Светлый и радостный вид Вифлеема в настоящее время, читаем в одном описании, и эта плодоносная, полная многолюдства окрестность его, так же точно идут к городу рождения Спасителя мира, как мрачные стены Иерусалима и безжизненная пустыня голых скал, облегающих их кругом, идут к городу гонений и казни Христовой. Иноческие обители в Палестине. В Палестине, и главным образом в области Иудеи, в период от IV до VII века было до 130 монашеских обителей. В то время пустынные дебри иудейские, по свидетельству древних писателей, были населены десятками тысяч ангелоподобных человеков. Первыми основоположниками иночества в Палестине были св. Иларион Великий и св. Харитон исповедник. Они подвизались еще в эпоху гонений, в конце III века. Св. Иларион основал иноческую обитель в пределах филистимских, близ Средиземного моря, около города Газы. От неё не осталось никаких следов. – Св. Харитоний основал две обители: одну в 10 верстах от Иерусалима по направлению к Иордану – лавру Фаранскую; другую около Мертвого моря, в пустыне Сукка, лавру Суккийскую. Русский паломник 12 века, игумен Даниил, так определяет её местоположение: «монастырь св. Харитона лежит к югу от Вифлеема в расстоянии яко верст пять, близ моря Содомского, в пустыни весьма великой и страшной и совершенно безводной, между горами; под ним страшная дебрь.» В V в. знамениты были подвижники Евфимий и Феоктист. В церковноисторическом отношении особенно замечательны лавра св. Саввы и киновия св. Феодосия, уроженцев Каппадокийской области. Лавра св. Саввы была основана в 483 году, в «юдоли плача», на отвесной скале, у долины, составляющей продолжение кедронского потока, в 12 верстах от Иерусалима и в расстоянии часа с небольшим пути от Вифлеема по направлению к Мертвому морю. Она лежала в самой дикой местности, в расселине скалы. – Дорога к лавре из Иерусалима не напрасно называется «юдолию печали»; негде в ней остановиться усталому взгляду; по предгорию грунт меловой, неприятный для глаз по своей белизне. Распаленный воздух неподвижен; повсюду гробовая тишина. – Но еще печальнее саввинское ущелье. Оно называется огненною рекою, потому что образовалось вследствие вулканического переворота; земля треснула и из трещины образовалось дикое ущелье с отвесными берегами, идущее до самого Мертвого моря. В отвесных стенах этой земной щели виднеются пещеры и отверстия: это древние келии многочисленных подвижников, последователей Освященного пустынника. Между многочисленными пещерами плачевной юдоли особенно замечательны пещера Иоанна Молчальника, преподобного Ксенофонта и его чад Иоанна и Аркадия, а главное – пещера преподобного Саввы, на восточной, то есть противоположной лавре, стороне долины, где первоначально поселился он по указанию ангела. Отсюда открывался лучший вид на лавру.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Радуйся, сих ради в Лавру Фаранскую бежавый. Радуйся, вселивыйся в келлии уединенней. Радуйся, тамо от трудов рук своих питавыйся, Богу непрестанную хвалу воздавал еси. Радуйся, отче преподобне, великий Евфимие. Кондак 3 Силою братнея любви связани быша, преподобнии Евфимие и Феоктисте, якобы в двух телесех едину душу и едину волю имевшии, навыкоша на всякий год во осьмый день по празднице Богоявления Господня исходити в пустыню Кутиллийскую, идеже даже до светлаго Христова Воскресения пребываху, постом плоть свою изнуряя, души же веселяще песнию: Аллилуиа. Икос 3 Имуще желание совершеннаго уединения, обретоста святии друзи пещеру и возрадовастася о ней, яко о Господнем указании има места, и паки не возвращаяся в Лавру , вселистася в той пещере, былием