Романа Влад. Угличского – 3 – го февраля (1595), пр. Корнилия Комельского – 19 – го мая (1600), царевича Димитрия – 15 – го мая в день кончины, 3 – го июня в день перенесения мощей и еще в день рождения (1606), пр. Макария Уиженского – 25 – го июля (1620), Авраамия Галицкого – 20 – го июля (1621), Даниила Переяславского – 7 – го апреля (1652), Никодима Кожеезерского–3 – го июля (до 1662 г.), Нила Столбенского – 27 – го мая и 7 – го декабря (1667), Никандра Псковского – 24 – го сентября (1687) и др. Кроме того народным обычаем или с разрешения церковной власти установлялись дни для местного чествования святых: напр. святителей Моск. Филиппа и казанск. Германа, преподобных Галактиона Вологодского († 1613), Антония Леохновского († 1612 или 1613), Евфросина Синоезерского († 1612), Елеазара Анзерского († 1656), Иринарха Ростовского († 1616), Мартирия Зеленецкого († 603), Симона Воломского († 1641), Трифона Печенского († 1583), Трифона Вятского († 1613), Ферапонта († 1591) и Адриана († 1619) Монзенских, Адриана Пошехонского († 1550), блаженных Иоанна Ростовского († 1581), Симона Юрьевецкого († 1584), Андрея Тотемского († 1673), князей Георгия Всеволодовича Владимирского († 1238) и Даниила Московского († 1303), прав. Юлиании Муромской († 1604) и многих других. В честь святынь и в память явленных от них чудесных благодеяний установились следующие местные и общерусские праздники: 19 – го августа – в честь Донской иконы Богоматери в память победы над крымцами (1591 и 1646 г.); 22 – го октября – в честь Казанской иконы Богоматери и в память освобождения Москвы от поляков ее заступлением (1613 г. 527 ); сначала, до 1649 года, 22 – го октября было лишь местным московским праздником, а с 1649 г. – по случаю рождения в этот день у Алексея Михайловича сына Димитрия – сделано общерусским; 14 – го марта – в честь Феодоровския иконы Божией Матери (в Костроме) в память избрания на царство Михаила Феодоровича, который дал на это свое согласие пред Феодоровской иконой (1613 г.); 26 – го июня – в честь Тихвинской иконы Божией Матери в память чудесного ее явления (1383) и помощи от нее Тихвинской обители и Новгороду при нападении шведов (1613) – общерусский праздник; 27 – го марта – в честь Ризы Господней по случаю принесения ее в Москву (1625 г.) – общерусский праздник, впоследствии перенесенный на 10 – е июля 528 ; 13 – го октября и 26 – го июня – в честь Семиезерской иконы Божией Матери в память принесения ее в Семиезерскую пустынь (XVII в.) и освобождения Казани от моровой язвы (1654 – 1656 г.); праздник (местный) установлен в 1658 г.; 22 – го августа – в честь Грузинской иконы Божией Матери (1658 г.) – общее празднество и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Ростовский Успенский собор – один из немногих оставшихся архитектурных памятников XIII века. Построенный первоначально епископом Феодором в 990 году, собор был дубовый и, простояв 168 лет, в 1160 году сгорел. «Погоре, – отмечает летописец,– град Ростов мало не весь, и соборная церковь сгорела, и бе чудна зело и преудивленна, яко же не была, и не вемы, будет ли 1 ». При великом князе Андрее и ростовском епископе Несторе, 12-го мая 1164 года, собор был заложен каменный, и когда при копании рвов, 23-го мая, обретены были мощи ростовских епископов Леонтия († – 1073 г.) и Исаия († – 1089 г.), то князь Андрей Боголюбский для мощей св. Леонтия прислал и каменную гробницу. Епископ ростовский Лука, в 1185–1189 годах, расписал стены собора и сделал многие украшения, но через 15 лет, в 1204 году, при епископе Иоанне, своды храма и часть стен упали, и 25-го апреля 1213 года, князь Константин Всеволодович заложил вновь церковь «на месте падшия». В 1230 году, сыном этого князя, блаженным Васильком (убитым впоследствии (1238 г.) татарами на р. Сити), храм был достроен, и 25-го февраля, в первую