Феодор скончался. Святой же Феофан, оплакавший его прекрасною песнию, дожил до тех дней, когда возсиял свет православия, и тьма ереси иконоборной, 120 лет смущавшей Церковь Христову, была совершенно прогнана. Вызванный с другими св. Отцами из заточения, по смерти Феофила, благочестивою супругою его Феодорою, он явился в Царьград, нося на лице своем явный знак блистательной победы над зловерием, и, по словам жизнеописателя, был среди Отцов, как Херувим среди Ангелов. Украсив торжественною песнию празднество возстановления св. икон, св. Феофан рукоположен был, св. патриархом цареградским Мефодием Исповедником, в митрополита знаменитой Никеи, после двадцатипятилетних (с 817 по 842 год) страданий за православие 213 . Св. Феофану Начертанному принадлежат следующие песнопения: 1) в Октоихе каноны: Ангелам, Апостолам и об умерших; 2) в Триоди Постной – каноны: в неделю Православия два, утрени и повечерия, в среду 4-й недели поста и четыре начальных песни первого канона в субботу Ваий; 3) в Триоди Цветной – каноны: Пресвятой Богородице в неделю Мироносиц, на Преполовение Пятьдесятницы и Св. Духу на повечерии Пятьдесятницы; 4) в Минеях четвертая стихира на литии 14 сентября, стихиры Богоявлению на хвалитех 2, 3, 4 и 5-го чисел января, пятая хвалитная стихира и канон праздника Благовещения Пресвятыя Богородицы. Кроме сих находятся в месячных Минеях следующие каноны его: патриарху Софронию, Феофилакту, епископу никомидийскому, Кириллу Адександрийскому, мученику Савину, мученикам Хрисанфу и Дарии, Стефану Чудотворцу. Георгию Победоносцу и Феодору Начертанному 214 . Исполнены духовного веселия и красот все песнопения св. Феофана, особенно же прекрасны его канон на Благовещение Пресвятыя Богородицы и стихирные песни на Св. светы явлений Господних. Канон на Благовещение составлен в форме разговорной по алфавиту до 8-й песни, которая вместе с 9-ю принадлежит св. Иоанну Дамаскину и также написана в виде разговора между Богоматерью и Архангелом благовестником. Св. Феофан в своих песнях распространил прекрасную песнь св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

В своем изъяснении 30-го ст. 9-й гл. того же послания: «Что убо речем? Яко языцы, не гонящии правду, постигоша правду, правду же, яже от веры», Еп. Феофан говорит: «Под правдою надо разуметь здесь все духовные блага о Христе Иисусе: отпущение грехов, получение благодати, благонастроение ею сердца и всякие добродетели, – чем всем восстановлялась правда, в естестве человеческом начертанная при создании и попираемая дотоле» 35 . Останавливаясь на словах Ап. Павла: «Царство Божие есть правда и мир, и радость о Духе Святе» 36 , Еп. Феофан слово правда изъясняет так: «Правда – не оправдание только и отпущение грехов, но внутренняя праведность... святость» 37 . В своем изъяснении 18-го ст. 5 гл. послания к Римлянам: «Тем же убо, якоже единаго прегрешением во вся человеки вниде осуждение; такожде и единаго оправданием (по-русски правдою одного) во вся человеки вниде оправдание жизни», Еп. Феофан говорит: «как прегрешением одного во всех людей вошло осуждение, – разумеется осуждение на смерть, – так оправданием Одного во всех людей вошло оправдание к жизни». Бл. Феодорит пишет: «Взирая на Адама, говорит апостол, не сомневайтесь в сказанном мною (т.е., что Бог спасает всех во едином Господе Иисусе Христе). Ибо если то истинно, как и действительно истинно, что когда преступил Адам заповедь, весь род приял на себя смертный приговор, то явно, что правда Спасителева всем. человекам устрояет жизнь». «Апостол, объясняет еп. Феофан, сказал: вниде оправдание жизни, давая разуметь, что спасительные силы благодати уже вошли в человечество, восприняты им и начали свое восстановительное действие... Не сомневайся, что вошла уже благодать сия, и спеши лишь воспользоваться ею, чтоб уничтожить пагубные следствия первого греха» 38 . В толковании 30-го стиха I-й главы первого послания к Коринфянам мы находим у Еп. Феофана такие слова: «Господь Иисус Христос – наша правда, потому что о имени Его дается отпущение грехов и благодать, укрепляющая на делание всякого добра» 39 . Как видим, Еп. Феофан под правдою, о коей Ап. Павел учит в приведенных местах своих посланий, разумеет основанное на крестной жертве Спасителя очищение или оправдание нас от первородного греха, а затем и от всех наших личных грехов и достижение нами святости возрождающею благодатию Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

