Нестор Метанием 1877–1880. Флавиан Городецкий 1885. Серафим Жемчужников 1885–1887. Августин Гуляницкий 1887–1889. Иоанн Митропольский 1889–1910. Гермоген Максимов 1910. Екатеринбургская 21 Кафедра в Екатеринбурге Епископы Екатеринбургские и Ирбитские: Нафанаил Леандров 1885–1888. Кирилл Орлов 1888. Поликарп Розанов 1888–1891. Афанасий Пархомович 1891–1894. Симеон Покровский 1894–1896. Владимир Шимкович 1896–1897. Христофор Смирнов 1897–1900. Ирикей Орда 1900–1902. Никанор Каменский 1902–1903. Владимир Соколовский 1903–1910. Митрофан Афонский 1910. Екатеринославская 22 Кафедра в Екатеринославе (с 1804 г.) Архиепископы Славянские и Херсонские: Евгений Булгари (грек) 1775–1779. Никифор Феотоки (грек) 1779–1786. Екатеринославские и Херсонские: Амвросий Серебреников 1786–1793. Гавриил Бонулеско (Бодони) 1793–1799. Митр. Екатеринославские, Херсонские и Таврические: Афанасий Иванов 1799–1805. Еп. до 1801. Платон Любарский 1805–1811. Иов Потемкин 1812–1823. Феофил Татарский 1828–1827. Еп. До 1826. Онисифор Боровик 1827–1828. Гавриил Розанов 1828–1837. Еп. до 1832. Епископы Екатеринославские и Таганрогские: Анастасий Ключарев 1837–1838. Иннокентий Александров 1838–1853. Леонид Зарецкий 1853–1864. Платон Троепольский 1864–1868. Алексий Новоселов 1868–1871. Феодосий Макаревский 1871–1885. Серапион Маевский 1885–1891. Августин Гуляницкий 1891–1892. Владимир Шимкович 1892–1896. Симеон Покровский 1896–1911. Епископы Екатеринославские и Мариупольские (с 1 апр. 1911 г.): Симеон Покровский 1911. Агапит Вишневский 1911. Таганрогское викариатство, учр. в 1911 г. Епископы (в г. Таганроге): Феофилакт Клементьев 1911. Енисейская, учр. в 1861 г. Кафедра в Красноярске Епископы Енисейские и Красноярские: Никодим Казанцев 1861–1870. Павел Попов 1870–1873. Антоний Николаевский 1873–1881. Исаакий Положенский 1881–1886. Тихон Донебин 1886–1892. Александр Богданов 1892–1894. Акакий Заклинский 1894–1898. Евфимий Счастнев 1898. Забайкальская 23 Кафедра в г. Чите Епископы Забайкальские и Нерчинские:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Из представленного сухого перечня видно, как оживлена была церковно-строительная деятельность в Воронежской епархии при Св. Митрофане. Любопытны следующие черты из истории постройки этих церквей при Св. Митрофане; о постройке церкви в новом месте подавали Святителю челобитную жители тех мест, а о перестройке старых – священники, при чем им давалась на постройку благословенная грамота, за которую взыскивалось в Архиерейском Казенном Приказе пошлин 8 алтын 2 деньги да за печать к грамоте 3 алтына 2 деньги (всего около 3 руб. 50 коп. на нынешние деньги); в одном случае в «переписных книгах» когда церковь устроялась двух-престольная, взяты были двойные пошлины, именно 16 алтын 4 деньги да 3 алтына 2 деньги за печать. В таких же размерах взыскивались пошлины и при выдаче антиминса на освящение церкви. В селе Оськине вместо сгоревшей церкви Св. Митрофан благословил до постройки новой церкви построить часовню. Одна из новопостроенных церквей (собственно перестроенная) Покровская (или Пятницкая) церковь города Коротояка была теплая. По городам и уездам церкви и состоящее при них духовенство по переписным книгам 1705 года распределялись следующим образом: В городе Название местности церквей прото- попов прото- диаконов диаконов дьячков поно- марей Г. Воронеж Г. Елец Г. Костенск Г. Коротояк Г. Землянск Икорския слободы Битюцкия слободы Г. Острогожск Г. Усмань Г. Белоколодск Г. Демшинск Волость Мокрый Буерак В уезде Название местности церквей дьяконов дьячков пономарей Г. Воронеж Г. Елец Г. Костенск Г. Коротояк Г. Землянск Икорския слободы Битюцкия слободы Г. Острогожск Г. Усмань Г. Белоколодск Г. Демшинск Волость Мокрый Буерак Кроме указанных в таблице 9 городов было еще 3 безуездных городка: Орлов Воронежского уезда (2 церкви, 4 попа, 2 дьячка и 1 пономарь), Талецкий острожен Елецкого уезда (3 церкви, 4 попа и 6 дьячков) и Урыв острожен Коротоякского уезда (2 церкви, 3 попа, 1 дьякон и 1 дьячок). Таким оразом в 12 городских поселениях состояло по переписи 1705 года 68 церквей, при них 4 протопопа, 88 попов, 1 протодиакон, 15 диаконов, 45 дьячков и 25 пономарей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Voron...

