Разделы портала «Азбука веры» истории паломников Пётр Сладкопевцев " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" Древние Сирийские обители и прославившие их святые подвижники. Выпуск 1 — Пётр Сладкопевцев Пётр Сладкопевцев В Избранное ( 1  голос:  5.0 из  5) Обители четвертого века Лавры святого Харитона Исповедника Св. Харитон Исповедник (родился около 280 года по Р. X.) положил основание иноческому житию в Палестине последовательным основанием трех лавр: Фаранской, Иерихонской и Суккийской. Лавра Фаранская находилась в шести римских милях от Иерусалима к северо- востоку и в одной – от того места, где древняя Иерихонская дорога переходила Кутилийский поток и где лежала деревня Фаран. Лавра расположена была в диком ущелье по обоим берегам Кутилийского потока, в береговых пещерах и гротах. Место это до сих пор у туземцев называется Фара и считается одним из диких ущелий гор Иудейских. Из того, что до настоящего времени уцелели здесь остатки водопровода и мельницы и в береговых скалах находятся ряды пещер разной величины, служивших жильем, можно заключить, что Фаранская лавра была весьма обширна. Прославленная именем великого Харитона, ее основателя, освященная его святыми останками, она скоро достигла цветущего состояния и сделалась матерью прочих обителей Святой Земли. Многие великие отшельники, основавшие обители, сделавшиеся впоследствии знаменитыми, в ней положили начало иноческой жизни, каковы, например, Евфимий Великий, Феоктист, сопостник его, бывший игуменом одной из его лавр; в ней почерпнули они устав, который дали основанным ими обителям. Она считалась в числе первенствующих обителей палестинских, каковыми были: лавра Евфимия Великого, лавра Саввы Освященного и киновия Феодосия Великого. Время цветущего состояния лавры Фаранской – VI век. В VIII веке она еще существовала: имя ее встречается то в летописях церковных, то в послании того или другого епископа или аввы. В начале IX века, когда по причине междоусобиц между детьми Гарун-аль-Рашида настало для Палестинской церкви бедственное время, лавра Фаранская, подобно другим обителям, была на время оставлена иноками.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/drevnie-...

На прошения эти нами до сих пор не получено ответа, а это беспокоит всё наше братство. Ныне я снова осмеливаюсь обратиться в Св. Синод и почтительнейше просить принять в своё владение предполагаемую к учреждению Фаранскую пустынь и не отказать в надлежащем утверждении этого общежительного учреждения, духовно подчинив его начальству нашей Духовной Миссии в Иерусалиме. В числе пещер Фаранской обители есть одна, в которой сохранились остатки фресок и гробница преподобного Харитона, а также следы Св. Престола и жертвенника, откуда следует заключить, что пещера эта служила храмом обители. В этой же пещере имеется и надпись о том, что в 1871 году совершал Божественную литургию о. Антонин, покойный Архимандрит Русской Духовной Миссии в Палестине. Наше братство, поселившееся на развалинах Фаранской Лавры, совершает в этой пещере церковные службы, как-то: вечерню, утреню, часы и проч., но Божественной Литургии совершать не может, так как на это оно не имеет благословения от Иерусалимского Патриарха, а без Литургии инокам, поселившимся в 19 вёрстах от ближайшей церкви, жить не только неудобно и очень затруднительно, а прямо почти невозможно. Ввиду великого лишения, каковым для монашествующих является невозможность совершать Божественную Литургию и принимая во внимание слухи о благорасположении русским Иерусалимского Патриарха Блаженного Дамиана, дерзаю почтительнейше просить Св. Синод не отказать, если возможно, выдать вновь основываемой Обители Святой Антиминс и теперь же испросить у Блаженного Патриарха Иерусалимского благословение на совершение Божественной Литургии в упомянутом пещерном храме на развалинах Фаранской Лавры, согласно правилам и канонам Св. Православной Церкви, раньше окончательного утверждения предполагаемой пустыни. При этом прилагается проект устава предполагаемой пустыни (Не публикуется). АВП РИ, ф. Греческий стол, оп. 497, д. 418, л. 245–245 об., 248–248 об. 101. Донесение посла в Константинополе Н. В. Чарыкова товарищу министра иностранных дел С. Д. Сазонову

