– Гряди к уготованному тебе покою, ибо умолен Владыка Христос, чтобы ты был со мной. Исполнившись неизреченной радости, Дометиан возвестил о том братиям и, пришедши с весельем в церковь , предал дух свой Господу, и погребен был при гробе отца своего. По преставлении преподобного отца нашего Евфимия, при гробе его совершалось много чудес и подавались исцеления 821 во славу Бога во святых Своих прославляемого, Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Тропарь, глас 4: Веселися пустыня нераждающая, благодушествуй неболящая, яко умножи тебе чада муж желаний духовных, благочестием насадив, воздержанием воспитав в добродетелей совершенство. Того молитвами Христе Боже, умири живот наш. Кондак, глас 8: В честнем рождестве твоем радость тварь обрете, и в божественней памяти твоей преподобне, благодушие прият многих твоих чудес: от нихже подаждь богатно в души наша, и очисти грехов скверны, яко да поем: аллилуиа. 762 Армения – горная страна, к югу от Кавказа и к востоку от Малой Азии; она делилась на две части: большую или восточную Армению, и малую или западную. Город Мелитина, ныне Малатия, находился в южной части Малой Армении, на одном из притоков Евфрата. 765 Фракия – область Византийской империи, в северо-восточной части Балканского полуострова. Адрианополь – город на р. Гебре (Марице); ныне значительный и многолюдный, главный город турецкого вилайета (области) того же имени. 767 Отрий, епископ Мелитинский, просиял на 2-м Вселенском Константинопольском соборе 381 г.; впоследствии он был причтен к лику святых. Память его совершается на востоке 17 апреля. 769 Лавра Фаранская, или Фаре, основана преподобным Харитоном (память его 28 сентября) в 1-й половине IV века, в шести миллиариях (с небольшим 8 верст) от Иерусалима к востоку, по пути в Иерихон. 771 Т. е. преподобные Евфимий и Феоктист удалялись в пустыню после отдания праздника Богоявления Господня и пребывали там до праздника Входа Господня в Иерусалим, или Вербного воскресенья (недели Цветоносной, иначе – Ваий). 774 Марин и Лука – известные ученики преподобного Евфимия. Получив иноческое воспитание от него, они явили из себя подвижников отшельнической жизни; чрез несколько лет они просияли в местах близ селения Метопа (ныне Хирбет Джубб ер-Рум, по дороге от Иерусалима в лавру преп. Саввы Освященного) и создали монастыри; они привели в монашеское совершенство преподобного Феодосия Великого был киновиархом этой пустыни и архимандритом киновий.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Строгая жизнь первых отшельников протекала под назиданием духовного отца их, в непрестанной молитве, пении псалмов и работе. Устроив их обитель, Харитоний искал себе опять уединения в другой пещере, близ Иерихона, где питался только дикими травами, но и там исцеления болящих обнаружили славу его, и около него составилась иная лавра, названная Иерихонскою. Оттоле он удалился в пустынные окрестности Фекуи, на родину пророка Амоса, но и туда стеклись к нему ученики, и произошла новая лавра, под именем Сухумской. Наконец святой отшельник укрылся в малую расселину горы, висевшую над бездною, чтобы совершенно посвятить себя богомыслию, и там пребывал, доколе Господь не известил его о приближающейся кончине; тогда спустился из вертепа в первую свою лавру Фаранскую, где некогда чудным образом сохранилась его жизнь; возбудив учеников своих к новым подвигам и предсказав им бурю арианскую, он предал праведную душу Богу в глубокой старости. Это было около 340 года; но три его лавры прославились только в исходе четвертого столетия 46 . Не Харитоний однако, а другой отшельник, Иларион Великий, почитается отцом иночествующих в Палестине, подобию как и великий Антоний в Египте. Святой Иларион 47 родился в селении близ Газы, в исходе IV века, от языческого семейства, как роза между терний, по словам блаженного Иеронима , описавшего его житие. В Александрии, куда отпустили отрока для просвещения мирскими науками, просветился он светом Христовым, при самом начале жестокого гонения Диоклетианова, которое не поколебало его веры. На шестнадцатом году от рождения, услышав о иноческих подвигах великого Антония, юноша оставил мир, чтобы научиться духовной жизни под его