«Между тем годы идут, – писал С. Мельгунов в предисловии к истории заговоров перед революцией 1917 г. – Время изглаживает из памяти детали и подчас так основательно, что непосредственным участникам действия кажется, что его даже не было. И нужно уже коллективное творчество для того, чтобы восстановить предреволюционное время» 14 . В 30–40-е годы было уже трудно восстановить и революционное время. С. П. Мельгунов тщательно изучает все доступные ему печатные источники, опрашивает участников событий – ищет факты, детали времени. П. Б. Ковалевский, историк русской культуры в зарубежье, упрекает С. Мельгунова : «Его исследования отличаются большой объективностью и дают материалы из самых разнообразных источников, но, к сожалению, не содержат синтеза и выводов и могут служить, главным образом, справочниками по данному периоду» 15 . Упрек оборачивается высокой положительной оценкой: если Мельгунов сумел собрать «с большой объективностью» факты – он сделал великое дело. «Синтезы» и «выводы» – вещь нетрудная, в особенности при отсутствии фактов. Факты ограничивают возможности произвольного толкования прошлого, препятствуют национализации памяти. «Как большевики захватили власть» стоит особняком среди работ С. Мельгунова – главные его труды посвящены Февральской революции и событиям, ей предшествовавшим. Историк сознавал, что берется за другую тему: «Наступила в сущности новая эпоха, не связанная с основными идеями революции 17 года». Для Мельгунова – в 1917 г. в России было две разных, не связанных между собой, революций. Как это случается с историками, честно делающими свою работу, добросовестно собирающими факты, представленный ими материал опровергает выводы, которые они делают. «Как большевики захватили власть» – подробнейшее изложение «фактической канвы» Октябрьского переворота в Петрограде и Москве – не оставляет сомнений у сегодняшнего читателя: партия Ленина захватила власть в результате Февральской революции, Октябрь был продолжением Февраля. Работа С. П. Мельгунова состоит из трех частей: Свержение Временного правительства; Под знаменем революционной демократии; Московская неделя. Факты, представленные С. П. Мельгуновым , красноречивы: в октябре 1917 г. столкнулись большевики, не скрывавшие стремления установить диктатуру своей партии, и «революционная демократия» – социалистические и либерально-демократические партии. Но лагерь противников большевизма был ослаблен неспособностью организовать подлинное сопротивление тем, кто еще вчера считался соратником по борьбе с самодержавием. Революционная мифология, инерция «борьбы с царизмом» мешала напрячь силы для борьбы с большевиками.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Встречных аргументов Александру Мраморнову, кроме того, что он-де, слишком ещё молод и что, мол, " дитя перестройки " , представители патриотического лагеря не придумали. И спустя почти сто лет после нашей революции, они так и не научились отличать февральской " кабак " (выражение В. В. Шульгина) от кровавой большевистской бани. Так это к ним обращены слова автора: " Чтобы предотвратить искажение истории, необходимо прежде всего её подлинное восприятие, которое зиждется на её переживании и её знании " . Ответить Бабкинъ Михаилъ Анатольевичъ, Мсква и ея окрестности 10 октября 2009г. 21:32 Проиллюстрирую «запретность» в МП «темы Февраля»: благо, что за примером далеко ходить не надо… Вот уж несколько дней на Богослове.Ру во всеобщем обозрении находится ссылка на сайт Православной энциклопедии о значении слова «БЛАГОВЕРНЫЙ». И на сем ярком примере ЛЮБОЙ читатель может убедиться, что «тема Февраля 1917 г.» в церковной (МП) науке – зона умолчания. (Ведь многотомная «Православная энциклопедия» претендует на научность?) Так вот: в сей статье «П.Э.» даже не упоминается(!), что титул «Благоверный» в 1917 г. был усвоен Святейшим синодом Временному правительству. А именно, на богослужениях ПРЦ (РПЦ) с 06.03 по 25.10.1917 г. возносились молитвы «о Благоверном Временном правительстве». Т. е. «Благоверный» - это не только императорский и (в некотором роде архиерейский) титул, но и богослужебный титул Временного правительства всех составов. Как объяснить факт умолчания? –Некомпентенцией автора статьи (о. Андроника (Трубачёва)) и соответствующих «кураторов» из членов редколлегии? -Вполне может быть… Но вряд ли… Лично я склонен видеть в сем не «неведение», а один из множества ярких примеров умолчания «Февральской проблематики»… Ответить Александр 11 октября 2009г. 00:09 Бабкину. Во-первых, конкретно в Ваш адрес я употребил слово " пристрастный " . Во-вторых, это был не мой знакомец, а Ваш. Его зовут Сергей Сергеевич Гречишккин, он публиковал Ваши статьи на сайте " Русский Переплет " и в альманахе " Лебедь " . Если Вы наставаете на том, ч о он глупец, то я передам ему Ваше мнение и спрошу, что он имел в виду под словами " бывший священник " (если, конечно, Вы сами не проясните ситуацию).