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Однообразное внешнее устройство лавры дает возможность предполагать, что подвижники, жилища которых входили в её состав, представляли собой общину, подчинявшуюся определённым правилам. Подвижники лавры Фаранской не напоминали собою свободных отшельников руководствовавшихся в своих действиях собственной волей; отличались они и от учеников преп. Илариона, так как не жили, подобно последним, в далеком расстоянии от того подвижника, духовному руководству которого себя вверяли, а группировались в известной местности и в определенном порядке. Инок лавры, оставаясь тем же одиночником, каким был и раньше до устройства первой лавры в Палестине, входил в состав общины; каждый из её членов жил отдельно от других, хозяйничал и трудился для себя, но для всех был общий закон, общий начальник и общий храм молитвы, и таким образом отдельные жилища и их обитатели соединялись в одно целое. Церковные историки противополагают жизнь лаврскую строгому отшельничеству, но вместе с тем отличают лавры и от строгих общежитий; лавры составляли как бы посредствующую ступень между этими двумя формами монашеской жизни. Первым, положившим начало лаврской жизни на востоке, был Св. Антоний; но ни его монастырь, ни обитель газская не представляют тех отличительных черт лавры, какие мы указали выше и какие соединила в себе Фаранская обитель Св. Харитона-Исповедника. Основатель лавры Фаран должен был удовлетворить осознанной в Палестине необходимости общинного устройства жизни разрозненных отшельников и осуществить на деле возможность такого устройства. Цель Илариона Великого и Харитона Исповедника, как устроителей жизни палестинского монашества, одна и та же. Но, сравнивая лавру Фаран с газским монастырем, мы видим, что отношение между настоятелем и братией, столь неопределенное в монастыре Илариона, в лавре Св. Харитона принимает характер подчинения последней первому. Руководство Св. Харитона обнимает не только подвиги братии, но и частный келейный образ их жизни. Фаранская обитель, по мысли Св. Харитона, должна была образовать общество таких подвижников, которые не испытывали бы затруднений в удовлетворении своих духовных потребностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С другой стороны, в 112 гл. Мосх сообщает про себя, что он «в начале (– ν τας χας», MPSG, 87з, 2976) царствования Тиверия» (578–582 гг.) был в Египте (откуда вернулся не ранее 590 г., см. ниже). След., в Илиотской Лавре Мосх жил не позднее 578–579 гг., хотя эта крайняя дата может быть подвинута несколько назад. Дело в том, что неизвестно, из какого монашеского пункта он отправился в Египет. Как уже знаем, до этого путешествия Мосх пребывал в лавре Илиот; после же выполнения поручения мы встречаем его, в 594 году, в Лавре Феодосия. – Не скорее ли нужно думать, что именно из Лавры Феодосия и был посылаем Мосх в Египет для протпводействия монофизитским волнениям, раздиравшим Александрийскую Церковь : т. е. из той Лавры, которая уже заявила себя защитницей Православия, и против тех же еретиков? (См. Сладкопевцев, Древн. Палест. Обители, вып. 2., стр. 95). Fleury (Hist. Eccles., t. VIII, p. 667) же прямо говорит, что Мосх был послан в Египет (в 578 г.) начальником Лавры Феодосиевой. Если это так, то цифра годов, отводимых для Илиотской Лавры, должна быть отодвинута несколько назад: в 578 году Мосх пребывает уже в Феодосиевой Лавре. След., в Лавре Илиот Иоанн жил не позднее 578 года, а общий десятилетний период падает на 568–578 годы. Указанная цифра получается благодаря следующим сопоставлениям. Согласно данным 42 главы Мосх жил в Лавре Фаран в то время, когда там умер старец авва Авксанон, бывший синкел Патриарха Евстохия, †563 года; след. для Фаранского периода Мосхова иночества этим отмечается событие, происшедшее после 563 года. С другой стороны, по поводу смерти иного Фаранского аввы, Косьмы, явившегося в начале Патриаршества Григория (569–593 гг., – по арабскому списку Антиохийских Патриархов Иоанна Жеми [Восток Христианский, Еп. Порфирия Чигиринского, стр. 78–80]; – или 573–596, – по собственным вычислениям Пр. Порфирия [см. там же, ч. III, стр. 62, список; эта цифра удержана и Сергием Арх., Месяцеслов, II. 687]) в Антиохию и там вскоре скончавшегося, Мосх замечает: «τοτ τ ββ Κοσμ γ παβαλον ες τν λααν Φαν .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тем не менее, нанесенный персами урон и разорение главного города страны, а также последовавшее через 24 года завоевание Палестины едва народившимся исламом, лишили Фаранскую лавру, как и многие другие обители Пустыни Святого Града, базы для нормального существования, ибо поток паломников если не иссяк, то заметно сократился, а местное христианское население, по большей части, было или вырезано, или уведено в плен, или, в скором времени, без особых колебаний и вполне добровольно стало обращаться в ислам. В правление Гаруна аль-Рашида (786-809) Палестина была поражена эпидемией чумы, вызвавшей значительную депопуляцию вообще и приведшей к сокращению братии в некоторых обителях Пустыни Святого Града в десять раз (Лавра Саввы Освященного). Не прекращались междоусобицы между пятью бедуинскими племенами, при этом остававшееся в стране христианское население страдало в первую очередь. Как бы то ни было, источники VII-VIII веков не содержат упоминаний о Фаранской лавре, а посему невозможно определить, в какой степени на судьбе лавры сказался каждый из перечисленных факторов. Видимо, в этот период обитель постепенно оскудевала и приходила в запустение и, в конце концов, была полностью оставлена монахами. Некоторые современные публикации (начиная с П. М. Сладкопевцева, 1826-? (начало ХХ века)) связывают окончательное разорение лавры с междуусобной войной между сыновьями Гаруна аль-Рашида аль-Амином и аль-Мамуном в 811-813 гг., однако ссылки на источники в них не приводятся, да и сами военные действия в ходе этой муждуусобицы имели место на полторы тысячи километров восточнее. Тем не менее, примерно в этот период, а именно, по всей видимости, в 814 г. (как terminus ante quem), мощи прп. Харитона, были перенесены в Суккийскую лавру, что следует, по крайней мере, из послания прп. Феодора Студита (758/760-826, память 11/24 ноября) игумену этой обители (Theodorus Studites, Epistolae II, 18, PG 99, col. 1168) и свидетельствует о полном упадке Фаранской лавры. Вероятно, этим игуменом Суккийской лавры был прп.

