977 Продолжатель Феофана пишет: «В северной же части две колонны из настоящего крапчатого камня отделяют его [Тетрасер, расположенный за Сигмой] от Мистирия, который не случайно получил такое наименование. Дело в том, что, подобно звучащей пещере, он возвращает слушающим звук той же силы. Если подойти к стене восточной или, пускай, западной конхи и тихо про себя что-нибудь сказать, то стоящий на противоположной стороне, приложив ухо к стене, может расслышать эти тихо произнесенные слова. Такое чудо там происходит» (Theoph. Cont. III 42). 978 Феодор и его младший брат Феофан, монахи из палестинской Лавры св. Саввы, в 813 г. прибыли в Константинополь, где были вовлечены в борьбу вокруг почитания икон. Как убежденные защитники иконопочитания, братья были отправлены в ссылку Львом V, но вернулись при Михаиле II. При Феофиле они были вновь высланы, а в июле 836 г. вызваны в столицу и, после допроса, подвергнуты наказанию: на их лицах были вырезаны обличительные стихи, сочиненные неким Христодулом. За это исповедники получили прозвание Начертанных (Γραπτο). Феодор, которому было за 60, умер 28 декабря 840 или 841 г.; Феофан пережил Феофила и после восстановления Православия (843) стал митрополитом Никейским; умер 11 октября 845 г. 980 χρυσ τοφα – от лат. tufa. Шлемы римских и византийских полководцев украшались пучками из конского волоса. 981 Перевод по PHK Sl 1 . В TL рассказ передан в существенно отличающейся (и, заметим, с технической точки зрения фантастичной) редакции: «...и, поднявшись на черепичную крышу Великой церкви, выпустил стрелу с веревкой в конного Юстиниана, созданного из бронзы. Когда стрела вонзилась туда, он сам, пройдя по веревке, привел в изумление зрителей и закрепил султан». 985 Продолжатель Феофана (III, 38) описывает этот эпизод несколько иначе: «В один из дней, поняв, что находится при последнем издыхании и умирает, приказал самодержец отрубить ночью голову Феофову и доставить ее ему как горькое и скорбное приношение умирающему. А когда, во исполнение приказа, ее принесли, схватил ее рукой за нос и сказал: «Теперь и ты не Феофов, и я не Феофил " ». Cp. Ps.-Sym. Р. 646.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А стоит лишь эту власть квалифицировать, как верховную, на что, по сказанному выше, уполно- —235— мочивает приравнение её к власти Государя в делах гражданского и воинского чина, – мы получим в приведённых словах Регламента формулу главенства Государя в церкви. А что в смысле именно главенства понимало эту формулу само русское законодательство, открывается из того обстоятельства, что указанные слова Регламента вошли в 42 статью I тома основных законов и снабжены примечанием, где Император именуется Главой Церкви 254 . Можно, конечно, утверждать и доказывать, как обыкновенно и делают, что последнее выражение едва ли удачно характеризует действительное отношение Государя к церкви 255 . Но мы уже сказали выше, что в вопросе о том, существует ли цезаре-папизм в русской церкви, нужно отличать законодательство от действительного положения дел. А мы в настоящем случае речь ведём только о первом. К сказанному можно было бы ещё присоединить, что в 6 пункте генерального Регламента Государь называется главой всех коллегий, следовательно, – и духовной. А затем, сохранилось известие, что в конце 1714 года Пётр, созвав духовных и светских сановников, торжественно объявил им что он хочет быть начальником российской церкви 256 . Чтобы не упрекнули нас в том, будто мы навязываем Регламенту мысли, каких он вовсе не содержит (хотя и приведённые данные должны уже в достаточной мере защитить нас от этого упрёка), мы считаем нужным указать ещё на одно обстоятельство, из которого открывается, что и сам Феофан, автор Регламента, понимал начертанный им образ отношений Государя к церкви в смысле понтификата или суммэпископата. Мы уже говорили, что Феофан вынужден был писать защитительные трактаты о новой форме церковного управления. Один из таких трактатов носил заглавие: „Розыск исторический, коих ради вин и в яковом разуме были и нарицалися императоры римстии, как язычестии так и христианстии, понтифексами или архиереями многобожного закона; а в законе —236— христианстем христианами государи могут ли нарещися епископы и архиереи, и в каком разуме“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Отцы собора старались