В браке с кн. Васильком Константиновичем у М. М. родилось 2 сына: ростовский кн. Борис Василькович (24 июля 1231 - 16 сент. 1277) и ростовский и белозерский св. блгв. кн. Глеб Васильевич (2.05.1236 (или 1237) - 13 дек. 1278). В 1238 г. новый Владимирский св. блгв. вел. кн. Ярослав (Феодор) Всеволодович закрепил за ними права на Ростовское княжество, включавшее помимо Ростова города Белоозеро, Гледен и Устюг. Поскольку княжичи были еще малолетними, то опеку над ними осуществляли М., св. блгв. вел. кн. Ярослав Всеволодович, угличский св. блгв. кн. Владимир (Димитрий) Константинович и еп. Кирилл II. В 1244 и 1246 гг. вместе с ближайшими родственниками кн. Борис Василькович посещал Орду, где получил от царевича Батыя ярлык на Ростовское княжение. По-видимому, в 40-х гг. XIII в. М. М. еще поддерживала связи с Черниговом. Осенью 1246 г. ее старший сын сопровождал в Орду своего деда Черниговского св. блг. вел. кн. Михаила Всеволодовича, где стал свидетелем его мученической кончины. В 1248 г. с целью укрепить связи с Киевским и Новгородским св. блгв. вел. кн. Александром Ярославичем Невским и его младшим братом Владимирским вел. кн. Андреем Ярославичем М. М. женила своего сына ростовского кн. Бориса Васильковича на кнж. Марии (нач. 30-х гг. XIII в.- 1297), дочери муромского кн. Ярослава Юрьевича († после 1248). По матери невестка М. М. являлась двоюродной сестрой детей св. блгв. вел. кн. Ярослава Всеволодовича от 2-го брака. Венчание молодых состоялось в ростовском Успенском соборе ( Кузьмин А. В. Генеалогия муромских князей в XIII - сер. XIV вв.: факты и гипотезы//Уваровские чт., VIII: Древнерус. города: история и судьбы: Мат-лы Всерос. науч. конф. Владимир, 2012. С. 164-168). В 1249 г. в Орду к царевичу Сартаку, наследнику Батыя, был отправлен младший сын М. М.- Глеб Василькович, который оттуда проследовал в Монголию. В 1251 г. он вернулся на Русь с ярлыком на Белозерское княжение. Е. В. Плешанов необоснованно приписывает М. М. участие в заключении брака между Владимирским вел. кн. Андреем Ярославичем и дочерью Галицкого вел. кн. Даниила Романовича , не принимая в расчет их близкое родство по жен. линии ( Плешанов. 2003. С. 115). Придерживаясь ордынской политики св. блгв. вел. кн. Александра Ярославича Невского, М. М. добилась того, что в мае 1252 г. владения ее семьи не были разграблены ратью монг. нойона Неврюя, внука Бурундая, с войсками которого на р. Сить 4 марта 1238 г. сражался ее покойный муж.

http://pravenc.ru/text/2562150.html

к. Игоря совершается местно 5 Июня», и можно думать, что поправка сделана на основании достоверного полученного сведения. В Черниговском соборе мощи князя положены были не в самой церкви, а в башне, которая пристроена к церкви с западной стороны и которая называлась по древнему теремом, – Ипатск. лет. под 1150-м годом, стр. 288 fin. В настоящее время, вероятно, с того же нашествия Монголов, что выше, мощей князя не существует. 84 Лаврент. летопись под 1175-м годом, 2-го изд. стр. 352, Академ. летопись под 1238-м годом, стр. 493, и Ипатск. лет. под 1175-м годом, 2-го изд. стр. 403. 85 Скончавшийся по двум противоречащим между собою показаниям Патерика Печерского (у Симона о создании церкви и о зодчих) в 1072-м или 1073-м году, т. е. за два года или за один год до преп. Феодосия. 86 Называет Антония святым и как будто в точном смысле этого слова или святым формально канонизованным и помянутое выше слово в субботу сыропустную, егда память творим святых отец, написанное до нашествия Монголов, Восток. стр. 611. 87 Мощи преп. Антония, как мы сказали выше, никогда не были открываемы и до сих пор остаются под спудом, см. о них Описания Киево-печерской Лавры митр. Евгения гл. XIV (А о том, что иным поклонникам в конце XVI века показывали в Печерском монастыре мнимые главы препп. Антония и Феодосия, если только сами поклонники не сочинительствуют, см. в Описании рукописей Троицкой Лавры 734).