неделю великого поста, в присутствии князя, освящен архимандритом Владимирского Рождественского монастыря Кириллом, который, сделавшись вскоре ростовским епископом, приложил немало стараний к этому храму. «Украси церковь Богородицы, – говорит Кирилловская летопись, – иконами многоценными, ихже несть мощи и сказати, и предполы, рекше пелены; учини же и кивота два многоценна, и индитью на святой трапезе, сосуды же, и рипиды, и двери церковные прекрасны, яже наричутся златыя на полуденной стране; паче, же внесе во святую церковь кресты честные и многи мощи святых в раках прекрасных в заступление и покров граду Ростову». В феврале месяце 1237 года, татары, разоряя Ростовско-Суздальскую область, не пощадили и соборного храма. Как велики были повреждения, – летописей о том не сохранилось, но, вероятно, в тяжелое время татарского ига Ростовский собор подвергался внутренним разорениям неоднократно. В 1280 году епископ ростовский Исаия (святой) покрыл соборную церковь оловом, а пол сделал из красного мрамора 2 . В 1408 году, при архиепископе Григории, в Ростове случилось страшное бедствие, равносильное татарскому погрому: «Погорел град Ростов, и церковь каменная соборная святая Богородицы падеся, и колоколы разлишася; и иных церквей погоре 14, и людии многие истопе, июня 24 3 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/v...

58 . Герасим Вологодский, основатель упраздненного Кайсаровского Троицкого монастыря, который находился в городе Вологде, скончавшийся (как принимается) 4-го Марта 1178-го года. Из сказанного нами выше о преп. Галактионе Вологодском, – 53, видно, что местное празднование (если только оно действительно есть) установлено когда-то после 1691-го года. 59 . Кирилл, епископ Туровский , знаменитый проповедник, живший во второй половине XII века и скончавшийся неизвестно в каком году. Есть проложное сказание о нем, написанное во второй половине XIII – в XIV веке, в котором делается молитвенное обращение к нему как уже к признанному святому. 1459 Память 28-го Апреля. XIII века: 60 . Евпраксия, в мipe Евфросиния, княгиня Псковская, супруга князя Ярослава Владимировича, скончавшаяся 8-го Мая 1243-го года. 1460 Можно думать, что местное почитание ее как мученицы (она была убита своим пасынком) началось более или менее рано, ибо на 10-й день после ее кончины было знамение от иконы, стоявшей над ее гробом. 1461 —221— 61 . Великий князь Георгий Всеволодович, убитый Татарами на Сити 4-го Марта 1238-го года. Празднование ему началось не позднее первой половины XVII века, ибо оно есть в Уставе Московского Успенского собора этой первой половины XVII века. 1462 62 . Василько Константинович, князь Ростовский, взятый Татарами в плен в битве на Сити и потом убитый ими. Местное празднование памяти в Ростове началось, вероятно, не позднее празднования памяти Георгия Всеволодовича. 1463 63 . Меркурий, мученик Смоленский, скончавшийся (как принимается) 24-го Ноября 1238-го года. О начале местного празднования ничего не может быть сказано. 64 и 65. Князья Ярославские Василий Всеволодович, скончавшийся 8-го Февраля 1249-го года, и брат его Константин, скончавшийся неизвестно, когда. 1464 Местное празднование памяти установлено более или менее вскоре после 1501-го года, когда обретены их мощи. 1465 66 . Харитина Новгородская, жившая неизвестно, когда, вероятно – во второй половине XIII века, и подвизавшаяся в Петропавловском монастыре на Синичьей горе. Чтится местно (5-го Октября), неизвестно – с какого времени, в Петропавловской кладбищенской церкви Новгорода, остающейся от прежнего монастыря. 1466