подыскать другие экземпляры испорченных книг и по ним восстановить текст испорченных мест. Можно было бы ожидать, ввиду представления стольких случаев безжалостного истребления книг, что сами отцы собора с большей осторожностью отнесутся к доказательствам противной партии. К крайнему сожалению, нельзя, однако, скрыть, что на том же соборе был подан голос против всех сочинений, написанных против икон; этот голос требовал уничтожения их огнем и анафематствования 27 . До какой степени дошло в иконоборческую эпоху варварское обращение с так называемыми историческими справками, видим из общего огульного обвинения в плагиате и полного недоверия к приводимым из книг местам. Лучшим и красноречивым подтверждением тому служит состязание между царем Феофилом и братьями Феодором и Феофаном Начертанными 28 . Феофан привел одно место из пророчества Исайи, Феофил возразил ему, что место это не так читается, и, раскрыв находившуюся у него книгу, подтвердил справедливость сказанного. Феофан же стал кричать, что он перепортил и эту книгу, и все другие, какие только попадались ему под руку. «Пусть, – присовокупил он, – принесут ту книгу, которая находится в патриархии и лежит в библиотеке на таком-то месте, тогда я поверю». Послали за этой книгой и скоро принесли ее. Царь, развернув книгу, не мог скоро попасть на нужное место, собеседник его протянул руку и сказал: «Нужно перевернуть три листа, и там найдешь искомое место». Летописец рассказывает далее, как разгневанный такой дерзостью царь наказал братьев. В протоколах VII Вселенского собора сохранился обильный материал в защиту иконопочитания и в доказательство исконности обычая поклонения святым иконам. Для отцов собора 842 г. не предстояло необходимости вновь перерабатывать этот материал. В особенности важными для нас оказываются протоколы шестого заседания. В этом заседании Лев Асикрит сделал предложение рассмотреть акты иконоборческого собора 754 г. 29 и выслушать составленное уже заранее опровержение постановлений этого собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

К этому же времени, то есть к VII веку, исследователи относят появление первых житийных повествований о мученице Февронии . При этом, в частности, Ж. Бедьян считает, что изначально Мученичество было написано на сирийском языке, которое лишь позже было переведено на греческий, а затем на латинский языки . Однако существует противоположное мнение - о зависимости сирийской версии от греческой. Как бы то ни было, Житие или, по крайней мере, история мученичества Февронии на греческом языке в какой-то из редакций была известна Феофану Начертанному (скончался около 850 года), который составил где-то в первой половине IX века канон утрени в честь святой мученицы. Феофан в своем каноне приводит ряд фактов, свидетельствующих о существовании в его время либо Мученических актов, либо, как уже указано, одной или нескольких редакций Жития. Так, кроме само собой разумеющегося многократного упоминания о страданиях и мученической кончине святой Февронии, автор канона, хотя и вскользь, но вполне определенно говорит о ее аскетических подвигах (в пространном Житии говорится о ее сугубом постничестве и чрезвычайно изолированной жизни в монастыре ) и тщательном изучении Священного Писания , осмысливаемых как своего рода приуготовительный этап перед мученичеством. Также приводится ряд подробностей, встречающихся в распространенной версии Жития, дошедшей до нас. В частности, в третьем тропаре третьей песни, в первом тропаре четвертой песни и в еще нескольких местах говорится о рассечении тела мученицы; в последнем из указанных тропарей указывается также на пытку огнем, которой была подвергнута святая. Кроме того, в разбираемом литургическом тексте приводятся и некоторые другие подробности мучений и даже имена людей (что бывает довольно редко в канонах), фигурирующих в Житии: вырывание во время пыток зубов , указание на духовную наставницу Февронии по имени Вриения, упоминаются посланники императора по имени Селин и Лисимах . Все это несомненно говорит в пользу того, что Феофан пользовался если не таким же, то очень сходным с сохранившимся до нашего времени пространным Житием святой мученицы Февронии, хотя, понятно, остается неясным, в какой мере оно было похоже или отличалось в отношении объема текста и степени его литературной обработки.