-Память преп. Антония в Печерском монастыре и вообще Киевской Руси всегда была празднуема 7-го Мая, которое принимается за день его кончины; в старых Московских святцах она-то мод 7-м Мая, то, и большею частью, под 10-м Июля (cfr Onucahuя рукописей той же Лавры 245), а теперь, со времени Устава патр. Иоакима 1682-го года, – согласно с Печерским монастырем 7-го Мая. 88 В сказаниях о св. Леонтии говорится, что мощи его обретены в виде целого тела, но теперь они, вероятно, со времени разорения Ростова и в нем его соборного храма Поляками 14-го Октября 1608-го года, под спудом, см. сочинение гр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Герасим Вологодский, основатель упраздненного Кайсаровского Троицкого монастыря, который находился в городе Вологде, скончавшийся (как принимается) 4-го Марта 1178-го года. Положительным образом известно, что до 1691-го года не было ему празднования; а затем, когда именно после 1691-го года установлено ныне существующее ему празднование, остается неизвестным 270 . 59 . Кирилл, епископ Туровский , знаменитый проповедник, живший во второй половине XII века и скончавшийся неизвестно в каком году. Есть проложное сказание о нем, написанное во второй половине XIII – в XIV beke, которое надписывается: «Месяца Апреля в 28-й день память иже во святых отца нашего Кирила, епископа Туровскаго», в котором делается обращение, очевидно, к находящимся в церкви: «приидите же днесь, братие, похвалим сего святителя», и которое оканчивается молитвенным обращением к нему как к настоящему или признанному святому 271 .  XIII века: 60 и 61. Князь Владимир и княгиня Агриппина Ржевские, – города Ржева, Тверской губернии. Князь, по всей вероятности, есть тот Владимир, от имени которого Ржев назывался в древнее и старое время Ржевой Володимеровой и который, будучи точно неизвестен по своему происхождению, жил в первой четверти XIII века; а княгиня, по всей вероятности, есть супруга князя. Если не ошибаются наши источники сведений, то когда-то до конца XVII-ro века князю и княгине было установлено или само собой вводилось местное празднование 272 . Об уничтожении надгробия над могилами князя и княгини и о прекращении празднования им, если последнее существовало, скажем ниже. 62 .    Великий князь Георгий Всеволодович, убитый Татарами на Сити 4-го Марта 1238-го года и погребенный во Владимирском Успенском соборе. Празднование ему началось не позднее первой половины XVII века, ибо оно есть в Уставе Московского Успенского собора этой первой половины XVII века 273 . Мощи вел. кн. Георгия Всеволодовича открыты в 1645 г. или перед сим годом, – иеромон. Иоасафа Описание Владимирских достопамятностей, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В. Кн. Михаила Всеволодовича Черниговского, обретенные в 1699 г. сентября 18 дня. В 1238 году при жизни Преподобной Евфросинии во время нашествия Татарского Хана Батые, город Суздаль был им взят, а монастырь молитвами ее сохранен от плена неврежденным. Рождественский Белоградский девичий, 3-го класса, Курской Епархии, в Белгороде; когда построен, неизвестно. В нем церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Рождественский женский, 3-го класса, Тобольской Епархии, в городе Енисейске. В нем церковь Соборная двухэтажная: вверху храм во имя Святых Апостол Петра и Павла с приделом во имя Св. Николая Чудотворца; внизу во имя Рождества Христова с приделом во имя Рождества Пресвятой Богородицы, построена в 1755 году. – Церковь сия по красоте и благолепию своему есть одна из богатейших в Сибири; в ней между прочею серебряной утварью находится на средине большое серебряное паникадило, на престоле дска серебряная с отвесами в пуд 27 фунт., царские врата серебряные в пуд 20 фунт., пред местными образами лампады серебряные. Рождественский Кафедральный, во Владимире, в Кремле, построен Великим Князем Всеволодом в 1191 году, ныне обращенный в Архиерейский дом. Рождественский девичий, 2-го класса, степенью 8-й, в Москве, в Белом город на Трубе, построен материю Князя Владимира Андреевича Княгиней Марией, во инокинях Марфою, скончавшеюся в 1389 году и погребенной в сей обители. В нем Соборная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Рождественский девичий, 3-го класса, Ярославской Епархии, в городе Ростове; построен Св. Феодором Архиепископом Ростовским, преставившимся в 1395 году ноября 28 дня, коего Святой мощи почивают в Успенском Ростовском соборе. В нем церковь Соборная двухэтажная: вверху храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а внизу во имя Святого Алексея Божией человека. Рождественский девичий, 3-го класса в Твери. В нем две церкви: 1) Соборная двухэтажная, великолепно выстроенная и освященная в 1820 году: в нижнем этаже оной храм во имя Рождества Христова, а в верхнем во имя Тихвинской Божией Матери. В сооружении сей церкви участвовал Государь Император Александр I с Высочайшей Своей Фамилией значительными вкладами; 2) над западными вратами церковь во имя Нерукотворенного Спасова образа. В монастыре сем имеется образ Божией Матери Тихвинской, почитаемый чудотворным.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