http://bogoslov.ru/article/479353

Лопухин Алексей Викторович , делопроизводитель МГАМИД; Луи Филипп (1773–1850), французский король (1830–1848) из династии Бурбонов. Провозглашен королем в результате Июльской революции 1830, свергнут Февральской революцией 1848, бежал в Англию; Лукин Николай Михайлович (1885–1940, по другим сведениям 1937), историк, магистр всеобщей истории (1915), академик АН СССР (1929, исключен в 1938, восстановлен в 1957). Приват-доцент историко-филологического ф-та М. у. (с 1915), профессор, декан ФОН МГУ (1921–1923), зав. кафедрой истории эпохи империализма историко-философского ф-та (1930), зав. кафедрой истории нового времени исторического ф-та (1934–1938) МГУ Преподаватель Ин-та Красной Профессуры и Академии Генерального штаба (с 1921), член президиума Об-ва историков-марксистов (1926), зав. кафедрой новой истории МИФЛИ (1931), директор Ин-та истории АН СССР (с 1936), главный редактор журнала «историк-марксист» (с 1933), член главной редакции и редактор отдела новой и новейшей истории 1-го издания БСЭ. Арестован в 1938, в 1939 осужден на 10 лет лагерей, скончался в заключении; Лукомский Георгий Крескентьевич (1884–1954), архитектор, график и искусствовед. После Февральской революции сотрудник Всероссийской коллегии по делам музеев, председатель Царскосельской художественно-исторической комиссии (июль 1917 – ноябрь 1918). Зав. архитектурным отделом при Всеукраинском к-те охраны памятников истории и старины (декабрь 1918 – октябрь 1919). С конца 1919 в эмиграции в Константинополе, Венеции, затем Берлине; Лукьянов Сергей Михайлович (1855–1935), физиолог, государственный и общественный деятель, доктор медицины (1883). Приват-доцент Военно-медицинской академии, профессор Варшавского ун-та (1886–1894), директор Ин-та экспериментальной медицины в Петербурге (1894–1902), профессор (с 1898), заслуженный профессор (1917) Уч-ща правоведения. Товарищ министра народного просвещения (1902), председатель Попечительного к-та Клинического ин-та великой княгини Елены Павловны (1907–1917). Обер-прокурор Синода (1909–1911), сенатор (1905), член Государственного совета (1906). С 1918 преподаватель Советского ин-та усовершенствования врачей (бывший Клинический ин-т великой княгини Елены Павловны), Петроградского медицинского ин-та, Педагогического ин-та дошкольного образования, научный сотрудник, зав. отделением естественных наук Публичной б-ки (1919). В 1919 арестован, освобожден в 1920. После освобождения, профессор Государственного (бывшего Советского) клинического ин-та усовершенствования врачей (1920–1930);

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Причём, даже большое количество источников, которые привлекает такой историк-любитель — не показатель. Ведь можно пересмотреть кучу материалов и не увидеть главного. Даже больше запутаться. Гумилёв писал по этому поводу: «Гуманитарная наука даёт возможность многое узнать, но не позволяет многого понять. Гуманитарий ограничен научным уровнем изучаемых авторов… Этнология ставит другие задачи. Она опирается не на тексты, а на факты и на их системные связи». Золотые слова! — Факты! И логика! Например, такая логика: просто так целая страна не взрывается (1917-1920 гг.), для этого нужно зайти в исторический тупик. Про «марксистских» и «либеральных» историков я не говорю, с ними все ясно (у первых — шоры, у вторых — антисистема в голове), но когда историей начинает заниматься интеллигент-идеалист, или просто «образованный человек», то получается морализаторство вместо анализа. Когда все «и так ясно»: вот эти — плохие, а эти — хорошие. И как нехорошо получилось, что плохие побили хороших. Наверное, у хороших случилось