Упоенный своими военными успехами, Лев составил несчастный план обратить в христианство как магометан, так и иудеев уничтожением икононочитания, которым соблазнялись и над которым смеялись те и другие. Предположенное уничтожение икон Лев начал довольно осмотрительно. Сначала он издал указ только против поклонения иконам, для чего приказал поставить их в церквах повыше, чтобы народ не лобызал их. Но народ был возмущен распоряжением императора и открыто выражал свое недовольство. Так, когда было приказано снять особенно чтимую икону Христа Споручника, стоявшую над воротами императорского дворца, масса православных, окружавшая лестницу, по которой взбирался солдат для исполнения приказания, столкнула лестницу и умертвила солдата. Икона все-таки была снята. Вскоре появился другой указ, которым повелевалось вынести из храмов все иконы. Епископы, противившиеся этому распоряжению, были низложены, защитников икон император сажал в темницы, предавал пыткам и отправлял в ссылки. Гонение Льва на св. иконы продолжал сын его Константин Копроним и внук Лев Козар, но имп. Ирина (супруга Льва Козара), ревностная почитательница икон, прекратила гонение и, для умиротворения Церкви, созвала 7-й вселенский собор в Никее в 787 г. На этом соборе была отвергнута иконоборческая ересь и определено поставлять и полагать в церквах вместе с изображением честного и животворящего креста и св. иконы и воздавать им почитательное поклонение, возводя ум и сердце к Господу Богу и святым, лики, которых на них изображены. Седьмым собором еще не закончилась иконоборческая смута. Ирина царствовала недолго. Преемники ее возобновили гонение на иконы и на всех поборников икононочитания. Наконец в 842 г. вступила на престол правоверная царица Феодора. Собранный по ее повелению поместный собор снова и окончательно осудил иконоборческую ересь и установил торжество православия, совершаемое доныне в православной церкви в первый воскресный день Вел. поста. § 25. Мужи апостольские и св. отцы и учители церкви Под именем мужей апостольских разумеются те учители церкви Христовой, которые были ближайшими учениками апостолов и первые после них трудились в распространении благовестия Христова посредством писаний. Хотя один из мужей апостольских (Поликарп) и говорит: «Ни мне, ни другому, подобному мне, не достигнуть мудрости блаженного и славного Павла, который ревностно и твердо преподавал слово истины»; тем не менее мужи апостольские перед всеми последующими отцами церкви имели то важнейшее и незаменимое преимущество, что были очевидцами деяний самих апостолов и непосредственными слушателями их живых, устных наставлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Восточнослав. буквари отличаются от предшествовавших им южнослав. большой и сложно организованной учебной частью. Обязательные составные части восточнослав. старопечатного букваря определились уже в первом букваре Ивана Фёдорова (1574): 1) алфавит (в прямом и обратном порядке в строку, иногда - вертикальными столбцами сверху вниз); 2) расположенные в алфавитном порядке слоги, вначале обычно двухбуквенные, затем трехбуквенные; 3) грамматический и орфографический материал: образцы спряжений или склонений, сведения об ударении и надстрочных знаках, иногда о знаках препинания; перечни слов, к-рые должны писаться под титлом; 4) азбучный акростих («Азбука толковая о Христе», или «Христова азбука», нач.: «Аз есмь всему миру свет»); 5) текстовая часть, включающая молитвы, Символ веры, отрывки из Свящ. Писания, катехизические тексты. В нек-рых Б. ц. я. (М., 1634, 1637, 1657, 1664, 1679, 1694) есть раздел («Число церковное», «Числа»), раскрывающий числовое значение церковнослав. букв. Материалы в Б. ц. я.