http://sobory.ru/article/?object=18570

Иудейская пустыня, Вади Кельт (Нахаль Прат). Неизвестная церковь. Новая церковь /// Епархия неизвестна Церковь. Не действует.   Год постройки:приблизительно 500 - 600. Адрес: Skete of Saint Chariton, P.O. Box 20164, Jerusalem 91200, Israel Координаты: 31.83333, 35.30002 Проезд:На территории Фаранской лавры Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys.     На территории Фаранской лавры     Новая церковь (вторая церковь древней лавры) именуется «новой» условно, т.е.при отсутствии упоминания такого названия в древних источниках, – если есть Старая (т.е. пещерная, ныне Харитона Исповедника(?), упомянутая Кириллом Скифопольским), то следует предполагать, что Кирилл назвал её старой, потому как в его время существовала и другая церковь - новая. Развалины церковного здания соответствующего периода обнаруживаются на территории лавры. Эта церковь (однонефная базилика размерами 9х4,5 м) была сложена из отесанных камней среднего размера. Хиршфельд утверждает, что под «капеллой» (т.е. небольшой церковью) была обнаружена сводчатая крипта, возможно, служившая часовней-усыпальницей Харитона Исповедника. При посещении монастыря в 2011 г. высеченная в скале погребальная пещера-крипта Харитона Исповедника показывалась о. Харитоном не под развалинами второй церкви, а примерно в 15-ти метрах к западу от апсиды церкви и, соответственно, примерно в 5-6 метрах от предполагаемой линии западной стены церкви. Вполне возможно, что речь идет об одной и той же крипте. Следует указать также на сообщение арх. Леонида (Кавелина) о спуске в усыпальницу у северной (т.е. наружной) стены Старой (пещерной) церкви. Арх. Леонид, кстати, был совершенно уверен в том, что гробница Харитона находилась в описанной им скальной усыпальнице, а не в десяти метрах ниже, где её показывают сегодня.     Источники см. здесь. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=18572

