Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ I (?-594), свт. (пам. 20 апр.), патриарх Антиохийский (570-593). Происходил из Палестины, о его рождении, детстве и юности ничего не известно. Г. был сначала монахом, затем игуменом неск. обителей: мон-ря Византийцев (греч. τν Βυζαντων) в Иерусалиме, Фаранской лавры в Палестине недалеко от Синайской горы и мон-ря вмц. Екатерины на Синае. Достаточно рано Г. стал принимать активное участие в визант. политической жизни, проявив себя талантливым дипломатом. Он был послан имп. Юстином II (565-578) в мон-рь вмц. Екатерины для урегулирования отношений с араб. кочевыми племенами, угрожавшими мон-рю. Церковный историк и друг Г. Евагрий Схоластик отметил, что результаты этой миссии впечатлили как императора, так и персид. шаха Хосрова I, к-рый подарил Г. золотые кресты и церковную утварь. В 570 г. Г. занял Патриаршую кафедру Антиохии, сменив низложенного Юстином II Анастасия I. Иоанн Мосх в «Луге духовном» рассказывает, что за 6 лет до Патриаршества, в бытность игуменом Фаранской лавры, Г. очень хотел посетить отшельника по имени Сергий, к-рый в это время пребывал в пустыне у Мёртвого м. Сергий тепло принял Г. и омыл ему ноги. В течение дня они беседовали о спасении души, и лишь на следующий день пустынник отпустил Г. Позже Сергий рассказал ученику, что видел перед собой патриарха в полном облачении и с Евангелием в руках. Патриаршество Г. было омрачено военными столкновениями с арабами и клеветой монофизитов на патриарха. В 579 г. против него было выдвинуто обвинение в идолопоклонстве (обвинение поддержал правитель пров. Осроена и Месопотамия Анатолий, сам обвиненный в совершении жертвоприношений). По сообщению церковного историка Иоанна Эфесского, жители Антиохии усмотрели связь происшедшего землетрясения со слухами об идолопоклонстве патриарха и потребовали изгнания Г., к-рый был вынужден скрываться, пока его дело рассматривалось в столице. Спустя нек-рое время комит фемы Анатолик Астерий, у к-рого был личный конфликт с Г., снова стал настраивать народ против патриарха. Когда Астерия сменил Иоанн, по характеристике Евагрия Схоластика человек слабый и бесхарактерный, Г. публично обвинили в подстрекательстве к беспорядкам и в сожительстве с собственной сестрой. В ответ патриарх потребовал, чтобы его дело рассмотрел сначала имп. суд, а затем К-польский Собор. С этой целью Г. в сопровождении Евагрия отправился в К-поль.

