Закрыть itemscope itemtype="" > Миф о «небесной сотне» Юрист Елена Лукаш проанализировала, кто и как погиб на Майдане 30.11.2019 800 Время на чтение 12 минут Источник: Столетие Обнародование экс-министром юстиции Украины Еленой Лукаш списка майданной «небесной сотни» с предварительным анализом именно сейчас, вызвало оживление в медиасреде, резко всполошилась даже публика, для которой эти новости уж точно не должны быть новостью. В частности, вышел сюжет видеоблогера Шария о майдановце Бибике, задавившем майдановца Дидыча в Крепостном переулке, и в этой связи о деле «беркутовца» Ефимина. Мы не знаем, почему Елена Леонидовна столь долго мониторила материалы и почему нужно было ждать пять лет, тогда как, к примеру, майор Дмитрий Собина из харьковского «Беркута» рассказывал, в частности, о деле Ефимина в резонансном интервью «Мы крепли и закалялись в этом аду» харьковскому журналисту Андрею Дмитриеву еще три с половиной года назад, сразу, как только Ефимина обвинили в смерти Дидыча. А что не так со списком «небесной сотни»? Дело в том, что в него включены десятки людей, гибель которых не связана с расстрелами на Майдане в феврале 2014 года. «Революции гидности» нужны были, как водится, сакральные жертвы. Протоиерей Владимир Вигилянский пишет о повторяющихся технологиях переворотов: «Я изучал открытые источники про жертв февральской революции 1917 года. Тогда по “странному” совпадению тоже набирали сотню “героев” революции. Набрали в моргах, в том числе, бомжей и замерзших пьяниц, аж 130 человек. Тогда “почему-то” тоже погибло больше от самосуда, чем сотня, городовых и полицейских (по некоторым данным, около тысячи). Небесную сотню февральской революции 1917 года торжественно захоронили на Марсовом поле Петрограда. Но в истории их геройство как-то не прижилось. Ложь всегда со временем обнаруживается». Развенчание мифа «небесной сотни» — одна из важнейших задач на долгом пути украинского покаяния. Ибо жизнь в стране не наладится, пока не будет вскрыт гнойник Майдана. Киевский журналист Максим Равреба, вынужденно уехавший в Минск, не раз в соцсетях анализировал искусственность списка «небесной сотни», составленного исключительно в целях пропаганды киевской «революции гидности». Однако Е. Лукаш проделала более развернутую работу по изучению и систематизации списка, местами весьма красноречиво его прокомментировав.

http://ruskline.ru/opp/2019/11/30/mif_o_...

Тем не менее, материалы, содержащиеся в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), главном и богатейшем архиве страны, — остаются сегодня столь же доступны, как и в 90-е годы. В конце 90-х ФСБ передала в ГАРФ 100 тысяч судебно-следственных дел — и они по-прежнему открыты и для частных граждан, и для исследователей. В 2004—2005 годах ГАРФ опубликовал документальную «Историю сталинского ГУЛАГа» в 7 томах. Я сотрудничал с этим изданием и свидетельствую, что оно максимально полное и достоверное. Им широко пользуются учёные всех стран. Шпигель: Прошло уже почти 90 лет с того времени, как Россию потрясли сперва Февральская, а затем и Октябрьская революции — события, красной нитью проходящие через Ваши произведения. Несколько месяцев назад Вы в большой статье подтвердили Ваш тезис: коммунизм не был порождением прежнего российского режима, а возможность большевистского переворота была создана лишь правительством Керенского в 1917 году. Сообразно этому ходу размышлений, Ленин был всего лишь случайной фигурой, попавшей в Россию и сумевшей захватить власть лишь при содействии немцев. Мы верно Вас понимаем? Солженицын: Нет, неверно. Превратить возможность в действительность — под силу лишь экстраординарным личностям. Ленин и Троцкий были ловчайшими, энергичными деятелями, сумевшими вовремя использовать беспомощность правительства Керенского. Но поправлю Вас: «Октябрьская революция» — это миф, созданный победившим большевизмом и полностью усвоенный прогрессистами Запада. 25 октября 1917 года в Петрограде произошёл односуточный насильственный переворот, методически и блистательно разработанный Львом Троцким (Ленин в те дни ещё скрывался от суда за измену). То, что называется «Российская революция 1917 года», — есть революция Февральская. Её движущие причины — действительно вытекали из дореволюционного состояния России, и я никогда не утверждал иного. У Февральской революции были глубокие корни (что я и показываю в моей эпопее «Красное Колесо»). Это, в первую очередь, — долгое взаимное ожесточение образованного общества и власти, которое делало невозможным никакие компромиссы, никакие конструктивные государственные выходы. И наибольшая ответственность — конечно, на власти: за крушение корабля — кто отвечает больше капитана? Да, предпосылки Февраля можно считать «порождением прежнего российского режима».

