Малинков Иван, болг.урож. Иерод. Гавриил (Мануилов), болг. урож. Мизеров Дмитрий 30. Никитский Павел Никонов Александр Франц. Окунев Тихон Франц. Пинкевич Петр Свящ. Полиарпов Валентин 35. Свящ. Порубин Михаил Расторгуев Андрей Франц. Рожков Сергей Франц. Розанов Иван Свящ. Розов Константин 40. Садиков Николай Сергеев Григорий Смирнов Василий Смирнов Михаил Стефанович Антон Франц. 45. Свящ. Стрекалов Николай Свящ. Теологов Василий Трубачев Зосима 48. Уметский Александр A. II. Педагогику: 1. Белтов Николай Франц. Воскресенский Владимир Милославский Александр —606— Одинцов Алексей Франц. 5. Орлов Сергей Побединский Василий Соколов Николай Шамилов Филипп Щувалов Павел 10. Щеглов Виктор Франц. Б. Предметы первой группы. (Русскую гражданскую историю и Историю Греко-восточной церкви со времени отпадения Западной церкви от вселенской, до настоящего времени, в связи с историей Славянских церквей и Румынской): 1 . Алентов Николай. Свящ. Введенский Димитрий. Донец Илья. Ильинский Николай. 5 . Свящ. Майоров Константин. Малинков Иван, болг. урож. Иерод. Гавриил (Мануилов), болг. урож. Никонов Александр. Свящ. Розов Константин. Свящ. Стрекалов Николай. 11 . Уметский Александр. Б. Предметы второй группы. (Библейскую историю, в связи с историей древнего мира, и Еврейский язык с библейской археологией): 1 . Арефьев Борис. Базилевский Николай. Белтов Николай. Введенский Николай. 5 . Воскресенский Владимир. Гладков Василий. Забарный Петр. Свящ. Залевский Николай. Ивановский Николай . 10 . Свящ. Киселев Пимен. —607— Копылов Евгений. Свящ. Кораблев Павел. Лебедев Виктор. Магницкий Николай. 15 . Никитский Павел. Одинцов Алексей. Окунев Тихон. Пинкевич Петр. Побединский Василий. 20 . Свящ. Поликарпов Валентин. Свящ. Порубин Михаил. Расторгуев Андрей. Садиков Николай. Свящ. Теологов Василий. 25 . Шамилов Филипп. Шувалов Павел. 27 . Щеглов Виктор. Б. Предметы третьей группы. (Церковно-славянский и русский языки с палеографией и Историю русской литературы): 1 . Вижевский Дмитрий. Вишняков Павел.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1922–1924: 1924–1927: Поликарп Тихонов Ардатовская (обн.) 1922–1922: Иувеналий Мошковский Арзамасская 1920–1928: Михаил Кудрявцев 1(14).07.1928–03(16).10.1932: Дометиан Горохов 03(16).10.1 932–09(22).10.1932: Софроний Старков 03 .1933–1934: Серапион Шеваляевский 22 .11(05.12).1934–26.02(12.03).1935: Венедикт Алентов 09(22).05.1935–1935: Стефан Адриашенко 12(25).11.1935–1939(?): Митрофан Гринёв Арзамасская (обн.) 1922–: Михаил Арзгирская 28 .08(10.09).1923–07(20).10.1923: Гервасий Малинин Армавирская 1917–14(27).06.1922: Симеон Никольский Армавирская (обн.) 31 .08(13.09).1922–03(16).08.1923: Михаил Орлинский 1923–1924: 30 .06(13.07).1924–1927: Николай Чудновцев 1927–1929: Николай Розанов 17(30).03.1928–1928: Николай Федотов 1927–1929: Василий Смелов Артемовская (обн.) –1926: Алсксандр 1926–1929: Иоаким Пухальский Иоанн Архангельская 17(30).12.1912–1921: Нафанаил Троицкий 1921–03(16)07.1932: Антоний Быстров 1924–14(27).12.1927: Софроний Арефьев, в. у. 1928–1931: 29 .07(11.08).1931–1931: Аполлос Ржаницын 1931–1933: 1933–1934: Никифор Никольский 19 .10(01.11).1933–23.05(05.06).1937: Никон Пурлевский 23 .05(05.06).1937–1939: Иоанн Соколов 1939–1944: 30 .01(12.02).1944–1944: Михаил Постников 23 .04(06.05).1944–09(22).01.1953: Леонтий Смирнов Архангельская (обн.) 1923–: Зосима Сидоровский 10(23).03.1924–25.02(10.03).1925: Арсений Покровский Владимир Путята 27 .09(10.10).1925–22.09(15.10).1926: Михаил