- буквы, слоги, грамматические примеры, богословские сентенции - располагаются в алфавитном порядке. Эволюция восточнослав. букваря предстает как его структурно-тематическое усложнение. Расширялась грамматическая часть. Напр., в букваре 1657 г. в разделах «Просодия верхняя, или ударение гласа» и «Строчная препинания» кратко излагаются соответствующие разделы грамматики Мелетия (Смотрицкого) 1619 г. В ряде букварей в разделы о «просодии» включаются терминологические словарики, объясняющие названия ударений и знаков препинания. Ф. П. Поликарпов-Орлов ввел в свой букварь 1701 г. начальную фонетическую классификацию - «О разделении писмен славенских въкратце по грамматице». Симеон Полоцкий. Букварь языка славенска. М., 1679. Титульный лист Симеон Полоцкий. Букварь языка славенска. М., 1679. Титульный лист Усложнялась и текстовая часть Б. ц. я. В 3-й букварь Ивана Фёдорова (1578-1580), в анонимный букварь «Сиа книжка словенская, рекомая Грамматика» (Острог, 1598), в печатные буквари В.

http://pravenc.ru/text/153609.html

Питирим 1719–1738 с 1824 года архиепископ Иоанн Дубинский 1739–1742 Димитрий Сеченов 1742–1748 Вениамин Пуцек-Григорович 1748–1753 Феофан Чарнуцкий 1753–1773 Антоний Герасимов-Зыбелин 1773–1782 Иоасаф Заболоцкий 1782–1783 Дамаскин Семенов-Руднев 178З-1794 Павел Пономарев 1794–1798 Епископы Нижегородские и Арзамасские: 42 Вениамин Краснопевков-Румовский 1798–1811 с 1804 года архиепископ Моисей Близнецов-Платонов 1811–1825 Мефодий Орлов-Соколов 1826 Афанасий Протопопов 1826–1832 Амвросий Морев 1832–1835 Иоанн Доброзраков 1835–1847 Иаков Вечерков 1847–1850 с 1849 года архиепископ Иеремия Соловьев 1850–1857 Антоний Павлинский 1857–1860 Нектарий Надеждин 1860–1869 с 1867 года архиепископ Филарет Малышевский 1869–1873 Иоанникий Руднев 1873–1877 с 1877 года архиепископ Хрисанф Ретивцев 1877–1879 Макарий Миролюбов 1879–1885 Модест Стрельбицкий 1885–1889 Владимир Петров 1889–1892 Владимир Никольский 1892 Балахнинское викариатство Учреждено в 1866 году. Епископы (в Нижнем Новгороде): Макарий Миролюбов 1866–1867 Поликарп Гонорский 1868–1886 Димитрий Сомбикин 1887 Агафодор Преображенский 1888–1891 Иаков Пятницкий 1891–1892 Ювеналий Половцев 1892–1893 Алексий Опоцкий 1893 Новгородская Учреждена в 993 году. Кафедра в Новгороде. Епископы Новгородские: Иоаким Корсунянин, святой 992–1030 Лука Жидята 1035–1059 Стефан 1060–1068 Феодор 1069–1077 Герман, святой 1078–1095 Никита, святой 1096–1108 Иоанн Попин 1110–1129 Нифонт, святой 1129–1156 Аркадий, святой 1158–1163 Архиепископы Великоновгородские и Псковские: Илия, святой 1165–1186 Григорий, святой 1187–1193 Мартирий Рушанин, святой 1193–1199 Митрофан 1201–1211 Антоний Ядрейкович, святой 1211–1219 Митрофан, вторично 1219–1223 Арсений Хутынский 1223–1225 Антоний, вторично 1225–1228 Арсений, вторично 1228–1229 Антоний, третий раз 1229 Спиридон 1230–1249 Далмат 1251–1274 Климент 1276–1299 Феоктист, святой 1300–1308 Давид 1309–1325 Моисей, святой 1325–1329 Василий Копейка, святой 1331–1352 Моисей, вторично 1352–1359 Алексий 1360–1388 Иоанн 1389–1415