http://pravoslavie.ru/36903.html

Земский врач (1896–1898), ординатор Мясницкой городской больницы в Москве (1899–1915). Приват-доцент (1902–1912), профессор (1912–1917) медицинского ф-та М.у. по кафедре систематического и клинического учения о накожных и сифилитических болезнях. Научный консультант Наркомпроса (с 1917), зав. Московской военной кожно-венерологической амбулаторией 11 (1919–1921). Зав. кафедрой кожных и венерических болезней Азербайджанского ун-та (с 1922), инициатор создания и директор Азербайджанского научно-исследовательского кожно-венерологического ин-та (с 1924). Основатель Азербайджанского дермато-венерологического об-ва (1925) и его первый председатель. Член редакции журнала «Вестник дерматологии и венерологии»; Чулков Николай Петрович (1870–1940), историк, архивист, генеалог. Сотрудник, начальник отделения МАМЮ (1893–1933), сотрудник К-та по охране могил выдающихся деятелей Об-ва изучения Московской губ. (1927–1929). Зав. рукописным отделом Центрального государственного литературного музея (с 1933), редактор каталогов «И. С. Тургенев. Рукописи, переписка и документы» (1935), «Декабристы. Письма и материалы» (1938), составитель картотеки московских домов, в которых жили литераторы, учёные, политические деятели, а также картотеки «Московский некрополь», секретарь Историко-родословного об-ва; Чхеидзе Николай (Карло) Семенович (1864–1926), политический деятель, публицист. Член РСДРП (1898), меньшевик (1903). Депутат III и IV Государственных дум, председатель фракции меньшевиков в IV Государственной думе. В ходе Февральской революции член Временного к-та Государственной думы, председатель Исполкома Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов, председатель ЦИК 1-го созыва. После Октябрьской революции председатель Закавказского сейма (1918) и Учредительного собрания Грузии (с 1919). С 1921 в эмиграции. Покончил жизнь самоубийством; Чхенкели Акакий Иванович (1874–1959), политический деятель, меньшевик. Депутат IV Государственной думы, после Февральской революции комиссар Временного прав-ва в Закавказье, член Особого Закавказского к-та, в апреле 1918 глава Закавказского временного прав-ва, затем министр иностранных дел Грузии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