затмение ума... Все! Это предел аналитики… Кстати, таких прекраснодушных идеалистов перед Февральской революцией 1917-го было много. Ведь все просто: царь — плохой, давайте его свергнем! А там… демократия нас спасет!.. Правда, кто-то потом поумнел, как, например, евразийцы в 1920-х… Все очень серьезно. Мы находимся на переломе эпох. Идет война смыслов. И поскольку историческая наука — это оружие, то обращаться с ней следует крайне осторожно. Тем более людям, болеющим за будущее России. Выделю главное. Основной недостаток многих учёных и не учёных историков, заключается в том, что в их изысканиях (по 1917 г.) почти нет народа. Да-да! Того самого народа, который в КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ и делает историю. Как говорится, слона-то и не приметили! Один пример. На выборах в Учредительное собрание, в ноябре 1917 г. наш народ сделал свой выбор. Он, в большинстве своем, проголосовал за эсеров и большевиков. То есть, за социализм и СПРАВЕДЛИВОСТЬ! Белые партии (кадеты и пр.) с треском проиграли. Таким образом, выбор народа стал решающим! Что затем и подтвердилось итогами Гражданской войны.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/28/o_...

Ключ во фразе Суханова (в «Записках о революции». — Г. П.), который рассуждал так: Россия — гигантская страна, разоренная, с прерванными путями сообщения, которой надо управлять. Администрация левым не подчинится, она подчинится цензовой буржуазии — а та отброшена революцией. Кому же управлять? Вот где исток идеи государства Советов в ленинской интерпретации. Политическая альтернатива была не в методах взятия, а в методах удержания власти. Не случайно статья Ленина называется «Удержат ли большевики государственную власть?». Еще Дмитрий Толстой, весьма реакционный министр просвещения и после министр внутренних дел при Aлekcahдpe III, сказал: если в России падет монархия, то никакого в ней парламентаризма не будет, а будет «коммунизм в духе господина Маркса, умершего в прошлом году». Все-таки знающие тогда были люди. — Но это произошло ценой отказа от элементов гражданского общества, которые к этому времени были в России. Безальтернативность октября 1917-го — января 1918-го для будущего советского общества стала учредительным моментом. Разгон Учредительного собрания — один из самых роковых дней русской истории. — Да, безусловно. Но я бы в это внес несколько уточнений. Отказ от гражданского общества? По моему убеждению, в России его тогда не было. Могло ли вообще в нашей Евразии, в рамках ее уникальной внутренней империи, сложиться «общество всея России»? Пространство душило замысел, склоняя к безальтернативности разного типа и вида. Советская расплата будущим действительно вытекает из безальтернативности. Была ли страна осуждена на большевистский монополизм? В какой-то степени протоальтернативой были февральские свободы и сама спонтанность 1917 года. Те же меньшевики и эсеры, внутри которых выделился левый фланг. Люди, подобные Каменеву, стойко оппонировавшему Ленину в течение всего 1917 года, которых я бы назвал правыми большевиками. Но эти силы, рвущиеся во все стороны, выражая себя разными голосами, в разных секторах, были разгорожены непримиримостью и глубоким непониманием. Могли ли протоальтернативные группы разных движений слиться в нечто, что было бы расслышано неграмотной нечитающей Россией и противостояло бы большевистскому монополизму? Пока мы этого вопроса не разберем, суждения о политике 1917-го сохраняют тавтологический вид. На фатализм с отрицательным знаком у нас и без того много желающих, иные уже в 1917-м «распознают» в Сталине будущего генералиссимуса.

http://predanie.ru/book/220783-tretego-t...