http://pravenc.ru/text/166715.html

Пётр Сладкопевцев Общий очерк подвижничества в Святой земле В III веке по Р. Х., когда в Египте святые Павел Фивейский и Антоний Великий , ревнуя о высшем нравственном совершенстве, проводили жизнь в строгом уединении, в необычайных трудах христианского самоотвержения и таким образом полагали начало иноческой жизни христианской Церкви, в горах Иудейских подвизался в пещере отшельник, коему выпал великий жребий – положить начало подвижничества в Святой Земле. Это был преподобный Харитон Исповедник. Слух о необыкновенных подвигах и высоких добродетелях отшельника распространился далеко, и скоро собрались около него ревнители благочестия и подражатели равноангельской его жизни, явилась первая, знаменитейшая в Святой Земле лавраФаранская. Почти одновременно в окрестностях Газы подвизался другой великий отшельник. Это был Иларион, ученик Антония Великого , подобно своему учителю, также заслуживший название Великого. Скоро и к преподобному Илариону стали являться люди, искавшие убежища от суеты мирской, желавшие высшего нравственного совершенства. Святой подвижник принимал всех, и окрестная пустыня населилась бесчисленным множеством ревнителей благочестия, а около места подвигов великого старца явилась благоустроенная обитель. Когда же имена Харитона Исповедника и Илариона Великого огласили христианский мир и наполнили его славою их необыкновенных подвигов и высоких совершенств, в Палестину устремились с разных сторон люди, жаждавшие спасения души; избирая места, ознаменованные какими-нибудь священными событиями или отличавшиеся пустынным положением, они любили здесь жить и подвизаться о Господе. Стремление христиан в Палестину для иноческих подвигов усилилось особенно в первой половине следующего столетия, когда, как яркое светило, воссиял в ней великий Евфимий и славою своих дивных подвигов и добродетелей озарил христианский мир. И процвело иночество в Палестине, так же как в Египте и других странах. Сион, Елеонская гора, Вифлеем, горы Иудейские, гора Искушения, Кармил, пустыни Фаранская, Зиф, Иерихонская, долины Иосафатова и Иорданская увидели подвижников Креста Христова и огласились их священными песнопениями и славословиями Богу. В диких пещерах, в непроходимых дебрях и ущельях, которыми наполнены особенно горы Иудейские и гора Искушения, подвизались отшельники, служа Богу день и ночь постом и молитвою, никому не ведомые, беседуя только с единым Господом. Сделались знаменитыми самые пустынные и неизвестные места: Рува, Каламон, Хузива, Пентокль, как места необыкновенных подвигов славных отшельников. Возникли в разных местах благоустроенные лавры и киновии, в которых находилось все необходимое для удовлетворения духовных потребностей избранников подвижничества, которое и по видам, и по совершенству своему явилось и здесь на такой же высокой степени развития, на какой оно стояло в Египте.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пётр Сладкопевцев Обители пятого века Подвижничество, насажденное в Палестине Харитоном Исповедником и Иларионом Великим, поддержанное и распространенное их учениками и подражателями, еще более развивается и усиливается в V веке. Являются в Святой Земле новые отцы подвижничества, светила иноческой жизни – Евфимий Великий, Герасим Иорданский, Савва Освященный, Феодосий Великий с бесчисленным сонмом славных учеников, возникают новые обители, как цветы на ниве Божией после плодотворного дождя. Судьбы этих обителей, возникших в V веке, мы постараемся изложить в порядке их возникновения. Лавры преподобного Евфимия Великого Лавра преподобного Евфимия Великого, или Верхняя, как видно из определенного указания в житии святого отца, написанного Кириллом Скифопольским , находилась в той же дикой, гористой пустыне, в которой лежали лавры Фаранская, Феоктистова и Хузива, именно: она находилась в 12–13 верстах от Иерусалима к северо-востоку, на расстоянии получаса от Иерихонской дороги влево (по направлению из Иерусалима) и недалеко от лавры Фаранской, на одном из потоков, параллельных потоку Кутилийскому. «Я, Евфимий, – говорил великий подвижник в сонном видении сыну сарацинского князя Теревону, – живу же на восточной стороне в пустыне от Иерусалима, на расстоянии десяти поприщ, недалече от пути, ведущего к Иерихону» 149 . Так как лавре св. Евфимия суждено было по кончине его сделаться общежительною обителью, то место, на коем она была расположена, по счастливому выбору святого подвижника, оказалось приятным и удобным для жительства многолюдного общества. Она была расположена на небольшой лежавшей между двумя долинами возвышенности, северная часть коей представляла плодородную, орошаемую потоком равнину; глубокий поток омывал невысокие скалистые берега возвышенности; долины с востока и запада были ограничены холмами, которые соединялись между собою на юге; холмы эти совершенно ограждали обитель с южной стороны и скрывали ее от взора путешественников. Воздух в этой местности был благорастворенный и здоровый.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Раздел 11: Лавра преподобного Харитона Исповедника (Айн-Фарское дело) 1904–1914 Документы настоящего отдела составляют отдельную папку архивного фонда, именуемого «Греческий стол» (оп. 497, д. 418. На папке помета: «Вынуто из большого дела. Картон 17, Фаранская Лавра»). Это – так называемое «Айн-Фарское дело», связанное с вопросом о приобретении русскими монахами развалин древней Фаранской Лавры преподобного Харитона Исповедника. По иронии судьбы, небольшой участок каменистой земли на дне глубокого ущелья и сверху, над его обрывом, в местности Айн-Фара, что означает в переводе «Мышиный источник», вызвало целую бурю в большой политике, вовлекшую в себя и Иерусалимскую Патриархию, и Константинополь, и Петербург, и Берлин. В конце 1903 года русские иноки из Афонской Крестовоздвиженской келлии (на Афоне так называют небольшие монастыри), во главе с настоятелем иеромонахом Пантелеимоном, приобрели у местных арабов землю с развалинами пещерной Лавры Харитона Исповедника. Сделка была оформлена на имя послушника Досифея, который выступал как частное лицо под своим мирским именем Дмитрий Афанасьевич Попов, российский подданный. В оформлении недвижимости принимал активное участие русский генеральный консул А.Г. Яковлев, считавший возрождение древней обители непосредственно относящимся к защите русских духовных интересов в Святой Земле. На первых порах эта покупка не вызвала никакого противодействия. Как пишет А.Г. Яковлев в доверительном донесении послу в Константинополе от 25 октября 1904 г., «в декабре Патриарх очень дружественно относился к покупке, и ильмухаберы (временные владенные акты) были получены 30 декабря ». Но уже в феврале 1904 г. Блаженнейший Дамиан дважды обращается в русское консульство и к иерусалимскому губернатору с протестом против русского приобретения и с декларацией своих прав «на все развалины в Палестине» (послания Патриарха Дамиана А.Г. Яковлеву от 7 и от 26 февраля 1904 г.). Дело в том, что иерусалимские православные археологи (если предполагать существование таковых при Патриархии) даже не подозревали, что в Айн-Фарском ущелье находятся развалины знаменитой Харитониевой Лавры. Когда они спохватились, было уже поздно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