2017 год, прежде всего и главным образом, - год столетия революции в России. Ее организаторы называли революцию скромно «государственным переворотом» и считали Февраль и Октябрь - этапами одного «большого пути». В советское время Февраль стал «Буржуазно-демократической революцией», а Октябрь - «Великой октябрьской социалистической революцией». В русской эмиграции, с легкой руки И.А. Ильина, революцию стали называть «национальной катастрофой». Действительно, Россия, находившаяся в полушаге от победы над Германией и её союзниками в кровопролитной Первой мировой войне, в результате предательства Верховной власти со стороны генералитета, олигархата и политической элиты не только не смогла воспользоваться плодами победы, но была втянута в полосу внутренней смуты и гражданской войны, стоившей стране миллионов жизней, разрухи, голода и эпидемий. Сегодня, спустя сто лет, события 1917 года некоторые предлагают именовать по аналогии с Францией «Великой русской революцией». Сторонники этой точки зрения указывают на тот факт, что революция в России стала одним из рубежных событий истории ХХ века и оказала несомненное влияние на мировую историю. Однако многие протестуют против такого названия, напоминая о том кровавом следе, который оставила революция в нашей истории, о невосполнимых утратах, которые понесла Россия во всех сферах своего бытия. Столетний юбилей революции показал, что дискуссии не закончились, что в обществе нет пока согласия в понимании событий 1917 года. Это свидетельствует о том, что национальное сознание еще продолжает осмысление того, что же случилось со страной в 1917 году, что мы еще до конца не прошли трудный путь поиска формулы понимания и примирения. У столетия революции есть и другая, наверное, даже более важная сторона - извлечение уроков из трагических событий распада государственности, что стало одним из следствий революции, и кровопролитной гражданской войны, надолго расколовшей народ и унесшей жизни не самых худших сынов Отечества. Конечно, сто лет назад революционеры сумели использовать в своих целях реальные экономические, социальные, национальные проблемы и противоречия, существовавшие в стране, грамотно эксплуатировали чаяния и надежды народа. Однако мы знаем, что без финансовой помощи, политической и моральной поддержки Великобритании, отчасти Франции и других западных центров Февральская революция, открывшая двери беспощадным «комиссарам в пыльных шлемах», вряд ли была бы возможна. А о немецких деньгах в осуществлении большевистского переворота не знает сегодня только самый ленивый гражданин.

http://ruskline.ru/analitika/2018/01/05/...

Андрей Владимирович (в. кн.). Дневник. Красный Архив XXVI. Андреев. Из офицерских писем с фронта в 1917 г. Кр. Арх. L-LI. , Анэ. La Révolution Russe. Paris 1919. Арбатов. Екатерннослав, 1917–22. Арх. Рус. Рев. XIII. Блок. Последние дни императорской власти. 1921 г. (переп. в А. Р. Р. IV). Болдырев. Из дневника, 1917 г. Кр. Арх. ХХШ. Борьба за октябрь на Артемщине. Харьков 1929. Боткина-Мельник. Воспоминания о царской семье. Белград 1921. Бош. Год борьбы – 1925 г. Брамсон. К истории трудовой партии. Пет. 1917. Бубликов. Русская революция. Hью-Iopk 1918. Булгаков. Революция на автомобилях. «На Чужой Стороне», 6. Буржуазия накануне революции. Ред. Граве, 1927. Бьюкенен. Моя миссия в России. Берлин 1924. Васильев. Mes souvenirs. «Monde Slave». 1927. Верешак. Революция на Кавказе. «Воля Pocciu». Верховное Командование в первые дни революции. Кр. Арх. V. Верховский. Россия на Голгофе. Петр. 1918. Верховский. На переломе жизни. «Былое» 27. Верцинский. Год революции. Талин 1929. Вильчковский. Пребывание Государя Императора в Пскове по разсказу ген. Рузскаго. Русская Летопись кн. 3. Винберг. Крестный путь. Мюнхен 1922. Витте. Воспоминания. Берлин 1922. Вишняк. Два пути. Париж 1931. Вишняк, Lenin. Paris 1933. Воейков. С Царем и без Царя. Гельсингфорс 1936. Волконский. Мои воспоминания. Мюнхен 1923. Воронович. Записки председателя Совета солд. депутатов. (Архив Гражданской войны, вып. II). Берлин. Врангель. Записки. Ч. I. «Белое Дело», кн. V. Врангель Н. От крепостного права до большевиков. Берлин, 1924. Гайстер. Всеподданейший отчет Саратовскаго губ. Столыпина. Кр. Ар. XVII. Галкин. Октябрьская рев. в Ростовском у. Ростов. Генкина. Февральский переворот. Очерк истории окт. рев. под ред. Покровскаго II – 1927. Головин. Русская контр-революция. Париж 1937. Головин. Внешния усилия России в мировой войне. Париж 1939. Гольденвейзер. Киевския воспоминания. Арх. Р. Рев. VI. Горелов. На реках вавилонских. Берлин 1921. Государственное Совещание. Архив Окт. Рев. 1930. Горев. Предисловие к книге ген. Мартынова «Февральская Революция».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

