д. К кон. 1916 г. оппозиционная направленность Думы резко усилилась. В лагерь противников правительства перешел также один из лидеров правых депутатов - В. М. Пуришкевич. С 26 февр. 1917 г. император вновь распустил депутатов на каникулы. В этот момент в Петрограде началась Февральская революция 1917 г. 27 февр. Совет старейшин Думы образовал Временный комитет Г. д. (во главе с Родзянко), к-рый по согласованию с Петроградским советом рабочих и солдатских депутатов сформировал 2 марта Временное правительство (см. Временное правительство и его вероисповедная политика ), взявшее власть в свои руки. Оно отвергло требование Родзянко действовать под контролем Г. д. Фактически на этом Дума прекратила свою деятельность, формальный роспуск ее Временным правительством последовал 6 окт. 1917 г. В состав Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг . был включен Родзянко как представитель правосл. депутатов Г. д. Он был избран товарищем председателя Собора, но не явился на заседания. Арх.: РГИА. Ф. 1278. Ист.: Гос. Дума: Стеногр. отчеты: Созыв 1-4. СПб., 1906-1914. Пг., 1915-1917; Обзор деятельности комиссий и отделов Гос. думы. СПб., 1907-1914. Пг., 1915-1916; Полное собр. речей депутатов Гос. думы 1-го и 2-го созыва. СПб., 1908. 5 кн.; Таганцев Н. С. Пережитое: Учреждение Гос. Думы в 1905-1906 гг. Пг., 1919. 2 вып.; Родзянко М. В. Крушение империи и Гос. Дума и Февральская 1917 г. революция. Н.-Й., 1986; Шульгин В. В. Годы. Дни. 1920: Мемуары. М., 1990; Столыпин П. А. Нам нужна Великая Россия: Полн. собр. речей в Гос. думе и Гос. совете, 1906-1911. М., 1991; он же. Программа реформ: Док-ты и мат-лы. М., 2002. Т. 1; Рос. законодательство X-XX вв. М., 1994. Т. 9; Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни: Восп. М., 1994; Россия, 1913 г.: Стат.-док. справ. СПб., 1995; Гос. дума, 1906-1917: Стеногр. отчеты: В сокр. М., 1995. 4 т.; Мусульм. депутаты Гос. Думы России, 1906-1917 гг.: Сб. док-тов и мат-лов. Уфа, 1998; Глинка Я. В. 11 лет в Гос. Думе: 1906-1917: Дневник и восп.

http://pravenc.ru/text/166321.html

Газета «Коммерсант» от 7 февраля 1917 года. — URL: http://www.kommersant.ru/doc/3217352 / Гибель царского Петрограда. Февральская революция глазами градоначальника А. П. Балка//«Русское прошлое»: историко-документальный альманах. — Кн. 1. — СПб.: Свелен, 1991. — С. 26. Из записки охранного отделения от 24 февраля, предназначенной для сведения полицейских приставов// Ненароков А. П. 1917. Краткая история, документы, фотографии. — М.: Политиздат, 1987. — С. 42. Керсновский А. А. История русской армии. — Т. 4. 1915–1917. — М.: Голос, 1994. — С. 255, 257. Катков. Г. Россия 1917. Февральская революция. — Париж: ИМКА-Пресс, 1984. — С. 255. Саттон Энтони. Уолл-стрит и большевицкая революция. — М.: Русская идея, 1998. — С. 309. Чернов В. М. Перед бурей. Воспоминания. — Нью-Йорк.: Изд-во им. Чехова, 1953. — С. 234. Мельник-Боткина Т. Е. Воспоминания о царской семье и ее жизни до и после революции. — Белград, 1921. — С. 11. Февральская революция 1917/под ред. Л.Н. Беловой, Г. Н. Булдакова, А. Я. Дегтярева и др.//Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: энцикл. справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия. — 1992. — С. 638. Мельгунов С. П. Мартовские дни 1917. — М.: Вече, 2016. — С. 216. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Юрий 27 января 2024, 17:03 НН, с чего Вы взяли, что дворяне пренебрегали техническим образованием? 24,6% студентов высших технических учебных заведений в 1914 г. были дворянами. Это князь Накашидзе, спроектировавший бронеавтомобиль пренебрегал техническим образованием? Или авиаконструктор Сергей Ульянин? Юрий 27 января 2024, 17:03 НН, А зачем нам примеры «за все века»? Мы говорим про конец XIX – нач. ХХ в. Я могу Вам и ещё привести примеры – Иван Деникин, Михаил Алексеев, Илья Ульянов, Иван Павлов, Иван Менделеев – они все происходили или из крестьян, или из мещан, или из духовенства. И это те, о которых мы знаем. А были и другие. Например, работал я в ГАСО в фондах Екатеринбургской гимназии. Там аттестат зрелости получили В. А. Плотников и К. А. Вяткин – оба крестьяне. Известными историческими личностями они не стали, были просто крестьянами, которые учились в гимназии в Российской Империи. И это было нормально!