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, наше расколо-сектантство нельзя предоставлять самому себе, в надежде на всесокрушающую силу времени. Оно есть та упорная и заразительная болезнь церковного организма, для уврачевания которой должны быть приняты соответствующие медицинские средства. Миссия против него началась у нас гораздо позже, чем во многих других местах. Первым обратил серьёзное внимание на это дело Преосвященный Поликарп (1858–1867 гг.). Он сам был Орловским епархиальным миссионером в полном смысле этого слова и заботился о надлежащей постановке миссии в раскольнических приходах епархии; главным же помощником своим в этом отношении имел протоиерея г. Малоархангельска о. Иоанна Попова (впоследствии законоучителя Орлов. Классической Гимназии). К сожалению, дело, так хорошо начатое епископом Поликарпом, после его смерти, на некоторое время, если и не было оставлено совершенно, то, по крайней мере, отошло на задний план. Наконец, при Преосвященном Симеоне (1883–1889 гг.) его приняли на себя и доселе ведут отчасти Епархиальный Училищный Совет (с 1884 г.), а главным образом Православное Петропавловское Братство (учреждённое в 1887 г.). Впрочем, на первых порах, по недостатку средств, не смотря на все усилия еп. Симеона и особенно его преемника Мисаила Орловская епархиальная миссия обнимала собой лишь некоторые и притом очень немногие приходы. Только с 1897 года, при покойном Владыке Митрофане и благодаря его личной инициативе, Братство, получая от епархии денежную субсидию и учредив должность двух епархиальных миссионеров, стало простирать свою миссионерскую деятельность на все решительно расколо-сектантские пункты. В свою очередь, нынешний Орловский Архипастырь, Преосвященнейший Никанор, отличающийся особенной ревностью о повсеместном и всенародном школьном и книжном религиозно-нравственном просвещении своей паствы, энергично заботится о возможном расширении и всестороннем улучшении епархиальной миссии, принимает в ней личное участие своим словом, писаниями и прочими средствами и возгревает в других миссионерскую ревность своими нежно-отеческими и поощрительно-милостивыми отношениями к ним.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кораблева Павла, вол. из Костр. сем. Рожкова Сергея, вол. из Холм. сем. Алентова Николая, вол. из Вологод. сем. 50 . Никитского Павла, вол. из Моск. сем. Малинкова Ивана, болг., вол. из Софийск. сем. Копылова Евгения, вол. из Тобол, сем. Свящ. Порубина Михаила, вол. из Кишинев, сем. Щеглова Виктора, вол. из Моск. сем. 55 . Иванова Михаила, вол. из Полг. сем., причем, согласно § 139 академического устава, о принятии имеющих жен священников: Николая Залевского, Николая Стрекалова, Василия Теологова, Димитрия Введенского, Константина Майорова, Валентина Поликарпова, Константина Розова, Пимена Киселева, Павла Кораблева и Михаила Порубина, с дозволением им проживать с семействами на частных квартирах в Сергиевском Посаде, – представить установленным порядком на утверждение Святейшего Синода, с приложением требуемых указом Святейшего Синода от 24 сентября 1913 года за 15278 подробных сведений об их семейном положении. 2) Остальным лицам, державшим поверочные испытания: Вознесенскому Павлу (вол. Моск. сем.), Архангельскому Павлу (вол. Моск. сем.), Покровскому Сергею (вол. Моск. с.), Островскому Дмитрию (вол. Влад. с.), Протопопову Александру (вол. Моск. с.), Магницкому Николаю (присл. Влад. с.), Никольскому Борису (вол. Моск. с.), Никанорову Анатолию (вол. Орлов, с.), Покровскому Николаю (вол. Моск. с.), свящ. Розову Сергию (вол. Костр. с.), иеродиакону Гавриилу (Мануйлову), болгар. уроженцу (вол. Константиноп. с.), Сахарову Алексею (вол. Моск. с.), Соколову Александру (вол. Моск. с.), Садикову Николаю (вол. Влад. с.), Соколову Александру (вол. Вифан. с.), Сухозанету Павлу (вол. Волын. с.), Блоговещенскому Алексею (вол. Моск. с.), Введенскому Владимиру (вол. Моск. с.) и Маценко Максиму (вол. Новоузен. реальн. уч.), – получившим на испытаниях по одному (на письменных —562— испытаниях или на устных – при среднем балле ниже 3¾), по два и более неудовлетворительных балла, – отказать в приеме по недостаточной подготовленности их к слушанию академических лекций. 