Крымская война 1853-1856 гг. вызвала новую волну эмиграции татар из К. в Турцию. Согласно сообщениям Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора от 1869 г., в результате массового переселения в ряде районов появился недостаток как духовных лиц, так и прихожан. Были обнаружены 754 мечети, оставшиеся без надзора. 28 февр. 1885 г., в связи с тем что стали известны факты незаконного перевода вакфов из ведомства Таврического Духовного правления в ведение частных лиц, было решено создать особую вакуфную комиссию. 5 апр. 1891 г. Комитет министров утвердил положение, к-рым было приостановлено принудительное выселение временно водворенных на вакуфных землях безземельных татар. В 1893 г. впервые был опубликован список всех имеющихся в Таврической губ. вакфов с указанием их площади, а также описанием их особенностей. Отдельные вакфы включали азизы. К 1917 г. в 5 уездах К. вакфам принадлежало 87 614 дес. земли на селе, а также ок. 500 домов и лавок и более 300 дес. земли в городах. Общая сумма капиталов от крымских вакфов в 1914 г. превышала 800 тыс. р. В 1892 г. в Таврической губ. насчитывалось 347 мечетских мектебов (школ). До 1917 г. крупнейшие медресе (Зинджирли) существовали при мечети в Салачике близ Бахчисарая, при Ханской мечети в Бахчисарае, при соборной мечети Кебир-джами в Симферополе, при Ханской мечети в Евпатории, при Ханской мечети в Карасубазаре и в ряде др. мест. На 1897 г. ислам исповедовало 103 785 мужчин и 86 729 женщин, т. е. 13,14% от общего населения края. Среди мусульманских национальностей Тавриды были учтены 187 947 крымских татар и 2197 крымских турок. Таврического (крымского) муфтия назначал министр внутренних дел и утверждал в должности император. Основные финансовые средства находились в руках председателя вакуфной комиссии. После Февральской революции на основе Крымского мусульм. благотворительного об-ва 12 марта 1917 г. был создан Временный мусульман. революционный комитет (ревком) из 15 чел. 25 марта 1917 г. ревком созвал Всекрымский мусульманский съезд, где был поставлен вопрос об избрании нового муфтия К. 25 марта 1917 г. в Симферополе на курултае муфтием ТМДП и председателем Временного крымско-мусульм. исполнительного комитета (ВКМИК) был избран Номан Челебиджихан (Челеби Челебиев). Сразу же после съезда была отправлена телеграмма министру - председателю Временного правительства кн. Г. Е. Львову. Муфтий Челебиджихан и председатель комиссии по вакфам прапорщик Дж. Сейдамет сообщали о принятых решениях съезда: 1) все вакуфные имущества и капиталы, образованные от доходов с этих имуществ, считаются достояниями национальными и принадлежащими крымским татарам; 2) вслед. сего управление вакуфными имуществами и хозяйственное распоряжение капиталами должно находиться непосредственно в руках крымских татар и под их контролем; 3) все адм. должности в управлении вышеупомянутыми имуществами должны занимать лица, избираемые всеми крымскими татарами путем всеобщего, прямого, равного и тайного голосования.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

в связи с частыми засухами и неурожаями. В сер. XIX в. значительные изменения в национальном составе населения К. были связаны с Крымской войной (1853-1856), принесшей огромные разрушения. Массовое отселение крымских татар в Османскую империю в годы войны и сразу после нее завершилось в 1862 г. По офиц. данным, только за 1860-1862 гг. по паспортам и удостоверениям переселилось 181 177 чел. обоего пола. На месте опустевших татар. аулов (напр., в одном Перекопском у. опустело 278 поселков, всего в 4 крымских уездах татары покинули 687 селений) основывались нем. или болг. сельскохозяйственные колонии. В 1876 г. Александр II Николаевич издал указ о прощении бежавших в Османскую империю татар и о разрешении им вернуться. Еще одна массовая эмиграция состоялась в 1889-1895 гг., когда К. покинули от 30 до 100 тыс. татар. На рубеже веков происходит резкий рост населения, как сельского (в 1897-1917 на 33%), так и городского (в те же годы на 43%), прежде всего за счет рус. населения (доля русских в сельском населении достигла 30%, а в городском - 