[греч. Εθμιος Μγας] (ок. 377-20.01.473), прп. (пам. 20 янв.), один из основателей палестинского монашества, оказавший значительное влияние на его последующее развитие. Главным источником, содержащим сведения о жизни Е. В., является его Житие, написанное Кириллом Скифопольским (ок. 525? - после 559?), к-рый, по мнению исследователей, не только является «одним из лучших агиографов по живости изложения», но и «обладает настоящими качествами историка» ( Festugi è re. P. 43). Е. В. род. в Мелитине, ставшей при имп. Феодосии I (379-395) главным городом пров. Армения Вторая. Его родители, Павел и Дионисия, происходившие из знатного рода, долгое время были бездетны и просили Бога даровать им ребенка. Однажды ночью они молились в храме мч. Полиевкта и услышали голос, возвестивший, что у них родится сын, с появлением на свет к-рого Церкви будет даровано Богом веселье (εθυμα). Действительно, вскоре после рождения Е. В. имп. Валент , покровительствовавший арианам, погиб в битве при Адрианополе. Отец Е. В. умер, когда тому еще не исполнилось 3 лет. Мелитинский еп. Отрий по просьбе матери Е. В. принял на себя заботы о нем: он крестил мальчика, затем назначил его церковным чтецом, а когда тот подрос, отдал для обучения Акакию и Синодию (оба впосл. занимали Мелитинскую кафедру). Очень рано Е. В. выказал горячую любовь к подвижничеству, молитве и чтению Свящ. Писания. Последовательно пройдя все ступени низших церковных должностей, он был рукоположен во иерея и назначен надзирать за окрестными мон-рями, поскольку, по выражению Кирилла Скифопольского, был с детства монахолюбив (φιλομναχος) и значительную часть времени проводил, посещая обители. На период с праздника Богоявления до Пасхи он имел обыкновение уходить в пустынные места, посвящая это время углубленной молитве и общению с Богом. Когда Е. В. исполнилось 28 лет, он отправился в Иерусалим, сочтя, что занимаемая им должность может послужить препятствием для духовного совершенствования. После того как Е. В., поклонившись св. местам, посетил известных отшельников и монахов и узнал добродетели и образ жизни каждого из них, он направился в Фаранскую лавру, основанную прп. Харитоном ок. 330 г. (ее руины расположены в Вади-Фара, близ источника Айн-Фара, в 9 км к северо-востоку от Иерусалима). Здесь Е. В., стремясь к уединению, поселился в келлии за пределами лавры. По соседству располагалась келлия прп. Феоктиста (пам. 3 сент.). Духовный союз этих иноков продолжался на протяжении всей их жизни, так что они представляли собой «одну душу в двух телах» ( Kyrillos. S. 15). Ежегодно на 8-й день после Богоявления они вдвоем уходили в пустыню Кутила и пребывали там в строгом посте и молитве до Вербного воскресенья.