в издании М. В. Толстого стр. 12 и 225). 2) Память св. Симона, почивающего в Киевских пещерах, чтится в Киеве и чтилась в Суздале 10-го мая, тогда как Святитель Симон Владимирский, по согласному свидетельству летописей, а также – надписи над его гробницей во Владимирском соборе, преставился 22-го мая. Царь Иоанн Грозный в известном нам указе повелел петь панихиды при его гробе 28-го мая; но здесь число 28, вместо 22, могло явиться по легко объяснимой ошибке. 104 По Лаврентьевской летописи, епископ Иоанн оставил епископию и постригся (в схиму?) в монастыре Боголюбове в 1214 г., по Воскресенской – он удалился в Суздаль, в монастырь св. Космы и Дамиана, в 1213 году. По «Историч. собр. о богоспас. граде Суждале» ключаря Анании Федорова, еп. Иоанн удалился в Суздальский монастырь св. Космы и Дамиана, там преставился и погребен в 1213 году. При сообщении об этом ключарь Анания замечает: «а в котором месте был помяненный святых Бессребренник монастырь, ныне уже и известия не имеется, и где гроб онаго святителя Иоанна, весьма место незнаемо» 106 По Лаврентьевской летописи, Святитель Симон хиротонисан в 1214 г., а по Воскресенской – в 1213. 107 В Степенной книге сказано, что великий князь Константин Всеволодович встретил святыню «со епископы» (стр. 326). См. Влад. Еп. Вед. За 1867 г. стр. 120 108 См. Влад. Епарх. Ведом. За 1867 г., стр. 123 и 124. Здесь же указывается, что в Нижегородских Епархиальных Ведомостях за 1864 год, подробно и обстоятельно излагается мнение о создании Нижнего Новгорода по идее Святителя Симона. 109 Это был тот самый епископ Ростовский Кирилл, который принес с поля брани в Ростов честные мощи св. великого князя Георгия и который затем, при великом князе Ярославе Всеволодовиче встречал сии св. мощи во Владимире. Он был более 30 лет Святителем Ростовским, но управлял с 1238 года паствой и Владимирской, т.к. тогда во Владимире не было епископа. Таким образом, и по епископству он может считаться преемником Святителя Митрофана. Он погребен в Ростовском соборе, и память его местно чтится в Ростове (См. «Жизнеописания угодников Божиих, живших в пределах нынешней Ярославской епархии». Сост. гр. М. В. Толстой . Ярославль 1887, стр. 39). Блаж. Кирилл был первым архимандритом Рождественского монастыря; до него там были игумены. 110 В том же мае 10-го числа было солнечное затмение, а 14–16 солнце необыкновенным образом было помраченным 3 дня; в Киеве в это время, кроме того, на небе были видимы цветные столбы и какой-то огонь пронесся через весь город, не причинив, впрочем, вреда. В августе 1236 года солнце также было помраченным (было как луна) 4 дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

Кто такой есть этот князь Владимир, который погребен был в соборной церкви города Ржева и которому было праздновано в городе как местному святому, остается неизвестным. В старое время город Ржев назывался, как он называется и в акте освидетельствования мощей князя и княгини и в доношении Консистории, Гжевой Володимеровой. По всей вероятности, князь, имя которого присоединялось к названию города, и был погребен в соборной церкви его и был чтим в нем как местный святой. Но в свою очередь остается достоверно неизвестным и то, по имени какого князя Владимира город назывался Володимеровым. С 1216-го года, под которым Ржев впервые упоминается в летописях, и до половины XIV века он принадлежал к Смоленскому княжеству (уезд его пограничен с Смоленской губернией и сам он находится не особенно далеко от границы) В доме Смоленских князей были два Владимира: Владимир Рюрикович, праправнук Владимира Мономаха , попеременно князь Смоленский и Киевский, скончавшийся в 1238-м году, и Владимир