56,6%). Сохранялся и многонациональный состав населения: наиболее значительными были общины крымских татар (42% сельского и ок. 12% городского населения), на сельских территориях - немцев и украинцев, евреев (в городах до 15%), греков, армян, болгар и поляков. Со 2-й пол. XIX в. К. развивался как курортная зона, в то же время были основаны заводы Керченский металлургический, Севастопольский судостроительный, строились железные дороги (Харьков-Севастополь в 1869-1875). Основой экономики К. оставалось сельское хозяйство (к 1913 на его долю приходилось 55%; преобладали мукомольная, консервная, табачная и др. отрасли пищевой промышленности; было добыто ок. 300 тыс. т соли). После Февральской революции 1917 г. на основе Крымского мусульманского благотворительного об-ва был создан Временный мусульманский революционный комитет, который 25 марта того же года созвал Всекрымский мусульманский съезд, устранивший лояльного к российским властям муфтия С. М. Кипчакского и избравший Временный крымско-татарский мусульманский исполком, его главой стал муфтий Номан Челебиджихан (Челеби Челебиев). В июле 1917 г. образовалось крымско-татар. национальное движение «Мили-Фирка», объединившее большинство политических лидеров крымских татар и интеллигенцию под лозунгом «Крым - для крымцев!». Был создан Крымский революционный штаб. Организованный ими 16-17 нояб. 1917 г. I Всекрымский съезд Советов осудил октябрьский переворот в Петрограде. В течение нояб.-дек. 1917 г. был избран курултай К., правительство во главе с муфтием Челебиджиханом, к-рый принял Конституцию К.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Три типа цивилизации - три типа мышления Размышления ученого 22.09.2008 802 Время на чтение 27 минут Сегодня, в начале XXI века Россия, русская цивилизация постепенно освобождается от последствий катастрофы, происшедшей в начале ХХ века. Эта катастрофа произошла потому, что Россия к началу ХХ века потеряла свою цивилизационную идентичность и попыталась пойти по пути, проторенному чуждой ей цивилизацией. Конечным результатом на этом пути была Февральская революция 1917, сменившая монархию на масонское правительство, управляемое Западом, то есть окончательно разрушившая многовековой уклад русской государственности, русской жизни. Но разрушение противоположно созиданию. Силы, стремившиеся свернуть данную цивилизацию с присущему ей по Промыслу Божьему пути, являлись изначально силами врага рода человеческого, силами отрицания, разрушения, то есть не способными к созиданию. Поэтому эти силы, приведшие Россию к Февралю 1917 года, оказались беспомощными, когда вслед за задачами разрушения русского государства необходимо возникли задачи его созидания. Поскольку силы Февраля были способны лишь к продолжению разрушения русской жизни, необходим был Октябрь 1917 года, чтобы включить в русскую историю новые силы, способные уничтожить силы Февраля 1917 года, образно говоря, хирургическими методами вырезать обширные метастазы, раковые опухоли в пораженном организме русской нации. Обширность метастазы характеризовалась тем, что Синод РПЦ в феврале 1917 года обратился с посланием " К верным чадам РПЦ по поводу переживаемых ныне событий " , которое начиналось так: " Свершилась воля Божья. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на её новом пути " . Поэтому процесс ликвидации последствий Февральской революции мог быть только сложным и многоэтапным. Этот процесс многократного оперирования характерен для ликвидации последствий всех революций. Октябрьская революция 1917 года, Гражданская война, но главным образом расстрелы в застенках НКВД (особенно в застенках специального его органа ВЧК), уничтожили силы, совершившие Февральскую революцию. Затем репрессии 1937 (точнее 1936-1938 г.г.) года соответственно уничтожили силы, совершившие Октябрьскую революцию, победившие в Гражданской войне, расстреливавшие в застенках НКВД (ВЧК). Борьба с " культом личности " - следующий этап... Наконец, все закончилось разрушением самого государства СССР (его экономики, армии, науки), пришедшего на смену Российской империи.

http://ruskline.ru/analitika/2008/09/22/...