Этот город упоминается, вместе с другими местами, в Священном Писании только один раз, и находится в северной или восточной части удела Вениаминова, чему вполне удовлетворяет местоположение Хирбет Телль-эль-Фара» (Описание..., т. III, стр. 71-73). Говоря о Священном Писании, Герен имеет в виду следующие стихи из книги Иисуса Навина: «Города колену сынов Вениаминовых, по племенам их, принадлежали сии: Иерихон, Беф-Хогла и Емек-Кециц, Беф-Арава, Цемараим и Вефиль, Аввим, Фара и Офра» (Иис. Нав. 18:21-23). Современные комментаторы еврейской Библии принимают эту идентификацию, хотя и без особого энтузиазма. Соответствует она и указанию Кирилла Скифопольского: «В 10-ти стадиях от Фаранской лавры, к востоку, есть селение, называемое Фаран, от которого, как я думаю, получила название и лавра» (Житие Евфимия, 79). Примерно такое расстояние и отделяет лавру от упомянутого Гереном урочища Телль эль-Фара. Проблема в том, что археологическими исследованиями существование в данном урочище поселения во времена Иисуса Навина подтверждается, что говорит в пользу догадки Герена, однако керамика византийского периода здесь не обнаруживается, что вступает в противоречие с известием Кирилла. По предположению Хиршфельда, Кирилл (или позднейший его переписчик) мог ошибиться в определении того, что от чего располагалось к востоку: селение от лавры или лавра от селения. Если верно второе, то следует полагать, что во времена Кирилла название Фаран носило селение, находившееся к западу от лавры, и здесь, примерно в двух километрах от монастыря (10 стадиев соответствуют 1840 м) действительно имеется урочище Хирбет Абу-Мушшарах, где византийская керамика в изобилии выявляется археологически. Однако в этом случае византийское селение Фаран и современное урочище Телль Эль-Фара оказываются разнесенными почти на 4 км, с самой лаврой на полпути между ними, что оставляет вопрос открытым.    Хотя Герен посетил развалины лавры ещё в 1863 г. и даже заметил, что пещеры когда-то могли служить убежищем отшельникам, он не отождествил урочище с Фаранской лаврой.