Трубин –10(23).02.1926: Георгий Жук 22 .09(05.10).1926–1927: Михаил Орлов 25 .02(10.03).1925–1927: Василий Бехтерев 1927–22.12(04.01).1927: Симеон Канарский 08(21).02.1928–09(22).06.1928: Палладий Бельтюков, в. у. 1928–1929: Димитрий Крылов 11(24).05.1929–21.01(03.02).1930: Алексий Марков 1929–1932: Иннокентий Пустынский 1932–1933: Геронтий Шевлягин 1933–1934: Павел Громов Александр Рябцовский 17(30).12.1935–1944: Мелхиседек Николев Аскинская 13(26).02.1923–19.05(01.06).1926: Серафим Трофимов Астраханская 20 .03(02.04).1914–24.05(06.06)1916: Филарет Никольский 06(7)(19).07.1916–23.06(06.07).191 9: Митрофан Краснопольский

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

епископ Пермский и Верхотурский бывший епископ Уманский, викарий Киевской епархии с 19.03.1883 21.03.1887 Поликарп (Розанов), епископ Уманский викарий Киевской епархии, временно управлял Иустин (Охотин), епископ бывший епископ Подольский и Брацлавский с 28.03.1887 по 03.09.1893 архиепископ Херсонский и Одесский; 25.05.1907 Сведения Феофил (Филофей), митрополит Литовский упоминается около 1317–1329 около 1330 Роман, митрополит рукоположен с 1354 (1355) конец 1361 – начало 1362 Литовская и Виленская бывшая униатская епархия Имена Сведения бывший униатский епископ Мстиславский, со 02.04.1833 епископ принят в сущем сане с 06.03.1839 архиепископ с 25.03.1839 митрополит с 30.03.1852 23.11.1868 бывший архиепископ Харьковский и Ахтырский с 10.12.1868 по 08.04.1879 митрополит Московский и Коломенский Александр (Добрынин), архиепископ бывший архиепископ Донской и Новочеркасский с 23.05.1879 28.04.1885 бывший епископ Таврический и Симферопольский с 11.05.1885 архиепископ с 20.03.1886 09.11.1890 Кирилл (Орлов), епископ Ковенский викарий Литовской епархии в 1890 временно управлял 26.12.1890 Донат (Бабинский-Соколов), архиепископ бывший епископ Подольский и Брацлавский с 13.12.1890 по 30.04.1894 архиепископ Донской и Новочеркасский; 16.04.1896 Викарии Литовской епархии Брестские епископы До 1839 года – униатская епархия Имена Сведения Антоний (Зубко), униатский епископ рукоположен, с 14.01.1834 епископ, принят в сущем сане с 06.03.1839 по 28.01.1840 епископ Минский и Бобруйский Михаил (Голубович), епископ бывший епископ Пинский, викарий Минской епархии с 28.01.1840 по 01.03.1848 епископ Минский и Бобруйский Игнатий (Желязовский), епископ рукоположен с 20.05.1848 по 27.06.1870 на покое; 21.03.1872 Евгений (Шершилов), епископ рукоположен с 09.03.1870 по 10.02.1875 епископ Ковенский, викарий Литовской епархии; 22.03.1897 Владимир (Никольский), епископ рукоположен с 16.03.1875 по 16.05.1877 епископ Ковенский, викарий Литовской епархии; 29.12.1900 Ианнуарий (Попов [Вознесенский]), епископ

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

рукоположен с 21.07.1885 по 30.09.1887 на покое; 04.12.1887 бывший епископ Аккерманский, викарий Кишиневской епархии с 30.09.1887 по 24.12.1888 епископ Костромской и Галичский бывший епископ Алеутский и Аляскинский с 12.08.1889 по 09.04.1910 02.05.1914 Екатеринбургская Учреждена 29 (26) января 1885 года Екатеринбургская и Ирбитская Кафедра в Екатеринбурге Имена Сведения Нафанаил (Леандров), епископ бывший епископ Екатеринбургский, викарий Пермской епархии с 26.01.1885 10.01.1888 Кирилл (Орлов), епископ бывший епископ Чебоксарский, викарий Казанской епархии с 13.02.1888 по 02.04.1888 на покое; с 13.05.1889 епископ Ковенский, викарий Литовской епархии Поликарп (Розанов), епископ бывший епископ Уманский, викарий Киевской