питающеся. Видяще таковое мудрое устроение монашеское взываем ти, преподобне отче Евфимие, сице: Радуйся, ради уединения оставивый Лавру. Радуйся, узами святыя дружбы с Феоктистом сочетанный, купно с ним в молитве ко Единому Богу пребывавый. Радуйся, яко убежище ваше ведомо сотворишася людем и потекоша к вам жаждущия спасения и от болезней исцеления. Радуйся, яко приходящих к тебе, отче Евфимие, направлял еси к другу твоему Феоктисту, не хотяй лишитися безмолвия. Радуйся, яко в малом времени киновия зде учредися, яко пещера ваша первее зверем пристанище бывшая в Церковь претворися. Радуйся, яко братия помыслы своя тебе открывати навыкоша. Радуйся, яко поучал еси истинному монашескому пути. Радуйся, яко полагал еси спасение наипаче в смирении и послушании. Радуйся, научавый отсечению воли своея. Радуйся, отче преподобне, великий Евфимие. Кондак 4 Бури и мятежа мирскаго бежавшии блаженни суть, иже под покров Евфимиевой киновии укрышася! Ибо обретоша ту мир и безмолвие, паче же тебе, отче преподобне, наставника премудраго, поучающаго о всем благодарне к Богу взывати: Аллилуиа. Икос 4 Слышаще братия поучения твоя, отче Евфимие, умиляшася сердцем, духом же к небеси устремляшася, тебе же, врачу душ их, вопиюще: Радуйся, наставниче премудрый.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Мужской скит Харитона Исповедника (Вади Фара) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Скит Святого Харитона , находящийся в ведении Русской Духовной Миссии РПЦЗ, был основан в XX веке на месте утраченной Фаранской Лавры. Фаранская лавра (араб. Дир Фаран) — утраченный мужской монастырь Иерусалимской православной церкви, самый древний из сохранившихся в Палестине, основан преподобным Харитоном Исповедником в 330-х годах в пещере, в которую он был приведён разбойниками. Расположен в нескольких километрах к востоку от Иерусалима в Иудейской пустыне в долине Нахаль Прат (англ. En Prat (En Fara)), по-арабски Вади Кельт (англ. Wadi Qelt). Содержание История [ править править код ] Лавра была основана вблизи от того места, где древняя Иерихонская дорога переходила Кутилийский поток и где лежала деревня Фаран. Лавра была расположена в ущелье, по обоим берегам Кутилийского потока, в береговых пещерах и гротах. Спустя несколько лет после основания монастыря святой Харитон покинул Фаранскую лавру и удалился в Фекойские ущелья и на склоне высокой горы положил основание новой Суккийской лавры. Однако перед кончиной преподобный вернулся в Фаранскую лавру и здесь же был похоронен. Период расцвета лавры пришелся на VI век. В VIII веке она еще существовала: имя её встречается то в летописях церковных, то в послании того или другого епископа или аввы. В начале IX века, по причине междоусобий между детьми Харуна аль-Рашида, лавра была оставлена монахами. В XIX веке монастырь был заброшен, пришёл в полное разрушение. Во второй половине XIX века начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) предпринял несколько безрезультатных попыток получить лавру в собственность Российской империи. Это удалось осуществить только в 1890-е годы. В 1903 году здесь поселился бывший настоятель Русской Афонской Крестовоздвиженской Обители иеросхимонах Пантелеимон с монахами и послушниками. Несколько лет спустя пожар поглотил практически все строения, так что восстановить скитские здания оказалось возможным только частично. Восстановленный скит представлял собой двухэтажное здание со множеством келий у подножия скалы. В самой скале высоте около 20 м находится пещерная церковь во имя преподобного Харитона.

http://azbyka.ru/palomnik/Скит_св._Харит...