назиданием; но вскоре, испуганный множеством притекавших к святому авве, он возжелал большего уединения и, с благословением Антония, возвратился в Палестину, где предназначено ему было просиять жизнию пустынною. Следуя заповеди евангельской, он раздал все свое имение братьям и убогим, оставив себе небо единственным наследием, и поселился в обширной пустыне, между Газою и Египтом, недалеко от приморского города Маиумы. Напрасно удерживали его родственники и друзья, представляя место сие опасным по разбоям; Иларион говорил им, что боится только убивающих душу, и в столь нежном возрасте стал измождать тело свое строгими постами, перенося зной и непогоды, в одной кожаной одежде, данной ему великим Антонием. Сперва не имел он постоянного жилища, сплетая себе шалаши из тростника, потому что принужден был переходить из одного места в другое, от частого нападения разбойников. Однажды они искали его целую ночь и, нашедши только поутру, спросили, что бы он сделал, если бы на него напали. Отшельник отвечал, что ничего не имеющему не страшны разбойники. – «А если бы тебя убили?» – еще спросили они; «не боюсь и смерти, потому что я к ней приготовлен» – опять отвечал пустынник, и, тронутые его ответом, оставили его в мире, обещав исправить жизнь свою.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

— Воистину Дух Божий почивает на сем ребенке. Приняв отрока к себе вместо сына, Отрий тщательно заботился об его обучении, поручив это дело двум учителям из клириков, Акакию и Синодию [ 8 ], мужам благоразумным и добродетельным, из которых каждый впоследствии, в свое время, был епископом той же Мелитинской церкви. Когда блаженный Евфимий хорошо изучил божественные книги, епископ поставил его в чтеца, а мать его, блаженную Дионисию, с непрестанным усердием служившую Богу, посвятил в диаконисы своей церкви. Затем, Святой Евфимий, с юности известный своею добродетельною жизнью и непорочным девством, прошедший все низшие церковные степени и бывший уже иноком, посвящен был в сан пресвитера. Вместе с тем ему поручено было, хотя он и не хотел начальствования, и попечение о монастырях, находившихся в том городе, так как он с детства весьма возлюбил иночество и безмолвие. Посему преподобный Евфимий часто пребывал в монастыре святого мученика Полиевкта, отстоявшем в некотором отдалении от города. В дни же святой четыредесятницы он удалялся в одну пустынную гору и там предавался безмолвию среди подвигов и трудов, известных единому Богу. Сознавая же, что настоятельство и управление монастырей препятствуют его безмолвию, вместе с тем избегая славы человеческой, преподобный, на двадцатом году своей жизни, тайно ушел в Иерусалим [ 9 ]. Поклонившись честному кресту и гробу Христову и прочим святым местам, он посетил святых отцов, живших в окрестной пустыне, и, рассмотрев житие и добродетель каждого, потщился в подражание им. Потом он пришел в лавру Фаранскую [ 10 ], отстоявшую от святого града в расстоянии шести поприщ, и, нашедши вне монастыря одну пустую келью в уединенном месте, поселился в ней, не имея совсем ничего; обучившись плетению корзин, он питался от труда рук своих. И так, освободившись от всякой земной заботы, он имел лишь одно попечение — как угодить Богу. Был у святого Евфимия сосед и друг, преподобный Феоктист, с которым он соединился такою духовною любовью, что оба имели одну волю, одно стремление к Богу, один общий подвиг.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

[греч. Εθμιος Μγας] (ок. 377-20.01.473), прп. (пам. 20 янв.), один из основателей палестинского монашества, оказавший значительное влияние на его последующее развитие. Главным источником, содержащим сведения о жизни Е. В., является его Житие, написанное Кириллом Скифопольским (ок. 525? - после 559?), к-рый, по мнению исследователей, не только является «одним из лучших агиографов по живости изложения», но и «обладает настоящими качествами историка» ( Festugi è re. P. 43). Е. В. род. в Мелитине, ставшей при имп. Феодосии I (379-395) главным городом пров. Армения Вторая. Его родители, Павел и Дионисия, происходившие из знатного рода, долгое время были бездетны и просили Бога даровать им ребенка. Однажды ночью они молились в храме