http://pravenc.ru/text/187761.html

Преподобный Евфимий Великий Подобно Антонию Великому в Египте, святой Евфимий несколькими десятилетиями позже стал вдохновителем и основоположником широкого монашеского движения, разлившегося по всем пустыням Палестины. Родители святого долгое время оставались бездетными. Наконец их молитвы принесли добрый плод: Господь даровал им сына, который родился в 378 году в городе Мелитине в Малой Армении. Его рождение было предзнаменованием того радостного и мирного времени, которое вскоре наступило в Церкви после 40 лет страданий от арианской ереси и гонений . Когда мальчику было 3 года, его отец умер, и мать привела сына к епископу Евтрию. Тот сразу распознал печать благодати Божией на этом ребенке, крестил его и вскоре сделал чтецом в своей церкви. Будущий святой воспитывался в доме епископа в духе добродетели, умеренности и почитания Священного Писания. Очень рано он был приучен со страхом Божиим совершать богослужение в урочные часы и непрестанно молиться в сердце. Мальчик выходил из дома только для того, чтобы посетить подвизавшихся в округе монахов. Каждый год время от Богоявления до Пасхи преподобный Евфимий проводил в пустыне, живя в одиночестве и безмолвии, подобно пророку Илии и святому Иоанну Крестителю. Так он просиял во всех добродетелях и уже в 19 лет был рукоположен в священный сан и поставлен начальником над всеми монастырями епархии. Около десяти лет преподобный Евфимий усердно исполнял эту должность. Но, видя, что почести препятствуют возрастанию в добродетели, он ушел в Иерусалим, желая подражать житию Господа нашего Иисуса Христа и тем испытаниям, которые Он претерпел в пустыне. Преподобный Евфимий поселился близ Фаранской лавры, основанной столетием раньше преподобным Харитоном (память 28 сентября). Живя в уединенной келье и свободный от всех забот, кроме угождения Богу постами и молитвами, преподобный Евфимий плел корзины из пальмовых листьев, чтобы никого не обременять заботой о себе. В это время между преподобным Евфимием и подвизавшимся поблизости другим отшельником, преподобным Феоктистом (память 3 сентября), возникла столь глубокая духовная близость, что у них все стало общим – мысли и образ жизни, словно они были одной душой в двух телах. Однако преподобный Евфимий превосходил преподобного Феоктиста кротостью и смирением, поэтому Господь сделал более явной Свою милость к нему и во всем даровал ему первенство.

http://pravoslavie.ru/51339.html

Разделы портала «Азбука веры» истории паломников Пётр Сладкопевцев " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" Древние Сирийские обители и прославившие их святые подвижники. Выпуск 1 — Пётр Сладкопевцев Пётр Сладкопевцев В Избранное ( 1  голос:  5.0 из  5) Обители четвертого века Лавры святого Харитона Исповедника Св. Харитон Исповедник (родился около 280 года по Р. X.) положил основание иноческому житию в Палестине последовательным основанием трех лавр: Фаранской, Иерихонской и Суккийской. Лавра Фаранская находилась в шести римских милях от Иерусалима к северо- востоку и в одной – от того места, где древняя Иерихонская дорога переходила Кутилийский поток и где лежала деревня Фаран. Лавра расположена была в диком ущелье по обоим берегам Кутилийского потока, в береговых пещерах и гротах. Место это до сих пор у туземцев называется Фара и считается одним из диких ущелий гор Иудейских. Из того, что до настоящего времени уцелели здесь остатки водопровода и мельницы и в береговых скалах находятся ряды пещер разной величины, служивших жильем, можно заключить, что Фаранская лавра была весьма обширна. Прославленная именем великого Харитона, ее основателя, освященная его святыми останками, она скоро достигла цветущего состояния и сделалась матерью прочих обителей Святой Земли. Многие великие отшельники, основавшие обители, сделавшиеся впоследствии знаменитыми, в ней положили начало иноческой жизни, каковы, например, Евфимий Великий, Феоктист, сопостник его, бывший игуменом одной из его лавр; в ней почерпнули они устав, который дали основанным ими обителям. Она считалась в числе первенствующих обителей палестинских, каковыми были: лавра Евфимия Великого, лавра Саввы Освященного и киновия Феодосия Великого. Время цветущего состояния лавры Фаранской – VI век. В VIII веке она еще существовала: имя ее встречается то в летописях церковных, то в послании того или другого епископа или аввы. В начале IX века, когда по причине междоусобиц между детьми Гарун-аль-Рашида настало для Палестинской церкви бедственное время, лавра Фаранская, подобно другим обителям, была на время оставлена иноками.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/drevnie-...