  Кондак, глас 4: Языков ловец пречудный, и учеников Христовых собеседник, Апостолов предизбранный Филипп, днесь миру исцелений подает богатство, покрывает от обстояний того хвалящыя. Тем согласно зовем ему: спасай вся молитвами твоими Апостоле. Житие преподобного Феофана исповедника и творца канонов Преподобный Феофан родился от благочестивых родителей, живших в Палестине. Они были люди богобоязненные и особенно усердствовали в страннолюбии. Феофан имел брата, наименованного впоследствии за понесенные им от иконоборцев страдания — Начертанным [ 1 ]. Попечениями своих родителей, Феофан с братом своим Феодором обучились всякой книжной премудрости и были искусными философами [ 2 ]. Постигнув суету и непостоянство настоящего мира, «ибо проходит образ мира сего» (1 Кор.7:31), оставивши все, братья пришли в Лавру святого Саввы [ 3 ] и посвятили там себя иноческой жизни, в коей и подвизались ревностно, преуспевая в молитвах и во всех добродетелях. За свою добродетельную жизнь Феофан был удостоен пресвитерского сана. В то время началось безбожное гонение на святые иконы [ 4 ], которое волновало всю церковь Божию, и многие христиане за почитание святых икон подверглись гонениям и мучениям. Тогда сии премудрые учители и защитники православия были посланы иерусалимским патриархом [ 5 ], как бы агнцы к волку, к императору Льву Армянину [ 6 ] для обличения его злочестия. Пришед в Константинополь и представ пред сим богопротивником, они дерзновенно обличали его в злочестии. Вследствие сего братья-философы много пострадали, и не от одного только императора Льва Армянина, но и от других бывших после него, императоров Михаила Балбы и Феофила [ 7 ]. Они претерпели многоразличные мучения, раны и оковы, голод и жажду, ссылки и заклеймение лиц, заточения и другие бесчисленнейшие злополучия. В течение более двадцати лет, от 817-го до 842-го года, они были мучимы и гонимы иконоборцами. Среди сих бедствий, святой Феодор преставился [ 8 ], а Феофан дожил до наступления мира в Церкви. Сын Византийского императора Феофила, Михаил [ 9 ], приняв вместе с матерью своею Феодорою скипетр Византийских императоров, восстановил почитание святых икон, внес их в церкви Божии и возвратил из заточения всех святых мужей, страдавших за иконопочитание, оказывая всем им большие почести.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