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но недолго земля русская благоденствовала. В 1224 году татары, пришедши из азиатских степей, явились на юге Русской земли и одержали над русскими князьями победу на р. Калке. В этой битве не участвовал Великий Князь Георгий. Татары на некоторое время скрылись в Азию; но различные грозные знамения как будто предвещали новую сильнейшую беду для России. В Смоленске был жестокий мор, в Новгороде – страшный голод, во Владимире и Киеве было землетрясение. И вот в 1237 году и в 1238 году разразилась ужасная гроза над Русской землей. Это величайшее бедствие – татарский погром. Несметные татарские полчища из азиатских степей нахлынули вновь и разорили сперва Камскую Болгарию, а потом разорили и покорили Русскую землю. Сначала татары разгромили Рязанское княжество, а потом пошли к столице Русской земли – Владимиру. Под Коломной они разбили войско Великого Князя Георгия, бывшее под предводительством старшего его сына Всеволода, который должен был бежать во Владимир; потом по дороге татары разорили Москву, тогда еще небольшой городок, и взяли здесь в плен бывшего на Московском княжении второго сына Великокняжеского Владимира Георгиевича. Между тем Великий Князь, видя, что у него недостаточно войска, отправился на Волгу собирать войска. Охранять же столицу остались сыновья Великого Князя Всеволод и Мстислав и воевода Петр Ослядюкович. 3 февраля 1238 года татары приступили к Владимиру, ведя с собой пленного сына Великокняжеского и убеждая жителей сдать город, если хотят видеть этого князя живым. Но князь Владимир Георгиевич, увидав братьев своих на Золотых воротах, закричал им: «не сдавайтесь, братья мои, лучше мне умереть пред Златыми воротами за Пресвятую Богородицу и православную христианскую веру, нежели быть воле их над вами». Татары тут же замучили его. В это время некоторая часть татарских полчищ, разорив город Суздаль, возвратилась ко Владимиру. После того, 7-го февраля, в мясопустное воскресенье, татары повели приступ на Владимир. Недолго длилась битва, к полудню враги ворвались уже с трех сторон в Новый город: с севера, от Лыбеди близ Ирининских ворот; с запада, около Золотых ворот, у св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

 Аврамий игумен, преставившийся в лето 6000 (492!), находящийся между святыми града Киева. – Неизвестный. Аврамий, игумен Всемилостивого Спаса, 2 Марта (у преосв. Сербия). -Неизвестный. Аврамий, Пенежский чудотворец, 21 Июня (в святцах с летописцем Московск. Духовн. Академии, л. 321). Может быть, основатель или один из настоятелей монастыря Похвалы Пресвятые Богородицы, который находился на Пенежском волоку Двинской области, в нынешней Архангельской губернии (Ист. Uep. V, 619  fin). Аврамий, игумен Спасский, иже в Ярославле, 23-го Сентября (в святцах гр. Уварова). В Ярославском Спасском монастыре игумены били со времени его основания в начале XIII века до начала XIV века, но между ними по имени известен только один – Прохор, поставленный в 1311-м году в епископы Ростовские (см. у Строева в Списках иерархов и настоятелей монастырей). Ряд архимандритов известен почти сполна, но между ними нет Аврамия (cм. ibid.). Агафия Всеволодовна, вел. княгиня, супруга вел. князя Владимирского Георгия или Юрия Всеволодовича, сыновья Георгиевы: Всеволод, Мстислав и Владимир, снохи его, жены двух первых его сыновей, Мария и Христина, и дочь его Феодора, погибшие при взятии Владимира Татарами 7-го (в каталогах ошибочно 3-го) Февраля 1238-го года (жена третьего сына Владимира, неизвестная по имени, вероятно, погибла при взятии Татарами Москвы, что было по пути от Рязани к Владимиру и при чем муж ее, сидевший в Москве на уделе, взят был Татарами в плен). Адриан, пустынник Соловецкий, живший в первой половине XVII века, – Патерик Соловецкий, стр. 77. Акакий, епископ Тверской, скончавшийся в Москве 14-го Января 1567-го года и погребенный в Тверском Желтковом монастыре. Александр, Переяславский епископ, новый чудотворец, 14-го Мая (у преосв. Сергия). – Неизвестный. Александр преподобный, Тверской чудотворец, 20-го Августа (у преосв. Сергия). – Неизвестный. Алексей. В Синодике недели православия, принадлежавшем Вологодской архиерейской кафедре и находящемся теперь в Петербургской Публичной Библиотеке, – Сборников Библиотеки, описанных А. Ф. лл. 156–170, между прочим возглашается вечная память «Алексею Ясину, убиенному за дом святые Богородицы и с дружиною (т. е. женою?) и сыну его Иоанну», – л. 167 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