Иудейская пустыня, Вади Кельт (Нахаль Прат). Церковь Харитона Исповедника (?). Пещерная церковь /// Епархия неизвестна Церковь. Действует.   Год постройки:приблизительно 55 - 65. Адрес: Skete of Saint Chariton, P.O. Box 20164, Jerusalem 91200, Israel Координаты: 31.83333, 35.30002 Проезд:На территории Фаранской лавры Вопрос модератора :уточнить посвящение. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys.     На территории Фаранской лавры      Пещерная, или Старая церковь, сегодня – Харитона Исповедника (?)     Церковь расположена в 12 метрах над нижней точкой отвесного скального утеса в рукотворной пещере, высеченной повстанцами под началом Симона Бар-Гиоры в середине I века н.э. Церковь в пещере была освящена иерусалимским епископом Макарием приблизительно в 330 г. Примерно в полутора метрах ниже уровня пола церкви большая, полуовальная в плане выемка в утесе шириной в 10-15 метров пересекается скальной полкой толщиной в 2,5 м. В этой полке пробита вертикальная шахта, в которой ныне установлена металлическая лестница, подводящая к запирающемуся люку в верхней горловине шахты. От люка к входу в церковь ведет каменная лестница в шесть ступеней. К основанию металлической лестницы, ведущей к шахте и проходящей внутри нее, снизу подводит марш еше одной каменной лестницы в полтора-два десятка супеней. Сама церковь помещается в рукотворной пещере, высеченной в верхней западной части скальной выемки. В плане церковь представляет собой почти правильный прямоугольник размерами 8,2х6,2 м. Высота потолка в среднем составляет около 2 м. Алтарная часть – прямоугольной формы без полуциркульной апсиды. В восточной стене за алтарем неглубокая полуциркульная ниша, возможно, высеченная в качестве «замены» несуществующей апсиды, к югу от нее еще одна неглубокая ниша, видимо, служившая протезисом для подготовки святых даров для обряда проскомидии перед евхаристией. В полу церкви перед алтарной нишей имеются четыре высеченные в скале паза, вероятно, служившие в древности для закрепления ножек алтаря.

http://sobory.ru/article/?object=18573

Иудейская пустыня, Вади Кельт (Нахаль Прат). Церковь Кириака Отшельника. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Год постройки:приблизительно 1905 - 1910. Год утраты:Не установлен. Адрес: Skete of Saint Chariton, P.O. Box 20164, Jerusalem 91200, Israel. Координаты: 31.83333, 35.30002 Проезд:На территории Фаранской лавры. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты     На территории Фаранской лавры      Церковь Кириака Отшельника     После основания греками (т.е. Иерусалимской Православной церковью) своего скита ниже русского там была возведена церковь, посвященная Кириаку Отшельнику. Церковь эту упоминает в своей книге «Святая Земля» еп. Мефодий (Кульман): «В противоположной стене ущелья указывается среди многих других пещера преп. Кириака Отшельника, который веком позже подвизался вблизи обителей Харитоновых; малая дверь и круглое окно на головокружительной высоте приписываются его обиталищу. В связи с трудной доступностью этого места, преп. Кириаку посвящена церковка на дне ущелья, принадлежащая грекам и охраняемая семейством арабов, живущих рядом. Тут же неподалеку находится исток Фаранского ключа, заключенный теперь в бетонную плотину; вода в нем мягкая и сладкая». Как следует из этой реляции, в 1961 г. церковь была ещё цела. Сегодня она лежит в развалинах, нет и никакого «семейства арабов, живущих рядом».     По-видимому, греческий скит представлял собой комплекс нескольких построек разного назначения, объединенных в единое здание и включавших в себя и указанную церковь.     Нескольких слов заслуживает и привязка посвящения церкви к пещере (келье), где в VI веке подвизался преподобный Кириак. Еп. Мефодий, возможно, давно не перечитывал житие Кириака к тому времени, когда писал вышеприведенные строки, иначе он бы не выразился столь расплывчато о подвизании преподобного «вблизи Харитоновых лавр». В своем Житии Кириака Кирилл Скифопольский приводит подробную периодизацию жизни Кириака: «Он прибыл во святый градъ 18 лет, и оставался у иже во святых Герасима 9 лет, и в обители великого Евфимия 10 лет, и провел в лавре Сука, отличаясь в различных послушаниях, 39 лет, и в пустыне Натуфа, питаясь скилами, 5 лет; он безмолствовал в Сусакиме 7 лет, и в пещере иже во святых Харитона 5 лет, и, удалившись опять в Сусаким, 8 лет».