http://pravoslavie.ru/157816.html

Характер и причины Февральской революции 13.12.2016 11:17:06 Владимир Лавров Характер и причины Февральской революции Февральскую революцию принято называть буржуазно-демократической. Так характеризовали ее все советские историки, да и теперь это повторяют историки, состоявшие в КПСС и продолжающие испытывать ностальгию по советским временам. Характеристика Февральской революции как буржуазно-демократической есть синхронное социал-демократическое, марксистское понимание происходившего. Его разделяли как социал-демократы меньшевики во главе с Г.В. Плехановым и Ю.О. Мартовым, так и социал-демократы большевики во главе с В.И. Лениным. А в октябре 1917 г. власть захватили большевики, быстро расправились со всеми другими партиями и точками зрения, и большевистский взгляд на Февраль стал единственно допустимым. Он буквально вошел в плоть и кровь историков советского типа. Однако сегодня возникают принципиально важные немарксистские вопросы. Прежде всего: что это за буржуазно-демократическая революция, которая положила начало ликвидации буржуазного строя и демократии в России? Не будь Февраля, не было бы и Октября 1917 г. Как бы кто не относился к Ленину, но «красное колесо» покатилось не во время переворота во главе с ним, а в феврале-марте, когда он находился в далекой Швейцарии. Реальная буржуазная революция с демократической перспективой происходила в России с 1861 г. в результате крупных реформ императора Александра II, происходила сверху. Самый безболезненный и плодотворный вариант революционных по своему значению преобразований, когда они осуществляются сверху законным руководством страны. За считанные годы и десятилетия Россия из полуфеодальной страны превратилась в державу с буржуазно-рыночной экономикой, заняла первое место в мире по темпам экономического, в том числе промышленного развития. Страна получила независимый суд и Государственную Думу, в которой проходили острые дискуссии, получила самостоятельные партии и свободную печать. Да, буржуазия не входила в царское правительство, но последнее проводило политику в интересах российской буржуазии.

http://radonezh.ru/analytics/kharakter-i...

Львов 2-й Владимир Николаевич (02.04.1872–1934 (1941?)) – помещик. Депутат III и IV Гос. Думы от Самарской губ., окт., к.-д., в обеих Думах председатель комиссии по делам Русской Православной Церкви. Окончил юридический и историко-филологический факультеты Московского университета, вольнослушателем посещал лекции в МДА. В 1905 г. участвовал в организации в Самаре и Самарской губернии отделений «Союза 17 октября». Член партии октябристов. В августе 1915 г. вошел в прогрессивный блок. Из шести списков будущего правительства, составленных и опубликованных в 1915 г., фигурировал в четырех в качестве обер-прокурора Св. Синода. Во время Февральской революции избран 27.02.1917 членом Временного Комитета Гос. Думы. 28.02.1917–05.08.1917 обер-прокурор Св. Синода при Временном правительстве. 03.03.1917 участвовал в переговорах с вел. кн. Михаилом Александровичем о его отречении от престола. 14.04.1917 реорганизовал состав Св. Синода (заменив почти весь его состав). 21.07.1917 подал в отставку. Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. Выбыл из состава Собора. Участвовал в организации Корниловского выступления – по собственной инициативе был посредником между Керенским и Л. Г. Корниловым. 26.08.1917 был арестован, вскоре освобожден. Октябрь 1917 г. встретил в г. Бугуруслане, политической деятельностью не занимался. Отступая с войсками А. В. Колчака, в январе 1920 г. выехал в Японию, затем во Францию. В ноябре 1921 г. примкнул к «сменовеховству», выступил в Париже с докладом на тему «Советская власть в борьбе за русскую государственность» и в 1922 г. вернулся в Россию, примкнул к обновленческому расколу, член обновленческого ВЦУ. В 1927 г. был арестован по уголовному делу и по постановлению Коллегии ОГПУ от 29.04.1927 выслан в Томск на 3 года. В сентябре 1929 г. из ссылки освобожден и оставался на жительство в Томске, где и скончался. По другим данным, расстрелян в Москве в 1941 г. – 56, 60, 62, 63, 149–155, 159, 171,172, 261, 311, 323, 329, 333, 342–344, 346, 349, 351, 355, 365