77. 63 . Василько Константинович, князь Ростовский, взятый Татарами в плен в битве на Сити и потом убитый ими, погребенный в Ростовском соборе. Местное празднование памяти в Ростове началось, вероятно, не позднее празднование памяти Георгия Всеволодовича 274 . 64 . Меркурий воин, мученик Смоленский, скончавшийся (как принимается) 24-го Ноября 1238-го года и погребенный в Смоленском соборе. О начале местного празднование может быть сказана только то, что оно установлено до начала XVII века, ибо в 1609-м году жители Смоленска называли св. Меркурия своим первым угодником 275 . По некоторым спискам «Книги глаголемой», напр. Погодинскому Московской Духовной Академии, Меркурий, мученик Смоленский, также находится в Киевских пещерах, как и Меркурий, епископ Смоленский. В списках о нем говорится: «Пятый (sic) мученик Меркурий воин, Смоленский чудотворец, иже пострада в лето 6747 от безбожного царя Батыя, во гробе в Киев приплыл, его же память празднует святая церковь Ноября в 24 день» (По Истории Иерархии, – I, 292, мощи мученика Меркурия также почивают в Киеве. А Датскому посланнику при Петре Великом Юсту Юлю в 1711-м году говорили в Печерском монастыре, что епископ Смоленский [не называемый Юлем по имени] умирая завещал, чтобы гроб с его телом был пущен по Днепру и унесен рекою, куда случится, и что гроб принесло в Киев, под Печерский монастырь, почему покойника и привои в монастыре и поставили в пещеры в качестве святого, см. Записки Юста Юля в Чтен. Общ. Ист. и Древн., 1899 г., kh. III, стр. 345). 65 и 66. Князья Ярославские Василий Всеволодович, скончавшийся 8-го Февраля 1249-го года (тесть Феодора Ростиславича, о котором мы говорим в домакариевских святых под 32), и брат его Константин, скончавшийся неизвестно когда 276 , погребенные в Ярославском соборе. Местное празднование памяти установлено более или менее вскоре после 1501-го года, когда обретены их мощи 277 . Должно думать, что кн. Константин Всеволодович умер неизвестно когда ранее брата своего Василия, ибо если бы умер позднее, то остался бы после него наследником, тогда как наследницей после Василия осталась его дочь (братья были сыновьями первого Ярославского князя Всеволода Константиновича, сына Ростовского князя Константина Всеволодовича, умершего Владимирским великим князем в 1218-м году и бывшего сыном вел.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Митрофан епископ Владимирский, потерпевший мученическую смерть при взятии Владимира Татарами 7-го Февраля 1238-го года. Михаил (Михалко) Георгиевич, вел. князь Владимирский, скончавшийся 20-го Июни 1177-го года (у преосв. Сергия). Михаил верижник в монастыре Успения Богородицы и св. Николы, иже на Клязьме реце, в Мстерской волости государеве, новый Вязниковский чудотворец. Упраздненный монастырь находился во Владимирской губернии, от города Вязников в10 верстах, от реки Оки в 30 верстах, от города Гороховца в 40 верстах (см. y Бapcykoba, col. 365). Когда подвизался Михаил, остается неизвестным. Михаил, юродивый Сольвычегодский.-Неизвестный (у Верюжск. 