мч. Полиевкта и услышали голос, возвестивший, что у них родится сын, с появлением на свет к-рого Церкви будет даровано Богом веселье (εθυμα). Действительно, вскоре после рождения Е. В. имп. Валент , покровительствовавший арианам, погиб в битве при Адрианополе. Отец Е. В. умер, когда тому еще не исполнилось 3 лет. Мелитинский еп. Отрий по просьбе матери Е. В. принял на себя заботы о нем: он крестил мальчика, затем назначил его церковным чтецом, а когда тот подрос, отдал для обучения Акакию и Синодию (оба впосл. занимали Мелитинскую кафедру). Очень рано Е. В. выказал горячую любовь к подвижничеству, молитве и чтению Свящ. Писания. Последовательно пройдя все ступени низших церковных должностей, он был рукоположен во иерея и назначен надзирать за окрестными мон-рями, поскольку, по выражению Кирилла Скифопольского, был с детства монахолюбив (φιλομναχος) и значительную часть времени проводил, посещая обители. На период с праздника Богоявления до Пасхи он имел обыкновение уходить в пустынные места, посвящая это время углубленной молитве и общению с Богом. Когда Е. В. исполнилось 28 лет, он отправился в Иерусалим, сочтя, что занимаемая им должность может послужить препятствием для духовного совершенствования. После того как Е. В., поклонившись св. местам, посетил известных отшельников и монахов и узнал добродетели и образ жизни каждого из них, он направился в Фаранскую лавру, основанную прп. Харитоном ок. 330 г. (ее руины расположены в Вади-Фара, близ источника Айн-Фара, в 9 км к северо-востоку от Иерусалима). Здесь Е. В., стремясь к уединению, поселился в келлии за пределами лавры. По соседству располагалась келлия прп. Феоктиста (пам. 3 сент.). Духовный союз этих иноков продолжался на протяжении всей их жизни, так что они представляли собой «одну душу в двух телах» ( Kyrillos. S. 15). Ежегодно на 8-й день после Богоявления они вдвоем уходили в пустыню Кутила и пребывали там в строгом посте и молитве до Вербного воскресенья.

http://pravenc.ru/text/187761.html

Вооруженное нападение на келлию с целью изгнания рус. монахов произошло в канун праздника Св. Троицы в 1905 г. ( И-н Агиорит. 1906). Во время отсутствия настоятеля келлии иеросхим. Пантелеимона (к-рый был в К-поле) и наместника иером. Виссариона (вызванного к каймакаму в Карею) в келлию неожиданно прибыли эпистат иером. Герасим (Смирнакис) из монастыря Эсфигмен, историк Афона, и антипросоп монастыря К. (АВПРИ. Ф. Греч. стол. 142. Оп. 497. Д. 4861. Л. 107), а затем - толпа каракальских монахов и рабочих, вооруженных топорами, мотыгами и ломами. Они начали крушить здания, разбивать окна, ломать стены. Рус. монахи стали обороняться, в результате столкновения 8 рус. иноков были ранены и сильно избиты. Это событие получило широкий резонанс в печати, один из рус. афонских монахов даже посвятил этой «битве» стихотворение ( Виталий (Гончаренко). 1912). Иеросхим. Пантелеимон являлся действительным членом имп. Палестинского православного общества и одним из учредителей братства рус. келлий Афона. Руководитель братства иером. Кирилл (Абрамов) называл его многострадальным и благодарил «за его отеческое попечение о нашем братстве» (АВПРИ. Ф. Посольство в К-поле. 180. Оп. 517/2. Д. 3225. Л. 63). В келлии действовал общежительный устав. Ей принадлежали 4 дес. земли и кузнечная, столярная, сапожная, портняжная, переплетная и фотографическая мастерские. Действовало небольшое издательство, опубликовавшее «Беседу о смерти детей в младенческом возрасте, нечаянно приспанных и мертворожденных», сборник поучений для монахов «До и после пострига», стихотворения «Пучок цветов с Афона» мон. Виталия (Гончаренко), «Житие преподобного Харитона Исповедника», соч. «О табаке и вреде его курения» и др. В храме хранились неск. частиц Животворящего Креста Господня, ок. 30 частиц мощей, большая часть главы вмч. Пантелеимона. В 1900 г. иеросхим. Пантелеимон создал подворье келлии в К-поле, а в 1903 г. приобрел в 10 км к северо-востоку от Иерусалима Фаранскую лавру , основанную прп. Харитоном Исповедником , что в свое время не удалось даже архим. Антонину (Капустину) , и поселил там рус. братство из 7 чел. Покупка была оформлена на схим. Досифея (Попова) из Крестовоздвиженской келлии.