http://bogoslov.ru/article/937588

145 Феофан Начертанный, еп. Никейский, исповедник за иконопочитание † 843 г.; написал довольно много канонов. 150 С греч. это предложение буквально «и победы (вин. п ) на врагов показывая прописью мысленно». Речь о надписи на явившемся кресте: «сим победиши». 157 Киприан Студит IX в, инок, по другим – архиепископ; от него сохранилось только несколько стихир. 165 φλαγγα – вин. п. от φλαγξ фаланга, боевой сомкнутый строй войска (собств. «продолговатый кусок чего-либо») 166 «Велиар» букв. с евр., где это слово читается «velial» – «негодность», «гадость», так называется сатана в Сивиллиных книгах и иудейских псевдонимических пророчествах; так передается слово «сатана» везде в сирийском переводе Библии. 169 Диавол назван Амаликом в виду того, что по отношению к этому врагу Израиля прообраз Креста впервые проявил силу 171 Воздвижению Креста усвояется сила умилостивления за грехи, как отражение крестной жертвы Христовой. 175 Льва императора, именно Льва VI Мудрого († 911 г.), автора многих др. стихир. Слав. «Деспот» – Δεσπτης – господин, государь. 176 κραταα от κρτος - " сила» со стороны ее применения, влияния, в отличие от «силы» вообще, физической и духовной – δναμις 181 πθος – у классиков – любовь к отсутствующему и потерянному, соединенная с желанием его, тоска; позднее – сильная любовь 183 Меткое указание на главную суть христианского праздника, песни в честь его. Издревле служба праздника от обычной отличалась сплошным пением всего (в западной церкви – даже Евангелия), почему называлась «песненным ( σματικ) последованием». 184 πανγυρις – всенародное собрание, наиболее торжественный праздник, на который собирался народ со всей страны (так назывались, напр., Олимпийские игры, Панафинеи и т. п ; ср «восплещем»). 188 κκκινου – багряное, багряница не названа ее обычным именем (порфира), т. к в данном случае ей дано необычное, посмеятельное употребление 199 Обычное окончание стихир, но по отношению к Кресту звучит сильно и знаменательно (значение Креста и самого по себе для христианского мира)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

В течение всего своего царствования преклонявшийся перед арабским искусством и культурой император Феофил был вынужден вести войны против арабов. Хотя внутренняя борьба и особенно принявшее формы социального протеста мятежное движение секты хуррамитов во главе с персом Бабеком и создали для халифа Мамуна (813–833) большие осложнения, однако в последние годы своего правления он настолько овладел положением, что с 830 г. смог возобновить приостановленную на долгое время войну против Византии. Византия была не в состоянии сконцентрировать все свои силы для войны в Малой Азии, поскольку одновременно должна была вести войну на Сицилии, ибо там арабское завоевание продолжалось, несмотря на все оборонительные усилия, и уже в 831 г. пал Панорм (Палермо). На восточной границе война шла с переменным успехом: то византийцы вторгались на вражескую территорию, и тогда Феофил справлял в Константинополе пышный триумф, то – причем чаще – арабы прорывались вглубь византийских земель, и тогда праздничное настроение императора быстро переменялось и он отправлял посольства, которые приносили халифу богатые дары и делали предложения о мире. Положение стало более серьезным, когда брат Мамуна, халиф Мутасим, преодолев смуты, обычные в державе халифов во время перемены на престоле, в 838 г. предпринял большой поход, который в отличие от прежних нападений был направлен не против приграничных крепостей, а против важнейших центров Малой Азии. Часть огромной армии Мутасима ударила в северо-западном направлении, разгромила в кровавой битве при Дазимоне (Дазмана) армию, которой командовал сам император, и захватила Анкиру. Между тем Мутасим с основной частью войска 12 августа взял приступом Аморий 463 . Это событие произвело в Византии ошеломляющее впечатление, ведь Аморий был важнейшей крепостью фемы Анатоликов и, кроме того, родным городом правящего дома. Даже на Западе, в державе франков и в Венеции, император искал помощи против арабов 464 . Иконоборчество пережило при Феофиле свой последний подъем. В 837 г. предводитель иконоборцев Иоанн Грамматик взошел на патриарший престол, после чего вновь началось строгое преследование иконопочитателей 465 . Как и во времена Константина V, борьба с иконами перешла в борьбу с монашеством. Мученичество особого рода выпало на долю братьев Феодора и Феофана из Палестины: им на лбу каленым железом были написаны иконоборческие стихи, из-за чего они получили прозвание «Начертанных» ( γραπτο). Из двух братьев Феофан, собственно, и был поэтом, известным своими стихотворными похвалами святым иконам; после восстановления православия он служил митрополитом в Никее.