситель сказал, что никто не знает времени. Нечего потому гадать и смущаться гаданиями других. Что будет Второе пришествие, это несомненно, и то несомненно, что оно будет внезапно, – при всех предзнаменованиях великих. Остается нам только ожидать непрестанно Господа и готовиться к Его сретению, не гадая о времени». И вот по смерти Батюшки прошло уже без малого 50 лет, но верующих еще много, и уже по одному этому нельзя сказать, что близко то время, когда Сын Человеческий придет на землю во второй раз, едва ли найдет веру на земле (см.: Лк.18:8 ). Так говорят и другие подвижники, – хотя сами они вели строгую жизнь до наших времен. Например, известный игумен Зосимовой Пустыни, о. Герман, именно так отвечал на этот вопрос духовным чадам своим. Такого воззрения держался и патриарх Сергий, глубокий почитатель о.Иоанна. Такого же взгляда держится Церковь наша и в данное время. Но у Батюшки были иные предчувствия. Послушаем их от него самого.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Первое послание к Коринфянам.25, 1//Творения св. Иоанна Златоуста. Т.10. Кн.1, Спб., 1904, сс.243-244. См. Успенский Ф. И. Очерки по истории византийской образованности. История крестовых походов. М., 2001, сс.164-166. Преп. Федор Студит. Послание Платону о почитании икон.//Символ. Париж, 1987. N.18. С.251-252. См. Б. А. Успенский. О семиотике иконы.//Символ. 18. Париж, 1987, сс.180 и 213. «Крест бо освятился есть кровью Христовою и освящает вся – люди и воду, а креста никтоже», – объяснил владимирский собор 1274 года (Грамота митрополита Кирилла 2//Русская Историческая библиотека. Т.6. Памятники древнерусского канонического права (11-15 века). Ч.1. Спб, 1908, с.102). «Число 666 есть просто число, которому предшествует число 665 и следует за которым число 667. И не более того. Оно не хуже, не лучше любого другого числа. Число 666 вовсе не является сатаной, так же как число 3 не есть Святая Троица. Мы не поклоняемся числу 3 и нисколько не боимся числа 666. Мы не пифагорейцы, а православные христиане. Не всякое имя Иисус есть имя священное и божественное, ибо в истории, кроме Богочеловека, были и другие носители этого имени. Но отнесенное к Господу нашему, имя Иисус есть имя святое и божественное. Также и число 666 не есть число пагубное. Но то число, которым будут запечатлеваться поклонники антихриста, будет числом несомненно пагубным, ввергающим в геенну огненную всех уверовавших в антихриста как Бога ради ложных чудес его. И целью Тайнозрителя вовсе не было внушить нам мистический ужас перед числом 666 как просто перед числом. Когда явится антихрист, то, вне всякого сомнения, сумма букв имени его будет исчисляться этим числом» (свящ. Петр Андриевский. Антихрист и «штрихофобия»//Благодатный огонь. 6, М., 2001). fragment chronologique//victorin de poemovio. sur l’apocalypse et autres ecrits. paris, 1997, p.135 (Sources chretiennes, 423). victorin de poemovio. sur l’apocalypse et autres ecrits. Paris, 1997 р.107. Так св. Викторин понимает слова Откровения «семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель» (Откр.17, 10-11). Апокалипсис написан при императоре Домициане. Ему предшествовали пять императоров, плюс, который был прежде них и будет после. Кроме того, слова ап. Павла о «тайне беззакония, которая уже в действии» св. Викторин также полагает относящимися к Нерону, который «действовал» при жизни ап. Павла, но свою «тайну» вполне откроет в конце времен..

http://predanie.ru/book/71827-hristianst...

