6) Изображать Иисуса Христа на иконах запрещено ( 2Кор.5:16 ). Здесь нет речи о священных изображениях. Сказав ( 2Кор.5:15 ), что христиане обязаны жить не для себя, а для Господа по Его святой и праведной воле, апостол Павел продолжает: «потому отныне мы никого не знаем по плоти», т.е. после смерти и воскресения Иисуса Христа мы не должны смотреть на людей, что они «по плоти». Для нас не могут иметь значения ни их происхождение, ни общественное положение, ни богатство, ни ученость... а только та степень нравственного совершенства, какой они достигли, исполняя заповеди Христовы ( Гал.3:28 ; Кол.3:11 ; ср. причтение Церковью к лику святых). «Если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем», т.е. когда Господь жил среди людей, современники Его смотрели на Него «по плоти», ибо видели в Нем простого человека, отрицая божеское естество Его: «не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сшел с небес?» ( Ин.6:42 ; ср. «судите по плоти», т.е. несправедливо – Ин.8:15 ). Знал Иисуса «по плоти» и апостол Павел до своего обращения в христианство , когда гнал христиан за Христа: «Я Иисус, Которого ты гонишь» ( Деян.9:5 ). «Но после воскресения и вознесения Господа, после духовного нашего возрождения силою Духа Святого, мы, говорит апостол, отрешились от плотских взглядов на Иисуса Христа, видим в Нем Богочеловека, нашего Спасителя». Приведенными словами ( 2Кор.5:16 ) апостол не выражает той мысли, будто бы Христос теперь, по вознесении на небо, не имеет плоти и что Его нельзя изображать на иконах в видимых образах. Он и ныне пребывает с плотию прославленною ( Деян.7:55 ), и во плоти придет для суда ( Деян.1:11 ). Кто отвергает Христа, пришедшего во плоти, тот есть «дух антихриста» ( 1Ин.4:3 ). Имея изображения Иисуса Христа, мы веруем и исповедуем, что Он «от начала Сущий» ( Ин.8:25 ), «будучи образом Божиим... по виду став, как человек» ( Фил.2:6–7 ). «Кто говорит», учит преподобный Федор Студит († 826 г.), «что Бог неописуем по плоти, подобно нам, тот отвергает, что Бог явился во плоти, противоречит Евангелию Христову...

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

6) Изображать Иисуса Христа на иконах запрещено ( 2Кор. 5:16 ) 32 . Здесь нет речи о священных изображениях. Сказав (стих, ю), что христиане обязаны жить не для себя, а для Господа, по Его святой и праведной воле, апостол Павел продолжает: «потому отныне мы никого не знаем по плоти», т. е. после смерти и воскресения Иисуса Христа мы не должны смотреть на людей, что они «по плоти». Для нас не могут иметь значения ни их происхождение, ни общественное положение, ни богатство, ни ученость... а только та степень нравственного совершенства, какой они достигли, исполняя заповеди Христовы ( Гал.3,28 ; Кол.3 ,п;сн.причтение Церковью к лику святых). «Если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем», т. е. когда Господь жил среди людей, современники Его смотрели на Него «по плоти», ибо видели въ Нем только простого человека, отрицая (божеское естество Его: «не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сшел с небес?» ( Ин. 6:42 ; сн. «судите по плоти», т. е. несправедливо – 8:15). Знал Иисуса «по плоти» и ап. Павел до своего обращения в христианство , когда гнал христиан за Христа: «Я Иисус, Которого ты гонишь» ( Деян. 9:5 ). Но после воскресения и вознесения Господа, после духовного нашего возрождения силой Духа Св., мы, говорить ап., отрешились от плотских взглядов на Иисуса Христа, видим в Нем Богочеловека, нашего Спасителя. Приведенными словами ( 2Кор. 5:16 ) апостол не выражает той мысли, будто бы Христос теперь, по вознесении на небо, не имеет плоти, и что Его нельзя изображать на иконах в видимых образах. Он и ныне пребывает с плотию прославленною ( Деян. 7:55 ), и во плоти приидет для суда ( Деян.1:11 ). Кто отвергает Христа, пришедшего во плоти, тот есть «дух антихриста» ( 1Ин. 4:3 ). Имея изображения Иисуса Христа, мы веруем и исповедуем, что Он «от начала Сущий» ( Ин. 8:25 ), «будучи образом Божиим... по виду став, как человек» ( Фил. 2:6,7 ). «Кто говорит», учит преп. Федор Студит (+826 г.), «что Бог неописуем по плоти, подобно нам, тот отвергает, что Бог явился во плоти, противоречит Евангелию Христову...