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Надобно прибавить еще, что эти антологии были положены на гласы, как и песни церковные, что содержание их соображалось с празднуемым церковным событием дня, в который происходили церимониальные выходы, но в своем заключении, а иногда и в общем строе оне непременно содержали приветствие царю и молитву о благоденствии его. Этою-то последнею чертою βασιλκια τροπρια и отличались от тропарей и вообще песней специально-церковного содержания. Византия средних веков имела обширное собрание произведений этого рода лирики и притом записанных отдельно, но время лишило нас этой отрасли поэзии, и мы можем познакомиться с нею лишь по образцам, сохранившимся далеко невполне в кодексе византийского обрядника; но чтобы судить о ней и этих образцов довольно. Судя по аналогии, и остальные произведения не представляли ничего особенного и отличались показным характером. Девятым-десятым веком закончился период самостоятельного развития церковной лирики на востоке, и ее главные мотивы были исчерпаны. В это время успели выработаться и сформироваться главнейшие формы церковной службы, сложился полный месяцеслов с твердо установившимся кругом праздников и памятей. Феофан Начертанный и Иосиф Песнописец († 883) составили каноны святым на целый год, а на некоторые дни по два и более. В связи с этим распорядком церковного года и составлением полных служб на каждый день месяца была закончена главная работа гимнографов. Появились полные месячные минеи, тогда как прежде существовали только праздничныя. От XI века мы уже имеем списки греческих и славянских служебных миней как в заграничных, так и наших московских рукописных собраниях. До Иосифа Песнописца существовало всего-навсего до 200-т канонов на дни праздников и святых; но как должно было возрасти это число, когда он один составил более 220-ти. Пора оживленной, можно сказать, лихорадочной деятельности на этом поприще миновала с этими великими тружениками-литургистами, и дальнейшая судьба церковной гимнографии на востоке представляет движение слабое и медленное в направлении, положенном песнописцами VIII–X веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

И после смерти каждого бывает решение участи его; но это решение есть только предначинательное, окончательное же решение будет произнесено на страшном суде, по воскресении, чтоб как праведные, так и грешные получили полное и по телу и по душе воздаяние за дела, соделанные с телом. Так извольте думать, – и, чтоб вам меньше путаться в понятиях о предметах веры, прочитайте со вниманием православный Катихизис и усвойте содержание его. Затем, читайте Евангелие и Послания апостольские, и книги духовного содержания. Знаю, что у вас много трудов; но достаточно, если определите на это воскресные и праздничные дни, в которые, конечно, не работаете. Слышанное вами, будто в час смерти открывается тайна Пасхи, очень неопределенно, чтоб можно было сказать на это что-либо определенное. Что это за тайна Пасхи? В Пасху празднуем воскресение Христово, которое есть образ, начаток и залог и нашего воскресения. Если это тайна Пасхи, то что ей открываться, когда она известна? Разве, может быть, не печатлеется ли в душе, разлучающейся с телом, особое некое удостоверение, что это разлучение, поставляющее ее в неестественное для нее положение, только на время и что по прошествии этого времени она опять соединится с своим телом. Ибо, по Апостолу, мы «не хощем совлещися, но пооблещися», так, однако же, чтобы «мертвенное сие (тело) пожерто было животом» (ср.: 2Кор. 5, 4 ). Душа и доселе веровала, что будет воскресение; но как смерть и в ней производит большое сотрясение, то такая вера может выпадать и повергать душу в крайнее смущение. Почему в утешение ей в момент разлучения ее с телом, может быть, и дается ей сокровенное некое удостоверение в будущем воскресении. Больше этого не умею, что вам сказать. Но вы лучше сделаете, если станете пропускать мимо ушей все новости о предметах веры, лишние против образа веры, начертанного в Символе веры и истолкованного в Катихизисе. Неопределенно также и то, что вы слышали от ученого священника, будто мы друг другом спасены будем, как бы ни жили. Напрасно вы тогда же поподробней не расспросили его об этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Мефодий довольно быстро занял высокое положение в окружении патриарха Никифора – к 813 г., то есть не будучи еще, вероятно, даже положенных 25 лет от роду, он стал его архидиаконом 150 . После низложения Никифора