Присматриваясь далее к святым, которых русская церковь канонизировала в этот период, не трудно заметить между ними очень важное различие. Одни из них вскоре же после своей смерти были причислены к лику святых и стали прославляться во всей Русской Церкви; причем о канонизации большей части этих святых всеобщей, а не местной, сохранились положительные сведения. Другие же святые неопределенное время были только местно-чтимыми святыми; всеобщее же почитание их в Русской Церкви началось не ранее конца XV века, а некоторых, как увидим, даже и позднее, но все-таки до соборов 1547 и 1549 г.г. О местно канонизации святых последнего рода, хотя и не всех, сохранились более или менее ясные и определенные сведения; между тем как о всеобщей их канонизации сведений никаких не сохранилось. Кроме этих двух классов святых, формально канонизированных, были в это время, равно как и в последующее, святые, настоящим образом не канонизированные, но которые однако местно чтились. К последнего рода святым можно отнести следующих: Мстислава Владимировича, по христианскому имени Федора (ум. 1132), и затем некоторых подвижников печерских; в Чернигове – князя Игоря Ольговича, убитого в 1147 году в Киеве, и вскоре перенесенного отсюда в Чернигов; в Смоленске – преп. Авраамия и Меркурия Смоленских; в Пскове – князей Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея; во Владимире на Клязьме – Авраамия, мученика Болгарского 143 , князя Георгия Владимировича, убитого татарами в битве на р. Сити в 1238 году, февр. 4; в Ростове – князя Василько Ростовского, взятого в плен татарами после сражения на р. Сити и замученного ими; в Рязани – князя Романа рязанского, замученного в Орде в 1270 году, 11-го Июля; в Ярославле – князей Василия и Константина Всеволодовичей; в Новгороде – блаж. князя Владимира Новгородского и матерь его Анну 144 . Это местное почитание всех этих святых без сомнения служило подготовительным путем к канонизации церковной. И действительно, как увидим, очень многие из этих святых, местно чтимых в этот период, в последующее время одни собрами 1547 и 1549 годов, другие после них формально были канонизированы Церковью. Вот почему мы в настоящем случае и не будем говорить о всех этих святых, а скажем о них тогда, когда будем рассматривать следующие за этим периоды канонизации. Часть первая

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В лето убо 6684-е (1176) прииде из Киева во Владимир брат его, Михайло Юрьевич, и изби убийцы брата своего, и телеса их вверже в озеро. А жену его повеле повесити на вратех и расстреляти ю изо многих луков, да накажутся и прочии впредь таковая не творити ктому. И седе на великом княжении во Владимире, и быв лете едино, и умре. И в лето 6685 (1177) седе на великое княжение во Владимире великий князь Всеволод Юрьевич, и пристави к церкви Святыя Богородицы четыре верхи, юже брат его созда, князь великий Андрей Боголюбский, и позлати я, а на своем дворе постави церковь каменну великомученика Димитрия, и верх ея позлати. И бысть имя его славно по всей земли, и на татарех дань имал, и владяше всею землею Русскою и до моря Волгою, 36 лет княжив и преставися в лето 6720 (1212) апреля в 25 день. И по нем начаша княжити сынове его и сродичи, и Быша между ими брани мнози, и нахождения поганых татар на Русскую землю, и пленение Русской земли, и побиение многих князей русских от татар, и бысть княжения их лет 25. Оттоле начат Русская земля работати 483 татаром. Посем начат княжити во Владимире великий князь Юрий Всеволодич, при нем