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Александр Архангельский: Революции в 2017 году не будет Примирение со своей историей – это не просто равнодушие 1 марта, 2017 Примирение со своей историей – это не просто равнодушие Сейчас революционной ситуации нет. Но если мы посмотрим на русскую историю, то поймем, что в России никогда не бывает ярко выраженной революционной ситуации, пока не случается революция. Нет и нет ситуации, и вдруг – раз, не завезли хлеб, и в 3 дня исчезает империя! В 1991 году был Советский Союз, 3 дня – и нет Советского Союза. Осмысления 1917 года – не будет – На прошлой неделе в передаче «Тем временем» обсуждали 100-летие революции. Кто-то пророчит ее повторение, кто-то просто молчит, не зная, как на эту тему говорить. Каким будет осмысление событий 1917 года? – Нет, такого осмысления у нас не будет. Да, есть форматы, в которых уже сегодня идет обсуждение 1917 года и делается это довольно хорошо: проект «1917» или курс «Революция 1917 года», который появился в образовательном проекте «Арзамас», его подготовил историк Борис Колоницкий, и много чего еще. Но осмысления – в том плане, как это было в послевоенной Германии – его не будет. Не будет, потому что мы давно живем в мире тактическом, и тактика такова, что такие крупные юбилеи, как 1917 год, каждый раз используются для того, чтобы рентгеновски подсветить фрагмент сегодняшней политики. Не более того. Пять лет назад было 95-летие революции. Как это отмечалось официально? Официально было предупреждение об опасности любой революциифевральская она или октябрьская, потому что Майдан маячил на горизонте. Про сам Майдан разговор отдельный, но это и тогда была натужная ассоциация, никакого революционного настроя в России и пять лет назад не было. Что было? С моей точки зрения, был последний в нашей истории лоялистский протест, я сейчас не обсуждаю, хорошо это или плохо, просто это было так. Революция – это когда люди хотят смести существующий строй, либо миропорядок. Революции бывают глобальные, как русская в 1917 году, когда смели все, а восстановили в худшем виде то, что было: самодержавие – в форме политбюро, крепостное право – в форме колхозов, то есть восстановили даже вроде бы то, что уже преодолели в эпоху империи!

http://pravmir.ru/aleksandr-arhangelskiy...

поиск:   разделы   рассылка Василий Щипков Пять революций. Современные идеологические подходы к оценке 1917 года Настоящая статья посвящена современ­ному дискурсу 1917 года – тому, как различные оценки этой темы в текущих публичных дискус­сиях отражают современный идеологических ландшафт в России и за рубежом. Наследие 1917 года важно анализировать не только с точки зрения исторической науки, но и с точки зрения влияния этой темы на современные ин­формационные и мировоззренческие процессы. Слишком много актуальных тем вращается се­годня вокруг этой даты: оценки советской дово­енной истории и сам феномен советской власти, предпосылки и итоги холодной войны, политика десоветизации, аналогии между 1917 годом и современными цветными революциями, споры о допустимости революции как методе преобра­зования общества. В результате тема 1917 года стала способом мыслить и рассуждать о сегод­няшнем дне, а разные подходы к ней формиру­ют разные картины современности и разную по­литическую этику. Задача настоящей статьи – собрать и классифицировать современные политические и мировоззренческие оценки событий 1917 года; цель – уловить с их помощью линии и направле­ния актуальных идеологических процессов. На основе оценок Февраля и Октября, а также феномена советской власти и феномена революции можно выделить следующие идео­логические подходы к 1917 году в современном информационном пространстве: классический либеральный, неолиберальный, подход запад­ных социалистов, подход российских социали­стов, традиционалистский подход. Большинство появляющихся высказываний на тему 1917 года, можно распределить по этим категориям. Более того, они не являются статичными и подвержены изменениям. Классический либеральный (правый) подход Исторически важное место в современных западных источниках сохраняет подход, сфор­мировавшийся в годы холодный войны. Точнее всего его можно назвать классическим либераль­ным, так как он исходит из ценностей рыночной экономики, демократии и гражданских свобод. Он основывается на убеждении, что Февральская революция была для России добром, а Октябрь­ская – абсолютным злом.