http://sobory.ru/article/?object=18570

Модест из архимандритов Феодосиева монастыря был сперва местоблюстителем Патриаршего престола, а потом Патриархом Святого Града. Святой Софроний из иноков того же монастыря был Патриархом Иерусалимским во время завоевания Святого Града калифом Омаром (622 г.). Василий из архимандритов монастыря Саввы Освященного был Патриархом Иерусалимским (800 г.). Из той же обители вышли Косма, епископ Маиумский, Феодор, епископ Едесский (в царствование Михаила и матери его Феодоры, около 829 г.), Феодор начертанный, митрополит Никейский. Из учеников пр. Евфимия двое: Мартирий и Илия с честью занимали престол Патриаршества Иерусалимского, о чем прозорливый авва предсказал еще при своей жизни задолго до самого события. Мартирий, родом из Каппадокии, правил Иерусалимскою Церковью восемь лет (482–490). Блаженный Илия, родом араб, был Патриархом Иерусалимским после Саллюстия, с 494 по 513 г. Император Анастасий за твердость в православии низвел его с престола. Современник преподобного Саввы – преподобный Иоанн Хозевит сперва отшельник Фиваидский, а потом основатель лавры Хозевы, был поставлен Патриархом Илиею в епископы Кесарии Палестинской, но потом, оставив престол во время бывших смятений, снова удалился в свою любимую пустыню, где и скончался. Авва Авраам, настоятель обители Св. Марии, Новой, на Иордане, был митрополитом Ефесским. Ученик преподобного Евфимия Косма управлял 30 лет паствою Скифопольскою (см. Житие преподобного Евфимия), Инок лавры Пр. Евфимия Леонтий был епископом Трипольским. Кто желает ближе ознакомиться с честными добродетелями и подвигами старцев пустыни Святого Града, тому рекомендуем внимательное чтение «Луга духовного» в русском переводе (второе издание 1870 г.). Поездка к развалинам Фаранской лавры преподобного Харитония Первый обративший внимание на отыскание следов Фаранской лавры, согласно указаниям древних писателей, был известный автор «Писем с востока» 1849–1850 годов. Но труды его не увенчались успехом, хотя, судя по его описанию, он был неподалеку от ее местонахождения и на том самом потоке Фара, которому мы обязаны сохранением до нашего времени памяти о знаменитой обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Идея Мосха – познать христианскую истину опытно, непосредственным знакомством с разнообразными формами ее жизненного проявления, передается и Софронию. С этою целью они пользуются всякой встречей, рассказом, беседою, хотя преимущественное внимание уделяют обителям и пустыням, старцам и вообще анахоретам. Они посетили 2793 Палестинские оби- —161— тели – тот бесчисленный ряд монастырей, которые были расположены в Иудейской пустыне, или пустыне святого града, обнимавшей, по словам арх. Леонида, все лавры и монастыри в окрестностях Иерусалима, т. е. в Иерихонской долине, над Иорданом, в Сорокадневной пустыне, около Фекои и Мертвого моря 2794 . Так, в Луге встречаем рассказы, материал для которых был получен из монашеских поселений, находившихся в горной части этой пустыни: – киновии Феодосия 2795 , Лавры св. Сав- —162— вы 2796 , Новой Лавры 2797 , Елусской Лавры 2798 , Варихской, или преп. Севериана 2799 , Пещерной Киновии 2800 , Киновии Схолариевой 2801 , Киновии Кастеллийской 2802 , горы Марес 2803 , Вифлеемского монастыря Ксиропотам 2804 , Лавры Хузивы 2805 , Лавры Евфимия 2806 , Лавры Фаранской 2807 . Обошедши св. места Иерусалима 2808 , и его ближайшие окрестности: – монастырь Феогния 2809 , Гефсиманию 2810 , монастырь Авраамия на горе Елеонской 2811 , обитель Сампсона 2812 , женские затворы в Иосафа- —163— товой долине 2813 [ – не позднее 601 года 2814 ], – наши путешественники спустились к обителям, лежащим по Иорданской долине. В произведении Мосха встречаем упоминания: – Лавры Герасима 2815 , Л. Каламона 2816 , Л. Пиргов 2817 , Лавры аввы Петра 2818 , монастыря Евнухов, или скопцов 2819 , Киновии Марии Богородицы 2820 , Киновии Пентуклы 2821 , Лавры Илиот 2822 , Лавры Копраты 2823 , Лавры Иоанна Предтечи 2824 . Но и помимо перечисленных, более или менее крупных монашеских центров, Мосх заходил и в небольшие пещеры (занятые иноками в оди- —164— ночку), в изобилии рассеянные в при-Иорданской равнине, сохранив для потомства душеполезные повествования этих подлинных отшельников – восков 2825 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Большинство, но не все. Три Харитоновы лавры (Фаран, Дука и Сукка) были основаны раньше и продолжали существовать, следуя более древним, установленным ещё Харитоном, правилам. И Аноним в своем Житии Харитона исправлял несправедливость, допущенную, с его точки зрения, вследствие замалчивания деяний Харитона, учеником которого Евфимий, учитель Герасима и Саввы, конечно, не был, но тем не менее, был выходцем из Фаранской лавры. Таким образом, Житие Харитона, дополняя уже существовавшие Жития Саввы и Евфимия, представляло, в противовес двум последним, не дву-, а трехступенчатую картину развития лавритства в Пустыне Святого Града: Харитон – Евфимий – Герасим и Савва.     Вопреки распространенным в популярной литературе утверждениям, согласно которым Фаранская лавра была разорена в 614 г. в ходе персидского нашествия, следует признать, что ни в каких источниках нет рассказа об этом событии. Имеющиеся сведения о «персидском погроме» позволяют полагать, что персы не были в лавре и не разрушали ее. В пользу этого можно привести следующие доводы: во-первых, быстро и кратчайшим путем (оставлявшим Фаранскую лавру в стороне) поднявшись из Иерихона в Иерусалим, персы учинили резню в городе и разрушили множество христианских храмов и святынь (что также археологически недостоверно), однако затем у них, по-видимому, не было ни времени, ни сил, ни особого желания прочесывать Иудейскую пустыню с целью «зачистки» ее от православных монастырей и монахов; во-вторых, известна лишь одна персидская экспедиция за пределы Иерусалима, а именно: на юг – в Вифлеем и, возможно, далее в Хеврон. В Вифлееме они, кстати говоря, воздержались от разрушения базилики Рождества ; в-третьих, сведения о разорении Мар-Саббы, или Великой Лавры Саввы Освященного указывают на то, что погром был учинен не персами, а саракинами, т.е. местными бедуинами, воспользовавшимися мгновенным «ослаблением» центральной власти в Иерусалиме; в-четвертых, если бы Фаранская лавра была разорена персами, то об этом, с учетом высокого ее статуса, должны бы были сохраниться какие-либо известия, отсутствие же таковых говорит само за себя.

http://sobory.ru/article/?object=18570

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010