3) За исключением вышеупомянутых (п.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Преподавателем пения у нас был о. дьякон Василий Иванович Благонадежна про которого мы говорили, что он иногда (выпивши) бывает в качестве регента весьма «неблагонадежен». В музыке он был наиполнейший невежда, но как регент-практик-самоучка – весьма опытен. Степень его невежества мы, видя его нетрезвым, очень любили ему напоминать тем, что однажды мы взяли из физкабинета нормальный камертон «а» на деревянном резонансном ящике. Василий Иванович ударил по камертону палочкой с суконным валиком и пресерьезно по регентской привычке приложил к уху вместо камертона палочку, глубокомысленно сказав: «Неверно: cis !». Певец церковный он был очень опытный и очень любил пение, а переплетчик был еще лучше. Конечно, пение гимназического хора, очень хорошее при Константине Павловиче Соколове, упало после него. В мое время завелось пение на обоих клиросах; дирижировали сначала мои товарищи Поликарпов и Петров, потом Орлов и я. Шесть надзирателей в Первой гимназии были народ совсем иного покроя, чем О.О. Галимский во Второй гимназии. При мне главными надзирателями были Карл Иванович Шмидт и Владимир Карлович Берг, а вторыми – четверо: Павел Агеноров, Осман Узеевич Саинов (татарин), Николай Николаевич Громов, Василий Александрович Тюфяев. Позднее Громова заменил Николай Николаевич Кудряшев, брат нашего инспектора. О Берге и, частию, о Тюфяеве было упомянуто только что. Карл Иванович Шмидт – престарелый преблагодушнейший немец, преплохо говоривший по-русски – был по ремеслу сапожник, зачем-то попавший в надзиратели. Мы очень любили подстерегать момент, когда Карл Иванович, стоя против нашего класса с часами в руке, важно говорил служителю в надобную минуту: «Жвони», то есть «звони». Он был очень дряхл. Каков он был в качестве надзирателя, догадаться нетрудно. Из других надзирателей припоминаю только Павла Егоровича Агенорова, да и то только потому, что как-то на Святках мы ходили «ряжеными», были у него и довольно наплясались под его музыку, так как он довольно бойко играл на скрипке, держа инструмент не у подбородка, а по-татарски, у левого бока.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Из приведенных свидетельств Евсевия и святого Иринея открывается, что Папий защищает хилиазм не на основании собственных своих соображений, а на основании преданий, очевидно, апокрифического характера. От этого Евсевий и отзывается, как мы видели, о нем, как о человеке простодушном и недалеком по своему уму 166 . Действительно, в формах представления блаженства праведников в 1000-летнем Христовом царстве у Папия преобладает целый ряд самых затейливых идиллических образов и представлений, созданных пылкой и необузданной фантазией. О духовных радостях и наслаждениях здесь ничего не говорится. Какое значение усвоил сам Папий всем этим заимствованным из предания образом, приписывал ли он им буквальную точность, и какое место отводил удовлетворению потребностей духовных, по невыясненности этого вопроса самим Папием, сказать трудно. Дело в том, что выражение чисто духовных понятий под формой чувственных образов составляло прием весьма употребительный в ветхозаветной и христианской письменности. Мирное пребывание вместе волка с ягненком и рыси с козлищем, земля текущая медом и молоком, – вот выражения древних пророков о царстве