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance «Если я не имею любви, — то я ничто» — цитаты святых о настоящей любви 2 мин., 13.02.2021 14 февраля. Пока многие отмечают так называемый «День влюбленных», мы подготовили цитаты святых о том, что же такое настоящая любовь (спойлер — она совсем не такая, как на валентинках).  Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Апостол Павел Не столько мы ищем , сколько Бог ищет, чтобы мы сделались способными принять ее, и приняли ее. Игнатий Брянчанинов ...Любовь спасла вселенную, она прекратила застарелую на земле вражду, она соединила землю с Небом, она сделала людей ангелами. Святитель Иоанн Златоуст Добра любовь, потому что всюду презирает свое в пользу ближнего. Федор Студит Кто любит Бога, тот не будет презирать брата своего, не будет предпочитать богатства своему ближнему, но будет делать ему всякое добро, вспоминая о Том, Кто сказал: « так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне » (Мф 25, 40). Святитель Иоанн Златоуст Человек христолюбивый — это неодолимая башня, а совершенный в любви — несокрушимая стена. Ефрем Сирин Любовь к Богу приобретается любовью к образу Божию — человеку. Игнатий Брянчанинов Если одних ненавидишь, а других — не любишь, не ненавидишь; иных любишь, но посредственно, а иных любишь очень сильно, то из сего неравенства познай, что ты далек еще от совершенной любви, которая внушает любить равно всякого человека. Максим Исповедник  Ничего не предпочитай любви к ближнему, кроме тех случаев, когда из-за нее презирается любовь к Богу. Нил Синайский ...У любящих друг друга, когда любовь поет песнь свою, все страсти усмиряются и успокаиваются…

http://foma.ru/esli-ja-ne-imeju-ljubvi-t...

Федор Студит писал об иконоборцах следующее: «Нет ни одной ереси, из зарождавшихся в Церкви, хуже этой иконоборческой ереси. Она отвергает Христа, ударяет Его в лицо». О священстве Следующим ключевым пунктом баптистского вероучения является пункт об отсутствии преемственности в священнослужении. Баптистами принимается принцип, как выше уже было сказано, «всеобщего священства», исходя из слов Откровения: «...соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему» ( Откр. 1:6 ); «И соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» ( Откр. 5:10 ); «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ним смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» ( Откр. 20:6 ). Опираясь на эти стихи, баптисты утверждают принцип всеобщего священства. Объемлет ли такое толкование весь смысл апостольских слов? Рассмотрим это. Начиная с ветхозаветных времен, род священников и левитов в еврейском народе утвержден и освящен был Самим Богом ( Исх. 28:1, 43 ; Лев. 8:6, 12 ; Втор. 34:9 и т.д.). В Новом Завете такая преемственность осуществляется через возложение рук. Смотрите, чего бы, казалось, не доставало Савлу, обращенному в пустыне Самим Богом; не это ли высшее благословение, что гонитель не только обратился, прозрел духовно, но и встал под знамена Христа? Но нет. Этого оказалось мало. Господь посылает ему, как уже избранному Своему сосуду ( Деян. 9:15 ), навстречу Ананию из Дамаска, чтобы последний возложил руки на обращенного Савла ( Деян. 9:17 ). Значение преемственности через возложение рук в книге Деяний развивается и далее: «Рукоположив же им пресвитеров в каждой Церкви, они помолились с постом и предали их Господу...» ( Деян. 14:23 ). Когда еще Сам Спаситель ходил по земле и исцелял прокаженных, недугующих, расслабленных, то и тогда даже, обличая лицемерие и порок в священнослужителях, но исполняя Закон Отца Своего, этих же, Им исцеленных, людей отсылал показаться священникам: «Пойдите, покажитесь священникам» ( Лк. 17:14 ). «Вы – соль земли... Если соль потеряет силу...» ( Лк. 14:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