Что касается реформы монастырской жизни и значения студийского устава, в этом отношении заслуга Ф. Студита никем не оспаривается. Но едва ли можно высказаться решительно о значении принципа «строгого подчинения канонам» в противоположность принципу «спасительной экономии», применение которого так обостряло отношения между церковными партиями. Да и сам автор признает (стр. 965), что отстаиваемый Студитом принцип не был таким, который бы вел церковь к свободному развитию (стр. 707) и не остался руководственным в ближайшее время. Наконец, относительно борьбы за независимость церкви, следует также признать недостаточность достигнутых успехов. «Общее положение церкви относительно высшей государственной власти, говорит автор на стр. 969, осталось прежнее в смысле преобладания государства над церковью. Большинство ее высших представителей было послушным орудием императорской воли. Таким образом борьба за независимость церкви в окончательном виде не достигла цели. Это общее мнение изучавших историю Византии». Последний вывод может привести в смущение внимательного читателя книги г. Доброклонского. К чему же в конце концов приводит нас автор? В сущности, студийский игумен не достиг преследуемых целей... На самой последней странице сочинения мы имеем и разгадку того положения, в которое необходимо должен был попасть Ф. Студит в борьбе с иконоборческой системой. Принцип Студита или «политика κρβειας», обратившись в постоянную систему, неизбежно сковывал бы общественную и церковно-государственную жизнь в застывших традиционных формах, а между тем тогдашнему обществу нужна была коренная встряска, т. е. реформа, подобная той, какая была задумана иконоборцами. Но эта последняя была поведена так круто, что сразу встретила (правда ли?) сильный отпор и погибла. С другой стороны, если бы она вводилась постепенно, то упомянутый принцип («точности канонов») постоянно бы стоял ей поперек дороги. Случилось, что погибла иконоборческая реформа, а окрепла политика ακρβειας и присущий ей консерватизм жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Чтобы бросить общий взгляд на разностороннюю деятельность игумена Студийского монастыря, необходимо найти способ поставить его в такое освещение, чтобы его попечительная заботливость об улучшении монашеской жизни и его богословско-литературная производительность, его устав и огласительные поучения, заботы о церковных правах и аскетизм-словом, чтобы вся так богато одаренная природа его выступила на фоне истории Византии IX века. Ставить вопрос о том, чего достиг и чего не достиг Ф. Студит, и потому казалось бы нам ненужным, что в год смерти его ни иконоборцы, ни иконопочитатели не готовились сложить оружия, но собирались с новыми силами. Не пытаясь отделить Студита от настроений и идей иконоборческой эпохи, мы бы искали дать выражение его влиянию и заслугам в следующих положениях:1) своими богословскими произведениями он утвердил систему иконопочитания;2) личным примером, письмами и поучениями он дал православной партии внутреннюю организацию и нравственную силу; 3) уставом общежительного монастыря он обновил монашество и дал живое начало для его развития. В двух главах II части имеем тщательно произведенный анализ вопроса о письмах Ф. Студита. Это старательно сделанная критическая работа, за которую поблагодарят автора византисты. Рецензент выражает сожаление, что ему предстояло здесь говорить не об этой только части труда проф. Доброклонского, а об разных материях, изложенных им в 1 томе, и что он не может перенести центра тяжести своей рецензии на эту часть, так хорошо поставившую вопрос о подлинности, тексте и хронологии писем Студита. Автор обещает во второй еще не изданной части своего исследования говорить о взглядах и аргументации Студита по вопросу об иконопочитании и аскетических его воззрениях. Как знать, может быть вторая часть даст иную постановку тем вопросам, в которых мы теперь расходимся с почтенным автором. Читать далее Источник: Доброклонский А.П.Преподобный Феодор, исповедник и игумен студийский.//Византийский временник. Т. XXII. 1915-1916. Вып. 1-2. С. 172-184. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