Мефодий отправился в Рим с чрезвычайно важной дипломатической миссией, которую выполнил с блеском, причем был и рукоположен папой в священники. Получив известие о гибели Льва V, будущий патриарх поспешил обратно в Константинополь с посланием папы Пасхалия, в котором тот, в частности, требовал восстановления на престоле Никифора. Михаил II расценил действия Мефодия как изменнические и заточил его сначала в дворцовую тюрьму Преторий, потом на о. Антигону (Принцевы о-ва в Пропонтиде), а затем, когда появился памфлет, предсказывавший смерть императора 151 , – на о. св. Андрея у мыса Акритас, уже упоминавшийся в гл. I 152 . Там Мефодий и пробыл в очень суровых условиях много лет, пока Феофил не вызвал его в Константинополь. Во время своего заточения, несмотря на все ограничения, будущий патриарх не только занимался литературной деятельностью (в этот период им были написаны Жития Феофана Исповедника и Евфимия Сардского), но и поддерживал связь с другими православными исповедниками. После смерти Никифора в 828 г. Мефодий слыл среди них богословом и знатоком Священного Писания . В результате авторитет его возрос настолько, что в 843 г. среди иконопочитателей не оказалось никого другого, кто мог бы рассматриваться как кандидат на патриарший престол в случае восстановления Православия. Однако этот авторитет явно основывался гораздо более на личных заслугах, нежели на «партийной» лояльности. Существовали и другие обстоятельства, которые, вероятно, облегчали для правительства Феодоры согласие на рукоположение Мефодия патриархом Константинопольским. Дело в том, что последний, будучи в какой-то степени пришельцем, не был связан кровнородственными узами с участвовавшими в борьбе за власть группировками византийской аристократии, в том числе и с той, которая имела все основания быть недовольной потерей части своего влияния при Феофиле. Среди ближайших соратников Мефодия тоже было много людей, не вовлеченных прямо в эту борьбу. К примеру, Михаил Синкелл и Феофан Начертанный прибыли из Палестины, то есть вообще из-за границы, а такие отшельники и подвижники как Иоанникий, Иларион Далматский и, возможно, Исайя Никомидийский держались в стороне от политики, несмотря на свои широкие контакты с представителями всех слоев общества, включая и правящую элиту.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1. Моисей во гневе сокрушил Богом созданные скрижали, начертанные Божественным Духом, а Владыка его, сохранив Свою Матерь нетленною, ныне вселил Ее в небесных обителях. Ликуя с Нею, будем взывать Христу: «Благословен Ты, отцов и наш, Боже препрославленный. 2. Кимвалами чистых уст, стройною свирелью сердца, благозвучною трубою возвышенного ума, в благознаменитый нарочитый день преставления Чистой Девы будем восклицать, ударяя руками дел: «Благословен Ты, отцов и наш Боже препрославленный. 3. Соберитесь, богомудрые люди, ибо вместилище славы Божией из Сиона переселяется в небесное жилище, где чистый голос празднующих, голос неизреченного веселия, и в радости взывающих Христу: «Благословен Ты, отцов и наш Боже препрославленный». Песнь 8 Ирмос: Всесильный Ангел Божий показал для отроков пламя окропляющим росою праведных и в то же время сожигающим нечестивых; Богородицу же Он сделал источником жизни, источающим разрушение смерти и жизнь для поющих: мы, искупленные, воспеваем и превозносим Одного Создателя во все веки. 1. Все множество богословов в Сионе следовало за Божественным Ковчегом Святыни, так восклицая: «Куда отходишь Ты ныне, Вместилище живого Бога? Не перестань призирать на поющих с верою: «Одного Создателя будем воспевать, избавленные, и превозносить во все веки». 2. Всенепорочная, отходя как бы с воздетыми руками, носившими Бога во плоти, с дерзновением, как Матерь, говорила Рожденному Ею: «Тех, которых Ты вручил Мне, сохраняй во веки, восклицающих Тебе: «Одного Создателя будем воспевать, избавленные, и превозносить во все веки». Припевы: 1. Ангелы, увидев успение Пречистой, удивились, как Дева восходит с земли на небо. 2. Величай, душа моя, честное переселение с земли на небо Божией Матери. Песнь 9 Ирмос: Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая; в рождении сохраняется девство и со смертью сочетается жизнь. Пребывая по рождении девою и по смерти живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, Твой народ. 1. Изумлялись ангельские Силы, видя Своего Владыку в Сионе, принимающего руками Своими душу Жены, ибо Он пречисто родившей Его вещал, как подобало Сыну: «Иди, Честнейшая, прославиться вместе с Сыном и Богом».

http://predanie.ru/book/217397-bogosluzh...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010