6. Аргумент, что наше общество было расцерковлено, как никакое другое, а потому монахи пока не способны сами избрать себе игумена, представляется нам неубедительным. Расцерковление общественного сознания в XX веке и способность монахов выбрать из своей среды лучшего для поставления в игумена – вещи, как мне кажется, находящиеся несколько в разных плоскостях. Сидеть на руинах и говорить, что мы не можем начать собирать камни, только потому, что все было разрушено – вряд ли это тот путь, который будет способствовать возрождению русского монашества. На этом пути (при введении выборности) будет достаточно много трудностей, пока мы приобретем опыт и подлинное монашеское сознание, но нужно когда-то начинать. Выборность можно начать вводить в более благоустроенных обителях. Долго ли ждать перемен к лучшему, – спросили одного мудреца. Если ждать, то долго, – ответил тот… 7. Самовыдвижение игумена или поставление его правящим епископом не соответствует святоотеческой традиции и является деструктивным для жизни монастырей. Святой Федор Студит писал одной игумении: «Кто самовольно по властолюбию берет пастырский жезл, тот ненавистен и противен Богу, не спасет других и сам не спасется; а кто, будучи призван, примет настоятельство из повиновения Богу, тот будет другом Божиим, может спасти других и сам спастись» . В одном из своих писем, адресованном игумении, находившейся в весьма затруднительных жизненных обстоятельствах, св. Федор Студит писал: «Не говори: «Сбились с пути иерархи, священники, игумены; что же могу сделать я, женщина, от природы слабая? Как я вынесу это?» Ни в коем случае [не говори этого], мать! Каждый из нас, как мужчина, так и женщина, юноша и старец, получил от Бога силу ценою жизни защищать Божий закон и нашу православную веру, и падение ближнего не может служить нам оправданием» .Поэтому не только облеченным властью, но и всем членам Церкви следовало бы поддерживать и возгревать в себе эту силу, которую, по слову св. Федора Студита, каждый из нас получил от Бога, чтобы направить ее в том числе и на возрождение нашего монашества.

http://pravoslavie.ru/75198.html

Если человек этого не сделает, не отгонит " первомыслие " помыслов от порога души, то действие их переходит во вторую стадию, которая в аскетике называется " сочетанием " , при котором борьба уже труднее. " Сочетание, - учат Отцы, - есть уже собеседование души с помыслом, как бы тайное от нас слово к нему. В дальнейших стадиях происходит все большее врастание помысла в душу и тем самым все большее пленение ее. Чем сильнее пленение, тем труднее борьба. " Господь зрит на сердца всех людей, - пишет св. Марк-подвижник, - и за тех, которые ненавидят первое появление лукавых помыслов, тотчас заступается, как обещал, и не допускает, чтобы множество многомыслия, восставши, осквернило ум и совесть их. А тех, которые не низлагают первые прозябения помыслов верою и надеждою на Бога, но услаждаются ими, оставляет, как неверных, без помощи быть биемыми последующими помыслами " (Д 1-493). " Если первомыслие " не отогнано и началось врастание помысла, то надо для борьбы с ним тотчас противупоставить ему помыслы благие. Это, - учат Отцы, - совершается двояко: или через молитвенное противоречие им, или через прямую молитву на вошедший помысл. Отцы настойчиво советуют первоначальным идти вторым путем, т. е. не пререкаться с помыслами, не пытаться как бы своим старанием отогнать их, уже сочетавшихся с умом, но молиться на них, - как бы жаловаться на них Богу. " Не прекословь (помыслам), - говорит преп. Варсонофий Великий, - потому что враги желают этого, и не перестанут нападать; но помолись на них Господу, повергая перед Ним немощь свою, и Он может не только отогнать, но и совершенно упразднить их " (Д II- 567). Св. Федор Студит молиться на помыслы советует словами псалма: Суди, Господи, обидящие мя, и побори борющие мя (Пс. XXXIV, 1). " Если же мы не только молимся, но и противоречим помыслам, то, - как говорит преп. Нил Сорский, - да совершаем это не просто, как прилучится, но именем Божиим и глаголами Божественных Писаний, говоря каждому помыслу: да запретит тебе Господь (Иуд. I, 9), или: Отступите от мене, вси делающии беззаконие (Пс. VI, 9)» (НС, 76).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Чтобы оценить всю важность этих событий, которые, впрочем, имели слишком эфемерное значение по своей непродолжительности, достаточно сказать, что это давало бы, прежде всего, Карлу в руки венецианский и далматинский флот, без которого он не мог считать себя в спокойном обладании Италией, затем он приобрел бы этим несравненные преимущества для осуществления своих политических и церковных планов в соседних с Далмацией славянских землях. Словом, Западная империя без борьбы и без потери одним ударом наносила Восточной империи такое чувствительное поражение, которое лишало бы ее политической роли на Балканском полуострове. Но и в Византии понимали значение Венеции и Далматинского побережья. Император Никифор весной 806 г. отправил флот под командой патрикия Никиты с целью возвращения к повиновению отложившиеся области. По-видимому, не было оказано сопротивления ни в Венеции, ни в Далмации. Венецианский дука Обелерий получил от византийского правительства титул спафария, а его соправитель Беат взят в Константинополь и там удержан под разными предлогами, точно так же и епископ Оливола Христофор. Весьма любопытно, что указанный поворот в положении дел совершался на глазах короля Пипина, которому по акту раздела 6 февраля 806 г. достались Венеция, Истрия и Далмация; присутствие на месте императорского патрикия Никиты и внушительный флот без особенных затруднений восстановили в этих областях власть восточного императора. В 807 г. заключено было перемирие на условиях сохранения произведенного в пользу Византии переворота. По истечении срока перемирия в следующем году снова появился здесь императорский флот под командой патрикия Павла, который имел целью не только защиту византийской провинции, но даже, как показали события, и наступление. Именно, весной 809 г. греческий флот сделал нападение на соперничествовавший с Венецией город Комаккио в долине р. По. Хотя предприятие не было из удачных, тем не менее, из него видим, что царь Никифор далеко не считал потерянным положение дел в Северной Италии.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