епархии с 02.04.1888 24 (25).10.1891 Афанасий (Пархомович), епископ бывший епископ Сарапульский, викарий Вятской епархии с 08.11.1891 по 12.11.1894 архиепископ Донской и Новочеркасский; 05.09.1910 Екатеринославская Учреждена 9 сентября 1775 года Славянская и Херсонская Кафедра в Полтаве Имена Сведения Евгений (Булгарис), архиепископ рукоположен с 01.10.1775 по август 1779 на покое; 27.05.1806 Никифор (Феотоки), архиепископ рукоположен с 06.08.1779 по 28.11.1786 архиепископ Астраханский и Ставропольский Екатеринославская и Херсонская (Екатеринославская и Херсонеса Таврического) С 1786 года Имена Сведения Амвросий (Серебренников), архиепископ бывший епископ Олонецкий и Каргопольский с 28.11.1786 с 22.12.1789 – местоблюститель Молдо-Влахийской митрополии 13.10.1792 (убит) Гавриил (Банулеско-Бодони), митрополит бывший митр, Молдо-Влахийский, экзарх Молдавии, Валахии и Бессарабии с 10.05.1793 по 21.12.1797 переименован митрополит Новороссийский и Днепровский Новороссийская и Днепровская С 21 декабря 1797 года. Кафедра в Новомиргороде Имена Сведения Гавриил (Банулеско-Бодони), митрополит бывший митрополит Екатеринославский и Херсонеса Таврического, экзарх Молдавии, Валахии и Бессарабии с 21.12.1797 по 29.09.1799 митрополит Киевский и Галицкий Афанасий (Иванов), епископ

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В Бутырках я сидел вместе с архиеп. Гурием (Степановым), бывшим ректором Казанской духовной академии. Он мне очень помогал. По его авторитету мне москвичи облегчали голодную жизнь очень хорошими посылками. Тихо совершали всенощные бдения и молитвы. Светские песни пелись громко, но уже религиозных петь нельзя было. При помещении в тюрьму у меня отобрали нательный крест. Забыли только, прохвосты, что это был значок по случаю 300-летия Дома Романовых, воздававшийся всем духовным лицам. По освобождении всё вернули и выдали билет на обратный проезд. Сидел со мной в одной камере другой свт. Николай (Никольский), епископ Елецкий. В ссылке мне много рассказывал дьякон Михаил Молчанов об иноческих подвигах моего товарища по академии архиеп. Тверского (1928 г.) Фаддея, но они не могут идти в сравнение с бдениями, пощениями и молитвами свт. Николая (Никольского). В камере 69 Бутырской тюрьмы койки наши стояли рядом. Ночью проснешься, а Святитель стоит на молитве. И так каждую ночь: удостоверяю. Православие его не в слове только, но и в деле: он одиннадцать раз до 1924 г. был арестован, почти всё свое святительство провел в тюрьмах и окончил мученическую жизнь в тюрьме — во Владимире, кажется. Паства любила его до самозабвения, это и причина, по которой его преследовали. Мне известно, что он очень сокрушался, что одно время считал митр. Сергия столпом Церкви. По словам рассказчика, эта скорбь и свела его в могилу: так он точно и нежно берег Истину исповедания. Не мог он пережить того позора, в который повергнута была Церковь декларацией митр. Сергия в 1927 г., до «интервью» он, к счастью, не дожил. Плакал бы он кровавыми слезами о той подлости, которую допустил митр. Сергий. В то время в Бутырках сидели митр. Серафим (Чичагов) , епп. Николай (Поликарпов) и Борис (Рукин) и великий подвижник архиеп. Феодор (Поздеевский) . Сидел и прот. Орлов, бывший ректор Московского богословского института, давно уже закрытого. Он получил 10 лет Сибирской ссылки — срок необычайный. Мне помогали в Бутырках христиане-созаключенные Хлебников и Карпычев. Со мной сидел и освободился один атлет поляк-католик. И он мне помогал.