В январе 1728 года Маркелл бежал оттуда в Москву, был пойман по распоряжению Феофана и привезен в Синод, но тут объявил за собой " государево слово " и был снова взят в Преображенский приказ, где продолжал писать на Феофана доносы; потом его отпустили в Симонов монастырь и приказали содержать под караулом, но караул этот не был строг. К этому времени двор переехал в Москву, совершилась коронация Петра II, затем - его смерть, призвание на престол Анны Ивановны. Потрясения, происходившие тогда одно за другим, многих погубили, но Феофан только пользовался ими, чтобы крепче утвердиться. Ловкий и проницательный, он смекнул, что затеи членов верховного тайного совета ограничить самодержавие со вступлением Анны на престол не осуществятся, что самодержавие слишком приросло к общественной русской жизни, и, несмотря на все свои подписки и обещания, Анна возвратит русскому престолу известную форму, от которой ее принуждали отречься. Феофан стал на сторону противников верховного совета; не смея пока открыто действовать против него, Феофан молчал, когда нужно было еще молчать, втайне смеялся над верховниками и побудил, прежде совершения присяги в смысле нового образа правительства, прочитать публично форму этой присяги. Верховники, не смея, со своей стороны, резко заявить своих намерений, создали тогда такую форму присяги, которую присягавшие не вполне, так сказать, раскусили. Феофану этого и было нужно, чтобы потом была возможность толковать, что дело понималось совсем не так, как его хотели представить сторонники ограничения царской власти. Когда Анна была встречаема в Москве, Феофан не посмел высказать ей публично того, что было бы ей приятно, но в своей речи, которую произносил перед нею, вставил несколько двусмысленных выражений, на которые впоследствии можно было указать, как на свидетельство его верности самодержавию. Есть известие (неизвестно - верно ли), что Феофан подарил Анне столовые часы, в которых под доскою государыня могла найти начертанное Феофаном наставление, как поступать ей.

http://sedmitza.ru/lib/text/435699/

Жизнь и творения Преподобного Феофана Начертанного Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 21, 1999 26 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 21, 1999 1 Преподобный Феофан Начертанный, епископ Никейский (или Никийский), столько прославляется святою Церковью как творец канонов, сколько же ублажается как исповедник Христов. “Писанием твоего всечестнаго и чистаго, мудре, лица, — говорится в каноне на день его памяти, — безбожных писания измазуеши” 2 . Не случайно, говоря о трудах преподобного Феофана, архиепископ Филарет Черниговский пишет: “Великий подвиг его для Церкви должен был начаться не в пустыне; этот подвиг был подвиг исповедничества” 3 . Ту же мысль находим в светильне службы святому, где наряду с признанием его песнописцем говорится о его мученичестве: “Феофане, Церкви явился еси песней сиянием и светом лица твоего, на немже Христовы язвы носил еси” 4 . Так входит этот исповедник Христов, носящий начертание Христовых язв на своем лице, в число песнопевцев Православной Церкви, составляющих основу ее богослужебно-литургиче­ского чина и являющихся оплотом литургического богословия. Преподобный Феофан и его старший брат преподобный Феодор Начертанный были детьми благочестивых родителей родом из Аравии 5 , в доме которых получили основательное образование. Биографы преподобного Феофана указывают, что родители его отличались особенным страннолюбием. В Минее есть канон на 22 сентября (его положено читать на повечерии), прославляющий память “преподобного Ионы пресвитера, отца Феофанова, творца канонов, и Феодора Начертанного”. Таким образом, Церковь не только совершает память обоих братьев, но ублажает и их отца. В 3-й песни этого канона говорится о детях преподобного Ионы: “Привел еси семя твое Господу” 6 . Нужно заметить, что у жизнеописателей преподобного Феофана мы не находим ссылок на этот канон, свидетельствующий об отце преподобных братьев. Однако архиепископ Филарет Черниговский указывает, что преподобные Феофан и Феодор продолжали свое образование в лавре “у одного пресвитера, сколько благочестивого, столько же и ученого” 7 . Вопрос о родителе преподобных, очевидно, нуждается в дальнейшем уточнении и исследовании. Был ли их отец пресвитером, или “благо­честивый пресвитер” был только учителем братьев?

http://pravmir.ru/zhizn-i-tvoreniya-prep...