Мстиславич, двоюродный брат первого, сын Мстислава Храброго и родной брать Мстислава Удалого, князя Торопецкого, до 1222-го года бывший два раза или несколько раз князем Псковским, по удалении из Пскова упоминаемый как живой под 1226-м годом и после сего второго года неизвестно когда скончавшийся (княгиня Псковская Евфросиния, в монашестве Евпраксия, убитая своим пасынком, о которой см. в списке почитаемыхь усопших, – супруга его сына Ярослава) Из двух этих Владимиров, если разуметь того или другого из них, со всею вероятностью должно будет считать владетелем Ржевы, давшим ей свое имя, Владимира Мстиславича: под 1216-м годом Ржева называется в летописях городом Мстислава Удалого, князя Торопецкого, и представляется необходимым думать, что Мстислав отдал ее не двоюродному брату, которому он не имел побуждений отдавать и который не нуждался в таких городах, как тогдашняя Ржева (называемая в летописях уменьшительно Ржевкой), а своему родному брату, который помимо Пскова, бывшего лишь временным и так Сказать случайным его владением (ибо занятие Псковского стола зависело от избирания и призывания его Псковичами), мог быть совсем безземельным (как это и дает предполагать 1-я Псковская летопись под 1213-м годом, называя его князем Торопецким, т. е. князем, не имевшим собственного удела) Таким образом, если принимать, что погребенный в соборе города Ржева князь Владимир, по имени которого город назывался Ржевой Володимеровий, быль из дома князей Смоленских, то с полною вероятностью нужно будет видеть в нем Владимира Мстиславича, сына Мстислава Храброго и брата Мстислава Удалого, князя Торопецкого, который, как мы сказали, скончался неизвестно когда после 1226-го года.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Особенностью собственно серб. Г. (как и агиографии) является прославление прежде всего правителей и архиереев: это своеобразный церковно-песенный аналог монументальной живописной композиции «Лоза Неманичей». В отличие от Болгарии здесь почти нет служб «национализированным» иноземным святым, они появляются лишь в последние полвека перед завоеванием Сербии турками в связи с перенесением святынь, в т. ч. из той же Болгарии. Древнейший памятник серб. Г. представляет служба св. Симеону Сербскому, написанная его сыном св. Саввой сразу после смерти отца в Хиландаре (1200) или неск. позднее в мон-ре Студеница и сохранившаяся в 2 (вероятно, авторских) редакциях ( (II) 1980. Ucmopuja. С. 152-153; О (II) 1970. С. 271); образцом для нее явилась служба прп. Симеону Столпнику. Первым серб. святым Симеону и Савве, создателям серб. гос-ва и основоположникам церковной жизни, посвящено наибольшее число гимнографических текстов в XIII - нач. XIV в. Сразу после кончины 1-го Сербского архиепископа (в 1237 или 1238), очевидно, в Милешеве было написано древнейшее исследование, объединившее повествование об успении и перенесении мощей, позднее из него выделились службы, посвященные каждому из событий в отдельности. С этой традицией тесно связана и сокращенная служба в добавлениях, сделанных в 30-х гг. XIV в. к «Братковой Минее» ( (I) 1980. Hajcmapuja служба; (II) 1980. Ucmopuja. С. 160-162; О (II) 1970. С. 277). В нач. XIV в. (ок. 1310) хиландарский книжник иером. Феодосий, прославленный как гимнограф и агиограф, написал обоим святым службы, к-рые вскоре вытеснили из обихода более ранние посвященные им гимнографические творения. Эти службы составлены в соответствии с Иерусалимским уставом (первый перевод к-рого на слав. язык был выполнен в Хиландаре в 1319) и имеют по 2 канона с именными акростихами. Перу иером. Феодосия принадлежит также общий канон этим святым 4-го гласа, общий канон Спасителю, Симеону и Савве и «венок канонов» 8 гласов, объединенный, начиная со 2-го гласа, общим акростихом и предназначенный для всенощного бдения в дни памяти обоих серб. просветителей (О (II) 1970. С. 278-288; (II) 1980. Ucmopuja. С. 173-175). Иером. Феодосию атрибутируется также служба пустыннику св. Петру Коришскому и Житие ( Мошин. (I) 1968/1969; О С. 289-291). Творчество Феодосия составило эпоху в серб. Г., в искусстве акростиха он поднялся до уровня первых слав. гимнографов, с творчеством к-рых скорее всего был знаком (хотя и неизвестно, читал ли Феодосий их «подписи»).