http://pravenc.ru/text/1470397.html

Пропев в бывшей церкви тропарь преподобному Харитону, мы захотели проникнуть в его усыпальницу, В усыпальнице видны несколько человеческих костей; над входом в нее растет куст благоуханной травы, почти совершенно покрывая и как бы оберегая собою вход. Это небольшая овального вида пещера, в сажень ширины и в полторы сажени глубины, обмазана глиной, очевидно, в позднейшее время; боковые ниши, служившие входом в отдельные погребальные пещеры, закладены. Здесь-то, по всей вероятности, покоится преподобный Харитоний среди сонма духовных чад своих. Ибо, как видно из жития его, достигнув глубокой старости в пещере близ лавры Сукка, основанной им неподалеку от развалин Фекуи, и чувствуя приближение своей кончины, на вопрос братии, где он завещает погребсти себя по преставлении, смиренномудрый старец отвечал им: «дадите персть персти, где хотите, Господня бо земля и исполнение ея». Они же отвечали: «нет, отче, ты устроил три обители (лавру Фаранскую, Иерихонскую и Суккийскую) и собрал в них три стада; каждое желало бы иметь у себя твои мощи, а потому, чтобы не вышло между нами чрез это распри, ныне завещай, где положить твои мощи». Он же, исполняя их желание, завещал погребсти себя в первом своем монастыре, в той пещере, где он был взят разбойниками и чудесно избавился от них благодатью Божьею, а следственно в пещерной церкви Фаранской лавры. С благоговением облобызали мы вход в эту усыпальницу, послужившую местом упокоения стольким святым мужам и промыслительно ограждаемую чрез столько веков самою недоступностью места. Сорвав на память себе от куста благоухающей травы, мы еще раз пропели тропарь преподобному Харитонию: «слез твоих теченьми пустыни неплодное возделал еси», и не без труда спустились обратно тем же способом на нижнюю площадку. Здесь мы осмотрели находящуюся на этой площадке систерну (для стока в нее дождевой воды с вершины скал искусно иссечена вдоль всего утеса небольшая ложбина, приметная лишь вблизи), а отсюда пошли вправо для осмотра другой большой пещеры, находившейся в отношении первой в нижнем ярусе береговой скалы.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Дальнейшее различие между западной и восточной отлогостями состоит в том, что к западу горы постепенно понижаются, к Мертвому же морю горная отлогость совершенно приметно образует три выступа, причем всякий раз между горной отлогостью и близ лежащим выступом возникает площадь равномерно гладкой земли, во крутизне гор и долин при спуске к глубже лежащему выступу всегда круче. Конечно, эти три горных выступа тянутся не в совершенно прямом направлении, но, благодаря меловым кряжам, за которыми берут начало круто ниспадающие ужасные долины, они легко узнаются. Первый ясно различаемый уступ направляется от Масличной горы на юг к Вифлеему. Второй – начинается около половины пути из Иерусалима к Иорданской долине и тянется не на юг, как первый, а наискось, с северо-востока на юго-запад, именно: начинаясь у гор ниже хан ел-Хасрура, тянется через ел-Мунтар выше Мар-Саба к Фекое. Третий выступ образует горную пологость в долине Иордана и Мертвого моря. Этим трём выступам соответствуют три плоские возвышенности, из которых первая – от Масличной горы к Вифлеему имеет самое незначительное протяжение. 