693). Михаил Александрович, великий князь Тверской, преставившийся в иноках и в схиме в лето 6907 (1399), зело добродетельный, записан в святцах с летописцем Московск. Дух. Академии между святыми, месяца и числа кончины которых неизвестны, – л. 333 об.. (В святцах с летописцем Московск. Дух. Академии и в святцах гр. Уваровой 686 под 19-м Мая записан князь Михаил Углицкий. Во, судя по месяцу и числу, это есть Игнатий, в монашестве Иоанн, князь Углицкий, о котором см. выше стр. 153). Мстислав Андреевич, князь. См. в этом же списке Изяслав Мстислав Георгиевич, князь. См, Агафия. Мстислав Мстиславич, попрозванию Храбрый, князь Торопецкий, княживший в Галиче, скончавшийся чернцом и схимником в 1228-м году и погребенный в Киеве в не существующей уже теперь церкви св. Креста (Карамз. т. III, прим. 326, col. 118). Наум, ученик преп. Сергия Радонежского. См. моей указанной книги стр. 71. Нектарий Казанский. См. Иона и Нектарий. Нектарий, игумен монастыря Покрова Пресвятые Богородицы, Тверской новый чудотворец, от града 15 верст, – под 7-м Апреля в Подлиннике Филимонова. Нестор, пустынник Соловецкий, живший в первой половине XVN века, – Патерик Соловецкий, стр. 77. Никита Соловецкий, живший в первой половине XVII века (у Барсукова; в Патерике Соловецком нет). Никифор преподобный, Боровский чудотворец. Это – Никита, ученик преп. Сергия Радонежского, бывший игуменом в Серпуховском Зачатейском монастыре и окончивший жизнь на покое в Боровском Покровском, что на Высоком, монастыре. См. моей указанной книги стр. 60.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Не ожидали в России того страшного бедствия, которое после отказывались и изображать. В 1236 г. Монголы разгромили Болгар, предав всё огню и мечу. Об этом узнали и тогда же в соседнем Владимире. И зимой того же года Георгий женил двух сыновей своих Владимира и Мстислава. Людям ли знать, когда начнётся над ними суд Божий? К несчастью, система областного правления, не руководимого сильной центральной властью, достигла тогда крайнего развития: каждый князь думал только о себе. В 1237 г. Монголы опустошительной войной шли на Россию. Великий князь Георгий послал сына Всеволода к Коломне; но Рязань уже была опустошена, а за тем и Всеволод разбит был на голову, оставив юного брата Владимира в плену. Георгий, оставив сыновей защищать Владимир, отправился собирать войска другие. Февраля 2-го 1238 г. татары подошли к Владимиру. В городе ли великий князь? спросили чиновники Батыя у золотых ворот. Из города пустили в ответ стрелы. Не стреляйте, кричали татары и, показывая пленного князя Владимира, говорили: узнаёте ли князя? Юный князь был бледен и истомлён страданием. Всеволод и Мстислав заплакали. «Лучше нам, братцы, сказали они дружинам, умереть за святую веру, чем быть в их неволе. Всё это навёл на нас Бог за грехи наши». Февраля 6 Владимирцы увидели, что неприятель ставит вокруг города стенобитные оружия, а вечером стал окружать его валом и тыном. Князья Всеволод и Мстислав, княгиня – мать их с дочерями и невестками, многие вельможи собрались в храм Богоматери и приняли от епископа Митрофана пострижение в иночество; все принесли исповедь в грехах своих, причастились св. тайн и приготовились к смерти. Февраля 7 в воскресенье мясопустное город был взят и страшно опустошён. Святитель Митрофан, супруга Георгия Агафия, дочь Феодора, невестки Мария и Христина – страдальчески умерли в пламени собора; сыновья Всеволод и Мстислав пали в сражении, большая часть жителей столицы убиты, немногие взяты в плен 52 . Георгий, получив весть о такой участи своего семейства и народа, сказал с Иовом: «так-ли, Господи, угодно милосердию Твоему? зачем я остался один?» 53 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Дочь Агафии Всеволодовны Феодора родилась 21-го сентября 1229 года; следовательно, скончалась девятилетней отроковицей. Снох Агафии Всеволодовны, звали Мария, Христиана и Феодора 42 . Происхождение только одной из них нам известно, – супруги старшего сына великого князя Георгия – Всеволода. Она была дочь князя Владимира Рюриковича, владевшего Переяславлем южным, а затем с 1219 года – Киевом. Бракосочетание