http://pravenc.ru/text/165013.html

Когда возникла Оптина — точно неизвстно. По ее основалъ въ времена разбойникъ Опта. Во время на монастыри она была закрыта. Возстановлена вновь Оптина въ 1821 г. Но расцвтъ ея начинается съ старчества. Въ 1829 году тамъ поселился Старецъ Леонидъ (1768 — 1841). Онъ въ схим носилъ имя Льва и былъ учредителемъ старчества. Сильный и властный, онъ царственно открываете собою рядъ великихъ старцевъ. Къ нему въ 1834 г. присоединяется старецъ знаменитый своей издательской и переводческой деятельностью. Подъ его руководствомъ переводятся на языкъ и издаются Но зенита своей славы Оптина достигла при Старц ученик старцевъ Льва и Отъ древнйшихъ временъ мстность, гд расположены городъ Козельскъ и Оптина Пустынь была уже обитаема. Такъ, раскопки 1899 года обнаружили здсь предметы каменнаго вка. Въ времена ее населяли племена вятичей, просвгценныя св. Кукшей (пострадавшимъ въ Мценск въ 1213 году). Городъ Козельскъ впервые упоминается въ лтописи подъ 1146 годомъ. Въ 1238 г. онъ былъ взять тагарами. Городъ мужественно сопротивлялся въ 7–ми недль. Вс жители были перебиты. По князь утонулъ въ крови. Татары прозвали Козельскъ «злымъ городомъ». Въ начал 15–го вка Козельскъ перешелъ въ руки Литвы, и въ полувка переходилъ изъ рукъ въ руки, пока окончательно не утвердился за Москвой. Время Оптиной неизвстно. Есть что она была основана монахолюбивымъ княземъ Храбрымъ, или ближайшими его наслдниками. Но вроятне всего, что основателями ея стали неизвстные отшельники, для своихъ подвиговъ глухое мсто въ лсу, вдали отъ всякаго жилья, у пограничной заски съ Польшей, мсто неудобное для хлбопашества, никому не нужное и никому не принадлежащее. Такимъ образомъ, Оптина принадлежите къ числу древнйшихъ монастырей. Извстно, что въ 1625 году ея игуменомъ былъ Въ 1630 г. тамъ была деревянная церковь, шесть и 12 человкъ и управлялъ ею еодоръ. Царь Михаилъ еодоровичъ пожаловалъ Оптиной мельницу и землю въ Козельск подъ огороды. Въ 1689 году братья Шепелевы (мстные бояре) построили соборъ. Вскор наступило время реформъ Петра 1–го. Въ 1704 г. отобрали въ казну мельницу, перевозъ черезъ Жиздру и рыбныя ловли, а въ 1724 г. обднвшая обитель указомъ Синода и совсмъ была упразднена, какъ «малобратный монастырь». Но уже въ 1726 г. по ходатайству стольника Андрея Шепелева она была возстановлена. При совершенно разоренная, она теперь медленно возстанавливалась. Указомъ 1727 года ей была возвращена мельница.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

История возникновения Оптиной Пустыни Когда возникла Оптина – точно неизвестно. По преданию ее основал в древние времена покаявшийся разбойник Опта. Во время гонений на монастыри она была закрыта. Восстановлена вновь Оптина в 1821 г. Но расцвет ее начинается с введением старчества. В 1829 году там поселился Старец Леонид (1768–1841). Он в схиме носил имя Льва и был учредителем старчества. Сильный и властный, он царственно открывает собою ряд великих старцев. К нему в 1834 г. присоединяется старец Макарий, знаменитый своей издательской и переводческой деятельностью. Под его руководством переводятся на русский язык и издаются святоотеческие творения. Но зенита своей славы Оптина достигла при Старце Амвросии, ученике старцев Льва и Макария. От древнейших времен местность, где расположены город Козельск и Оптина Пустынь была уже обитаема. Так, археологические раскопки 1899 года обнаружили здесь предметы каменного века. В исторические времена ее населяли племена вятичей, просвещенные св. Кукшей (пострадавшим в Мценске в 1213 году). Город Козельск впервые упоминается в летописи под 1146 годом. В 1238 г. он был взят татарами. Город мужественно сопротивлялся в течение 7-ми недель. Все жители