1, 21). Киновия управлялась аввою (что в переводе с сирийского значит – отец), и безусловное послушание ему было обязанностью каждого обитателя киновии. Время, свободное от богослужения и молитвы, иноки проводили в труде: занимались земледелием, плетением корзин и веревок и т. п. Третий вид иночества – это лавры. Основателями этого вида иноческой жизни были Макарий Старший, живший в Скитской пустыне близ границы Египта с Ливией, и Аммон, поселившийся на Нитрийской горе. В лаврах мы видим как бы соединение отшельничества с общежитием. Каждый подвизался отдельно, в особой келье. Кельи, разбросанные вокруг холма или жилища аввы, находились на известном расстоянии одна от другой и располагались в виде переулков в городе, откуда и самое название – лавра (λαυρα – дорога, переулок). Отшельники в первый и последний дни недели собирались вместе для богослужения. В остальные дни хранили безмолвие. Если кто-либо не приходил на общие собрания, заключали, что он болен, и некоторые из братии посылались для его посещения. Жизнь в лаврах была много труднее, чем в киновиях, и к подвигу безмолвия уже приступали не иначе, как подготовившись к нему в киновиях. «Вступившие в монашество, – говорит Кирилл Скифопольский, – жили сначала в монастыре и исполняли в нем обязанности иноческие, а те, которые уже достигли некоторого совершенства в подвижнической жизни, помещались в кельях». Так, Египет был рассадником иночества. Нигде, по словам Евсевия, слова евангельского учения ни над кем не явили столько своей силы, как в Египте. Недаром, видно, древний Египет издревле глубоко задумывался над вопросами о бессмертии и вечности… «Меланхолический и торжественный вид природы Египта, – говорит русский путешественник, – вечно ясное небо, строгий характер пирамидального зодчества, ужасное разрушение зданий гигантских, превышающих силы человека, столько великого, столько славного в прахе и, наконец, куда ни взглянем, везде поразительное исполнение пророчеств – все это невольно приводит к жизни созерцательной человека мыслительного». («Путеш. по Египту». Норов, II, с. 350.) «Радуйся, Египет верный! – поет Св. Церковь. – Радуйся, Ливия преподобная! Радуйся, Фиваида избранная!» В скором времени иночество распространилось и за пределы Египта. В Палестине основателями иночества были св. Харитон Исповедник, пострадавший при императоре Аврелиане (270–275) и основавший в Палестине знаменитую лавру Фаранскую, лавру близ Иерихона – в пещерах Сорокадневной горы и лавру Сукка, и св. Иларион, ученик и подражатель св. Антония Великого, подвизавшийся около 50 лет в пустыне близ г. Газы. Здесь основаны были обители, из которых в VI веке славились: киновия аввы Серида, близ которой жили знаменитые отшельники в своих одиноких кельях: свв. Варсануфий и Иоанн, и киновия аввы Дорофея в окрестностях Газы и Маиума.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Слава о чудесах, совершаемых преподобным Евфимием, быстро распространялась. Отовсюду стали стекаться люди, приводя с собою больных, получавших исцеление. Будучи не в силах сносить людскую молву и славу, преподобный тайно ушел из монастыря, взяв с собой только ближайшего ученика Дометиана. Он удалился в пустыню Рува и поселился на высокой горе Марда, около Мертвого моря. В поисках уединения преподобный углубился в пустыню Зиф и поселился в пещере, в которой некогда скрывался святой царь Давид от преследований царя Саула. Там преподобный Евфимий основал монастырь, а в самой пещере Давидовой устроил церковь. В то время преподобный Евфимий отвратил многих иноков-пустынников от манихейской ереси, творил чудеса, исцелял больных и одержимых бесами. Приходившие к святому посетители нарушали покой пустынника, любившего безмолвие, и он решил вернуться в оставленный им монастырь святого Феоктиста. По дороге преподобный облюбовал уединенное место на горе и остановился на нем. Там впоследствии было погребено его святое тело. Блаженный Феоктист с братией вышел навстречу преподобному Евфимию и молил его вернуться в монастырь, но преподобный не согласился. Однако он обещал приходить в обитель по воскресным дням на общее Богослужение. Преподобный Евфимий не хотел ни иметь кого-либо поблизости, ни устраивать киновию или лавру, но Господь в видении повелел ему не отгонять приходящих к нему ради спасения души. Через некоторое время около него опять собрались братия, и он устроил лавру по образцу Фаранской лавры. В 429 году, когда преподобному Евфимию было 52 года, Иерусалимский Патриарх Ювеналий освятил лаврскую церковь и поставил обители пресвитеров и диаконов. Лавра вначале была бедна, но преподобный твердо уповал на Бога, могущего ниспослать людям все необходимое. Однажды в лавру пришло около 400 человек путников - армян из Иерусалима, которые были голодны. Увидев это, преподобный Евфимий призвал эконома и велел ему накормить странников. Эконом ответил, что в монастыре нет такого количества пищи. Преподобный, однако же, настаивал. Придя в помещение для хранения хлеба, эконом нашел в нем множество хлебов. То же произошло с вином и елеем. Путники ели во славу Божию, насытились и после этого остался еще трехмесячный запас пищи для братии. Так Господь сотворил чудо по вере святого Евфимия. Однажды один из иноков отказался исполнить назначенное ему послушание. Несмотря на то, что преподобный, призвав его, убеждал повиноваться, инок упорствовал. Тогда преподобный громко воскликнул: " Увидишь, что бывает наградой за неповиновение! " . Инок упал на землю в припадке беснования. Братия стала просить за него авву, и тогда преподобный Евфимий исцелил непокорного, который, придя в себя, просил прощения и обещал исправиться. " Послушание, - сказал святой Евфимий, - великая добродетель. Господь любит послушание больше жертвы, а непослушание приводит к смерти " .