Мессии. Такой способ выражения был вообще в духе того времени и места, когда и где жил Папий. Во всяком случае, представления Папия резко отличаются от грубых хилиастических представлений иудейского характера, в которых на первом плане стоят узкие национальные интересы, – преобладание иудеев над всеми народами. Во II веке хилиастические ожидания с особенной силой продолжают распространяться между христианами. Этих ожиданий не чужды были такие знаменитые отцы и учители того времени, как святой Иустин мученик  и святой Ириней, епископ Лионский. Условия, благоприятствовавшие развитию и распространению хилиазма в это время, заключались в жестоких гонениях, воздвигаемых на Церковь Траяном и М. Аврелием, среди ужасов которых верующие укрепляли себя надеждой увидеть в недалеком будущем конец мира, наступление Второго славного пришествия Господа и устроение Им земного 1000-летнего царства, в котором бы все истинно верующие в состоянии были получить вознаграждение за все те лишения, которые они претерпевали до сего времени. О распространенности хилиазма между верующими II века лучшие свидетельства представляют, с одной стороны, святой Иустин мученик , который первый из представителей христианского хилиазма пытается обосновать справедливость своих хилиастических убеждений прочными аргументами, а с другой – святой Ириней Лионский , ученик Поликарпа и Папия, переселившийся из Малой Азии в Галлию и пересадивший чу да хилиастические воззрения.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Дай Бог, чтобы достоблаженный о. Макарий соделался для нашего Орловского и в частности Болховского края таким же многомощным предстателем за него и молитвенником пред Господом, каковым считается по отношению к нему равноапостольный просветитель его, Священ. Муч. Иоанн Кукша, и в частности для Брянского края преподобные Поликарп и Олег, Брянские чудотворцы, и каковым является для соседственного нам Тульского и в частности Белевского края Преподобный Макарий Жабынский, Белевский чудотворец, для Калужского края – Преподобные Тихон Калужский, Пафнутий Боровский и Праведный Лаврентий, для Воронежского – Святители чудотворцы – Митрофан Воронежский и Тихон Задонский , для Курского – Белоградского – нетленно почивающий Святитель Иоасаф Горленко, и для Черниговского – новопрославленный Угодник Божий, Святитель – Чудотворец, Феодосий Углицкий. Будем же твердо веровать, что все сие и исполнится по желанию сердца нашего для высшего нашего блага, для большего и большего нашего совершенствования при свете религии Христовой в истинно-православном ее понимании и исповедании. А сие несомненно может быть при том необходимом условии, если мы свое благоговейное отношение к памяти о. Макария будем тщательно сообразовать с священным заветом Апостола Христова: „Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие, их же взирающе на скончание жительства, подражайте вере их». ( Евр. 13:7 ). Член Орлов. Учен. Архив. Комиссии и Подкомиссии, Священник – Законоучитель Илия Ливанский. Сочинения Священника Законоуч. Илии Ливанского 1) «Каин. и Авель», библ. поэма в стих., ц. 15 коп., с перес. 20 коп. 2) «Многостр. Иов», б. п. в ст., с рис., 2 изд., ц. 15–20 к. 3) «Св. Св.-муч. Иоанн Кукша, Просветитель Вятичей», стихотв., ц. 7–10 к., 4) «Преп. Тихон, Калуж. Чудотв.», стихотв. «по нов. исполн. 10 июня 1892 г. 400–л. со дня его блаж. кончины», – нет в ирод. 5) Тоже стихотв. в юбил. изд. «Тих. Пустынь 16 июня 1892 г. Праздн. 400–л. со дня блаж. конч. (1492 года 16 июня ) основ. пуст., Пред. Тихона, К.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010