http://sobory.ru/article/?object=18688

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАНОНИКА [Канонике; груз. , ] (VI в.), прп. (пам. груз. 5 нояб.), дева, дочь к-польского вельможи, подвизалась отшельницей в Иорданской пустыне. Груз. версия кименного Жития К. содержится в рукописях НЦРГ. А 95 (Л. 628 об.- 631, X-XI вв.), Bodl. Ward. 1 (Л. 482-491, XI в.), НЦРГ. А 382 (Л. 73 об.- 75) и Н 1379 (Л. 320 об.- 323 об.) (XV в.); также сохранились 4 списка XVIII в. и 10 списков XIX в. В основу груз. Жития К. лег греч. текст из апофтегматических сборников о безымянной дочери синклитика (члена имп. совета), подвизавшейся в Иорданской пустыне (BHG, N 1318w; AnBoll. 1900. Vol. 19. P. 83; Flusin, Paramelle. 1982). По мнению Н. Мирашвили, опубликовавшей в 2007 г. груз. версию Жития и выявившей греч. оригинал, груз. перевод был выполнен не с греч. текста, а с его араб. перевода (текст араб. версии пока не обнаружен) ( Мирашвили. 2009. С. 161). В тексте Жития имя К. не названо ни разу. В греч. и древнейших груз. версиях Жития имя святой не было указано и в заглавии. В рукописи НЦРГ. А 95 оно было приписано в заглавии др. почерком, принадлежавшим писцу более позднего времени. Возможно, за имя собственное было принято греч. слово κανονικ (канонисса), взятое из заглавия близкой по сюжету истории о нагой канониссе (BHG, N 1449x). Эта история помещалась в сборниках после рассказа о дочери синклитика ( Flusin, Paramelle. 1982. P. 243, 295, 297, 300). Рассказ о К. ведется от лица мон. Силована (Силуана), жившего неподалеку от Фаранской лавры (близ Иерусалима). В греч. тексте монах назван аввой Силой (Силуан, Сильван - латиниз. форма имени Сила). Однажды, идя по пустыне к своему наставнику, подвизавшемуся в окрестностях мон-ря Каламон , Силован увидел следы, которые привели его в пещеру. Там авва обнаружил монаха, «на вид скопца или женщину». По просьбе монаха подвижница, взяв с него слово, что он не расскажет о ней никому, пока она жива, поведала свою историю. Когда К. исполнилось 18 лет, ее отец, к-польский вельможа, решил выдать ее замуж. Однако девушка под предлогом того, что перед свадьбой ей необходимо совершить паломничество, отправилась в Иерусалим. Поклонившись св. местам, К. раздала пожертвования по мон-рям и тайно от своей свиты удалилась в пустыню Капрата (в греч. версии Копрофа). Там она приняла монашеский постриг и, чтобы ее не нашли, переоделась в муж. монашеское одеяние. К. поселилась в пещере и прожила отшельницей в пустыне 28 лет. Силован оказался первым, кто обнаружил ее жилище. Он попросил у К. разрешения навещать ее, но, когда пришел на это место через неск. дней, не смог найти ее пещеру, «будто бы Бог позаботился об этом».

http://pravenc.ru/text/1470237.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010