Непорочнии в путь, аллилуиа: Заповеди Твоя, помилуй раба Твоего: Имя Твое, аллилуиа. Выше (2 ч., гл. 4, §11) было показано, что вся 17 кафизма, от второго слова: непорочнии, называется «непорочны». Подобным образом и здесь выражение: непорочнии в путь, которое поет с начала один на клиросе, и притом особенным некоторым напевом, означает то, что сию же 17 кафизму, именуемую непорочными или непорочнии в путь, должны начинать и все прочие тем же напевом с присоединением после всякого стиха сей первой статьи песни аллилуиа. Точно так же и пред второю статьею и с тою же целию один из клириков начинает: Заповеди Твоя, помилуй раба Твоего, – и пред третьею: Имя Твое, аллилуиа. Все это означает, что во второй статье, после каждого стиха, равно как и после слов: заповеди Твоя (вместо сего на русском языке стоит заповедем Твоим), должно присоединять слова: помилуй раба Твоего; а на третьей статье после первого же стиха и после слов: имя Твое, – должно прилагать: аллилуиа; – и все последующие стихи так же немедленно и теми же напевами должны петь все, как и окончательные стихи первых стихов предначал петь один. Все сии припевы здесь значат то же, что ирмосы или подобны, и суть такие частицы пред этими тремя статьями, которые подают ликам образ пения для всех последующих стихов статей положенных. §10 Шестое пою, и проч. Феофан, творец многих канонов, написал первый канон Безплотным; почему в Следованной Псалтири, в понедельник, над этим каноном его показано: первое ангелом пение; а шестой канон – (по порядку времени сочинения), – составленный им же на погребение мирских человек, и есть сей самый. Почему он и имеет надписание: шестое (т.е. шестой канон) пою отшедшему сладкопение. §11 Феофаново. Творец сего канона Феофан есть брат Феодора. Оба они именуются начертанными (о них, равно как и о причине наименования их начертанными, смотри в житии их декабря 26 дня). §12 Иоанна монаха. Св. Иоанн, по одному уже имени, есть известный Дамаскин, который не только житием и словом был превосходный учитель, исполненный всякого познания, – Божественного и человеческого, но и между песнописцами почитается в числе первых. §13. Почему умершие именуются усопшими

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Таковым, поддерживающим нашу душу в минуты тяжкого уныния или скорби, или печали, может быть и слово преподобного Феофана, слово, которое встречается в одной из обычных будничных служб, но обретенное — становится чудом, подкреплением, опорой. Не отринул еси, Христе, облещися в смердящаго 73 , — пишет преподобный Феофан в богородичне 3 песни канона преподобному Тихону Амафунтскому (16 июня). Именно это слово, острота этого слова, выражающего не только нашу греховность, но и крайнюю степень нашего падения, то, что мы в нашем грехе смердим , особенно поражает сердце. И спасает его, утешает, дает тихие и верные слезы то, что Христос облекся в смердящего, в каждого из нас — не отринул… облещися в смердящаго  — и тем восставляет его. Это переживание, этот опыт духовного утешения от слова преподобного песнописца и есть наше приношение святой памяти преподобного Феофана, его страданиям и трудам. Опыт смердящего, восстающего во Христе. Сурова была подвижническая жизнь преподобного Феофана Начертанного, каноничны и строги были строки его творений. Сурово и немногословно изображал он свое воспевание святых Божиих, и лишь только там, где воспевание его соприкасалось с опытом пережитого, с его собственной жизнью, слово его теплело, и он молил о сообитании и братстве . Из сурового хода своей судьбы, из постоянного предстояния границе бытия преподобный Феофан черпал свою близость к судьбам усопших и заботу о них и потому смог сказать незабываемые глаголы об их бытии, их упокоении, их утешении в жизни вечной. Его сердце всегда было сердцем христианина, а потому, по Апостолу, “потаеный сердца человек, в неистлении кроткаго и молчаливаго духа” (1 Пет 3:4), он хранил в себе источник умиления, который вдруг, будто против воли, изливался в утешительных глаголах некоторых его канонов, оживляющих сердца его братьев во Христе. Из этого же сердца исторгалась его хвала, его славословие образа Христова, Богоматери и всех святых, его живое исповедание Церкви и святого Православия. И отсюда же, из глубины этого “потаенного” сердца он воспел Христа как начало и конец и преполовение наших дней и открыл глубокую тайну, что Христос не отринул облещися в смердящаго , чем и утвердил законы духовной жизни для последователей Христовых.

http://pravmir.ru/zhizn-i-tvoreniya-prep...