http://patriarchia.ru/db/text/909789.htm...

прп. Харитон Исповедник († 350-е гг.), никаких связей с Египтом не имевший. Он происходил из Иконии, был предстоятелем храма св. Феклы, пострадал во время гонения имп. Галерия, а по окончании гонений бежал от государственного христианства в Фаранскую пустыню. Здесь ок. 330 г. основал Фаранскую лавру при потоке Кутилейском, а затем (ок. 350 г.) Иерихонскую лавру на Сорокадневной горе (обе – между Иерусалимом и Иерихоном) и, наконец, – Суккийскую (или Ветхую) Лавру под Вифлеемом. Известно, что перед смертью он оставил ученикам какие-то «священные заповеди» Но был ли то прото-Устав? Во всяком случае Предание возводит к нему начало оригинальной палестинской традиции (свт. Симеон Солунский ). Вскоре на первое место выходит лавра прп. Евфимия Великого († 473). Сам Евфимий был выходцем из Армянской Мелитины, в Палестину прибыл в 406 г. и подвизался в Фаранской лавре прп. Харитона. И хотя мы наблюдаем у него некоторые египетские тенденции (например, он подражал в своем подвиге прп. Арсению Египетскому, проводил 40-цу в пустынном уединении и пр.), устав Пахомия был ему в целом чужд. Лавра, основанная им в 420-е гг. к востоку от Иерусалима, сразу после смерти прп. Евфимия была преобразована его преемником в киновию (со стеной и единой трапезной). Именно сюда в 458 г. пришел прп. Савва Освященный († 532). А до этого он проходил подвижническую школу в монастыре св. Флавианы (митрополита Кесарии Каппадокийской). Т.е. жил он по уставу свт. Василия Великого . Египетские влияния прп. Евфимия на него обычно преувеличивают. Скорее повлиял прп. Герасим Иорданский. Это выразилось прежде всего в том, что прп. Савва по примеру прп. Пахомия не благословлял монахов принимать священнический сан. Но мне кажется, это было общим правилом всего раннего монашества, которое, в сущности, было мирянским движением. Ведь монашество нарождалось как антитеза мирянам огосударствленной Церкви. Т.е. это было движение изначально харизматическое. В пустыню уходили за дарами Духа, которые стяживались с помощью суровой аскетической техники. Монашество, таким образом, восполняло утраченное «царственное священство» и потому не стремилась к священству иерархическому. Более того: смотрело с недоверием даже на епископат. Не забудем, что в эпоху Саввы Освященного именно монахи свергали подозрительных епископов (а египетское монашество до конца «своим» признавало только Великого Афанасия.)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На расстоянии получаса пути до монастыря Каракала находится русская келлия св. вмч. Артемия, на земле лавры св. Афанасия. Основана келлия еще в XIV веке; там жили греки. Имела она печальный и запущенный вид. Когда русские приобрели это место, то построили большой главный корпус келлий, трехэтажный, вмещающий в себе две церкви: во имя св. вмч. Артемия и во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Соорудили много построек. Обитель у моря имела собственную пристань для рыбной ловли и выгрузки товаров со своими судами. Были огороды, виноградники и маслины. Из святынь, хранящихся в келлии, кроме мощей, замечательны две древние иконы Божией Матери, подаренные лаврой при приобретении келлии, и икона св. вмч. Артемия, который изображен сидящим на троне. Мощей, хранящихся в ковчежцах, в обители было много. В обители насчитывалось сорок человек братии. Паломники (ежегодно их бывало до четырех тысяч), идущие на вершину Горы или в лавру, останавливались здесь отдыхать и принимаемы были с радушием и бескорыстием. Келлия Крестовоздвиженская Расположена она в четверти часа пути от келлии св. вмч. Артемия, по дороге в Каракалу, на выровненном месте, почти со всех сторон окруженном оврагами и пропастями. Стоит как на высоком холме, с которого открывается