ее было совершено во Владимирском златоверхом храме епископом Митрофаном в 1230 году 14-го апреля, в неделю антипасхи, – менее, чем за 8 лет до взятия Владимира татарами. Две другие снохи Агафии Всеволодовны вступили в брак с ее сыновьями зимой 1236–37 года, следовательно, за год до своей мученической кончины. Из внучат Агафии Всеволодовны разве первенец ее старшего сына мог едва иметь отроческий возраст, остальные несомненно скончались младенцами. Второе нашествие татар, под предводительством хана Батыя, было неожиданное и быстрое. Осенью 1237 года татары опустошили Камскую Болгарию, зимой 1237 года разгромили Рязанское княжество, убив Рязанского князя Георгия и его семейство, и немедленно пошли ко Владимиру. В Коломне они разбили войско великого князя Георгия, посланное с его старшим сыном Всеволодом, который после поражения бежал во Владимир; взяв Москву, пленили княжившего там второго сына великокняжеского – Владимира. Горячо помолившись в соборном храме перед образом Богоматери, со слезами простившись с семейством и гражданами, при общем плаче, великий князь оставил столицу и пошел к Волге собирать войско. В его отсутствие 3-го февраля 1238 года татары обложили Владимир. Они потребовали сдачи города и, получив отказ, умертвили перед Золотыми воротами плененного ими в Москве Владимира Георгиевича на глазах его братьев-князей и народа 43 . Татарские полчища были так велики, что часть их отделилась еще для взятия Суздаля, сожгла и разграбила этот город, избив и пленив жителей. В осажденной столице сыновья великокняжеские, Всеволод и Мстислав, воевода Петр, епископ Митрофан, будучи преданы воле Божией, не теряли бодрости и, конечно, ободряли жителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

Мартина, папы Римскаго»; но память св. Мартина – 14 апреля. В Воскресенской же летописи и в Степенной книге день кончины сего князя указан – воскресенье 15 апреля, – и 15 апреля в 1212 году, действительно, было в воскресенье. По Воскрес. летописи и по Степенной книге Всеволод Георгиевич погребен на другой день по кончине. 30 Может быть, на настоящее место гробница Мстислава Андреевича поставлена гораздо позднее времен Всеволода Георгиевича: в сборнике Троице-Сергиевой Лавры 17 века сказано, что гробницы трех сыновей св. Андрея: Изяслава, Мстислава и Глеба находятся на левой стороне собора в углу: т.е., судя по этому свидетельству, даже в 17 веке гробницы трех сыновей св. Андрея стояли в северо-западном углу собора, где теперь гробница только одного из них, Изяслава. В северо-восточном углу находится древняя гробница самого св. Андрея (см. отрывок из названного Сборника, сообщенный архимандритом Леонидом, во Влад. Еп. Ведом. за 1885 г., 31 Новгородцы вынесли на стену икону Богоматери; одна из стрел осаждавшего войска ударилась в св. икону и на лике Богоматери показались слезы. После того было поражено Владимирское войско. В память этого чуда установлен праздник «Знамение Божией Матери», празднуемый 27-го ноября. См. в Степ. книге стр. 302 и дал. 32 Новгородцы вскоре стали искать мира с великим князем, – и через несколько времени св. Андрей послал на княжение в Новгород даже своего сына Юрия, который позднее был на княжении в Грузии. 33 Летописи сообщают о его кончине под 6681 – 1173 годом, но говорят, что днем его смерти был вторник, между тем, 28 марта во вторник было в 1172 году. 35 6745 год от сотв. мира=1237 году от Р.Х.; но должно принять в соображение, что годы от сотв.мира считались с 1 марта, а годы от Р.Х. считаются с 1-го янв.; таким образом февральское событие по счету от сотв.мира оказывается в конце года (6745=1237), а по счету от Р.Х. – в начале следующего года (1238). Заметим еще, что в надписи есть неточность: 7-го февраля указ. года – день кончины в. к.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010