А ныне разве это кончилось! Что такое нападки на иконы? Это нападки на существование Христа. Это вопрос существенный для христианства. Если мы обратимся к Св. Отцам, которые боролись за иконы, то почувствуем родство с их веком. Когда Федор Студит писал против иконоборцев, он указывал на то, что если бы Бог не был на земле, как человек, то Его нельзя было бы описывать, т. е. живописать, а ныне нет основания, почему бы Его не описывать: «Итак пусть он (иконоборец), выступив, научит, какое у него есть физическое основание и какая причина такой неизобразимости. Разве Христос не принял нашего образа? Разве тело Его не было составлено из костей? Разве зеницы очей Его не были ограждены веждами и бровями? Разве уши Его не были устроены с извилистыми проходами? Разве ноздри Его не были приспособлены к обонянию? Разве Он не был одарен цветущими ланитами? Разве устами и языком, губами и зубами, Он не произносил слов, не ел и не пил? Разве Он не был снабжен суставами плеч, локтей и рук? Разве Он не имел от природы груди и хребта с голенями и ногами? Разве Он не оказывал движения при хождении, вверх, вниз, внутрь, вне, направо, налево, кругом? Разве Он не имел волос на голове и не облекал всего тела хитоном? Если же Он несомненно обнаруживал это, изображение чего в телесном виде служит неложным Образом Его, то дерзость – утверждать, будто Христос неизобразим». (Письма Феодора Студита , Т. 7. II, стр. 99). «Если же Христос человек, – заключает Феодор, – то очевидно, что может изображаться на иконе, ибо первое свойство человека быть изображаемым; если же Он не изображается, то Он не человек, а бесплотный, и даже еще не пришел Христос, как пустословят иудеи» (там же, стр. 75). Так заканчивает Святой Отец, и вот для нас и ныне борьба за икону – это есть борьба за Христа, за Спасителя, за Того, Кто не только был предвозвещен первому человеку, что настанет время и «Семя Жены сотрет главу змия», но и пришел и, будучи Богом, был и совершенным человеком, и как человек из Неописуемого делается Описуемым, из Не-вместимого – Вместимым, из Великого делается вместе с тем и Малым.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Вариант перевода: Вселением в Тебя Бога, Всенепорочная, Ты небесным соделала наше земное естество. Избави всех от бед! Догматы-предания Из источников пророчески Спасовых,/почерпше апостоли воду безсмертия,/жаждущия преданиями жизни напаяют всегда. κτν πηγν προφητικς, τν το Σωτρος ξαντλσαντες, ο πστολοι, δωρ θανασας, τος διψσι δγματα ζως, ποτζουσι πντοτε. Сложный синтаксис этого тропаря, обусловленный практикой т. н. подстрочного перевода, существенно затрудняет его восприятие. Для того, чтобы уловить смысл, необходимо внимательное неспешное прочтение. Вероятность адекватного восприятия смысла этого текста на слух, даже при хорошем отчетливом чтении, не велика. Даже незначительное исправление структуры предложения существенно улучшило бы восприятие этого текста. Обращает на себя внимание и церковно-славянское слово «преданиями», греческое δγματα ( догмата). Это тот редкий случай, когда смысл и значение греческого слова понимается нами без словаря. Догмат – правильное церковное учение. Греческое звучание слова позволяет более точно понять смысл того, о каких собственно «преданиях» идет речь. Поскольку «преданиями» порой называются и некие устные и не вполне достоверные сведения. Здесь же речь идет о чистом и незамутненном апостольском учении – о догматах веры. В данном случае не будем предлагать перевод тропаря на русский язык. Попытаемся поработать с синтаксисом церковно-славянского текста так, чтобы его смысл стал более понятным при том же наборе слов. «Пророчески из источников Спасовых, почерпше воду безсмертия апостоли, напаяют всегда жаждущия преданиями жизни». Архонты Небесного Василевса. Тропарь 9-й песни Царя Небеснаго явльшеся князи, апостоли,/повинусте вселенную всю,/Сего единаго чести,/покланятися и славословити яко Бога. Το Βασιλως ορανν, φανντες ρχοντες πστολοι, πετξατε, πσαν τν οκουμνην, το τον μνον σβειν, προσκυνεν, κα δοξολογενς Θεν. Прежде всего, обратим внимание на характерное наименование апостолов «князьями». Так переведено греческое слово « ρχοντες » ( архонтес). Само греческое слово известно нам по крайней мере из школьного курса истории древнего мира. «Архонты» в античном греческом мире – правители городов-государств. В византийский период, а именно на это время нам и нужно ориентироваться в разъяснении смысла тропаря, архонтами называли правители той или иной территории, которая входила в состав империи. Автор тропаря, давал своим современникам понятное сравнение: Христос подобно Василевсу-Императору дал повеление проповедовать Евангелие всему миру и определил апостолам их уделы мира. Власть Христа, как и власть Императора, простирается на всю экумену и реализуется через архонтов-апостолов. Нужно сказать, что этот образ был весьма популярен в византийской церковной литературе. Архонтами апостолов называли многие Святые Отцы и церковные писатели: Иоанн Златоуст , Евсевий Кесарийский , Дидим Слепец , Федор Студит и др.

http://bogoslov.ru/article/4772521

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010