http://religare.ru/2_114443.html

Вопрос, отчего опьянел Ной, рассматривается в книге: Головин С. Всемирный Потоп: миф, легенда или реальность. М., Изд. Паломник. 2000. С. 2326. 599 Свобода самоуправления и самоопределения была объявлена обер-прокурором Св. синода В.Н. Львовым на первом заседании синода при новом строе 4 марта 1917 г. (ВЦОВ. 1917. 1. С. 23; Русское слово. М., 1917. 51. С. 2). 600 Под «бестактным действием правительства» подразумевается указ Временного правительства от 14 апреля 1917 г. о роспуске старого состава Св. синода и вызове новых членов для заседаний в высшем органе церковной власти (Церковные ведомости. Пп. 1917. 1617. С. 83) (см. документ 14 и приложение к нему). 603 Иоанникий (Дьячков): с 30.09.1907 г. – епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии, с 30.11.1916 г. – епископ Олонецкий и Петрозаводский. 605 Вероятно, имеется в виду послание к народу от духовенства Новгорода, текст которого 4 и 5 марта распространялся в городских церквах (Новгородские губернские ведомости. Новгород, 1917. 18. С. 2). Однако само упоминаемое воззвание составителю обнаружить не удалось. 606 В архивном деле упомянутая газета отсутствует. Текст послания к пастве епископа Кирилла представлен в документе 88. 610 В описи фонда ГАРФ допущена неточность: дело называется «Письма еп. Вологодского и Тотемского Никодима и черновики ответов на некоторые из писем. 18971917 гг.». Однако письма принадлежат Никону (Рождественскому) . То есть ошибка в описи ГАРФ – в имени епископа. 611 Здесь и далее выделено Никоном. Многочисленные отточия в тексте (кроме находящихся внутри квадратных скобок) – также архиепископа Никона. 612 Архиепископ Никон являлся членом Государственного Совета с 31 января 1907 г. (Состав Святейшего Синода... на 1917 год. С. 334335). Государственный Совет в качестве верхней законодательной палаты существовал с 20 февраля 1906 г. по 14 декабря 1917 г. Его председатель, вице-председатель и половина состава членов назначались императором; вторая половина избиралась. С 1 января по 27 февраля 1917г. Государственный Совет возглавлял И.Г. Щегловитов (вице-председательская должность накануне Февральской революции была вакантна). После свержения монархии Общее собрание Государственного Совета не собиралось. 5 мая 1917 г. Временное правительство упразднило должности членов этого органа власти по назначению, а 6 октября 1917г. были признаны утратившими силу полномочия членов Государственного Совета по выборам (Высшие и центральные государственные учреждения России... Указ. соч. С. 179182).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во-вторых, это массовое бегство духовенства из своего звания и семинаристов из духовных школ. Молодое духовенство «ринулось в университеты» (что до февральской революции 1917 г. было запрещено), чтобы получить новую специальность. Таким образом, можно сказать, что духовное сословие весной-летом 1917 г. начало распадаться, констатировал историк. И третья стратегия – «приходской термидор»: попытки ограничить внезапное всевластие мирян, ввести его в рамки, приемлемые для церковных структур, варианты сдерживания «приходской революции». Важная особенность «приходской революции» состояла в радикальном изменении взаимоотношений прихожан не только со своим духовенством, но и с епархиальными властями. С марта-апреля 1917 г. приходы переставали выплачивать очень существенные епархиальные взносы, которые в большинстве случаев составляли более половины дохода церкви, а иногда доходили до 70-90%. Отказ от епархиальных платежей уже имел место во время революции 1905-1907 гг., а в 1917 г. он стал повсеместным и «достаточно радикальным», как показывают источники. Лектор отметил также, что приходы отказывались финансировать не только прежние органы церковного управления, но не поддерживали и новые епархиальные структуры, которые возникли в 1917 г. (например, епархиальные съезды духовенства и мирян). Подытоживая, Алексей Беглов отметил, что феномен «приходской революции» ставит множество вопросов, которые нуждаются в изучении. Кто инициировал глобальные перемены на приходах: убежденные прихожане или революционеры из демобилизованных солдаты? Каковы масштабы этого явления? Какова реакция Поместного Собора 1917-1918 гг. на «приходскую революцию»? На эти и другие вопросы могут дать ответ документы центральных и местных архивов, которые ждут своих исследователей. Вторая лекция на тему «Попытки «приходского термидора». Реакция церковных властей разного уровня на «приходскую революцию»» будет прочитана 1 июля, третья – «От «приходской революции» к «приходскому возрождению». Легализация миссии мирян весной 1918 года» состоится 3 июля. Начало в 17-00.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