   И ветхозаветные люди творили милостыню в память усопших, но только с некоторыми ограничениями. «Раздавай хлебы твои при гробе праведных, — наставляет сына праведный Товит, — но не давай грешникам» (Тов.4:17). Всеобъемлющая христианская любовь уничтожает эти рамки. Преп. Федор Студит советует творить милостыню и за еретиков, а Оптинские старцы заповедуют то же делать и за самоубийц.    Но это не значит, что в своей домашней молитве молящийся может ни с чем не считаться, и, напр. в Великом Посте петь Христос Воскресе или на Пасхе читать: Господи и Владыко живота моего. В существенном и основном и домашняя молитва должна быть в соответствии с церковной. В церковной молитве указуется один определенный путь, по которому одному, ради единообразия, и несмущения друг друга должны идти и все молящиеся. В домашней молитве большая широта пути, но направление остается то же, что и в церковной молитве. И самая широта и простор должны иметь известные границы, за пределами которых начинается уклонение от правильного пути на распутия произвола и самочиния. Православные не только монахи, но и мipяhe всегда и везде остаются послушниками Святой Церкви и даже в том, что предоставляется их свободе они всячески избегают самоволия. Отцы советуют все вообще делать с совета и рассуждения. Особенно это нужно в отношении молитвы. О домашней молитве следует советоваться с людьми духовноопытными, со старцами, и особенно, со своим духовных отцом, по благословению которого должен быть по возможности определяем состав и пределы ее (ср. примечание 2 на стр. этой же, ниже).    Характерно это название домашней молитвы не только инока, но и мирянина — «келейное правило». Оно указывает, что и домашние молитвы как инока, так и мирянина, не должны быть чем-то беспорядочным, случайным, а должны быть именно ПРАВИЛОМ, то есть должны быть составлены по известному правилу, должны иметь более или менее определенный порядок и возможное постоянство.    Церковными то или иное действие или молитва становятся не оттого, что они совершаются в Церкви, как здании, в храме, а оттого, что они совершаются в Церкви Христовой, как обществе верующих, по правилам Церкви, и людьми церковными, то есть принадлежащими к Церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Скачать epub pdf Автор настоящего обширного исследования по своему воспитанию принадлежит к духовной школе и потому естественно лучше других подготовлен к пониманию и выяснению условий образования той среды, которая выставила знаменитого византийского богослова, аскета и вместе общественного деятеля, составившего главный предмет названной книги. Мы тем с большими надеждами извлечь полезные уроки взялись за чтение ее, что, будучи произведением вполне зрелого мужа, занимающего кафедру в университете, она и своим внешним видом и формальными качествами напоминает хорошие диссертации, выходившие из духовных академий, и тем подкупает в свою пользу. Чтобы подойти к оценке этого произведения, считаем справедливым прежде всего предоставить место самому автору. Он намечает широкие рамки для своей работы, предполагая дать не биографию писателя, а исчерпывающее предмет исследование об эпохе, в которую жил Феодор Студит . Иначе говоря, он обещает знакомить с жизнью Студита на фоне истории его времени и вместе с тем раскрыть «вновь народившиеся в его время вопросы и движения или новые стадии прежде