же бысть батыевщина. В лето 6745-го (1237) за умножение грех наших приходил на Русскую землю злочестивый царь Батый. Тоя же зимы взяша татарове град Москву и князя Владимира Юрьевича взяша, и воеводу Филиппа Няния убиша, и вся люди посекоша и поплениша. И в лето 6746 (1238) благоверный великий князь Юрий Всеволодич убиен бысть от безбожных татар на реце на Сите. Кирилл же епископ идый с Бела озера, взят тело великого князя и положи е в Ростове, в церкви Святыя Богородицы. Сего сынове Всеволод, Мстислав, Владимир. Того же 746-го (1238) году прииде из Великого Новгорода брат великого князя Юрия, Ярослав Всеволодич, и седе на великом княжении во Владимире, а сына своего, князя Александра, остави в Великом Новгороде. И повеле привести тело брата своего, великого князя Георгия, и срете 484 его сам и весь град. Сей убо великий князь Георгий Новгород Нижний созда и монастырь Пресвятыя Богородицы Печерския. Пребысть же на отчи столе во Владимире 24 лета. Того же 746-го (1238) году преставися князь великий Ярослав Всеволодович во Орде нужною 485 смертию. И прииде из Великого Новгорода во Владимир великий князь Александр Ярославич и поиде к Батыю во Орду. Видев же его Батый, удивися величеству и доброт его и, почтив его, отпусти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ставити по всмъ градомъ, а самъ създа църковъ въ им 1215 свты 1216 Богородица, 1217 дививъ. 1218 нколико лтъ иача болти. къ Бог мсца ил 15. 1219 Тло го положиша въ цьркви свты Богородица, 1220 самъ създа. 1221 И плакас го множьство людии: ко отца, люди 1222 ко сироты ко помощнка, нищи вдовици ко 1223 Да 1224 како т по дъстонию 1225 похвалити, створшаго дло равно апостоломъ. Хвалить бо 1226 Римьска и Павла, Аси Богословца Марка, Антохиска Луку, Андр, 1227 вс Русьска кнжь 1228 ко Господн апостола. псньми 1229 памть твою похвальны внца 1230 прииосим ти, Радус, примыи рукы 1231 Бога! Радус, свта главо, вожю иашь, м тмы, свтъ Радус, самого Ра 1232 зрасти намъ свты лторасли, 1233 свта 1234 Бориса и Глба, 1235 нын русьсти насыщаютс, 1236 Радус, вры Христовы, 1237 льстно з Руси, взоравъ 1238 всю Русьскую 1239 свтым книгами, нихъ жнють русьсти руковти 1240 покань 1241 . Друзи 1242 дть 1243 пищю въ царствии сподобимс 1244 и мы, гршни 1245 о свохъ 1246 Проложное житие 1-го вида В тот святого и князя Владимира, Русскую. Этот Владимир был сын Святослава из рода варяжского. Сначала он истово поклонялся идолам по преданию отцов. Когда Бог пожелал избрать Себе новых людей, вдохнул в него благодать Святого Духа, и очнулся, как от сна, от лютого идолослужения, и послал ко всем народам узнать об их законе, как они веруют. 1247 И познав святую греческую веру, подобную свече на светильнике, сказал про себя: «Сделаю так, пойду в землю их и пленю города их, и найду учителей». 1248 Что задумал, то и сделал: пошел и взял город Корсунь и послал к греческому царю со словами: «Отдай за меня свою сестру. Если же не отдашь, то сделаю с твоим городом то же, что и с этим». Он же отвечал: «Нет здесь такого обычая, христиан отдавать замуж за язычников. А если крестишься, то и ее получишь, и больше этого – Царствие Небесное». И сказал Владимир: «Сделаю так. Пусть пришедшие от тебя с царицею крестят меня». 