О чем мог говорить епископ солдатам в начале 1917 года? «Цель победы над нашим неприятелем победа над самой войною, над её жестокостями, прекращение войны на возможно продолжительное время» 275 . В характере самого епископа в то время сложились качества воина, неприхотливого, стойкого, привыкшего к походной жизни. Сказалась дружба с боевыми генералами и офицерами Урмийского отряда, походная обстановка миссии. Видевшие среди серых шинелей высокую фигуру в чёрной рясе и низко надвинутой скуфье едва ли догадывались о внутренней жизни епископа, по усилию воли, по внутренней собранности близкой ратному подвигу. Что происходило на Кавказском фронте в это время? В начале января 1916 года Кавказская армия перешла в наступление и к середине февраля овладела мощной турецкой цитаделью Эрзерум. Весной 1916 года правое крыло русской армии выгодно занимало район Трапезунда, а левое, оказав содействие англичанам, выдвинулось до Месопотамии (Ирака). Русские войска почти на 250 км продвинулись вглубь территории Турции, завладев, помимо Эрзерума, Трапезундом и Эрзинджаном. Разгромив вторую и третью армии турок, они полностью обеспечили русское Закавказье от вторженья. Зима 1916−1917 годов, заставшая Пимена в Персии, была снежной и суровой, боевые действия на всём протяжении Кавказского фронта замерли. Разработанный командованием план предполагал нанесение туркам короткого удара. Одновременно англичане просили оказать давление на 6-ю турецкую армию в Ираке. 17 февраля 1917 года Персидский экспедиционный корпус генерала Н.Н. Баратова перешёл в наступление и овладел Хамаданом. Из состава 7 Кавказского корпуса для содействия англичанам был выделен отряд генерала Назарова. Его наступление велось в разорённом войной районе горного Курдистана. Здесь стало очевидно, что армия была уже не в состоянии вести наступательные операции. 21 марта 1917 года командование доложило о печальном положении тыла − начавшемся разложении войск, голоде и эпидемии 276 . В дни февральской революции Ранней весной 1917 года епископ Салмасский отправился в Петроград, чтобы лично доложить о положении дел и заодно посмотреть в глаза тех, кто обрекал русское учреждение на бесславное прозябание. Решимость, с которой он желал встречи с высшей церковной властью, подкреплялась тем, что Министерство иностранных дел давало ему высокую аттестацию. На состоявшемся 10 февраля 1917 года заседании члены Синода заслушали сообщение русских дипломатов о просветительской и благотворительной деятельности начальника Урмийской миссии. Особо подчёркивалось, что деятельности Пимена в деле поддержки авторитета России в Персии МИДом придаётся большое значение 277 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Русская армия хорошо подготовилась к весеннему наступлению 1917 года. Во время зимней передышки временно исполняющий обязанности начальника штаба Верховного главнокомандующего генерал В. И. Гурко провел реорганизацию армии, позволившую снизить численность солдат на передовой (как следствие - снижались потери), увеличив при этом огневую мощь дивизий. В отличие от предыдущих лет, винтовок и боеприпасов для кампании 1917 года было достаточно. Победа в войне уже была не за горами. Для ее достижения оставалось предпринять последние усилия. Но при всей готовности Русской армии к новым боям в самой стране наблюдалась явная усталость населения от войны. Она, наверное, не была бы критической при сохранении политической стабильности. Но политическая ситуация в стране раскачивалась как думскими партиями и деятелями, так и не всегда продуманными действиями самого правительства. Ожиданиям скорой победы, к сожалению, сбыться было не суждено. Наступил февраль 1917 года. Антиправительственная риторика многих думских политиков, вошедших впоследствии в разные составы Временного правительства, сыграла немалую роль в событиях февраля 1917-го. Ни один из фактов измены, о которых говорилось с высоких думских трибун, доказать позднее новой власти не удалось. - Февральские события, как известно, стали началом развала армии и страны. Сыграл ли роль в их подготовке «золотой немецкий ключ большевиков», если воспользоваться выражением С. П. Мельгунова? - Февральская революция, безусловно, стала подарком для Германии, но в самих этих событиях она не сыграла какой-либо заметной роли. Конечно, германская агентура вела подпольную работу в России, но практические результаты были гораздо скромнее последствий февральских событий. Участие Германии было значимо уже для прихода большевиков к власти в октябре 1917 года и, отчасти, в последовавшей затем Гражданской войне. Здесь я могу адресовать читателей как к работам С. П. Мельгунова, воспоминаниям Б. В. Никитина «Роковые годы», так и к книгам современных исследователей.