VI.2 Основные акты советского правительства о взаимоотношениях государства и церкви. Реакция на них Поместного собора ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ (I) ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ (II) ПРИЛОЖЕНИЯ I. Документы и материалы по истории Русской православной церкви – Указатель церковных соборов, съездов и собраний к Приложению I – Перечень документов, опубликованных в Приложении I II. Хронология основных событий истории России и Русской православной церкви (начало XX в. – конец 1918 г.) III. Статистическое приложение (таблицы) – Список таблиц Статистического приложения IV. Карты епархиально-административного деления РПЦ накануне 1917 г. V. Сводный перечень епархий и викариатств, епархиальных и викариальных архиереев РПЦ (по состоянию на 1 марта 1917 г.) VI. Список иерархов РПЦ (на 1 марта 1917 г.) VII. Список членов Св. синода зимней (1916/1917 гг.) и летней (1917 г.) сессий VIII. Избранные биографические сведения о членах Святейшего правительствующего синода состава зимней сессии 1916/1917 гг. IX. Хронологический перечень обер-прокуроров Св. синода (конец XIX в. – 1917 г.) X. План зала заседаний Св. синода XI. Члены Государственного совета от православного духовенства (1917 г.) XII. Поимённый список духовенства РПЦ – членов IV Государственной думы XIII. Члены IV Государственной думы – священники РПЦ – участники Февральской революции XIV. Отдельные молитвословия некоторым праздникам РПЦ (тексты периода империи, «послефевральской» 1917 г. и современной редакций) XV. Отдельные богослужебные молитвословия РПЦ (тексты периода империи, «послефевральской» 1917 г. и современной редакций) XVI. Общие формулы поминовений церковных властей на ектениях и великом входе в XIX–XXI вв. (По материалам иерейских «Служебников») XVII. Общие формулы поминовений церковных властей на литургиях в XVIII–XXI вв. (По материалам «Чиновников архиерейского священнослужения») XVIII. «Светские» (внебогослужебные) титулования священнослужителей XIX. Даты основных переходящих праздников Православной российской церкви (1894–1927 гг.)

http://bogoslov.ru/book/1610746

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Мифы о Февральской революции. Был ли переворот мирным и спонтанным? 11 мин., 21.02.2014 Мифы о том или ином историческом событии, раз укоренившись в массовом сознании, сидят там прочно. Февральская революция — отнюдь не исключение. Миллионы людей до сих пор верят, что Февральская революция была спонтанной, мирной и чуть ли не бескровной. Но так ли это в действительности? Мифы о Феврале 1917-го 1917 год обложен легендами в несколько слоев. И так срослись они с реальностью, что люди готовы рвать глотку до хрипоты, выходить на митинги и разве только не устраивать самосожжение на Красной площади, отстаивая драгоценную, с детских лет принятую в душу… ложь. Вот и по поводу Февральской революции 1917 года без конца тиражируются в печати и невиданными темпами размножаются в сети старые байки — 20-х годов, 30-х годов! Один из подобных мифов: Февральская революция началась спонтанно; никто ничего не организовывал специально, просто люди не выдержали гнета, военных потерь, голода; профессиональные революционеры и какие-либо политические партии тут совершенно ни при чем; подавно ни при чем большевики — у них же самые главные люди находились тогда либо в ссылке, либо в эмиграции. Ни Ленина, ни Троцкого… кому устраивать настоящую революцию? «Кем взять?» Из книги в книгу, с сайта на сайт перелетают крылатые банальности: «Началось с того, что женщины взбунтовались в очередях за хлебом! Питерские женщины сделали русскую революцию!» Или: «Солдаты-ветераны так устали воевать, что воспротивились отправке на фронт. Они-то и стали главной силой революции». Или еще того лучше: «Изголодавшихся безоружных людей повела интеллигенция. Их беспорядочным толпам никто не сопротивлялся, так все утомились от кровавой бойни на фронтах Первой мировой. Всё сделалось само собой! Стихийно». Ну и финальный аккорд: «Революция была мирная, никто не захотел защищать царизм, он всем надоел». Поверить всему этому? В частности, пропаже хлебушка в огромной крестьянской стране? Правде «ветеранов», долго и честно воевавших за царя и Отечество, но все-таки сломленных жестокой реальностью Первой мировой? Отсутствию в Петрограде 1917-го революционеров-профи, агитаторов и организаторов переворота?

http://foma.ru/mifyi-o-fevralskoj-revoly...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010