82 Пещеры гор и оврагов Иудейской пустыни являлись естественными жилищами для искавших пустынного уединения; они же были удобным местом для притона предававшихся разбоям. В одной из таких пещер второго горного кряжа и жили разбойники, несправедливо приобретенное имущество которых послужило Св. Харитону к устройству храма и лаврыФаран. Местоположение первой палестинской лавры, о котором ничего не говорит автор жития, в настоящее время определяется различно. Путеводной нитью при определении местоположения лавры Фаран служат следующие слова биографа Св. Евфимия Кирилла Скифопольского : Евфимий пришел в лавру Фаранскую, лежащую в шести поприщах от Св. града; в 10 поприщах от Фаранского монастыря, к востоку, есть селение, называемое Фаран, от которого получила название и лавра. 83 Основываясь на этих данных, Тоблер предполагает, что место лавры Фаран совпадает с нынешним Умм-Расрас – развалинами, находящимися по правую сторону Иерихонской дороги и представляющими четыреугольное строение с остатками колонн и цистерной.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

84 Робинзон, на основании свидетельства Иосифа Флавия, что некто Симон, сын Гиора, герассеянин, расширил найденные им в долине Фаран пещеры для того, чтобы скрыть в них свои сокровища и добычу, и что этот Симон, как упоминается у Флавия в другом месте, жил вблизи Масады (нынешней ес-Себбе), у Мертвого моря, – заключает, что и долину Фаран (от φραγξ=ущелье) должно искать вблизи Масады. 85 Шик, в противоположность Тоблеру и Робинзону, помещает лавру Фаран в вади Фара, в северной части пустыни Иудейской. 86 Но этому последнему взгляду как бы противоречит свидетельство Кирилла Скифопольского , что лавра Фаран находилась на Иерихонской дороге, которая в настоящее время идет через вади ел-Хот, мимо умм-Расрас, хан ел-Хасрра, вади ер-Руман, ел-Гор и, оставляя в стороне хрибет Какн, пересекает поток ел-Кальт. 87 Шик, однако, устраняет это затруднение, ссылаясь на неоспоримое существование в древности другого пути, шедшего гораздо севернее через вади Фара; по этому пути проходил царь Давид, когда бежал от Авессалома к Иордану. 88 Архимандрит Леонид, описывая свою поездку к развалинам фаранской лавры, высказывает уверенность, что она была расположена в вади-Фара, горной и скалистой местности с немалым числом пещер. 89 Представление о внутреннем устройстве обители Св. Харитона дает нам усвоенное ей автором жития название лавры. Биограф Св. Харитона, очевидно, предполагал, что, употребляя такое название, он тем самым уясняет и образ жизни обитателей монастыря Св. Харитона. Действительно, со словом лавра, в IV-VI веках соединялось вполне определенное представление относительно жизни населяющих её подвижников. Лавра – слово древнегреческое и обозначает собственно улицу, проход, деревню, что указывает на внешнее расположение входящих в состав лавры, жилищ монахов; они, подобно домам в селениях, устраивались по обе стороны оставляемого посредине прохода. 90 По определению Свиды, лавра στεν κατοικα τν μοναχν; 91 теснота о которой говорит Свида, может быть понимаема и в буквальном и в переносном смысле: как жилища лавриотов, так и образ их жизни были слишком неприглядны и суровы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

( < < back) житие его под 6 апреля. ( < < back) царствовал с 565 г. по 578 г. ( < < back) фаранская получила свое наименование от близлежащего селения Фаран. Место сей обители указано в житии преподобного Евфимия следующими словами: «прииде Евфимий в лавру, нарицаемую Фара, отстоящую в расстоянии шести миль от святого града». — Григорий 2-й управлял антиохийским патриархатом с 573–596 г. ( < < back) иерусалимский святой Софроний 2-ый управлял патриаршею кафедрою с 634 г. по 644 г. Память его празднуется святою Церковью 11 марта. — Лимонарь (от греческого луг, цветник). Названная таким именем книга Софрония, патриарха Иерусалимского, содержит в себе собрание повестей о