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Важно отметить и то, что на местах власть Временного правительства была более чем призрачна, вызов ей бросали различные советы и комитеты, которые нередко пытались вмешиваться и во внутрицерковные дела. Если же говорить об институциональных взаимоотношениях, то, конечно, отделение Церкви от государства рано или поздно произошло бы, хотя не имело бы таких печальных последствий, как после известного большевистского декрета «О свободе совести». Как уже отмечалось, на Поместном Соборе одним из виновников хаоса, охватившего епархии Российской Церкви в 1917 году, называлась и газета «Всероссийский церковно-общественный вестник». Якобы именно это центральное церковное издание «сделало что могло, чтобы расшатать влияние Церкви на народ». Все, конечно, было не так, пик революционного энтузиазма, в том числе и у духовенства, пришелся на март 1917 года. Первый же номер обновленного «Вестника» вышел в свет 7 апреля, и уж, конечно, не мог задним числом повлиять на настроение духовенства. Более того, редактору газеты профессору Б. В. Титлинову и его коллегам удалось создать интересную и самую читаемую церковную газету этого времени, носившую умеренный характер и выступавшую против любых анархических проявлений в церковной жизни. Надо сказать, что отрицательную репутацию «Вестник» и лично Титлинов, получивший в среде иерархов прозвище «Растлинов», заслужили во многом за то, что они выступали против восстановления патриаршества 818 . Используя советскую терминологию, эту газету можно назвать «кадетской». «Вестник» действительно призывал голосовать за партию «народной свободы», как за самую церковную, что в условиях 1917 года было вполне понятно. Кадеты, считавшиеся до революции «левой» партией, после нее стали не только «самой церковной», но и самой «правой» партией, реально осуществлявшей свою деятельность после Февральской революции. Всего в течение марта-октября 1917 года 15 епархиальных архиереев было уволено. В 11 епархиях состоялись выборы высших иерархов. Это были наиболее «престижные» и «богатые», по тогдашней терминологии, епархии. Возможно, именно поэтому борьба за церковную власть в них принимала столь острый характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Октябрьской революции Набоков не принял, войдя в состав антибольшевистского «Комитета спасения Родины и революции». В ноябре 1917 года он был арестован большевиками, но через несколько дней либерального политика освободили. Не дожидаясь нового ареста (партия кадетов была объявлена большевиками вне закона), Набоков уехал к семье в Крым, где в ноябре 1918 года занял пост министра юстиции краевого правительства. Когда поражение антибольшевистских сил стало очевидным, кадетский лидер эмигрировал с семьей в Великобританию (1919), где вместе с лидером кадетской партии П.Н. Милюковым издавал журнал «The New Russia», выпускавшийся на английском языке русским эмигрантским Освободительным комитетом. В 1920-м Набоков перебрался в Берлин, где вместе с кадетом И.В. Гессеном издавал партийную газету «Руль». Оставаясь убежденным противником социалистов, Набоков не принял «новой тактики» Милюкова, ориентированной на сближение либералов с умеренными социалистами. Сам являясь одним из творцов революции, в эмиграции Набоков становится одним из ее критиков. Испытав на себе все «прелести» революции, он так отзывался о февральских событиях 1917 года: «Мне казалось, что в самом деле произошло нечто великое и священное, что народ сбросил цепи, что рухнул деспотизм... Я не отдавал себе отчета в том, что основой причиной происшедшего был военный бунт, вспыхнувший стихийно вследствие условий, созданных тремя годами войны, и что в этой основе лежит семя будущей анархии и гибели... Если такие мысли и являлись, то я их гнал прочь» . «Внимательный и объективный взгляд мог бы в первые же дни " бескровной революции " найти симптомы грядущего разложения, - отмечал Набоков в 1918 году . - Теперь, post factum, когда просматриваешь газеты того времени, эти симптомы кажутся такими несомненными, такими очевидными!» . На одном из заседаний Берлинской группы Партии народной свободы Набоков заявил: «По любому вопросу практической политики сторонники Милюкова и мы смотрим различно. Нам нельзя приветствовать революцию, так как революция разрушила Россию, растлила народную душу, сделала из нас изгнанников. Мы остаемся противниками самодержавия и той куцей конституции, которая была до 1917 г., но мы отрицали и отрицаем революционные пути, и теперь мы ясно увидели, к чему они приводят. В этом основа нашего разногласия» . В итоге политик вынужден был констатировать, что представители российской оппозиции, борясь с царским самодержавием, трепетно берегли свои идеи и идеалы, но не берегли Родину. Однако осознание (пусть и частичное) пагубности для России революции пришло к Набокову слишком поздно.