Все же это не помешало расцвету новой палестинской школы мелодов, наиболее выдающимися представителями к-рой были преподобные Иоанн Дамаскин († ок. 750) и Косма Маюмский († 787). Вместе они создали значительный корпус гимнов различных жанров, различающихся по форме и богослужебному употреблению: стихиры, седальны, каноны. Песнопения (стихиры, седальны, также кондаки) могут иметь оригинальную мелодию (διμελον - самогласен ) или быть «слепками» (contrafacta) - подобнами (προσμοια), сделанными с мелодического образца - самоподобна (ατμελον). Преподобные Иосиф Песнописец, Феофан Начертанный и Феодор Студит. Роспись ц. вмч. Пантелеимона в Нерези. 1164 г. Преподобные Иосиф Песнописец, Феофан Начертанный и Феодор Студит. Роспись ц. вмч. Пантелеимона в Нерези. 1164 г. Система мелодических моделей присутствует и в гимнографическом каноне - комплексной многострофной поэме, насчитывающей до 9 песней (δα), состоящих из тропарей, припеваемых к библейским песням утреннего правила псалмопения. Каждая песнь гимнографического канона, в идеале тесно связанная с темой соответствующей библейской песни, включает строфу-модель - ирмос и идентичные ему по метрике и мелодике тропари. Собрания ирмосов записывались отдельно от тропарей в Ирмологии , чтобы облегчить применение мелодических моделей к текстам тропарей. Расцвет канона, по-видимому, происходил параллельно с важным новшеством в муз. области: введением в Палестине системы осмогласия - октоиха (κτηχος, так же стало называться и собрание гимнов, сгруппированных по ладовому признаку). Свидетельства греч., груз., слав., сир., арм. и лат. источников указывают на то, что принцип организации песнопений на основе ладово-мелодической системы октоиха появился в районе Иерусалима в VIII в. (см.: Jeffery P. The Earliest Oktoechoi: The Role of Jerusalem and Palestine in the Beginnings of Modal Ordering//The Study of Medieval Chant: Paths and Bridges, East and West: In Honor of K. Levy/Ed. by P. Jefferey. Woodbridge (Suffolk), 2001. P. 147-209).

http://pravenc.ru/text/387113.html

Став Патриархом, Иоанн ужесточил гонения на почитателей икон Став Патриархом, он ужесточил гонения на почитателей икон. Среди пострадавших за верность Православию исповедников выделяются высотой совершенного ими подвига и исключительным своеобразием постигшей их кары два брата – Феодор и Феофан Грапты, или Начертанные. В столице они были пришельцами с Востока, родились в Иерусалиме или в Аравии, в сирийской семье. Получив хорошее домашнее образование, они в юности поступили в палестинский монастырь Саввы Освященного. Старший из них, Феодор, получил там пресвитерское рукоположение. В Константинополь их направил Иерусалимский Патриарх Фома в правление Льва Армянина, чтобы они там смогли, обладая незаурядными богословскими познаниями, убедить Императора сойти с пагубного пути иконоборчества, на который тот вступил. Преуспеть в этом им не удалось, но многих колеблющихся христиан они отвратили от ереси, за что при Императорах-иконоборцах – Льве, Михаиле и Феофиле – подвергались не раз пыткам, заточениям, изгнаниям. И вот однажды, когда они находились в столице, Феофил, зная об учености братьев, «пригласил их в триклиний Лавсаика для открытого спора о вере. Скажите, проклятые, – сказал он, каким речениям из Писания верите, на что опираетесь, почитая идолов…” На что эти блаженные: Да заградятся уста, против Бога нечестие извергающие”» . Несмотря на столь оглушительное начало беседы, она все же продолжилась, и в ходе ее выяснилось, что Император пользовался поврежденным текстом Библии. И когда «блаженный Феофан… пальцем показал, где через три листа найти искомое, Царь уже не смог перенести его смелость и, сознавая его правоту, сбросил прежнюю маску великодушия, обнажил зверя и сказал: Негоже Царю терпеть оскорбления от таких людей”, а потом велел… дать по двадцать ударов и на лбу каждого… выжечь нелепые ямбы собственного сочинения» . Перед исполнением царского приказа святому Феодору было предложено хотя бы раз принять Причастие от руки священника-иконоборца, за что им обоим была обещана свобода. В ответ было сказано, что это все равно, как если бы вы сказали: «Позволь только отсечь тебе голову, а затем можешь идти, куда хочешь» . От этой пытки пошло прозвище святых братьев – «Начертанные». После истязания исповедников отправили в изгнание в Апамею, поместив их там в темницу. Святой Феодор из заточения вел переписку с еще одним исповедником, Мефодием, впоследствии возведенным на Патриарший престол.