1249 В то время у Владимира заболели оба глаза. И сказала, послав к нему, царица: «Если не крестишься, не избавишься от этой болезни». Он же сказал: «Крестите меня, потому что для этого призвал вас». И когда его крестили, совершилось великое чудо: когда он вошел в святую купель, его глаза открылись, словно никогда и не было болезни. Прозрев, восхвалил всеобщего Бога и, просвещенный, радовался душой и телом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4 декабря 1578 (7087) года была куплена за 8 рублей у Якова и Константина, Самсоновых детей, «царева государева» черная деревня в Каргопольском уезде на Волдозере у Ситовой горы треть обжи Вашевской деревни со всеми угодьями 1232 . В том же декабре (22-го числа) 1578 (7087) года Кириллову монастырю была продана Игнатием и Лазарем Никифоровыми, их детьми, «и Борисом, и Родионом» царева государева деревня в Каргопольском уезде на Водлозере (Наказов?? на Казно?) наволок без четверти обжи со всеми угодьями за 20 рублей 1233 . Наконец, в течение сентябрьского 7086–157 7 / 8 года были заключены еще следующие сделки: игумен Козьма купил у кашинца, посадского человека, Леонтия, Тимофеева сына Бабина, двор его с садом, огородом и хоромами за 15 рублей 1234 . Каргополец Павел Зиновьев дал анбар в Каргополе у Рождества Христова против своего места на реке Онеге» на «Режу исподней и верхней» и на мосту, по которому ходят к анбару, одну треть 1235 . Григорий, Савельев сын, Истома, черной Умской волости крестьянин, продал в Кириллов монастырь четверть лука угодья своего «в Умской волости меж волощаны Умляны со всеми ловлями», «да двор в Умбе с хоромами», «а взял на том на угодье и на дворе десять рублев московских казенных денег» 1236 . Богдан Иванов сын Угорницын дал двор с хоромами (ценою в 50 рублей) на Москве, на Тверской улице у Василья Святого, из города идучи на правой стороне («а под двором место гостиное брата своего Гаврила Яковлева сына Вощещникова по его приказу») 1237 . Итого земельных крепостей в 1578 году (не считая мены) было заключено 14. В следующем 157 8 / 9 году число сделок уменьшилось: были заключены лишь пять купчих и получены вклады по четырем данным. 27 июня 1579 (7087) года Иван Грозный, по челобитью игумена Козьмы, дал в Новгород «для их (т. е. старцев) приезду и на запасы двор на Ильине улице, у Преображенья Спасова Семейкинской Кречетникова». По сведениям писцовых книг 81-го (157 2 / 3 ) года, этот двор был не тяглым и занимал место – поперег 22 сажень, а в длину – 36 1 / 2 сажен «да под ним-же» было место белое не тяглое поперег 6 сажень, а в длину 16 сажен» 1238 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

1228 Βλστημα, или ниже – 97, С: ρβδος α βλστημα αυτος, γουν, φυ α ανατολ Евр.: – цема: отпрыск, отрасль, отросток, росток. Ак. ναφυ, Симм. βλστημα, по код: 86 у Field’a, – ср. Иерон. 1456. А. 1229 Επρπειαν κοι δξαν. Ср. Иерон. славу, то есть венец другого, по-еврейски hod et ab alio λιδοξτης, ab alio υππεια, ab alio αρετ, ab alio δξα seribitur, quae vel inclytum, vel decovem, vel virtutem. vel gloriam sonant (1456 B). 1231 S. Germani de haeresibus et synodis. Migne. t. 98, col. 77–78–A: πσκοπος Νακωλεας πολχνης τν Φρυγν παρχας: cnf. Wiltzsch. а. а. О. S. 417. Герман называет Константина ξυρχος τε α γτωρ иконоборческого движения, cnf. Mansi, t. XIII, col. 199–200 А: Иоанн, местоблюститель восточных патриархов на 7-м соборе, рассказав о гонении на иконы со стороны халифа Иезида 2-го, продолжает, τυτων κηκος – ψευδοεπσκοπος Νακωλεας κα ο κατ’ατν, μιμσαντο τος παρανομους Ιουδαους κα τος σεβες ραβας... cp. Деян. вс. с. р. п. т. 7, изд. 2-е стр. 204 и 159 – слова Тарасия. 1232 De haeresibus et synodis, ibid. col. 77–78. A Константин ψιλ τ το γρμματος ϑεωρ ν τ τν Θεοπνεστων Γραφν ναγνσει προσεγηνς, καινουργεν παρ τ εροπρεπς κπεφασμνа παρεδογμτιζε α τας πατρικις κατεξανστασϑαι παραδσεσιν νϑωπλζετο. 