http://ruskline.ru/history/2016/04/26/ob...

Культура Все рубрики Протоиерей Сергий Правдолюбов Царство Небесное силою берется Это было в ту пору, когда были волнения в Приднестровье, зимой или ранней весной. Год не помню. Я служил в храме тогда один, второго священника не было. Почему–то случилось очень много треб в ту субботу после литургии, и когда я все закончил, и народ разошелся, оставалось всего полчаса до вечерней службы воскресного всенощного бдения. Совершенно без сил, я просто не мог ни сидеть, ни с кем-то разговаривать, ни реагировать на окружающее. Митрополит Вениамин (Федченков) К 90-летию февральской революции. Россия между верой и безверием. Две революции. 1917-й год Люди ошибочно привыкли считать, что в царских домах живет счастье. Думаю, едва ли не самая тяжелая жизнь в чертогах! Особенно в предреволюционное время, когда дворцам отовсюду грозили беды, покушения, взрывы, бунты, вражда, ненависть. Нет, " тяжела шапка Мономаха " . И как легко понять, что этим людям в такую трудную годину хотелось иметь в ком-нибудь опору, помощь, утешение. Мы, духовные, - причин немало, и не в одних нас были они, - не сумели дать этого требуемого утешения: не горели мы. Царство Небесное силою берется Это было в ту пору, когда были волнения в Приднестровье, зимой или ранней весной. Год не помню. Я служил в храме тогда один, второго священника не было. Почему–то случилось очень много треб в ту субботу после литургии, и когда я все закончил, и народ разошелся, оставалось всего полчаса до вечерней службы воскресного всенощного бдения. Совершенно без сил, я просто не мог ни сидеть, ни с кем-то разговаривать, ни реагировать на окружающее. Протоиерей Сергий Правдолюбов К 90-летию февральской революции. Россия между верой и безверием. Две революции. 1917-й год Люди ошибочно привыкли считать, что в царских домах живет счастье. Думаю, едва ли не самая тяжелая жизнь в чертогах! Особенно в предреволюционное время, когда дворцам отовсюду грозили беды, покушения, взрывы, бунты, вражда, ненависть. Нет, " тяжела шапка Мономаха " . И как легко понять, что этим людям в такую трудную годину хотелось иметь в ком-нибудь опору, помощь, утешение. Мы, духовные, - причин немало, и не в одних нас были они, - не сумели дать этого требуемого утешения: не горели мы. Митрополит Вениамин (Федченков)

http://pravmir.ru/category/kultura/page/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010