чудный вид. Взор путешественника здесь привлекали прекрасные кипарисы, фруктовые деревья, старинные маслины. Русские паломники, шедшие из Андреевского и Ильинского скитов к источнику св. Афанасия, всегда останавливались здесь для отдыха. Расстояние келлии от Каракала полчаса, от моря – столько же, от лавры – три с половиной и от Карей – три часа. Главные святыни соборной церкви Воздвижения Честного Креста Господня – это пять частей Древа Животворящего Креста и двадцать пять частей мощей святых угодников. Земля прекрасно разработана монахами под огороды, сады и виноградники. Русские построили главный корпус и храм Воздвижения Креста Господня. Обитель имела подворья в Константинополе. В восьми верстах от Иерусалима обитель приобрела местность древней Фаранской лавры, где велись работы, чтобы возобновить древнюю лавру. Там жило семь человек братии из Крестовой обители. Келлия св. ап. Иоанна Богослова

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Айн-Фара В 10 км к северо-востоку от Иерусалима начинается Фаранское ущелье, впадающее затем в известное уже нам ущелье Вади Кельт. Айн-Фара – означает в переводе «Мышиный источник». Трудно представить, как может соотноситься подобное название с мощным когда-то потоком фара, проломившим себе путь в глубоком ущелье среди гигантских обломков скал. Теперь ложе потока совершенно высохло, так как вся вода отводится по трубам в Иерусалим. Здесь, в пустынном уединении, преп. Харитон Исповедник в начале IV в. основал первую в Святой Земле Лавру. История ее возникновения связана с чудом Божиим. Преп. Харитон, родом из города Иконии (нынешняя Турция) претерпел мученичество при императоре Аврелиане (274 г.), но остался жив и был отпущен из тюрьмы на свободу. Отсюда и его церковное именование «Исповедник» (т. е. исповедавший, засвидетельствовавший свою верность Христу и Церкви мученичеством, но оставшийся в живых). Он отправился на поклонение в Иерусалим, но был схвачен на пути разбойниками, которые отвели пленника в свою пещеру в Фаранском ущелье. Здесь и случилось чудо. Выползшая из-за камней змея отравила своим ядом вино в кувшине, и разбойники умерли в мучениях. Вторично избежавший смерти, Харитон решил остаться в этой пещере, посвятив свою жизнь иноческому безмолвию и молитве. Но уже вскоре молва о св. отшельнике собрала к нему учеников. Так возникла знаменитая впоследствии Лавра. Пещера была обращена в церковь . Преподобный расширил ее и соединил с несколькими соседними. Устав монастыря был строг: молитва начиналась в полночь и оканчивалась в полдень, питались раз в день, а вареная пища разрешалась только по праздникам. Но когда запустели – в результате персидских, арабских и сельджукских нашествий – православные монастыри Палестины, та же участь постигла и Фаранскую Лавру. В XIX в. здесь не было ничего, кроме пустых глазниц прежних келий-пещер и осыпавшихся развалин. Тогда сюда пришли русские. Первым был архим. Леонид (Кавелин) , начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1864–1865), автор лучшего из старинных путеводителей по Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

2) Лавра Каламон, или Каламонская, по толкованию одних, значит: тростниковая, а по другим – доброе пристанище, потому что была построена на месте, где останавливалось святое семейство во время бегства в Египет (через иерихонское поле пролегает дорога из Галилеи в Газу). Блаженный Иоанн Мосх ясно отличает эту обитель от обители прп. Герасима даже самым определением ее места, говоря о лавре Герасима: «около Иордана», а о лавре Каламон: «близ Иордана», то есть на самом берегу священной реки. Но позднейшие писатели, начиная с Фоки, постоянно путают эти две обители на том основании, что прп. Герасим назывался также Каламонитом. Более чем вероятно, что