были перебиты. По преданию 2-летний князь Василий утонул в крови. Татары прозвали Козельск «злым городом». В начале 15-го века Козельск перешел в руки Литвы, и в течение полувека переходил из рук в руки, пока окончательно не утвердился за Москвой. Время основания Оптиной неизвестно. Есть предположение, что она была основана монахолюбивым князем Владимиром Храбрым, или ближайшими его наследниками. Но вероятнее всего, что основателями ее стали неизвестные отшельники, избравшие для своих подвигов глухое место в лесу, вдали от всякого жилья, у пограничной засеки с Польшей, место неудобное для хлебопашества, никому не нужное и никому не принадлежащее. Таким образом, Оптина принадлежит к числу древнейших монастырей. Известно, что в 1625 году ее игуменом был Сергий. В 1630 г. там была деревянная церковь , шесть келлий и 12 человек братий и управлял ею иеромонах Феодор. Царь Михаил Феодорович пожаловал Оптиной мельницу и землю в Козельске под огороды. В 1689 году братья Шепелевы (местные бояре) построили Введенский собор. Вскоре наступило время реформ Петра 1-го. В 1704 г. отобрали в казну мельницу, перевоз через Жиздру и рыбные ловли, а в 1724 г. обедневшая обитель указом Синода и совсем была упразднена, как «малобратный монастырь». Но уже в 1726 г. по ходатайству стольника Андрея Шепелева она была восстановлена. При закрытии совершенно разоренная, она теперь медленно восстанавливалась. Указом 1727 года ей была возвращена мельница.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

0  p уб. Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XI — Магазин 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. 11-й том «Православной Энциклопедии», вышедший в свет в 2006 г., продолжает публикацию статей на букву «Г».Том открывает статья, посвященная священномученику Георгию (Архангельскому) — одному их тысяч новомучеников Российских ХХ века. Завершается том публикацией, посвященной Франциску Гомару, нидерландскому теологу-кальвинисту конца XVI – 1-й половины XVII в. 11-й том, как и предыдущий, 10-й, также содержит обширный комплекс материалов, рассказывающих о святых, иерархах, церковных и исторических деятелях и др. личностях, носивших имя Георгий. Среди них следует особо выделить статьи, посвященные митрополиту Киевскому Георгию (2-я пол. XI в.), знаменитому византийскому хронисту IX в. Георгию Амартолу, св. благоверному князю-мученику Георгию Всеволодовичу Владимирскому и Суздальскому (+ 1238 г.), князю Георгию (Юрию) Дмитриевичу Звенигородскому и Галичскому (+1434 г.) и др. Наиболее известные храмы и монастыри, посвященные св. Георгию Победоносцу, нашли отражение в материалах 11-го тома «Православной Энциклопедии». Среди них знаменитые храмы в Лидде, Фессалонике. Также читатель может ознакомиться со статьей, посвященной высшей воинской награде дореволюционной и современной России – ордену св. Великомученика и Победоносца Георгия. Далее в 11-м томе следует комплекс статей, посвященных различным личностям — святым, иерархам и другим церковным деятелям и проч., — которые носили имя Герасим.  Среди них наиболее примечательны: преподобные Герасим Иорданский (+475 г.), Герасим Вологодский (+1178 г.) и Герасим Болдинский (+1554 г.), священномученик Герасим, епископ Пермский (+1442/43 г.), митрополит Киевский и всея Руси Герасим (+1435 г.). Важная статья 11-го тома посвящена митрополиту Московскому и всея Руси Геронтию (+1489 г.). Страноведческая тематика представлена в 11-м томе обширнейшей статьей «Германия», где подробно рассматривается государственно-политическая и церковная история страны, ее современная религиозная жизнь и культурное наследие.

http://pravenc.ru/shop/657808/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010