http://azbyka.ru/fiction/moi-vospominani...

Таково, например, было исповедание мучеников, созерцанием бесконечных адских мучений препобеждавших слабость человеческой природы и в вере в эти бесконечные мучения почерпавших силу для мужественного перенесения жестоких пыток, даже самой смерти. Это видно из следующего показания святого Игнатия, который жил в самое время мученичества и который сам получил венец мученический. Держась благодати Христовой, они (мученика) презирали земные мучения, искупив себя в один час от вечных мучений, и огнь их жестоких мучений был для них прохладен, ибо они обращали внимание на то, чтобы избежать вечного и никогда неугасаемого огня. ( Еф. 16 ) Подлинные акты мучеников вполне подтверждают эти слова апостольского мужа. Так, святой Юлий мученик, один из семи замученных детей святой Фелицаты (f 50), на увещание принести жертву богам отвечал: «не сделаю, чего требуешь, ибо, кто исповедал Бога, тот получит жизнь вечную, а кто отрекся от Него, того постигнет вечное мучение». Святому Сильвану, брату его, приписываются следующие слова: «если мы устрашимся временной погибели, то подвергнемся вечному мучению в вечном огне» 397 . Святой Поликарп, когда его привели к орудиям казни, взывает к своему мучителю: «ты угрожаешь мне огнем, горящим временно и вскоре угасающим, потому что не знаешь об уготованном для грешников огне будущего суда и вечного мучения». У церковных писателей последующих веков мы находим не только простой перефраз или буквальное повторение слова откровения, чем они с несомненностью выражали свою и церковную веру в вечность мучений, но и стремление раскрыть согласие этой истины с другими богооткровенными истинами, более очевидно и существенно коренящимися в человеческой природе. С этой последней точки зрения на важнейшую, по их взгляду, в деле нравственного усовершенствования истину, Отцы Церкви обращались главным образом к указанию на ту логическую последовательность, с которой она вытекает из истинно христианского понятия о Боге и человеке, и об отношении последнего к Богу как существа свободного.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Воззвание, которое присоединяется к посланию Ефесской церкви: имеющий ухо, да слышит, что Дух (πνεμα) говорит церквам, – есть обычный в свящ. Писании призыв к внимательности ( Мф. 11:15 ; Лк. 8:8 ; Апок. 13:9 ). На вид выставляется не Иисус Христос, а Св. Дух не по чему-либо другому, как только по тому, что Св. Дух есть та сила, которая просвещала ветхозаветных пророков, апостолов и теперь самого Иоанна, а равно и вообще всякого верующего при условии откровения 167 . Конец 6 ст. заключает в себе обещание награды: побеждающему дам вкусить от древа жизни, которое посреди рая Божия (Бога Моего) 168 . Эта награда вполне соответствует предыдущему изображению достоинств ефесских христиан. Чем они особенно отличались и за что получили особенное одобрение, это – их строгая воздержность и ненависть к невоздержным николаитам. А поэтому им в награду обещается вкушение плодов древа жизни ( Мф. 5:6 ). Только что же это за древо жизни? По Андрею кесарийскому , это – «вечная жизнь, которая есть Сам Иисус Христос». Но такое определение слишком обще. И лучше, применительно к 22:2, это древо жизни принимать за то блаженное древо, которое в будущей жизни в Новом Иерусалиме будет составлять одно из условий и источников блаженства, подобно тому как и в первом рае таковым было древо жизни ( Быт. 2:11 ) 169 . Послание к Смирнской церкви (2:8–11) Город Смирна, так же как и Ефес, принадлежит к числу древнейших городов Малой Азии, расположен на берегу Эгейского моря и, как прежде, так и теперь, знаменит своею обширною торговлею. Просвещенная и славная в языческой древности, Смирна не менее славна и в истории первых времен христианства, как город, весьма рано озарившийся светом евангелия и удержавший среди смут многочисленных