1234 K. Schwarzlöse Der Bilderstreit, ein Kampf der griechischen Kirche um ihre Eigenart und um ihre Freiheit, Gotha, 1890, S. 44–45. 1235 Germani ep. ad Ioaunem, ep. Synadensem. Migne t. 98, col. 155–156–C., cp. Деян. вс. соб. в рус. пер. т. 7, стр. 156. 1236 Germani epist. ad Constantinum, ep Nacoliae. Migne. ibid. col 163–164–A–B. Деян. вс. соб. в рус. пер. т. 7-й, стр. 159. 1237 Epistola ad loannem, ер. Senadensem. ibid. col. 161–162–B. Деян. вс. соб. в pyc. пер. т. 7. стр. 159. 1238 Так думаем на основании требования Германа, обращённого в письме к Константину, „оказать (митрополиту Синаидскому) почтение и стать к нему в приличное дли священников положение“. Migne. ibid. col. 163–164–А. Деян. вс. соб. в рус. пер. т. 7-й, стр. 159.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Парафраз стихиры на стиховне на вечерне 7–го августа, «Слава и ныне». 1230 Месяца августа в шестый день на литии стихира третия. 1231 Григорий Богослов, Слово 40, 6 — PG 36, 365А. 1232 Он же, Письмо 101 к Клидонию — PG 37, 181В. 1233 Цитата не идентифицируется. 1234 Григорий Нисский, О душе и воскресении, 3 — PG 46, 104В. 1235 1 Кор. 15:28. 1236 Григорий Богослов, Слово 30, 6 — Barbel, 184/PG 36, 112В. 1237 На соборе в июне 1341 г. См.: Соборный томос 8 — PG 151, 682. 1238 См.: Василий Великий, Шестоднев, 2, 5 — PG 29, 40С. 1239 Цитата или аллюзия не идентифицируются. 1240 Быт. 1:1. 1241  Быт. 1:1. 1242 Василий Великий, Шестоднев, 2, 5 — PG 29, 40. 1243 Евр. 1:14. 1244 Притч. 13: 9. 1245 Кол. 1:12. 1246 Василий Великий, Шестоднев, 2, 6 — PG 29, 40С–41А. 1247 Буквально: «состоящим из плотных частей». 1248 Буквально: «находящихся в заговоре против самих себя». 1249 Т. е. из расположенных выше небесной тверди. 1250 Такое выражение у других авторов не встречается, но Liddell–Scott дает сходные: «ν θαματι ποιεσθαι» (Plu. Pomp. 14) и «δια θαματος σχεν» (Hdn. 2. 2. 7). 1251 Буквально: «маски» (προσωπεου). 1252 Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 45 (5, 41) — PG 91,1168А. 1253 1–й Соборный томос, 46 — PG 151, 688С. 1254 Иер 23:18. См.: выше прим. к 2, 4, 10. 1255 Григорий Богослов, Слово 28, 19, PG 36, 52В. 1256 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 12 — PG 96, 564C. 1257 Василий Великий, Беседы на шестоднев, 2, 5 — PG 29, 40С. 1258 Притч. 13:9. 1259 Кол. 1:12. 1260 Василий Великий, Беседы на шестоднев, 2, 5 — PG 29, 40С–41А. 1261 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 3 — PG 96, 549C. 1262 1 Кор. 2:9. 1263 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 15, PG 96, 569A. 1264 Там же, 16 — 569В. 1265 Там же, 17 — 572В. 1266 Там же, 8 — 560В. 1267 Андрей Критский, Слово на Преображение, PG 97, 948АВ. 1268 Там же, 945С. 1269 Там же, 933 С. 1270 Григорий Богослов, Слово 29, 19. 1271 Он же, Письмо 101 к Клидонию — PG 37, 181АВ. 1272 Фил. 2:5. 1273

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

1211.  Рожденное от Духа есть дух (Ин. 3. 6). 1212. Ин. 6. 63. 1213. Мф. 5. 3. 1214.  Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (Пс. 50. 19). 1215.  Блаженны плачущие… (Мф. 5. 4). 1216.  Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5. 5). 1217.  Ты прах и в прах возвратишься (Быт. 3. 19). 1218.  Кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира (Пс. 36. 11). 1219. Мф. 5. 6. 1220. Мф. 5. 48. 1221. Мф. 5. 7. 1222.  Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5. 8). 1223. Преподобный Исаак Сирский. Слово 48. 1224. Мф. 5. 9. 