название это усвоено прп. Герасиму, потому что он положил основание лавре Каламон или просто жил в ней временно до основания своей собственной обители, подобно тому как прп. Евфимий, до основания своей лавры, жил в лавре Фаранской, – или, наконец, потому что лавра Каламонская присоединилась к лавре прп. Герасима после одного из опустошений пустыни св. града, и с тех пор обитель эта стала именоваться безразлично то одним, то другим именем. Это последнее предположение кажется нам всего вероятнее. Наш паломник игумен Даниил говорит, что лавра Каламонская находилась при самом устье Иордана, т. е. при впадении его в Мертвое море. По моему мнению, место ее указывает довольно определенно высокий холм, находящийся невдалеке от устья Иордана, на самом берегу его, и, видимо, покрывающий какие-то развалины. Во всяком случае, свидетельство блж. Иоанна Мосха, ясно различающего эти две обители (лавру Каламонскую и лавру прп. Герасима), не может быть оставлено без внимания. 3) Лавра Пиргов («Башен»), основанная учеником прп. Саввы, блж. Иаковом, у Иоанна Мосха называется Иорданской обителью, следовательно, также была в Иерихонской долине. Следы ее указывают на северо-восток от монастыря прп. Герасима. 4) Лавра аввы Петра, по свидетельству Иоанна Мосха, была также близ Иордана. 5) Лавра Копрата, в долине Иорданской, что видно из «Дух. луга», где повествуется, что авва Георгий отшельник, придя со своим учеником Фалалеем в святой град и поклонившись св. местам, оттуда пошел на Иордан, где ученик его преставился, и старец похоронил его в лавре, именуемой Копрата.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

И обернувшись, я уже не увидал никого из варваров. Немедленно удалился я в эту лавру Копраты. И вот, по милости Божией, прожил в этой пещере тридцать пять лет». К главе 20 Драконарий – знаменосец, носивший знамя с изображением дракона. Война, о которой говорит драконарий, происходила в 533–534 гг. Полководец Юстиниана Велизарий завоевал королевство вандалов в Африке. Говорят, что в царствование Юстиниана Африка потеряла до пяти миллионов жителей. Мавритания – провинция в северной Африке; теперь – Марокко. Память св. первомученицы Феклы – 24 сентября. О лавре Копрата см. во введении. Глава 21 Смерть отшельника и его убийцы Мы плакали об отшельнике. Авва Геронтий, настоятель монастыря св. отца нашего Евфимия, рассказал мне следующее: «Трое нас, восков, находились по ту сторону Мертвого моря, близ Висимунта. Мы шли по горе, а один – ниже, по самому берегу моря. С ним повстречались сарацины, бродившие по тем местам. Они уже прошли мимо него, как вдруг один из них, вернувшись, отрубил голову отшельнику. Нам оставалось только издали смотреть на это, потому что мы были на горах. Мы еще плакали об отшельнике, как вдруг сверху спустилась птица на сарацина. Схватив, она подняла его вверх и затем бросила на землю, и сарацин разбился насмерть». К главе 21 О лавре Евфимия Великого см. во введении. При. Евфимий Великий родился в 376 году в армянском городе Мелитене, близ Евфрата, от знаменитых родителей Павла и Дионисии. Св. Острий, епископ города, по кончине Евфимиева родителя, усыновил его и воспитал сам. «Дух Божий, – говорил св. Острий, – почиет на сем отроке». На 29 году жизни он решился удалиться из родного города для полного уединения. Посетив в Палестине св. места, он первоначально поселился близ лавры Фаранской, в одной уединенной келье. Впоследствии, не в дальнем расстоянии от Иордана, в Кутилийской пустыне, при потоке того же имени, он основал свою лавру. Св. Евфимий достиг высокой степени духовного совершенства – и Бог прославил его разнообразными благодатными дарами: даром чудотворений, дарами прозорливости и пророчества.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010