деяниях некоторых пустынножителей, просиявших святостью. Книга эта переведена на славянский язык и была напечатана в первый раз в 1628 г. ( < < back) Маврикий управлял Византиею с 582 г. по 602 г. ( < < back) Анастасий Синаит в первый раз управлял патриаршею кафедрою с 561 г. по 572 г., а во второй раз с 596 г. по 601 г. ( < < back) Григорий Двоеслов был римским папою с 590 г. по 604 г. Память его совершается Церковью 12-го марта. Мощи его покоятся в Ватиканском соборе Апостола Петра в придельном храме, посвященном его имени. — Из сочинений св. Григория особенно замечательны: «Диалог о жизни италийских отцов» (за это сочинение ему и усвоено наименование «Двоеслова») и «Правило пастырское», в котором говорится об обязанностях пастыря. ( < < back) германское племя; в древнейшее время обитали между нижнею Эльбою и Аллером; с IV b. постепенно начали переходить на юго-восток к Дунаю и в VI b. овладели Панноной. Отсюда в 568 г. они пошли в Италию и покорили ее всю в войне против восточных римлян, за исключением Лигурии, Экзархата, Пентополя, Римского Дуката, области Неаполя и обоих южных полуостровов. Из покоренных областей средней Италии было образовано Лангобардское королевство, которое в 774 г. было покорено Карлом Великим, принявшим титул короля Лангобардов. Позднейшие немецкие короли а императоры, в качестве владетелей Италии, носили титул королей Лангобардских.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

По устроению Божьему, змей вполз в сосуд с вином, стоявшим в пещере, и отравил вино, напившись которого по своем возвращении разбойники все умерли. Освободившись от уз, св. Харитон решил остаться в той же пещере и стал здесь проводить подвижническую жизнь. Скоро к нему пришли другие, искавшие отшельничества, и св. Харитон устроил знаменитую впоследствии лавруФаранскую, для которой сам написал устав. Впоследствии, ища уединения, св. Харитон ушел в пустынное место, но и здесь его нашли ревнители иноческой жизни, и он основал новую обитель – Иерихонскую. Точно также возникла и третья обитель, устроенная св. Харитоном, Сукийская (Ветхая Лавра). Скончался пр. Харитон ок. 350 г. и погребен в разбойнической пещере. Ему приписывают установление обряда иноческого пострижения (см. 5 дек.). Кондак, гл. 3. Насладився Богомудре воздержания, и плоти твоея вожделения обуздав, явился еси верою возращаем: и яко жизни древо, посреди рая процвел еси, Харитоне всеблаженне священнейший. Утр. ( Ев. Мф.4:25; 5:1–12; 10 зач.; Ап. см. 15 мая. Ев. см. 26 апр.). Св. пророка Варха. Он был ученик, друг и писец св. прор. Иеремия, с которым обличал и учил современных ему иудеев и терпел от них ненависть, преследование и гонение. Он предсказал о возвращении иудеев из плена, о пришествии на землю Сына Божьего, имеющего «пожить с человеки», и о совершенном запустении Вавилона. Скончался он в Египте (в VI в. до Рожд. Христова). «Книга прор. Варуха» принадлежит к числу неканонических; в Библии она помещается, как полезное и досточтимое прибавление к книге прор. Иеремии; читаемая из нее в навечерие Рождества Христова паремия (см. 24 дек.) возглашается как пророчество Иеремиино. Мучч . Алеандра, Алфеа, Марка пастыря, Нена, и прочих, пострадавших за Христа при Диоклетиане в разных местах Малой Азии. Св. Марк, бывший пастухом, взят был на мучения из окрестностей Антиохии Писидийской. Взявшие его 30 воинов были обращены им ко Христу, за что были обезглавлены в г. Никее. Для истязания св. Марка были приведены 3 брата ковачи – Александр, Алфей и Зосима, которые также обратились ко Христу, видя мучения св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010