1225. Духовные наставления блаженного старца Серафима Саровского. Глава 10, о подвигах. Изд. 1844 года. 1226. Преподобного аввы Дорофея поучение 13, о терпении искушений. 1227. Там же. 1228. Пс. 50. 7. 1229. Рим 7. 14; 17. 20. 1230. Рим 7. 14; 8. 8. 1231. Рим. 7. 24; 8. 2. 1232. Преподобного аввы Дорофея поучение 1, об отвержении мира. 1233. Гал. 5. 24. 1234. 4-е изречение аввы Лонгина. «Достопамятные сказания». 1235. 1 Пет. 4. 1. 1236. Святой Исаак Сирский. Слово 43. 1237. Слово 4, гл. 6. 1238.  Я одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое. Я ходил скорбный, с поникшей головою, как бы оплакивающий мать (Пс. 34. 13–14). 1239. Преподобный Нил Сорский называет их мысленными падениями. Слово 3. 1240.  Семь раз упадет праведник и встанет (Притч. 24. 16). 1241. 1 Пар. 21. 1. 1242. Преподобный Нил Сорский. Слово 3. 1243. Старца Серафима, глава 10. 1244. Мф. 5. 8. 1245.  …Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2. 4). 1246. Главы богословские и деятельные, гл. 4. Добротолюбие. Ч. 1. 1247. Преподобный Марк Подвижник. О законе духовном, гл. 32. 1248. Преподобный авва Дорофей. Поучение 13. 1249.  Враг не превозможет его, и сын беззакония не притеснит его (Пс. 88. 23). 1250.  Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием (Кол. 2. 18). 1251. Флп. 2. 5–8. 1252. Беседа 7, гл. 4. 1253. Беседа 8, гл. 5. 1254. 2 Кор. 9. 13–15. 1255.  Блаженны плачущие ныне, блаженны алчущие ныне и горе вам, пресыщенные ныне, горе вам, смеющиеся ныне (Лк. 6. 21. 25).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1215. Блаженны плачущие… (Мф. 5. 4). 1216. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5. 5). 1217. Ты прах и в прах возвратишься (Быт. 3. 19). 1218. Кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира (Пс. 36. 11). 1219. Мф. 5. 6. 1220. Мф. 5. 48. 1221. Мф. 5. 7. 1222. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5. 8). 1223. Преподобный Исаак Сирский. Слово 48. 1224. Мф. 5. 9. 1225. Духовные наставления блаженного старца Серафима Саровского. Глава 10, о подвигах. Изд. 1844 года. 1226. Преподобного аввы Дорофея поучение 13, о терпении искушений. 1227. Там же. 1228. Пс. 50. 7. 1229. Рим 7. 14; 17. 20. 1230. Рим 7. 14; 8. 8. 1231. Рим. 7. 24; 8. 2. 1232. Преподобного аввы Дорофея поучение 1, об отвержении мира. 1233. Гал. 5. 24. 1234. 4-е изречение аввы Лонгина. «Достопамятные сказания». 1235. 1 Пет. 4. 1. 1236. Святой Исаак Сирский. Слово 43. 1237. Слово 4, гл. 6. 1238. Я одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое. Я ходил скорбный, с поникшей головою, как бы оплакивающий мать (Пс. 34. 13–14). 1239. Преподобный Нил Сорский называет их мысленными падениями. Слово 3. 1240. Семь раз упадет праведник и встанет (Притч. 24. 16). 1241. 1 Пар. 21. 1. 1242. Преподобный Нил Сорский. Слово 3. 1243. Старца Серафима, глава 10. 1244. Мф. 5. 8. 1245. …Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2. 4). 1246. Главы богословские и деятельные, гл. 4. Добротолюбие. Ч. 1. 1247. Преподобный Марк Подвижник. О законе духовном, гл. 32. 1248. Преподобный авва Дорофей. Поучение 13. 1249. Враг не превозможет его, и сын беззакония не притеснит его (Пс. 88. 23). 1250. Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием (Кол. 2. 18). 1251. Флп. 2. 5–8. 1252. Беседа 7, гл. 4. 1253. Беседа 8, гл. 5. 1254. 2 Кор. 9. 13–15. 1255. Блаженны плачущие ныне, блаженны алчущие ныне и горе вам, пресыщенные ныне, горе вам, смеющиеся ныне (Лк. 6. 21. 25). 1256. «Подражание», Кн. 3, гл. 2. 1257. Ин. 19. 24. 1258. Преподобный авва Дорофей. Поучение 2.