гонений в чистоте сердца, в трудах и терпении залог веры и благочестия. Скоро после апостольских времен Смирна видела перед собою образец христианских подвигов и мученической кончины в своем пастыре, св. Поликарпе 170 . На основании послания этого св. мужа к филиппийцам можно заключить, что Смирнская церковь возникла после 70 года 171 . Как церковь православного вероисповедания, Смирна и по сие время удерживает в чине церковной иерархии достоинство митрополии, имеет два храма и во внешнем своем состоянии превосходит все древние христианские города того края 172 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

Из числа почётных членов Академия в течении отчётного года лишилась пяти: а–б) Его Императорского Высочества, Великого Князя Сергия Александровича и Высокопреосвященного Сергия, Архиепископа Владимирского и Суздальского, состоявших почётными членами Академии с 1885 года; в) Преосвященного Виссариона, Епископа Костромского и Галичского, избранного в это звание в 1884 году; г) заслуженного ординарного профессора Московской Духовной Академии, Тайного Советника Николая Ивановича Субботина, избранного почётным членом в 1898-м году, и д) заслуженного экстраординарного профессора той же Академии, Статского Советника Павла Ивановича Горского-Платонова, состоявшего в таковом звании с 1899 года. —3— б) Личный состав почётных членов Академии к 1-му октября 1905 года. С 1880 года. 1) Обер-Прокурор Святейшего Синода, Статс-Секретарь, Действительный Тайный Советник Константин Петрович Победоносцев. С 1884 года. 2) Преосвященный Епископ Мисаил, бывший Могилевский и Мстиславский. С 1886 года. 3) Преосвященный Сильвестр, Епископ Каневский, викарий Киевской епархии. 4) Духовник Их Императорских Величеств, Протопресвитер Иоанн Леонтьевич Янышев. 5) Председатель Учебного Комитета при Святейшем Синоде, Протоиерей Пётр Алексеевич Смирнов. С 1887 года. 6) Член Учебного Комитета при Святейшем Синоде, Протоиерей Александр Поликарпович Владимирский. С 1892 года. 7) Высокопреосвященнейший Антоний, Митрополит С.-Петербургский и Ладожский. С 1893 года. 8) Высокопреосвященный Архиепископ Ионафан, бывший Ярославский и Ростовский. 9) Высокопреосвященный Димитрий, Архиепископ Казанский и Свияжский. 10) Настоятель Кронштадтского собора, Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев. 11) Член Государственного Совета, Сенатор, Действительный Тайный Советник Владимир Карлович Саблер. —4— С 1898 года. 12) Ординарный академик Императорской Академии Наук, заслуженный ординарный профессор Московской Духовной Академии, Действительный Статский Советник Евгений Евсигнеевич Голубинский. С 1899 года. 13) Высокопреосвященный Димитрий, Архиепископ Херсонский и Одесский.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  ЖУРНАЛ 11 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, об участии делегации Русской Православной Церкви в торжествах прославления святителя Богучарского Серафима в Софии. Справка: По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по приглашению Святейшего Патриарха Болгарского Неофита делегация Русской Православной Церкви во главе с председателем Отдела внешних церковных связей митрополитом Волоколамским Иларионом приняла участие в торжествах по случаю прославления святителя Богучарского Серафима, проходивших в Софии с 25 по 26 февраля 2016 года. В состав делегации Русской Православной Церкви также вошли наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря Москвы игумен Петр (Еремеев), ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, профессор Московской духовной академии протоиерей Владислав Цыпин, секретарь Отдела внешних церковных связей по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, архидиакон Геннадий (Орлов), протодиакон Константин Барган и доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета А.А. Кострюков. 