Шостьин Александр Павлович (1862–1916), магистр богословия (1890), и. д. доцента (1886), доцент (1890), профессор (1895), заслуженный профессор (1911), инспектор (1907– 1912), член правления МДА (с 1913). Отец Н. А. Шостьина ; Шостьин Николай Александрович (1896–1971), в 1915–1917 студент историко-филологического ф-та М.у., впоследствии крупный специалист по исторической метрологии, сын А. П. Шостьина ; Шостьины, семья А. П. Шостьина ; Шпет Густав Густавович (1879–1937), философ, магистр философии (1916). Приват-доцент (с 1910), профессор (1918–1921) историко-филологического ф-та М.у., преподаватель МВЖК, вице-президент Российской (затем Государственной) академии художественных наук (1927–1932), проректор Академии высшего актерского мастерства (1932–1935); Штраух Анатолий Николаевич (1893–1935), в 1915–1917 студент историко-филологического ф-та М. у., во 2-й половине 1920-х научный сотрудник секции методологии истории Коммунистической академии, доцент Индустриально-педагогического ин-та; Штюрмер Борис Владимирович (1848–1917), государственный деятель. Старший столоначальник (1876–1882), чиновник особых поручений IV класса (1882–1892) при Департаменте Мин-ва юстиции, председатель Тверской губернской земской управы (1892–1894), губернатор Новгородской (1894–1896) и Ярославской (1896–1902) губерний, директор департамента общих дел МВД (1902–1916), член Государственного совета (1904). Председатель Совета министров (20.01–10.11.1916), одновременно, министр внутренних дел (3.03 –7.07.1916) и министр иностранных дел (7.07–10.11.1916). После Февральской революции арестован, умер в Петропавловской крепости; Шуваев Дмитрий Савельевич (1854–1937), военный деятель, ген. от инфантерии (1912). Главный полевой интендант (декабрь 1915 – март 1916), военный министр (март 1916 – январь 1917), член Государственного совета (1917). С мая 1917 в отставке. С 1920 служил в РККА, начальник штаба и командующий 4-й армией, с 1922 – начальник штаба Петроградского военного округа, затем преподаватель на курсах «Выстрел». С конца 1920-х в отставке. В 1937 арестован и расстрелян, реабилитирован посмертно;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Надо же обладать такой способностью, говорить «обо всем и ни о чем»! О каком именно «сообществе» говорит Петров? О какой «полемике»? Как и с кем «ведут полемику» участники «сообщества»? Согласиться можно лишь, что «башня из слоновой кости» излишне романтическое и высокое определение таким «историкам». Они - «в танке», под глухой броней. Но в танке не пассивно стоящем, но еще и стреляющем в историю страны своей пассивностью и теми же «изысками», например, по так называемой «Великой русской революции», о чем чуть ниже. Далее Познер интересуется вышедшем под эгидой Российского исторического общества документе с названием «Десять трудных вопросов о революции». Петров скромно подтверждает, что «имел отношение» к этой брошюре. Уточним название. Пособие «Великая Российская Революция. 10 вопросов» , составленное руководителем Центра истории России, Украины и Белоруссии ИВИ РАН Александром Шубиным. Документ подготовлен, как можно прочитать, «в целях использования на уроках истории в общеобразовательной школе» по инициативе Российского исторического общества в рамках цикла мероприятий, приуроченных к 100-летию Революции 1917 года. Читаем некоторые утверждения «научного сообщества» в этой брошюре: «События, известные как Февральская революция 23 февраля - 2 марта 1917 г., стали первым этапом более длительного и глубокого процесса - Великой российской революции 1917-1922 гг.». И чуть далее: «Слом институтов Российской империи начался в феврале-марте 1917 г. Революционные события продолжались до 1922 г., и завершение революции можно датировать образованием СССР и началом нового периода отечественной истории - истории СССР». Каково? Пять лет революции с 1917 по 1922 - это как? Научный подход? Соответствует пониманию, собственно, «революции»? А может, тогда, революцией считать все 70 с лишним лет советской власти? Скажем, с 1917 по 1991 годы? А может, одну единую революцию считать с 1905 года? Как-то выбивается событие первой революции в России. Почему бы до такого «прочтения» не додуматься? Или всё впереди? Просто нужно подождать следующих изысканий «научного сообщества» и пособий для средних школ? Можно даже предложить название такой «революции» - «столетняя революция» или «революция 20 века», с 1905 по 1991 годы. Весь век - сплошная революция. Опрокинуть, так сказать, понятие эволюционности напрочь. Заодно опрокинуть и консерватизм, охранительство. Одна сплошная революция.

http://ruskline.ru/special_opinion/2017/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010