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

9 . Его родители радовались тому, что Господь удостоил их подарить такого сына. И когда они уже приближались к старости, то очень тревожились за него и много молились за сына. И в то время как они волновались, появился им Ангел и внушил им уверенность в спасении их сына. Они были обрадованы и возносили хвалу Господу за сына и за разговор с Ангелом. Гермерий же молился, говоря: «Господь Бог моего спасения, Ты снисходителен, и я прошу Тебя. Духом владычественным утверди меня и избавь меня от кровей, Боже 1237 ». После этого он возвел монастырь в месте Дукс и освятил алтарь в честь святого епископа и проповедника Мартина. Поэтому он собрал и всех рабов и всю семью из других мест к себе, и все, что из других мест привез в Дукс, поместил в лачугу, и поставил перед своим домом мужей, раздающих милостыню. И, возвращаясь к тому, что не было рассказано, следует добавить, что, когда он был еще дьяконом, Господь при его помощи совершил множество чудес. Ведь благодаря его молитве Господь сделал, чтобы многоводнейший источник заструился, и сухое лавровое дерево зазеленело. Он даже излечил двух прокаженных и изгнал знаком креста из трех человек демонов, а также именем Господа потушил загоревшийся дом. 10 . Сам епископ прожил, молясь, выполняя пост и давая милостыню, 36 лет, владея множеством рабов и рабынь. Безусловно, дьявол, желая атаковать его, послал чуму на стадо и сделал так, чтобы в одну ночь все стадо погибло. И пришли пастухи со слезами, чтобы известить [его]. Но он же спокойно ответил им: «Разве вы не оплакиваете грехи? Или о чем плачете? Или вы не знаете, что мы теперь не есть от мира сего, и кто имеет жизнь, тот не испробует смерть. Поэтому нам не позволено иметь светские богатства, так как кто не выносит мирское, тот почитает Господа. Потому что сам сказал: Не любите мира, ни того, что в мире 1238 , ведь таково есть испытание дьявола, и они погибли за наши грехи. Господь дал, Господь и взял, да будет имя Господне благословенно! 1239 » И еще раз это бедствие пришло, и все рабы и рабыни умерли, и святой до глубины души опечалился над мертвыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

в) Августин: “сначала создано вещество смешанное и неустроенное, из которого произошло все, что явилось потом разделенным и устроенным. Сие-то веще­ство, думаю, Греки называют хаосом, как и в другом месте читаем: Ты сотворил мир из необразного вещества ( Прем. 11:18 ), или, по иным кодексам, из вещества невидимого. Это вещество, не имеющее формы, которое Бог сотворил из ничего, названо небом и землей; и сказано: в начале сотворил Бог небо и землю не потому, чтобы они тогда же действительно и произо­шли, но потому, что могли произойти; точно так, как если бы мы, смотря на семя дерева, сказали, что тут и корни, и сила, и ствол, и плоды, и листья, то сказали бы не потому, конечно, что все это уже есть, но потому, что все это имеет произой­ти”. 1235 Подобным же образом рассуждали святой Иоанн Златоуст , Иларий, Епифаний, 1236 Амвросий, 1237 Севериан, Григорий Великий и другие. 1238 2 . Моисей изображает происхождение всего мира вещественного (космогонию), а не одной земли (не геогонию). Ибо говорит, во-первых, что Бог сотворил небо и землю, т.е. весь мир; за тем упоминает о сотворении света, о сотворении тверди небесной, о сотворении светил, солнца, луны и звезд. Но с дру­гой стороны, очевидно, что главным образом и с особенной подробностью Моисей описывает происхождение земли с различ­ными ее обитателями, а неба и вещей небесных касается как бы мимоходом, в той мере, как они имеют отношение к земле. Посему-то при описании третьего, пятого и шестого дней творения говорит только, что сотворил Бог на земле, и умолчал о том, что в тоже время сотворил Бог на небе или на телах небес­ных, хотя, по всей вероятности, и в эти дни действия творче­ской силы не ограничивались одной землей. 1239 По той же причине, повествуя о создании светил небесных, упоминает только о назначении их частном, какое они имеют относительно к земле, дает им имена, приписывает свойства такие, какие можно дать и приписывать им только с земли. 3 . Моисей повествует о первоначальном происхождении мира и земли, а не о преобразовании их. Ибо пишет: в начале со­творил Бог небо и землю, т.е. сотворил тогда, когда не было еще ничего. Далее: и сказал Бог: да будет свет. И стал свет.., да будет твердь..., да будут светила на тверди небесной...: все такие выражения, которыми ясно предполагается предшество­вавшее небытие. Наконец заключает свое описание словами: Так совершены небо и земля и все воинство их ( Быт. 2:1 ); значит, совершились, окончены только теперь, а прежде не суще­ствовали. Следует присовокупить, что и Иудеи и все Христиане первых веков единодушно принимали, что Моисей описывает здесь сотворение Богом мира и земли, а не преобразование.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010