начавшихся движений». В особенности решительно указывается цель автора в заключении 3 главы (стр. 282 – 3). «В своем труде мы постараемся критически пересмотреть это наследие (разумеется литература о Ф. Студите), обсудить разноречия, отметить и исправить ошибки, соединить верные, но разрозненные мысли и сведения, восполнить пробелы путем более широкого использования изданных и привлечения рукописных материалов, наконец, все построить в возможно-цельную картину по требованиям исторической перспективы, чтобы труд наш, выйдя из рамок простой биографии, стал историко-биографическим и историко-литературным исследованием». Так как в литературе 172 «недостает надлежащей широты исторического освещения личности, деятельности и взглядов Феодора и исторической оценки его заслуг», то требовалось бы «не только изложить внешний ход церковно-исторических событий его эпохи, но и изобразить ее интересы, потребности, направления умственно-религиозной жизни и партии, определить отношение к ним Феодора и место, занимаемое им в ряду других лиц, стоявших на том же пути; чрез сравнение с прошлым выяснить, что нового привнес он в духовное достояние Востока своими воззрениями и творениями... Правда, в этом отношении кое-что сделано».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Таким образом и самый бедняк не будет иметь никакого оправдания в день суда, если не станет ныне говорить, как имеющий быть судимым за это одно. (Федор Студит. Творения. Русск. пер. II, 221). Всякие комментарии к словам этим только ослабляли бы их силу и производимое ими впечатление, а потому выслушав одного отца, послушаем и другого, ибо сильнее его сказать не можем. Указав на молитвенное участие народа в совершении таинств и священнослужения, Златоуст говорит: „Все это сказано мною для того, чтобы каждый из подначальных отрезвился, чтобы мы знали, что все мы едино тело и столько же различаемся один от другого, сколько член от члена; и чтобы мы не все возлагали на одних священников, но и сами пеклись о всей Церкви, как о теле, всем нам общем. Это послужит и к большему утверждению, и нас побудит к большему преуспеянию. Послушай, как иногда и Апостолы привлекали к участию в своих решениях подчиненных. Так, когда они поставляли семь диаконов, то сообщили об этом прежде народу. Когда Петр избирал Матфия, то предложил о сем всем, тогда с ним бывшим и мужам и женам. И это потому, что здесь (в Церкви Апостольской) нет ни высокомерия начальствующих, ни раболепства подчиненных, а есть власть духовная, которая находит для себя более всего приобретение в том, чтобы принимать больше трудов и заботы о вас, а не в том, чтобы принимать больше почестей. В церкви должно жить, как в одном доме; как составляющие одно тело, должны все быть расположены друг к другу... Итак, для чего мы разделяемся, когда —227— столько связей, нас соединяющих. Для чего разрываемся. Вот и опять принужден я оплакивать то, о чем много кратно я плакал. Слез достойно настоящее положение наше, так далеко отложились друг от друга мы, которым надлежало бы изображать собою союз одного и того же тела. Тогда бы и меньший мог приносить пользу большему. Ибо, если Моисей от тестя своего узнал нечто полезное, чего сам не знал, то тем более было бы так в Церкви. И что была за причина, по которой духовный человек не знал того, что знал неверный.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010