http://pravoslavie.ru/140723.html

Придя же в Великую Церковь Божию, он призвал весь честной и православный народ, от мала до велика, с женами и детьми, и прежде всего митрополитов и епископов, пресвитеров и диаконов, монашествующих и пустынников, столпников и затворников, среди которых были вышеупомянутый иже во святых отец наш и великий чудотворец Иоанникий Олимпийский с преподобнейшим Арсакием, и Феодор, исповедник и игумен Студийский, и Феофан, также исповедник и игумен Великого Поля, и Михаил, святейший исповедник и синкелл из Святого Града, Феодор, монах и исповедник Начертанный, и Феофан Начертанный, митрополит Никейский и песнописец, и многие другие, державшиеся добродетели и православной веры даже до смерти 232 . Все они, сотворив общую молитву и бдение с постом и пролив много слез в первую неделю святой Четыредесятницы, панихидами и псалмопением постоянно умоляли Бога дать прощение и оставление грехов императору Феофилу. И вот с тех пор и доселе установлены панихиды в Великой Церкви Божией в первую неделю святой Четыредесятницы. И это что касается иже во святых священноначальника Мефодия – а честная и благочестивейшая августа Феодора тоже таким же образом вместе с синклитом с постом и милостыней, со слезами и возлежанием на земле, в рубище и пепле не переставала молить Бога дать прощение и оставление грехов своему супругу. И к концу первой недели, когда святая пятница подошла к рассвету, царица от многой скорби и говорения заснула. И оказавшись в исступлении, видит она во сне себя стоящей на форуме около колонны великого Константина 233 – а некие люди с шумом и криками проходят по большой улице, держа в руках разные виды пыточных инструментов, как то: розги, клинья, воловьи жилы, палки, и какое есть еще орудия мучений, и шествуют по дороге вверх 234 , а посреди них тащат, избивая, императора Феофила, обнаженного, с руками, связанными за спиной. Итак, когда августа Феодора увидела, как его столь позорно тащат и нещадно бьют, она, узнав его, последовала за уводящими его, плача и сетуя. И когда они достигли Медных ворот 235 , она увидела некоего великого и страшного мужа, сидящего на престоле перед страшной и святой иконой Господа нашего Иисуса Христа 236 . Туда-то и привели императора Феофила державшие его, и поставили напротив него связанным, как был. Честная же и боголюбивая жена его, обняв ноги восседавшего впереди страшного и славного царя, пала перед ним ниц, рыдая со многими слезами и умоляя за собственного мужа. И после того как она долго молила и била себя в грудь, страшный этот муж, открыв свои пресвятые уста, отвечал ей: «О женщина, велика вера твоя – итак, знай, что ради твоих слез и твоей веры, а также и просьбы и моления моих иереев, я даю прощение твоему мужу». И сразу с этими словами он повелел стоявшим рядом и державшим его, сказав так: «Развяжите ему руки и оденьте его, и отдайте его жене». И когда это было сделано, она, взяв его с судилища, которое видела, вышла, радуясь и ликуя, – и сразу проснулась.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010