25 февраля 2016 года при большом стечении молящихся у гробницы святителя Серафима на Подворье Русской Православной Церкви в Софии была совершена последняя панихида по новопрославленному святому. Крестный ход с иконой святителя Серафима при участии иерархов Болгарской Православной Церкви проследовал от Никольского храма к Патриаршему кафедральному собору во имя святого благоверного князя Александра Невского, где образ был торжественно встречен Святейшим Патриархом Болгарским Неофитом и главой делегации Русской Православной Церкви. 26 февраля Святейший Патриарх Болгарский Неофит в сослужении митрополита Волоколамского Илариона, архипастырей Болгарской Православной Церкви и членов делегации Русской Православной Церкви совершил в Патриаршем кафедральном соборе во имя святого Александра Невского Божественную литургию. На богослужении был совершен чин прославления архиепископа Богучарского Серафима (Соболева), включавший торжественное оглашение Деяния Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года, а также послания Патриарха и Синода Болгарской Православной Церкви о причислении архиепископа Богучарского Серафима к лику святых.

http://patriarchia.ru/db/text/4434244.ht...

«Обзор русской духовной литературы» «Обзор русской духовной литературы» представляет собой первый и единственный курс русской патрологии. Следуя святому Иерониму, написавшему книгу «О замечательных мужах» – первую историю христианской литературы, – архиепископ Филарет включил в свое сочинение произведения как русских святых отцов и писателей духовного чина, так и произведения светских лиц. В предисловии к своему сочинению архиепископ Филарет подчеркивает, что стремился написать именно обзор, а не историю литературы, а потому сознательно ограничивается краткими и самыми существенными замечаниями. Автор считает своим долгом упомянуть не только о писателях важных, но также непременно отметить и писателей малоизвестных, чтобы соблюсти научную объективность и полноту охвата исторических персоналий. «Обзор» состоит из двух книг общим объемом в 511 страниц (274 и 237). Первая книга состоит из четырех периодов и охватывает Русских духовных писателей от IX до XVIII веков. Первый период (862–1237 гг.) архиепископ Филарет начинает со святых просветителей славян Кирилла и Мефодия и завершает митрополитом Кириллом I, а также приводит сочинения безымянных авторов этого времени. Второй период (1237–1410) открывается трудами епископа Кирилла Ростовского и доходит до Епифания премудрого . Третий период-от святого митрополита Фотия до царевича Иоанна, сына Ивана Грозного, и составителя второй Новгородской летописи-охватывает время 1410–1588 гг. Наконец, четвертый период, обнимая годы с 1588 по 1720, включает как юго-западных, так и северных русских духовных писателей. Вторая книга дает обзор писателей XVIII и XIX века (1720–1863) начиная от непосредственных учеников Лихудов (Феодор Поликарпов Орлов) до таких известных фамилий как А.С. Хомякова, Ф.Н. Глинка, свящ. Петр Делицын, И.Н. Певницкий, В.И. Лебедев... Книга снабжена алфавитным указателем. Филарет (Гумилевский) работал над этим сочинением много лет, избрав для научной обработки отрасль знания, до него почти не затронутую в научно-богословских трудах. Первый раз книга увидела свет в 1859 году. После выхода второго издания в 1863 году, архиепископ Филарет много работал над дополнениями. Они печатались в неофициальной части «Черниговских епархиальных известий» и заняли с 1863 по 1865 годы до 290 страниц убористой печати (190 страниц дополнений к первой книге и 100 страниц дополнений ко второй). Некоторые параграфы были полностью переработаны. Сам Филарет намеревался издать эти дополнения в отдельной книге. В 1870 году его наследники намеревались сделать то же. Наконец, в третьем издании 1884 года эти дополнения были изданы и включены в самый текст книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010